Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование норм разрывов между зданиями для аэрации'

Экспериментальное обоснование норм разрывов между зданиями для аэрации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
50
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Н.М. Томсон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование норм разрывов между зданиями для аэрации»

этого необходимо все поголовье выразить в расчетных единицах при помощи санитарных коэфициентов и по этим данным определить санитарный разрыв.

Для уменьшения отрицательного влияния животноводческого сектора на жилой сектор большое значение имеет проведение следующих мероприятий.

1. Правильная планировка животноводческих построек, обеспечивающая благоприятные санитарные условия и соблюдение зооветеринарных и противопожарных разрывов между животноводческими помещениями: расположение навозохранилищ, кормокухонь, дворов упряжки, выгульных площадок и других загрязняющих объектов в стороне, противоположной жилому сектору.

2. Наличие правильно устроенных закрытых навозохранилищ и сборников для навоза.

3. Правильное в санитарно-техническом отношении устройство животноводческих помещений (водонепроницаемость полов, легкость их уборки, наличие жижестоков, жижеприемников) и надлежащее их содержание.

4. Ограждение животноводческой фермы забором.

Настоящая работа является первым опытом выработки методики

определения диференцированных санитарных разрывов для животноводческих ферм и практического ее применения. Свои выводы мы считаем ориентировочными (так как они базируются на сравнительно небольшом материале обследованных колхозов и совхозов) и временными (ибо они могут быть изменены с дальнейшим накоплением материала).

Желательно проверить предлагаемую методику для выработки на ее основе диференцированных санитарных разрывов, рассчитанных на условия других республик, краев и областей СССР.

Н. м. ТОМСОН (МоскваЧ

Экспериментальное обоснование норм разрывов между зданиями для аэрации

Из Центрального научно-исследовательского института коммунальной санитарии и

гигиены НКЗдрава СССР

Сплошная периметральная застройка жилых кварталов с колод-цеобразными внутренними дворами, характерная для капиталистического города, не учитывала элементарных гигиенических требований в отношении естественного освещения жилищ, прямой солнечной радиации, аэрации дворов и переулков и озеленения жилых кварталов.

Аэрация (проветривание) территории жилого квартала необходима с гигиенической точки зрения для обмена загрязненного воздуха и выравнивания температурно-влажностного режима, а также из соображений противовоздушной и противохимической обороны.

Отличительной чертой планировки новых социалистических городов является застройка, допускающая свободное обдувание ветром каждого дома и проветривание жилого квартала. Однако создание значительных разрывов между зданиями удорожает городское строительство, в первую очередь по линии коммунального благоустрой-

ства территории. Поэтому экономически вполне обосновано изучение вопроса о пределах, которыми следует ограничиваться при установлении размера разрывов и степени аэрации.

Для создания свободного обмена воздуха в жилом квартале необходимо принять открытую застройку без полузакрытых углов и закрытых дворов.

Вопрос о разрывах и аэрации нельзя всегда решать одинаково; изучение закономерностей движения воздуха через разрывы может служить лишь опорным материалом, на основании которого требуется для каждого данного случая найти наиболее благоприятное решение с учетом местных особенностей климата, рельефа и т. д.

Приводим результаты серии опытов, позволяющих подойти к решению вопроса о разрывах между зданиями.

На рис. 1 представлен квартал длиной 170 м. Внутриквартальное пространство при пятиэтажных домах в данном случае равняется

Рис. 1. Направление движения воздуха на модели большого квартала (длиной 170 м). Стрелка справа показывает общее направление воздушного потока, пунктирные стрелки — направление его внутри квартала, маленькие круглые стрелки — области движения

примерно удесятеренной их высоте. Поэтому аэрация квартала происходит не только через разрывы между торцами, но и поверх крыш, так как для снижения потока, обтекающего квартал сверху, необходимо не менее пяти высот, а в нашем случае их вдвое больше. Обтекающий сверху поток создает внутри квартала некоторый избыток положительного давления, что доказывается преобладанием в разрывах между торцами направления движения воздуха изнутри квартала наружу (из восьми имеющихся разрывов через три разрыва воздух движется извне внутрь, через пять разрывов — изнутри наружу).

При квартале меньших размеров (рис. 2), где внутреннее пространство меньше пяти высот, поток воздуха, обтекающий квартал сверху,

3 Гигиена п здоровье, № 1

не снижается внутри него, а создает *гам некоторое разрежение или отрицательное давление, что доказывается движением воздуха во всех четырех разрывах извне внутрь квартала. Таким образом, при небольших размерах квартала и узких разрывах аэрация квартала происходит путем отсасывания воздуха кверху и притока его через разрывы между торцами.

Следовательно, для обеспечения хорошей аэрации необходимо планировать жилые кварталы со значительными свободными территориями внутри их (чего трудно достигнуть) или же предусматривать достаточно широкие разрывы между торцами и фасадами.

Рис. 2. Направление движения воздуха на модели небольшого квартала. Обозначения те же, что и на рис. 1

С точки зрения противохимической обороны планировка квартала, в котором потоки воздуха входят через все четыре разрыва и выходят, благодаря разрежению, поверх крыши (рис. 2), является неудовлетворительной. Газы, удельный вес которых тяжелее воздуха, и пыль вследствие незначительной силы восходящего потока, вызываемого разрежением, оседают, задерживаются в приземном слое и скопляются в трудно проветриваемых углах.

На рис. 3 показаны результаты измерения давления воздушного потока на модели здания в аэродинамической трубе. Измерения производились при помощи дискообразной трубки Пито. Итоги измерений изображены на основе многочисленных опытов в аэродинамических коэфициентах, т. е. давление, измеренное в данной точке, отнесено к давлению в свободном потоке без модели.

Для большей ясности будем подразумевать под аэродинамическим коэфициентом кратность обмена воздуха: со знаком плюс — прямого направления, со знаком минус—обратного направления.

На передней стене (I), поставленной перпендикулярно воздушному потоку модели, отмечается положительное давление, причем оно уменьшается с увеличением длины модели. Это значит, что с удлинением модели все большая часть воздушного потока обтекает здание через крышу и меньше аэрирует внутриквартальную территорию со стороны торцов.

На задней стене (II) второй параллельной модели наблюдается отрицательное давление, т. е. отсасываемое кверху обратное направ-

ление. С увеличением длины модели отрицательное давление увеличивается, так как расстояние, проходимое притекающим потоком со стороны торцов, возрастает, и поэтому уменьшается обмен воздуха внутри квартала.

При узком разрыве между фасадами (одна высота) отрицательное давление больше, а при более широком разрыве (две высоты) отрицательное давление меньше, потому что приток воздуха через широкий разрыв происходит свободнее и, следовательно, обмен воздуха происходит быстрее и в большем объеме.

На рис. 4 показаны коэфициенты аэрации, рассчитанные в зависимости от ширины разрыва между торцами при различной длине корпуса. Под коэфициентом аэрации здесь подразумевается полный обмен воздуха в пространстве за зданиями, в данном случае на расстоянии одной высоты.

Уменьшение разрыва между торцами (рис. 4) прямо пропорционально уменьшению коэфициента аэрации или кратности обмена воздуха. При увеличении длины корпуса коэфициент аэрации падает настолько низко, что даже расширение разрыва между торцами уже не может значительно повысить его. Поэтому в последнем случае для улучшения аэрации необходимы дополнительные разрывы; иными словами, слишком длинные корпуса недопустимы с точки зрения аэрации. При увеличении длины корпуса кратность обмена воздуха на территории жилого квартала позади корпуса быстро падает в несколько раз, если же длина здания превышает 150 м, то и увеличенные разрывы между корпусами не в состоянии заметно поднять коэфициент аэрации. Следовательно, длину корпусов и разрывов между ними необходимо нормировать в зависимости от коэфициента аэрации.

з* __

0.8

0.7

\ V

0.6

I

ч» 0.5

I

I

Г«

53 §

§ 0.3

=3"

I

^ О.г

1 I

3 0.1

На основе значительного числа наблюдений как над моделями в аэродинамической трубе, так и в естественных условиях можно приг-ти к таким выводам:

1. При открытой застройке жилого квартала разрывы между зданиями для свободной аэрации должны равняться между торцами

1—1,5 высоты зданий, между фасадами —1,5—2 высотам. Это не требует отрода дополнительных свободных территорий, так как принятая у нас норма плотности застройки жилого квартала примерно в 25% вполне допускает размещение зданий с такими разрывами.

2. При существующих небольших разрывах между фасадами корпусов, обычно не превышающих двукратной высоты здания, аэрация внутри-квартальной территории происходит почти исключительно через разрывы между торцами зданий, расположенных по периметру квартала.

3. Аэрация внутрикварталь-ной территории поверх крыши происходит при разрывах между фасадами, превышающих примерно пятикратную высоту. В этом случае поток воздуха, обтекающий крышу, снижается во внутрикварталь-ной территории до следующего здания

4. При небольших разрывах (например, в две высоты) между фасадами преобладают восходящие /гоки, возникающие благодаря разрежению или отсасывающему действию усиленного воздушного потока, обтекающего крышу. Поэтому приток воздуха во вну-

триквартальное пространство происходит преимущественно через разрывы между торцами зданий, расположенных по периметру квартала.

5. Арочные проезды не дают существенного улучшения аэрации внутриквартальной территории по сравнению с полными разрывами того же размера.

6. Длина корпуса в 200 и более метров, предусматриваемая некоторыми проектами застройки населенных мест, должна быть сокращена в интересах улучшения аэрации.

!

к /

/ л &

/ 4/

320^

ю го зо

Ширина разрыва между торцами В м

Рис. 4. Зависимость между коэфициентами аэрации и шириной разрыва между торцами при корпусах различной длины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.