№ 2(38), 2015
ИЗВЕСТИЯ
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
5. Формирование интенсивного типа черно-пестрого скота Нижнего Поволжья [Текст]: монография /А.И. Сивков, И.Ф. Горлов, Г.В. Побоков, Н.В. Журавлев. - Волгоград, Вестник РАСХН, 2005. - 290 с.
6. Чамурлиев, Н.Г. Интенсификация производства молока в условиях Нижнего Поволжья [Текст] : монография /Н.Г. Чамурлиев, И.Ф Горлов. - Волгоградская ГСХА; Москва, 2006. - 210 с.
7. Чамурлиев, Н.Г. Молочная продуктивность и качество молока красно-пестрой, чернопестрой и красной степной пород [Текст] /Н.Г. Чамурлиев, А.П. Хабаров //Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. -2008. - №4. - С. 123-127.
E-mail: kohanov_a_p@mail.ru
УДК 611:619 - 71 - 82
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БЕЗВРЕДНОСТИ ПЛОДНЫХ ФРАКЦИЙ НА ЖИВОТНЫХ
Г.В. Небогатиков, доктор ветеринарных наук, профессор К.А. Баканова, аспирант
Волгоградский государственный аграрный университет
В статье изложены результаты воздействия лечебных фетоплацентарных фракций на слизистую оболочки глаз, желудочно-кишечного тракта, на гнойные и ожоговые раны, эмбриональное развитие крысят и мышат, на безвредность при внутримышечном и подкожном введении различных доз препарата.
Ключевые слова: бактерицидность, регенерация, Вартонов студень, амниотическая жидкость, грануляция.
В условиях стерильной лаборатории были изготовлены 10 % и 30 % жидкие формы лечебных препаратов, состоящих из амниотической жидкости, пуповинной плодной крови, Вартонового студня. На лабораторных животных проводили апробацию плодных фракций на безвредность, эмбриотоксичность и террагеннность.
Влияние биологически активного препарата на организм животного нами было изучено на разных видах животных (мышах, крысах, морские свинки и кошки, кролики, телята, коровы).
Действие препарата на слизистую глаза изучали на крысах. В каждой опытной группе было по 5 крыс. Крысам первой группы закапывали 10 % жидкий препарат (5 крыс) и второй группе 30 % препарат (5 крыс) в количестве 1 капли в конъюнктивальный мешок. Крысам третьей (контрольной) группы закапывали дистиллированную воду Испытуемый материал применяли однократно.
Животные первой группы после введения препарата были беспокойны, отмечалось незначительное слезотечение в течение 2-3 часов. Слабая степень гиперемии. У второй группы беспокойство продолжалось 10-15 минут, отмечено слезотечение. Через 2-3 часа наблюдали небольшую гиперемию век, признаки раздражения слизистой оболочки постепенно проходили в течение 60 минут. Таким образом, местное раздражающее действие 10 % и 30 %-го препарата на слизистую глаз крыс при однократном воздействии выражено слабо. Комплексный 10 % и 30 % препарата оказывает слабое, быстро проходящие (25 минут) действие на слизистую оболочку крыс и морских свинок.
Целью дальнейшего исследования внешних опытов было сравнительное изучение действия препарата на заживление ран. В серии опытов воспроизводили рваные раны. Животные первой и второй группы ежедневно (до полного заживления)
164
№ 2(38), 2015
ИЗВЕСТИЯ
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
на рану наносили 10 % и 30 % жидкую форму препарата, третьей группе рану смазывали тетрациклиновой мазью. Через 5 дней лоскутно-рваная рана, которую не смазывали тетрациклином, под действием исследуемых соединений, сократилась и уменьшилась на 1,6 мм , во второй группе - на 4,1 мм , а в первой группе - на 2,0 мм .
Определяли сократившуюся площадь раневой поверхности по изготовленным бумажным шаблонам. На 12-е сутки после снятия струпа в группах, обработанное мазями дно ран было чистым, розовым и находилось на уровне кожных краев ран. Площадь ран сократилась в группе лечения 30 %-й жидкой фракцией на 81,2 %, 10 %-й - на 73,4%, у контрольных животных на 64,4 %.
Заживление ран у крысы под действием 30 %-го раствора наступило к 14 дню (10 0% заживление), а под действием 10 %-го препарата только к 20 дню (100 % эффект), у нелеченых крыс процесс заживления ран наблюдался к 26 дню.
Результаты заживления ран у кошек (табл. 1) проводили 30 % и 10 % жидкими фракциями.
Таблица 1 - Клинические признаки раневого процесса при лечении гнойных ран
Показатель Дни заживления
контроль 30 % 10 %
Купирование отека, дн 6 3 4
Купирование гиперемии кожи, дн. 5 2 4
Некролиз, дн. 6 2 4
Фибринолиз, дн. 8 4 5
Появление грануляции, дн. 5 2 3
Заполнение грануляцией всей раны, дн. 15 3 5
Полная эпителизация ран, дн. 22 10 16
При лечении экспериментальных ран (табл. 1) было установленною, что у кошек 30 % и 10 % жидкая форма препарата определяла положительную динамику раневого процесса. Купирование гиперемии кожи при лечении 30 % -й фракцией, происходило в 2 раза быстрее, чем в другой подопытной группе, раны которой лечили 10 % фракцией и в 2,5 раза быстрее, чем в контрольной группе. Эпителизация ран заканчивалась после лечения 30 % фракцией на 6 дней раньше, чем после лечения 10 % фракцией и на 12 дней раньше контрольной группы.
Влияние препарата на ожоговую и раневую поверхность. В следующих опытах было проведено изучение заживления ожогов у крыс с помощью 10 % и 30 %-х жидких фракций препарата. Исследования проводили на беспородных крысах в количестве 15 голов. На 6-й день исследования, площадь ожога, судя по бумажным шаблонам, сократилась у животных при применении комплексного соединения в первой группе 30 % препарат на 6,7 %; во второй группе - 10 % препарата на 4,1 %; у контрольных животных на 2,36 %, которых лечили тетрациклиновой эмульсией. У отдельных животных из опытных групп наблюдали полное заживление ожогов и образование нежного рубца на 18-20 сутки.
Влияние жидкой формы препарата на эмбриональное развитие крыс. Плоды у крыс, которым выпаивали 30 % препарат в дозах 50 мл, 75 мл, 100 мл не отличались от контрольной группы крыс по массе тела и размерам. Средняя масса плаценты в опытных и контрольных группах была одинакова. При осмотре аномалий внутренних органов обнаружено не было. Дефектов развития скелета у плодов крыс, получавших
165
№ 2(38), 2015
ИЗВЕСТИЯ
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
препарат в течение беременности, не наблюдали. Таким образом, в результате проведенных исследований, установлено, что препарат при выпаивании беременным крысам ежедневно не обладает эмбриотоксическим и террагенным действием.
Изучение токсичности и безвредности лечебного препарата. При введении мышкам 30 % жидкого препарата в течение 30 дней нами не установлено отрицательного действия препарата на организм.
Изучение острой токсичности препарата проведено на беспородных белых крысах обоего пола, одинакового возраста, массой 200 г
Каждому животному опытных групп в течение 6 дней выпаивали самопитьем по 50, 75, 100 и 300 мл жидкой фракции препарата. При выпаивании 100 мл у крыс наблюдалось незначительное угнетение на 3-й день опыта, но через 1-2 дня животные приходили в нормальное состояние. При ежедневном выпаивании раствора по 300 мл в течение 6 дней признаки отравления проявлялись в результате кумулятивного состояния испытуемого препарата, почти у 100 % крыс появилась повышенная рефлекторная возбудимость, животные бегали по клетке. В течение судорожного периода погибло большинство мышей. При вскрытии грудной клетки, произведенной тотчас после остановки дыхания, мы не смогли отметить каких-либо признаков сердечного автоматизма, который мог быть вызван механическим раздражением сердечной мышцы с помощью пинцетов. Наиболее вероятной причиной гибели крыс при введении в рот летальных доз испытуемого препарата является остановка сердца.
Максимально переносимая смертельная доза жидкого препарата имеет собственно следующее значение: 200 мл, что составляет 40 % препарата.
Влияние препарата на гладкую мускулатуру мочевого пузыря и акт дефекации. Влияние жидкого препарата на гладкую мускулатуру мочевого пузыря и кишечника у белых мышей в опытах учитывали по частоте актов дефекации и мочеиспускания.
Подопытным группам (по 5 голов) мышей внутрибрюшинно вводили жидкий 30 % препарат в дозах от 0,1 до 0,5 мл, контрольной группе вводили 0,5 мл физиологического раствора. Установлено, что за 2,5 часа наблюдений у 5 контрольных мышей было в среднем по 25 актов дефекации, а у мышей опытной группы в среднем по 1 акту дефекации или на 19,4 % больше.
Расслабляя гладкую мускулатуру, препарат замедляет перистальтику, следовательно, уменьшает количество актов дефекации. При учете актов мочеиспускания у мышей контрольной группы было 42 акта мочеиспускания за 2,5 часа с выделением мочи, у опытной группы было 53 акта мочеиспускания или на 20,8 % больше, чем у контрольной группы.
Влияние препарата на показатели неспецифической устойчивости крови у коров и новорожденных телят. Бактерицидная устойчивость организма животных и особенно в период плодоношения зависит от количества бактерицидных ферментов. Перед отелом за 15 дней коровам опытной группы было введено внутримышечно по 3 мл жидкой фракции. В опытной и контрольной группах было по 5 коров. Уровень лизоцима и комплимента за 10 дней повысился на 9,3 % и 22,7 %. До тела содержание лизоцима было низким 0,99+1,33 мг/л, комплемента - 9 мг/л.
Новорожденным телятам в опытных группах по 5 голов для изучения бактерицидной фракции препарата были введены внутримышечно по 2 мл испытываемого №30 % препарата в ягодичную область.
У телят опытной группы количество лизоцима увеличилось на 10 %, комплемента на 4,1 %.
166
№ 2(38), 2015
ИЗВЕСТИЯ
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Результаты подкожного и внутримышечного введения препарата
животным. После многократного (8 инъекций) введения 30 % жидкой формы препарата, вводимого подкожно в объеме от 0,5 до 1,6 мл подопытным мышам, отмечалась гибель животных с признаками нарастающей интоксикации. От дозы 1,0 мл погибла 1 мышка, а от 1,6 мл - пало 5 подопытных животных.
Эти показатели говорят о токсичности препарата и наиболее практически применимая доза препарата 0,5 мл.
Лечебный препарат представляет собой жидкость, изготовленную из смеси плодно-плацентарных фракций, пуповинной крови, Вартонового студня, амниотической жидкости.
Изучение острой токсичности и безвредности после внутримышечного введения подопытным мышам 1,5 мл препарата пало 20 % (1 мышка), а после увеличения дозы до 2,1 мл пало 40 % подопытных мышей. Вводили препарат ежедневного в течение 7 дней. Кумулятивные свойства со смертельным исходом наступали при объеме в 1,5 мл (20 %),а после введения мышам внутримышечно 3 мл препарата падеж наступал у всего поголовья. Мышкам контрольной группы вводили 0,5 мл физраствора.
Экспериментальные исследования показали, что фетоплацентарные фракции в установленных опытным путем дозах могут быть использованы для лечения коров с послеродовыми заболеваниями половых органов.
Библиографический список
1. Бряславцев, В.М. Основы повышения воспроизводства и продуктивности коров [Текст]/ В.М. Бряславцев. - Белгород : Областное книжное издательство, 2005. - 198 с.
2. Небогатиков, Г.В. Диагностика и терапия животных с бесплодием [Текст] / Г.В. Небогатиков. - Комитет печати и информации, 2011. - 88 с.
3. Небогатиков, Г.В. Использование плацентарных фракций при лечении коров и телят
[Текст] /Г.В. Небогатиков. - Волгоград: Волгоградский государственный университет.
Альманах, 2006. - С. 227-229.
4. Небогатиков, Г.В. Стволовые клетки и плацентарные ферменты, практические возможности [Текст]: монография /Г.В. Небогатиков. - Волгоград: Волгоградская ГСХА, 2010. -71 с.
E-mail: kseniya.golutvina.92@mail.ru
УДК 636.2.033
МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЯСА БЫЧКОВ КАЛМЫЦКОЙ ПОРОДЫ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
А.В. Ранделин, доктор сельскохозяйственных наук, профессор
Поволжский научно-исследовательский институт производства и переработки мясомолочной продукции, г. Волгоград
У.Э. Гаряев, аспирант
А.К. Натыров, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Б.К. Болаев, кандидат сельскохозяйственных наук
Калмыцкий государственный университет, г. Элиста
В статье изложены материалы сравнительного изучения мясной продуктивности бычков калмыцкой породы компактного, среднего и высокорослого типов телосложения. Установлено, что у молодняка высокорослого типа были более высокие показатели массы и выхода туш, убойной массы, массы мякоти, индекса мясности, тогда как компактного - массы и выхода внутреннего жира-сырца. В мясе животных высокорослого типа содержалось больше белка, компактного - жира.
167