Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ТРИЭТАНОЛАМИННОЙ, АММОНИЕВОЙ И КАЛЬЦИЕВОЙ СОЛЕЙ АЛКИЛБЕНЗОЛСУЛЬФОКИСЛОТ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ТРИЭТАНОЛАМИННОЙ, АММОНИЕВОЙ И КАЛЬЦИЕВОЙ СОЛЕЙ АЛКИЛБЕНЗОЛСУЛЬФОКИСЛОТ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
61
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE MAXIMAL PERMISSIBLE CONCENTRATIONS OF TRIETHANOLAMINE AMMONIUM AND CALCIUM SALTS OF ALKYLBENZOLSULFATES IN WATER BODIES

The data obtained testify to the unfavorable effect produced by triethanolamine, ammonium and calcium salts of alkylbenzolsulfonic acids on the organoleptic properties of water and the sanitary regimen of water bodies. The investigated compounds are of low toxicity, their cumulative properties are insignificant and they have a polytropic effect on the body of warm-blooded animals. The harmlessness levels of triethanolamine, ammonium and calcium salts of alkylbenzolsulfates in the water comprise 1, 0.8 and 0.2mg/l, respectively.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ТРИЭТАНОЛАМИННОЙ, АММОНИЕВОЙ И КАЛЬЦИЕВОЙ СОЛЕЙ АЛКИЛБЕНЗОЛСУЛЬФОКИСЛОТ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ»

Керпель-Фрониус Э. Патология и клиника водно-солевого обмена. Будапешт, 1964.—W i 1 1 i а ш s A. W., Gut, 1963, v. 4, p. 1.

Поступила 16/IX 1974 г.

THE EFFECT OF DESALINATED WATER WITH A LOW MINERAL CONTENTS ON THE WATER-ELECTROLYTE METABOLISM OF MAN

T. A. Grishelevich

The clinico-physiological investigations performed revealed changes in the functional state of the metabolism of the main electrolytes in the body. They consisted of an increase of excretion of sodium, potassium and chlorides in urine and a rise of the sodium content in the blood serum of volunteers, who used a distillate and desalinated drinking water with a total contents of salts at a level of 50mg/l.

УДК 613.32:546.39

В. Я■ Кордонец

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ТРИЭТАНОЛАМИННОЙ, АММОНИЕВОЙ И КАЛЬЦИЕВОЙ СОЛЕЙ АЛКИЛБЕНЗОЛСУЛЬФОКИСЛОТ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

Львовский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии

Триэтаноламинная (ТЭА) и аммониевая (КН4) соли алкилбензолсуль-фокислот (АБСК) представляют собой основной компонент жидких и пастообразных моющих средств. Применяются они в виде водных растворов (40—45%). Кальциевая (Са) соль используется как эмульгатор для приготовления масляных эмульсий ядохимикатов в виде 60—65 % раствора в смеси метанол: толуол (1 : 1). 1ЧН4- и Са-соли в отсутствии растворителя — твердые вещества, ТЭА-соль — малоподвижная жидкость. ЫН4-соль при 20° образует 40—45% растворы в воде, в органических растворителях не растворяется. ТЭА-соль в воде растворяется неограниченно. Са-соль в воде имеет слабую растворимость (1—2%), растворяется в спиртах, низкомолекулярных ароматических углеводородах и их смесях со спиртами.

При изучении влияния указанных веществ на органолептические свойства воды установлено, что ТЭА-соль АБСК придает воде кислый запах и мыльный привкус. В концентрации до 1,9 мг/л водные растворы ТЭА-соли прозрачны. Нижняя доверительная граница порога ощущения ее по запаху составила 40,7 мг/л, по вкусу — 55,5 мг/л. Водные растворы КН4-и Са-соли АБСК приобретали специфический ароматический запах и кисловато-горький привкус. Порог восприятия запаха и привкуса МН4-соли составил 43,5 и 48,8 мг/л, Са-соли — соответственно 20,4 и 32 мг/л. В концентрациях более 15,6 мг/л растворы аммониевой соли мутные, не образуют осадка при стоянии. Растворы, содержащие кальциевую соль АБСК в количестве более 2 мг/л, мутные, при стоянии они образуют осадок. Определение стабильности препаратов косвенным методом (запах) свидетельствует

0 заметной устойчивости их в водных растворах. Пенообразующая способность веществ оказалась для ТЭА - и МН4-солей равной 0,2 мг/л, Са-соли — 0,05 мг/л; практический предел соответственно составил 1, 0,8 и 0,2 мг/л. Таким образом, определяющим признаком неблагоприятного действия изученных веществ на органолептические свойства воды является способность к пенообразованию (В. Ф. Гаршенин).

Результаты экспериментов с целью изучения влияния детергентов на процессы самоочищения в водоемах показали, что Са- и ЫН4-соли АБСК снижают биохимическое потребление кислорода (БПК) в концентрации

1 мг/л. ТЭА-соль в аналогичной концентрации повышает уровень БПК. В присутствии всех 3 названных солей в концентрациях 10 и 100 мг/л содержание растворенного кислорода было ниже контрольных величин с 15-х

суток и до конца эксперимента. По-видимому, это связано с антиаэра-ционными свойствами пены, образующейся на поверхности модельных водоемов. Изучаемые вещества не влияли существенно на развитие сапрофитной микрофлоры, процессы аммонификации и нитрификации. Пороговая концентрация указанных веществ по общесанитарному показателю равна 1 мг/л.

В последние годы получены подробные характеристики некоторых поверхностноактивных веществ (ПАВ). Многие авторы отмечают незначительную токсичность анионоактивных и неионогенных ПАВ (на уровне 2—5 г/кг). Определение верхних параметров токсичности проводилось нами на 200 белых крысах и 120 белых мышах. Результаты исследований обрабатывались статистическим методом по В. Б. Прозоровскому (1969). Средне-смертельные дозы для различных видов животных приведены в таблице.

Для выявления особенностей биологического действия и кумулятивных свойств всех 3 солей АБСК был проведен подострый опыт. Белым крысам ежедневно в течение 60 дней вводили в желудок исследуемые вещества в дозах 1/20 и 1/100 LD50. В связи с отсутствием литературных сведений о характере токсического действия изучавшихся детергентов мы ставили своей целью с помощью возможно большего количества тестов контролировать состояние различных систем организма животных. Во время опыта велись наблюдения за общим состоянием и весом крыс, морфологическим составом периферической крови, уровнем активности аланин-кетокислотной (AJIT) и аспарагин-кетокислотной (ACT) аминотрансфераз; исследовалось влияние препаратов на некоторые стороны белкового обмена путем наблюдения за содержанием SH-групп в крови; о функциональном состоянии центральной нервной системы судили по способности экспериментальных животных суммировать подпороговые раздражения; для выявления неспецифической реакции организма животных на действие изучавшихся препаратов использовали интегральный тест (3. Е. Матусис и С. П. Пылаева)— индекс завершенности фагоцитоза (ИЗФ).

Результаты подострого эксперимента позволили обнаружить значительные изменения в функциональном состоянии ряда органов и систем животных, получавших изученные вещества в дозе 1/20 LD50. Отмечалось уменьшение прироста веса, эритроцитопения, гипогемоглобинемия и эози-нофилия. Сдвиги в иммунобиологической реактивности организма выразились в значительном уменьшении ИЗФ. Регистрировались изменения в содержании SH-групп, а также существенные отклонения в уровне активности аминотрансфераз; нарушения способности суммации подпороговых импульсов. Аналогичные изменения, связанные с действием меньших доз (1/100 LDb0) изученных препаратов, носили менее выраженный характер, однако выявленные сдвиги были достаточно показательными (Р<0,05). Итоги подострого эксперимента дали также основание считать ТЭА, NH 4-и Са-соли АБСК веществами со слабо выраженными кумулятивными свойствами.

Хронический опыт проводился на 104 белых крысах в течение 6 месяцев. ТЭА соль испытывали в дозах 3 и 0,3 мг/кг, NH4-«wib — в дозах 0,4 и 0,04 мг/кг.

Известно, что для малокумулятивных веществ отношение LD 50 к пороговой дозе в хроническом опыте обычно превышает 10 000 (Г. Н. Красов-ский и соавт.; К. К Сидоров). Ввиду того что результаты подострого опыта свидетельствуют о слабо выраженной кумуляции Са-соли и соотношение между ее среднесмертельной дозой и пороговой концентрацией по органо-

Среднесмертельные дозы ТЭА-, NH4-и Са-солей АБСК (в мг/кг)

Вещество Белые крысы Белые мыши

ТЭА-соль 3360^630 2640— 667

ЫН4-соль 4060— 577 4000=!= 630

Са-соль 3765— 423 4050—704

лептическому признаку составляет 1 600 ООО, мы считали нецелесообразными дальнейшие токсикологические исследования с этим веществом.

Данные, полученные в хроническом опыте, показали, что введение ТЭА- и ЫН4-солей в дозах 3 и 4 мг/кг соответственно вызывало отчетливое токсическое действие, приводящее к нарушению некоторых функций и систем организма. Зарегистрировано отставание в приросте веса подопытных животных. Отмечалась тенденция к эритроцитопении с 1—2-го месяца, достигшая высокой степени достоверности на 5—6-м месяце затравки (Р< <0,001). Аналогичными были колебания в содержании гемоглобина. Менее выраженными на протяжении первых 3 мес оказались изменения количества эозинофилов в периферической крови, но к концу опыта у крыс, подвергавшихся интоксикации изученными соединениями, выявлялась статистически достоверная эозинофилия. Обнаруживались изменения биокаталитической активности аминотрансфераз. Так, ТЭА-соль вызывала статистически различимое повышение уровня активности глютамико-аланиновой и глютамико-аспарагиновой трансаминаз уже на 1-м месяце. Определение этих показателей в последующие сроки не выявило существенного различия по сравнению с контролем. В конце опыта вновь отмечался подъем активности энзимов: ACT на 60—70%, АЛТ на 80—90%.

У крыс, получавших ГМН4-соль, достоверное повышение уровня активности АЛТ зарегистрировали на 2-м и 3-м месяцах (с 2 волнами компенсации); последующий стойкий подъем этого показателя (почти вдвое по отношению к контролю) выявлялся с 5-го месяца до конца опыта. Ферментативная активность ACT в сыворотке крови претерпевала примерно такие же колебания. Подобную фазовость патологических колебаний часто трактуют как проявление защитно-приспособительных механизмов с последующим нарушением адаптационного синдрома.

При наблюдении за иммунобиологическим состоянием животных также выявлен волнообразный характер показателей ИЗФ. ТЭА-соль вызывала понижение индекса завершенности фагоцитоза с 3-го месяца. Колебания фагоцитарной активности, зарегистрированные при очередном исследовании, незначительно отличались от контрольных, а к концу эксперимента наблюдалось угнетение защитных сил организма, проявившееся в стойком снижении ИЗФ (контроль 2,35±0,20, опыт 1,24±0,27; Я <0,001). При затравке ЫН4-солью АБСК снижение ИЗФ определялось уже на 1-м месяце с последующей волной компенсации. В более поздние сроки (с 4-го месяца и до конца опыта) вновь наблюдалось значительное снижение ИЗФ (на 40 %).

Введение препаратов отразилось на содержании SH-групп в крови животных. У крыс, получавших ТЭА-соль, в конце 2-го месяца достоверно повышалось содержание тиоловых ферментов; оно наблюдалось до конца опыта. Изучение этого показателя при введении аммониевой соли дало возможность выявить значительное понижение его на протяжении 1-го месяца затравки и достоверный подъем на 2-м месяце и в конце эксперимента. В остальные сроки колебания были на уровне контрольных.

Поступление препаратов в организм животных нарушало способность центральной нервной системы суммировать подпороговые раздражения. Интоксикация ТЭА- и ЫН4-солями АБСК приводила к достоверному (Р< <0,001) повышению суммационно-порогового показателя у подопытных животных (при затравке ТЭА-солью на протяжении всего опыта, NH4-солью — с 3-го месяца и до конца эксперимента).

Наблюдения за длительным поступлением в организм ЫН4-соли АБСК в дозе 0,4 мг/кг (1/10 000 LD50) также позволили выявить ее токсикоди-намические особенности. Так, у животных в конце опыта выявлены статистически достоверное повышение содержания SH-групп в крови, эритроци-топения и гипогемоглобинемия, понижение суммационно-порогового показателя.

Ввиду того что у подопытных животных, длительно получа вших ТЭА-соль в дозе 0,3 мг/кг и МН4-соль в дозе 0,04 мг/кг, колебания всех

определяемых показателей были в пределах физиологических, указанные дозы следует считать недействующими.

Выводы

1. При сопоставлении результатов комплексного гигиенического исследования лимитирующим признаком вредности ТЭА- и Са-солей АБСК следует считать органолептический по пенообразованию, а лимитирующим признаком ЫН4-соли— санитарно-токсикологический и органолептический (пенообразование).

2. В качестве предельно допустимой в водоемах может быть рекомендована концентрация ТЭА-соли, равная 1 мг/л, ЫН4-соли—0,8 мг/л и Са-соли АБСК — 0,2 мг/л.

ЛИТЕРАТУРА. Гаршенин В. Ф. Гиг. и сан., 1968, № 1, с. 113. — Красовскнй Г. Н., Королев А. А., Шиган С. А. Там же, 1970, № 3, с. 83.— Матусис 3. Е., Пылаева С. И. Лабор. дело, 1972, № 4, с. 237. — Сидоров К- К- Гиг. и сан., 1970, № 12, с. 83.

Поступила 4/IV 1974 г.

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE MAXIMAL PERMISSIBLE

CONCENTRATIONS OF TRIETHANOLAMINE AMMONIUM AND CALCIUM SALTS OF ALKYLBENZOLSULFATES IN WATER BODIES

V. Ya. Kordonets

The data obtained testify to the unfavorable effect produced by triethanolamine, ammonium and calcium salts of alkylbenzolsulfonic. acids on the organoleptic properties of water and the sanitary regimen of water bodies. The investigated compounds are of low toxicity, their cumulative properties are insignificant and they have a polytropic effect on the body of warm-blooded animals. The harmlessness levels of triethanolamine, ammonium and calcium salts of alkylbenzolsulfates in the water comprise 1, 0.8 and 0.2mg/l, respectively.

УДК 6 14.777 [576.851.49.095.181661.18S

B.B. Шелакова

ВЛИЯНИЕ ПОВЕРХНОСТНОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ПАТОГЕННЫЕ ЭНТЕРОБАКТЕРИИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ

II Московский медицинский институт им. Н. И. Пирогова

Е. А. Можаевым и соавт. было показано, что ряд анионактивных (вторичный алкилсульфат, хлорный сульфонол и др.), неиногенных (синтанол ДС-10, альфапол 8) поверхностноактивных соединений отечественного производства не угнетает развития водной микрофлоры даже в значительных концентрациях. В то же время была выявлена возможность стимулирующего действия некоторых поверхностноактивных веществ (ПАВ) не только на сапрофитную микрофлору, но и на сальмонеллы брюшного тифа. Эти наблюдения позволяют предположить, что нарастающее загрязнение ПАВ открытых водоемов может приводить к ухудшению эпидемической обстановки. Указанные работы послужили основанием для проведения наших исследований. Мы поставили перед собой следующие задачи: исследовать воздействие на микроорганизмы различных ПАВ в низких концентрациях, близких к встречающимся в водоемах и, следовательно, имеющих наибольшее практическое значение, изучить влияние ПАВ на микрофлору при разных сроках воздействия, исследовать изменчивость бактерий под воздействием ПАВ.

В качестве модельного микроорганизма была взята Salm, typhimuri-um — представитель обширной группы сальмонелл, включающих возбудителей таких кишечных инфекций, как брюшной тиф и паратифы, для которых водный путь передачи является основным. Были исследованы сле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.