нологических реакций. Значительное число идентифицированных веществ — продукты химиче-. ских реакций производственных выбросов в воз-^ духе производственных помещений и атмосферном воздухе.
Этанол, бензальдегид, ацетон, ряд алифатических альдегидов образуются не только химическим путем, но и наряду с этим за счет протекания в атмосферном воздухе фотохимических реакций.
Обнаружение в атмосферном воздухе целого ряда ранее не учитываемых продуктов трансформации делает необходимым изучение их биологического действия и последующее гигиеническое нормирование.
Таким образом, натурные наблюдения, проведенные в районе размещения предприятий нефтехимической промышленности, свидетельствуют о возможности загрязнения воздушной среды не только производственными выбросами, но и продуктами их трансформации, что и объясняет необходимость учета химических и фотохимиче-^ ских превращений производственных выбросов.
Предложенная схема учета технологических, химических и фотохимических превращений производственных выбросов при изучении промышленных предприятий как источников загрязнения атмосферы позволяет прогнозировать, какие
классы веществ образуются и каков характер их токсического действия; проводить целенаправленный поиск определенных продуктов превращений; осуществлять гигиеническое регламентирование продуктов трансформации; дать более полную характеристику производств как источников загрязнения атмосферного воздуха и обосновать мероприятия по оздоровлению в районе их размещения.
Литература
1. Вейганд К., Хильгетаг Г. Методы эксперимента в органической химии. М., 1969, с. 124.
2. Дмитриев М. Т.. Растянников Е. Г.. Гладков В. С. и др. — Труды Центр, высотной гидрометеорол. обсерватории, 1982, вып. 17, с. 31.
3. Реми Г. Курс неорганической химии. М., 1972, т. 1, с. 256.
4. Теддер Дж„ Нехватал А.. Джубб А. Промышленная органическая химия. М., 1977, с. 314.
Поступила 06.03.84
Summary. The methodical schemc suggested for recording chemical and photochemical conversions of emissions from industrial enterprises, sources of atmosphere pollution, makes it possible to detect and monitor the fate of chemical by-products in the air, to set hygienic norms for them, to give a detailed characterization of the atmospheric air situation within the area of organic and inorganic synthesis plants.
УДК 614.72:54в.49|:в13.155.31-092.9
А. Б. Ермаченко, Н. В. Гринь
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ВОДОРАСТВОРИМЫХ СОЕДИНЕНИИ РТУТИ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
Донецкий медицинский институт
Интенсивный рост промышленного производ-ва, строительство новых и расширение действующих предприятий, увеличение числа городов и ^ населения неизбежно приводят к биологическим, экологическим и социальным последствиям.
Среди актуальных проблем санитарной охраны атмосферного воздуха одно из ведущих мест занимает загрязнение воздушного бассейна тяжелыми металлами.
В литературе имеется лишь несколько работ [9—11], посвященных гигиеническому нормированию паров металлической ртути в атмосферном воздухе населенных мест. Данные по регламентированию неорганических соединений ртути в воздушном бассейне отсутствуют. Вместе с тем в настоящее время эти соединения широко используются в металлургической, электротехнической, химико-фармацевтической промышленности и других отраслях народного хозяйства [1].
Нами изучена группа водорастворимых неорганических соединений ртути (хлорид, уксусно-
кислая, азотнокислая окисная и закненая ртуть) и установлены для них параметры острой токсичности (ЬО50) при внутрижелудочном введении [2], а также их пороговые концентрации при однократном ингаляционном поступлении в организм [4]. Результаты представлены в таблице.
Сопоставляя показатели острой токсичности
Параметры острой токсичности некоторых водорастворимых соединений ртути
Соединение ртути LD,„. мг/кг Порог однократного ингаляционного воздействия, ыг/м*
по соли по металлу по соли по металлу
Хлорид 53,6 39,6 0,15 0,113
Уксуснокислая 65,0 40,9 0,16 0,101
Азотнокислая окис-
ная 87,8 51,4 0,25 0,154
Азотнокислая за-
кненая 238,0 170,0 0,34 0,243
при внутрижелудочном и ингаляциоином поступлении,. можно отметить несущественное различие между ними (в 2—4 раза), что свидетельствует о примерно одинаковой их токсичности, обусловленной прежде всего катионом металла. Это подтверждается и ориентировочно допустимыми уровнями воздействия, установленными расчетным путем [3].
Учитывая, что все изученные соединения близки по токсичности и биологической активности, гигиеническое регламентирование их в атмосферном воздухе населенных мест проведено с наиболее характерным для данной группы соединением— сулемой. На целесообразность такого методического подхода указывают С. Д. Загульни-ков и соавт. [5].
Общетоксическое действие изучено на 250 белых крысах. Динамическую круглосуточную ингаляционную затравку животных хлоридом ртути проводили в 200-литровых камерах с концентрациями вещества 0,193 мг/м3 (1-я группа), 0,0409 мг/м3 (2-я группа), 0,00352 мг/м3 (3-я группа) и 0,000292 мг/м3 (4-я группа), а 5-я группа служила контролем.
Влияние сулемы на организм подопытных животных оценивали с учетом динамики массы тела, морфологического состава крови, активности холинэстеразы и трансаминаз сыворотки крови, щелочной фосфатазы и каталазы крови. О функциональном состоянии печени судили на основании результатов тимоловой пробы. В органах определяли содержание витамина С. Анализу подвергали такие показатели, как содержание общего белка в сыворотке крови, фагоцитарная активность нейтрофилов крови и суммационно-пороговый показатель (СПП). Влияние хлорида ртути на почки оценивали по суточному объему и относительной плотности мочи, а также на основании содержания в ней хлоридов и белка.
Анализируя полученные результаты, следует отметить, что ингаляционное поступление хлорида ртути сопровождалось развитием процессов торможения в ЦНС, которое проявилось в увеличении СПП в конце 4-й недели затравки у крыс в 1-й (10,96±1,63 мВ) и 2-й (7,35± ±0,45 мВ) групп в сравнении с контролем (4,74±0,66 мВ). Аналогичная тенденция выявлена у животных других опытных групп на протяжении всего эксперимента, и лишь после восстановительного периода СПП был близок к контрольному.
Зарегистрировано достоверное снижение (на 16,0—27,2 %) количества эритроцитов у белых крыс, вдыхавших сулему в концентрациях 0,193, 0,0409 и 0,00352 мг/м3 на протяжении всех 4 мес эксперимента. Такие же по характеру изменения выявлены в содержании гемоглобина. Количество лейкоцитов крови у животных первых 3 групп было выше, чем в контроле на 5,7—21,3 % и оставалось на одном уровне в течение всего опыта. Сопоставляя картину белой крови живот-
ных основных групп и контрольной, можно отметить, что действие хлорида ртути в количестве 0,193 и 0,0409 мг/м3 сопровождалось появлением плазматических клеток в крови и увеличением ф количества лимфоцитов более чем в 2 раза, что можно считать признаком ртутной интоксикации [6]. Число лейкоцитов с измененным свечением значительно превышало таковое в контроле (Р<0,05).
Отмечено снижение содержания общего белка в сыворотке крови животных первых 3 групп на 18,7—20,8% после 1-го месяца опыта. Количество БН-групп в крови у животных, вдыхавших сулему на протяжении всего периода затравки, было меньше, чем в контроле, причем в конце эксперимента различия составили 13,5—23,5%. У крыс 4-й группы отклонений в количестве БН-групп не установлено.
Вдыхание крысами хлорида ртути в концентрациях 0,193, 0,0409 и 0,00352 мг/м3 характеризовалось угнетением активности холинэстеразы сыворотки крови на 26,7—39,1 %, аминотрансфе-раз— на 11,8—19,8%, каталазы — на 24,3— ^ 41%, щелочной фосфатазы — на 16,2—24,6%.
О нарушениях функционального состояния почек свидетельствовало изменение суточного диуреза, снижение удельного веса мочи и содержания белка, при этом выраженность указанных изменений зависела от времени воздействия и концентрации вещества. Исследования аллергенного действия двухлористой ртути, проведенные на морских свинках, показали, что данное соединение при ингаляционном поступлении в организм в концентрациях 0,019 и 0,00272 мг/м3 способствовало развитию аллергических реакций. При этом респираторное поступление в организм сулемы на уровне 0,019 мг/м3 сопровождалось более выраженным аллергенным действием, которое проявилось достоверным повышением лизиса и агломерации лейкоцитов, усилением процессов фагоцитоза.
Вдыхание животными сулемы в концентрации 0,00272 мг/м3 позволило выявить увеличение фа-гоцитарного индекса (2,35±0,21 при 1,71 ±0,06 в контроле) и показателя завершенности фагоцитоза (40,33±1,77 и 30,83± 1,93 в контроле).
При морфологических исследованиях трахеи, легких, печени, почек и других органов животных, подвергавшихся воздействию сулемы, обнаружены воспалительные явления, которые вначале носили очаговый характер, а с увеличением концентрации и времени воздействия — разлитой. В эндокринных железах в части структур возникли необратимые изменения: в щитовидной железе тиреоциты были дистрофически изменены, десквамированы, в гипофизе имелись очаги дистрофии и некроза.
Учитывая возможность влияния неорганических соединений на генеративную функцию человека и животных [7. 8], мы провели соответствующие исследования.
Ф
Длительное поступление хлорида ртути в концентрациях 0,019 и 0,00272 мг/м3 сопровождалось эмбриотоксическим эффектом, который выразился в увеличении внутриутробной гибели плодов, снижении плодовитости животных, нарушении развития эмбрионов (изменении коэффициентов массы внутренних органов, линейных размеров зародышей и их органов, наличии кровоизлияний под кожу, во внутренние органы и полости, нарушении окостенения скелета), па-томорфологических изменениях в матке, нарушениях баланса биохимических процессов у потомства [2]. У потомства, пренатально подвергавшегося воздействию сулемы, отмечены функциональные нарушения: снижение СПП на 29%, количества лейкоцитов на 33,4 %. Выявлено повышение количества БН-групп на 14%, активности каталазы на 75 %. Эмбриотропного действия сулемы при поступлении ее в организм животных в концентрации 0,000276 мг/м3 установить не удалось.
Таким образом, результаты анализа парамет-Гров острой токсичности при внутрижелудочном введении (1^5о) и пороговых концентраций, изучаемых сединений сопоставление недействующих концентраций хлорида ртути (П) по общетоксическому, аллергенному, гонадотропному и эмб-риотропному действию на организм животных позволяют рекомендовать в качестве ПДК в атмосферном воздухе населенных мест для всех изученных соединений ртути (хлорида, уксуснокислой, азотнокислой и окисной, азотнокислой закисной) величину на уровне 0,0003 мг/м3 (в пересчете на металл).
Литература
1. Гофман М. 3. — Гиг. и сан., 1963, № 12, с. 73—76.
2. Гринь Н. В. и др.— Там же, 1981, № 5, с. 67—68.
3. Гринь Н. В. и др.— Там же, № 8, с. 12—14.
4. Ермачснко А. Б, — Там же, 1983, № 9, с. 67—68.
5. Заугольников С. Д. и др.— В кн.: Проблема порого-вости в токсикологии. М., 1979, с. 58—62.
6. Иванов Е. А. — Науч. труды Рязан. мед. ин-та, 1972, т. 43, с. 21—22.
7. Игнатьев В. М. — Гиг. и сан., 1980, № 6, с. 37—39.
8. Красовский Г. Н. и др. — Там же, 1981, № 2, с. 20— 22.
9. Курносое В. Н. — В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1961, вып. 5, с. 54—71.
10. Курносое В. Н. — В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1962, вып. 6, с. 81—95.
11. Лейтес Р. Г. — В кн.; Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1952, вып. 1, с. 90—99.
Поступила 17.02.81
Summary. The biological effects of corrosive sublimate, a highly toxic water-soluble inorganic mercury compound were studied in a chronic inhalation exposure at Ihe concentrations of 0.19, 0.04, 0.035 and 0.00029 mg/m'. Inhalation of corrosive sublimate was found to cause changes in the activity of a number of enzymes (catalase, Cholinesterase, acid phoshatase, etc.), and in the immunological resistance of the organism. Focal inflammation of the kidneys, liver, spleen, lungs, and other organs was detected. Mercury chloride intake contributed to developing allergic reactions. Reproduction impairments manifested by increased intrauteral fetal death, decreased fertility rate, etc. were identified. A study of the general toxic, embryo-toxic, gonadotoxic and allergic effects makes it possible to recommend 0.0003 mg/ms as the MAC for the atmospheric air of populated areas (on conversion to the metal).
УДК 613.645
Ю. Д. Жилое, E. H. Назарова (Москва)
ВИДИМАЯ РАДИАЦИЯ И ЕЕ НОРМИРОВАНИЕ В ГИГИЕНЕ
ТРУДА
* Видимая радиация, являясь важным фактором внешней, в частности производственной, среды, оказывает влияние на основные функции человека и создает условия для зрительного восприятия окружающего мира. Как и все факторы среды, видимая радиация требует гигиенического нормирования.
Гигиеническое нормирование производственного фактора обычно состоит из двух этапов: сначала находится (только не для загрязнителей) оптимальная величина или доза данного фактора, т. е. сама норма, а потом регламентируются допустимые отклонения от нее [3, 7, 8, 10, 11].
Известно, что при регламентировании производственные факторы делятся на три основные группы: первая — факторы, для которых регламентируется только верхняя граница — «не более» (например, шу-м, вибрация, загрязнители
воздуха рабочей зоны и др.), вторая — факторы, для которых нормируется только нижняя граница— «не менее» (видимая радиация и др.), третья — факторы, для которых нормируется и нижняя, и верхняя граница — «не более и не менее» (например, тепло и др.).
Видимая радиация, благодаря которой зрительный анализатор воспринимает до 85 % всей информации об окружающем мире, относится к группе производственных факторов, для которых, кроме оптимальной величины (нормы) освещенности (яркости), следует определить и тот ее минимальный уровень, т. е. нижнюю границу оптимума («не менее»), за пределами которой зрительный анализатор не может выполнять данную работу в заданном объеме.
Поиск верхней границы оптимального уровня освещенности нельзя провести из-за невозможно-