Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-биатлонистов при проведении альфа-тренинга'

Экспериментальное исследование функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-биатлонистов при проведении альфа-тренинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
542
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬФА-ТРЕНИНГ / БИАТЛОН / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / РЕЛАКСАЦИЯ / МОЩНОСТЬ РИТМА / ЭЭГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киселёв Артем Дмитриевич, Сивкова Юлия Николаевна, Новосельский Дмитрий Валерьевич, Сергеев Геннадий Александрович, Криницын Николай Владимирович

Анализ состояния и перспективы развития мирового биатлона свидетельствует о том, что достижение побед в этом виде спорта главным образом будет зависеть от качества методики и особенно организации подготовки. Рост спортивных результатов в биатлоне, как и в любом другом виде спорта, зависит от эффективной системы построения тренировочного процесса, основанной на современных достижениях науки и практики. Первостепенной важностью становится учет индивидуальных особенностей спортсмена, скорость восстановления его организма после напряженной работы, контроль уровня его физиологического и психологического состояния на различных этапах тренировочного процесса. Представленные в статье материалы по оценке центрального звена регуляции функционального состояния ЦНС в результате проведения диагностики здоровья спортсменов-биатлонистов с применением метода альфа-тренинга с ауди-визуальной стимуляцией по биообратной связи, могут быть использованы при планировании, организации и контроле тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных биатлонистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киселёв Артем Дмитриевич, Сивкова Юлия Николаевна, Новосельский Дмитрий Валерьевич, Сергеев Геннадий Александрович, Криницын Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental studying of functional state of biathlon athletes'' central nervous system during alpha training

Analysis of the current state and future trends of world’s biathlon testifies that winning in this sport depends mainly on the quality of training methodology and especially the organization of preparation. Increasing of the sports results in biathlon, as well as in any other sport, depends on the effective system of the training process based on the modern achievements of the science and practice. Taking into account of the athlete’s specific features, recovery rate of the organism after hard work, controlling the level of his physiological and psychological state at various stages of training process becomes of primary importance. The materials of assessing the central link of the regulation of CNS functional condition which are presented in the article as a result of carrying out the diagnostics of biathlon athletes’ health with application of alpha training method, by using audio-visual stimulation on biofeedback, can be used during the planning, organizing and controlling the qualified biathlon athletes’ training and competitive activity.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-биатлонистов при проведении альфа-тренинга»

различного контингента девочек / Н.В. Марьина, В.Ю. Карпов // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2012. - № 3 (21). - С. 147-150.

8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 387 с.

9. Снеперов, В.В. Физиологическая оценка нагрузки школьников / В.В. Снеперов // Физическая культура в школе. - 2009. - № 2. - С. 40.

10. Тер-Ованесян, А.А. Обучение в спорте / А.А. Тер-Ованесян, И.А. Тер-Ованесян. - М. : Советский спорт, 1992. - 192 с.

REFERENCES

1. Abramishvili, G.A. and Karpov, V.Yu. (2014), "Modern view on problems of physical training of pupils of younger school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 7-12.

2. Batyr, I.N. (2010), Method of training of young athletes in sprint: manual, publishing house "VGAFK", Volgograd.

3. Germanov, G.N. (2011), Methodology of designing of motive tasks in sports and pedagogical process, dissertation, Voronezh.

4. Karpov, V.Yu. and Maryina, N.V. (2012), "Increase of speed opportunities at school students on the basis of formation of movement skills of run", Bulletin of Sochi State University of tourism and resort business, No. 2 (20), pp. 135-141.

5. Korenberg, V.B. (1996), "The problem of physical and motive qualities", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 2-5.

6. Kudinov, A.A. (2007), Sistema of training of school students in different types of track and field athletics: educational and methodical grant, publishing house "VGAFK", Volgograd.

7. Maryina, N.V. and Karpov, V.Yu. (2012), "Age dynamics of indicators of speed abilities at various contingent of girls", the Bulletin of Sochi State University of tourism and resort business, No. 3 (21), pp. 147-150.

8. Matveev, L.P. (1991), Theory and technique of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

9. Sneperov, V.V. (2009), "Physiological assessment of load of school students", Physical culture at school, No. 2, pp. 40.

10. Ter-Ovanesyan, A.A. (1992), Training in sport, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2015.

УДК 796.922.093.642

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ-БИАТЛОНИСТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АЛЬФА-ТРЕНИНГА

Артем Дмитриевич Киселёв, научный сотрудник, НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека, г. п. Кузьмоловский; Юлия Николаевна Сивкова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Дмитрий Валерьевич Новосельский, младший научный сотрудник, НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека, г.п. Кузьмоловский; Геннадий Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Николай Владимирович Криницын, заведующий лабораторией, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека, г. п. Кузьмоловский

Аннотация

Анализ состояния и перспективы развития мирового биатлона свидетельствует о том, что достижение побед в этом виде спорта главным образом будет зависеть от качества методики и осо-

бенно организации подготовки. Рост спортивных результатов в биатлоне, как и в любом другом виде спорта, зависит от эффективной системы построения тренировочного процесса, основанной на современных достижениях науки и практики. Первостепенной важностью становится учет индивидуальных особенностей спортсмена, скорость восстановления его организма после напряженной работы, контроль уровня его физиологического и психологического состояния на различных этапах тренировочного процесса. Представленные в статье материалы по оценке центрального звена регуляции функционального состояния ЦНС в результате проведения диагностики здоровья спортсменов-биатлонистов с применением метода альфа-тренинга с ауди-визуальной стимуляцией по биообратной связи, могут быть использованы при планировании, организации и контроле тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных биатлонистов.

Ключевые слова: альфа-тренинг, биатлон, работоспособность, релаксация, мощность ритма, ЭЭГ.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p96-103

EXPERIMENTAL STUDYING OF FUNCTIONAL STATE OF BIATHLON ATHLETES' CENTRAL NERVOUS SYSTEM DURING ALPHA TRAINING

Artem Dmitriyevich Kiselev, the researcher, Scientific-Research Institute of Hygiene, Occupational Pathology and Human Ecology, Kuzmolovsky; Yulia Nikolaevna Sivkova, the postgraduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Dmitry Valeryevich Novoselsky, the junior researcher, Scientific-Research Institute of Hygiene, Occupational Pathology and Human Ecology, Kuzmolovsky, Gennadi Aleksandrovich Sergeev, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Ni-kolay Vladimirovich Krinitsyn, Head of the Laboratory, doctor of medical sciences, honored doctor of the Russian Federation, Scientific-Research Institute of Hygiene, Occupational Pathology and Human Ecology, Kuzmolovsky

Annotation

Analysis of the current state and future trends of world's biathlon testifies that winning in this sport depends mainly on the quality of training methodology and especially the organization of preparation. Increasing of the sports results in biathlon, as well as in any other sport, depends on the effective system of the training process based on the modern achievements of the science and practice. Taking into account of the athlete's specific features, recovery rate of the organism after hard work, controlling the level of his physiological and psychological state at various stages of training process becomes of primary importance. The materials of assessing the central link of the regulation of CNS functional condition which are presented in the article as a result of carrying out the diagnostics of biathlon athletes' health with application of alpha training method, by using audio-visual stimulation on biofeedback, can be used during the planning, organizing and controlling the qualified biathlon athletes' training and competitive activity.

Keywords: alpha training, biathlon, working capacity, relaxation, power of a rhythm, EEG.

ВВЕДЕНИЕ

У здорового спортсмена в состоянии покоя и при отсутствии внешних раздражителей на ЭЭГ наблюдаются регулярные волны, идущие с частотой 8-13 Гц и имеющие амплитуду около 50 мкВ. Эти волны обозначаются как альфа-ритм, наиболее выражены в затылочных долях коры. Альфа волны проявляются в период сенсорного покоя, умственной релаксации, глубокой релаксации, медитации или умиротворенного сознания (диссоциации). Переход человека от состояния покоя к деятельности (умственная работа, восприятие света и др.) сопровождается исчезновением альфа-ритма и появлением частых (14-30 Гц) низкоамплитудных (25 мкВ) колебаний бета-ритма. Выраженность бета-ритма увеличивается при физической и умственной работе и эмоциональном напряжении. [1]. Повышенная бета-активность наблюдается при повышенной эмоциональной возбудимости. Если спортсмен от состоянии покоя переходит не к активной деятельно-

сти, а ко сну, то в его ЭЭГ появляются более медленные и высокоамплитудные по сравнению с альфа-ритмом волны, в частности тета-ритм (4-7 Гц) - 100-150 мкВ. [2]. ЭЭГ и анализ мощности ритмов позволяют судить о функциональном состоянии коры головного мозга и во многом зависят, от функционального и психофизиологического состояния спортсмена.

Основанием для выполнения настоящей работы явился Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ № 487 от 24.12.2012 которым утверждена тема НИР «Разработка технических средств и технологий тренировочного процесса, комплексного контроля состояния спортсменов высокого класса для подготовки к выступлениям на ответственных соревнованиях».

Цель работы. Оценить функциональное состояние центральной нервной системы спортсменов-биатлонистов при проведении альфа-тренинга.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оценка функциональных показателей ЦНС проводилась на аппаратно-приборном комплексе психофизиологической оценки и коррекции состояния спортсмена (АПК ПОКСС) с использованием анализатор-монитора биопотенциалов головного мозга «Ней-ровизор - БММ». Специальные программные средства коррекции и саморегуляции представляют собой набор специализированных компьютеризованных методов, интегрированных в рамках единой программной оболочки с развитым интерфейсом регистрации и управления учетными данными пользователей, регистрации физиологических показателей и задания параметров проведения процедур саморегуляции с использованием биологической обратной связи. Энцефалограмма регистрировалась монополярно в двух отведениях Р3, Р4 по международной системе 10-20, индифферентные электроды располагались на мочках ушей, земляной на вертексе. Уроки альфа-тренинга проводились в период тренировочной деятельности у 20 мужчин биатлонистов сборной команды СПб и НГУ им. П.Ф. Лесгафта в виде 15 сеансов БОС с ауди-визуальным стимулированием.

Проведена диагностика функционального состояния ЦНС у спортсменов- биатлонистов опытной (высокая эффективность сеансов альфа-тренинга - 1 группа)) и плацебо (низкая эффективность сеансов альфа-тренинга - 2 группа).

В результате проведенного исследования были выявлены следующие статистически значимые различия показателей мощности ритмов головного мозга. По средним величинам в 1 группе по сравнению с группой 2 при анализе установлено: статистически значимое снижение мощности тета-ритма левого полушария головного мозга в первую минуту измерения на 4 уроке альфа-тренинга ( критерий Манн-Уитни, Р=0,0496); статистически значимое снижение мощности тета-ритма левого полушария головного мозга в первую минуту измерения на 13 уроке альфа-тренинга (Р=0,0243); статистически значимое снижение мощности тета-ритма левого полушария головного мозга в первую минуту измерения на 14 уроке альфа-тренинга (Р=0,0074).

При рассмотрении результатов мощности тета - ритма правого полушария головного мозга на первой минуте измерения выявлены аналогичные тенденции. По средним величинам в 1 группе по сравнению со 2 группой при анализе установлено: статистически значимое снижение мощности тета-ритма правого полушария головного мозга в первую минуту измерения на 13 уроке альфа - тренинга (Р=0,0401); статистически значимое снижение мощности тета-ритма правого полушария головного мозга в первую минуту измерения на 14 уроке альфа-тренинга (Р=0,0069).

При рассмотрении результатов мощности альфа-ритма обоих полушарий головного мозга на первой минуте измерения выявлены следующие тенденции. По средним величинам в 1 группе по сравнению со 2 группой при анализе установлено: статистически значимое увеличение мощности альфа-ритма левого полушария головного мозга в первую минуту измерения на 13 уроке альфа-тренинга (Р=0,0238); статистически значи-

мое увеличение мощности альфа-ритма левого полушария головного мозга в первую минуту измерения на 14 уроке альфа- тренинга (Р=0,0315). Результаты исследований представлены на рисунке 1.

Мощность альфа-ритма, левое полушарие, первая минута измерения. Хер.

0.3 0,25 0.2

0.24 0.2424

0,26

0Д1

0,25

0,20.21

7П:

0,22 0,2?-3

0,25

' -Ш

Ш

0.24

0,261"

0,21.

0,25

0,15 0,1

0,05 4 0 -

Фон 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок 8 урок 9 урок 10 11 12 13 14 15

урок урок урок урок урок урок

| □ Высокая эффективность сеаносов альфа-тренинга и Низкая эффективность сеансов альфа-тренинга

Рис. 1. Динамика мощности альфа-ритма левого полушария головного мозга у спортсменов 1 и 2 групп, Хср±тх

Статистически значимое увеличение мощности альфа-ритма правого полушария головного мозга в первую минуту измерения наблюдалось на 13 уроке альфа-тренинга (Р=0,0244); статистически значимое увеличение мощности альфа-ритма правого полушария головного мозга в первую минуту измерения - на 14 уроке альфа-тренинга

(Р=0,0102). Результаты исследований представлены на рисунке 2.

Мощность альфа-ритма, правое полушарие, первая минута измерения, Хер.

0.3 0,25 0,2 0,15 0,1

Щ6 п 0,26

0,24—,

С,2

0,22

0,4 адРДбц^Дб

0,2^ ~ 0.2^—1 ~ 0,2?-3

0,27 т

.17

0.26 |

'.17

0.22 ■-,0,2

Фон 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок 8 урок 9 урок 10 11 12 13 14 15

урок урок урок урок урок урок

| ^Высокая эффективность сеаносов альфа-тренинга Р Низкая эффективное^ сеансов альфа-1тренинг а

Рис. 2. Динамика мощности альфа-ритма правого полушария головного мозга у спортсменов 1 и 2 групп, Хср±тх

Мощность тета-ритма левого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма фонового дня к 15 уроку альфа-тренинга в 1 группе снижается в 1,4; мощность альфа-ритма левого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма фонового дня к 15 уроку в 1 группе увеличивается в 0,76; мощность тета-ритма правого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма фонового дня к 15 уроку альфа-тренинга в 1 группе снижается в 1,25; мощность альфа-ритма правого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма фонового дня к 15 уроку в 1 группе увеличивается в 0,79. Мощность тета-ритма левого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма фонового дня к 15 уроку альфа-тренинга во 2 группе увеличивается в 0,81; мощность альфа-ритма левого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма фонового дня к 15 уроку 2 группы снижается в 1,2; мощность тета-ритма правого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма фонового дня к 15 уроку альфа - тренинга во 2 группе увеличивается в 0,74; мощность альфа-ритма левого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма фонового дня к 15 уроку во 2 группе уменьшается в 1,35.

Наблюдаемое изменение показателей тета-ритма (статистически значимое увеличение мощности тета-ритма во 2 группе по сравнению с 1 группой может быть обусловлено медленным восстановлением организма после тяжелых нагрузок, появлением ощущения тревоги. [2].

В 1 группе регистрируется рост мощности альфа-ритма и снижение мощности те-та-ритма в теменной области правого и левого полушария головного мозга. Выраженные психологические эффекты - мощность альфа-ритма свидетельствует о повышении успешности спортивной деятельности [4].

Мощность бета-ритма левого полушария головного мозга в первую минуту измерения 1 группы статистически значимо увеличилась на 14 уроке альфа-тренинга по сравнению со 2 группой (критерий Манн-Уитни, Р=0,0243).

Мощность бета-ритма правого полушария головного мозга в первую минуту измерения спортсменов 1 группы статистически значимо увеличилась на 8 и 14 уроках альфа-тренинга по сравнению со 2 группой (Р=0,0313, Р=0,0304) соответственно.

Снижение мощности бета-ритма свидетельствует о снижении мышечного напряжения, снижении возбуждения вегетативной нервной системы спортсменов 2 группы по сравнению с 1 группой [3]. Средняя частота ЭЭГ левого полушария головного мозга на первой минуте измерения 1 группы на 4, 14 уроках альфа-тренинга статистически значимо увеличилась по сравнению со 2 группой (Р=0,0402, Р=0,0244) соответственно; средняя частота ЭЭГ правого полушария головного мозга на первой минуте измерения 1 группы на 13, 14 уроках статистически значимо увеличилась по сравнению со 2 группой (Р=0,0251, Р=0,0052) соответственно.

Для устранения влияния на результат индивидуальных различий фоновых показателей проведен анализ первичных показателей каждого спортсмена по реакции ответа открытого исследования метода альфа-тренинга на аппаратно-программном комплексе «АПК ПОКСС» опытной и плацебо групп.

По реакции ответа в 1 группе по сравнению со 2 группой при анализе установлено: статистически значимое снижение мощности тета-ритма левого полушария головного мозга на первой минуте измерения на 14 уроке альфа-тренинга, критерий Манн-Уитни (Р=0,0402), критерий Стьюдента (Р=0,0345); статистически значимое снижение мощности тета-ритма левого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма было зафиксировано на 2, 4, 7, 11, 12, 13, 14, 15 со статистической достоверностью (Р<0,05).

Мощность тета-ритма правого полушария головного мозга в первую минуту измерения по реакции ответа 1 группы по сравнению со 2 группой статистически значимо снизилась со статистической достоверностью (Р<0,05).

Мощность тета-ритма правого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма по реакции ответа 1 группы по сравнению со 2 группой статистически значимо снизилась на 2, 4, 7, 11, 12, 13, 14, 15 уроках альфа тренинга со статистической достоверностью (Р<0,05). По реакции ответа в 1 группе по сравнению со 2 группой при анализе установлено: статистически значимое увеличение мощности альфа-ритма левого полушария головного мозга на первой минуте измерения на 4 уроке, критерий Манн-Уитни (Р=0,0401); статистически значимое увеличение мощности альфа-ритма левого полушария головного мозга на максимуме альфа-ритма на 2, 4, 5, 6, 7, 13, 14, 15 уроках альфа-тренинга со статистической достоверностью (Р<0,05). Аналогичное увеличение мощности по реакции ответа наблюдается и в правом полушарии головного мозга на максимуме альфа-ритма.

Метод альфа-тренинга оказал благоприятное воздействие на физическую работоспособность спортсменов-биатлонистов: увеличил время выполнения нагрузки (1) в течение теста бег на тредбане до отказа; повысил потребление кислорода (У02) и объём вентиляции лёгких (УБ) при ПАНО.

По результатам теста оценки переносимости нагрузки аэробной мощности (бег на тредбане до отказа) установлено статистически значимое увеличение времени выполнения нагрузки в течение теста в 1 группе по сравнению со 2 группой на 15 сутки проведения альфа-тренинга, критерий Стьюдента (Р=0,0218), критерий Вилкоксона (Р=0,0084), что свидетельствует об увеличении целевого показателя физической работоспособности к окончанию курса альфа-тренинга. Результаты представлены на рисунке 3.

Бег па тредбане до отказа. Время выволвеввя нагрузив в течевве теста, средвее

25 20 15 10 5

1ДЗ

19.8

20.7*20.3 20.6

№4-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щ-

16.5

1 Высокая эффективность сеансов альфа-тренинга □ Низкая эффективность _ сеансов альфа-тренинга

Фон 1 сутки 8 сутки 15 сутки

Рис. 3. Динамика изменения времени выполнения нагрузки в течение теста у спортсменов 1 и 2 групп, Хср±тх

Статистически значимое увеличение потребления кислорода при ПАНО (УО2(ПАНО)), мл/(кг*мин) в 1 группе по сравнению со 2 группой на 8 и 15 сутки альфа-тренинга, критерий Манн-Уитни (Р=0,0499) (8 сутки), критерий Стьюдента (Р=0,0154), критерий Манн-Уитни (Р=0,499) (15 сутки). Результаты представлены на рисунке 4.

Бег ва тредбаве до отказа. Потребление кислорода при ПАНО, средвее

27.1 26.5

30 25 20 15 10 5 О

2524,4

25.7 |

24.6 |

20

19.8

□ Высокая эффективность сеансов альфа-тренинга

□ Низкая эффективность сеансов альфа-тренинга

Фон

1 сутки

15 сутки

Рис. 4. Динамика изменения потребления кислорода при ПАНО у спортсменов 1 и 2

групп, Хср±тх

Порог анаэробного обмена (ПАНО) характеризует квазиустойчивое состояние между продукцией метаболитов анаэробного гликолиза (лактат, Н+) и их утилизацией работающими органами. По мере повышения аэробной подготовленности (выносливости), отмечается рост относительной величины ПАНО (в % от максимального потребления кислорода). У хорошо подготовленных спортсменов, тренирующих скоростно-силовые качества, на пике спортивной формы ПАНО достигает 80% от максимального потребления кислорода. Важной характеристикой для построения тренировочного процесса является мощность на ПАНО. Например, для успешного выступления на международных соревнованиях конькобежцу-спринтеру необходимо иметь мощность на уровне ПАНО свыше 5-5,5 Вт/кг.[5, 6]. Статистически значимое увеличение объёма вентиляции легких при ПАНО (УБ(ПАНО)) анаэробного режима (л/мин) в 1 группе по сравнению со 2 группой на 15 сутки проведения уроков альфа-тренинга, критерий Манн-Уитни (Р=0,0385). Результаты представлены на рисунке 5. Минутный объем вентиляции (Уе) и его отношение к УС02 и потреблению кислорода являются полезными показателями для

оценки сердечной и легочной функции. Индуцируемые физической нагрузкой изменения Уе при дыхании и другие показатели дыхательной функции измеряют одновременно с оценкой резерва вентиляции.

Бег на тредбане до отката. Объём вентиляции при ПАНО, анаэробного режима ■ среднее

55 56

60 50 40 30 20 10 о

-53т®-

54.1

45.2

41.6

50. 7 |

39

□ Высокая эффективность сеансов альфа-тренинга

□ Низкая эффективность сеансов альфа-тренинга

Фон 1 сутки 8 сутки 15 сутки

Рис. 5 . Динамика изменения объёма вентиляции лёгких при ПАНО аэробного режима у

спортсменов 1 и 2 групп, Хср±тх

Этот резерв показывает, насколько пиковая вентиляционная потребность во время физической нагрузки (Уетах) близка к достижению максимальной вентиляционной емкости. Отношение дыхательного обмена — это количество образованного углекислого газа, к количеству потребленного кислорода. Величина отношения дыхательного обмена в покое варьирует от 0,7 до 0,85 и частично зависит от энергетического субстрата, используемого при клеточном метаболизме (например, отношение дыхательного обмена в основном для углеводного обмена составляет 1,0, в то время как при использовании преимущественно жирных кислот — 0,7). На высоких ступенях физической нагрузки продукция углекислого газа превышает У02, и значение отношения дыхательного обмена > 1,1 часто указывает на то, что пациент делает максимальное усилие [7].

В 1 группе по сравнению со 2 группой при анализе результатов установлено: статистически значимое увеличение максимальной мощности (Штах) за время теста (Вт/кг) на 15 сутки проведения уроков альфа тренинга, критерий Стьюдента (Р=0,0017), критерий Манн-Уитни (Р=0,0357); статистически значимое увеличение показателя «выполненная работа» (ШЮ) за время теста (Вт х мин) на 15 сутки проведения альфа-тренинга, критерий Стьюдента (Р=0,0017).

Результаты теста по реакции ответа оценки переносимости нагрузки аэробной мощности (бег на тредбане до отказа) у добровольцев 1 и 2 (низкая групп установил: статистически значимое увеличение времени выполнения нагрузки (!) в течение теста в 1 группе по сравнению со 2 группой за весь период наблюдений, критерий Кси-квадрат (Р=0,0431).

Статистически значимое увеличение выполненной работы (ШЮ) за время теста (Втх мин) теста в 1 группе по сравнению со 2 группой за весь период наблюдений, критерий Манн-Уитни (Р=0,0485).

Статистически значимое снижение частоты сердечных сокращений через 3 мин после нагрузки в 1 группе по сравнению со 2 группой на 15 сутки проведения уроков альфа-тренинга, критерий Манн-Уитни (Р=0,0397).

ВЫВОДЫ

Таким образом, наши исследования подтвердили, что метод альфа-тренинга является эффективным средством аутогенной тренировки, направленным на управление психоэмоциональным состоянием спортсмена. Особая ценность метода заключается в возможности визуализировать ход процессов, происходящих в ЦНС спортсмена непосредственно в ходе выполнения упражнения, проследить динамику показателей и точно оценить эффективность спортивной подготовки. Альфа-тренинг, состоящий из курса 15 уро-

ков БОС, повышает мощность альфа-ритма и снижает мощность тета-ритма, позволяя спортсмену перейти в состояние умственной, глубокой релаксации, медитации или умиротворенного сознания, что помогает ему выдерживать высокие психологические нагрузки в ходе тренировочного процесса и соревнований, а также способствует формированию его умения привести себя к моменту старта в оптимальное «боевое» состояние. Метод альфа-тренинга оказал благоприятное воздействие на физическую работоспособность спортсменов - биатлонистов: увеличил время выполнения нагрузки (t) в течение теста бег на тредбане до отказа; повысил потребление кислорода (VO2) и объём вентиляции лёгких (VE) при ПАНО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков Э.Н. Несен, А.А. Осипенко, С.Н. Корсун. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 503 с.

2. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - Москва : ВЛАДОС, 2000. -144 с.

3. Душков, Б.А. Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - Москва : Академический проект : Деловая книга, 2005. - 848 с.

4. Еремеев, С.И. Динамика активности модуляторов ритма мозга у спортсменов в соревновательном периоде макроцикла по данным спектрального анализа количественных электроэнцефалограмм и ее регуляция средством нейробиоуправления / С.И. Еремеев, О.В. Еремеева, В.С. Кормилец // Вестник Югорского ун-та. - 2008. - Т. 11. - № 4. - С. 35-43.

5. Илюхин, А.А. Функциональное состояние спортсменов профессионально занимающихся автомобильным и мотоциклетным спортом / А.А. Ильюхин ; Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), Россия. -Москва : [б. и.], 2009. - 200 с.

6. Таймазов, В.А. Биоэнергетика спорта / В.А. Таймазов, А.Т. Марьянович. - Санкт-Петербург : Шатон, 2002. - 122 с.

7. Тристан, В.Г. Влияние биоуправления на психофизиологические показатели спортсменов с разными показателями ЭЭГ / В.Г. Тристан. О.В. Погадаева, В.В. Тристан // Бюллетень СО РАМН. - 2004. - № 1 (111). - С. 120-125.

REFERENCES

1. Volkov, N.I., Nesen, EN., Osipenko, A.A. and Korsun S.N. (2000), Biochemistry of muscle activity, Olympic Literature, Kiev.

2. Dubrovinskaya, N.V., Farber, D.A. and Bezrukikh, M.M. (2000), Psychophysiology child: psychophysiological foundations of children's valeology, Humanitarian Center VLADOS, Moscow.

3. Dushkov, B.A., Korolev, A.V. and Smirnov, B.A. (2005), Work Psychology, Management, Engineering Psychology and Ergonomics, Academic Project, Moscow

4. Eremeyev S.I. and Eremeeva O.V. (2008), "The dynamics of brain activity modulators rhythm athletes in the competitive period of the macrocycle according to spectral analysis of quantitative electroencephalograms and its regulation means neuro-bio-control", Messenger Ugra University, Vol. 11, No. 4, pp. 35-43.

5. Ilyukhin A.A. (2009) ,The functional state of athletes professionally engaged in automobile and motorcycle sports, publishing house "RGUFKSiT", Moscow.

6. Tajmazov, V.A. and Marjanovic, A.T. (2002), Bioenergy Sports, Shaton, St. Petersburg.

7. Tristan, V.G., Pogadaevo O.V. and Tristan, V.V. (2004), "Effect of biofeedback on the physiological parameters of athletes with different EEG", Bulletin SB RAMS, No. 1 (111), pp. 120-125.

Контактная информация: sga181054@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.