ББК 74.580.23
Н. А. Мамаева Астраханский государственный технический университет
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Мотивация учения как научная проблема с каждыми годом все больше привлекает внимание ученых. Это обусловлено не только ее огромным влиянием на процесс и результаты деятельности человека вообще и учения студента в частности, но и тем, что она определяет направленность личности человека. Современному обществу требуется не «функционер», а мобильная личность специалиста-профессионала: инициативная, творческая, самостоятельная, свободно мыслящая, легко ориентирующаяся в сложных рыночных отношениях, способная самостоятельно ставить перед собой цели, находить творческие способы и методы для достижения путем актуализации процессов самостоятельной деятельности, ставшие основой новой педагогической парадигмы - личностноориентированного образования. Для того чтобы учебный предмет стал инструментом воспитывающего влияния преподавателя на личность студента, он должен иметь профессиональную направленность [1]. Уже непосредственно при изучении математических дисциплин будущий специалист должен овладеть приемами образного, эмоционального раскрытия математики, актуализации жизненно-практических и межпредметных связей.
Главной целью экспериментальной части исследования явилась проверка на успешность применения педагогической модели формирования учебной мотивации студентов технических вузов в процессе их обучения математике. В ходе эксперимента нами апробировались те педагогические средства, которые, как было установлено при теоретическом анализе проблемы мотивации обучения, в наибольшей степени способствуют активизации учебной деятельности обучающегося как результат воздействия на мотивационную сферу.
На основании представленных компонентов педагогической модели выделены критерии, позволяющие судить об успешности и эффективности процесса формирования учебной мотивации студентов технических вузов: в мотивационном аспекте - преобладающие мотивы учебнопрофессиональной деятельности, выбора профессии, осознанная мотивация достижения успеха, интерес к технике, потребность в самовыражении, личностно-значимая система ценностных ориентаций; в операционноисполнительском - знания по математическим дисциплинам (их глубина, полнота, качество), развитость логического и техническо-творческого мышления, знание содержания инженерной деятельности (профессио-
нальная грамотность), сформированность получаемых в вузе профессиональных умений и навыков, коммуникативные умения; в рефлексивнооценочном - способность к самооценке знаний, к самоанализу, развитию личностного потенциала, самостоятельности.
Представленные в исследовании различные диагностические методики (анкетирование, тестовые задачи, контроль знаний, наблюдение в ходе занятий, консультаций, дискуссий) оценки уровней сформирован-ности учебной мотивации студентов, а также обобщенный фактический материал позволили выделить три уровня развития учебной мотивации: низкий, средний, высокий, и выявить их отличительные признаки. Эти уровни конкретизировались в реальных условиях образовательного процесса технического вуза.
Эксперимент проходил на базе химико-технологического факультета и института морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского государственного технического университета. В экспериментальном обучении приняли участие 2 экспериментальные группы (1 и 2 курс химико-технологического факультета) и 2 контрольные группы (1 и 2 курс института морских технологий, энергетики и транспорта) - всего 73 человека (в экспериментальной группе 36 человек, в контрольной - 37 человек).
Эксперимент состоял из четырех этапов.
На первом этапе работа заключалась в систематическом педагогическом наблюдении за действиями студентов на лекциях, практических занятиях, консультациях, в ходе проверки домашнего задания, в периоды зачетов и экзаменов. Наблюдение сопровождалось беседами со студентами, уточнялось их отношение к предмету, целевые установки на занятиях, мотивированность действий при подготовке к домашнему заданию. Имели место также беседы с преподавателями по проблеме исследования. В результате были разработаны анкеты на основе уже имеющихся диагностических методик для опроса как преподавателей, так и студентов, вопросы для беседы, задачи по математическим дисциплинам с профессиональной направленностью, проводилась работа по отбору содержания учебного материала, вносились окончательные коррективы в проект модели.
На втором этапе эмпирического исследования нами был осуществлен констатирующий эксперимент. Анкетирование преподавателей позволило выяснить их отношение к проблеме учебной мотивации студентов. Мы ещё раз (после выводов по наблюдению, беседам) убедились в актуальности рассматриваемого феномена применительно к обучению математике, в необходимости решения вопроса, связанного со структурированием учебной деятельности студента для создания актуальных мотивационных состояний в конкретных учебных ситуациях. Замеры по уровням мотивации у студентов позволили проследить динамику развития мотивации. На этой стадии эксперимента были проведены замеры по уровням развития мотивации в тех группах, которые затем участвовали в формирующем эксперименте.
На третьем этапе в ходе проведения формирующего эксперимента нами был использован целый спектр методов и средств мотивации учебной деятельности студента, включая приемы отбора и структурирования учебного материала, специальные задания и упражнения, различные формы проведения практических занятий. Для оперативной коррекции наших действий применялись средства диагностического анализа. В соответствии с целями, поставленными на этом этапе, решались задачи самостоятельного усвоения студентами базовых инженерных знаний и умений, формирования и развития интеллектуально-познавательных процессов, устойчивой профессиональной мотивации достижения успеха, а также создания доброжелательной атмосферы, способствующей раскрытию и проявлению личности студента.
В своем исследовании мы искали ответы на следующие вопросы: как добиться, чтобы система учебных задач по математике отвечала своей главной профессионально ориентированной функции, как определить оптимальный объем знаний и операций, необходимых будущему инженеру, как привить ему навык эффективного применения математических знаний.
Математическая задача прикладного характера - это модель личностно-ориентированной учебной ситуации, «погружаясь» в которую будущий специалист апробирует некоторые варианты своего профессионального поведения, выявляет ценностные аспекты в изучаемом материале, учится распознавать мотивы, рефлексировать собственные действия и личностные качества [2]. В связи с этим в содержание дисциплин математического цикла были включены элементы (понятия, проблемы, профессионально-ориентированные задачи), которые способствовали проявлению у студентов интереса к избранной профессии, к самостоятельному овладению знаниями по инженерному делу с проявлением инициативы, творчества, а также развитию умственных и творческих способностей.
Использованное на этом этапе проблемное изложение учебного материала помогало студентам в поиске личностного смысла собственной самостоятельной инженерной деятельности, представления и осознания себя в будущей профессиональной роли. Общение в режиме диалога способствовало не только смысловому контакту педагога и студента, но и развивало рефлексивные механизмы мышления, самоанализ, самоконтроль, активизировало интерес к познавательным и творческим процессам, способствовало развитию творчества. Вариативность предложенных задач, различных по уровням сложности, нацеливала студентов на высокие достижения в учебно-профессиональной деятельности.
Работа студентов характеризовалась повышенным интересом к ее выполнению, самостоятельному поиску и выбору необходимых данных. Возникали споры, дискуссии по поводу правильности выбора, верности расчета. Преподаватель поощрял выбор более сложного варианта и творческий подход к его выполнению, быстроту и правильность математических расчетов, сдачу в срок. Ведущая роль здесь, несомненно, принадлежала педагогу, которому приходилось не только направлять учебнопознавательную деятельность студентов, но и руководить их действиями, рекомендовать, советовать, помогать, стимулировать их поисковую, само-
стоятельную, творческую деятельность, т. е. оригинально, по-новому подходить к решению той или иной задачи, логически мыслить, выдвигать гипотезы, идеи, умело пользоваться справочной, технической литературой и методическими разработками.
На четвертом этапе был проведен констатирующий замер по уровням развития мотивации. Кроме того, анализировались и учитывались результаты письменных работ студентов (тестов, контрольных работ, типовых расчетов), в конце семестра - устные ответы на зачетах и экзаменах.
Данные, полученные в констатирующем и на заключительном этапе формирующего эксперимента, приведены в таблице.
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию учебной мотивации студентов вуза, %
Уровень мотивации Начало опытно-экспериментальной работы Конец опытно-экспериментальной работы
ЭГ* КГ* ЭГ КГ
Низкий 50 52 21 44
Средний 35 33 54 37
Высокий 15 15 25 19
ЭГ - экспериментальная группа. ** КГ - контрольная группа.
В ходе экспериментальной работы получено убедительное подтверждение тому, что обучение студентов при реализации данной педагогической модели приводит к повышению уровня сформированности мотивации учебной деятельности студентов вуза: в экспериментальных группах уменьшилось количество студентов с низким уровнем мотивации - с 50 до 21 %; количество студентов с высоким уровнем мотивации возросло с 15 до 25 %. В контрольных группах количество студентов с высоким уровнем мотивации увеличилось с 15 до 19 %. Данное обстоятельство с учетом прочих равных условий подготовки экспериментальных и контрольных групп позволяет признать исследование успешным, а целесообразность и эффективность внедрения педагогической модели формирования учебной мотивации студентов в образовательный процесс современного технического вуза подтвержденными.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Горин Ю. К., Свистунов Б. А. К иной парадигме // Высшее образование в России. - 1999. - № 3. - С. 60-66.
2. Иванова Ю. А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе. -Волгогр. гос. пед. ин-т. - Волгоград, 1990. С. 8.
Получено 15.06.2006
THE EXPERIMENTAL JUSTIFICATION OF EFFICIENCY OF REALIZATION OF THE PEDAGOGICAL MODEL OF BUILDING OF THE EDUCATIONAL MOTIVATION OF THE STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES
N. A. Mamaeva
Having analyzed the problems of the organization of the students’ educational work, we can define a problem of their educational motivation building. To solve this problem it is offered a pedagogical model of building of the educational motivation of the students of technical universities, which promotes the rising of efficiency and quality of the educational process, which satisfies certain criteria and regulations having been listed in this article. It is also given attention to the analysis of the motives and methods of increasing of the students’ activity.