УДК вН.777:[в!8.282 + 615.284]
Канд. мед. наук Я. В. Бессмертнова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ БЕНАЦИЛА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Львовский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии
Бенацил (1 -феноксиацстнл-2-метоксикарбонил-ами-нобеизимидазол) — новый перспективный отечественный препарат, применяемый в качестве фунгицида и антигельминта. Это белое хлопьевидное вещество, плохо растворимое в воде и органических растворителях с 98% действующего начала. Используется в виде 50% смачивающего порошка.
В процессе производства и применения бенацила в народном хозяйстве возможно поступление его со сточными водами в водоемы хозяйственно-бытового назначения, что послужило основанием для проведения экспериментальных исследований с целью определения ПДК этого вещества в воде водоемов.
В основу исследований положена общепринятая методическая схема определения воздействия на санитарные условия жизни и здоровье населения поступающих в водоемы промышленных сточных вод и содержащихся в них вредных веществ. При внесении бенацила в модельные водоемы он располагается на поверхности воды и частично оседает на дно. При органолептической оценке воды, содержащей препарат, выявлено, что он придает ей слабый ^специфический запах. На основании закрытой бригадной одорации установлено, что порог восприятия запаха воды при 20 °С находился на уровне 95,7 мг/л, практический предел на уровне 143,5 мг/л. Повышение температуры до 60 °С и хлорирование воды не оказывали выраженного влияния на порог восприятия запаха. Стабильность вещества определяли по изменению интенсивности запаха в воде. Отмечено, что на уровне 2 баллов она значительно снижалась через 1 сут, а окончательно запах исчезал на 5-е сутки. Влияние бенацила на общий санитарный режим водоемов и процессы самоочищения воды от органических загрязнений определяли путем исследования динамики биохимического потребления кислорода (ВПК) и процессов нитрификации. Проведено 4 серии опытов с веществом в концентрациях от 1 до 300 мг/л. Установлено, что в количествах 100 и 300 мг/л он снижает ПБК на 21 — 32%. Процесс угнетения последнего коррелировал с угнетением роста сапрофитной микрофлоры. При укаэан-ф ных концентрациях отмечалось также незначительное снижение процессов нитрификации. Концентрации препаратов 1 и 10 мг/л на ВПК не влияли.
Параллельно в этих же модельных водоемах определяли растворенный кислород, окисляемость, активную реакцию воды. Во всех примененных концентрациях бенацил не оказывал выраженного влияния на эти показатели. Острую токсичность бенацила изучали на белых крысах и мышах. Препарат вводили в 2% водно-крахмальном растворе из расчета 2—15 г/кг. Согласно полученным данным, в группе крыс и мышей, получивших 15 и 10 г/кг соответственно, погибло по 1 животному в 1-е сутки после затравки; в последующие 2 нед гибели животных не отмечено.
Клиническая картина отравления большими дозами бенацила у крыс и мышей практически одинакова и характеризовалась симптомами поражения центральной нервной системы — животные становились вялыми, малоподвижными. На тактильные и болевые раздражения реакции были резко снижены, нарушалась координация движений. Спустя 3—4 ч состояние их восстанавливалось и по дрнешнему виду и поведению они не отличались от контрольных. Результаты острых опытов свидетельствуют о малой токсичности препарата.
В специальном 20-дневном опыте при ежедневном введении крысам максимально возможной одноразовой дозы (6 г/кг) изучали кумулятивные свойства бенацила. На про-
тяжении опыта погибли 2 крысы из 10, что свидетельствует об отсутствии у препарата выраженных кумулятивных свойств.
Учитывая то, что даже малокумулятивные химические соединения при длительном введении в организме могут давать неблагоприятный эффект, мы провели хронический эксперимент на 4 группах белых крыс массой 150—170 г, 5-я группа служила контролем. Подопытные животные получали препарат в 2% водно-крахмальной эмульсии в течение 6 мес по 5 раз в неделю. Контрольные крысы получали раствор крахмала в эквивалентных количествах.
В качестве минимальной была избрана доза бенацила 0,5 мг/кг, которая соответствовала недействующей концентрации (10 мг/л) по влиянию на общий санитарный режим водоемов, следующая доза (5 мг/кг) соответствовала порогу ощущения запаха П00 мг/кг). Две следующие дозы были равны 50 и 500 мг/кг.
Поскольку механизм действия бенацила не изучен и литературные данные о его биологической активности отсутствуют, при подборе тестов для оценки токсичности препарата мы исходили из его химического строения и некоторых данных литературы о действии подобной группы веществ на организм. В качестве основных показателей для оценки токсического действия бенацила мы избрали морфологический состав периферической крови, активность некоторых окислительно-восстановительных ферментов (каталазы, пероксидазы), активность холинэсте-разы крови и аминотрансферазы сыворотки крови, количество SH-групп и сахара в крови. Исследовали влияние вещества на функциональное состояние центральной нервной системы с помощью суммационно-порогового показателя (СПП). На заключительном этапе санитарно-токсико-логического эксперимента определяли сорбцию витального красителя внутренними органами и количество аскорбиновой кислоты в надпочечниках.
Опыты показали, что длительное пероральное введение бенацила в организм животных в дозах 0,5 и 5 мг/кг не приводит к нарушению функционального состояния органов крыс. Действие изучаемого препарата в дозе 50 мг/кг выразилось в повышении количества SH-rpynn крови и активности каталазы и пероксидазы в начале второй половины затравочного периода.
У животных, получавших наибольшую дозу бенацила (500 мг/кг), наблюдалось увеличение массы тела на 25— 39% по сравнению с контролем. К концу опыта обнаружено статистически достоверное снижение числа лейкоцитов в крови. При оценке динамики активности пероксидазы и каталазы установлен волнообразный характер изменений. Активация обоих ферментов наблюдалась в середине эксперимента (Р<0,05), к концу опыта активность пероксидазы значительно снижалась, а каталазы вновь повышалась. Нарушения белкового состава крови проявились в увеличении содержания SH-групп, в крови, что может быть обусловлено нарушением окислительно-восстановительных процессов в печени, а также общетоксическим действием препарата. Повышение СПП свидетельствовало о снижении возбудимости центральной нервной системы (Р<0,05), что проявилось во второй половине опыта.
Полученные данные позволяют считать дозу бенацила 50 мг/кг пороговой, а 5 мг/кг максимально недействующей в хроническом санитарно-токсикологическом эксперименте.
В токсикологическом отношении значительный интерес представляло изучение возможности местнораздра-жающего и кожно-резорбтивного действия препарата.
В условиях нашего эксперимента действие бенацила на кожу изучено как при однократной, так и при повтор-
ной аппликации его на выстриженный участок кожи морских свинок и крыс. Препарат исследовали в нативном виде, а также в 50 и 75% растворах. ВлияниеГбенацила на слизистую оболочку глаз изучали при однократной инстилляции его в конъюнктивальный мешок кроликов.
Полученные результаты свидетельствовали'о том, что бенацил не оказывал кожно-резорбтивиого и местноразд-ражающего действия однако при длительном нанесении нативного препарата на кожу замедлялся рост шерсти у животных.
Сопоставляя результаты проведенных исследований, можно заключить, что лимитирующим признаком вредности бенацила при поступлении в водоем следует считать общесанитарный. При концентрации бенацила в воде на уровне 10"мг/л нет оснований ожидать неблагоприятного влияния его на условия водопользования и организм теп-локровпых животных, поэтому указанная концентрация может быть рекомендована в качестве предельно допусти- Ч мой для воды водоемов.
Поступила 12/1X 1979 г.
УДК 614.777 + 628.191]:[547.257.3:878.€44.35
А. А. Королев
ОБОСНОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМАТИВА ГЕКСАНИТРОКОБАЛЬТИАТА КАЛИЯ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
г, Гексанитрокобальтиат калия (ГНКК) — комплексное химическое соединение, применяемое в производстве полимеров и красителей. ПДК в воздухе производственной зоны установлена по веществу на уровне 20 мг/м3. Основанием для проведения наших исследований послужило отсутствие гигиенического норматива этого соединения в воде водоемов.
в подостром опыте доз ГНКК 1/125 и 1/625 ЬО50 (табл. 1), что послужило основанием отказаться от дальнейших исследований по оценке гонадотоксического действия этого вещества.
На основании результатов изучения острой токсичности и кумулятивности прогнозировали возможную недействующую и пороговую дозы вещества в хроническом^
Таблица 1
Функциональное состояние сперматозоидов при интоксикации ГНКК в условиях подострого опыта (средние данные); М±т
Доза, мг/кг Общее число сперматозоидов, млн. Подиижпость, мин Осмотическая резистентность, % Кислотная резистентность. рН % дегенеративных форм
40 200 78+10,4 90+12,0 185+11,9 177+15,2 3,1+0,35 3,2±0,40 4,3+0,25 4,0+0,60 18,3+1,77 20,1 ±2,4
Контроль 83±9,9 192±16,4 2,8±0,55 4,2+0,48 21 ,б±2,8
Наличие 6 нитрогрупп в молекуле ГНКК позволяло предполагать его достаточно высокую токсичность, поскольку, по мнению К. Лос, токсичность нитросоедине-ний возрастает с увеличением числа нитрогрупп в их молекулах. Однако острые опыты показали, что ГНКК малотоксичен: ЬО50 для белых мышей и крыс определены на уровне 23,7 и 25,0 г/кг соответственно. Отсроченная гибель животных (на 2—5-е сутки) свидетельствовала о возможной высокой кумулятивности вещества (Б. М. Штаб-ский).
В опыте по оценке кумулятивности, проведенном на белых крысах, испытаны 3 дозы ГНКК: 40, 200 и 1000 мг/кг. Препарат вводили в растительном масле в течение И/2 мес. Изучали динамику массы тела, состояние периферической крови, активность холинэстеразы, альдолазы, це-рулоплазмина, аланиновой и аспарагиновой трансами-наз, содержание БН-групп и (5-липопротеидов в сыворотке крови и гистамина в крови, динамику суммационно-порогового показателя (СПП). Посмертно определяли коэффициенты массы внутренних органов, в том числе семенников и щитовидной железы, оценивали функциональное состояние сперматозоидов. Результаты подострого опыта с ГНКК свидетельствовали о его высокой кумулятивности: доза, равная 1/625 ЬО&0, по ряду тестов оказалась действующей.
Вместе с тем не выявлено влияния на функциональное состояние сперматозоидов 2 наименьших из^испытанных
Таблица
Мутагенная активность ГНКК. изученная методом доминантных летальных мутаций (средние данные); М + т
Доза ГНКК. мг/кг
Показатель Контроль
0,С5 0.5
Масса плодов, г 3,8+0,50 4,05±0,7 3,95±0,29
Размер плодов, мм:
длина 37,5+4,43 38,90+5,3 38,40+3,22
ширина 14,3+2,10 15,10+1,8 14,80+1,27
Масса плаценты, г 0,6±0,04 0,59+0.06 0,60+0,05
Размер плаценты,
мм 15,2+1,60 15,4+2,00 15,00+1,73
Число желтых тел 11,5±0,90 12,50±1,35 12,00±1.41
Число плодов:
живых 10,5+0,70 11,00+ 1,30 11,00+0,98
мертвых о" 0 0 й
Число мест резорб-
ции 1,0 1,5 1,0
Уродства и анома- 0
лии 0 0