Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОТРОПНОГО ДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МЕТАЛЛООРГАНИЧЕСКИХ СТИМУЛЯТОРОВ РОСТА РАСТЕНИЙ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОТРОПНОГО ДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МЕТАЛЛООРГАНИЧЕСКИХ СТИМУЛЯТОРОВ РОСТА РАСТЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОТРОПНОГО ДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МЕТАЛЛООРГАНИЧЕСКИХ СТИМУЛЯТОРОВ РОСТА РАСТЕНИЙ»

тип активации, сопряженный с опасностью повреждения клетки.

Довольно точным критерием степени цитоток-сичности фиброгенной пыли служит величина ее "критической" концентрации, вызывающей максимальное свечение стандартной суспензии макрофагов, так как результат определения зависит как от интенсивности ответной реакции клеток, так и от числа сохранивших жизнеспособность макрофагов. "Критические" концентрации у каолина (0,9) и угля (0,8) относятся к диапазону, характерному для частиц с низкой цитотоксичностыо (1,0—0,8 мг/мл). Муллит и кварц вызывали наибольший ХЛ-ответ при одинаковой концентрации 0,6 мг/мл, соответствующей диапазону для пыли со средней цитотоксичностыо (0,7—0,5 мг/мл), а асбест — при концентрации 0,3 мг/мл, присущей пылям, обладающим высокой цитотоксичностыо (0,4—0,2 мг/мл). Вместе с тем в группе со средней цитотоксичностыо пыль кварца стоит значительно выше, чем пыль муллито-вых огнеупоров, так как величина вызываемого ХЛ-ответа (22,0) в 5 раз выше, чем у муллита (4,21).

При определении степени цитотоксичности фиброгенной пыли по тесту с красителем трипано-вым синим каолин и уголь также показали низкую цитотоксичность (количество нежизнеспособных клеток 33,3 и 37,3%), муллит и кварц — среднюю (61,3 и 66,0%), а асбест — высокую (79,6%).

Соотношение нейтрофилов и альвеолярных макрофагов в бронхоальвеолярном смыве запыленных белых крыс исследованные виды пыли в ряду каолин—муллит—кварц составило 1,0:1,5:2,3 соответственно.

Наряду с определением уровня цитотоксичности пыли по отношению к фагоцитирующим клеткам была изучена способность вызывать гемолиз эритроцитов. Результаты этого исследования показали, что в воздушной среде низкой гемолитической активностью характеризуются каолин (9,3%) и уголь (2,3%). Пыль муллита (49,6%) и кварца (48,0%) обладают практически одинаковой средней гемолитической способностью, асбест — высокой (82,0%). При этом гемолиз эритроцитов в вакууме,

т. е. бескислородной среде, уменьшился в большей мере в опытах с пылью каолина, муллита и асбеста, чем кварца и угля, что указывает на различный характер каталитических процессов на поверхности частиц этих двух групп пыли |4, 5|.

Таким образом, в результате проведенных исследований установлена низкая цитотоксичность пыли каолина и цитотоксичность средней степени пыли муллита.

Л и тература

1. Величковский Б. Т. // Патоморфология силикатозов. -Л., 1970. - С. 9-20.

2. Величковский Б. Т., Коркина Л. Г., Че'ремисина 3. П. и др. // Борьба с силикозом. — М., 1986. — Т. 12. — С. 174-187.

3. Величковский Б. Т. // Гиг. и сан. — 1994. — № 2. — С. 4-10.

4. Величковский Б. Т. // Мед. труда. — 1994. — № 5—6.

- С. 1-8.

5. Величковский Б. Т. // Пульмонология. — 1995. — № 1. - С. 6-16.

6. Величковский Б. Т. // Там же. — 1995. — № 3. — С. 5-17.

7. Величковский Б. Т. Молекулярные и клеточные механизмы развития заболеваний органов дыхания пылевой этиологии. Актовая речь. — М., 1997. — С. 33.

8. Гусев В. А., Даниловская Е. В. // Бюл. эксперим. биол. - 1990. - № 10. - С. 372-375.

9. Соодаева С. К. Сводобнорадикальные механизмы влияния асбестовых волокон на организм: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1996.

10. Чубарян А. Л. Материалы к санитарно-гигиеническим характеристикам условий труда на Ереванском заводе огнеупоров: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.

— Ереван, 1963.

11. Экспериментальное обоснование предельно допустимой концентрации (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) фиброгенной пыли в воздухе рабочей зоны предприятий топливно-энергетического комплекса: Методические указания. / Минтопэнерго РФ. — М.. 1994.

12. Da vi es JI, Griffiths D. M., Johnson N. F. et al. / Brit. J. exp. Path. - 1984. - Vol. 65, N 4. - P. 453-466.

Поступила 25.12.98

© Е. В. АБДРАШИТОВА. 19« УДК 618.32-02:613.632]-092.9

Е. В. Абдрашитова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМБРИОТРОПНОГО ДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МЕТАЛЛООРГАНИЧЕСКИХ СТИМУЛЯТОРОВ РОСТА РАСТЕНИЙ

Институт обшей и неорганической химии, Ташкент

Многие химические соединения, применяемые в сельском хозяйстве, медицине и других областях народного хозяйства, могут вызывать отдаленные последствия при постоянном контакте [4, 5). Особое место отводится при этом онкологическим заболеваниям и разнообразным нарушениям репродуктивной функции [3]. Статистические данные указывают на увеличение числа случаев бесплодных браков, рождения детей с аномалиями развития, рождения мертвых детей [1]. При этом роль химического фактора в возникновении отклонения репродуктивной функции уже не вызывает никаких сомнений [2, 3], что и послужило основанием

для проведения экспериментальных исследовании влияния новых стимуляторов роста растений при ингаляционном воздействии на белых крыс.

ТЖ-85. Аквадиацетат — (Ы — оксиметилмоче-вина) — цинкгидрат:

нХс сн3/

н сн

oJ /NH2

^Zn-*-0=C—NH

?/>J сн2 > н2о он

H20

Т-86. Катена—сукцинат—диаквадиникатина-м ид—кобал ьтд и гидрат:

СН2=нЛ-0 Г [^-N4,

н2о°~1~СН=СНг

При изучении эмбриотропного действия этих веществ при выборе концентраций мы ориентировались на пороговые уровни и ПДК, установленные по общетоксическому действию, так как именно эти концентрации представляют собой наибольший интерес для профилактической токсикологии. Кроме того, эти концентрации используются в производственных условиях [2].

Фактические концентрации исследуемых веществ в воздухе затравочных камер были следующими: ТЖ-85 - 50,3 ± 0,71, 10,2 ± 0,2 мг/м3 (на уровне ПДК); Т-86 - 50,6 ± 0,9, 12,1 ± 0,8, 5,3 ± 0,3 и 1,8 ± 0,4 мг/м3.

Эмбриотропное действие изучали на беспородных белых крысах-самках в соответствии с методическими указаниями "Методы экспериментального исследования по установлению порога действия промышленных ядов на генеративную функцию с целью гигиенического нормирования" (1973 г.).

Критериями общего токсического действия служили: поведение, масса тела животных, сумацион-но-пороговый показатель (СПП), активность хо-линэстеразы в цельной крови, бромсульф>алеиновая проба, морфологический состав периферической крови, показатели белкового и липидного обмена, а также патоморфологические исследования.

Установлено, что по поведению и массе тела животные опытной и контрольной групп не различались. Воздействие ТЖ-85 в концентрации 50,3 ± 0,71 мг/м3 и Т-86 в концентрации 50,6 ± 0,9 мг/м3 вызывало у беременных и небеременных самок повышение СПП, угнетение активности холинэстеразы в цельной крови, снижение содержания гемоглобина и резкое увеличение коэффициента ретенции бромсульфалеина.

При ингаляционном воздействии ТЖ-85 в концентрации 50,3 мг/м3 микроскопическими исследованиями выявлены изменения общетоксического характера. Полнокровие сосудов в органах, менее выраженный отек мозговой ткани с набуханием цитоплазмы и ядер ганглиозных клеток с тигро-лизом в некоторых из них, зернистой дистрофией в паренхиматозных элементах сердца, печени и почек, незначительный полиморфизм купферофских клеток, сопровождающийся умеренным снижением уровня РНК в цитоплазме клеточных элементов этих органов, незначительное снижение гликогена в мышечных волокнах сердца и цитоплазме гипа-тоцитов. В селезенке несколько снижалась плазма-тизация, в желудочно-кишечном тракте на фоне очаговой дисквамации покровного эпителия и легкого отека подслизистой оболочки наблюдалось минимальное снижение кислых и нейтральных МПС в эпителиальных клетках. В надпочечниках отмечена умеренно выраженная очаговая гиперплазия клеток пучковой зоны. В плаценте и тканях

эмбриона выявлены умеренно выраженные цирку-лягорные и легкие дистрофические изменения.

Как видно из приведенных данных, указанная концентрация вызывает изменения общетоксического характера, хотя и не вызывает тяжелых деструктивных изменений в органах, но в той или иной мере нарушает их функциональное состояние: снижается синтез РНК, незначительно уменьшается уровень гликогена в мышцах сердца и печени в органах как самок, так и эмбрионов, что не может не отразиться на функции этих органов, в частности на антитоксической функции печени.

В концентрации 10,2 ± 0,2 мг/м3 ТЖ-85 не вызывает статистически значимых изменений по всем показателям. Морфоструктура органов у подопытных и контрольных животных также мало различалась. В головном мозге выявлен умеренно выраженный периваскулярный и перициллюлярный отек, ткань легких воздушна, в печени, сердце и почках умеренная зернистая дистрофия, в желудке, тонкой и толстой кишках набухание и очаговая де-сквамация покровного эпителия, в селезенке умеренная гиперплазия фолликулов. Некоторые различия отмечались в гистохимических показателях — более высокое содержание РНК в паренхиматозных элементах органов и гликогена в мышцах сердца и печени, а также кислых и нейтральных МПС в эпителиальных клетках желудка и кишечника, что позволяет говорить о повышенном функциональном состоянии этих органов в условиях данного эксперимента.

При воздействии Т-86, как и ТЖ-85, морфологические изменения в органах подопытных животных свидетельствуют о политропном действии препарата с преимущественным влиянием на центральную нервную систему и печень; степень выраженности изменений зависит от концентрации вещества в воздухе камер.

При воздействии Т-86 в концентрации 50,6 ± 0,9 мг/м3 у животных обнаружены неравномерное полнокровие сосудов, периваскулярный и перицеллюлярный отек вещества головного мозга, зернисто-вакуольная дистрофия паренхиматозных элементов в сердце, печени и почках; вакуолизация эндотелия капилляров клубочков и очаговый отек капсулы клубочков в почках. Гистохимические сдвиги хотя и были умеренно выражены, но характеризовались незначительным снижением РНК в паренхиматозных элементах мозга, сердца, печени и почек, снижением уровня ШИК-положительных веществ в эпителии бронхов, желудка и кишечника. В надпочечниках выявлены дистрофия клубоч-ковой зоны, снижение уровня РНК в цитоплазме и увеличение уровня ДНК в ядрах этих клеток.

В плаценте обнаружены отек, мелкие диапедез-ные кровоизлияния, десквамация покровного эпителия ворсин, вакуолизация цитоплазмы синтици-альных элементов. В клетках — низкий уровень РНК и высокий уровень ДНК. При воздействии Т-86 в концентрации 12,1 мг/м3 при морфологических исследованиях наблюдали аналогичные изменения показателей. Они были менее выражены и мало отличались от показателей контрольных животных. При снижении концентрации 5,3 и 1,8 мг/м3 не выявлено каких-либо отклонений по всем использованным показателям микроскопических исследований. Морфоструктура органов и тканей

подопытных и контрольных животных не различалась.

Изучение влияния ТЖ-85 на эмбриогенез белых крыс показало, что плодовитость животных несколько снижена при концентрации 50,3 мг/м3, кроме того, несколько увеличены общая эмбриональная смертность и относительная гибель плодов до имплантации (р < 0,001).При действии ТЖ-85 в концентрации 10,2 мг/м3 все показатели не отличались от контроля.

Анализ эмбрионального материала, полученного от крыс-самок, подвергшихся на протяжении всей беременности ингаляционному воздействию Т-86 в концентрации 50,6 мг/м3, показал, что это соединение вызывает достоверное снижение плодовитости (4,2 ± 1,2 плода на 1 самку опытной группы и 8,7 ± 0,6 — контрольной).

Общая эмбриональная гибель в опытной группе составила 56,5%, в контрольной — 6,8% (/; < 0,001). Т-86 в концентрации 10,2 мг/м3, также снижал плодовитость крыс, однако этот показатель изменился недостаточно. Общая эмбриональная гибель была достоверно увеличена и составляла 39,0% в опытной группе и 7,5% в контрольной (/;< 0,001). В концентрации 5,3 и 1,8 мг/м3 Т-86 по всем выбранным показателям эмбриотропного действия не оказывал.

При осмотре плодов, полученных от всех самок всех групп, внешних дефектов не обнаружено. Масса эмбрионов в опытной и контрольной группах не различалась и составляла 2,7 ± 0,3 г; краниокау-дальные размеры также не имели статистически значимых различий и были равны 3,3 ± 0,20 см.

Взвешивание и измерение плаценты показало, что масса в среднем составляла 0,60 ± 0,041 г (р < 0,05), диаметр - 1,6 ± 0,07 см (р < 0,05).

При микроанатомических исследованиях эмбрионов выявлены нарушение проницаемости сосудов у плодов опытной группы при концентрации Т-86 50,6 мг/м3, небольшие кровоизлияния во внутренние органы, подкожную клетчатку и полость тела, точечные кровоизлияния в паренхиму легких и печени. При концентрации Т-86 12,1 мг/м3 обнаружены незначительные изменения в виде единичных точечных кровоизлияний в легких, печени и головном мозге. При использовании концентраций 5,3 и 1,8 мг/м3 аномалий развития не наблюдалось.

Как показало изучение внутренних органов на послойных поперечных срезах эмбрионов крыс, затравленных ТЖ-85 и Т-86, в данной серии опытов основной патологией было нарушение проницаемости сосудов.

Как показало изучение внутренних органов на послойных поперечных срезах эмбрионов крыс, затравленных ТЖ-85 и Т-86, в данной серии опытов

основной патологией было нарушение проницаемости сосудов.

У плодов крыс, фиксированных в 90° спирте и окрашенных ализарином красным по методу Дауна, измеряли участки окостенения трубчатых костей передних и задних конечностей. Во всех сериях опытов при воздействии ТЖ-85 и Т-86 закономерного уменьшения или увеличения участков окостенения верхних и нижних конечностей эмбрионов по сравнению с контрольной группой не отмечено.

Часть затравленных самок оставляли до естественных родов. Роды наступали на 22—23-й день. Внешних различий в развитии потомства подопытных и контрольных животных не выявлено.

Масса новорожденных крысят в опытных (особенно при воздействии высоких концентраций) и контрольной группах увеличивалась неодинаково. Так, потомство, полученное от самок, затравленных Т-86 в концентрации 50,6 ± 0,9 мг/м3, значительно отставало в массе тела до 2 мес от момента рождения.

Дальнейшее наблюдение за выжившим потомством заключалось в обследовании 2-месячных крыс по ряду показателей, которые были применены при оценке состояния материнского организма. Как показали исследования, статистически значимых различий с контролем по всем показателям во всех сериях опытов не отмечено.

Полученные при изучении эмбрионального материала результаты наблюдения за развитием новорожденных крыс, а также показатели отдельных функций организма потомства дают основание заключить, что ТЖ-85 на порядок выше и на уровне ПДК не дает эмбриотропного эффекта, в то время как Т-86 в концентрациях 50,6 и 12,1 мг/м3 оказывает эмбриотропное действие.

Однако изменения показателей, свидетельствующих об эмбриотропном влиянии, возникали на фоне общетоксического воздействия, что позволяет считать указанные вещества не обладающими избирательным эмбриотропным действием.

Литература

1. Сальникова Л. С. // Отдаленные последствия влияния на человека химических веществ, применяемых в промышленности и сельском хозяйстве. — М., 1969. - С. 44-46.

2. Саноцкий И. В. Вопросы гигиенического нормирования при изучении отдаленных последствий воздействия промышленных веществ. — М., 1977.

3. Саноцкий И. В., Фоменко В. И. Отдаленные последствия влияния химических соединений на организм. - М„ 1979.

4. Саноцкий И. В., Монаенкова А. М., Курляндский Б. А. // Токсикометрия химических веществ, загрязняющих окружающую среду. — М., 1986. — С. 215—252.

5. Шевелуха В. С., Хрусталева Л. И., Блиновский Н. К. // Регуляторы роста растений. — М., 1990. — С. 132-142.

Поступила 18.12.98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.