Научная статья на тему 'Экспериментальная диагностика мнемических способностей: описание методики и возможности использования'

Экспериментальная диагностика мнемических способностей: описание методики и возможности использования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психодиагностика / память / мнемические способности / интерференция / мнемические задачи / психометрика / утомление / работоспособность / psychodiagnostics / memory / mnemic capabilities / interference / mnemic tasks / psychometrics / fatigue / efficiency

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергей Витальевич Духновский

Введение. Мнемические способности, их развитие являются одним из условий, определяющих эффективность деятельности человека (профессиональной, служебной). Оценка мнемических способностей является индикатором психического состояния человека, его работоспособности и утомляемости. Для решения этой задачи предлагается использовать авторскую психодиагностическую методику «Экспериментальная диагностика мнемических способностей». Основное назначение методики – оценка общего уровня развития мнемических способностей – их производительности, качества и надежности, позволяющая также определить утомляемость и работоспособность тестируемого. Методика состоит из семи серий, каждая из которых включает в себя основные и дополнительные фигуры, имеющие различную последовательность расположения, направленность и цвет. По результатам выполнения всех семи серий подсчитывается «общий показатель успешности воспроизведения» (уровня выраженности мнемических способностей). Методы исследования. Корреляционный и сравнительный анализ. Оценка ретестовой надежности, а также конструктной и критериальной валидности. Результаты. Установлено, что методика экспериментальной диагностики мнемических способностей обладает приемлемыми психометрическими характеристиками (надежностью и валидностью), а это делает возможным ее использование в рамках психологического обеспечения системы органов внутренних дел. Методика пригодна как для оценки особенностей памяти, так и утомляемости, индикатором чего является уровень выраженности мнемических способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental Diagnostics of Mnemic capabilities: description of the methodology and its use

Introduction. Mnemic capabilities, their development, are one of the conditions determining the effectiveness of human activity (professional, service). Assessment of mnemic capabilities is an indicator of a person's mental state, his working capacity and fatigue. For solving this problem, the author's psychodiagnostic technique “Experimental diagnostics of mnemic capabilities” is proposed. The main purpose of the technique is to assess the general level of development of mnemic capabilities – their productivity, quality and reliability, which also allows to determine fatigue and working capacity of the tested person. The technique consists of seven series, each of which includes basic and additional figures having different sequence of arrangement, orientation and colour. The results of performing all seven series are used to calculate the “general index of reproduction success” (the level of expression of mnemic capabilities). Research methods. Correlational and comparative analyses. Assessment of retest reliability and construct and criterion validity. Results. The author found that the method of experimental diagnostics of mnemic capabilities has acceptable psychometric characteristics (reliability and validity), and this makes it possible to use it within the framework of psychological support of the system of internal affairs bodies. The method is appropriate both for assessing the features of memory and fatigue, the indicator of which is the level of expression of mnemic capabilities.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная диагностика мнемических способностей: описание методики и возможности использования»

Духновский С. В. / Dukhnovsky S. V.

Оригинальная статья

УДК 159.9

DOI: 10.35750/2713-0622-2024-1-10-21

Экспериментальная диагностика мнемических способностей: описание методики и возможности использования

Сергей Витальевич Духновский

Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия) dukhnovskysv@mail.ru ОШР: 0000-0003-3118-9988

Аннотация

Введение. Мнемические способности, их развитие являются одним из условий, определяющих эффективность деятельности человека (профессиональной, служебной). Оценка мнемических способностей является индикатором психического состояния человека, его работоспособности и утомляемости. Для решения этой задачи предлагается использовать авторскую психодиагностическую методику «Экспериментальная диагностика мнемических способностей». Основное назначение методики - оценка общего уровня развития мнемических способностей - их производительности, качества и надежности, позволяющая также определить утомляемость и работоспособность тестируемого. Методика состоит из семи серий, каждая из которых включает в себя основные и дополнительные фигуры, имеющие различную последовательность расположения, направленность и цвет. По результатам выполнения всех семи серий подсчитывается «общий показатель успешности воспроизведения» (уровня выраженности мнемических способностей). Методы исследования. Корреляционный и сравнительный анализ. Оценка ретестовой надежности, а также конструктной и критериальной валид-ности. Результаты. Установлено, что методика экспериментальной диагностики мнемических способностей обладает приемлемыми психометрическими характеристиками (надежностью и валидностью), а это делает возможным ее использование в рамках психологического обеспечения системы органов внутренних дел. Методика пригодна как для оценки особенностей памяти, так и утомляемости, индикатором чего является уровень выраженности мнемических способностей.

Ключевые слова

психодиагностика, память, мнемические способности, интерференция, мнемические задачи, психометрика, утомление, работоспособность

Для цитирования: Духновский, С. В. (2024). Экспериментальная диагностика мнемических способностей: описание методики и возможности использования. Российский девиантологический журнал, 4 (1), 10-21. ёо1: 10.35750/2713-0622-2024-1-10-21.

© Духновский С. В., 2024

Original paper

Experimental Diagnostics of Mnemic capabilities: description of the methodology and its use

Sergey V. Dukhnovsky

Saint Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia) dukhnovskysv@mail.ru ORCID: 0000-0003-3118-9988

Abstract

Introduction. Mnemic capabilities, their development, are one of the conditions determining the effectiveness of human activity (professional, service). Assessment of mnemic capabilities is an indicator of a person's mental state, his working capacity and fatigue. For solving this problem, the author's psychodiagnostic technique "Experimental diagnostics of mnemic capabilities" is proposed. The main purpose of the technique is to assess the general level of development of mnemic capabilities - their productivity, quality and reliability, which also allows to determine fatigue and working capacity of the tested person. The technique consists of seven series, each of which includes basic and additional figures having different sequence of arrangement, orientation and colour. The results of performing all seven series are used to calculate the "general index of reproduction success" (the level of expression of mnemic capabilities). Research methods. Correlational and comparative analyses. Assessment of retest reliability and construct and criterion validity. Results. The author found that the method of experimental diagnostics of mnemic capabilities has acceptable psychometric characteristics (reliability and validity), and this makes it possible to use it within the framework of psychological support of the system of internal affairs bodies. The method is appropriate both for assessing the features of memory and fatigue, the indicator of which is the level of expression of mnemic capabilities.

Keywords

psychodiagnostics, memory, mnemic capabilities, interference, mnemic tasks, psychometrics, fatigue, efficiency

For citation: Dukhnovsky, S. V. (2024). Experimental Diagnostics of Mnemic capabilities: description of the methodology and its use. Russian Journal ofDeviant Behavior, 4 (1), 10-21. doi: 10.35750/27130622-2024-1-10-21.

Введение

Опыт, его приобретение и возможность использования в жизни и деятельности зависит от способности человека к запоминанию и воспроизведению, а порой и забыванию, различной информации - вербальной, невербальной, логически структурированной или абстрактной. В этом контексте ведущее значение приобретают мнемические способности, от развития которых зависит в том числе и эффективность деятельности человека (профессиональной, служебной). Считаем, что нагрузки (психологические, физические), связанные с решением служебных задач, приводят к появлению симптомов утомляемости и в конечном счете -к снижению работоспособности, что находит свое отражение на особенностях функционирования когнитивной сферы человека и в частности - его мнемических способностях.

Духновский С. В. / Dukhnovsky S. V.

Таким образом, оценка мнемических способностей может свидетельствовать не только об особенностях запоминания, воспроизведения информации, но выступать индикатором психического состояния человека, его работоспособности и утомляемости. В этом плане актуальным является создание надежного и компактного психодиагностического инструмента (отвечающего психометрическим требованиям, предъявляемым к разработке профессиональных психологических тестов), использование которого позволило бы сочетать оценку особенностей памяти (мнемических способностей) с утомляемостью и работоспособностью.

Для решения этой задачи предлагаем использовать созданную нами психодиагностическую методику «Экспериментальная диагностика мнемических способностей». Будем исходить из постулата о том, что психологический тест - «не только средство тиражирования готового знания о человеке, но и новый источник такого знания» (Фер, Бакарак, 2010).

Теоретическое обоснование теста

В общетеоретическом и методологическом плане проблема памяти, ее развитие и роль в жизни человека рассматривалась в трудах Л. С. Выготского (Выготский, 2003); Л. А. Огород-никовой (Огородникова, 2012); С. Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 2024); А. А. Смирнова (Смирнов, 2000); Л. В. Черемошкиной, Т. Н. Осининой (Черемошкина, Осинина, 2019) и др. Клинико-психологические особенности описывались в исследованиях А. Р. Лурии (Лурия, 2018, 2023); С. Я. Рубинштейна (Рубинштейн, 1999) и др. Мнемические способности изучались в работах Е. Д. Словенко, П. И. Яремченко, Н. А. Хохлова (Словенко, Яремченко, Хохлов, 2020); В. О. Ушакова (Ушаков, 2014); Л. В. Черемошкиной1; В. Д. Шадрикова (Шадриков, 2007) и др.

Как пишет С. Л. Рубинштейн, без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом (Рубинштейн, 2024). Согласно А. Р. Лурии, память представляет собой запе-чатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти (Лурия, 2018).

В исследованиях Л. В. Черемошкиной приводятся следующие дефиниции понятия «память»2. Итак, память это:

- организация индивидуального опыта для предстоящей деятельности, обладающая лич-ностно-образующей функцией по отношению к субъекту деятельности;

- подструктура интеллекта, как системного взаимодействия познавательных способностей и всего индивидуального опыта субъекта, который может проявиться и при формировании субъективного образа, и при его трансформации, и при его объективации;

- динамическая система, обусловленная разноуровневым анализом поступающей информации, начиная с перцептивного анализа и заканчивая понятийным.

В. О. Ушаков предлагает рассматривать память как психическую функцию, реализуемую мнемическими способностями (Ушаков, 2014, с. 150).

В разрабатываемой нами методике «Экспериментальная диагностика мнемических способностей» мы придерживаемся представления о способностях, имеющегося в работах

1 Черемошкина, Л. В. (2002). Психология памяти: учебное пособие. для студ. высш. учеб. заведений. Издательский центр «Академия».

2 Черемошкина, Л. В. (2002). Психология памяти: учебное пособие. для студ. высш. учеб. заведений (стр. 16, 17, 132). Издательский центр «Академия».

В. Д. Шадрикова. Так, способности - это «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» (Шадриков, 2007, с. 50).

Рассматривая мнемические способности, будем использовать определение, предложенное Л. В. Черемошкиной. Таким образом, под мненимеческими способностями в рассматриваемой методике понимаются «средства организации индивидуального опыта - свойства функциональных систем мозга, позволяющие кодировать и декодировать информацию в целях ее запоминания, сохранения и воспроизведения. Эти свойства имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности». Характеристиками продуктивности мнемических способностей выступают: производительность, качество, надежность3.

Отмеченные выше положения послужили теоретическим обоснованием разработанной нами методики «Экспериментальная диагностикам мнемических способностей», краткая психометрическая характеристика и примеры ее использования будут представлены ниже.

Обсуждение результатов

Основное назначение теста «Экспериментальная диагностика мнемических способностей» - оценка общего уровня развития мнемических способностей - их производительности, качества и надежности, позволяющего также определить утомленность и работоспособность тестируемого.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Структура методики: Тест «Экспериментальная диагностика мнемических способностей» состоит из семи серий, каждая из которых включает в себя основные и дополнительные фигуры, имеющие различную последовательность расположения, направленность и цвет (см. табл.1). Время предъявления каждой серии для запоминания 15 секунд. Испытуемому предлагается внимательно посмотреть на предложенный набор фигур (стимул) и запомнить каждую фигуру, их последовательность, направление и цвет. По результатам выполнения всех семи серий подсчитывается «общий показатель успешности воспроизведения» (уровня выраженности мнемических способностей).

Таблица 1. Основные и дополнительные фигуры, входящие в состав стимулов для запоминания

Table 1. Basic and supplementary figures included in memorisation stimuli

Основные фигуры о

Дополнительные фигуры СЗ

3 Черемошкина, Л. В. (2002). Психология памяти: учебное пособие. для студ. высш. учеб. заведений (стр. 18, 90). Издательский центр «Академия».

Духновский С. В. / Dukhnovsky S. V.

Серии с 1 по 4 различаются расположением и направленностью фигур. Серии с 5 по 7 различаются расположением, направленностью и цветом фигур (черным или белым).

Предъявление каждой серии для запоминания в методике «Экспериментальная диагностика мнемических способностей» завершается дополнительным интерферирующим воздействием, после которого тестируемый должен воспроизвести предъявленный стимул в «Листе ответов» так, как он это запомнил.

Интерферирующее воздействие используется для актуализации механизма «повышенной тормозимостью следов побочным воздействием» (Лурия, 2023, с. 300). Таким образом, после каждого предъявления «стимула для запоминания» интервал перед его воспроизведением заполняется интерферирующим воздействием («посторонней» деятельностью). В качестве такового мы используем: а) геометрические фигуры, которые необходимо сосчитать; б) фотографии, после просмотра которых обследуемому необходимо выбирать эмоцию, которую они вызывают.

Цель стимулов данной группы - создание помех для воспроизведения запомненного материала. Качество воспроизведения будет свидетельствовать, с одной стороны, о его надежности, а с другой - способствовать развитию «помехоустойчивости» при воспроизведении запомненного материала (Духновский, Злоказов, 2023). Приведем примеры интерферирующих стимулов (рисунки 1 и 2):

Найдите и сосчитайте белые круги на рисунке ниже и запишите их количество в «Листе ответов»

Рис. 1. Пример стимула, включающего в себя подсчет геометрических фигур Fig. 1. Example of a stimulus involving counting geometric shapes

Посмотрите на фотографию, выберите эмоцию, которую она вызывает. Запишите ее в «Листе ответов».

Эмоции:

- радость

- удивление

- интерес

- спокойствие

- бодрость

- удовольствие

- напряжение

- печаль

- грусть

- растерянность

- скука

Рис. 2. Пример стимула, включающего просмотр фотографии и выбор эмоции Fig. 2. Example of a stimulus involving viewing a photograph and choosing an emotion

Экспериментальная диагностика мнемических способностей предполагает использование следующей последовательности предъявления стимульного материала, представленного на рис. 3.

Стимул -интерференция

Рис. 3. Последовательность предъявления стимулов теста «Экспериментальная диагностика

мнемических способностей»

Fig. 3. Sequence of presentation of the "Diagnostics of Mnemic capabilities" test stimuli

Время выполнения: 20-25 минут.

Информация о психометрической проверке. Время предъявления визуального стимула для методики «Экспериментальная диагностика мнемических способностей» было определено эмпирическим способом, с использованием метода окулографии (айтрекинга). Для этого при решении мнемической задачи инструкция не предполагала ограничение времени для запоминания. Субъект сам решал, сколько времени ему достаточно для запоминания визуального стимула (последовательности фигур). Индикатором завершения запоминания был произвольный переход испытуемого к выполнению следующей части теста (методики) «Экспериментальная диагностика мнемических способностей». При помощи айтрекера измерялось время фиксации глаз субъекта на визуальном стимуле - с начала запоминания и до момента перехода к следующему заданию. Затем был проведен сравнительный анализ лиц, успешно решающих мнемические задачи (в нее вошли лица в количестве 115 человек в возрасте от 17 до

Духновский С. В. / Dukhnovsky S. V.

45 лет, допустившие по одной ошибке в каждой серии воспроизведения визуальных стимулов), и лиц, менее успешно решающих мнемические задачи (вошли респонденты в количестве 105 человек в возрасте от 17 до 45 лет, допустившие от 5 до 10 ошибок в каждой из семи серий при воспроизведении визуальных стимулов). Установлено, что временем, достаточным для успешного запоминания последовательности из семи геометрических фигур, является пят-надцатисекундное предъявление визуального стимула.

Ретестовая надежность устанавливалась на выборке 150 испытуемых (75 лиц женского и 75 мужского пола в возрасте от 21 до 25 лет) путем повторного тестирования через три недели. Использовался коэффициент корреляции Пирсона. Установлено, что субтесты методики (предъявляемые для запоминания серии визуальных стимулов) обладают приемлемыми характеристиками надежности. Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне 0,59-0,75, при p < 0,001, что свидетельствует о достаточной ретестовой надежности методики «Экспериментальная диагностика мнемических способностей». Надежность по однородности проверялась на выборке 300 человек (было обследовано 150 лиц женского и 150 мужского пола в возрасте от 17 до 33 лет). В качестве показателей использовались следующие коэффициенты: Альфа Кронбаха (значение коэффициента от 0,69 до 0,72) и формула Спирмена-Брауна по полной форме (значение коэффициента 0,75 до 0,78).

На данной выборке в ряде корреляционных исследований также осуществлялась оценка конструктной валидности. Для ее проверки были использованы методики: «10 слов» (Рубинштейн, 1999) и ее модификация «20 слов» (Словенко, Яремченко, Хохлов, 2020), «Диагностика мнемических способностей»4, «Кубики Кооса», «Краткий отборочный тест» (Бузин, 1992, с. 10), опросники: «Доминирующее состояние» (Куликов, 1997; Куликов, 2003), «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности», разработанный А. Б. Леоновой, С. Б. Величковской (Водопьянова, 2009), «Потери и приобретения персональных ресурсов» (Водопьянова, 2009). Установленные значимые корреляции имеют логическую основу, на основании чего делаем вывод о конструктной валидности методики «Экспериментальная диагностика мнемических способностей» (ДМС).

Оценка критериальной валидности проводилась посредством сравнения контрастных групп. Критерием выступили различия в особенностях доминирующего психического состояния, включая утомление, сниженную работоспособность. В первую группу вошли лица - курсанты, обучающиеся на 3-м и 4-м курсах Санкт-Петербургского университета МВД России, с благоприятным психическим состоянием, повышенной работоспособностью (n = 73). Вторая группа также представлена курсантами (n = 57), отличающимися неблагоприятным психическим состоянием, утомляемостью и сниженной работоспособностью (обследование проходило по окончании ими суточного наряда). Достоверность различий между этими группами определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Полученные результаты показывают статистически значимые различия на уровне p < 0,001 как по отдельным субтестам (предъявляемым для запоминания сериям визуальных стимулов), так и по итоговому баллу всей методике, что говорит как о критериальной валидности методики «ДМС», так и о возможности дифференцировать субъектов, обладающих разным уровнем не только мнемичесских способностей, но и утомляемости и работоспособности.

Расчет нормативных показателей проводился на выборке 334 человека в возрасте от 17 до 45 лет (167 лиц женского и 167 мужского пола), все граждане России, имеющие образование не ниже полного среднего. В качестве стандартной шкалы для расчета тестовых норм была использована шкала Т-баллов.

4 Черемошкина, Л. В. (2002). Психология памяти: учебное пособие. для студ. высш. учеб. заведений. Издательский центр «Академия».

Далее приведем пример использования методики диагностики мнемических способностей (ДМС), полученный при обследовании курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России в рамках одного из этапов психометрической проверки теста. Наряду с методикой «Экспериментальная диагностика мнемических способностей» были использованы методики «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) и опросник «Доминирующее состояние» (ДС-8).

Рис. 4. Выраженность показателей решения мнемической задачи у обследованных

с разным уровнем утомленности

Fig. 4. Intensity of indicators for solving the mnemic task among the respondents

with different levels of fatigue

Примечание: С-1 - субтест 1, С-2 - субтест 2, С-3 - субтест 3, С-4 - субтест 4, С-5 - субтест 5, С-6 -субтест 6, С-7 - субтест 7, МС - показатель мнемических способностей

Субъект «А», курсант в возрасте 21 год, показатель «индекс утомления» по методике «ДОРС», выражен умеренно (19 баллов). Показатели по субтестам и итоговому баллу методики «ДМС» выражены на повышенном и высоком уровне. Обследованный обладает хорошим уровнем развития мнемическиех способностей, что также является индикатором благоприятного доминирующего состояния, сниженной утомленности и повышенной работоспособности. Субъект «Б», курсант в возрасте 20 лет, прошедший обследование после окончания суточного наряда. «Индекс утомления» по методике «ДОРС» выражен на повышенном уровне (27 баллов). Показатели по субтестам методики «ДМС» выражены на среднем уровне, в том числе и показатель мнемических способностей. Считаем, что одной из возможных причин снижения показателей по методике «ДМС» является утомляемость, вызванная спецификой служебной деятельности (в нашем случае это суточный наряд).

Духновский С. В. / Dukhnovsky S. V.

Далее обратимся к результатам, полученным у обследованных по методике опросник «Доминирующее состояние» (ДС-8), представленным на рис. 5. Отметим, что в профиле приведены данные по трем наиболее значимым для нас шкалам: активное (пассивное) отношение к жизненной ситуации, бодрость (уныние) и тонус (высокий -низкий).

Рис.5. Выраженность показателей мнемических способностей у обследованных с разным параметрами доминирующего состояния

Fig. 5. Intensity of indicators of mnemic capabilities among the respondents with different parameters of the dominant state

Примечание: МС - показатель мнемических способностей, Ак - отношение к жизненной ситуации (активное / пассивное), Бо - бодрость / уныние, То - тонус (высокий / низкий)

Как показано на рис. 5, у субъекта «А», с повышенным уровнем развития мнемических способностей, имеет место более благоприятное психическое состояние. У него выражено активное отношение к жизненной ситуации, готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности; бодрое настроение и положительный эмоциональный фон, в сочетании с ощущением внутренней собранности, наличия сил для преодоления препятствий и достижения желаемых и/или необходимых целей. У субъекта «Б», с умеренно выраженными мнемическими способностями, имеет место более пассивное отношение к жизненным ситуациям, пониженное настроение, усталость, несобранность, вялость, инертность, пониженная работоспособность и повышенная утомляемость.

Заключение

Подводя итог сказанному, укажем, что разработанная нами и описанная выше методика «Диагностика мнемических способностей» (ДМС), отвечает основным психометрическим требованиям, представленным в «Российском стандарте тестирования персонала» (Батурин, 2015). Это делает правомерным ее использование в рамках исследования проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения в системе органов внутренних дел. Методика «ДМС» требует минимального времени для проведения и обработки, может применяться в различных ситуациях, как с практическими, так и с исследовательскими целями.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Батурин, Н. А., Вучетич, Е. В., Костромина, С. Н., и др. (2015). Российский стандарт

тестирования персонала. Организационная психология, 5 (2), 67-138. Бузин, В. Н. (1992). Краткий отборочный тест. Москва: Издательство «Смысл». Водопьянова, Н. В. (2009). Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер. Выготский, Л. С. (2003). Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо. Духновский, С. В., Злоказов, К. В. (2023). Визуально-когнитивная психотехника профайлинга: характеристика и возможности использования. В Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 06 декабря 2023, стр. 157-161). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России. Зинченко, П. И. (1961). Непроизвольное запоминание. Москва: Изд-во Академии педагогических наук.

Куликов, Л. В. (1997). Психология настроения: монография. Санкт-Петербург: Изд-во

С.-Петербургского университета. Куликов, Л. В. (2003). Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета. Лурия, А. Р. (2018). Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти.

Санкт-Петербург: Питер. Лурия, А. Р. (2023). Основы нейропсихологии. Санкт-Петербург: Питер.

Огородникова, Л. А. (2012). Подходы к исследованию памяти в отечественной и зарубежной психологии. Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки, 2, 308-312.

Рубинштейн, С. Л. (2024). Основы общей психологии. Москва: Издательство АСТ. Рубинштейн, С. Я. (1999). Экспериментальные методики патопсихологии. Москва: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс.

Словенко, Е. Д., Яремченко, П. И., Хохлов, Н. А. (2020). Нормативные характеристики выполнения методики «Заучивание 10 слов» и способы выявления установочного поведения при исследовании памяти. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 3, 52-85.

Смирнов, А. А. (2000). Произвольное и непроизвольное запоминание. В Ю. Б. Гиппенрейтер,

В. Я. Романов (ред.), Психология памяти: хрестоматия (стр. 476-486). Москва: ЧеРо. Ушаков, В. О. (2014). Исследование динамики функционирования механизмов мнемических способностей при усложнении мнемической задачи. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11 (3), 149-163.

Духновский С. В. / Dukhnovsky S. V.

Черемошкина, Л. В., Осинина, Т. Н. (2019). Память: закономерности воспроизведения учебного материала: монография, 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт.

Фер, Р. М., Бакарак, В. Р. (2010). Психометрика. Введение. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ

Шадриков, В. Д. (2007). Ментальное развитие человека. Москва: Аспект Пресс.

References

Baturin, N. A., Vuchetich, E. V., Kostromina, S. N., i dr. (2015). Rossijskij standart testirovaniya personala. Organizacionnaya psihologiya, 5 (2), 67-138.

Buzin, V. N. (1992). Kratkij otborochnyj test. Moskow: Izdatel'stvo «Smysl».

Vodop'yanova, N. V. (2009). Psihodiagnostika stressa. Saint Petersburg: Piter.

Vygotskij, L. S. (2003). Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskow: Smysl; Eksmo.

Duhnovskij, S. V., Zlokazov, K. V. (2023). Vizual'no-kognitivnaya psihotekhnika profajlinga: harak-teristika i vozmozhnosti ispol'zovaniya. V Moral'no-psihologicheskoe obespechenie deyatel'nosti organov vnutrennih del: sovremennye podhody i perspektivy razvitiya: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Sankt-Peterburg, 06 dekabrya 2023, str. 157-161). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.

Zinchenko, P. I. (1961). Neproizvol'noe zapominanie. Moskow: Izd-vo Akademii pedagogicheskih nauk.

Kulikov, L. V. (2003). Rukovodstvo k metodikam diagnostiki psihicheskih sostoyanij, nastroenij i sfery chuvstv. Opisanie metodik, instrukcii po primeneniyu. Saint Petersburg: Izd-vo S.-Peterburgsk-ogo universiteta.

Kulikov, L. V. (1997). Psihologiya nastroeniya: monografiya. Saint Petersburg: Izd-vo S.-Peterburgsk-ogo universiteta.

Luriya, A. R. (2023). Osnovy nejropsihologii. Saint Petersburg: Piter.

Luriya, A. R. (2018). Poteryannyj i vozvrashchennyj mir. Malen'kaya knizhka o bol'shojpamyati. Saint Petersburg: Piter.

Ogorodnikova, L. A. (2012). Podhody k issledovaniyu pamyati v otechestvennoj i zarubezhnoj psi-hologii. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki, 2, 308-312.

Rubinshtejn, S. L. (2024). Osnovy obshchej psihologii. Moskow: Izdatel'stvo AST.

Rubinshtejn, S. Ya. (1999). Eksperimental'nye metodiki patopsihologii. Moskow: ZAO Izd-vo EKSMO-Press.

Slovenko, E. D., Yaremchenko, P. I., Hohlov, N. A. (2020). Normativnye harakteristiki vypolneniya metodiki «Zauchivanie 10 slov» i sposoby vyyavleniya ustanovochnogo povedeniya pri issle-dovanii pamyati. Vestnik po pedagogike i psihologii Yuzhnoj Sibiri, 3, 52-85.

Smirnov, A. A. (2000). Proizvol'noe i neproizvol'noe zapominanie. V Yu. B. Gippenrejter, V. Ya. Romanov (red.), Psihologiya pamyati: hrestomatiya (str. 476-486). Moskow: CheRo.

Ushakov, V.O. (2014). Issledovanie dinamiki funkcionirovaniya mekhanizmov mnemicheskih sposob-nostej pri uslozhnenii mnemicheskoj zadachi. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki, 11 (3), 149-163.

Cheremoshkina, L. V., Osinina, T. N. (2019). Pamyat': zakonomernosti vosproizvedeniya uchebnogo materiala: monografiya, 2-e izd., pererab. i dop. Moskow: Yurait.

Fer, R. M., Bakarak, V. R. (2010). Psihometrika. Vvedenie. Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YUUrGU.

Shadrikov, V. D. (2007). Mental'noe razvitie cheloveka. Moskow: Aspekt Press.

Информация об авторе:

Сергей Витальевич Духновский - профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук, доцент.

About the author:

Sergey V. Dukhnovsky - Professor of the Department of Legal Psychology of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Dr. Sci. (Psy.), Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 27.02.2024; Одобрена после рецензирования 29.03.2024; Опубликована 28.04.2024

Submitted February 27, 2024; Approved after reviewing March 29, 2024; Accepted April 28, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.