Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОПРЯЖЁННЫЕ СЛОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОПРЯЖЁННЫЕ СЛОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛЯТОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЕ РЕЖИМ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТЕОРИЯ ПРАВА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дегтярев Михаил Владимирович

Статья посвящена осмыслению и объяснению тематического горизонта экспериментального законодательства. Автор объясняет суть метода экспериментального законотворчества. В статье указано, что экспериментальное законодательство является неотъемлемым элементом современных регуляторных технологий. Представлен авторский концепт объяснения существенных признаков экспериментального нормативного правового акта (закона, подзаконного акта) или акта технического нормативного регулирования. Автор статьи подробно показывает и объясняет возможные «побочные» негативные эффекты и иные проблемы дефектного задействования экспериментальных правовых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL LEGISLATION: CONCEPT, CONJUGATED COMPLEXITIES AND PROBLEMS

The article is devoted to comprehending and explaining the thematic horizon of experimental legislation. The author explains the essence of the method of experimental lawmaking. The article indicates that experimental legislation is an integral element of modern regulatory technologies. The author's concept of explaining the essential features of an experimental normative-legal act (law, by-law) or an act of technical normative regulation is presented. The author of the article shows and explains in detail possible “side" negative effects and other problems of defective use of experimental legal regimes.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОПРЯЖЁННЫЕ СЛОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1329_2020_10_199

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:

ПОНЯТИЕ, СОПРЯЖЕННЫЕ СЛОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

ДЕГТЯРЕВ Михаил Владимирович, кандидат юридических наук. E-mail: mvdegtyarev@adm.khv.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена осмыслению и объяснению тематического горизонта экспериментального законодательства. Автор объясняет суть метода экспериментального законотворчества. В статье указано, что экспериментальное законодательство является неотъемлемым элементом современных регуляторных технологий. Представлен авторский концепт объяснения существенных признаков экспериментального нормативного правового акта (закона, подзаконного акта) или акта технического нормативного регулирования. Автор статьи подробно показывает и объясняет возможные «побочные» негативные эффекты и иные проблемы дефектного задействования экспериментальных правовых режимов.

Abstract: The article is devoted to comprehending and explaining the thematic horizon of experimental legislation. The author explains the essence of the method of experimental lawmaking. The article indicates that experimental legislation is an integral element of modern regulatory technologies. The author's concept of explaining the essential features of an experimental normative-legal act (law, by-law) or an act of technical normative regulation is presented. The author of the article shows and explains in detail possible "side" negative effects and other problems of defective use of experimental legal regimes.

Ключевые слова: законодательная деятельность, регуляторные технологии, экспериментальный правовое режим, экспериментальное законодательство, теория права, административное право.

Keywords: legislative activity, regulatory technologies, experimental legal regime, experimental legislation, theory of law, administrative law.

Вводная часть

Экспериментальное законодательство (франц. -«législation expérimentale», англ. - «experimental legislation») - неотъемлемый элемент современного Регтеха1, однако имеет существенно более длительную историю, нежели сама идея Регтеха.

Вопрос о возможностях и способах интегрировать экспериментальный стандарт в законотворческо-законода-тельный порядок сегодня имеет высокую актуальность и нуждается в серьёзном, глубоком научном осмыслении. При этом хроническое отсутствие глубокого осмысления точного измерения законодательной базы и способов её системного совершенствования, в том числе методами экспериментального законодательства, делает эту задачу ещё более важной. Надлежаще-глубокое понимание этого всего долгое уже время ускользает в имеющихся научных работах.

Тематику эксперимента в праве и в законодательной деятельности давно уже поднимают разные авторы, в их числе - Уильям Джевонс (William S. Jevons)2, Александр Флюкиже (Alexandre Fluckiger)3, Джеймс Стэнли Уильямс (James Stanley Williams)4, Джордж Корнуэлл Льюис (George Cornewall Lewis)5, Леон Донна (Léon Donnat)6, Джон Дьюи

1 См.: Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика

B.С. Стёпина и юридическая наука / Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 176 с. Залоило М.В. Современные юридические технологии в правотворчестве / Под ред. Д.А. Пашенцева. - М.: НОРМА, 2020. - 184 с. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 1. -

C. 224-234. Понкин И.В. Концепт машиночитаемого и машиноисполняемого права: актуальность, назначение, место в РегТехе, содержание, онтология и перспективы // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. -Vol. 8. - № 9. - С. 59-69.

2 Jevons W.S. Experimental Legislation and the Drink Traffic // Contemporary Review. - 1880, January - June. - Vol. XXXVII. - P. 177-192.

3 Fluckiger A. (Re)faire la Loi: Traité de légistique à l'ere du Droit souple. - Berne: Stampfli Editions, 2019. - xiv; 761 p. - P. ix-x.

4 Williams J. Experiment in Legislation // Law Magazine and Review. - 1889. - 299 p.

5 Lewis G.C. A Treatise of the Methods of Observation and Reasoning in Politics.

Vol. I. - London: John W. Parker and son, West Strand, 1852. - xii; 480 p.

(John Dewey)7, лиус Офнер (Julius Ofner)8, Лестер Баррелл Шипе (Lester Burrell Shippee)9, Ноэл Даулин (Noel T. Dowling)10, Данкен Дерретт (J. Duncan M. Derrett)11, Б. Инглис (B.D. Inglis)12, К. Вэа (K.C. Wheare)13, Грэм Купер (Graeme S. Cooper) и Майкл Вензель (Michael Wenzel)14, Гийом Драго (Guillaume Drago)15, София Ранчедас (Sofia Ranchordás)16, Жак Шевалье (Jacques Chevallier)17, Жан Булуи (Jean Boulouis)18, Кристиан Гамалё Камени (Christian Gamaleu Kameni)19, Лоран Дофэн (Laurent Dauphin)20 и др.

6 Donnât L. La Politique Expérimentale. - Paris: C. Reinwald, 1885. - 496 p.

7 Dewey J. The Public and its Problems: An Essay in Political Inquiry. - New York: H. Holt and Company, 1927. - vi; 224 p. Dewey J. The Quest for Certainty: A Study of the Relation of Knowledge and Action / Gifford Lectures. - London: George Allen & Unwin, Ltd., 1929. - 302 p.

8 Ofner J. Das Experiment im Recht. Vortrag, gehalten in der Juristischen Gesellschaft in Wien am 28. Dezember 1881 // Beiträge zur exakten Rechtswissenschaft. - Vienne: Im Selbstverlage des Verfassers, 1882. - 12 p.

9 Shippee L.B. Washington's First Experiment in Direct Legislation // Political Science Quarterly. - 1915. - Vol. 30. - № 2. - P. 235-253.

10 Dowling N.T. Department of current legislation: A New Experiment in Ratification // American Bar Association Journal. - 1933. - Vol. 19. - № 7. - P. 383-387.

11 Derrett J.D.M. The Hindu Succession Act, 1956: An Experiment in Social Legislation // The American Journal of Comparative Law. - 1959. - Vol. 8. - № 4. - P. 485-501.

12 Inglis B.D. The New Zealand Experiment in Divorce and Nullity Legislation // The International and Comparative Law Quarterly. - 1965, Apr. - Vol. 14. - № 2. - P. 654659.

13 Wheare K.C. Controlling Delegated Legislation: A British Experiment // Journal of Politics. - 1949, Nov. - Vol. 11. - № 4. - P. 748-768.

14 Cooper G.S., Wenzel M. Testing Alternative Legal Paradigms: An Experiment in Designing Tax Legislation // Law & Social Inquiry. - 2009, Winter. - Vol. 34. - № 1. -P. 61 -94.

15 Drago G. Expérimentation et Constitution // AJDA. - 2002. - P. 989.

Drago R. Le droit de l'expérimentation // Mélanges François Terré. - Paris: Dalloz; PUF, 1999. - P. 229.

16 Ranchordàs S. Time, Timing, And Experimental Legislation // Theory and Practice of Legislation. - 2015. - Vol. 3. - № 2. - P. 135-139. Ranchordàs S. Constitutional Sunsets and Experimental Legislation: A Comparative Perspective. - Cheltenham (UK): Edward Elgar, 2014. - viii; 238 p.

17 Chevallier J. Les lois expérimentales. Le cas français // L'écriture du droit. Face aux technologies de l'information / Sous la direction de Danièle Bourcier et Claude Thomasset; préface de Jean Carbonnier. - Paris: Éditions Diderot, 1996. - P. 167-203. Chevallier J.

, Crans-sur-Sierre, 7-9 octobre 1992) / Sous la direction de Charles-Albert Morand; préf. de Jean-Louis Bergel / Université de droit, d'économie et des sciences d'Aix-Marseille. - Aix-en-Provence: Presses universitaires d'Aix-Marseille, 1993.

18 Boulouis J. Note sur l'utilisation de la «méthode expérimentale» en matière de réformes // Mélanges Louis Trotabas. - Paris: LGDJ, 1970.

19 Gamaleu Kameni C. Reflexions sur la methode experimentale dans la recherche juridique // Revue libre de Droit. - 2015. - P. 12-24.

0 Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges / Discipline: Droit public [TeppnTopnanb-

Но тема всё ещё далеко не исчерпана и не прояснена, а в современных условиях получила ре-актуализацию и мощный стимулирующий импульс в связи с появлением подрывных технологий1, в целом с бурным развитием новейших информационно-телекоммуникационных, интеллектуальных и иных технологий.

О существенных признаках экспериментального нормативного акта

Согласно нашему концепту, существенными признаками экспериментального нормативного правового акта (закона, подзаконного акта) или акта технического нормативного регулирования являются:

- причина возникновения идеи о данном конкретном экспериментальном акте должна быть обоснована тем, что законодатель сталкивается с особыми трудностями в решении законодательных задач обычными путями, законодатель вынужден обращаться к инструментам «тонкой настройки»;

- селективный (выборочный характер) предметно-объектной области регулирования экспериментального акта - ограниченность круга урегулированных общественных отношений и видов деятельности, ограниченность определённых категорий реципиентов (секторальные эксперименты) и / или ограниченность территориальной привязки;

- временный характер акта (с установлением в нём сроков его правового исчерпания или финализации -окончания действия);

- как правило - наличие в самом акте (или в вводящем его в действие ином акте) указания на его экспериментальные характер и/или цели, а также указания на необходимость, способы и условия оценки его результативности и валидности (без такой оценки это был бы просто акт с изначально зафиксированным сроком действия, но никак не экспериментальный акт).

Возможные «побочные» негативные эффекты и иные проблемы дефектного задействования экспериментальных правовых режимов

Надо понимать, что экспериментальная деятельность в законотворческой, нормотворческой работе сопряжена со множеством проблем и что существуют значительные трудности, порождаемых определением правильного использования экспериментального законодательства, правильного его проектирования и оценивания.

Но такие вызовы, риски, сопряжённые проблемы

ные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лиможского университета] / Présentée et soutenue publiquement le 4 décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p.

См.: Понкин И.В., Куприяновский В.П., Морева С.Л., Понкин Д.И. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 8. - С. 60-68.

редко когда становятся объектом исследований.

Выделим некоторые наиболее существенные проблемы и вызовы.

1. Законодательное экспериментирование может создавать или провоцировать «разрывы» в системности, в целостности системы права.

Жан Булуи писал, что «экспериментирование порождает в правовом порядке ряд более или менее серьезных разрывов, которые провоцируют обоснованные претензии относительно правовой определенности и изменений принципов, на которых основана организация норм права»2. Лоран Дофэн указывает, что законодательные эксперименты на местном уровне могут привести к чрезмерной «инст-рументализации» действий местных властей и даже к ре-централизации3.

Эффект применения законодательного экспериментирования неоднозначен, указывает Жак Шевалье, -«законодательный эксперимент стремится подменить собою доминирующую правовую рациональность, что приводит к превращению закона в привилегированный инструмент "рационализации" (преимущественно экономической) социальной жизни... Поскольку законодательный эксперимент даёт законодателю гарантию последующего обзора, экспериментирование парадоксальным образом рискует усугубить снижение качества нормативных текстов: поскольку закон применяется только экспериментальным образом и поскольку всегда можно будет просмотреть его содержание, мы будем меньше беспокоиться о неясности или неточности его содержания, а также о риске негативных последствий. Однако повторная экспертиза в конце установленного периода может представлять уловку: как показывают различные примеры, будет очень трудно поставить под сомнение закон, даже принятый на экспериментальной основе, и естественной тенденцией будет его возобновление или сохранение; различные носители социальных интересов, которые извлекают выгоду из существования закона, будут мобилизованы, чтобы добиться его поддержания. В результате изначальные недостатки акта могут сохраниться. Законодательные эксперименты механически усиливают нестабильность законодательства, поскольку придают закону временный характер и подразумевают последующее принятие нового текста. Обращение к этому переходному праву - лёгкое решение для законодателя. Законодатель или администратор дорожат такими подходами, поскольку.

2 Bo u l o u ¡ s J. Note sur l'utilisation de la «méthode expérimentale» en matière de réformes // Mélanges Louis Trotabas. - Paris: LGDJ, 1970. - P. 35.

3 Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges / Discipline: Droit public [Территориальные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лиможского университета] / Présentée et soutenue publiquement le 4 décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p. - P. 588.

Административное право; административный процесс

продвижение или изменение переходного закона вызывает меньше политических затруднений, чем работа над постоянным законом... Переходный закон является гибким: правила периодически корректируются или если ситуация подтверждается, переходный период продлевается»1.

2. Неоднозначность и неопределённость заявляемых и реализуемых способов экспертизы экспериментального нормативно-правового акта и оценки его результативности и валидности.

Одним из существенных признаков экспериментального нормативного правового акта (закона, подзаконного акта) или акта технического нормативного регулирования является наличие в самом акте (или в вводящем его в действие ином акте) указания на необходимость, способы и условия оценки его результативности и валидности. Эти моменты отражены в исследованном нами зарубежном опыте применения экспериментального законодательства (лишь часть его показана в наших статьях).

Согласно Кристиану Гамалё Камени, экспериментальный метод в праве может и должен являться источником общепринятых и достоверных юридических знаний, в юридических вопросах экспериментальный метод должен позволять добиваться достоверности ситуации. Но это не всегда так, «для успеха экспериментального метода в правовой области потребуется, чтобы субъект, проводящий эксперимент, обладал достаточной объективностью. Эта объективность заключается в полном и строгом определении условий эксперимента. Субъект, который проводит или реализует эксперимент в соответствии с законом, должен опираться на наблюдения фактов, опровергая любые предвзятые идеи»2.

Однако в этом состоит сегодня очень существенная проблема, поскольку в немалом числе случаев такие экспертиза и оценка надлежащим образом не производятся.

3. Нередко мотивацией для задействования экспериментального законодательства выступает существенное смягчение или вообще снятие ответственности уполномоченного лица за отсутствие результатов или дефекты реализации принимаемого акта.

Леон Донна ещё в 1885 году сказал, что «от экспериментального метода для всех членов парламента получится серьезное преимущество: это освобождение от ответственности»3. И как от этого уйти - пока решения нет.

4. Экспериментирование в юридической сфере, в принципе, сложно-онтологично, сопряжено со многими не-

1 Chevallier J. Les lois expérimentales. Le cas français // L'écriture du droit. Face aux technologies de l'information / Sous la direction de Danièle Bourcier et Claude Thomasset; préface de Jean Carbonnier. - Paris: Éditions Diderot, 1996. - P. 167-203.

Gamaleu Kameni C. Reflexions sur la methode experimentale dans la recherche juridique // Revue libre de Droit. - 2015. - P. 12-24. - P. 15, 21, 24. 3 Donnat L. La Politique Expérimentale. - Paris: C. Reinwald, 1885. - 496 p. - P. 66.

преодолимыми сложностями, трудностями в силу специфики права как феномена, а поэтому не столь однозначно, как его сейчас нередко представляют (как своего рода универсальную панацею).

Лоран Дофэн указывает противоречие: экспериментирование относится к сфере сомнений, проб и ошибок, прагматизма, тогда как что закон относится к идее определенности: закон предписывает, разрешает или запрещает. Эти два подхода не находятся в одной плоскости и поэтому, кажется, исключают друг друга. Правовой стандарт в основном характеризуется своим предписывающим характером: он описывает то, что должно быть; экспериментирование направлено на проверку обоснованности гипотезы путем сопоставления ее с реальностью, в этом случае она носит описательный характер. Первый представляет собой «акт воли», второй - «акт реальности». В этом смысле получается, нет необходимости испытывать правовую норму: поскольку она предписывает, что должно быть, правовой стандарт, как и любой этический стандарт, вряд ли будет правильным или неправильным; он не имеет истинной ценности; получается, что закон, в принципе, не должен прибегать к экспериментальному методу - его стандарты выражают обязанность быть, которая не требует эмпирической проверки4. Эта точка зрения согласуется с позицией Жана Булуи, писавшего, что в юридическое сфере «явления - это не объективные явления, регулируемые позитивными законами, исходящими из детерминизма, а по большей части нормативные процессы волюнтаристского характера»5. То есть разные точки на применимость экспериментального законодательства, и точка зрения о недопустимости (или неэффективности) такого метода - вовсе не обязательно неосновательная или голословная. И аргументы этой стороны тоже обязательно следует учитывать.

Заключение

Как справедливо замечает Лоран Дофэн, «слова "экспериментирование" и "закон" кажутся глубоко противоречивыми»6. По словам Жака Шевалье эксперимент, благодаря кибернетическому подходу, функционирующему посредством обратной связи и корректировки, находится «на антиподах традиционной правовой рациональности»7.

4 Dauphin L. Collectivités territoriales et expérimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges / Discipline: Droit public [Территориальные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лиможского университета] / Présentée et soutenue publiquement le 4 décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p. - P. 16.

Boulouis J. Note sur l'utilisation de la «méthode expérimentale» en matière de réformes // Mélanges Louis Trotabas. - Paris: LGDJ, 1970. - P. 32.

6 Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges / Discipline: Droit public [Территориальные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лиможского университета] / Présentée et soutenue publiquement le 4 décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p. - P. 15.

Chevallier J. Les lois expérimentales. Le cas français // Évaluation législativ

, Crans-sur-Sierre, 7-9 octobre 1992) / Sous la direction de Charles-Albert Morand; préf. de Jean-Louis Bergel / Université de droit, d'économie et des sciences d'Aix-Marseille. - Aix-en-Provence: Presses universitaires d'Aix-Marseille, 1993. - P. 125.

Но постепенно этот подход не только набирает субъективную популярность, но и оттачивается, кристаллизуется как сложный релевантный инструмент оперирования нормативными массивами и нормативными пространствами.

И сегодня, согласно Гийому Драго, законодательное экспериментирование - «более уже не мимолётное увлечение, теперь это инструмент публичного управления» (Drago G. Expérimentation et Constitution [Экспериментирование и Конституция] // AJDA. - 2002. - P. 989.).

Библиография:

1. Залоило MB. Современные юридические технологии в правотворчестве I Под ред. Д.А. Пашенцева. - M.: НОРMА, 2020. - 184 с.

2. Понкин И.В. Концепт машиночитаемого и машиноисполняемого права: актуальность, назначение, место в РегТехе, содержание, онтология и перспективы // international Journal of Open information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 9. - С. 59-69.

3. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Mорева С.Л., Понкин Д.И. Подрывные технологические инновации: понятие, значение и онтология II international Journal of Open information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 8. - С. 60-68.

4. Понкин И.В., Куприяновский В.П., Понкин Д.И. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы II Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16. - № 1. - С. 224-234.

5. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука I Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - M.: ИНФРА-M, 2020. - 176 с.

6. Boulouis J. Note sur l'utilisation de la «méthode expérimentale» en matière de réformes II Mélanges Louis Trotabas. - Paris: LGDJ, 1970.

7. Chevallier J. Les lois expérimentales. Le cas français II L'écriture du droit. Face aux technologies de l'information I Sous la direction de Danièle Bourcier et Claude Thomasset; préface de Jean Carbonnier. - Paris: Éditions Diderot, 1996. - P. 167-203.

в. Chevallier J. Les lois expérimentales: le cas français II Évaluation législative et lois e , Crans-sur-Sierre, 7-9

octobre 1992) / Sous la direction de Charles-Albert Morand; préf. de Jean-Louis Bergel I Université de droit, d'économie et des sciences d'Aix-Marseille. - Aix-en-Provence: Presses universitaires d'Aix-Marseille, 1993.

9. Cooper G.S., Wenzel M. Testing Alternative Legal Paradigms: An Experiment in Designing Tax Legislation // Law & Social inquiry. - 2009, Winter. - Vol. 34. - № 1. - P. 61-94.

10. Derrett J.D.M. The Hindu Succession Act, 1956: An Experiment in Social Legislation // The American Journal of Comparative Law. - 1959. -Vol. 8. - № 4. - P. 485-501.

11. Dewey J. The Public and its Problems: An Essay in Political inquiry. - New York: H. Holt and Company, 1927. - vi; 224 p.

12. Dewey J. The Quest for Certainty: A Study of the Relation of Knowledge and Action / Gifford Lectures. - London: George Allen & Unwin, Ltd., 1929. - 302 p.

13. Donnat L. La Politique Expérimentale. - Paris: C. Reinwald, 1885. - 496 p.

14. Dowling N.T. Department of current legislation: A New Experiment in Ratification // American Bar Association Journal. - 1933. - Vol. 19. - № 7. - P. 383-387.

15. Drago G. Expérimentation et Constitution II AJDA. - 2002. - P. 989.

16. Drago R. Le droit de l'expérimentation II Mélanges François Terré. - Paris: Dalloz; PUF, 1999. - P. 229.

17. Flückiger A. (Re)faire la Loi: Traité de légistique à l'ère du Droit souple. - Berne: Stämpfli Editions, 2019. - xiv; 761 p.

18. Gamaleu Kameni C. Reflexions sur la methode experimentale dans la recherche juridique // Revue libre de Droit. - 2015. - P. 12-24.

19. inglis B.D. The New Zealand Experiment in Divorce and Nullity Legislation // The international and Comparative Law Quarterly. - 1965, Apr. -Vol. 14. - № 2. - P. 654-659.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Jevons W.S. Experimental Legislation and the Drink Traffic // Contemporary Review. - 1880, January - June. - Vol. XXXVii. - P. 177-192.

21. Lewis G.C. A Treatise of the Methods of Observation and Reasoning in Politics. Vol. i. - London: John W. Parker and son, West Strand, 1852. -xii; 480 p.

22. Ofner J. Das Experiment im Recht. Vortrag, gehalten in der Juristischen Gesellschaft in Wien am 28. Dezember 1881 II Beiträge zur exakten Rechtswissenschaft. - Vienne: im Selbstverlage des Verfassers, 1882. - 12 p.

23. Ranchordás S. Constitutional Sunsets and Experimental Legislation: A Comparative Perspective. - Cheltenham (UK): Edward Elgar, 2014. -viii; 238 p.

24. Ranchordás S. Time, Timing, And Experimental Legislation // Theory and Practice of Legislation. - 2015. - Vol. 3. - № 2. - P. 135-139.

25. Shippee L.B. Washington's First Experiment in Direct Legislation // Political Science Quarterly. - 1915. - Vol. 30. - № 2. - P. 235-253.

26. Wheare K.C. Controlling Delegated Legislation: A British Experiment // Journal of Politics. - 1949, Nov. - Vol. 11. - № 4. - P. 748-768.

27. Williams J. Experiment in Legislation // Law Magazine and Review. - 1889. - 299 p.

28. Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges I Discipline: Droit public [Территориальные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лимож-ского университета] I Présentée et soutenue publiquement le 4 décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p.

29. Boulouis J. Note sur l'utilisation de la «méthode expérimentale» en matière de réformes II Mélanges Louis Trotabas. - Paris: LGDJ, 1970. -P. 35.

30. Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges I Discipline: Droit public [Территориальные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лимож-ского университета] I Présentée et soutenue publiquement le 4 décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p. - P. 588.

31. Chevallier J. Les lois expérimentales. Le cas français II L'écriture du droit. Face aux technologies de l'information I Sous la direction de Danièle Bourcier et Claude Thomasset; préface de Jean Carbonnier. - Paris: Éditions Diderot, 1996. - P. 167-203.

32. Gamaleu Kameni C. Reflexions sur la methode experimentale dans la recherche juridique // Revue libre de Droit. - 2015. - P. 12-24. - P. 15, 21, 24.

33. Donnat L. La Politique Expérimentale. - Paris: C. Reinwald, 1885. - 496 p. - P. 66.

34. Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges I Discipline: Droit public [Территориальные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лимож-ского университета] I Présentée et soutenue publiquement le 4 décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p. - P. 16.

35. Boulouis J. Note sur l'utilisation de la «méthode expérimentale» en matière de réformes II Mélanges Louis Trotabas. - Paris: LGDJ, 1970. -P. 32.

36. Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges I Discipline: Droit public [Территориальные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лимож-ского университета] I Présentée et soutenue publiquement le 4 décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p. - P. 15.

37. Chevallier J. , Crans-sur-Sierre, 7-9 octobre 1992) / Sous la direction de Charles-Albert Morand; préf. de Jean-Louis Bergel I Université de droit, d'économie et des sciences d'Aix-Marseille. - Aix-en-Provence: Presses universitaires d'Aix-Marseille, 1993. - P. 125.

Зв. Drago G. Expérimentation et Constitution [Экспериментирование и Конституция] // AJDA. - 2002. - P. 989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.