Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / игра / речевая деятельность / командная работа / мотивация / результаты обучения

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бердалиева Рамиля Шаншархановна, Урунбаева Азиза

в центре внимания педагогов в современном мире должен находиться ученик, весь процесс обучения должен быть ориентирован на потребности и интересы обучающегося. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бердалиева Рамиля Шаншархановна, Урунбаева Азиза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ Бердалиева Р.Ш.1, Урунбаева А.2

1Бердалиева Рамиля Шаншархановна - кандидат филологических наук, кафедра русского языка и литературы;

2Урунбаева Азиза - студент, Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмеда Ясауи, г. Туркестан, Республика Казахстан

Аннотация: в центре внимания педагогов в современном мире должен находиться ученик, весь процесс обучения должен быть ориентирован на потребности и интересы обучающегося. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов.

Ключевые слова: обучение, игра, речевая деятельность, командная работа, мотивация, результаты обучения.

УДК 821.161.1(075)

На современном этапе развития общества роль педагогов в интеграции в мировое образовательное пространство возросло. Процесс обновления всех сфер педагогической деятельности требует ориентации на национальные ценности, на современные направления модернизации, где на первом месте должен быть ученик, вокруг которого строится деятельность самого педагога.

На уроках русской литературы особое внимание необходимо уделять различным видам слушания и говорения. Само вербальное общение представлено слушанием и говорением. Иногда нам кажется, что общение - это разговор, а человека молчаливого мы считаем необщительным. На наш взгляд, хорошим собеседником может быть тот человек, который умеет слушать. Эффективное слушание - это когда идет полное восприятие сообщения, умение вникать в смысл сказанных слов, анализировать его состояние. На сегодняшний день психологами доказано, что большинство людей не обладают навыками эффективного слушания. Часто отсутствие слушания начинается со школы. Слушание является мыслительной деятельностью, тесно связанной с пониманием, восприятием, переработкой информации.

В практике работы с учащимися школы №15 им. М. Жумабаева и А. Сыгай г. Туркестан (Казахстан) студентами-практикантами были использованы различные виды дидактических игр для развития познавательной деятельности учащихся. Особое место занимала организация таких игр, которые были направлены не только на развитие познавательной деятельности учащихся, но и на развитие личностных качеств. Работа проводилась в три этапа: первый этап называется подготовительный. На этом этапе важно определить цель игры, распределить роли для участников игры, ознакомить с правилами игры, подготовить необходимые реквизиты для проведения игры. Важно учитывать последовательность выполнения заданий, время выполнения, место проведения игры на определенном этапе урока. На втором этапе непосредственного проведения игры важна роль педагога, который следит за ходом ее проведения, распределяет роли и задания по игре, логически правильно выстраивает сюжет или ход игры. Третий этап называется подведение итогов игры, где анализируются результаты игры, делаются выводы. Можно использовать следующие виды заданий: придумывание продолжения рассказа, составление плана, характеристик героев произведений, инсценировки, составление диалогов, написание эссе.

В развитии познавательной деятельности роль говорения как основной вид устной деятельности учащихся очень важна. Говорение - это продуктивный вид устной речевой деятельности, посредством которого говорящий человек выражает свои мысли и чувства в устной форме общения. Говорение является очень важным навыком, потому что большинство учащихся более склонны к устному ответу, благодаря которому они быстро и свободно выражают свои мысли и чувства. Формами говорения являются: динамическая речь, спонтанная речь и инициативная речь [1].

Основой говорения являются грамматические навыки, произносительные навыки и лексические навыки, которые помогают образовать основу умения говорить. Для обучения говорению нужно использовать речевые упражнения и приемы. Благодаря таким упражнениям и приемам учащиеся учатся формировать диалогическую и монологическую речь. Для реализации навыка говорения широко используются разные дидактические игры, а также текстовые задания. Навык говорения помогает учащимся с формирование таких умений как умение выступать с определенной информацией (подготовленной заранее или спонтанной); умение создавать диалог или монолог (реагировать на реплики собеседника); стать инициатором общения, а также принимать в нем активное участие [2].

Еще одним важным аспектом говорения является общение, потому что если между учащимися не будет взаимного общения, то и в дальнейшем будет невозможно осуществить говорение в процессе урока.

Целью говорения на уроках русской литературы является создание и развитие творческой и активной языковой личности путем формирования коммуникативных навыков по всем видам речевой деятельности на основании знания о языке и обогащения словарного запаса.

Учителям русского языка и литературы для формирования языковой личности нужно свою деятельность направлять на дифференцированное обучение, научить каждого владеть речью, пользоваться ею в разных ситуациях, продуктивно работать в команде, сотрудничать, а также уметь работать самостоятельно.

Остановимся на вопросе реализации навыка говорения на уроках русской литературы. Изучение и экспериментальное апробирование рабочая группа студентов-практикантов проводила во время прохождения производственной практики. Самым главным критерием успешности провидимых занятий было то, что они выбрали наиболее оптимальную схему уроков. В первую очередь особое внимание обращалось на индивидуальные особенности каждого ученика класса, учитывались их интересы, связывали тему и цели урока с реальной повседневной жизнью. Важно было создавать проблемную ситуацию через дидактические игры и предлагать им способы решения различных речевых и коммуникативных ситуаций, очень часто учащиеся сами предлагали пути решения проблемы [3].

Работа на уроках строилась таким образом, что ни один ученик не оставался вне процесса поиска путей решения речевых ситуаций. Для этого часто использовали работу в парах, в малых и больших группах, командную работу, создавали коллаборативную среду. Дух соревновательности при проведении дидактических игр активизировал учебную и познавательную деятельность учащихся, помогал в короткие сроки решать поставленные задачи.

Таким образом, на уроках русской литературы делался упор на такие дидактические игры, которые требовали практическое использование языка, выполнения заданий, развивающие все виды речевой и коммуникативной деятельности, функциональную грамотность учащихся. Благодаря этим приемам учащиеся учились рассуждать, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, проводить интервью, выполнять совместные проекты, вести дневниковые записи и различные блоги.

Во время проведения игр были использованы такие приемы как: усвоил сам - помоги товарищу -благодаря этому приему у ученика улучшалась речь, ученики научились правильно и ясно излагать свою мысль; прием словесное рисование - ученикам предлагается иллюстрационные картинки, комиксы, рисунки, фотографии и т.д. после изучения всех рисунков, ученики устно или письменно создавали рассказ, историю или же устный диалог; устные дискуссии; языковые игры предполагают продолжение рассказа по теме; театрализованные сценки, спектакли и т. д.

Квест-игры на уроках литературы помогают решать следующие задачи:

1.Формируют читательскую культуру, вызывают интерес к литературе; 2.помогают строить определенную систему знаний о русской литературе, выполнять действия по строгому алгоритму, формируют навыки исследовательской работы; 3. формируют навыки совместной коллективной работы. На первом этапе проведении квест-игры необходимо выбрать организатора и рабочую группу. Обычно в роли организатора или координатора выступает сам учитель, который выбирает тему, цель, место, сроки проведения квест-игры, а также разрабатывает рабочий план и концепцию игры [4].

Рабочая группа разрабатывает сценарий игры, определяет правила игры, критерии оценки. Выбирают вид сюжета.

В зависимости от места проведения игры, а это могут помещение класса, школы, библиотеки или могут быть использованы разные локации, объекты школы, двор или спортплощадка. В сценарий квеста входит введение, здесь дается краткая аннотация квеста о роли участников игры, основные точки локации. Также в сценарий входят задания, цели и задачи квест-игры. Задания должны быть сформулированы четко и ясно. Задания должны не напрягать ученика, а наоборот мотивировать внимательно изучить произведение. Задания должны быть необычными, интересными, способствующими переходу от простого наблюдения к умозаключениям. Задания должны быть выстроены так, чтоб в конце игры можно было из всех ответов выстроить единый сюжет, сформировать общее представление о биографии писателя или о его произведении.

Следующий блок «Ресурсы», где определяются необходимые реквизиты для оформления, это могут быть костюмы героев, портреты писателя или героя, музыкальное сопровождение и др. Четвертый блок «Процесс» описывает маршрут квеста, действия участников игры для продвижения по маршруту. В пятом блоке «Оценивание» описываются критерии оценки, поощрительные баллы, штрафные баллы за нарушения правил игры. Критерии оценки зависит от образовательной задачи, которая решается в квесте. В шестом блоке «Рефлексия» обсуждение результатов квест-игры, рассматриваются разные виды рефлексии как физическая, интеллектуальная, сенсорная и др.

Алгоритм проведения квест-игры выглядит следующим образом: уточнить цели и задачи квест-игры, определить участников, количество команд, количество организаторов, выбрать место проведения,

разработать правила игры и ее сценарий, составить маршрут, подготовить задания, необходимее реквизиты. Провести игру, обобщить результаты игры.

Квест-игра была использована на уроке русской литературы в 9 классе средней школы № 15 им. М. Жумабаева г. Туркестан (Казахстан) при изучении произведения К. Паустовского «Старый повар». Игра проводилась в помещении класса, где были указаны локации для прохождения на следующий этап игры. Были предложены следующие задания: Задание 1. Словарная работа. Составьте 2-3 предложения с данными словами: сторожка, флорин, клавесин, исповедник, чахотка. Задание 2. Работа с текстом. Прочитайте 1-ю часть рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар». Выпишите ключевые слова 1-й части рассказа. Задание 3. Разыграйте диалог старика и незнакомца по ролям, выражая голосом чувства и настроение героев. Задание 4.Составьте синквейн, к слову «незнакомец», опираясь на содержание рассказа. Задание 5. Составьте сюжетный кластер к рассказу К.Г. Паустовского «Старый повар». Задание

6. Прочитайте заключительную часть рассказа. Письменно ответьте на вопросы: Что вернуло старику утраченное счастье? Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта? Как описанный из жизни Моцарта эпизод характеризует музыканта? Что делает финал рассказа оптимистичным? Подтвердите свой ответ словами из текста. Автор называет Моцарта великим музыкантом. А в чем его величие? Задание

7. Сделайте «Ассоциативный куст» к слову музыка.

Результаты анкетирования по проведению квест-игры показал следующие результаты:

Ответы учащихся до проведения квест-игры

■ правильно 37%

■ неправильно 63%

Рис. 1. Ответы учащихся до проведения квест-игры.

ответы учащихся после проведения квест-игры

■ правильно 80%

■ неправильно20%

Рис.2. Ответы учащихся после проведения квест-игры.

Дидактическая игра «Помоги героям» предполагает такой вид работы, где предлагается учащимся вмешаться в сюжет произведения, помочь героям, составить план их действий. Эта дидактическая игра требует творческого подхода, знания всех деталей сюжета, характеристик героев, возможных последствий того или иного поведения. Главным критерием проведения этой игры является выполнение следующих требований:

1. Предварительная работа с сюжетом художественного произведения, тщательный анализ психологического портрета героев, определение идейно-тематического содержания произведения, знание стиля писателя и его гражданской и моральной позиции.

2. Постановка цели игры и способов его решения. 3.Форма выполнения. Учащиеся сами выбирают форму выполнения: устная или письменная, которые предполагают написание эссе, рассказа, представление в виде устного доклада, показ презентаций, инсценировка и др. [5].

Данная дидактическая игра имеет большое значение в определении собственной позиции по главным проблемам, поднимаемым в произведении, учит аргументированно выражать свою точку зрения, прививает навыки ораторского искусства. Данная игра была организована в 8-х классах по произведению Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и 9-х классах по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». По данному произведению были проведены 4 урока. На первом уроке был проведен опрос по данной игре. Было выявлено, что игра знакома лишь 30 процентам учащихся. Первый урок был проведен с использованием классической схемы анализа. На втором уроке перед игрой, учащейся ознакомились с правилами игры, с формами ответов. Учащиеся в основном выбирали как письменную, так и устную форму ответов.

Требования к эссе: 1. объем - не менее 1 -2 страницы; 2. эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясна; 3. краткость изложения материала; 4. грамотное логическое построение текста; 5. каждый абзац должен содержать только одну мысль; 6. должна быть убедительная аргументация по заявленной теме.

Требования к презентации: 1.текст должен быть легко читаем; 2.максимум чертежей, рисунков, диаграмм, безупречно оформленных в стиле общего дизайна; 3. единый дизайн; 4. материал должен быть логически правильно расположен; 5.выводы должны быть четко сформулированы и ясно изложены в презентации.

После проведения игры «Помоги героям» была проведена проверка полученных знаний по произведениям Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и «Мертвые души». Результаты анкетирования выглядят следующим образом:

ответы учащихся до проведения игры"Помоги героям"

правильно 36% неправильно 64%

Рис.3. Ответы учащихся до проведении игры «Помоги героям».

ответы учащихся после проведения игры "Помоги героям"

правильно 73% неправильно 27%

Рис.4. Ответы учащихся после проведения игры «Помоги героям».

Чтение как один из видов речевой деятельности неразрывно связан с говорением, слушанием и письмом. Интерес к чтению возникает только тогда, когда ученик свободно владеет осознанным чтением. Учителю необходимо организовывать работу так, чтобы чтение способствовало развитию личности. Книга должна стать для ученика источником познания мира, удовлетворения его интересов. Дидактические игры должны быть направлены на развитие техники чтения, четкости произношения, развитие оперативной памяти. При организации чтения на уроках русского языка и литературы важно учесть следующие моменты: 1.перед чтением ученики должны четко знать коммуникативную задачу (зачем, с какой целью они должны прочитать текст), 2. Учитель должен выбрать определенный прием чтения, 3) выбрать такие формы контроля, которые соответствуют задачам чтения.

Ознакомительное чтение предполагает лишь знакомство с информацией в тексте. Изучающее чтение требует вдумчивого восприятия содержания текста, умение включать в готовый текст новых фактов, постановки вопросов по тексту. Просмотровое чтение обычно используется при изучении текстов художественных произведений, когда ученик заранее знает на какой вопрос он должен найти ответ.

На уроках русского языка и литературы следует избегать чрезмерной научности, то есть точности изложения текста, главное - образность и живость примеров, увлекательность заданий, выразительность речи учащихся.

Л.Ф. Климанова считает, что для формирования грамотного читателя, у которого есть «стойкая привычка к чтению, духовная и душевная потребность к книге, как к источнику познания мира и самопознания» необходимо во-первых, выработать технику чтения, во-вторых, сформировать приемы понимания прочитанного, в-третьих, уметь выбирать нужные книги для чтения [5].

Данный подход предполагает применение приемов антиципации, то есть умения предвосхищать, предполагать содержание текста по заглавию, по ключевым словам, иллюстрациям.

Одной из дидактических игр, предполагающих грамотное чтение и тщательную работу над текстом художественного произведения является игра «Продолжи сюжетную линию». Данная игра требует от учащихся творческого подхода и богатства воображения. Учащимся предлагается выбрать один из ключевых моментов в произведении и продолжить его самостоятельно, вплоть до возможного изменения

концовки произведения. Однако следует учесть, что каждый предложенный вариант должен быть четко аргументирован. Работу предлагается выполнить как в устной, так и в письменной форме по выбору самого учащегося. Данная дидактическая игра требует от учащихся тщательного изучения всех деталей в произведении.

После предварительного анализа учащиеся самостоятельно работают над сюжетной линией произведения. Большинство учащихся выбрали письменную форму работы, так как письменная речь предполагает возможность исправлений и корректировок. После проведения игры «Продолжи сюжетную линию» нами для анализа эффективности применения данной игры было проведено анкетирование для сравнения результатов правильных ответов, учащихся до и после применения игры «Продолжи сюжетную линию».

Работа по творчеству писателей и поэтов является одной из важных компонентов уроков по русской литературе. Знания о творческой деятельности каждого писателя и поэта помогает учащимся глубже понять идейное содержание их произведений, так как зачастую в них находит отражение биография самого автора. Глубокий отпечаток биографии писателей и поэтов в их произведениях это закономерный процесс, так как каждый период жизни, развитие философского мышления, разные исторические и политические события в стране непосредственно влияют на идейно-художественное содержание произведений. В связи с этим, изучение биографии писателя мы считаем необходимым для полного понимания художественного произведения того или иного автора. Для изучения биографии писателя мы использовали игру «Пресс-конференция с автором». Данная дидактическая игра предполагает живую беседу с автором по актуальным вопросам его биографии. Данная игра проводилась в 8 классах средней школы им. А. Сыгай г. Туркестан по творчеству А.П. Чехова. Перед применением данной игры был проведен традиционный урок по изучению творчества писателя, после которого мы провели опрос по биографическим данным писателя. На втором уроке мы провели игру «Пресс-конференция с автором». Предварительно мы ознакомили с правилами и целью игры. Учащиеся должны были составить вопросы для пресс-конференции с автором, а также иметь свой ответ на них в случае, если ответ не будет получен. Учащиеся составляли вопросы по биографии писателя на отдельных листах бумаги. Для составления вопросов им требовалось знание основных веков жизни писателя, а также деталей из биографии. Составленные вопросы потом задавались тем ученикам, которые играли роль автора. В случае если ученик не мог ответить на поставленный вопрос, отвечал сам задающий вопрос ученик. Таким образом, данная игра требовала от учеников внимательного изучения биографии писателя.

После использования игры было проведено контрольное анкетирование. Результаты анкетирования следующие:

Ответы учащихся до проведения игры "Пресс-конференция с автором"

■ правильно 32%

■ неправильно 68%

Рис.5. Ответы учащихся до проведения игры «Пресс-конференция с автором».

Ответы учащихся после проведения игры "Пресс-конферениция с автором"

■ правильно 75%

■ неправильно 25%

С

Рис.6. Ответы учащихся после проведения игры «Пресс-конференция с автором».

Таким образом, экспериментальное изучение эффективности игр на уроках русской литературы в познавательной деятельности учащихся показало, что использование дидактических игр развивает творческое мышление, познавательную активность, формируют навыки коллективной работы, воспитывают культуру общения, умение оказывать взаимопомощь друг другу, принимать оптимальные решения, проявлять свои личные качества.

Список литературы

1. Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003.

2. Ляпина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса в средних классах общеобразовательной школы. Диссертация. канд. пед. наук. Алма-Ата, 2001.

3. МПРЯ. Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). - М., 2000.

4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - М., 2005.

5. Текучее А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Инфра-М, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.