Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПРОПАХЛОРА (РАМРОДА) В ВОДАХ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПРОПАХЛОРА (РАМРОДА) В ВОДАХ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПРОПАХЛОРА (РАМРОДА) В ВОДАХ»

каменной болезни в Хабаровском крае. Автореф. дис. докт. Л., 1966. — Ц и н ц а д -з е В. С. Значение питьевой воды в этиологии и патогенезе мочекаменной болезни. Автореф. дис. канд. Тбилиси, 1963. — Шеметов В. Д. Изменения в крови и моче активности некоторых ферментов и их диагностическое значение при хирургических заболеваниях почек. Автореф. дис. докт. М., 1973. — Шубладзе И. В. Эндемическая мочекаменная болезнь в Киргизии. Автореф. дис. канд. Ташкент, 1964. — Götz F., Vary L. — «J. Urol. (Baltimore)», 1969, v. 62, p. 23—28. — L e n a g h a n D. — «Med. J. Aust.», 1965, v. 2, p. 65—73. — S e 1 у e H. Z. Urol., 1957, 50,8,440. — S t а e h 1 e r M. Z. Klinik und Praxis der Urologie. Stuttgart, 1959.—Tscharuke J.—»Act. Urol.», 1972, v. 3, p. 99—101. —Westlund K. — «Am. J. Epidem.», 1973, v. 97, p. 167.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПРОПАХЛОРА (РАМРОДА) В ВОДАХ

Медицинская академия — Центр гигиены, София

Возможное вредное воздействие препаратов, используемых для защиты растений, на здоровье человека в обстановке экономически обусловленной необходимости их применения требует проведения эффективных профилактических мероприятий. Это ставит перед коммунальной гигиеной задачу разработки и рекомендации для санитарной практики научно обоснованных гигиенических нормативов — предельно допустимых концентраций пестицидов во внешней среде.

Стремление к ограничению использования высоко токсичных соединений и синтезированию новых, менее токсичных препаратов привело к применению амидных гербицидов (А. Стратева и соавт.), представителем которых является и рамрод (пропахлор). Последний широко распространен в сельском хозяйстве ввиду его высокой селективности и сильного гер-бицидного эффекта в отношении вредителей некоторых овощных, зерновых и технических культур. Пропахлор (рамрод) принадлежит к ацетанилидам (2-хлор-Н-изопропилацетанилид) и имеет следующую структурную формулу:

Рамрод — белое кристаллическое вещество с молекулярным весом •211,69 и 1 цд — 78—79°. Более хорошую растворимость (до 50%) он имеет в органических растворителях и слабую (0,07%) — в воде. Продажный препарат изготавливают в порошкообразном виде (с 65% содержанием активного вещества), а также в виде гранул (25% активного вещества).

Экспериментальные исследования мы проводили с водной суспензией готового порошкообразного препарата с расчетом на активное вещество по принятой схеме гигиенического нормирования вредных веществ в воде, разработанной проф. С. Н. Черкинским, которая была дополнена нами тестами на бактерицидность в отношении санитарно-показательной микрофлоры и на токсичность для водных организмов. Это позволило системати-

Поступила 18/IX 1975 г.

За рубежом

УДК 613.32:[632.954.2:547.551.42

Канд. мед. наук Антоанета Стратева

о СН-СН}

зировать экспериментальные исследования в 2 основных направлениях. Во-первых, ставилась цель выяснить влияние препарата на некоторые показатели гигиенической оценки качества воды и санитарное состояние водоемов, а во-вторых — на организм теплокровных животных.

По первому направлению экспериментально установлено отрицательное воздействие рамрода на органолептические качества воды при пороговых концентрациях; при концентрации 7,35 мг/л — терпкий привкус (интенсивность 1 балл), при концентрации 9,68 мг/л — розово-белое окрашивание и при концентрации 15,96 мг/л— специфический запах. Выявлено также отрицательное влияние препарата на санитарное состояние водоемов: подавление биохимического потребления кислорода (БПК5) при концентрациях 40 мг/л (концентрация 20 мг/л не изменяет БПК5); бактерицидное действие на Е. coli при концентрациях 0,75 мг/л (концентрация 0,075 мг/л не имеет бактерицидного действия); токсическое действие на рыбу «Гупи»: МСД100/24 ч —2,5 мг/л и МПД100/24 ч— 1 мг/л (МСД—максимальная смертельная доза, МПД—максимальная переносимая доза).

Токсикологический эксперимент был проведен на различных видах лабораторных животных. Острый опыт ставился на белых крысах, белых мышах и кроликах. Верхние параметры острой токсичности при перораль-ном введении позволяют отнести его к группе умеренно опасных соединений (Ф. Калоянова), LD50 для белых крыс составляет 950 (860—1050) мг/кг, кроликов — 392 (272—565) мг/кг и белых мышей — 290 (240—350) мг/кг. Самую большую чувствительность проявили белые мыши, при этом более чувствительными оказались их самцы.

Клиническая картина характеризуется коротким латентным периодом и смертью, наступающей в первые часы интоксикации с предшествующими паралитическими явлениями, тоническими и клоническими судорогами и дыхательной недостаточностью, сопровождающимися перемежающимися состояниями возбуждения и торможения. Наблюдаются также неврологический синдром Pourfour— Dupetit и обильная диффузная секреция пота. Причиной смерти в первые часы интоксикации служит высокая токсикоди-намическая активность препарата; смерть, наступающая позднее, связана с биохимическими и структурными изменениями некоторых внутренних органов и систем.

Далее был проведен токсикологический эксперимент на белых крысах с дозами V6, V10 и V20 LD50 в условиях 45-дневного подострого опыта и с дозами V6o, 1/20о> ^гооо и 1/го «оо LDä в условиях 6-месячной затравки. Результаты эксперимента указывают на слабый кумулятивный эффект препарата (КК>5= 12,66), хорошо выраженную адаптацию, а в конце опыта — выраженную декомпенсацию. Подопытные животные первоначально реагировали на малые дозы рамрода в длительном эксперименте, о чем свидетельствуют изменения некоторых интегральных и специфических показателей. В течение 3-го и 4-го месяцев включались компенсаторные механизмы и наступало состояние мнимого физиологического равновесия. Однако в течение 5-го и 6-го месяцев, когда адаптивные возможности исчерпывались полностью, снова наступала декомпенсация. Вес тела, прослеженный в динамике, показал его уменьшение, вплоть до отрицательного весового баланса. Изменения в картине крови выражались уменьшением содержания гемоглобина и эритроцитов, тенденцией к лейкоцитозу и увеличению количества сегментоядерных нейтрофильных клеток. Эксперимент не подтвердил предположение, что рамрод как производное ацетанилида оказывает метгемоглобинообразующее действие.

Изменения некоторых биохимических, энзимологических, энзимогисто-логнческих и других показателей говорят о сдвигах в окислительно-восстановительных процессах, в частности, об уменьшенной каталазной и перок-сидазной активности крови, нарушении в процессах обмена белков, функции печени и почек—изменениях активности сывороточной трансаминазы и уровня сывороточной мочевины.

Колебания активности энзимов коррелируют с патоморфологической картиной (А. Стратева и соавт.), выраженной различными по степени дистрофическими процессами, прежде всего в печени и почках. Изменения остальных наблюдаемых показателей (холинэстераза, щелочная и кислая фосфатаза, глюкозо-6-фосфатаза, моноаминооксидаза, сукциндегидрогеназа, цитохромоксидаза, лактатдегидрогеназа и т. д.) не имеют существенного значения для токсикологической характеристики препарата. Отклонения во всех изученных показателях позволяют установить пороговую дозу хроничного действия на уровне 5 мг/кг, а подпороговую дозу на уровне 0,5 мг/кг.

Анализ и комплексная оценка результатов по методу, принятому ФАО (Woggon) с фактором надежности 10, дают основание определить дневную дозу препарата для человека на уровне 0,05 мг/кг, что соответствует концентрации 1 мг/л для питьевой воды. Предлагаются дифференцированные предельно допустимые концентрации рамрода для водоемов различного вида водопользования: для первого вида (для питьевых целей) — по лимитирующему токсикологическому признаку — 1 мг/л; для второго вида (для рыбоводства) — по токсичности для рыб — 1 мг/л; для третьего вида (для орошения) — по общесанитарному признаку (по влиянию на БПК) — 20 мг/л.

Выводы

1. Рамрод отрицательно влияет на некоторые показатели качества воды и санитарное состояние водоемов. Пороговые концентрации по органолепти-ческому признаку (при интенсивности 1 балл) составляют: по вкусу 7,35 мг/л, по цвету 9,68 мг/л, по запаху 15,96 мг/л; подпороговые концентрации по влиянию на санитарный режим водоемов (по БПК5—20 мг/л, бактерицидности— 0,075 мг/л и токсичности для рыб— 1 мг/л).

2. Рамрод оказывает токсическое действие на организм теплокровных животных, он принадлежит к группе умеренно опасных соединений: LD50— 950 (860—1050) мг/кг для белых крыс. Он имеет слабый кумулятивный и выраженный адаптивный эффект с характерной клинической картиной (потерей веса, изменениями периферической крови, окислительно-восстановительных процессов, белкового обмена веществ) и патоморфологической картиной (дистрофическими изменениями печени и почек). Пороговая доза — 5 мг/кг, подпороговая — 0,5 мг/кг, экстраполированная подпорого-вая доза для человека — 0,05 мг/кг.

3. Предложены и приняты в санитарном законодательстве Народной Республики Болгарии предельно допустимые концентрации рамрода для воды водоемов первого вида — 1 мг/л и второго вида — 20 мг/л. Дневная допустимая доза препарата для человека — 0,05 мг/кг (при факторе надежности 10).

ЛИТЕРАТУРА. Калоянова Ф. Гигиено-токсикологические проблемы при применении пестицидов. Дис. София, 1974.— Стратева А., Велизаров А., Георгиев А. — «Гиг. и здравеопазв.», 1974, т. 17, с. 8. — Ч е р к и н с к и й С. Н. (ред.). — Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М„ 1949, с. 1.—Woggon Н. W., U h d е I. — «Industr. Rep.», 1968 v. 15.

Поступила 4/V 1975 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.