Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРОЯТНОЙ МОТИВАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫХ ЛИЦ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРОЯТНОЙ МОТИВАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМАТИВНОСТЬ / КРИМИНАЛЬНОСТЬ / КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / КОРЫСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Александр Васильевич, Прядеин Валерий Павлович, Чернышева Елена Викторовна

Введение. Общепсихологические закономерности функционирования мотивационной триады «потребность - мотив - цель» открывают возможность изучения мотивации перехода от нормативности к криминальности социально-нормативными лицами. Цель - определение вероятной мотивации правонарушений у социально-нормативных лиц. Материалы и методы. Стимульный материал мотивационных утверждений. Показатели эмпирического исследования мотивации правонарушений у социально-нормативных лиц. Использовались методы корреляционного, факторного дисперсионного анализа. Проведен сравнительный анализ эмпирических данных мотивации правонарушений у социально-нормативных лиц экспериментальной и контрольной групп. Результаты и обсуждение. Доминирующая мотивация вероятностных правонарушений социально-нормативных лиц связана в основном с тремя аспектами: 1) категорически подавляемой темой агрессии, насилия, деструкции, корысти и наживы, которые табуируются и репрессируются культурой, что может проявляться в корыстно-насильственных правонарушениях; 2) активностью, направленной на повышение социального статуса, значимости в ближнем социальном окружении, вплоть до гипертрофированного стремления к материальному обогащению; 3) темой экономии собственных ресурсов, которая может проявиться в невыполнении обязанностей, действиях, совершаемых по неосторожности или умышленно в форме преступного бездействия. Выводы. Признается, что неосознаваемые потребности, как и осознаваемые, но длительно фрустрируемые, или с длительным дефицитом удовлетворения, могут формировать готовность к активному поведению при проявлении предмета потребности. Данный феномен распространяется на все категории населения, любую социальную страту. При этом просоциальность или асоциальность способа удовлетворения такой потребности определяется совокупностью устойчиво доминирующих мотивов, доминантой, задающей вектор поведения, а не социальной презентацией или самопрезентацией субъекта. Допускается, что вероятность возникновения устойчивой мотивационной установки на правонарушение у социально-нормативных лиц возрастает по мере усиления конфликта с культурой, в случаях принижения роли «строителя культуры» самой же культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF THE PROBABLE MOTIVATION OF OFFENSES IN SOCIALLY NORMATIVE PERSONS

Introduction. The laws and principles of general psychology in functioning of motivation triad “Need-Motive-Goal” make it possible to study the motivation of socially normative persons' transition from normative to criminal behaviour. The aim is to define probable motivation of offences in socially normative persons'. Materials and Methods. Incentive material of motivation statements was used as well as the data of the empirical study of motivation of offences among socially normative persons. Methods of correlation, factorial analysis of variance were employed. A comparative analysis of the empirical data concerning motivation of offences in socially normative persons from the experimental and control groups was carried out. Results and Discussion. The dominant motivation of potential offenses of socially normative persons is mainly related to three aspects: 1) an imperatively suppressed theme of aggression, violence, destruction, greed and profit, which is tabooed and repressed by culture, which can be manifested in offences of avarice and violence; 2) activity aimed at increasing the social status, social significance, increasing importance in the immediate social environment, up to the hypertrophied striving for material enrichment; 3) the theme of saving one's own resources, which may manifest itself in malfunctioning, actions committed by negligence or intentionally in the form of criminal omission of an act. Conclusions. It is recognized that unconscious needs, as well as conscious, but long-frustrated, or with a long-term lack of satisfaction, can form a readiness for active behaviour when the object of the need is manifested. This phenomenon applies to all categories of the population, any social stratum. Prosocial or asocial way of addressing this need is determined by the set of stable dominant motives, the dominant, which guides the line of behavior, rather than a social presentation or self-presentation of the subject. It is assumed that the probability of a stable motivational attitude to the offense among socially normative persons increases as the conflict with the culture increases, in cases of undervaluing the role of the “creator of culture” by the culture itself.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРОЯТНОЙ МОТИВАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫХ ЛИЦ»

Научно-практическая статья

УДК 159.9.072 © А. В. Смирнов, В. П. Прядеин, Е. В. Чернышева, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-274-282

5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии

Экспериментальное исследование вероятной мотивации правонарушений

у социально-нормативных лиц

Смирнов Александр Васильевич \

доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и конфликтологии института психологии. ORCID: 0000-0003-1777-139X. E-mail: k-66756@planet-a.ru Прядеин Валерий Павлович \ доктор психологических наук, профессор, аналитик управления научно-образовательной и проектной деятельности. ORCID: 0000-0002-0341-823X. E-mail: prvalpavl@yandex.ru

Чернышева Елена Викторовна 2, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии.

ORCID: 0000-0002-6469-8001. E-mail: evchern2010@gmail.com 1 Уральский государственный педагогический университет, 620219, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, Россия 2 Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19, Россия Реферат

Введение. Общепсихологические закономерности функционирования мотивационной триады «потребность - мотив -цель» открывают возможность изучения мотивации перехода от нормативности к криминальности социально-нормативными лицами. Цель — определение вероятной мотивации правонарушений у социально-нормативных лиц. Материалы и методы. Стимульный материал мотивационных утверждений. Показатели эмпирического исследования мотивации правонарушений у социально-нормативных лиц. Использовались методы корреляционного, факторного дисперсионного анализа. Проведен сравнительный анализ эмпирических данных мотивации правонарушений у социально-нормативных лиц экспериментальной и контрольной групп. Результаты и обсуждение. Доминирующая мотивация вероятностных правонарушений социально-нормативных лиц связана в основном с тремя аспектами: 1) категорически подавляемой темой агрессии, насилия, деструкции, корысти и наживы, которые табуируются и репрессируются культурой, что может проявляться в корыстно-насильственных правонарушениях; 2) активностью, направленной на повышение социального статуса, значимости в ближнем социальном окружении, вплоть до гипертрофированного стремления к материальному обогащению; 3) темой экономии собственных ресурсов, которая может проявиться в невыполнении обязанностей, действиях, совершаемых по неосторожности или умышленно в форме преступного бездействия. Выводы. Признается, что неосознаваемые потребности, как и осознаваемые, но длительно фрустрируемые, или с длительным дефицитом удовлетворения, могут формировать готовность к активному поведению при проявлении предмета потребности. Данный феномен распространяется на все категории населения, любую социальную страту. При этом просоциальность или асоциальность способа удовлетворения такой потребности определяется совокупностью устойчиво доминирующих мотивов, доминантой, задающей вектор поведения, а не социальной презентацией или самопрезентацией субъекта. Допускается, что вероятность возникновения устойчивой мотивационной установки на правонарушение у социально-нормативных лиц возрастает по мере усиления конфликта с культурой, в случаях принижения роли «строителя культуры» самой же культурой.

Ключевые слова: мотивация; мотивационная сфера личности; мотивация правонарушений; социальная нормативность; криминальность; корыстно-насильственные правонарушения; корыстные преступления.

Для цитирования: Смирнов А. В., Прядеин В. П., Чернышева Е. В. Экспериментальное исследование вероятной мотивации правонарушений у социально-нормативных лиц // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3(86). С. 274-282. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-274-282

Основные положения:

1. Современные формы преступлений побуждают приблизить узкую юридическую трактовку мотивации поведения к общепсихологической, учитывающей влияние потребностной сферы человека, а также побуждающую и смыслообразовательную функции мотива.

2. Общепсихологический характер человеческой мотивации допускает, что при наличии условий, например при сформированной мотивационной установке, длительно фрустрируемых потребностях или отсутствии условий их удовлетворения, усиливается вероятность правонарушений даже у социально-нормативных лиц.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Под правонарушением мы понимаем социально вредное (опасное), противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность [1, с. 14]. В таком контексте вопрос о выявлении готовности к правонарушению у социально-нормативных лиц кажется еще более парадоксальным. Однако выявление мотивации к правонарушению у социально-нормативных лиц открывает дорогу к ответам на вопросы о том, зачем, для чего и почему

социально-нормативный человек совершает «первый шаг в криминальной биографии».

Вторым важным моментом является проблема диагностического инструментария, способного давать валидную и надежную информацию о мотивации возможных правонарушений в такой контрастной пограничной сфере, как «просоциальность — криминальность».

Третьим важным моментом выступает некоторая ограниченность представлений мотивационной сферы человека в юридической психологии по сравнению с общепсихологической, что очевидно диктуется предметным полем именно юридической психологии. Главной целью исследования выступило определение вероятной мотивации правонарушений у социально-нормативных лиц и их вероятных форм.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Именно потребности служат глубинными причинами большинства поведенческих актов, в каждом конкретном случае побуждая человека действовать определенным образом. Однако социально-правовые нормы регламентируют как условия реализации потребности, так и ее предмет. При нарушении этих норм поведение, направленное на реализацию потребности, становится преступным или общественно опасным. Этот момент социальной опасности создает специфику понимания мотивации правонарушений в юридической психологии. Отмечается, что «во многих случаях мотив преступления представляет побуждение к удовлетворению обычных человеческих потребностей и притязаний, направлен на защиту личностно значимых ценностей... Реализация побуждения, в большинстве случаев, может быть осуществлена различными способами — как правомерными, так и противоправными. Поэтому, в большинстве случаев, не мотив определяет криминальный характер поведенческого акта, а использование субъектом противоправного способа его удовлетворения и соответствующая этому способу противоправная цель.» [2, с. 37-38]. Таким образом, начало криминализации поведения в юридической психологии видится в формировании противоправных способов достижения противоправных же целей. В таком контексте резко сужается понятие мотива, например, как «осознанное и оцененное побуждение, принятое лицом в качестве идеального основания и оправдания преступления» [3, с. 3].

Как указывают специалисты в области юридической психологии и права, «индивидуальность мотивов в любом преступном поведении свидетельствует об их большом разнообразии. Вот почему, трактовка мотивов преступного поведения в ограниченном диапазоне общественных форм, как это принято у юристов: „корысть", „ревность" и т. п., очень мало говорит нам о богатстве мотивирующих компонентов этого поведения и является, в большинстве случаев, лишь косвенным отражением истинных внутренних причин преступления, искаженной проекцией этих причин» [3, с. 5]. Современные технологически насыщенные формы преступлений заставляют расширить узкую юридическую трактовку мотивации, приблизить ее к общепсихологической, рассматривать всю мотива-

ционную триаду «потребность — мотив — цель» и учитывать влияние потребностной сферы человека, а также побуждающую и смыслообразовательную функции мотива [3, с. 6-7]. Конкретизируем этот тезис.

По мнению К. Т. Перфильевой, в отношении роли потребностей «психическое состояние, выражающее неосознанную либо недостаточно осознанную потребность, может иметь относительно длительные временные рамки. В этом случае формируются специфические состояния мотивационной установки, означающие потенциальную готовность к активной реакции при проявлении предмета потребности» [3, с. 4]. Сказанное дает основание полагать, что даже социально-нормативные лица при определенных условиях могут иметь установки на криминальный способ удовлетворения, например при осознаваемых, но длительно фрустрированных («срываемых») потребностях или при дефицитарности условий их удовлетворения [4].

Мотив как аффективно заряженный предмет потребности направляет деятельность, выполняя как минимум две функции — побудительную и смыслообразующую [5]. «Смысловые образования опосредуют процесс опредмечивания потребностей и задают определенный способ и стиль мотивации, по отношению к которым другие способы и стили становятся для данной личности неприемлемыми» [6]. В этом случае смысловая сфера личности, представляя собой «личностный слой психического отражения», во многом определяет характер поведения и отношение человека к миру [7, с. 215], что также в полной мере относится к социально-нормативным лицам.

Важным мотивационным образованием является и направленность личности. Под ней в самом общем смысле понимают систему или совокупность устойчиво доминирующих мотивов, которая определяет направление поведения и действий и в конечном счете облик человека в социальном плане, поскольку направленность отражает доминанту, становящуюся вектором поведения [8, с. 48]. В контексте статьи уместнее говорить о просоциальной и асоциальной направленности. Просоциальность или асоциальность способа удовлетворения потребности определяется совокупностью устойчиво доминирующих мотивов, а не социальной презентацией или самопрезентацией субъекта.

А. Н. Пастушеня довольно детально систематизирует и анализирует генезис различных видов преступных деяний и дифференцирует содержание их мотивов. В качестве возможных мотивов выделяются следующие:

1. Защита себя и других людей от посягательств на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, имущество и т. д.

2. Материальное обеспечение жизни — жилищных и иных материальных условий, финансовых возможностей удовлетворения потребностей.

3. Повышение и защита своего социального статуса, личного достоинства, а также самовыражение в социальном окружении.

4. Развлечения, стремление к удовольствиям, которые могут выражаться в разгульном образе жизни, в азартных играх, в совершении аморальных поступков или связаны с криминальным риском.

5. Самоутверждение, проявляющееся в стремлениях развивать свои способности и иные качества, поддерживать чувство самоуважения, самодовольства, в побуждениях (в той или иной мере осознаваемых) к преодолению чувств неполноценности или неудовлетворенности собой.

6. Разрядка отрицательных чувств (обиды, мести, не-справледливости, неприязни), в том числе путем выражения отрицательного отношения к социальным субъектам или иным социальным ценностям, воздаяние другим лицам за причинение вреда.

7. Удовлетворение половой или иных потребностей, предметом которых являются интимные отношения с другим человеком.

8. Обеспечение личностно ценного состояния социальной среды или референтной общности (профессиональной, этнической, дружеской).

9. Удовлетворение потребности в привычном укладе жизни, занятии привычной деятельностью, в привычных формах проведения времени, развлечениях.

10. Уклонение от затрат физических и душевных сил, что может выражаться в нежелании трудиться или выполнять установленные законом обязанности, невыполнение которых при наступлении вреда влечет уголовную ответственность (характерно для преступных деяний, совершаемых по неосторожности или умышленно в форме преступного бездействия) [2, с. 39-40].

Материалы и методы

Посредством разработанного стимульного материала с применением методов корреляционного, факторного дисперсионного анализа, использования сравнительных данных экспериментальной и контрольной групп проведен анализ показателей эмпирического исследования мотивации правонарушений у социально-нормативных лиц.

На первом этапе экспериментального исследования мотивации правонарушений у социально-нормативных

лиц разрабатывался перечень мотивационных утверждений, которые рассматривались по 18 параметрам. В таблице 1 приведены примеры таких утверждений.

Первоначально было разработано 270 утверждений по 15 на каждый параметр. В ходе апробации стимульного материала методом анализа дисперсии, средних значений, а также первичной факторизации данных число утверждений было сокращено до 126.

На втором этапе отобранный стимульный материал в виде опросника был предложен экспериментальной группе (№=243 «Педагоги»), негомогенной по критерию пола и возраста — 220 женщин и 23 мужчины, возрастной диапазон 27±8 лет, но профессионально принадлежащих к страте работающих или обучающихся педагогов. Профессиональная страта педагогов является наиболее социально-нормативной [9]. Испытуемые должны были выразить свое согласие с утверждениями по 7-балльной шкале. Данные подчинялись нормальному распределению, метод расщепления выборки показал ее репрезентативность, а критерий Стьюдента не выявил статистических различий между мужчинами и женщинами, поэтому анализировались данные всех испытуемых совместно.

Результаты и обсуждение

Экспериментальное исследование мотивации правонарушений. Интеркорреляция (табл. 2) между параметрами мотивации правонарушений выявила большое количество значимых связей, что свидетельствует о высокой согласованности опросника. Дополнительная проверка внутренней согласованности и непротиворечивости опросника по критерию а-Кронбаха на различных группах, искусственно формируемых из участников экспериментальной группы (по критериям пола, возраста и количества испытуемых), выявила, что изменение показателей а-Кронбаха находится в качественном диапазоне значений 0,79^0,88.

Таблица 1. Примеры мотивационных утверждений (Table 1. Examples of motivational statements)

Параметр Характеристика

1. Холерик Я склонен к риску

2. Детство, аутсайдер Чтобы меня не били, я присоединялся к более сильным ребятам

3. Флегматик С трудом приспосабливаюсь к новой обстановке

4. Место в обществе Я уже давно понял, что «своя рубашка ближе к телу»

5. Мотив внутренний Думаю, что при известной тренировке я смогу обмануть детектор лжи

6. Безнаказанность Полагаю, что многие взяли бы взятку или украли миллион долларов, если бы были уверены, что их не схватят за руку, не поймают

7. Эгоизм Правы те, кто придерживается принципа: «хочешь жить — умей вертеться»

8. Употребление алкоголя «Море по колено» — это про меня, когда я «приму на грудь», выпью больше меры, меня тянет на подвиги

9. Нерешительность Бывало, что в мыслях расправлялся над своими соперниками, а на деле не мог перешагнуть себя

10. Сангвиник С увлечением берусь за любое новое дело

11. Лидер, детство Время от времени хотелось совершить побег из дома, «найти приключения»

12. Меланхолик Я теряюсь в новой обстановке

13. Социальная несправедливость Меня всегда возмущало, почему люди, рожденные равными перед богом, потом не имеют равных шансов

14. Мотив внешний Каждому человеку необходимо учитывать, что «закон, что паутина: „шмель пролетит, а муха останется"»

15. Жестокость Жизнь есть жизнь, не вызывают раздражения реалистические сцены насилия и убийств, показываемые в фильмах

16. Деньги Взятка — это денежная компенсация за выполненную работу

17. Риск Я могу ввязаться в заманчивое мероприятие, даже если шансы очень сомнительны

18. Ложь Случалось придумывать веские причины, чтобы оправдаться

Примечания: 1. Нули и запятые опущены. 2. Значимые коэффициенты корреляции и факторного анализа выделены полужиром. 3. Уровень значимости коэффициентов корреляции здесь и в тексте: 0,05% г=0,13; 0,01% г=0,17; 0,001% г=0,21.

Таблица 2. Интеркорреляция параметров мотивации правонарушений (Table 2. Intercorrelation of parameters of motivation of offenses)

Шкалы Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик Аутсайдер Лидер Место в обществе Социальная несправедлив. Мотив внутренний Мотив внешний Безнаказанность Жестокость Эгоизм Деньги Алкоголь Риск Нерешительность Ложь

Холерик 1 72 -12 -50 -02 06 -29 -05 -02 -09 -09 -03 00 -03 06 28 -55 -25

Сангвиник 72 1 -02 -56 02 -13 -32 15 -25 -01 -08 -15 07 -11 -14 22 -43 -31

Флегматик -12 -02 1 -08 -47 -30 10 -19 -24 -03 -15 -02 09 09 -02 -22 -21 -02

Меланхолик -50 -56 -08 1 17 30 28 08 24 20 20 10 01 20 16 -10 53 34

Аутсайдер -02 02 -47 17 1 33 -01 31 38 08 06 28 10 23 25 32 36 22

Лидер 06 -13 -30 30 33 1 26 04 31 31 14 27 16 42 53 31 20 16

Место в общ. -29 -32 10 28 -01 26 1 33 42 37 52 23 58 43 32 15 27 46

Социальная несправедливость -05 15 -19 08 31 04 33 1 06 70 52 19 49 14 04 09 38 24

Мотив внутренний -02 -25 -24 24 38 31 42 06 1 08 17 35 19 31 44 27 21 46

Мотив внешний -09 -01 -03 20 08 31 37 70 08 1 57 14 49 16 17 11 25 18

Безнаказанность -09 -08 -15 20 06 14 52 52 17 57 1 03 54 14 -02 -04 18 25

Жестокость -03 -15 -02 10 28 27 23 19 35 14 03 1 14 56 30 29 29 08

Эгоизм 00 07 09 01 10 16 58 49 19 49 54 14 1 26 08 15 17 33

Деньги -03 -11 09 20 23 42 43 14 31 16 14 56 26 1 56 46 29 19

Алкоголь 06 -14 -02 16 25 53 32 04 44 17 -02 30 08 56 1 38 20 30

Риск 28 22 -22 -10 32 31 15 09 27 11 -04 29 15 46 38 1 01 11

Нерешительность -55 -43 -21 53 36 20 27 38 21 25 18 29 17 29 20 01 1 33

Ложь -25 -31 -02 34 22 16 46 24 46 18 25 08 33 19 30 11 33 1

Как видно из таблицы 2, параметры темперамента имеют достаточно высокую диагностическую значимость. Так, параметры холерика положительно связаны с сангвиником (0,72) — оба характеризуются со стороны силы нервной системы (далее — НС); отрицательно с меланхоликом (-0,56) — слабая НС. Отсутствие связи между холериком и флегматиком можно объяснить несоотнесением процессов возбуждения и торможения. Сангвиник, как и холерик, отрицательно связан с меланхоликом (-0,56) — противоположность силы и слабости НС. Отсутствие связи между флегматиком и меланхоликом свидетельствует о непересечении сильной и тормозной НС со слабой НС. Таким образом, мы можем использовать параметры проявления темперамента для объяснения механизмов мотивации правонарушений.

Преобладание возбуждения (импульсивность) холерика связано с риском совершения правонарушений (0,28) и, естественно, отрицательно коррелирует с нерешительностью (-0,55). Чем больше нерешительность, тем меньше проявление черт холерика, и, наоборот, выраженность импульсивности холерика снижает нерешительность, следовательно, увеличивает вероятность совершения правонарушений.

Уравновешенный сангвиник также склонен к риску (0,22) и не предрасположен к нерешительности (-0,43). Он отрицательно относится и к алкоголю (-0,14), а также к месту, занимаемому в обществе (-0,32), и не прислушивается к внутренним мотивам при вероятности правонарушений (-0,25).

Тормозные характеристики флегматика не вызывают мотивов риска к совершению правонарушений (-0,22). Однако сильная НС флегматика снижает и нерешительность совершения противоправных действий (-0,21), как у холерика и сангвиника. В детстве флегматика практически не интересовало, кто он — аутсайдер (-0,47) или лидер (-0,30). Как и сангвиник, он не прислушивается к внутренним мотивам совершения правонарушений (-0,24), оставляет без внимания мотивы безнаказанности (-0,15), но может решиться на правонарушение в аффекте, игнорируя робость (-0,21).

Слабая НС меланхолика способствует проявлению практически всех мотивов правонарушений. Его волнуют его аутсайдерство (0,17), лидерство (0,30), место, занимаемое в обществе (0,28), безнаказанность (0,20), деньги (0,20), спиртное (0,16). Меланхолик нерешителен (0,53). Тем не менее обращает внимание на внутренние (0,24) и внешние (0,20) мотивы совершения правонарушений. В отличие от других типов темперамента, возможно, осознавая свою несостоятельность в проявлении некоторых психических характеристик, меланхолик склонен приукрашивать себя, т. е. ему свойственна ложь (0,34).

Анализ средних значений суммарных баллов по шкалам (табл. 3) показал, что, несмотря на нормативность выборки, ее представители в вероятностном плане при соответствующих ситуативных обстоятельствах могут проявить импульсивное противоправное поведение («Холерик», «Сангвиник», «Риск»); оправдать его

внешними мотивами («Флегматик», «Мотив внешний»); пойти на правонарушение ради сохранения социального статуса, защиты чести («Место в обществе»); решиться на противоправное деяние в случае уверенности в неразоблачении или гарантии уклонения от ответственности («Безнаказанность»); использовать правонарушение как средство самоутверждения («Меланхолик»), как способ восстановления справедливости («Социальная справедливость»).

Таблица 3. Средние значения шкал в выборке педагогов и возможная мотивация правонарушений (Table 3. Average values of scales in the sample of teachers and possible motivation of offenses)

Примечания: 7-21 — характеристика не выражена; 22-34 — ситуативное проявление; 35-49 — характеристика выражена.

Откровенно выраженной является мотивация правонарушений «Эгоизм». Под эту мотивацию могут подпадать правонарушения, связанные с удовлетворением потребности в привычном укладе жизни, экономии собственных ресурсов, что может проявляться в нежелании трудиться или в игнорировании установленных законом обязанностей, невыполнение которых при наступлении вреда влечет уголовную ответственность (характерно для преступных деяний, совершаемых по неосторожности или умышленно в форме преступного бездействия).

Факторизация мотивации правонарушений в экспериментальной группе. Полученные суммарные баллы по всем шкалам опросника были подвергнуты факторизации методом Варимакс с выделением главных компонент. В результате была получена простая 4-факторная структура (табл. 4) с долей объясняемой дисперсии в 61%. Устойчивость структуры была проверена методом Левандовского и подтвердилась. Нижний порог корреляции в матрице был выбран г=0,35.

Первый фактор описывает фактически культурный антипод педагога. Содержание переменных в пространстве фактора указывает на личность корыстно-насильственного преступника — «Разбойника». Появление данного фактора

Таблица 4. Факторизация мотивации правонарушений в экспериментальной группе педагогов, №=243 (Table 4. Factorization of the motivation of delinquency in the experimental group of teachers, Ne=243)

Переменные Факторы

1 2 3 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жестокость 0,79

Риск 0,76

Деньги 0,75

Мотив внутренний 0,68

Употребление алкоголя 0,65

Лидер 0,62 0,36

Безнаказанность 0,84

Эгоизм 0,81

Социальная несправедливость 0,80

Место в обществе 0,72

Мотив внешний 0,72

Сангвиник -0,85

Холерик -0,80

Меланхолик 0,72

Нерешительность 0,35 0,61

Флегматик -0,77

Аутсайдер 0,41 0,61

Ложь 0,31 -0,48

Expl. Var 3,56 3,41 2,46 1,48

Prp. Totl 0,20 0,19 0,14 0,08

может быть объяснено тем обстоятельством, что темы агрессии, насилия, деструкции, корысти и наживы категорически подавляются в педагогической среде, табуируются и репрессируются культурой, особенно в отношении педагогических работников. Тем не менее вытесняемая, подавляемая агрессия проявляется латентно. Поэтому определенная часть педагогических работников может быть склонна к агрессии, а значит, и к соответствующим правонарушениям.

Второй фактор указывает на стремление к повышению и защите своего социального статуса, личного достоинства, а также самовыражение в социальном окружении. Такая мотивация может проявляться и как стремление обеспечивать защиту своего достоинства и первостепенных законных интересов, и как гипертрофированное стремление к достижению престижного социального положения, известности, власти, доминирования в культуре, своей социальной значимости и т. п., что вполне закономерно в условиях, когда школа, педагогика и образование в целом сводятся до уровня услуг, а институту образования придается статус вторичного социального института. Таким образом, это указывает на возможность корыстных преступлений.

Третий фактор отражает психодинамический уровень проявлений свойств нервной системы. В контексте тематики статьи данный биполярный фактор, с одной стороны, позволяет вести речь о возможности импульсивных противоправных действий, с другой — планируемых, продуманных правонарушениях. Кроме того, как и ранее, подтверждается роль темперамента в объяснении механизмов мотивации правонарушений.

Четвертый фактор указывает на возможность совершения правонарушения в одиночку или группового правонарушения.

Харктеристика Среднее Уровень выраженности

1. Холерик 31 Ситуативное проявление

2. Детство, аутсайдер 21 Не выражена

3. Флегматик 34 Ситуативное проявление

4. Место в обществе 32 Ситуативное проявление

5. Мотив внутренний 21 Не выражена

6. Безнаказанность 35 Ситуативное проявление

7. Эгоизм 36 Выражена

8. Употребление алкоголя 17 Не выражена

9. Нерешительность 28 Не выражена

10. Сангвиник 33 Ситуативное проявление

11. Лидер, детство 21 Не выражена

12. Меланхолик 24 Ситуативное проявление

13. Социальная несправедливость 33 Ситуативное проявление

14. Мотив внешний 31 Ситуативное проявление

15. Жестокость 21 Не выражена

16. Деньги 23 Ситуативное проявление

17. Риск 23 Ситуативное проявление

18. Ложь 27 Ситуативное проявление

В обобщенном виде глобальным вектором мотивации правонарушений у социально-нормативных педагогов выступают конфликт с культурой, репрессирующая позиция культуры по отношению к институтам образования и воспитания, табуирование темы агрессии и конфликтогенности педагогической сферы, что и выразилось в результатах факторизации.

Для того чтобы определить устойчивость выявленных закономерностей, результаты диагностики группы нормативных педагогов сравнивались с результатами контрольной группы, также негомогенной по критерию пола, возраста. Участники контрольной группы (№=48) принадлежат к широкому спектру профессиональных сообществ, но в группе нет ни одного респондента, представляющего сферу образования или воспитания, т. е. профессиональную страту педагогов, они были названы «Обыватели» (табл. 5).

Таблица 5. Различия экспериментальной и контрольной

групп по t-критерию (Table 5. Differences between the experimental and control groups according to the t-criterion)

Переменные Среднее экспериментальной группы «Педагоги» Среднее контрольной группы «Обыватели» t p

Холерик 30,5 30,5 0,05 0,958

Сангвиник 32,6 21,1 10,68 0,001

Флегматик 34,1 27,2 6,99 0,001

Меланхолик 24,1 31,1 -5,86 0,001

Аутсайдер 21,2 19,4 1,59 0,111

Лидер 21,1 30,6 -8,25 0,001

Место в обществе 31,7 34,6 -2,84 0,005

Социальная несправедливость 33,1 17,3 13,18 0,001

Мотив внутренний 21,3 27,3 -5,05 0,001

Мотив внешний 30,8 32,0 -1,13 0,25

Безнаказанность 34,7 20,1 12,86 0,001

Жестокость 21,0 26,7 -4,89 0,001

Эгоизм 36,2 29,5 5,98 0,001

Деньги 22,7 28,4 -4,81 0,001

Употребление алкоголя 17,2 19,3 -1,70 0,09

Риск 22,6 20,9 1,41 0,16

Нерешительность 28,4 22,2 5,03 0,001

Ложь 26,6 26,3 0,28 0,77

Так, экспериментальная группа высоко социализированных педагогов имеет различия по 67% переменных в сравнении с контрольной группой. И эти различия вновь подтверждают ранее полученные закономерности, свидетельствуя об их устойчивости (табл. 3, 5). Вновь доказывается, что при сложении соответствующих ситуативных обстоятельств, при наличии оформленной мотивационной установки социально-нормативные люди в большей степени, чем иные обыденные люди, могут проявить импульсивное противоправное поведение («Сангвиник»), оправдываемое внешними мотивами («Флегматик»), решиться на противоправное деяние в случае уверенности в неразоблачении («Безнаказанность»),

использовать правонарушение как способ восстановления справедливости («Социальная справедливость»). И вновь наиболее выраженной оказывается мотивация правонарушений «Эгоизм» (правонарушения, связанные с экономией собственных ресурсов, невыполнением обязанностей, деяния, совершаемые по неосторожности или умышленно в форме преступного бездействия).

Факторизация мотивации правонарушений в контрольной группе. Для вторичного подтверждения закономерностей данные контрольной группы «Обыватели» (№=48) были подвергнуты факторизации, а далее факторные матрицы группы «Педагоги» (Ns=243) и контрольной группы «Обыватели» (№=48) были сравнены между собой. Для контрольной группы матрица также была получена методом Варимакс с выделением главных компонент. В результате была получена простая 4-факторная структура (табл. 6) с долей объясняемой дисперсии в 72%. Устойчивость структуры была проверена методом Левандовского и подтвердилась. Нижний порог корреляции в матрице был выбран г=0,35.

Таблица 6. Факторизация мотивации правонарушений в контрольной группе, №=48 (Table 6. Factorization of motivation of offenses in the control group, Nk=48)

Переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Социальная несправедливость 0,79

Употребление алкоголя 0,76

Риск 0,76 0,40

Нерешительность 0,76 0,44

Аутсайдер 0,76

Ложь 0,67 0,37 0,35

Безнаказанность 0,41 0,37

Мотив внешний 0,89

Холерик 0,77

Лидер 0,86

Место в обществе 0,36 0,80

Эгоизм 0,77

Меланхолик 0,73

Деньги 0,50 0,60 0,39

Флегматик 0,72

Мотив внутренний 0,36 0,73

Сангвиник 0,42 0,69

Жестокость 0,61

Expl. Var 4,39 2,27 3,70 2,57

Prp. Totl 0,24 0,13 0,21 0,14

Первый фактор фактически описывает мотивацию правонарушений, совершаемых в состоянии аффекта или алкогольного опьянения.

Второй фактор описывает мотивацию правонарушений, совершаемых под влиянием другого лица или группы лиц, например при шантаже, психологической неустойчивости, ведомости, зависимости, под давлением внешних обстоятельств.

Третий фактор описывает мотивацию правонарушений, направленных на повышение социального статуса,

значимости в ближнем социальном окружении, вплоть до гипертрофированного стремления к материальному обогащению.

Четвертый фактор описывает мотивацию корыстных и корыстно-насильственных правонарушений, например, грабеж, разбой, воровство.

Сравнить факторные модели мотивации правонарушений педагогов и обывателей и выявить их особенности поможет сравнительная таблица 7, в которой представлена мотивация правонарушений, исходя из содержания факторов внутри каждой из факторных структур. Для краткости в таблице рамещены виды вероятностных правонарушений.

В группах «Педагоги» и «Обыватели» содержательно совпадают только два фактора, при этом имеющие различную последовательность, соответственно: 1 и 4, 2 и 3. Общий содержательный анализ вновь показывает, что доминирующая мотивация вероятностных правонарушений социально-нормативных лиц отличается от мотивации

Таблица 7. Сравнительная таблица мотиваций правонарушений

(Table 7. Comparative table of motivations of offenses)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ фактора Экспериментальная группа «Педагоги», №=343 Контрольная группа «Обыватели», №=48

1 Корыстные и корыстно- насильственные правонарушения Правонарушения, совершенные в состоянии аффекта и под влиянием алкоголя

2 Правонарушения, совершаемые для защиты или повышения своего социального статуса и положения Групповые правонарушения, совершаемые под принуждением, давлением внешних обстоятельств или из-за ведомости

3 Спонтанно или планомерно совершаемые правонарушения Правонарушения, совершаемые для защиты или повышения своего социального статуса и положения

4 Правонарушения, совершаемые в одиночку или в составе группы Корыстные и корыстно-насильственные правонарушения

обывателей и связана в основном с тремя аспектами. Во-первых, с категорически подавляемой темой агрессии, насилия, деструкции, корысти и наживы, которые табулируются и репрессируются культурой, особенно в отношении педагогических работников. Однако вытесняемая, подавляемая агрессия может проявляться косвенно, а у части педагогических работников и в соответствующих корыстно-насильственных правонарушениях. Во-вторых, с активностью, направленной на повышение социального статуса, значимости в ближнем социальном окружении, вплоть до гипертрофированного стремления к материальному обогащению, особенно в условиях, когда школа, педагогика и образование в целом сводятся до уровня услуг, а институту образования придается статус вторичного социального института. В-третьих, с темой экономии собственных ресурсов, которая может проявиться в невыполнении обязанностей, действиях, совершаемых по

неосторожности или умышленно в форме преступного бездействия.

В качестве завершающего и обобщающего лейтмотива можно высказать тезис, что вероятность возникновения устойчивой мотивационной установки на совершение корыстно-насильственного, корыстного правонарушений, а также на повышение своей социальной значимости или материального уровня жизни у социально-нормативных лиц возрастает по мере усиления конфликта с культурой.

Выводы

1. Для исследований мотивации правонарушений наиболее адекватной признается общепсихологическая, а не юридическая концепция мотивационной сферы человека.

2. При анализе мотивации правонарушений необходимо рассматривать не только способ или цель поведения, но и всю мотивационную триаду «потребность — мотив — цель», учитывая как побуждающую и смыслообразующую функции мотива, так и состояние потребностной сферы личности и ее направленность.

3. Признается, что неосознаваемые потребности, как и осознаваемые, но длительно фрустрируемые или с длительным дефицитом удовлетворения, могут формировать готовность к активному поведению при проявлении предмета потребности. Данный феномен распространяется на все категории населения, любую социальную страту.

4. При этом просоциальность или асоциальность способа удовлетворения такой потребности определяется совокупностью устойчиво доминирующих мотивов, доминантой, от которой зависит вектор поведения, а не социальной презентацией или самопрезентацией субъекта. Все это делает интересным направление исследований мотивации правонарушения у социально-нормативных лиц. В качестве таковых в представленных исследованиях выступили педагогические работники.

5. На основе специально разработанного стимульного материала, применения корреляционного, дисперсионного, факторного, сравнительного анализов экспериментальной («Педагоги») и контрольной групп («Обыватели») была выявлена мотивация вероятностных правонарушений у социально-нормативных лиц.

6. Мотивация связывается с тремя аспектами: 1) традиционно подавляемой темой агрессии, насилия, деструкции, корысти и наживы, которые табуируются и репрессируются культурой, особенно в отношении педагогических работников; 2) активностью, направленной на повышение социального статуса, социальной значимости, материального благосостояния; 3) с темой экономии собственных ресурсов и эгоистических интересов.

7. Допускается, что вероятность возникновения устойчивой мотивационной установки на правонарушения у социально-нормативных лиц возрастает по мере усиления конфликта с культурой, принижения роли «строителя и хранителя культуры» самой же культурой.

Перспективы. Стимульный материал, примененный в исследованиях, был доработан до уровня стандартизированного опросника, который может применяться для выявления вероятностной мотивации правонарушений у социально-нормативных лиц.

Список литературы

1. Вопленко Н. Н. Понятие, основные признаки и виды правонарушения // Вестник Волжского государственного университета. Серия 5. 2005. Вып. 7. С. 6-17.

2. Пастушеня А. Н. Криминальная психология : учеб.-метод. комплекс. Минск, 2007. 176 с.

3. Перфильева К. Т. Психолого-правовые проблемы мотивации преступного поведения // Психология и право. 2012. № 2. С. 1-11.

4. Sowrey J. M. Frustration and conflict. WCB Dubuque, Iowa, 1969. 107 р.

5. Петухов В. В. Потребность и мотив. [Электронный ресурс] : учеб.-метод. комплекс «Психология» / МГУ «Центр Новых Информационных Технологий». Электрон. дан. Видеолекция № 13. М., 1997. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Филонов Л. Б. Тренинги делового общения сотрудников ОВД с различными категориями граждан. М., 1992. 76 с.

7. Братусь Б. С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца. М., 1983. C. 212-219.

8. Введение в общую психологию [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. Екатеринбург, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

9. Szondi L. Lehrbuch der Experimentellen Triebdiagnostik. Bern, 1972. 484 s.

Поступила 02.02.2021; одобрена после рецензирования 20.03.2021; принята к публикации 27.05.2021.

Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Scientific and Practical Article

UDC 159.9.072 © А. V. Smirnov, V. P. Pryadein, Е. V. Chernysheva, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-274-282

5.3.1 General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology

Experimental Study of the Probable Motivation of Offenses in Socially Normative Persons

Alexander V. Smirnov \

Doctor of Sciences (in Psychology), professor at the chair of General Psychology and Conflictology, Institute of Psychology.

ORCID: 0000-0003-1777-139X. E-mail: k-66756@planet-a.ru Valery P. Pryadein \

Doctor of Sciences (in Psychology), professor, analyst at the Department of Scientific, Educational and Project Activities.

ORCID: 0000-0002-0341-823X. E-mail: prvalpavl@yandex.ru Elena V. Chernysheva 2,

associate-professor at the chair of General and Social Psychology. ORCID: 0000-0002-6469-8001. E-mail: evchern2010@gmail.com 1 Ural State Pedagogical University, 26 Cosmonavtovpr., Yekaterinburg, 620219, Russia 2 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, 19 Mira st., Yekaterinburg, 620002, Russia

Abstract

Introduction. The laws and principles of general psychology in functioning of motivation triad "Need-Motive-Goal" make it possible to study the motivation of socially normative persons' transition from normative to criminal behaviour. The aim is to define probable motivation of offences in socially normative persons'. Materials and Methods. Incentive material of motivation statements was used as well as the data of the empirical study of motivation of offences among socially normative persons. Methods of correlation, factorial analysis of variance were employed. A comparative analysis of the empirical data concerning motivation of offences in socially normative persons from the experimental and control groups was carried out. Results and Discussion. The dominant motivation of potential offenses of socially normative persons is mainly related to three aspects: 1) an imperatively suppressed theme of aggression, violence, destruction, greed and profit, which is tabooed and repressed by culture, which can be manifested in offences of avarice and violence; 2) activity aimed at increasing the social status, social significance, increasing importance in the immediate social environment, up to the hypertrophied striving for material enrichment; 3) the theme of saving one's own resources, which may manifest itself in malfunctioning, actions committed by negligence or intentionally in the form of criminal omission of an act. Conclusions. It is recognized that unconscious needs, as well as conscious, but long-frustrated, or with a long-term lack of satisfaction, can form a readiness for active behaviour when the object of the need is manifested. This phenomenon applies to all categories of the population, any social stratum. Prosocial or asocial way of addressing this need is determined by the set of stable dominant motives, the dominant, which guides the line of behavior, rather than a social presentation or self-presentation of the subject. It is assumed that the probability of a stable motivational attitude to the offense among socially normative persons increases as the conflict with the culture increases, in cases of undervaluing the role of the "creator of culture" by the culture itself.

Keywords: motivation; motivational sphere of personality; motivation of offenses; social normativity; criminality;

crimes of avarice and violence; crimes of avarice.

Citation: Smirnov A. V., Pryadein V. P., Chernysheva E. V. Experimental Study of the Probable Motivation of Offenses among Socially Normative Persons. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 3(86). Pp. 274-282. (In Russ.) DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-274-282

Смирнов А. В., Прядеин В. П., Чернышева Е. В. Экспериментальное исследование вероятной мотивации... References

1. Voplenko N. N. Concept, Main Signs and Types of Offense. Bulletin of Volga State University. Series 5. Issue 7. 2005. Pp. 6-17. (In Russ.)

2. Pastushenya A. N. Criminal Psychology. Minsk, 2007. 176 p. (In Russ.)

3. Perfilieva K. T. Psychological and Legal Problems of Motivation of Criminal Behavior. Psychology and Law. 2012. No. 2. Pp. 1-11. (In Russ.)

4. Sowrey J. M. Frustration and Conflict. WCB Dubuque, Iowa. 1969. 107 p.

5. Petukhov V. V. Need and Motive. [Electronic resource]: Educational and methodological complex "Psychology". Moscow State University "Center for New Information Technologies". Video lecture No. 13. Moscow, 1997. 1 electron. opt. disk (CD-ROM). (In Russ.)

6. Filonov L. B. Training Officers' Business Communication with Various Categories of Citizens. Moscow, 1992. 76 p. (In Russ.)

7. Bratus B. S. General Psychological Theory of Activity and the Problem of the units of Analysis of Personality. A. N. Leont'ev and Modern Psychology. Ed. by A. V. Zaporozhets. Moscow, 1983. Pp. 212-219. (In Russ.)

8. Introduction to General Psychology [Electronic resource]. Yu. E. Vodyakha, S. A. Vodyakha. Yekaterinburg, 2018. 1 electron. opt. disk (CD-ROM). (In Russ.)

9. Szondi. L. Lehrbuch der Experimentellen Triebdiagnostik. Bern. Hans-Huber Verlag, 1972. 484 p.

Submitted: 02.02.2021; approved after reviewing: 20.03.2021; accepted for publication: 27.05.2021. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.