4. Effect of positioning on the accuracy of decision making of association football top-class referees and assistant referees during competitive matches / J. Mallo, P.G. Fruto, D. Juarez, E. Navarro // Journal of Sports Sciences. - 2012. - № 30 (13). - P. 1437-1445.
5. Castagna, C. Physiological aspects of soccer refereeing performance and training / C. Castagna, G. Abt, S. D'Ottavio // Sports Medicine. - 2007. - No. 37 (7). - P. 625-646.
REFERENCES
1. Belova, A.N. (2004), Scales, tests and questionnaires in neurology and neurosurgery: a guide for doctors and researchers, Moscow.
2. Shibaev, A.V. (2009), Development of professionally significant psychophysiological qualities of football referees, dissertation, Malakhovka.
3. Chopilko, TG. (2014), "An investigation of individual functionality football referees of high qualification", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, No. 7, pp. 37-42.
4. Mallo, J., Frutos, P. G., Juarez, D. and Navarro, E. (2012), "Effect of positioning on the accuracy of decision making of association football top-class referees and assistant referees during competitive matches". Journal of Sports Sciences, No, 30(13), pp. 1437-1445.
5. Castagna, C., Abt, G. and D'Ottavio, S. (2007), "Physiological aspects of soccer refereeing performance and training", Sports Medicine, No. 37(7), pp. 625-646.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.11.2019
УДК 796.011.3
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Академия социального управления, Москва; Вера Сергеевна Бабина, преподаватель, Правовой колледж Российский университет транспорта, Москва
Аннотация
В статье представлены показатели, проведенного тестирования физического состояния студенток транспортного вуза с сентября 2015 года по май 2019 года в Российском университете транспорта. Анализируя результаты тестирования, был сделан вывод, что уровень физического состояния, функциональной подготовленности студенток экспериментальной группы, занимающихся по разработанной программе оздоровления, стал намного выше, чем у студенток контрольной группы, которые занимались по стандартной программе.
Доказана и обоснована эффективность программы оздоровления студенток транспортных вузов с использование восточных оздоровительных практик.
Ключевые слова: нетрадиционные оздоровительные средства, восточные оздоровительные практики, студентки, физическая культура, здоровье, физическое воспитание, вуз.
EXPERIMENTAL STUDY OF EFFECTIVENESS OF REHABILITATION OF THE STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITY BY USING EASTERN HEALING
PRACTICES
Olga Lvovna Postol, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Russian University
of transport, Moscow; Olga Nikolaevna Pankratova, the senior teacher, Academy of social management, Moscow; Vera Sergeevna Babina, the teacher, Law College Russian University
of transport, Moscow
Annotation
The article presents the indicators of testing the physical condition of the students of transport University from September 2015 to May 2019 in the Russian University of transport. After analysis of the test
results, it was concluded that the level of physical condition, functional fitness of students of the experimental group engaged in a program of recovery, was much higher than students in the control group who worked on the standard program.
Efficiency of the program for health-improvement of the students of transport higher education institutions with use of East improving practices has been proved.
Keywords: non-traditional health-improving means, Eastern health-improving practices, students, physical culture, health, physical education, University.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящий момент повышение уровня здоровья студентов является одной из главных задач в Российской Федерации. По мнению большинства специалистов в области физической культуры и спорта отмечается, что с каждым годом в высших учебных заведениях растет число студентов, освобожденных от занятий по физической культуре по состоянию здоровья, а также занимающихся в специальных и подготовительных медицинских группах.
Неблагоприятные климатические и экологические условия в различных регионах нашей страны, постоянный стресс, повышенный уровень тревожности, неправильный образ жизни - все эти факторы оказывают отрицательное воздействие на физическое состояние, функциональную подготовленность, физическое развитие, а также на уровень здоровья студенческой молодежи. Все это приводит к неминуемой истощаемости нервной системы и снижению умственной активности молодежи.
Анализируя исследования ряда ученых последних пятнадцати лет, выявилось, что применение стандартных традиционных учебных программ по дисциплинам физической культуры в высших учебных заведениях направлено в основном на выполнение контрольных нормативов, не имеет индивидуального подхода к занимающимся студентам. Этим объясняется неудовлетворенность молодежи традиционными занятиями физическим воспитанием в вузах, что приводит к снижению их физического состояния, потере мотивации к занятиям, а также к снижению уровня здоровья.[1, 2. 4]
Все вышеизложенное подтверждает, что в настоящее время необходим поиск более эффективных средств и методов улучшения физической подготовленности, уровня здоровья студентов. Очень актуальным являются свежие подходы к разработке учебных программ по физической культуре и организации занятий высших учебных заведениях [1].
За последние пятнадцать лет в России наблюдается популяризация восточных оздоровительных гимнастик среди студенческой молодежи. Использование нетрадиционных средств оздоровления (хатха-йога, китайские оздоровительные гимнастики, тибетская гимнастика до-ин и др.) начало распространяться и в системе физического воспитания вузов нашей страны. Занятия по физической культуре с применением элементов восточных оздоровительных гимнастик очень хорошо повышают уровень здоровья, функциональную подготовленность, физическое состояние учащихся, благоприятно оказывают влияние на психику, снимают стресс.
Однако, уровень применения восточных оздоровительных средств в системе физического воспитания вузов пока не очень достаточный. А появление и использование нетрадиционных оздоровительных гимнастик на занятиях по физической культуре будет содействовать последующему прогрессу в системе физкультурного образования высших учебных заведений [1, 3].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С сентября 2015 г. по май 2019 г. на базе кафедр «Физическая культура» Российского университета транспорта проводилось тестирование физического состояния студенток. В эксперименте участвовали студентки 1 - 4 курсов РУТ (МИИТ), (n=54). Все студентки, которые принимали участие в педагогическом эксперименте, не имели отклонений в состоянии здоровья, и к занятиям по физической культуре были допущены. По данным
медицинского обследования у всех была основная медицинская группа. Сформированы были две группы (контрольная и экспериментальная) методом случайных чисел. Количество человек в каждой группе - 27.
В контрольной группе занятия по физической культуре проводились по учебной программе кафедры «Физическая культура» ЮИ РУТ (МИИТ). В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной автором программе с применением нетрадиционных средств восточных оздоровительных гимнастик (тибетская гимнастика до-ин, китайская гимнастика бадуаньцзин, гимнастика для рук и ладоней японского врача Йосиро Цуцуми, хатха-йога, массаж су-джок, комплексы интенсивных упражнений по системе японского доктора Идзуми Табата и др.) в сочетании с традиционными средствами физического воспитания (элементы гимнастики, легкоатлетические упражнения, подвижные игры и т.д.).
Группы студенток (контрольная и экспериментальная) на начало эксперимента достоверных различий не имели.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Тестирования физического состояния студенток экспериментальной и контрольной групп проводились в течение четырех лет, с сентября 2015 года по май 2019 года.
В сентябре 2015 г., в начале эксперимента, проводимое тестирование физического состояния студенток выявило, что результаты экспериментальной и контрольной групп совсем не отличаются, различия не достоверны (Р>0,05).
За время проведения эксперимента выявилась положительная достоверная динамика роста большинства показателей физического состояния студенток экспериментальной группы (Р <0,01).
Результаты проведенного в мае 2019 года тестирования физического состояния студенток указало, что у студенток экспериментальной группы, которые занимались по разработанной автором программе оздоровления с использованием восточных оздоровительных средств, намного превышал уровень физического состояния в сравнении с результатами студенток контрольной группы (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика изменения показателей физического состояния студенток контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента_
Этапы исследования
Показатели Группы сентябрь 2015-2016 май 2015-2016 май 2016 -2017 май 2017-2018 май 2018-2019
уч. год уч. год уч. год уч. год уч. год
Ортостатическая проба ЭГ 19.0±0.52 15.45±1.59* 14.09±1.21* 10.73±1.27* 7.41±0.41*
КГ 18.96±0.83 18.48±0.52 18.35±1.25 17.73±0.73 16.41±1.59
ЧСС в покое (уд/мин) ЭГ 78.89±0.64 67.12±2.37* 65.01±0.33* 63.95±0.93* 61.89±0.11*
КГ 77.04±0.56 76.54±1.63 75.11±0.67 71.67±1.13 72.56±1.44
Проба Штанге ЭГ 39.0±0.67 51.89±0.11* 56.44±1.04* 57.11±0.89* 70.04±1.96*
КГ 39.89±0.72 41.04±1.04 42.89±1.11 42.74±1.26 46.44±1.56
Проба Генчи ЭГ 35.37±0.91 37.0±0.53* 40.15±0.64* 42.59±0.41* 44.11±0.89*
КГ 35.15±0.51 32.7±0.7 33.11±0.75 34.74±1.26 34.35±10.93
Индекс Руфье ЭГ 12.15±0.72 7.07±0.42* 6.19±0.81* 5.22±0.78* 4.93±1.07*
КГ 12.11±0.89 10.15±0.97 10.11±0.89 9.04±0.96 9.41±0.48
Проба Ромберга ЭГ 11.11±0.72 18.13±0.11* 19.96±0.56* 20.26±0.74* 25.22±0.78*
КГ 11.0±0.47 14.07±1.11 14.26±0.74 14.9±0.89 14.37±1,0
Условные обозначения: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; * - различие результатов
между группами достоверно значимо (р <0,001).
В конце эксперимента в экспериментальной группе выявилось по всем показателям достоверное увеличение:
- Ортостатическая проба - произошло уменьшение показателя в контрольной группе на 2,55 уд/мин, прирост составил 13,44% (Р <0,01), а в экспериментальной группе
уменьшение показателя составило на 11,59 уд/мин, прирост 61%;
- Частота сердечных сокращений в покое (ЧСС) - в экспериментальной группе уменьшились на 17 уд/мин, прирост - 21,54% (P <0,01); , а в контрольной - на 4,48 уд/мин, прирост - 5,81% (P <0,01);
- Проба Штанге - в контрольной группе составил прирост 6,55 сек., (16,43%), (P <0,01); в экспериментальной - 31 сек., прирост 79,58%, (P <0,01);
- Проба Генчи - в контрольной группе наблюдается уменьшение показателя на 0,8 сек., прирост - (-2,27%), (P>0,05); а в экспериментальной группе наблюдается увеличение показателя на 8.74 сек., прирост составил 24,71% (P <0,01);
- Индекс Руфье - в экспериментальной группе уменьшение показателя на 7.22, прирост 59,42% (P <0,01); в контрольной группе уменьшение составило 2,7 (22,29%), (P <0,01);
- Проба Ромберга - в экспериментальной группе наблюдается увеличение показателя на 14.11 (127%), (P <0,01); в контрольной - увеличение показателя на 3,37 (30,6%), (P <0,01).
По окончании эксперимента, в мае 2019 года было выявлено достоверное увеличение всех показателей в экспериментальной группе в сравнении с группой студенток, занимающихся в контрольной группе (P <0,01). Все это указывает на значительное улучшение физического состояния студенток экспериментальной группы, которые занимались по экспериментальной программе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты тестирования, проведенного с сентября 2015 года по май 2019 года, показали, что уровень физического состояния, физической подготовленности студенток экспериментальной группы, занимающихся по разработанной авторами программе оздоровления с применением восточных оздоровительных средств, оказался намного выше, чем у студенток контрольной группы, которые занимались по стандартной программе.
Исследуя динамику показателей физического состояния, рассмотренную в течение четырех лет, выявлены более высокие результаты функциональной подготовленности экспериментальной группы, которые особенно проявились в тестах Ромберга, пробе Штанге, индексе Руфье, ортостатической пробе. Анализируя полученные результаты, была доказана эффективность программы по физической культуре с применением восточных оздоровительных практик в высших учебных заведениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постол, О. Л. Повышение психофизических качеств студенток транспортного вуза на занятиях по физической культуре с применением восточных оздоровительных практик / О. Л. Постол, О. Н. Панкратова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 262-266.
2. Сыроваткина, И.А. Использование различных видов оздоровительной гимнастики на занятиях со студентками педагогического вуза / И.А. Сыроваткина, Г.В. Хвалебо // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2018. - № 1 (23). - С. 56-63.
3. Твердохлеб, Е.Ф. Нетрадиционные виды оздоровительной физической культуры / Е.Ф. Твердохлеб, А. А. Верещак // Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура в системе профессионального образования : идеи, технологии и перспективы» (17 мая 2018). - Омск, 2018. - С. 31-34.
4. Щадилова, И.С. Элективные курсы по физической культуре как основа мотивации студентов к практическим занятиям / И.С. Щадилова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 2. - С. 92-96.
REFERENCES
1. Postol, O.L. and Pankratova, O.N. (2019), "Increase of psychophysical qualities of students of transport higher education institution on occupations on physical culture with application of East improving
practices", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 262 - 266.
2. Syrovatkina, I.A., and Khvalebo, G.V. (2018), "The Use of various types of recreational gymnastics the classroom with students of pedagogical University", Physical education and sports training, Vol. 23, No. 1, pp. 56-63.
3. Tverdokhleb, E.F. and Vereshchak, A.A. (2018), "Non-Traditional types of recreational physical culture", Physical culture in the system of professional education: ideas, technologies and prospects, Omsk, pp. 31-34.
4. Spadilova, I.S. (2018), "Elective courses in physical culture as a basis for motivating students to practice", Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport, No. 2, pp. 92-96.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.11.2019
УДК 796.922
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАЗВИТИИ СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Елена Александровна Реуцкая, кандидат биологических наук, Павел Юрьевич Пинягин, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Аннотация
Исследуется развитие силовых возможностей лыжников-гонщиков на этапах многолетнего совершенствования. При помощи метода ассоциативных правил определены взаимосвязи показателей скоростно-силовых возможностей и силовой выносливости мышц плечевого пояса с результативностью соревновательной деятельности лыжников-гонщиков на этапах спортивной подготовки. Определена направленность в развитии силовых возможностей лыжников-гонщиков на тренировочном этапе и этапе совершенствования спортивного мастерства.
Ключевые слова: лыжные гонки, юные лыжники-гонщики, силовая выносливость, ско-ростно-силовые возможности, соревновательная деятельность, метод ассоциативных правил.
METHODICAL APPROACHES OF THE DIRECTION IN THE DEVELOPMENT OF POWER ABILITIES OF SKIERS AT THE STAGES OF SPORTS TRAINING
Elena Alexandrovna Reutskaya, the candidate of biological sciences, Pavel Yurievich Pinyagin, the post-graduate student, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk
Annotation
The increasing of power capabilities of skiers at the stages of long-term sports training has been investigated. With helping of the method of associative rules, we determined the relationships between the indicators of the speed-strength capabilities and power endurance of the muscles of the shoulder girdle with the effectiveness of competitive activity of skiers at the stages of sports training. We determine the vectors in the increasing of the power capabilities of skiers at the training stage and the stage of improving sports experience.
Keywords: skiing, young skiers, power endurance, speed-strength capabilities, competitive activity, method of associative rules.
ВВЕДЕНИЕ
Рост спортивных достижений все в большей степени зависит от эффективности системы многолетней подготовки лыжников-гонщиков. Оптимальное управление этим процессом осуществляется только при строгом выделении этапов спортивной подготовки и особенностей построения тренировочного процесса в каждой возрастной группе. Вопрос подготовки юных лыжников-гонщиков в настоящее время является одним из наиболее