Научная статья на тему 'Экспериментальная оценка одорологической роли адреналина как пускового стимула агрессивного поведения у служебных собак'

Экспериментальная оценка одорологической роли адреналина как пускового стимула агрессивного поведения у служебных собак Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
702
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДРЕНАЛИН / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЛУЖЕБНЫЕ СОБАКИ / ADRENALINE / AGGRESSIVE BEHAVIOR / SERVICE DOGS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Частиков С. С., Касимов В. М., Дорофеев В. С., Дружинина О. А., Тушканов А. Н.

Установлено, что адреналин как одорологический стимул, предъявляемый добровольцами служебным собакам в различных формах (растворе, в составе потожировых выделений, подкожной инъекции) не вызывает агрессивного поведения. Пантомимическая имитация испуга теми же участниками эксперимента запускала агрессивное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Частиков С. С., Касимов В. М., Дорофеев В. С., Дружинина О. А., Тушканов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental evaluation of the role of adrenaline as odorologicheskoy trigger stimulus aggressive behavior in dogs

Found that stimulation odorologichesky as adrenaline, presenting volunteers service dogs in various forms (solution, comprising potozhirovyh precipitates subcutaneous injection) did not cause aggressive behavior. Pantomime imitation fear the same participants of the experiment launched aggressive behavior.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная оценка одорологической роли адреналина как пускового стимула агрессивного поведения у служебных собак»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 БИОЛОГИЯ Вып. 4

УДК 636.72

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОДОРОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ АДРЕНАЛИНА КАК ПУСКОВОГО СТИМУЛА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

С. С. Частиков, В. М. Касимов, В. С. Дорофеев, О. А. Дружинина, А. Н. Тушканов

Пермский военный институт ВВ МВД России, 614112, г. Пермь, ул. Гремячий Лог, 1; v.kasimov@mail.ru; 89128866615

Установлено, что адреналин как одорологический стимул, предъявляемый добровольцами служебным собакам в различных формах (растворе, в составе потожировых выделений, подкожной инъекции) не вызывает агрессивного поведения. Пантомимическая имитация испуга теми же участниками эксперимента запускала агрессивное поведение.

Ключевые слова: адреналин; агрессивное поведение; служебные собаки.

Представление о том, что при испуге, страхе в составе пота выделяется адреналин, который собака чувствует, и это стимулирует её агрессивное поведение, широко распространено как на уровне бытового сознания, так и в профессиональной кинологической среде. Однако достаточно убедительного экспериментального обоснования это представление не имеет. В литературных источниках эта проблема обсуждается редко, но там, где она обсуждается [Харлоу, 2008, с. 111-113; Манев, 2008, с. 23; Горовиц, 2012, с. 98-99], воспроизводится подобное представление: испуг, страх - выделение адреналина - агрессивное поведение.

В связи с указанным выше возникает вопрос, насколько распространено представление об адреналине как пусковом одорологическом стимуле агрессивного поведения у собак. Кроме того, представляется актуальной экспериментальная оценка одорологической роли адреналина как пускового стимула агрессивного поведения.

Материал и методы исследования

Оценка распространённости представления об адреналине как пусковом одорологическом стимуле агрессивного поведения у собак осуществлена путем опроса случайной выборки, которая составила 90 человек. Опрос проводился в г. Перми и Екатеринбурге. Согласившимся участвовать в этом мероприятии предлагалось ответить на вопрос: «Почему собака проявляет агрессию с намерением сделать укус (хватку), когда напротив неё находится человек, испытывающий страх или боязнь?».

Постановка эксперимента по оценке роли адреналина, как пускового одорологического стимула для агрессивного поведения, осуществлена на

учебно-производственном комплексе кинологического факультета ПВИ ВВ МВД России. Из ремонтного поголовья служебных собак, предназначенного для обеспечения образовательного процесса по дисциплине «Практика дрессировки собак», для эксперимента отобрано восемь животных, прошедших подготовку по программе патрульно-розыскных собак с хорошо выраженной активно-оборонительной реакцией. В группу вошли пять собак породы немецкая овчарка, две - бельгийская овчарка, один - волкособачий гибрид первого поколения с долей волчьей крови 50%.

Для эксперимента использован навык норматива выборки человека по запаху вещи [Дорофеев и др., 2011]. Животные без занюхивания на старте вещи в качестве образца для поиска запаха посылались по команде в выборочный ряд из шести добровольцев. У каждого из членов выборочного ряда на раскрытой ладони был помещен ватный гигиенический диск. Одному члену выборочного ряда на диск на соответствующем этапе эксперимента наносились или физиологический раствор (0.5 мл), или 0.1%-ный раствора адреналина для инъекции (0.5 мл), или ватный диск с потожиро-выми выделениями человека, испытавшего испуг.

На очередном этапе доза 0.1%-ного раствора адреналина для инъекции (0.5 мл) вводилась в организм добровольца путем подкожной инъекции одним из авторов настоящего материала, имеющего диплом о высшем медицинском образовании и сертификат врача терапевта высшей категории, который осуществлял инъекцию адреналина и контроль за состоянием добровольца. После появления фармакологического эффекта действия адреналина (умеренно: тахикардия, возбуждение, тре-

© Частиков С. С., Касимов В. М., Дорофеев В. С., Дружинина О. А., Тушканов А. Н., 2014

61

62

С. С. Частиков, В. М. Касимов, В. С. Дорофеев, О. А. Дружинина, А. Н. Тушканов

мор) доброволец вставал на определенное место в выборочный ряд.

У каждой собаки на каждом этапе эксперимента осуществлено по три пуска. В каждом пуске собаке предоставлялась возможность сделать до трех проходов выборочного ряда. Перед очередным пуском выборочный ряд участников перестраивался. На последнем этапе эксперимента один из участников выборочного ряда пантомимикой имитировал испуг. На этапах эксперимента с инъекцией адреналина и имитацией испуга ватный гигиенический диск на ладонь не помещался.

Все этапы эксперимента проведены на специализированном учебном объекте, предназначенном для отработки нормативов по выборке вещи и по выборке человека, представляющем собой бетонную площадку около 100 м2 с соответствующей учебной маркировкой и двускатным навесом, окруженную забором из профнастила высотой около 1.5 м, при оптимальных погодных условиях (около 20°С, средняя облачность). Соблюдались следующие условия: отсутствие посторонних раздражителей, спокойная обстановка и нейтральный эмоциональный фон организаторов и всех участников эксперимента.

Результаты и обсуждение

Выяснение вопроса об адреналине как пусковом одорологическом стимуле агрессивного поведения у собак показало, что это представление весьма широко распространено. В нашей выборке из 90 человек только один человек (это чуть более 1% опрошенных) высказал предположение, что это, возможно, связано с поведением. В остальных 89 ответах фигурировал адреналин, который чувствует собака, что и вызывает у неё агрессию.

Эксперимент по оценке роли адреналина как одорологического пускового стимула агрессивного поведения нами проведен в пять этапов. На первом этапе использован ватный гигиенический диск с физиологическим раствором в контрольных целях, как одорологический нейтральный стимул. Все животные без исключения при последовательном обнюхивании ладони членов выборочного ряда неожиданно для организаторов обнаруживали участника, на ладони которого был диск с физиологическим раствором при первом же пуске и в первом проходе, принимая с определенной долей неуверенности сигнальную позу. После второго и третьего прохода выборочного ряда уже более уверенно принимали сигнальную позу. При последующем втором и третьем пуске сигнальная поза с достаточной уверенностью принималась в первом же проходе выборочного ряда. Поведение в отношении всех членов выборочного ряда нейтральное, без какой-либо тени агрессии, включая участника с ватным диском с физиологическим раствором.

Волкособачий гибрид проявил эту реакцию в более резкой и четкой форме в первом проходе первого пуска. Его поведение на выборочном ряду говорит о том, что он на что-то наткнулся и резко принял сигнальную позу. Аналогичная картина

поведения у волкособачьего гибрида наблюдалось при двух последующих пусках. Поведение в отношении всех членов выборочного ряда нейтральное, без какой-либо тени агрессии, включая участника с ватным диском с физиологическим раствором.

На втором этапе в качестве одорологического стимула использован ватный диск с адреналином. При этом поведение животных было аналогично поведению на первом этапе, с разницей, что у немецких и бельгийских овчарок более четко проявилось обнаружение члена выборочного ряда с адреналином. Поведение волкособачего гибрида на втором этапе аналогично поведению на первом этапе. Следует особо отметить, что при всех пусках в отношении членов выборочного ряда, включая того, кто с адреналином, поведение тестируемых животных было нейтральным.

На третьем этапе в качестве одорологического стимула использован ватный диск с потожировы-ми выделениями испуганного человека, не являющегося участником эксперимента (полученный от него материал хранился в течение нескольких дней в герметичном полиэтиленовом пакете). На всех пусках этого этапа сохранялось нейтральное поведение в отношении выборочного ряда. Член ряда с одорологическим стимулом чётко обозначался сигнальной позой. Однако одна собака (немецкая овчарка) в первом пуске, совершив несколько проходов по выборочному ряду, не обнаружила и не обозначила сигнальной позой члена выборочного ряда с одорологическим стимулом. В последующих пусках эта собака все же обнаружила и сигнальной позой указала на человека с одорологическим стимулом.

На четвертом этапе эксперимента в выборочном ряду находился доброволец с подкожной инъекцией адреналина. Пуски начинались через 15-20 мин. после инъекции адреналина, когда у добровольца частота пульса увеличилась на 30%, появился легкий тремор, а в субъективном отчете о своём состоянии им сообщено о некотором безотчетном беспокойстве, возбуждении. Все восемь животных сохранили нейтральность ко всем членам выборочного ряда, включая участника эксперимента с инъекцией адреналина, которого животные очень четко обозначали сигнальной позой. При этом одна собака (немецкая овчарка) во втором и третьем пуске стала обходить человека с инъекцией адреналина. Две собаки (немецкие овчарки) проявили интерес к человеку с инъекцией адреналина, что проявлялось в увеличении двигательной активности в отношении этого объекта. Ещё одна собака (бельгийская овчарка) проявила повышенный интерес, включая визуальную оценку «странного» объекта с правой и левой стороны. Все отклонения четвертого этапа в поведении на одорологический стимул происходили без каких-либо признаков агрессивного поведения.

На пятом этапе один из членов выборочного ряда пантомимикой имитировал испуг. Все собаки достаточно отчётливо и резво реагировали на имитацию испуга, и их нейтральное поведение приоб-

Экспериментальная оценка одорологической роли адреналина как пускового стимула ... 63

рело агрессивную окраску. Особо выделился мгновенной агрессивной реакцией волкособачий гибрид.

Таким образом, экспериментальная проверка представления о том, что при испуге выброс адреналина как одорологического стимула запускает агрессивное поведение, не подтвердилась. Вместе с тем, установлено, что собаки очень чётко обнаруживают возмущение одорологического фона в выборочном ряду не только по адреналину, но, в частности, по появлению в выборочном ряду в качестве одорологического стимула физиологического раствора.

В то же время отличия в реакции животных на раствор адреналина и физиологический раствор на ватном диске, а также на ватный диск с потожиро-выми выделениями от испуганного человека, не обнаружили значимой разницы в поведенческом отклике. Инъекция адреналина участнику выборочного ряда у части собак стимулировала в разной степени выраженный интерес к такому объекту, но без агрессивной окраски. Не исключено, что этот интерес является результатом физиологических, поведенческих сдвигов в организме у добровольца, возникших после инъекции адреналина. В этом аспекте представляется важным уточнить, что в острой для организма ситуации адреналин обеспечивает мобилизацию ресурсов для активной деятельности, которая может быть связана как с испугом, с последующим затаиванием или бегством,

так и решением этой острой ситуации путем устранения объекта опасности через агрессию. Следовательно, адреналин в плане одорологического стимула однозначно не привязан к испугу. Надо полагать, что одорологическая неоднозначность, амбивалентность адреналина при его инъекции добровольцу привела в этой серии эксперимента к дисперсии поведенческого отклика у участвующих в эксперименте животных, включая увеличение дистанции с объектом выборочного ряда одорологиче-ски помеченного адреналином, или повышенный интерес к этому объекту, с попытками выяснить, что с ним происходит, без признаков агрессии.

Библиографический список

Горовиц А. Собака от носа до хвоста: что она видит, чует и знает. М.: Астрель: CORPUS, 2012. 384 с.

Дорофеев В.С. и др. Новая методика подготовки собак к выборке человека по запаху вещи // Кинологический вестник. 2011. Вып. 5. Ч. 1. С. 70-84.

Манев Г. Усы, лапы, хвост - вот мои документы //

Если у вас есть собака. 2008. № 5. С. 24. Харлоу М. К-9. Собака-телохранитель. М.: Аквариум-Принт, 2008. 224 с.

Поступила в редакцию 16.10.2014

Experimental evaluation of the role of adrenaline as odorologicheskoy trigger stimulus

aggressive behavior in dogs

S. S. Chastikov, cadet dog training faculty

V. M. Kasimov, candidate of biology, professor of the Department of cynology; v.kasimov@mail.ru V. S. Dorofeev, candidate of pedagogical sciences, associate professor of cynology;

slava. dorofeev2012@yandex.ru O. A. Druzhinina, lecturer cynology; ural_aruna@bk.ru A. N. Tushkanov, senior lecturer cynology

Perm military Institute of internal troops of the MIA of Russia, Grimace Log str., 1, Perm, Russia, 614112; 89128866615

Found that stimulation odorologichesky as adrenaline, presenting volunteers service dogs in various forms (solution, comprising potozhirovyh precipitates subcutaneous injection) did not cause aggressive behavior. Pantomime imitation fear the same participants of the experiment launched aggressive behavior.

Key words: adrenaline; aggressive behavior; service dogs.

Частиков Станислав Сергеевич, курсант кинологического факультета

Касимов Вячеслав Махмудович, кандидат биологических наук, профессор кафедры кинологии Дорофеев Вячеслав Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры кинологии Дружинина Ольга Александровна, преподаватель кафедры кинологии Тушканов Александр Николаевич, старший преподаватель кафедры кинологии ФГКВОУВПО Пермский военный институт внутренних войск МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.