Научная статья на тему 'Экспериментальное изучение сформированности отдельных проявлений коммуникативной компетентности у студентов-психологов'

Экспериментальное изучение сформированности отдельных проявлений коммуникативной компетентности у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кедрова И. А., Казанцева Н. И.

In given article the basic structural components of communicative competence are considered and results of the forming experiment directed on their formation are resulted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental studying formed separate displays of communicative competence at students of psychologists

In given article the basic structural components of communicative competence are considered and results of the forming experiment directed on their formation are resulted.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное изучение сформированности отдельных проявлений коммуникативной компетентности у студентов-психологов»



ТЮРМ ЬС^СЛПТАИПЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

И.А. Кедрова, кандидат психологических наук, доцент, Н.И. Казанцева, аспирант ИПППО РАО, г. Казань

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, тренинговая программа, толерантность, эмпатия, самостоятельность.

Одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста является компетентность в сфере общения.

Необходимость развития коммуникативной компетентности психолога обусловливается тем, что он постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с партнерами по контакту. Отметим, что коммуникативная компетентность выступает как феномен, имеющий сложную структурную организацию. Опираясь на научный опыт исследований отечественных и зарубежных ученых, мы представили в структуре коммуникативной компетентности следующие проявления:

— совокупность знаний, умений и навыков, а также некоторые личностные особенности, позволяющие реализовывать эффективное межличностное взаимодействие;

— ориентация (направленность) на повышение эффективности общения;

— наличие ориентации на внешние или внутренние факторы обеспече-

90

ния жизнедеятельности (локус контроля);

— сензитивность (эмпатийность) как фактор эффективности восприятия позиции партнера в процессе взаимодействия.

Данные компоненты коммуникативной компетентности были подвергнуты экспериментальному изучению при помощи формирующего эксперимента.

Целью формирующего эксперимента явилось создание у студентов-психологов положительных предпосылок к возникновению коммуникативной компетентности.

Данный эксперимент проводился в период с января по май 2008 г., в котором приняли участие студенты 2 курса психологического факультета Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева в количестве 102 человек (50 чел. — экспериментальная группа, 52 чел. — контрольная группа). Составы групп рандомизированы по основным социально-демографическим показателям: возраст участников колеблется в ин-

тервале от 18 до 20 лет; составы экспериментальной и контрольной групп тождественны по соотношению половой принадлежности их участников (в экспериментальной группе 42 испытуемых женского пола и 8 мужского, в контрольной группе 43 испытуемых женского пола и 9 мужского).

На 1 этапе эксперимента проводился сбор первичных данных при помощи методик:

«Социально-коммуникативной компетентности (КСК)», позволяющей выявить следующие параметры [1]:

1) социально-коммуникативную неуклюжесть как признак отсутствия сформированных навыков социального взаимодействия;

2) нетерпимость к неопределенности — признак, указывающий на дискомфорт, возникающий у испытуемого в условиях неопределенности результата взаимодействия;

3) чрезмерное стремление к конформности как характеристика стремления к сохранению комфортных отношений даже за счет уступок;

4) повышенное стремление к статусному росту, т.е. сильно выраженное желание получения признания со стороны окружающих;

5) ориентацию на избегание неудач, отказ от активности в ситуациях взаимодействия, предполагающих возможность получения негативного результата;

6) фрустрационную нетолерантность как отсутствие способности выдерживать негативные внешние воздействия.

Оценка уровня сформированности личностных компонентов, способствующих эффективному общению,

проводилась по методике Л.П. Калининского [2]; выявлялись следующие показатели:

7) направленность на коллективистские ценности;

8) деловитость как индикатор активности и ответственности;

9) доминирование — показатель, характеризующий стремление к лидерству;

10) уверенность в себе как самоуважение и уверенность в своих силах;

11) требовательность (жесткость) — индикатор стремления к достижению цели любыми средствами (авторитаризм);

12) упрямство и негативизм как показатель скептицизма и несговорчивости;

13) уступчивость — показатель, характеризующий склонность к сговорчивости и уступкам в пользу других;

14) зависимость как индикатор подверженности чужому мнению и несамостоятельности;

15) психологический такт — показатель, указывающий на сформированную адаптивность во взаимодействии с другими людьми;

16) отзывчивость как готовность к помощи другим в деле и общении;

17) выраженная конфликтность указывает на высокую вероятность проявления негативных тенденций в общении с другими людьми;

18) амбивалентность как неустойчивость в проявлении основных тенденций в общении;

19) выраженная адаптивность свидетельствует о готовности к сотрудничеству и уступкам в процессе общения.

91

Общую направленность на общение достаточно просто и эффективно можно оценить с использованием опросника В.Ф. Ряховского[3], позволяющего оценить

20) уровень развития общительности как показателя общей готовности к межличностному взаимодействию.

Важным условием формирования эффективного общения является определенный характер ориентации (на внешнее или на себя) субъекта, который может быть оценен с помощью методики Дж. Роттера (локус контроля) [4]. Эта методика позволяет оценить уровень двух основных видов направленности:

21) высокая интернальность указывает на высокий уровень сфор-мированности личной ответственности за все происходящее с человеком в этой жизни;

22) высокая экстернальность указывает на то, что человек перекладывает ответственность за все происходящее с ним на других, обстоятельства и пр.

Методика «КОС-2» [5] позволяет оценить выраженность направленности в двух сферах общения:

23) коммуникативную склонность как индикатор способности и направленности на эффективное межличностное взаимодействие;

24) организаторскую склонность — способность и склонность активно взаимодействовать и управлять коллективами.

Как уже отмечалось, достаточно серьезную роль в эффективном общении может играть сензитивность по отношению к восприятию других людей, которую можно оценить с по-

92

мощью опросника И.М. Юсупова.

25) высокий уровень эмпатийно-сти указывает на хорошо развитую способность и готовность к сопереживанию и пониманию состояний и чувств других людей.

Таким образом, перечисленные 25 показателей из пяти методик позволяют достаточно эффективно оценить уровень развития основных компонентов коммуникативной компетентности. В приведенной таблице данные показатели обозначаются именно этими номерами.

2 этап был реализован в форме социально-психологического тренинга, задачами которого было обучение студентов анализу и прогнозированию поведения партнеров, навыкам установления межличностных контактов, а также развитие личностных предпосылок коммуникативного потенциала (стабильность «Я-концепции», эмоциональная уравновешенность, рефлексия и т.д.) и снятие эмоционального напряжения в процессе общения.

Разработанная нами программа тренинга проводилась со студентами экспериментальной группы в течение 5 месяцев с периодичностью 2 академических часа в неделю и была ориентирована на формирование следующих компонентов коммуникативной компетентности: способности оптимизировать межличностные отношения в микрогруппах; тактических умений общаться (развитие наблюдательности за партнером по общению, формирование умений предотвращать конфликтные ситуации; формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне) и личностных переменных: Я-концепция;

экстернальность-интернальность; эм-патия.

Программа тренинга включает в себя 15 занятий, разбитых на тематические блоки:

1 занятие — знакомство;

2 и 3 занятия — установление контакта;

4 и 5 занятия — развитие внимания к другому человеку;

6 занятие — снятие эмоционального напряжения при межличностном контакте и избавление от страхов;

7 и 8 занятия направлены на отработку умений и навыков сглаживания конфликтов;

Целью 9 занятия было развитие рефлексии, умения оценить себя с позиции окружающих людей;

10 занятие — развитие наблюдательности студентов;

11 занятие — умение устанавливать контакт с незнакомым человеком;

12 занятие — повышение самооценки, снятие личных комплексов;

13 и 14 занятия — релаксация, снятие внутреннего напряжения;

15 занятие — финал, подведение итогов. Цель — выявить насколько изменилось отношение членов группы друг к другу и насколько изменилось самоотношение каждого члена группы в ходе тренинга.

3 этап включал в себя повторное диагностическое исследование при помощи тех же методик с целью выявления достоверных различий в показателях контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента.

При помощи математической статистики мы сравнили и сопоставили результаты контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента, которые представлены в таблице 1, где показаны средние значения показателей в экспериментальной и контрольной группах, а также значения £-Стьюдента, полученные при сравнении.

Таблица 1

Статистическое сравнение результатов измерений эксперимента

№ контр. гр. экспер. гр.

до после £ до после £

1 2 3 4 5 6 7

1 8,8 9,1 -0,66 8,0 5,3 5,52***

2 10,9 10,7 0,47 10,6 8,1 5,68***

3 6,4 6,0 0,96 6,4 4,0 6,91***

4 10,8 11,0 -0,42 9,1 7,4 4,09***

5 8,8 8,9 -0,04 8,3 5,4 7,15***

6 8,1 9,0 -1,86 8,7 6,8 5,40***

7 9,1 9,3 -0,46 9,7 10 -0,79

8 9,5 9,5 0,10 9,8 10,7 -2,95**

9 6,2 6,2 -0,05 6,1 6,8 -1,70

10 7,4 7,6 -0,76 7,3 9,4 -6,64***

93

1 2 3 4 5 6 7

11 6,8 7,0 -0,59 6,0 5,8 -0,68

12 6,3 6,4 -0,12 6,3 4,6 6,29***

13 6,3 6,8 -1,35 6,2 8,8 -8,15***

14 5,2 5,1 0,13 5,6 3,8 7,04***

15 9,3 9,4 -0,25 9,2 11,6 -6,49***

16 8,2 8,1 0,46 8,5 10,8 -7,95***

17 21,7 22,1 -0,80 22,8 23,4 -0,68

18 24,7 24,6 0,27 25,8 28,7 -3,89***

19 27,8 27,4 0,87 26,1 30,4 -5,40***

20 14,0 13,9 0,12 13,0 10,2 5,19***

21 11,1 11,4 -0,50 10,7 10,4 0,69

22 11,9 11,6 0,50 12,3 12,6 -0,69

23 12,8 12,4 0,84 12,9 14,2 -1,95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 12,7 12,5 0,48 13,4 14,0 -1,03

25 44,2 44,5 -0,23 47,5 53,2 -5,26***

Примечание: * — уровень достоверности различий р < 0,05, ** — уровень достоверности различий р < 0,01, *** — уровень достоверности различий р < 0,001.

Как видно из таблицы, между результатами фонового и постэкспериментального измерений в контрольной группе не обнаружено ни одного статистически достоверного отличия, что подтверждает ранее выдвинутое нами предположение о том, что в процессе естественного развития параметры коммуникативной компетентности изменяются достаточно медленно. В то время как в экспериментальной группе по 17 из 25 показателей зафиксированы статистически достоверные различия. Это позволяет с достаточной степенью уверенности утверждать, что наш эксперимент заметно влияет на формирование компонентов коммуникативной компетентности.

Необходимо отметить существенное снижение показателей:

1 — социально-коммуникативной неуклюжести, что указывает на позитивное изменение в сторону повышения сформированности навыков социального взаимодействия;

2 — нетерпимости к неопределенности, что является признаком, указывающим на снижение уровня дискомфорта, возникающего в условиях неопределенности результата взаимодействия;

3 — чрезмерного стремления к конформности, как проявление большей самостоятельности и активности в отстаивании своей позиции;

4 — повышенного стремления к статусному росту, что указывает на рост самодостаточности и относительной независимости от оценок окружающих;

94

5 — ориентации на избегание неудач, т.е. в процессе тренингов повышается активность в ситуациях взаимодействия, предполагающих возможность получения негативного результата;

6 — фрустрационной нетолерантности как индикатора повышения способности выдерживать негативные внешние воздействия;

12 — упрямства и негативизма, что является показателем снижения скептицизма и несговорчивости;

14 — зависимости, что является индикатором снижения подверженности чужому мнению;

20 — уровня развития общительности как показателя общей готовности к межличностному взаимодействию, что является косвенным индикатором повышения удовлетворенности межличностным общением.

При этом увеличились значения показателей:

8 — деловитости, что является индикатором повышения активности и ответственности за свои действия;

10 — уверенности в себе, что свидетельствует о росте самоуважения и уверенности в своих силах;

13 — зависимости как индикатора роста готовности к учету чужого мнения;

15 — психологического такта как показателя, указывающего на рост адаптивности во взаимодействии с другими людьми;

16 — отзывчивости как индикатора роста готовности к помощи другим в деле и общении;

18 — амбивалентности как показателя пластичности проявления основных тенденций в общении;

19 — адаптивности, что свидетельствует о росте готовности к сотрудничеству и уступкам в процессе конструктивного общения;

25 — эмпатии, что может указывать на увеличение чувствительности в восприятии других людей и их поведения.

Обобщая результаты приведенного сравнения, можно сказать, что использованная нами тренинговая программа позволила значительно повысить следующие параметры коммуникативной компетентности: самостоятельность и активность, пластичность и адаптивность, толерантность и эмпатия.

Анализируя проведенное качественное и количественное сравнение результатов в двух группах испытуемых, можно сказать следующее:

1) изначально составы экспериментальной и контрольной групп тождественны как по своим социально-демографическим параметрам, так и по уровню развития параметров коммуникативной компетентности;

2) экспериментальное воздействие, реализованное в экспериментальной группе, привело к существенным изменениям в уровне сформированно-сти большинства параметров коммуникативной компетентности;

3) сравнение фоновых и постэкспериментальных показателей экспериментальной и контрольной групп позволило доказать эффективность использованного воздействия (тренинга) на большинство параметров коммуникативной компетентности.

Мы смеем предположить, что полученные результаты, вероятнее все-

95

го, обусловлены эффективностью сложившегося тандема: учебных дисциплин в сочетании с тренинговыми занятиями, которые проводились в экспериментальной группе.

Подводя итог анализу результатов экспериментального исследования, можно утверждать, что:

1) реализованная система экспериментального воздействия оказывает позитивный эффект на развитие большинства компонентов коммуникативной компетентности;

2) в процессе экспериментального воздействия формируются не только отдельные компоненты общения, но и происходит перестройка всей системы представлений о значимости отдельных его элементов.

Литература:

1. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев.— М: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. — С. 213-219.

2. Калининский Л.П. Методика диагностики профессионально значимых и деловых качеств будущего специалиста // Содержание и методы профессионального воспитания студентов / Л.П. Калининский.- Тюмень, 1981.- С. 94-120.

3. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача.-М., Воронеж, 1998.- С. 59-65.

4. Романова Е. С. Психодиагностика / Е.С. Романова.- СПб: Питер, 2006.-С. 300-302.

5. Швандрин Н.И. Основы психодиагностики в 3 ч. / Н.И. Швандрин.- М: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.-С. 205-209.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПАРАДИГМЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

Л.А. Максутова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Альметьевского государственного института муниципальной службы АГИМС, г. Альметьевск

Ключевые слова: система Монтессори, самостоятельная деятельность, не-

традиционные уроки.

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Однако до сих пор определенные стереотипы сознания педагогов и отдельные тенденции образовательной практики не ориентируют их на индивидуальный подход к ребенку.

Практическая педагогика продолжает ориентироваться на подготовку

ребенка к школе, основной целью педагогических усилий остается создание определенного объема знаний, умений и навыков, противоречащее развитию индивидуальности и приводящее к выравниванию возможностей детей. Ориентация на «среднего» ребенка ведет к тому, что развитие детей с высоким интеллектом искусственно тормозится, и они лишаются возможности полноценной реализации своих способностей. А дети с более низким уровнем развития вынуждены посто-

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.