Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕФЛЕКСИИ И САМОПОНИМАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СЕРВИС» ПРОФИЛЯ 43.03.01 ИМИДЖМЕЙКЕРСКИЕ УСЛУГИ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕФЛЕКСИИ И САМОПОНИМАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СЕРВИС» ПРОФИЛЯ 43.03.01 ИМИДЖМЕЙКЕРСКИЕ УСЛУГИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / САМОПОНИМАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна, Серова Евгения Павловна

Представлены результаты педагогического эксперимента по реализации программы дисциплины «Психологический практикум» для студентов направления «Сервис» профиля «Имиджмейкерские услуги». Приводятся данные об актуальности указанного направления подготовки и неопределенности педагогических путей реализации профессиональной подготовки имиджмейкеров. Раскрыты педагогические цели и принципы реализации образовательной программы и дисциплины «Психологический практикум» для студентов второго курса - будущих имиджмейкеров. Обосновываются целевые ориентиры экспериментальной программы, состоящие в организации среды для самопознания, на что указывают исследователи - основатели практики и теории имиджелогического направления. В итоге исследования выявлена результативность образования будущих имиджмейкеров: возросла способность выделять и учитывать основные психические особенности потребителя, в качестве сущностной основы этой компетенции выступили рефлексия и самопонимание. Выделены условия и принципы развития самопонимания, рефлексии: принципы диалогичности, договора и апелляции к рефлексивным ресурсам личности студента на всех этапах (модулях) обучения. Описаны четыре модуля программы: самопознание, уверенность в себе, основы карьеры и успеха, общение с другим, работа в конфликтных ситуациях. Практика программы включала самодиагностику, упражнения на отработку навыков самоанализа, психотехнические игры на рефлексирование и активизацию, обсуждение, элементы проектирования и прогнозирования жизненного пути, активные методы взаимодействия, психотехники, способствующие актуализации потребностей и возможностей участников. Результативность экспериментальной программы была определена с помощью методик диагностики рефлексивности и самопонимания - самораскрытия способностей. Статистические расчеты с использованием критериев Манна-Уитни и Фишера показали достоверность различий исследуемых параметров в экспериментальной и контрольной группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна, Серова Евгения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EXPERIMENTAL PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF REFLECTION AND SELF-UNDERSTANDING IN THE PREPARATION OF FUTURE BACHELORS OF THE SERVICE TRAINING DIRECTION 43.03.01 IMAGEMAKING SERVICES

The results of a pedagogical experiment on the implementation of the program of the discipline "Psychological workshop" for students of the direction "Service" profile "Imagemaking services" are presented. The article presents data on the relevance of this area of training and the uncertainty of pedagogical ways of implementing professional training of image makers. The problem is formulated - what are the pedagogical goals and principles of the implementation of the educational program and the discipline "Psychological Workshop" for second - year students-future image makers. The author substantiates the objectives of the experimental program, which consist in the organization of an environment for selfknowledge, as indicated by the researchers-founders of the practice and theory of the imageological direction. It is shown that the results of the study show the effectiveness of the education of students-future image makers-increased the ability to identify and take into account the main mental characteristics of the consumer, as the essential basis of this competence was reflection and self-understanding. The conditions and principles of the development of self-understanding, reflection are highlighted: the principles of dialogicality, contract and appeal to the reflexive resources of the student's personality at all stages (modules) of training. Four modules of the program are described, the essence of which is reduced to: self-knowledge, self-confidence, the basics of career and success, communication with others, work in conflict situations. The practice of the program included self-diagnosis, exercises for developing self-analysis skills, psychotechnical games for reflection and activation, discussions, elements of designing and predicting the life path, active methods of interaction, psychotechnics that contribute to the actualization of the needs and capabilities of participants, reflexive workshops. The effectiveness of the experimental program was determined using methods for diagnosing reflexivity and self-understanding (self-disclosure of abilities). Statistical calculations using the Mann-Whitney and Fisher criteria showed the reliability of differences in the studied parameters in the experimental and control groups

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕФЛЕКСИИ И САМОПОНИМАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СЕРВИС» ПРОФИЛЯ 43.03.01 ИМИДЖМЕЙКЕРСКИЕ УСЛУГИ»

DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-2/147-156

УДК 37.013.75

В. С. Чернявская Е. П. Серова2

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Экспериментальная программа по развитию рефлексии и самопонимания при подготовке будущих бакалавров направления подготовки «Сервис» профиля 43.03.01 Имиджмейкерские услуги

Представлены результаты педагогического эксперимента по реализации программы дисциплины «Психологический практикум» для студентов направления «Сервис» профиля «Имиджмейкерские услуги». Приводятся данные об актуальности указанного направления подготовки и неопределенности педагогических путей реализации профессиональной подготовки имиджмейкеров. Раскрыты педагогические цели и принципы реализации образовательной программы и дисциплины «Психологический практикум» для студентов второго курса - будущих имиджмейкеров. Обосновываются целевые ориентиры экспериментальной программы, состоящие в организации среды для самопознания, на что указывают исследователи - основатели практики и теории имиджелогического направления. В итоге исследования выявлена результативность образования будущих имиджмейкеров: возросла способность выделять и учитывать основные психические особенности потребителя, в качестве сущностной основы этой компетенции выступили рефлексия и самопонимание. Выделены условия и принципы развития самопонимания, рефлексии: принципы диалогичности, договора и апелляции к рефлексивным ресурсам личности студента на всех этапах (модулях) обучения. Описаны четыре модуля программы: самопознание, уверенность в себе, основы карьеры и успеха, общение с другим, работа в конфликтных ситуациях. Практика программы включала самодиагностику, упражнения на отработку навыков самоанализа, психотехнические игры на рефлексирование и активизацию, обсуждение, элементы проектирования и прогнозирования жизненного пути, активные методы взаимодействия, психотехники, способствующие

1 Чернявская Валентина Станиславовна - д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры философии и юридической психологии; e-mail: valstan13@mail.ru

2 Серова Евгения Павловна - канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры философии и юридической психологии; e-mail: bashaewwa@gmail.com

147

актуализации потребностей и возможностей участников. Результативность экспериментальной программы была определена с помощью методик диагностики рефлексивности и самопонимания - самораскрытия способностей. Статистические расчеты с использованием критериев Манна-Уитни и Фишера показали достоверность различий исследуемых параметров в экспериментальной и контрольной группах.

Ключевые слова и словосочетания: имидж, студенты, образование, экспериментальная программа, самопонимание, рефлексия, самораскрытие способностей.

V. S. Chernyavskaya E. P. Serova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

An experimental program for the development of reflection and self-understanding in the preparation of future bachelors of the Service training direction 43.03.01 Image-making services

The results of a pedagogical experiment on the implementation of the program of the discipline "Psychological workshop" for students of the direction "Service" profile "Image-making services" are presented. The article presents data on the relevance of this area of training and the uncertainty of pedagogical ways of implementing professional training of image makers. The problem is formulated - what are the pedagogical goals and principles of the implementation of the educational program and the discipline "Psychological Workshop" for second - year students-future image makers. The author substantiates the objectives of the experimental program, which consist in the organization of an environment for self-knowledge, as indicated by the researchers-founders of the practice and theory of the imageological direction. It is shown that the results of the study show the effectiveness of the education of students-future image makers-increased the ability to identify and take into account the main mental characteristics of the consumer, as the essential basis of this competence was reflection and self-understanding. The conditions and principles of the development of self-understanding, reflection are highlighted: the principles of dialogicality, contract and appeal to the reflexive resources of the student's personality at all stages (modules) of training. Four modules of the program are described, the essence of which is reduced to: self-knowledge, self-confidence, the basics of career and success, communication with others, work in conflict situations. The practice of the program included self-diagnosis, exercises for developing self-analysis skills, psychotechnical games for reflection and activation, discussions, elements of designing and predicting the life path, active methods of interaction, psychotechnics that contribute to the actualization of the needs and capabilities of participants, reflexive workshops. The effectiveness of the experimental program was determined using methods for diagnosing reflexivity and self-understanding (self-disclosure of abilities). Statistical calculations using the Mann-Whitney and Fisher

148

criteria showed the reliability of differences in the studied parameters in the experimental and control groups.

Keywords: constructive-technological and compositional analysis, analog models, clothing

configuration, consumer demand.

Введение

Актуальность исследования связана с тем, что на современном этапе развития цивилизации имиджелогия прочно заняла свое место, подготовка бакалавров этой сферы может рассматриваться как научная проблема, а не только как учебная дисциплина и сфера практической деятельности.

Приоритетное предназначение имиджелогии как науки о технологии личного обаяния - обеспечить людей различного возраста имидж-знаниями и оказать помощь в овладении и умелом использовании их при выстраивании межличностных и деловых отношений. Имиджелогия - это научно-прикладная дисциплина, возникающая на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костюмологии и ряда других научных и практических направлений, изучающая закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара и услуги. Она раскрывает общее, особенное и единичное в онтологии всех видов имиджей. Таким образом, имиджелогия есть комплекс знаний и учений о создании управляемого образа предмета, человека или организации; наука об эффективном управлении образом объекта [5; 6].

В настоящее время имиджелогия стала исследовательским направлением, вузовской дисциплиной, а также направлением профессиональной подготовки. В нашей стране на протяжении уже 20 лет зарекомендовал себя курс «Технологии личного обаяния» В. М. Шепеля, осуществляется профессиональная подготовка по программе «Имиджелогия», созданы центры имиджелогии в разных городах России, работает Академия имиджелогии. Накоплена определенная теоретико-методологическая база имиджелогии как исследовательского направления, представленная трудами Е. А. Петровой, В. М. Шепеля, Г. Г. Почепцова и других авторов, которые активно осуществляют свою деятельность в этой области [6; 7; 8; 14]. Подготовка специалистов такого рода базируется на разных научно-педагогических основаниях.

Проблема настоящего исследования состоит в неопределенности педагогических путей реализации профессиональной подготовки имиджмейкеров. Каковы педагогические цели и принципы реализации образовательной программы и дисциплины «Психологический практикум» для достижения запланированных результатов?

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (далее - ВГУЭС) - один из самых оснащённых и динамично развивающихся университетов России, который является лидером в многих областях образования на Дальнем Востоке, в том числе и направлении сервиса. С 2017 года во ВГУЭС реализуется программа прикладного бакалавриата этого направления по профилю «Имиджмейкерские услуги» с целью подготовки квалифицированных специалистов, осуществляющих формирование имиджа товаров, предприятия или

149

фирмы, отдельной личности или группы людей, а также любых других объектов. Программа высшего профессионального образования ставит для себя целью обеспечение комплексной и качественной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области организации, управления и проектирования процессов создания имиджа посредством овладения технологической и коммуникативной компетентностью [6; 7].

Первым методологом процесса формирования обобщенного профессионального портрета имиджмейкера явился автор одних из первых работ в России по имид-желогии В. М. Шепель. По его мнению, «имиджмейкер - это философ-антроповед, главной задачей которого является высвечивание в человеке его лучших личностных качеств, раскрытие его духовной красоты» [14]. Для подготовки такого специалиста необходимы следующие компетенции: системные знания о человеке, владение такими профессиональными технологиями, как технология формирования имиджа, педагогическое взаимодействие, стилистика, актерское мастерство, эстетика движения и др. Говоря о личности самого имиджмейкера, В.М. Шепель отмечает, что для эффективной творческой деятельности будущий имиджмейкер должен иметь личностную и профессиональную идентичность [6; 15].

Е. А. Петрова убеждена, что в имиджировании особую роль играет глубина понимания человека человеком в повседневном общении [7]. Следовательно, ведущими педагогическими целями при обучении имиджмейкеров являются самопонимание, развитие рефлексивного ресурса личности. Только при достижении этой цели может состояться бакалавр имиджелогии.

Исследование базировалось на общеметодологическом принципе детерминизма, в рамках которого внешние условия, преломляясь через внутренние, предопределяют результат; принципах гуманистической педагогики и психологии Е. В. Бондаревской, К. Роджерса; рефлексивном подходе И. Н. Семенова, О.С. Ани-симова; с учетом возрастных особенностей юношества - переживания кризиса идентичности (по Э. Эриксону) [1; 3; 9; 10; 15].

Гипотеза

Мы предполагаем, что результативность образования студентов - будущих имиджмейкеров (в рамках дисциплины «Психологический практикум») выражается в их способности обнаружить динамику рефлексии и самопонимания, если образовательный процесс будет основываться на Федеральном государственном стандарте, предусматривающем по итогам обучения овладение способностью выделять и учитывать основные психические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности. При этом приоритетной целью процесса, обеспечивающей развитие указанной компетенции, будет создание условий для развития самопонимания, рефлексии, а обучение будет реализовано на принципах диалогичности, договора и апелляции к рефлексивным ресурсам личности студента на всех этапах (модулях) обучения.

Задачи исследования

Разработать экспериментальную программу реализации дисциплины «Психологический практикум» для студентов-имиджмейкеров второго курса на базе ФГОС для достижения профессиональной компетенции - способность выделять 150

и учитывать основные психические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности (ПК-9), целевой основой которой является развитие рефлексивных ресурсов личности будущего бакалавра.

Обосновать методологию и методы исследования результативности реализации образовательной программы.

Реализовать образовательную программу «Психологический практикум» таким образом, чтобы обеспечить условия для развития самопонимания, рефлексии; программа строится на основе принципов диалогичности, договора и апелляции к рефлексивным ресурсам личности студента на всех этапах (модулях) обучения.

Провести контрольный эксперимент для определения степени результативности программы.

При разработке экспериментальной программы особое внимание уделялось процессам формирования личностной и профессиональной идентичности, самораскрытия способностей. Самораскрытие способностей мы понимаем как результат диалога с собой, который концентрируется в содержании Я-концепции студента при включении в ее состав способностей и осознанных ресурсов. Во время образовательного процесса создавались ситуации, в которых студенты получали обратную связь от педагога и других студентов относительно наличия этих ресурсов, что позволяло обогатить Я-концепцию при условии наличия доверия в группе. Принимались во внимание особенности реализации имиджа личности студента, предусматривающей «самораскрытие себя как личности перед другими людьми или с другими людьми» при подготовке специалистов имиджмейкеров [13].

Методики и инструментарий исследования

В экспериментальную группу вошли 23 студента (учитывались данные двух аналогичных программ в течение двух лет). В контрольную группу - 22 человека специальности «Сервис в авиации». Диагностика проводилась до и после проведения экспериментальной программы в рамках дисциплины «Психологический практикум».

Диагностический комплекс включал два вида диагностических срезов до и после проведения экспериментальной программы: методика Куна-Макпертленда в адаптации Румянцевой с использованием подхода В.С. Чернявской и методика диагностики рефлексивности личности А.В. Карпова:

Этап 1. Диагностика самораскрытия способностей В.С. Чернявской проводилась только после экспериментальной работы. Показатели самораскрытия способностей не были получены до исследования, поскольку исследовательский подход к самораскрытию способностей и его диагностике не достиг методического этапа в 2018 году и не имел оптимального варианта диагностики. Результаты исследования, полученные с помощью этой методики, показали, что самораскрытие способностей человека для себя проявляется в составе его Я-концепции, которая может быть исследована с помощью самоописания. Фиксировалось наличие в составе Я-концепции категории способностей или их отсутствие [13].

Этап 2. Методика диагностики рефлексии А. В. Карпова давала возможность оценить уровень развития рефлексии как психического свойства, связанного со способностью делать себя объектом исследования и понимания [4].

151

Реализация экспериментальной программы. Учебный план программы «Имиджмейкерские услуги» на втором курсе обучения предлагает студентам данного направления дисциплину «Психологический практикум», в результате которой формируется профессиональная компетенция (ПК-9) - способность выделять и учитывать основные психические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности.

Внутренние задачи дисциплины направлены на развитие психологической компетентности (личностной и профессиональной): развитие личностной рефлексии как механизма самосознания, содействующего субъекту в отражении своего внутреннего мира, индивидуальных особенностей и познании себя как исследователя [2]. Важной являлась работа с самооценкой, самоэффективностью, готовностью к саморазвитию; а также развитие коммуникативных качеств и эмоционального интеллекта (поиск мотивов потребителя, понимание интересов, способность выслушивать другого, убеждать, вести переговоры, следить за развитием отношений).

Отметим, что студентами второго курса пройден адаптационный период, им понятны механизм и процесс обучения в университете, социальная среда и предъявляемые к ним требования. У студентов в возрасте 19 лет основные сомнения связаны с идентичностью: «Кто я? Какова ценность того, чему меня учат? Насколько ценен я сам? Дает ли моя профессия возможность быть автономным, независимым?». Важной становится тема экономической самостоятельности, происходит эмоциональное отделение от родительской семьи, так необходимое для достижения автономии, развивается личная Я-концепция, формируется профессиональная Я-концепция.

На протяжении семестра (53 часа) проходила работа со студентами: раз в неделю по три часа. Центральная педагогическая позиция преподавателя заключалась в том, что занятие - это «встреча», «хороший разговор» с посылом и направленностью на взаимодействие с Другим, на прикосновение к внутреннему миру молодых людей.

Обозначим те принципы, которые определяли работу на встречах:

- диалогичности - достигается равенство позиций в диалоге: поиск единого смыслового поля в общении, признание прав студента на собственную точку зрения и ее защиту, умение слушать и слышать, способность к сочувствию и сопереживанию; участники взаимодействия выступают как ценности друг для друга; познание Другого в диалоге через познание себя;

- договора - проявляется в осмысленном взаимодействии и взаимосвязи студентов друг с другом: доверие к чужому слову, принятие, совместные поиски глубинного смысла, согласие, совместное обдумывание целей, «просчитывание» результатов, анализ возможных негативных и позитивных последствий действий, поступков;

- рефлексивности - проявляется в способности студента к самооценке, анализу своих поступков, осмыслению собственного «хочу» и «могу»; проявление позиции в построении собственного будущего.

152

Содержание программы «Психологического практикума»:

Модуль 1. Самопознание. Мой образ. Моя индивидуальность. Точки опоры. Эмоции и чувства. Мои достоинства и недостатки (работа с самооценкой) (7 часов).

Модуль 2. Уверенность в себе. Достижение целей. Противостояние влиянию, умение сопротивляться. Самоодобрение и позитивное мышление. Жизнь по собственному выбору. Уверенное поведение (10 часов).

Модуль 3. Карьера и успех. Личный и профессиональный успех. «Карьеристы». Этапы профессиональной деятельности. Правила карьерного успеха. Ответственность и риски (17 часов).

Модуль 4. Общение с другим. Первоначальный контакт (приветствие, представления, благоприятный психологический климат, впечатления). Выявление потребностей другого (умение слушать, убеждение, приемы привлечения внимания, методы презентации). Переговоры, умение вести диалог. Конфликты (17 часов).

В «Психологический практикум» включены самодиагностика; упражнения на отработку навыков самоанализа; психотехнические игры на рефлексирование и активизацию; обсуждение; элементы проектирования и прогнозирования жизненного пути, а также работа в ситуациях активного взаимодействия участников, психотехники, способствующие актуализации потребностей и возможностей участников в рефлексии.

Контрольный этап исследования предполагал сравнение данных, полученных до и после проведения экспериментальной программы. Полученные с помощью указанных выше методик показатели были подвергнуты статистическому анализу: результаты диагностики рефлексивности в экспериментальной группе студентов-имиджмейкеров и контрольной группе сравнивались с помощью критерия Манна-Уитни на предмет достоверности различий; уровень самораскрытия способностей в группах сравнивался с помощью критерия Фишера.

Таблица

Статистический анализ результатов сравнения показателей экспериментальной и контрольной групп

Параметры Сумма рангов после проведения форм экспериментальной программы и р Наличие значимости различий (достоверность)

Э.Г. (26 чел.) К.Г. (22 чел.)

Рефлексия (до) 429 431 Достоверных различий нет

Рефлексия (после) 721,5 433,5 139,5 р>0,05 Достоверные различия

Самораскрытие способностей Использовался критерий Фишера Ф*эмп = 2,597 Достоверные различия

26 (СП1=18) 22 (СП1=8)

153

Результаты свидетельствуют о том, что показатели рефлексии в группе студентов, прошедших обучение по экспериментальной программе в рамках дисциплины «Психологический практикум», достоверно превышают соответствующие показатели студентов, которые не проходили указанную программу (см. таблица). Вместе с тем результаты констатирующего исследования до проведения программы говорят об отсутствии достоверных различий в группах студентов сервисных направлений, следовательно, именно программа сыграла важную роль в развитии рефлексивных возможностей личности.

Показатели самораскрытия способностей в экспериментальной группе (18 из 26 против 8 из 22) также превышают соответствующие результаты контрольной группы.

Выводы и научная новизна

Новизна исследования состоит в обосновании ключевых компонентов результативности образования в рамках конкретной программы дисциплины, методической разработке и доказательстве результативности реализации экспериментальной программы. Итоги исследования показали, что существует возможность опытно-экспериментальной проверки результативности образовательной деятельности в области высшего образования. Впервые обоснованы целевые детерминанты педагогического процесса в рамках сервисного направления подготовки - имиджелогии в дисциплине «Психологический практикум», которые состоят в самопонимании и рефлексии. Обоснованы принципы реализации образовательного процесса: диалогичности, договора, актуализации рефлексивных ресурсов. Доказана результативность экспериментальной программы. Приведены данные для диагностики валидных методик, при этом достоверность результатов - динамика рефлексивности как свойства личности будущего профессионала - доказана статистически. Достоверность различий самопонимания в экспериментальной группе доказана с помощью сравнения состава Я-концепции у студентов-имиджмейкеров и студентов из контрольной группы.

1. Анисимов О. С. Субъективная рефлексия в игромоделировании и ее понятийное обеспечение // Энциклопедия управленческих знаний. - Москва: Угрешская типография, 2012. - 384 с.

2. Башаева Е.П. Развитие личностной рефлексии в процессе подготовки будущих бакалавров педагогики: дис. ... канд. пед. наук / Дальневост. федер. ун-т. - Владивосток, 2010. - 276 с.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. - 352 с.

4. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методики её диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57.

5. Квеско Р.Б., Квеско С.Б. Имиджелогия: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томск. политех. ун-та, 2008. - 116 с.

6. Метляева Т.В. Исследование феномена имиджа как культурного явления // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2017. - Т. 9, № 1. - С. 188-199.

7. Петрова Е.А. Имидж и судьба человека. - Текст: электронный. - ИЯЬ: http://imageology.ru/content/view/43/ (дата обращения: 19.05.2021).

154

8. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - Москва: Рефлюбук, 2000. - 768 с.

9. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.М. Исениной. - Москва: Прогресс: Универс, 1994. - 479 с.

10. Семенов И. Н. Методология проектно-рефлексивного подхода к психолого-педагогическому обеспечению образования // Исследователь/Researcher. - 2014. -№ 12(14-15). - С. 8-14.

11. Федоров И. А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни общества: дис. д-ра социол. наук // Тамбовский гос. ун-т. Тамбов, 1998. - 254 с.

12. Фролова Ю. В. Основные характеристики модели специалиста по имиджелогии в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 2 (34). - С. 175-179.

13. Чернявская В.С. Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития // Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека: монография / отв. ред. д-р пед. наук В. С. Чернявская; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2021. - 216 с.

14. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - Москва, 1994.

15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - Москва: Прогресс, 1996. - 344 с.

Транслитерация

1. Anisimov O. S. Sub"ektivnaya refleksiya v igromodelirovanii i ee ponyatijnoe obespechenie // Enciklopediya upravlencheskih znanij. - Moskva: Ugreshskaya tipografiya, 2012. - 384 s.

2. Bashaeva E.P. Razvitie lichnostnoj refleksii v processe podgotovki budushchih bakalavrov pedagogiki: dis. ... kand. ped. nauk / Dal'nevost. feder. un-t. - Vladivostok, 2010. - 276 s.

3. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. -Rostov-na-Donu: Izd-vo Rostov. ped. un-ta, 2000. - 352 s.

4. Karpov A.V. Refleksivnost' kak psihicheskoe svojstvo i metodiki eyo diagnostiki // Psihologicheskij zhurnal. - 2003. - T. 24, № 5. - S. 45-57.

5. Kvesko R.B., Kvesko S.B. Imidzhelogiya: uchebnoe posobie. - Tomsk: Izd-vo Tomsk. politekh. un-ta, 2008. - 116 s.

6. Metlyaeva T.V. Issledovanie fenomena imidzha kak kul'turnogo yavleniya // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta eko-nomiki i servisa. - 2017. - T. 9, № 1. S. 188-199.

7. Petrova E.A. Imidzh i sud'ba cheloveka. - Tekst: elektronnyj. - URL: http://imageology.ru/content/view/43/ (data obrashcheniya: 19.05.2021).

8. Pochepcov G.G. Imidzhelogiya. - Moskva: Reflyubuk, 2000. - 768 s.

9. Rodzhers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka / K.R. Rodzhers; per. s angl. M.M. Iseninoj. - Moskva: Progress: Univers, 1994. - 479 s.

10. Semenov I. N. Metodologiya proektno-refleksivnogo podhoda k psihologo-pedagogiches-komu obespecheniyu obrazovaniya // Issledovatel'/Researcher. - 2014. - № 12(14-15). -S. 8-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Fedorov I. A. Individual'nyj imidzh kak storona duhovnoj zhizni obshchestva: dis. d-ra ... sociol. nauk // Tambovskij gos. un-t. Tambov, 1998. - 254 s.

12. Frolova Yu. V. Osnovnye harakteristiki modeli specialista po imidzhelogii v sovremennoj Rossii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. -2010. - № 2 (34). - S. 175-179.

155

13. Chernyavskaya V.S. Samoraskrytie sposobnostej: ponyatie, osnovnye funkcii i usloviya razvitiya // Samoraskrytie sposobnostej kak vnutrennij dialog: kognitivnye, metakognitiv-nye i ekzistencial'nye resursy cheloveka: monografiya / otv. red. d-r ped. nauk V.S. Chernyavskaya; Vladivostokskij gosudarstvennyj universitet ekonomiki i servisa. -Vladivostok: Izd-vo VGUES, 2021. - 216 s.

14. Shepel' V.M. Imidzhelogiya: sekrety lichnogo obayaniya / V.M. Shepel'. - Moskva, 1994.

15. Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis. - Moskva: Progress, 1996. - 344 s.

© В. С. Чернявская, 2021 © Е. П. Серова, 2021

Для цитирования: Чернявская В. С., Серова Е. П. Экспериментальная программа по развитию рефлексии и самопонимания при подготовке будущих бакалавров направления подготовки «Сервис» профиля 43.03.01 Имиджмейкерские услуги // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2021. - Т. 13, № 2. - С. 147-156.

For citation: Chernyavskaya V. S., Serova E. P. An experimental program for the development of reflection and self-understanding in the preparation of future bachelors of the Service training direction.43.03.01 Image-making services, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2021, Vol. 13, № 2, pp. 147-156.

DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-2/147-156 Дата поступления: 22.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.