Краткое сообщение
незначительное улучшение. Критерии значительного улучшения после лечения: субъективное ощущение пациента; значительное улучшение самочувствия, настроения, сна, повышение работоспособности, уменьшение болей, улучшение объема движения в ШОП, альгиметрических, реоэнцефалографических, реовазогра-фических, электромиографических показателей. Критериями улучшения после лечения: субъективное ощущение; улучшение самочувствия, настроения, сна, повышение работоспособности, уменьшение болей, улучшение объема движения в ШОП, альги-метрических, реоэнцефалографических, реовазографических, электромиографических показателей. Критериями незначительного улучшения после лечения: субъективное ощущение; незначительное улучшение самочувствия, настроения, сна, рост работоспособности, уменьшение болей, малое улучшение объема движения в ШОП, альгиметрических, реоэнцефалографических, реовазографических, электромиографических показателей.
Таблица 1
Показатели МФБС до и после лечения
Средние показатели Контрольная группа Основная группа
До лечения После лечения До лечения После лечения
Порог болевой чувствительности 4,3±0,1 4,6±0,1* 4,9±0,4 5,94±0,3*
Тонус мышц 5,2±0,11 5,4±0,13* 5,4±0,12 6,1 ±0,12*
Индекс мышечного синдрома 9,5±0,26 8,1±0,11** 8,6±0,12 6,2±0,12**
Показатель амплитуды ПДЕ 1668±0,24 1672±0,22*** 1692±0,38 1772±0,21***
Длительность потенциала 10,8±0,2мс 11,2±0,1мс 11,1±0,1мс 14,1±0,1мс
Число полифазных потенциалов 9,8±0,1 9,2±0,1 9,4±0,1 7,7±0,1
*р < 0,001; **p < 0,05; ***p < 0,1
Таблица 2
Показатели САН до и после лечения
Категории Контрольная группа Основная группа
состояния До После До После
лечения лечения лечения лечения
Самочувствие 4 4,2 3,5 5,5
Активность 3,8 4,8 4,1 5,7
Настроение 3,5 4,7 4,2 5,8
У всех 70 пациентов (100%) основной группы отмечаются положительные результаты лечения: значительное улучшение - у 32 пациентов (45%), улучшение - у 26 пациентов (36,67%), незначительное улучшение - у 12 пациентов (18,33%). В контрольной группе - у 37 пациентов (72%) отмечались положительные результаты: значительное улучшение - у 13 пациентов (26%), улучшение - у 15 пациентов (30%), незначительное улучшение -9 (17%) пациентов. Проведение комплексной терапии в основной группе позволило улучшить функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, костно-суставной, иммунной систем организма, инструментально-лабораторных показателей, что привело к улучшению гомеостаза. Комплексные методы лечения больных являются более эффективными, так как позволяют улучшить не только показатели МФБС, но и общее состояние больного. Тактика ведения больных в основной группе полностью отвечает концепциям МФБС, в которых постулируется сложный генез его происхождения: вертеброневрологические нарушения, неврологические заболевания, соматическая патология. Данные катамнестических наблюдений подтвердили целесообразность проведения 2-х курсов лечения в течение года с интервалом 4-6 месяцев для стабилизации полученного эффекта.
Заключение. Проблема лечения МФБС в геронтологии может быть решена созданием кабинетов комплексного лечения с использованием нелекарственных методов (лазеротерапия, электронейростимуляция, диетотерапия, биорезонансная терапия,
ортопедическая коррекция, ЛФК) в сочетании с традиционными видами (МТ, ИРТ, массаж, гомеопатия, фитотерапия), что позволит индивидуально воздействовать на вертеброневрологические нарушения, неврологические заболевания и сопутствующие па-
тологические процессы, повысить качество лечения больных, не прибегая к дорогостоящему медоборудованию и медикаментам.
Литература
1. Иваничев Г .А., Старосельцева Н.Г. // Миофасциальный генерализированный болевой синдром.- Казань, 2002.
2. Хабиров ФА., Хабиров Р.А. Мышечная боль.- Казань.-
2002.
3. Штейнгард Ю.Н. // Основы клинической гериатрии.-Томск, 2006.
4. Шток В.Н., Левин О.С. //Справочник по формированию клинического диагноза болезней нервной системы.- МиА, 2006.
УДК 616-006.04
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХИМИОПРОФИЛАКТИ-ЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РОЗИГЛИТАЗОНА
А.Р. ЧОЧИЕВА*
В последние годы повышенный интерес вызывают исследования, указывающие на связь между инсулинорезистентностью и риском развития и/или прогрессирования злокачественных новообразований [1, 2, 5]. Важная роль в этих процессах принадлежит пероксисом пролифератор-активирующим рецепторам (PPAR), принадлежащим к суперсемейству ядерных гормональных рецепторов и регулирующим экспрессию ряда генов посредством присоединения к ретиноидным Х рецепторам (RXR). Основными эндогенными лигандами PPAR являются метаболиты арахидоновой кислоты и полиненасыщенные жирные кислоты. Роль экзогенных лигандов, активирующих PPAR, выполняют тиазолидиндионы, к которым относятся розиглитазон, пиоглита-зон, троглитазон. Установлено, что активация ядерных гормональных рецепторов может индуцировать дифференцировку и тормозить пролиферацию клеток опухолей. В условиях экспериментов in vitro и на моделях перевивных опухолей показано, что тиазолидиндионы проявляют антипролиферативную активность в отношении опухолей молочной железы, предстательной железы и толстой кишки [6, 8—11]. Тиазолидиндионы являются мощными ингибиторами неоангиогенеза, тесно связанного с процессами роста и метастазирования солидных новообразований. Все это определяет актуальность исследования антиканцерогенной активности препаратов данной группы на различных моделях индуцированного химического канцерогенеза.
Цель исследования - изучение влияния препарата из группы тиазолидиндионов розиглитазона на экспериментальный химический канцерогенез молочной железы у крыс.
Объект и методы исследования. Исследования проведены на 50 крысах-самках линии Вистар массой 100-120 г, полученных из вивария ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия Росздрава». Животных содержали на стандартной лабораторной диете и давали воду без ограничения. В качестве канцерогена использовали N-метил-К-нитрозомочевину (МНМ), синтезированную в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова М3 РФ. Опухоли молочной железы индуцировали по описанной методике путем подкожных инъекций МНМ в область одной и той же молочной железы у основания левой передней лапки в дозе 2,5 мг на крысу в 0,2 мл воды для инъекций 1 раз в неделю в течение 5 недель [3]. Контрольной (1-й) группе крыс (n=25), находившейся на обычном рационе вивария, вводили только канцероген. Животные 2-й (опытной) группы (n=25) получали с первого дня эксперимента одновременно с канцерогеном розиглитазон в дозе 6 мг/кг массы тела 4 раза в неделю. Основанием для выбора дозы исследуемого препарата явились данные литературы [8].
Концентрацию общего холестерина в сыворотке крови животных определяли при помощи набора реагентов «Холестерин общий» (ООО «Ольвекс Диагностикум», Россия). Уровень триглицеридов (ТГ) и холестерина липопротеинов высокой плотности (хсЛПВП) в плазме крови определяли при помощи наборов реагентов «ЛВП-ХОЛЕСТЕРИН-НОВО» и « ТРИГЛИЦЕРИДЫ -НОВО» (ЗАО «Вектор-Бест», Россия). Уровень половых и гонадотропных гормонов в сыворотке крови животных определяли в
* ГОУ ВПО Северо-Осетинская госмедакадемия Росздрава, кафедра фар-
макологии с клинической фармакологией
Краткое сообщение
НИИ акушерства и педиатрии (г. Ростов-на-Дону) радиоиммуно-логическим методом при помощи наборов реагентов.
Результаты. В обеих группах физиологическое состояние и поведенческие реакции крыс не имели различий. Нарастание массы тела шло равномерно по мере роста особей. В ходе исследования у них развивались новообразования молочной железы, морфологически классифицированные как аденокарциномы. Метастазирования развившихся опухолей не обнаружено (табл.).
Первые опухоли были зарегистрированы в обеих группах на 105 день эксперимента. На 252 день эксперимента опухоли молочной железы были зарегистрированы у 90,9% животных контрольной группы и у 54,2% животных опытной группы (р<0,05). Средний латентный период возникновений опухолей у животных контрольной группы составил 155,8±9,1 дней, в опытной группе - 199,2±12,9 дней (р<0,005). Индекс Айбела, характеризующий отношение числа опухолей к величине латентного периода и позволяющий судить о динамике опухолевого роста, был равен в опытной группе 0,27 против 0,58 в контроле (р<0,05). Данный расчет указывает на изменения в динамике канцерогенеза при применении розиглитазона. Задержка выхода опухолей, определяемая по индексу Айбела, составила 46,5%. Продолжительность жизни животных с ОМЖ в контрольной группе была равна 31,8±1,9 дням и значительно уступала аналогичным показателям (51,9±10,9 дней) в опытной группе(р<0,005).
Выявлено ингибирующее влияние розиглитазона на процесс канцерогенеза в молочной железе, заключающееся в снижении частоты возникновения опухолей, удлинении латентного периода их развития и увеличении продолжительности жизни животных опытной группы по сравнению с контролем.
Тиазолидиндионы управляют активностью ферментов липидного обмена и синтеза желчных кислот в печени, контролируют процессы обмена полиненасыщенных жирных кислот, принимают участие в изменениях транскрипции генов, регулирующих метаболизм глюкозы и липидов. Стероиды активно образуются и взаимопревращаются в жировой ткани с участием присутствующих в ней ферментов (ароматазы, некоторых гидроксисте-роиддегидрогеназ). Гиперинсулинемия приводит к увеличению свободной фракции эстрадиола в крови, усилению клеточной пролиферации [7, 9]. Исходя из имеющихся данных о спектре фармакологической активности розиглитазона, можно предположить наличие регулирующего влияния препарата на гормонально-метаболические изменения, способствующие возникновению и прогрессированию злокачественных новообразований.
Учитывая роль нарушений липидного обмена в процессах злокачественного роста, нами изучено влияние розиглитазона на липидный спектр сыворотки крови опытных животных. По полученным данным, к концу эксперимента в крови животных, получавших розиглитазон, был снижен уровень триглицеридов при повышении уровня холестерина ЛПВП (р<0,005). Средний уровень уровень триглицеридов в группе с розиглитазоном был равен 0,86±0,1 ммоль/л, уровень хсЛПВП - 0,95±0,05 ммоль/л против 1,62±0,21 ммоль/л и 0,48±0,14 ммоль/л соответственно у особей контроля (р<0,005). Под влиянием розиглитазона имелась тенденция к снижению общего холестерина крови, средний уровень которого составил 2,86±0,2 против 3,22±0,3 ммоль/л в контроле (р>0,05). Статистически значимое снижение уровня триглицеридов при росте уровня хсЛПВП, выявленное в условиях нашего эксперимента является одним из ключевых моментов в реализации онкосупрессивного действия розиглитазона.
Изучение влияния розиглитазона на уровень половых и гонадотропных гормонов в сыворотке показал, что средний уровень эстрадиола и фолликулостимулирующего гормона у животных, получавших препарат, был достоверно ниже, (50,5±7,3 нмоль/л и 6,9±0,4 нг/мл соответственно), чем у животных контрольной
группы (69,8±11,5 нмоль/л и 9,4±1,8 нг/мл) (р<0,05). Концентрация лютеинизирующего гормона также имела тенденцию к сни-жению(0,28±0,07 нг/мл против 0,30±0,03 нг/мл в контрольной группе, р>0,05). Агонисты PPARg в ткани молочной железы могут тормозить рост клеток, уменьшать секрецию эстрогенов, вырабатываемых в жировой ткани, тормозить эффекты эстрогенных рецепторов, что может иметь определенную роль в опухолевой регрессии [10, 11]. Полученные данные позволяют предполагать, что снижение уровня эстра-диола, выявленное у особей опытной группы, является одним из основных звеньев сложного механизма антиканцерогенной активности розиглитазона.
Химиопрофилактическое действие розиглитазона [4]связано со снижением продукции ингибитора активатора плазминогена (PAI-1), с регуляцией клеточной пролиферации, дифференцировки, апоптоза.
Выводы. Результаты исследований свидетельствуют о наличии у розиглитазона антиканцерогенной активности в отношении злокачественных новообразований молочной железы, индуцированных МНМ. При этом большое значение в реализации химиопрофилактической активности препарата имеет его способность оказывать благоприятное влияние на липидный и гормональный профиль опытных животных. Это позволяет рекомендовать дальнейшее экспериментальное и клиническое изучение розиглитазона для внедрения его в качестве средства химиопрофилактики злокачественных новообразований.
Литература
1. Берштейн Л. М. // Вопр. онкол.- 2002.- № 4-5.- C. 496.
2. Дильман В.М. Четыре модели медицины.- Л., 1987.
3. Джиоев Ф.К. // Сб. науч. тр. СОГМИ.-. 1989.- С. 112.
3. BersteinLM. Macrosomy, obesity, and cancer.- N.Y,1997.
4. CHEN Wei-chang, LIN Mao-song, BAI Xia // Chinese Medical Journal.- 2005.- Vol. 118, №.17.-Р. 11477-14814.
5. GoodwinPJ. // Amer. Soc. Clin. Oncol. (ASCO) Educational Book, 40th Annual Meeting. New Orleans. 2004.- P. 562-566.
6. Knapp P, Jarzabek K, Blachnio A, Zbroch T. // Ginekol Pol.-2006.- Vol. 77 (8).- Р. 643-651.
7. Kliewer S.A., XU H.E., Lambert M.H. & Willson TM. // Recent Progr. Hormone Res.- 2001.- Vol. 56.- Р. 239-263.
8. Nunez M, Martin G, Cocca C. // Anticancer Res.- 2006.-Vol. 26 (3A). Р.2113-2122.
9. Roberts-Thomson SJ.//Immunol.Cell Biol.-2000.- Vol. 78.-Р. 436-441.
10. Rubin G.L., Zhao Y., Kalus AM. & Simpson E.R. // Cancer Res.- 2000.- Vol. 60.- Р. 1604-1608.
11. Wang X. & Kilgore M.W. // Mol. Cell.Endocrinol.- 2002.-Vol. 194.- Р. 123-133.
УДК 616.314-071:251.46
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДЕРМАТОЗАМИ
С.Н. ГОНТАРЕВ, С.В. КРЮКОВА, Е.Б. НОВИКОВА*
Геоинформационный анализ (ГИА) является новым подходом в обработке медико-статистической информации [1]. ГИА обеспечивает интеграцию статистического анализа и математического моделирования со средствами управления базами данных для исследования пространственно организованных явлений и процессов. Интеграция данных предусматривает применение методов системного анализа для построения соответствующих моделей и алгоритмов, протоколов обмена сведениями [2]. Несмотря на очевидную перспективность и преимущества геоин-формационного анализа перед традиционными методами, он не использовался для изучения заболеваемости детей дерматозами.
КурскГТУ, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94
Таблица
Влияние розиглитазона на частоту возникновения новообразований молочной железы
Группа воздействие Эффек тивное число крыс Число животных с опухолями молочной железы на день эксиеримента, абс./ %
105 119 133 147 161 175 189 203 217 231 245 252
MHM (кон- 22 4/ 6/ 8/ 9/ 13/ 16/ 18/ 18/ 19/ 19/ 20/ 20/
троль) 18 27 36 40 59 72 81 81 86 86 90,9 90,9
MHM + 24 1/ 1/ 2/ 2/ 3/ 4/ 5/ 6/ 9/ 10/ 12/ 13/
розиглитазон 4,2^ 4,2» 8,3” 8,3^ 12,5# 16,7# 20,8^ 25^ 37,5^ 41,7# 50^ 54,2^
Различия с контрольной группой статистически достоверны: ♦ - р< 0,05.