Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА СОВОКУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА СОВОКУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕДЖИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серяпина Любовь Владимировна, Михелькевич Валентин Николаевич

В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования по выявлению эффективности использования интегративной компетентностно-модульной педагогической технологии формирования совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. Специфика деятельности по руководству транснациональным производственным коллективом обусловлена уникальностью кадрового состава бригад/отрядов/участков, в которых трудится большое число рабочих иностранных государств, приезжающих в нашу страну временно на заработки из соседних республик Центральной Азии. Успешное руководство такими бригадами возможно только при условии, что руководитель владеет совокупностью профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций. Авторами разработана и научно обоснована совокупность межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. В соответствии с нею была спроектирована интегративная педагогическая технология формирования профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций. Данная педагогическая технология апробирована и внедрена в процесс обучения по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в 2020-2023 гг. Целью исследования явилось подтверждение эффективности интегративной компетентностно-модульной технологии формирования совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа. В конце второго семестра первого курса с обучающимися проведен констатирующий эксперимент для выявления исходных уровней сформированности межкультурных коммуникативных компетенций. Оказалось, что две группы студентов по 51 и 52 человека владели достаточно низким и сопоставимым уровнем межкультурных коммуникативных компетенций по когнитивной, операциональной и деятельностной компонентам. В частности, на высоком, повышенном или базовом уровне этими компетенциями владели около трети выборки. Спустя полтора года применения разработанной интегративной компетентностно-модульной педагогической технологии проведен формирующий эксперимент. Установлено, что численность студентов экспериментальной группы, обучавшихся по инновационной педагогической технологии, овладевших этими компетенциями на высоком уровне, в 3 раза больше численности студентов контрольной группы, обучавшихся по традиционной педагогической технологии: 24% и 8% соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серяпина Любовь Владимировна, Михелькевич Валентин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF INTEGRATIVE COMPETENCE-MODULE TECHNOLOGY FOR BUILDING A SET OF PROFESSIONAL INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCES IN CONSTRUCTION COLLEGE STUDENTS

The article presents the results of the experimental research to reveal the effectiveness of using the integrative competence-module pedagogical technology of forming a set of professional intercultural communicative competences of the construction college students, who are trained to work in transnational construction companies. The specificity of activity in transnational production team management is caused by the uniqueness of staff composition of construction teams/teams/sections which employ a great number of foreign workers who come to our country temporarily for work from the neighboring Central Asian republics. It has been established that successful management of transnational production brigades/departments/ practices is possible only if the head of the brigade/department/practice has a set of professional intercultural communicative competences. The authors have developed and scientifically substantiated a set of intercultural communicative competences of construction college students trained to work in transnational construction companies. In accordance with it, the integrative pedagogical technology of forming professional intercultural communicative competences was designed. This pedagogical technology was tested and implemented in the process of training in the specialty “Construction and operation of buildings and structures” in 2020-2023. The purpose of this study was to identify and confirm the effectiveness of the integrative competence-module technology of forming a set of professional intercultural communicative competences in students of a construction college. At the end of the second semester of the 1st year students underwent a fact-finding experiment to identify the initial levels of formation of intercultural communicative competences. It turned out that two groups of students of 51 and 52 people each had a rather low and comparable level of intercultural communicative competences in cognitive, operational and activity components. In particular, about one third of the sample possessed these competences at a high, advanced or basic level. After a year and a half of application of the developed integrative competence-module pedagogical technology, the forming experiment was conducted. It was found that the number of students in the experimental group trained in the innovative pedagogical technology, who mastered these competences at a high level is 3 times more than the number of students in the control group trained in the traditional pedagogical technology: 24% and 8% respectively.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА СОВОКУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

УДК 377.031

ББК Ч477.024 ГРНТИ 14.33.07 Код ВАК 5.8.7

Серяпина Любовь Владимировна,

аспирант кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный», Самарский государственный технический университет; 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244; e-mail: lyubovzhavoronkova@gmail.com

Михелькевич Валентин Николаевич,

доктор технических наук, профессор кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный», Самарский государственный технический университет; 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244; e-mail: j918@yandex.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА СОВОКУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экспериментальные исследования; интегративные технологии; компетент-ностно-модульные технологии; студенты; строительные колледжи; профессиональные компетенции; межкультурные коммуникативные компетенции; педагогические технологии; учебные модули

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования по выявлению эффективности использования интегративной компетентностно-модульной педагогической технологии формирования совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. Специфика деятельности по руководству транснациональным производственным коллективом обусловлена уникальностью кадрового состава бригад/отрядов/участков, в которых трудится большое число рабочих иностранных государств, приезжающих в нашу страну временно на заработки из соседних республик Центральной Азии. Успешное руководство такими бригадами возможно только при условии, что руководитель владеет совокупностью профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций. Авторами разработана и научно обоснована совокупность межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. В соответствии с нею была спроектирована интегративная педагогическая технология формирования профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций. Данная педагогическая технология апробирована и внедрена в процесс обучения по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в 2020-2023 гг.

Целью исследования явилось подтверждение эффективности интегративной компетентностно-модульной технологии формирования совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа.

В конце второго семестра первого курса с обучающимися проведен констатирующий эксперимент для выявления исходных уровней сформированности межкультурных коммуникативных компетенций. Оказалось, что две группы студентов по 51 и 52 человека владели достаточно низким и сопоставимым уровнем межкультурных коммуникативных компетенций по когнитивной, операциональной и деятельностной компонентам. В частности, на высоком, повышенном или базовом уровне этими компетенциями владели около трети выборки. Спустя полтора года применения разработанной интегративной компетентностно-модульной педагогической технологии проведен формирующий эксперимент. Установлено, что численность студентов экспериментальной группы, обучавшихся по инновационной педагогической технологии, овладевших этими компетенциями на высоком уровне, в 3 раза больше численности студентов контрольной группы, обучавшихся по традиционной педагогической технологии: 24% и 8% соответственно.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Серяпина, Л. В. Экспериментальное исследование интегративной компе-тентностно-модульной технологии формирования у студентов строительного колледжа совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций / Л. В. Серяпина, В. Н. Михелькевич. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. -№ 2. - С. 113-122.

Seryapina Lyubov Vladimirovna,

Postgraduate Student of Department "Education, Cross-Cultural Communication and Russian as a Foreign Language", Samara State Technical University, Samara, Russia

Mikhelkevich Valentín Nikolaevich,

Doctor of Engineering, Professor of Department of "Education, Cross-Cultural Communication and Russian as a Foreign Language", Samara State Technical University, Samara, Russia

EXPERIMENTAL STUDY OF INTEGRATIVE COMPETENCE-MODULE TECHNOLOGY FOR BUILDING A SET OF PROFESSIONAL INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCES IN CONSTRUCTION COLLEGE STUDENTS

© Серяпина Л. В., Михелькевич В. Н., 2023

KEYWORDS: experimental studies; integrative technologies; competence-modular technologies; students; construction colleges; professional competencies; intercultural communicative competences; pedagogical technologies; training modules

ABSTRACT. The article presents the results of the experimental research to reveal the effectiveness of using the integrative competence-module pedagogical technology of forming a set of professional intercultural communicative competences of the construction college students, who are trained to work in transnational construction companies. The specificity of activity in transnational production team management is caused by the uniqueness of staff composition of construction teams/teams/sections which employ a great number of foreign workers who come to our country temporarily for work from the neighboring Central Asian republics.

It has been established that successful management of transnational production brigades/departments/ practices is possible only if the head of the brigade/department/practice has a set of professional intercultural communicative competences.

The authors have developed and scientifically substantiated a set of intercultural communicative competences of construction college students trained to work in transnational construction companies. In accordance with it, the integrative pedagogical technology of forming professional intercultural communicative competences was designed. This pedagogical technology was tested and implemented in the process of training in the specialty "Construction and operation of buildings and structures" in 2020-2023. The purpose of this study was to identify and confirm the effectiveness of the integrative competence-module technology of forming a set of professional intercultural communicative competences in students of a construction college.

At the end of the second semester of the 1st year students underwent a fact-finding experiment to identify the initial levels of formation of intercultural communicative competences. It turned out that two groups of students of 51 and 52 people each had a rather low and comparable level of intercultural communicative competences in cognitive, operational and activity components. In particular, about one third of the sample possessed these competences at a high, advanced or basic level. After a year and a half of application of the developed integrative competence-module pedagogical technology, the forming experiment was conducted. It was found that the number of students in the experimental group trained in the innovative pedagogical technology, who mastered these competences at a high level is 3 times more than the number of students in the control group trained in the traditional pedagogical technology: 24% and 8% respectively.

FOR CITATION: Seryapina L. V., Mikhelkevich V. N. (2023). Experimental Study of Integrative Competence-Module Technology for Building a Set of Professional Intercultural Communicative Competences in Construction College Students. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 113-122.

Введение. Многие выпускники строительного колледжа Самарского государственного технического университета после окончания обучения работают в транснациональных строительных компаниях в первичных производственных подразделениях на руководящих должностях техников-технологов, бригадиров, начальников участков, руководителей специализированных отделов.

Специфика их служебной деятельности по руководству так называемыми транснациональными производственными коллективами обусловлена уникальностью кадрового состава этих транснациональных бригад/отделов. В них на равных правах совместно с рабочими - гражданами РФ трудится большое число рабочих иностранных государств, приезжающих в нашу страну временно на заработки из соседних республик Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении) [5].

Проведенный анализ служебной деятельности выпускников строительного колледжа за последние три года по руководству транснациональными производственными бригадами/отделами свидетельствует, что успешность и плодотворность их деятельности по руководству коллективом, созданию благоприятного психологического климата,

по установлению в коллективе деловых, партнерских и эмпатических отношений [1; 3; 4; 13; 14] возможны только при условии, если руководитель бригады умело владеет совокупностью профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций [8; 9; 15; 16].

В наших предыдущих исследованиях были показаны и научно аргументированы высокая актуальность и социальная востребованность упреждающего формирования совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях [11].

Отвечая на этот вызов времени, авторы разработали и научно обосновали трехком-понентную совокупность профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа, обучаемых по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях [10].

Первый компонент - их общие способности комфортно жить и работать в поликультурном обществе и успешно решать поставленные перед ними задачи в соответствии со спецификой сложившейся жизненной ситуации, основанные на межкуль-

турных знаниях, опыте общения с людьми разных культур, национальности, конфессий, социальных групп.

Второй компонент - умение уважительного отношения к мнениям и суждениям людей других культур, к их праву высказывания иных точек зрения, иных взглядов на вещи и события; способность понимать различия и ценности культур других народов и продуктивно их использовать в производственной и обыденной деятельности трудового коллектива.

Третий компонент - владение различными видами и способами речевого взаимодействия (монолог, диалог, дискуссия, спор, полемика) с коллегами по работе -людьми разных национальностей, конфессий, социальных групп, представителями других государств на русском и иностранном языках.

В соответствии с этим авторами была разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс обучения студентов строительного колледжа по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» интегративная педагогическая технология формирования совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций. Именно эта актуальная и социально значимая педагогическая инновация обусловила и определила цель данного исследования: экспериментальное выявление и подтверждение эффективности и целесообразности функционирования интегративной компе-тентностно-модульной технологии формирования совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях.

Методы и материал исследования. При выполнении исследования авторы опирались на основополагающие теоретико-методологические понятия современной отечественной и мировой педагогической науки в области проектирования и анализа педагогических технологий, на современные методики организации экспериментальных педагогических исследований и статистической обработки эмпирических опытных данных [2; 6; 7; 12].

При этом прежде всего были разработаны критерии оценивания и диагностический инструментарий измерения уровней сформированности когнитивной, операциональной и деятельностной компонентов совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях.

В качестве диагностического инструментария измерения уровней сформированности когнитивной, операциональной и деятель-ностной компонентов совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций использовались тесты открытого типа. Каждый тест содержит по 10 контрольных вопросов. Ответы студентов на каждый из контрольных вопросов оцениваются экспертами-преподавателями от 0 до 10 баллов. При этом максимальный итоговый балл за ответ по всему тесту равен 100.

Полученные в процессе тестирования эмпирические данные были ранжированы на четыре условных уровня: высокий, повышенный, базовый, ниже базового. Высокий уровень сформированности характеризуется результатом от 100 до 90 баллов, повышенный - от 89 до 70 баллов, базовый -от 69 до 55 баллов, уровень ниже базового -от 54 и менее баллов.

Учитывая отсроченный характер использования сформированных межкультурных коммуникативных компетенций, невозможно их непосредственно измерить. Поэтому уровни сформированности определялись опосредованно через измерение когнитивного, операционного и деятель-ностного компонентов с последующим вычислением интегрального значения межкультурной коммуникативной компетенции по формуле:

^аК + bO+ тД, где К, О, Д - уровни сформированности когнитивного, операционального и деятель-ностного компонентов межкультурной коммуникативной компетенции; а, Ь, т -коэффициенты веса когнитивного, операционального и деятельностного компонентов межкультурной коммуникативной компетенции в интегративной структуре компетенции.

Для выявления эффективности функционирования интегративной компетент-ностно-модульной технологии формирования у студентов строительного колледжа совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций были проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

В эксперименте принимали участие студенты второго и третьего курсов, обучающиеся по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», общей численностью 103 человека: экспериментальная группа (ЭГ) - 51 человек и контрольная группа (КГ) - 52 человека. Студенты контрольной группы обучались по традиционной технологии, а студенты экспериментальной - по интегративной инновационной педагогической технологии.

Констатирующий эксперимент прово-

дился в конце второго семестра первого курса до начала прохождения студентами производственных практик с целью выявления исходных уровней сформированно-сти коммуникативных компетенций и подтверждения правильности выбора состава контрольной группы.

Итоговый срез формирующего эксперимента проводился в начале шестого семестра третьего курса путем тестирования студентов экспериментальной и контрольной групп.

Статистическая обработка результатов эксперимента выполнена в среде пакета SPSS 22. Различия уровней сформирован-ности межкультурных коммуникативных

компетенций выявляли с помощью критерия х2 Пирсона (хи-квадрат). В работе приведена статистика критерия и достигнутый уровень значимости (р). Результаты считали статистически значимыми (достоверно различающимися) при р<0,050.

Результаты исследования. Результат статистической обработки проведенного тестирования на исходном срезе констатирующего эксперимента по оцениванию сформированности у студентов когнитивной, операционной и деятельностной компонент совокупности межкультурных коммуникативных компетенций контрольной и экспериментальной групп представлен в таблице 1.

Таблица 1

Экспериментальные данные тестирования по оцениванию уровней сформированности когнитивной, операционной и деятельностной компонент совокупности межкультурных коммуникативных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп на исходном срезе констатирующего эксперимента

Группа Компоненты межкультурных коммуникативных компетенций Уровни сформированности компонентов межкультурных коммуникативных компетенций в баллах (в % к выборке)

Ниже базового Базовый Повышенный Высокий

Экспериментальная группа (ЭГ) когнитивная 62 22 12 4

операционная 64 22 10 4

деятельностная 60 28 8 4

Интегральное N 62 24 10 4

Контрольная группа (КГ) когнитивная 62 22 14 2

операционная 58 26 12 4

деятельностная 54 30 10 6

Интегральное N 58 26 12 4

Для более полного и наглядного восприятия уровней сформированности когнитивной, операционной и деятельностной компонент совокупности межкультурных коммуникативных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп на исходном срезе констатирующего эксперимента построены диаграммы (рис. 1-3).

Для выявления статистической значимости различий уровней сформированно-сти межкультурных коммуникативных компетенций был применен статистический

критерий х2. Для когнитивной компоненты Х2=0,41, р=0,9з8; для операционной компоненты х2=0,58, р=0,900; для деятельностной компоненты х2=0,59, р=0,899; для интегрального значения х2=0,30, р=0,9б0. Низкое значение статистики критерия и соответственно достигнутый уровень значимости (р) выше критического уровня 0,050 свидетельствуют о статистической сопоставимости групп на этапе констатирующего эксперимента.

Рис. 1. Диаграмма уровней сформированности когнитивной компоненты межкультурных коммуникативных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп на исходном срезе констатирующего эксперимента

Рис. 2. Диаграмма уровней сформированности операционной компоненты межкультурных коммуникативных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп на исходном срезе констатирующего эксперимента

Рис. 3. Диаграмма уровней сформированности деятельностной компоненты межкультурных коммуникативных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп на исходном срезе констатирующего эксперимента

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать выводы:

1. На исходном временном этапе эксперимента (конец второго семестра первого курса) по формированию у студентов строительного колледжа когнитивной, операционной и деятельностной компонент межкультурных коммуникативных компетенций число студентов, обладающих этими компетенциями на всех позитивных уровнях (высоком, повышенном, базовом), крайне мало (около одной трети от выборки), что априори и следовало ожидать, поскольку до этого времени перед студентами задача и не ставилась.

2. Как видно из рисунков 1-3 и таблицы 1 численные значения уровней сформиро-ванности компонентов межкультурных межличностных компетенций по всем рангам (высокий, повышенный, базовый, ниже базового) примерно одинаковые. Это дает

основание считать выбор состава контрольной группы правильным, а сравнительно-сопоставительный анализ результатов функционирования интегративной педагогической технологии формирования межкультурных коммуникативных компетенций правомерным.

Тестирование на итоговом срезе формирующего эксперимента проводилось в начале шестого семестра третьего курса. Результаты статистической обработки экспериментальных данных тестирования по оценке уровней сформированности у студентов экспериментальной и контрольной групп на итоговом срезе формирующего эксперимента когнитивной, операционной и деятельностной компонент совокупности межкультурных коммуникативных компетенций представлены в таблице 2.

Таблица 2

Экспериментальные данные тестирования по оцениванию уровней сформированности когнитивной, операционной и деятельностной компонент совокупности межкультурных коммуникативных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп на итоговом срезе формирующего эксперимента

Группа Компоненты межкультурных коммуникативных компетенций Уровни сформированности компонентов межкультурных коммуникативных компетенций (в % к выборке)

Ниже базового Базовый Повышенный Высокий

Экспериментальная группа (ЭГ) когнитивная 8 30 34 28

операционная 4 36 36 24

деятельностная 6 36 38 20

Интегральное N 6 34 36 24

Контрольная группа (КГ) когнитивная 40 32 16 12

операционная 46 32 14 8

деятельностная 58 26 12 4

Интегральное N 48 •3° 14 8

В таблице 2 представлены интегральные численные значения ранговых уровней сфор-мированности у студентов экспериментальной и контрольной групп на итоговом срезе формирующего эксперимента, рассчитанные по численным значениям показателей уровней сформированности когнитивной, операционной и деятельностной компонент межкультурной коммуникативной компетенции (ЭД.

Проверка статгипотез о равенстве долей обучающихся с различным уровнем сформированности компонентов межкультурных коммуникативных компетенций в экспериментальной и контрольной группах показала следующее. Для когнитивной компоненты х2=18,7, р<0,001; для операционной компоненты х2=28,2, р<0,001; для деятельностной компоненты х2=35,5, р<0,001; для интегрального значения х2=2б,8, р<0,001. Высокое значение статистики х2 и соответственно достигнутый уровень значимости (р) существенно ниже кри-

тического уровня свидетельствуют о значительных и статистически значимых отличиях групп на этапе формирующего эксперимента. В экспериментальной группе преобладают студенты с высоким и повышенным уровнями сформированности межкультурных коммуникативных компетенций, а в контрольной группе - с уровнем ниже базового. Студенты с базовым уровнем сформи-рованности изучаемых компетенций представлены примерно в равных долях в обеих группах в количестве около одной трети.

Для более наглядного восприятия результатов формирующего эксперимента по оцениванию сформированности когнитивной, операционной и деятельностной компонент совокупности межкультурных коммуникативных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп на итоговом срезе формирующего эксперимента построены диаграммы (рис. 4-6).

Рис. 4. Диаграмма уровней сформированности когнитивной компоненты межкультурных коммуникативных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп на итоговом срезе формирующего эксперимента

Рис. 5. Диаграмма уровней сформированности операционной компоненты межкультурных коммуникативных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп на итоговом срезе формирующего эксперимента

Рис. 6. Диаграмма уровней сформированности деятельностной компоненты межкультурных коммуникативных компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп на итоговом срезе формирующего эксперимента

Для более полного восприятия результатов формирующего эксперимента по оцениванию уровней сформированности у студентов экспериментальной и контрольной групп на итоговом срезе формирующего

60 50 40 30 20 10

эксперимента и визуального отображения существенного различия показателей ранговых уровней сформированности коммуникативных компетенций полученные данные представлены на рисунке 7.

□ НБ

□ Б

□ П

□ В

Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис. 7. Диаграмма интегральных показателей уровней сформированности межкультурных коммуникативные компетенций у студентов экспериментальной и контрольной групп на итоговом срезе формирующего эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из сравнения числовых значений экспериментальных данных рисунка 7 видим, что численность студентов экспериментальной группы, обучавшихся по инновационной интегративной педагогической технологии, овладевших этими компетенциями на высоком уровне, в 3 раза больше численности студентов контрольной группы, обучавшихся по традиционной педагогической технологии. На повышенном уровне сформированности межкультурных коммуникативных компетенций студентов в 2 раза больше, а число студентов экспериментальной группы с уровнем сформиро-ванности ниже базового в 10 раз меньше числа студентов контрольной группы.

Таким образом, проведенный эксперимент убедительно подтвердил высокую эффективность и целесообразность использования интегративной компетентностно-модульной технологии формирования совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа.

Заключение

1. В статье представлены критерии оценивания уровней сформированности когнитивной, операциональной и деятельностной компонент совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях.

Диагностический инструментарий контроля и измерения уровней их сформиро-ванности сделан в форме контрольных те-

стов. Каждый тест содержит по 10 контрольных вопросов. Ответы студентов на каждый из контрольных вопросов оцениваются экспертами-преподавателями от 0 до 10 баллов. При этом максимальный итоговый балл за ответ по всему тесту равен 100.

Полученные в процессе тестирования эмпирические данные были ранжированы на четыре условных уровня: высокий, повышенный, базовый, ниже базового. Численные значения уровней сформированно-сти совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций рассчитываются по полученным из эксперимента уровням сформированности ее когнитивной, операциональной и дея-тельностной компонент.

2. Разработана методика организации и проведения констатирующего и формирующего экспериментов, репрезентативно выполненных с целью выявления и подтверждения высокой эффективности функционирования интегральной компетент-ностно-модульной технологии формирования совокупности межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа.

В эксперименте принимали участие студенты второго и третьего курсов, обучающиеся по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», общей численностью 103 человека: экспериментальная группа (ЭГ) - 51 человек и контрольная группа (КГ) - 52 человека. Студенты контрольной группы обучались по традиционной технологии, а студенты экс-

0

периментальной - по интегративной инновационной педагогической технологии.

Констатирующий эксперимент проводился в конце второго семестра первого курса до начала прохождения студентами производственных практик с целью выявления сходных уровней сформированности коммуникативных компетенций и подтверждения правильности выбора состава контрольной группы. Итоговый срез формирующего эксперимента проводился в начале шестого семестра третьего курса путем тестирования студентов экспериментальной и контрольной групп.

3. Выявленные в процессе выполнения констатирующего и формирующего экспериментов эмпирические данные после их статистической обработки позволили установить существенное качественное преимущество уровней сформированности совокупности профессиональных межкультурных коммуникативных компетенций у студентов экспериментальной группы, обучающихся по инновационной интегративной компе-

тентностно-модульной технологии.

Численность студентов экспериментальной группы, обучавшихся по инновационной интегративной педагогической технологии, овладевших этими компетенциями на высоком уровне, в 3 раза больше численности студентов контрольной группы, обучавшихся по традиционной педагогической технологии. На повышенном уровне сформированности межкультурных коммуникативных компетенций студентов в 2 раза больше, а число студентов экспериментальной группы с уровнем сформиро-ванности ниже базового в 10 раз меньше числа студентов контрольной группы.

Результаты опытно-

экспериментального исследования убедительно свидетельствуют об эффективности и целесообразности использования инте-гративной компетентностно-модульной технологии формирования у студентов строительного колледжа совокупности профессиональных коммуникативных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландина, Т. М. Совершенствование социального партнерства в условиях современного этапа социально-экономического развития России / Т. М. Баландина, Н. Р. Петров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2019. -Т. 19, № 4. - С. 423-426.

2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд. - М. : Изд-во «Академия», 2007. - 209 с.

3. Лисицын, П. П. Формы взаимодействия низкоквалифицированных трудовых мигрантов и работодателей в принимающих обществах (на примере Греции, России и Франции) / П. П. Лисицын, А. М. Степанов // Журнал исследований социальной политики. - 2018. - Т. 16, № 4. - С. 611-626.

4. Морозов, А. С. Трансформация трудовых отношений в бригадах: прошлое и настоящее / А. С. Морозов // В мире научных открытий. - 2013. - № 1 (37). - С. 94-108.

5. Мукомель, В. И. Высококвалифицированные мигранты из постсоветских государств: трудовая мобильность / В. И. Мукомель // Социологический журнал. - 2020. - Т. 26, № 2. - С. 31-59.

6. Новиков, А. М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей / А. М. Новиков. - М. : Изд-во «ЭГВЕС», 2010. - 208 с.

7. Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях / Д. А. Новиков. - М. : Изд-во «МЗ-Пресс», 2004. - 64 с.

8. Нужная, Л. В. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов / Л. В. Нужная // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию факультета иностранных языков. - Красноярск, 2017. - С. 225-230.

9. Рахимжанов, К. Х. Пути формирования кросс-культурной компетентности / К. Х. Рахимжанов // Вестник науки Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина. - 2019. - № 4 (103). -С. 124-133.

10. Серяпина, Л. В. Обоснование совокупности кластера межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа / Л. В. Серяпина, В. Н. Михелькевич // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 6. - С. 172-178.

11. Серяпина, Л. В. Подготовка студентов строительного колледжа к межкультурным коммуникациям в транснациональных строительных компаниях как социально-дидактическая проблема / Л. В. Серя-пина, В. Н. Михелькевич // Высшее педагогическое образование в России. - 2022. - № 4. - С. 95-101.

12. Современные образовательные технологии : учебное пособие / под общ. ред. проф. Н. В. Бордов-ской. - 3- е изд. - М. : Изд-во «КНОРУС», 2018. - 432 с.

13. Фадеева, Л. Ю. О формировании поликультурной личности / Л. Ю. Фадеева // Инновации. Наука. Образование. - 2017. - № 3 (6). - С. 1.

14. Фомин, Д. Р. Труд мигрантов - социальная проблема строительной отрасли / Д. Р. Фомин, Е. О. Аквазба, П. С. Медведев // Новые вопросы в современной науке : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общей редакцией А. И. Вострецова. - 2017. - С. 371-375.

15. Юрьева, Т. В. Проблема кросс-культурных коммуникаций в аспекте практико-ориентированных педагогических технологий / Т. В. Юрьева // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. -С. 104-107.

16. Anderson-Lain, K. Cultural identity forum: Enacting the self-awareness imperative in intercultural communication / K. Anderson-Lain / / Communication Teacher. - 2017. - Vol. 31, No. 3. - P. 131-136.

REFERENCES

1. Balandina, T. M., Petrov, N. R. (2019). Sovershenstvovanie sotsial'nogo partnerstva v usloviyakh sov-remennogo etapa sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Improving Social Partnership at the Current Stage of Russia's Socio-Economic Development]. In Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. No. 4, pp. 423-426.

2. Zagvyazinsky, V. I., Atakhanov R. (2007). Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issle-dovaniya [Methodology and Methods of Psychological and Pedagogical Research]. 4th edition. Moscow, Izda-tel'stvo «Akademiya». 209 p.

3. Lisitsyn, P. P., Stepanov, A. M. (2018). Formy vzaimodeistviya nizkokvalifitsirovannykh trudovykh mi-grantov i rabotodatelei v prinimayushchikh obshchestvakh (na primere Gretsii, Rossii i Frantsii) [Forms of Interaction between Low-Skilled Labour Migrants and Employers in Host Societies (Examples from Greece, Russia and France)]. In Zhurnal issledovanii sotsial'noipolitiki. Vol. 16. No. 4, pp. 611-626.

4. Morozov, A. S. (2013). Transformatsiya trudovykh otnoshenii v brigadakh: proshloe i nastoyashchee [Transformation of Labour Relations in Brigades: Past and Present]. In V mire nauchnykh otkrytii. No. 1 (37), pp. 94-108.

5. Mukomel, V. I. (2020). Vysokokvalifitsirovannye migranty iz postsovetskikh gosudarstv: trudovaya mo-bil'nost' [Highly Skilled Migrants from Post-Soviet States: Labour Mobility]. In Sotsiologicheskii zhurnal. Vol. 26. No 2, pp. 31-59.

6. Novikov, A. M. (2010). Osnovaniya pedagogiki [Foundations of Pedagogy]. Moscow, Izdatel'stvo «EGVES». 208 p.

7. Novikov, D. A. (2004). Statisticheskie metody v pedagogicheskikh issledovaniyakh [Statistical Methods in Pedagogical Research]. Moscow, Izdatel'stvo «MZ-Press». 64 p.

8. Nuzhnaya, L. V. (2017). Formirovanie mezhkul'turnoi kommunikativnoi kompetentsii studentov [Formation of Intercultural Communicative Competence of Students]. In Teoriya i metodika prepodavaniya inostran-nykh yazykov v usloviyakh polikul'turnogo ob-shchestva: materialy V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoi 70-letiyu fakul'teta inostrannykh yazykov. Krasnoyarsk, pp. 225-230.

9. Rakhimzhanov, K. Kh. (2019). Puti formirovaniya kross-kul'turnoi kompetentnosti [Ways to Build Cross-Cultural Competence]. In Vestnik nauki Kazahskogo agrotekhnicheskogo universiteta im. S. Sejfullina. No. 4 (103), pp. 124-133.

10. Seryapina, L. V., Mikhelkevich, V. N. (2022). Obosnovanie sovokupnosti klastera mezhkul'turnykh kommunikativnykh kompetentsii u studentov stroitel'nogo kolledzha [Rationale for a Cluster of Intercultural Communicative Competences in Construction College Students]. In Sovremennye naukoemkie tekhnologii. No. 6, pp. 172-178.

11. Seryapina, L. V., Mikhelkevich, V. N. (2022). Podgotovka studentov stroitel'nogo kolledzha k mezhkuTturnym kommunikatsiyam v transnatsional'nykh stroitel'nykh kompaniyakh kak sotsial'no-didakticheskaya problema [Preparing Construction College Students for Intercultural Communication in Transnational Construction Companies as a Socio-Didactic Problem]. In Vysshee pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 4, pp. 95-101.

12. Bordovskaya, N. V. (Ed.). (2018). Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern Educational Technologies]. 3rd edition. Moscow, KNORUS. 432 p.

13. Fadeeva, L. Yu. (2017). O formirovanii polikul'turnoi lichnosti [On the Formation of a Multicultural Identity]. In Innovatsii. Nauka. Obrazovanie. No. 3 (6), p. 1.

14. Fomin, D. R., Akvazba, E. O., Medvedev, P. S. (2017). Trud migrantov - sotsial'naya problema stroitel'noi otrasli [Migrant Labour is a Social Problem in the Construction Industry]. In Vostretsov, A. I. (Ed.). Novye vo-prosy v sovremennoi nauke: materialy Mezhdunarodnoi (zaochnoi) nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 371-375.

15. Yurieva, T. V. (2015). Problema kross-kul'turnykh kommunikatsii v aspekte praktiko-orientirovannykh pedagogicheskikh tekhnologii [The Problem of Cross-Cultural Communication in Practice-Oriented Pedagogical Technologies]. In Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. No. 5, pp. 104-107.

16. Anderson-Lain, K. (2017). Cultural Identity Forum: Enacting the Self-Awareness Imperative in Intercultural Communication. In Communication Teacher. Vol. 31. No. 3, pp. 131-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.