Н. В. Стёпина
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ СУЖДЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Работа представлена кафедрой общей и возрастной психологии Орловского государственного университета.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Е. А. Савина
Исследование посвящено изучению независимого поведения детей 6-7 лет. Выявлены половые различия независимости суждений детей старшего дошкольного возраста. Выделены три типа самостоятельности ребенка в восприятии матери: внутрисемейная, самостоятельность за пределами семьи и самостоятельность в учебной и игровой деятельности. Показано отсутствие связи между независимостью детских суждений и материнским восприятием самостоятельности ребенка.
Ключевые слова: независимое поведение, независимость суждений, внутрисемейная самостоятельность, самостоятельность за пределами семьи, самостоятельность в учебной и игровой деятельности.
The article views independent judgments in 6-7-aged children. Gender differences in independence judgment of senior preschoolers are investigated. Features of a child's intra- and extrafamily independence are also analysed. The article examines how mothers perceive a child's independent behavior.
Key words: independent judgment, independent behavior, child's intrafamily and extrafamily independence, child's independence in playing and studies.
Независимость поведения - это способность человека к самостоятельной выработке определенного мнения и отстаивания его перед другими [3]. Независимость суждений и поведения выступает в качестве одного из
критериев зрелой личности. Независимое поведение формируется начиная с первых лет жизни ребенка. На пути своего развития оно проходит ряд этапов, важнейшим из которых является дошкольный возраст.
На каждом последующем возрастном этапе ребенок приобретает все новые качества самостоятельности, подтверждая свою активную, субъектную и независимую позицию.
Несмотря на достаточную представленность проблемы независимости в психологической литературе, остаются мало экспериментально разработаны вопросы ее развития. Е. В. Субботский изучал психологическую структуру независимости ребенка от действий партнера [5]. Он показал что к старшему дошкольному возрасту у большинства детей появляется независимое поведение [5]. Сначала оно возникает по отношению к сверстникам, затем по отношению к взрослым. Дети начинают проявлять независимость в вербальном плане, а затем - в поведении [5].
В нашем исследовании мы изучали независимость суждений детей 6-7 лет и восприятие матерями детской самостоятельности. Нами использовалась методика исследования независимости суждений (Е. А. Савина). Эта методика была разработана Е. А. Савиной на основе «Совместного теста Рор-шаха», предложенного Е. Т. Соколовой [4]. В качестве стимульного материала используются два набора карточек по 10 карточек в каждом, сделанные по аналогии с чернильными пятнами Роршаха. Первый набор используется на первом этапе, а второй - на втором этапе тестирования. Таким образом контролируется эффект тестирования. Оценка независимости суждений ребенка проводилась в двух экспериментальных ситуациях. Первая ситуация представляла собой решение задачи ребенком совместно со взрослым (исследователем). Во второй экспериментальной ситуации ребенок решал аналогичные задачи совместно с воображаемой матерью. Обработка полученных результатов производилась следующим образом. Если ребенок предлагал свой ответ, не соглашаясь с мнением взрослого, то 1 балл начислялся в пользу независимости. Если ребенок соглашался с
ответом взрослого, то этот ответ рассматривался как зависимый. Таким образом, максимальная выраженность исследуемого признака составляет 10 баллов, минимальная - 1 балл. Результаты исследования по этой методике представлены в табл. 1.
Таблица 1
Средние значения показателей независимости суждений мальчиков и девочек 6-7 лет в процессе совместного со взрослым решения задачи
Серии эксперимента Мальчики Девочки
X ст X о
1-я серия 5,27 2,62 4,04 2,63
2-я серия 5,70 2,40 4,43 2,37
Результаты свидетельствуют о том, что мальчики демонстрируют больше независимости суждений в ситуации взаимодействия с экспериментатором, t = 2,35, с = 0,02, так как и в ситуации взаимодействия детей с воображаемой матерью, t = 2,68, с~ 0,01. Можно предположить, что подобные различия обусловлены культурными стереотипами. Культура «задает» разные типы поведения для мужчин и женщин. Маскулинное («мужественное») поведение характеризуется настойчивостью, стремлением к лидерству и авторитарности, умением решительно действовать, ориентацией на успех и карьеру, способностью к риску, инициативностью, в то время как фемининное («женственное») поведение отличается пассивностью, большей способностью к эмпатии, умением и стремлением подчиниться, мягкостью, ориентацией к благожелательности, высокой адаптивностью, терпением. Так, И. А. Васильева [1] приводит данные экспериментов американских исследователей, которые установили, что конформность положительно коррелирует с женским полом.
Помимо независимости суждений у детей, мы также исследовали независимость детей в восприятии матери. Для решения этой задачи нами использовался опросник
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
«Восприятие родителями детской самостоятельности» (R. S. Albert, М. A. Runco) [6]. Опросник представлен 10 утверждениями. Матерям предлагалось ответить, в каком возрасте ребенок может самостоятельно совершать определенные действия и по-
ступки. При анализе ответов возрасту, который указывает мать, присваивалось соответствующее балльное значение. Результаты изучения представлений матерей о самостоятельности мальчиков и девочек 67 лет представлено в табл. 2.
Таблица 2
Средние значения результатов исследования восприятия матерями самостоятельности
девочек и мальчиков
Утверждения Мальчики Девочки
X а X а
Иметь голос в обсуждении семейных дел 10,1 4.6 11 4,7
Участвовать в беседах взрослых 9,6 4,5 10 4,4
Принимать дома гостей 9,7 4,2 9,1 4,6
Проводить ночь в доме друзей 15 3,2 15 5,0
Тратить свои деньги 11 3,6 12 4,6
Ходить в кино 14 2,1 14 2,2
Не ложиться в постель до полуночи 12 4,0 12 3,8
Выбирать одежду 12 3,6 11 4,0
Делать самостоятельно уроки 8,6 1,9 8,6 2,2
Играть где хочется 9,7 3,7 8,8 4,5
При сравнении полученных данных мы исходили не из статистически значимой разницы полученных средних значений, а их качественной разницы. Например, разница между возрастом 10 и 11 лет статически не значима, однако качественное различие между этими возрастами очевидно -дети 11 лет обладает большим опытом и умениями по сравнению с детьми 10 лет. Согласно полученным данным, матери мальчиков и девочек одинаково воспринимают детскую самостоятельность по следующим пунктам: «Проводить ночь в доме друзей» - 15 лет; «Ходить в кино» - 14 лет; «Не ложиться в постель до полуночи» - 12 лет; «Делать самостоятельно уроки» - 8,6 года. По мнению матерей, девочки способны несколько раньше (с разницей приблизительно в полгода), чем мальчики самостоятельно принимать дома своих гостей (9,1 и 9,7 года соответственно). В то же время для участия в беседах взрослых мальчики
считаются достаточно самостоятельными в возрасте 9,6 года, тогда как девочки несколько позднее - с 10 лет. Наибольшие различия можно увидеть по пунктам «Иметь голос в обсуждении семейных дел», «Тратить свои деньги» и «Выбирать одежду», где разница в восприятии матерями самостоятельности мальчиков и девочек составляет целый год. Так, матери считают, что начиная с 10 лет мальчики могут иметь голос в обсуждении семейных дел, в то время как девочки только с 11 лет. Возраст, в котором мальчики могут тратить свои деньги, определяется 11 годами, у девочек - 12. Матери полагают, что с 11 лет девочка может самостоятельно выбирать себе одежду, в то же время мальчики позднее - с 12 лет.
Полученные данные, на наш взгляд, характеризуют тендерные стереотипы в воспитании детей. От мальчиков ожидается большая ответственность, лидерские качества и социальные достижения. Поэтому
они могут раньше, чем девочки, участвовать в обсуждении семейных дел, тратить свои деньги и участвовать в беседах взрослых. Интересно, что девочкам предоставляется более ранняя самостоятельность в выборе одежды и игр, что также отражает феминные стереотипы.
Нас также интересовало, существуют ли связи между утверждениями опросника самостоятельности. Чтобы выявить эти связи, нами был проведен факторный анализ (учитывались только факторные нагрузки выше чем 0,400). Полученные данные представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты факторного анализа данных, полученных по опроснику детской самостоятельности
в группе матерей детей 6-7 лет
Утверждения Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
Иметь голос в обсуждении семейных дел 0,766
Участвовать в беседах взрослых 0,714
Принимать дома гостей 0,624
Проводить ночь в доме друзей 0,616
Тратить свои деньги 0,775
Ходить одному в кино, парк 0,715
Не ложиться в постель до полуночи 0,610
Выбирать одежду 0,483 0,596
Делать самостоятельно уроки 0,775
Играть где хочется 0,704
По результатам факторного анализа было получено 3 фактора.
Фактор 1 - «Внутрисемейная самостоятельность». В него вошли вопросы, отражающие возможность участия ребенка в семейных делах и равенство в диалоге со взрослыми: «Иметь голос в обсуждении семейных дел» (0,766); «Участвовать в беседах взрослых» (0,714); «Принимать дома гостей» (0,624); «Проводить ночь в доме друзей» (0,616); «Выбирать одежду» (0,483).
Второй фактор, названный «Самостоятельность за пределами семьи», включает вопросы, определяющие возможность самостоятельного распределения ребенком материальных средств и своего личного времени: «Тратить свои деньги» (0,775); «Ходить одному в кино, парк» (0,715); «Не ложиться в постель до полуночи» (0,610); «Выбирать одежду» (0,596).
Третий фактор «Самостоятельность в деятельности» определяет возможность ребенка «Делать самостоятельно уроки» (0,775) и «Играть где хочется» (0,704).
Мы предположили, что существует отрицательная связь между независимостью суждений детей и восприятием матерью детской самостоятельности, т. е. дети, которым матери склонны предоставлять самостоятельность в более раннем возрасте, отличаются большей независимостью суждений. Для проверки этого предположения мы высчитали коэффициент корреляции между данными, полученными по методике изучения независимости суждений, и каждым из трех факторов, полученным в результате факторного анализа опросника детской самостоятельности. Корреляция между данными переменными отсутствует. По всей видимости, методика исследования независимости суждений и опросник «Восприятие родителями детской самостоятельности» измеряют разные характеристики независимости. Методика исследования независимости суждений измеряет независимость суждений в реальном поведении ребенка. В то время как опросник «Восприятие родителями детской самостоятельности» измеряет зависимость ребенка в субъективном восприятии матери.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. К старшему дошкольному возрасту ребенок способен осуществлять независимый выбор, причем мальчики отличаются большей независимостью суждений по сравнению с девочками. Самостоятельность детей в вос-
приятии матерей может быть представлена как внесемейная самостоятельность, самостоятельность за пределами семьи и самостоятельность в деятельности. Тендерные стереотипы в воспитании детей опосредуют восприятие матерями самостоятельность мальчиков и девочек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева И. А. Внутригрупповая конформность: личностные и ситуационные факторы: Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.
2. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997. 328 с.
3. Кон И. С. Социология личности. М.: Наука, 1979. 383 с.
4. Соколова Е. Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 145-150.
5. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. 205 с.
6. Albert R. S., Runco М. A. Independence and the creative potential of gifted and exceptionally gifted boys //Journal of Youth and addescence. 1989. Vol. 18. N 3. 1989. P. 221-230.