УДК 159.922.77
Е. В. Славутская
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Приводятся результаты экспериментального исследования взаимосвязи эмоционально-волевых и интеллектуальных свойств младших подростков. Результаты психодиагностики учащихся обрабатывались при помощи факторного анализа. Выявлялась динамика в развитии эмоционально-волевых свойств, интеллекта мальчиков и девочек 3-5-х классов. Выделены основные факторы, определяющие гендерные особенности эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер младших подростков.
Ключевые слова: эмоционально-волевые, интеллектуальные свойства, динамика развития, факторный анализ, гендерные особенности, школьники 9-11 лет.
Наметившаяся в современном образовании тенденция к гуманизации повлекла за собой ряд реформ, направленных на усиление внимания к личности школьника и ее роли в образовательном процессе. Это требует систематизированных представлений о факторах детерминации психического развития ребенка, формирования различных сторон его индивидуальности для прогнозирования успешности в учебной и будущей профессиональной деятельности.
По результатам многочисленных зарубежных и отечественных исследований у детей разного пола наблюдаются различия в поведении и психике. Это различия в особенностях запоминания материала (образного, речевого, знакового), в восприятии информации (вербальной, невербальной), в решении разного типа задач, в спонтанном речевом поведении, в эмоциональных реакциях, особенностях социализации и т. д. [1].
Для оценки зрелости центральной нервной системы, психических функций на каждом возрастном этапе существуют критерии возрастной нормы. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Наряду с индивидуальными, чрезвычайно выражены половые различия в темпах созревания: у девочек созревание идет быстрее, соответственно этому имеют место половые различия по целому ряду показателей, свидетельствующие о более раннем наступлении зрелости у девочек [5]. Кроме того, наблюдаются различия в развитии отдельных мозговых структур у мальчиков и девочек. Запись биотоков мозга у новорожденных и детей первых месяцев жизни показывает, что мозг мальчиков и девочек уже в этом возрасте работает неодинаково. У детей разного пола эмоции оказывают разное влияние на восприятие и осмысление речевых сигналов. «У девочек активизируется весь мозг.., структуры обоих полушарий. У мальчиков избирательно включается... или правое, или левое полушарие.. , мальчики осмысливают ситуацию и готовят способ выхода из
нее, у девочек резко нарастает общая активность, повышается тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга...» [2].
Последние исследования в области нейрофизиологии показывают, что тип мышления зависит от избирательного развития отдельных отделов коры головного мозга у детей разного пола. У мальчиков в более раннем возрасте происходит специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации, а значит, и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление [2]. Поэтому мальчики решают геометрические задачи пространственным методом (поворачивая мысленно фигуры в пространстве), а девочки речевым (ориентируясь на буквенные обозначения).
В нашем эксперименте в конце третьего - начале и конце пятого класса была проведена психодиагностика учащихся для выявления развития интеллектуальной сферы детей с помощью свободно культурного интеллектуального теста Р. Б. Кеттел-ла [3]. Динамика эмоционально-волевых свойств личности учащихся проверялась с помощью 12-факторного опросника Р. Б. Кеттелла и Р. В. Ко-ана. Обследовалось 120 учащихся 3-4-х классов и 107 учащихся 5-х классов.
При статистической обработке данных психодиагностики использовался факторный анализ. Для этого употреблялся программный пакет 8ТЛТ18Т1СЛ. Применялся наиболее распространенный в факторном анализе метод главных ком -понент с вращением результирующей нормированной матрицы факторных нагрузок методом Уагтах. По его результатам мы выделили 4 основных фактора, суммарный вклад (8 %) которых составил в разных случаях от 55 до 85 %. Пример представления результатов факторного анализа показан в таблице.
Результаты факторного анализа учащихся третьих классов
Личностные качества Девочки Мальчики
Факторы Ф1 Ф2 Ф3 Ф4 Ф1 Ф2 Ф3 Ф4
10 0.34 -0.14 -0.61 0.10 0.20 0.07 0.58 -0.22
Л -0.10 0.12 -0.71 -0.05 -0.12 0.82 -0.03 -0.16
С -0.25 0.41 0.47 0.52 -0.62 -0.08 0.42 0.41
Б -0.45 -0.54 0.11 -0.06 -0.41 0.02 0.18 -0.59
Б -0.73 0.16 0.03 -0.01 0.08 -0.07 -0.77 -0.02
Б 0.18 0.65 0.07 -0.24 0.06 -0.11 0.39 0.67
в 0.59 0.18 0.11 -0.12 -0.05 0.29 -0.26 0.72
Н 0.15 -0.32 0.03 0.64 0.22 0.78 0.11 0.02
I -0.24 0.18 -0.52 0.15 0.08 0.65 -0.01 0.30
I 0.31 0.26 -0.41 0.41 0.72 0.17 0.24 0.07
N 0.08 0.11 0.16 -0.66 0.11 -0.04 0.41 0.03
О -0.62 -0.28 0.03 -0.42 -0.54 -0.15 -0.20 0.00
04 0.10 -0.80 0.23 0.07 -0.61 0.20 -0.01 -0.24
Б,% 15 15 13 12 14 15 13 13
Примечание. Интерпретация личностных качеств в 12-факторном опроснике Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана (Б8Р0): Л - общительность - замкнутость; С - эмоциональная стабильность - неустойчивость; Б - возбудимость - уравновешенность; Б - независимость - покорность; Б - беспечность - озабоченность; в - высокая -низкая добросовестность; Н - смелость - робость; I -мягкость - твердость; I - энергичность - сдержанность, N - наивность - хитрость; О - тревожность - спокойствие; 04 - напряженность - расслабленность.
Результаты интерпретации экспериментальных данных:
1. Потребность девочек 9-10 лет в общении гораздо выше, чем у мальчиков того же возраста.
2. Интеллект девочек 9-10 лет связан с общительностью, у мальчиков - с низкой доминантностью.
3. Динамичность и эмоциональная окрашенность общения прямо связана с успешной социализацией (усвоением норм и правил) детей 9-10 лет.
4. По сочетанию качеств, входящих в четыре основных фактора, школьников данного возрастного периода можно охарактеризовать как социально незрелых (инфантильных).
У девочек в начале и конце пятого класса интеллект находится в одном факторе с эмоциональной стабильностью и общительностью. Необходимо отметить сохранение связи интеллекта и общительности с конца третьего класса у девочек. У мальчиков происходит выделение интеллекта в один фактор в конце учебного года в пятом классе. У девочек в конце каждого учебного года (3-5 кл.) тревожность прямо связана с доминантностью, а спокойствие - с покорностью. Например, чем покорнее и зависимее себя чувствует девочка, тем она спокойнее в конце каждого учебного года.
В начале пятого класса у девочек в первом факторе, который можно интерпретировать как эмоционально-волевой, прямо связана тревожность с
фрустрацией. Оба качества находятся в обратной зависимости с соблюдением норм и правил поведения и волевым самоконтролем. Например, чем выше тревожность и фрустрация, тем ниже соблюдение норм и правил поведения и ниже самоконтроль. К концу учебного года к подобному сочетанию качеств у девочек присоединяется высокая реактивность и стремление доминировать. Подобное сочетание качеств в одном факторе свидетельствует о дезорганизации волевого контроля поведения, неприятии действующих в данный момент правил, ломке привычных стереотипов поведения. При этом наблюдается классический невроз тревожности. Для описания связи доминантности с тревожностью, которая наблюдалась у девочек в конце третьего класса, мы ввели термин «агрессивная тревожность».
У мальчиков начала - конца пятого класса наблюдается совершенно иная картина. В динамике от конца третьего до конца пятого класса наблюдается сохранение общительности и смелости в контактах, эмоциональной неустойчивости в сочетании с тревожностью или эмоциональной устойчивости со спокойствием (начало пятого класса). В начале года в пятом классе мальчиков отличает спокойствие, низкая реактивность в сочетании с волевым контролем. В одном факторе находятся дисциплинированность с низкой доминантностью и ответственностью. По приведенным данным можно сделать вывод о том, что девочки начала пятого класса испытывают, видимо, большую дезадаптацию, чем мальчики. В динамике начало - конец пятого класса у мальчиков социализация связана с низкой доминантностью, послушностью. У девочек - с низкими тревожностью, фрустрацией, доминантностью и возбудимостью.
Сравнительный анализ результатов факторного анализа психодиагностики детей 9-11 лет (в динамике третий - пятый классы) позволил установить следующие общие связи:
1. У детей обоего пола в начале исследуемого периода интеллект прямо связан с коммуникативными качествами: у девочек - с общительностью, у мальчиков - с низкой доминантностью. В динамике 3-6-х классов получено подтверждение известного из литературы вывода, что низкая доминантность связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.
2. Интеллект у детей обоего пола всегда связан с коммуникативными или эмоциональными качествами учащихся, волевые качества - с эмоциональными или коммуникативными. Прямой связи между интеллектом и волевыми качествами учащихся (самоконтроль, соблюдение норм и правил поведения) не установлено. У детей обоего пола в динамике начало - конец изучаемого периода имеет
место обратная связь доминантности с волевыми качествами.
3. Общительность и смелость в контактах у мальчиков 3-5-х классов группируется в один фактор, а у девочек в этот же период в один фактор объединяется доминантность и тревожность.
4. У девочек в динамике всего пятого года обучения повышенная тревожность связана с низкой добросовестностью и высокой фрустрированно-стью, а у мальчиков - с изнеженностью воспитания и эмоциональной неустойчивостью.
5. Существует неизменная связь эмоциональных и коммуникативных качеств учащихся (тревожности, эмоциональной устойчивости и общительности) в рамках всего пятого года обучения в школе.
Основные результаты работы и общие выводы:
1. Развивающийся в предпубертатном возрасте интеллект у девочек связан с их общительностью
(числом и частотой коммуникаций), а у мальчиков -с их низкой доминантностью. В динамике начало -конец пятого класса интеллект девочек остается взаимосвязанным с эмоциональной устойчивостью.
2. Прямого влияния волевых качеств детей обоих полов на развитие их интеллекта в предпубер-татном детстве не наблюдается. Влияние опосредовано их коммуникативными либо эмоциональными качествами.
3. По сочетанию эмоционально-волевых и личностных качеств девочки в начале 5-го класса испытывают большую дезадаптацию, чем мальчики. В начале пятого класса у них в одном факторе наблюдается связь качеств, свидетельствующих о классическом неврозе тревожности. Это может говорить о высокой степени дезадаптации у девочек в этом возрасте с ломкой привычных стереотипов [4].
Список литературы
1. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 431 с.
2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 178 с.
3. Славутска Е. За някои психологически особенности на диференцираното обучение // България. Педагогика, 1999. IX. № 8-9. С. 41-50.
4. Славутская Е. В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих «дезадаптационный синдром пятого класса» // Психоло-
гия обучения. 2008. № 12. С. 103-112.
5. Hudspeth W. J., Pribram K. H. Psychophsyiological indeces of cerebral maturation // Int. J. Psychophysiol. 1992. V. 12. PP. 19-29.
Славутская Е. В., кандидат психологических наук, доцент.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева.
Ул. К. Маркса, 38, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия, 428000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.09.2009.
E. V Slavutskaya
EXPERIMENTAL RESEARCHES OF GENDER FEATURES DEVELOPMENT OF YOUNGER TEENAGERS EMOTIONALLY-VOLITIONAL AND INTELLECTUAL QUALITIES
The article offers experimental consideration of interrelations between the emotional, volitional and intellectual qualities of the younger teenagers. The factorial analysis of the received psychodiagnostic results is presented. The dynamics of the boys and girls of 3-5 classes emotionally-volitional and intellectual qualities development are analyzed. The author selects a set of the psychological qualities which are responsible for gender features of the younger teenagers emotionally-volitional and intellectual qualities.
Key words: emotionally-volitional, intellectual qualities, dynamics of development, factorial analysis, gender features, schoolchildren of 9-11 years old.
Chuvash State Pedagogical University of LYa. Yakovlev.
Ul. K. Marx, 38, Cheboksary, Republic of Chuvashia, Russia, 428000.
E-mail: [email protected]