УДК 378.937:158
Экспектационный подход к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической
культуры
Жабакова Т.В. *, Игнаткин Ю.И.
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
г. Челябинск, Россия
ORCID: 0000-0001-9947-5505, e-mail: [email protected]*
ORCID: 0000-0002-3844-8121, e-mail: [email protected]
Аннотация: Цель исследования - обосновать эффективность внедрения экспектационного подхода к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры. Практическая значимость исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке диагностического инструментария, позволяющего описать содержание экспектационного подхода и проектировании индивидуальных маршрутов подготовки педагогов физической культуры на основе субъектных представлений о процессе индивидуализации и ожиданий, определяющих модальность этого процесса. Методы исследования: при измерении параметров, характеризующих эффективность внедрения экспектационного подхода основным методом исследования стал метод контент-анализа эссе на тему «Реализация индивидуальности человека- личности в жизни и в процессе обучения в вузе». В соответствии с логикой контент-анализа были выделены категории и маркеры представлений педагогов физической культуры о процессе индивидуализации, зафиксированные в форме единиц текста, характеризующих конструкт «индивидуализация». Для исследования экспектаций применяли модифицированную методику «Незаконченные предложения» для исследования экспектаций. Методика «Незаконченные предложения» относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений, отражающих основные сферы ожиданий субъектов. Результат. Результаты первого эмпирического этапа опытноэкспериментальной работы позволяют сделать вывод, что процесс индивидуализации в представлениях студентов определяется положительными по модальности экспектациями. Реализация индивидуальных ожиданий и потенциальных возможностей в представлениях респондентов представлена как полностью самостоятельный, не зависящий от других людей, событий и обстоятельств. На основании эмпирических результатов исследования на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были спроектированы индивидуальные образовательные маршруты подготовки педагогов физической культуры: атрибутивный (направлен на реализацию ожиданий, связанных с процессом индивидуализации, типа «ситуация - результат»), каузальный (направлен на реализацию ожиданий, связанных с процессом индивидуализации, типа «действия - результат»). Заключение. С позиции экспектационного подхода как методологической основы проектирования ИОМ подготовки педагогов физической культуры ожидания (экспектации) рассматриваются как «смысловое ядро» подготовки будущих педагогов. Результат реализации экспектационного подхода к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов заключается в моделировании процесса подготовки педагогов физической культуры на основе «ожидаемой ценности результата» и «ожидаемого процесса достижения результата».
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, экспектационный подход, подготовка педагогов
Для цитирования: Жабакова Т.В.*, Игнаткин Ю.И. Экспектационный подход к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов
физической культуры. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024. 19(3): 263-269.
An expectation approach to designing individual educational routes for training physical education teachers’ training
Tatyana V. Zhabakova*, Yuriy I. Ignatkin
South Ural State University for the Humanities and Pedagogics Chelyabinsk, Russia
ORCID: 0000-0003-0897-1840, e-mail: [email protected]*
ORCID: 0000-0002-3844-8121, e-mail: [email protected]
Abstract: The purpose of the study is to substantiate the effectiveness of an experimental approach implementation to the design of individual educational routes for the training of physical education teachers. The practical significance of the research lies in the development and experimental verification of diagnostic tools that allow describing the content of the experimental approach and designing individual training routes for physical education teachers based on subjective ideas about the process of individualization and expectations that determine the modality of this process. Research methods. When measuring the parameters characterizing the effectiveness of the expectational approach implementation, the main method of research was the method of content analysis of an essay on the topic "Realization of a person’ individuality in life and in the process of studying at a university." In accordance with the logic of content analysis, categories and markers of physical education teachers' ideas about the process of individualization were identified, fixed in the form of text units characterizing the "individualization" construct. To study the expectations, a modified "Unfinished sentences" technique was used to study the expectations. The "Unfinished sentences" methodology belongs to the group of projective tests, consists of 56 unfinished sentences reflecting the main areas of the subjects’ expectations. Result. The results of the first empirical stage of experimental work allow us to conclude that the process of individualization in students' ideas is determined by modality-positive expectations. The realization of individual expectations and potential opportunities in the views of respondents is presented as completely independent, independent of other people, events and circumstances. Based on the empirical results of the study, at the formative stage of experimental work, we designed individual educational routes for the training of physical education teachers: attributive (aimed at realizing expectations related to the process of individualization, such as "situation -result"), causal (aimed at realizing expectations related to the process of individualization, such as "actions - the result"). Conclusion. From the perspective of the expectational approach as a methodological basis for the design and training of physical education teachers, expectations (expectations) are considered as the "semantic core" of the training of future teachers. The result of an experimental approach implementation to the design of individual educational routes is to model the process of training physical education teachers based on the "expected value of the result" and the "expected process of achieving the result".
Keywords: individual educational route, expectation approach, training teachers
For citation: Tatyana V. Zhabakova*, Yuriy I. Ignatkin. Expectation approach to designing individual educational routes for training physical education teachers. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 263-269.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева» в рамках научного
проекта «Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды» договор №16-685 от 01.07.2024.
Введение
В условиях современных социокультурных вызовов необходима трансформация процесса подготовки будущих педагогов, обусловленная проектированием новых индивидуальных образовательных маршрутов, поскольку индивидуализация процесса подготовки педагогов физической культуры обеспечивает «реализацию потенциальных возможностей студентов в процессе обучения» [2]. Однако нередко проектирование ИОМ студентов сводится к заданиям для самостоятельной работы, неоправданному «наслоению «репродуктивных действий». Поэтому возникает объективная необходимость в разработке новых методологических ориентиров проектирования ИОМ будущих педагогов физической культуры.
Рассматривая проектирование индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры как предмет нашего исследования, мы, опираясь на работы С.В. Воробьева, Н.Г. Зверевой, Н.А. Лабунской [8], В.В. Лоренц, В.В. Николиной, М.Л. Соколовой, А.П. Тряпицыной, Ж. К. Кениспаева, О. М. Чуприяновой [7], выделили основные признаки ИОМ: 1) ИОМ соответствует принципам гуманизации высшего образования [9]; 2) результатом «освоения» ИОМ является осознание студентами себя «субъектами деятельности» [1]; 3) ИОМ направлен на реализацию потенциала всех сфер личности [7]; 4) ИОМ является гибким, вариативным.
Методологической основой проектирования индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры в нашем исследовании является экспектационный подход. Экспектационный подход предполагает рассматривать проектирование индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры как
инновационную практику обучения в вузе, основным замыслом которой является изменение и «трансформация ожиданий студентов» [4], связанных с педагогической деятельностью. Поэтому научная новизна нашего исследования определяется исследованием субъектных представлений и ожиданий, определяющих модальность индивидуализации, а также проектированием ИОМ в контексте экспектационных факторов.
В то же время экспектационный подход позволяет оценивать эффективность реализации индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов
физической культуры в контексте «субъектных» условий индивдуализации, представленных в сознании педагогов физической культуры в виде контекста обучения в вузе. Исследование условий индивидуализации «в тексте и контексте» обусловливает теоретическую новизну нашей работы.
Материалы и методы
Опытно-экспериментальная работа по внедрению экспектационного подхода к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры осуществлялась на базе о научно-исследовательской лаборатории кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта ЮУрГГПУ
«Трансдисциплинарная лаборатория образовательных ресурсов в сфере физической культуры и спорта»., г. Челябинск, Россия.
Цель исследования - обосновать эффективность внедрения экспектационного подхода к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры.
В эмпирической части при измерении параметров, характеризующих эффективность внедрения экспектационного подхода, основным методом исследования стал контент анализ эссе «Реализация индивидуальности человека- личности в жизни и в процессе обучения в вузе». В соответствии с логикой контент-анализа были выделены категории и маркеры представлений педагогов физической культуры [6] о процессе индивидуализации, зафиксированные в форме единиц текста, характеризующих конструкт «индивидуализация».
Для исследования экспектаций мы применяли разработанную нами модифицированную методику «Незаконченные предложения» [6]. Содержание методики включает 56 незаконченных предложений, отражающих 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке) экспектаций. На втором этапе по трехбалльной шкале «положительные» нейтральные и отрицательно окрашенные утверждения исследуется модальность экспектаций. Для статистической обработки результатов измерений применялось программное обеспечение «SPSS v 17.0», описательные статистики, корреляционный анализ (по Пирсону).
Результаты
На первом этапе эмпирического исследования мы провели качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.
Результаты контент-анализа эссе «Реализация индивидуальности человека личности в жизни и в процессе обучения в вузе» были подготовлены на основе анализа 900 упоминаний, связанных с феноменом индивидуализации и индивидуальности человека. Нами были сформулированы 4 основных категорий анализа, указаны данные частотного анализа, то есть количество наиболее часто встречающихся упоминаний времени и их процент от числа всех упоминаний времени во всех текстах (Таблица 1).
Таблица
Результаты контент-анализа текстов эссе (в единицах анализа и процентах)
Тематическая направленность Категория анализа Кол-во ед. (%) Наиболее часто встречающиеся индикаторы самореализации
Развитие индивидуальных качеств в жизни Содержание индивидуализации 15% Жить достойно, престижная работа, образ, к которому стремится человек, найти себя и свое место в жизни, семья
Качества личности 12% Упорство, харизма, гибкость, сильный характер
Условия, оказывающие влияние на развитие индивидуальных качеств 9% Умение использовать свой потенциал, способность реализовать свою мечту, способность никогда не сдаваться
Цель развития индивидуальных качеств 7% Авторитет в обществе, создать семью
Развитие индивидуальных качеств в жизни в процессе обучения Содержание индивидуализации 18% Развитие физических навыков, борьба с самим собой, ориентация на собственное мнение, стремление победить
Качества личности 10% Мудрость, уверенность в себе, жесткость, терпение, способность делать «через не могу», много работать над собой, самостоятельность, дисциплинированность, собранность, энергичность
Условия, оказывающие влияние на развитие индивидуальных качеств 6% Работа над собой, уважение к сопернику, способность управлять собой, развитые двигательные навыки, сильная воля, целеустремленность
Цель развития индивидуальных качеств 4% Прогресс физического совершенства, достичь желаемого результата
Поскольку представления об условиях индивидуализации личности в процессе обучения являются важными для проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов подготовки педагогов физической культуры, мы провели дополнительное исследование этого компонента.
Мы объединили высказывания, отражающие условия индивидуализации личности в процессе обучения в пять блоков (таблица 2).
1. Материально-технические условия
2. Компетентность педагога вуза
3. Личностные особенности
4. Осознание цели деятельности
5. Профессионально-педагогическая направленность личности
Таблица 2
Значимость условий индивидуализации личности в процессе обучения
№ Условия К-во упоминаний (%) Ранг
1. Материально-технические условия 30 5
2. Компетентность педагога вуза 85 2
3. Личностные особенности 90 1
4. Осознание цели деятельности 82 3
5. Профессионально-педагогическая направленность личности 40 4
Характерно, что «внешние» условия не представлены в сознании респондентов, как ведущие для индивидуализации личности в процессе обучения. В наибольшей степени на индивидуализации личности в процессе обучения, по мнению студентов, оказывают влияние «субъективные» условия: компетентность, осознание цели деятельности и личностные особенности. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в представлениях испытуемых успешность индивидуализации личности в процессе обучения рассматривается как личностное достижение [9] в результате развития личностных особенностей (упорства, трудолюбия и т.д.), а достижение под влиянием значимого другого (преподавателя вуза), обстоятельства и случай могут оказывать незначительное влияние.
В результате интерпретации результатов контент-анализа были выявлены некоторые тенденции в восприятии студентами индивидуализации личности в процессе обучения, которые отражают их отношение.
Качественный анализ методики «Незаконченные предложения» показывает, что экспекетации респондентов в общем массиве единиц для анализа являются положительными по модальности. Однако в 57,5 % обработанных лексем проявились
ригидные аттитюды при оценке категории «обучение», а упрощенная дихотомия «хорошо» - «плохо» в описании процесса обучения проявились в 17,1% текстах. Нереалистичность экспектаций в представлениях 56 % респондентов, в большей степени, связана с описанием респондентов своих целей и способов их достижения о себе и целях.. Однако более 20 % студентов четко сформулировав цель деятельности, указали на потребность в саморазвитии, самопознании, систематическом духовном и физическом самосовершенствовании («стремлюсь к достижению высоких результатов» и т. д.), что соответствует нашим более ранним исследованиям экспектаций [6]. Ожидания, связанные с интеракциями респондентов, также являются положительными по модальности в 76,5% лексем, реалистичными в 45,2% единиц текста и соответствуют психологическим особенностям возрастной группы. Если в наших ранних исследованиях в экспектациях прослеживались две линии («Я и Другой» и «Я и коллектив») [6], то результаты текущего исследования позволяют сделать вывод об усилении значимости социальных отношений для студентов, что отражено в лексемах «взаимопомощь», «уважение», «сплочённость».
При анализе лексических единиц, описывающих экспектации группы «Взаимодействие с преподавателем» выявлены 24,5% лексем, отражающих экстернальные тенденции («должен быть справедливым», «должен интересно обучать»). Интернальные экспектации, отражающие ожидания от результатов собственных действий, выделены в 17,2% лексем категории этого вида.
Анализ лексических единиц, отражающих представления респондентов о себе как авторе индивидуализации, позволяет сделать вывод о полярности экспектаций. «Активные» (34,8% лексем) и «пассивные» (23,4%) экспектации отражают, прежде всего, субъектность в процессе обучения.
Таким образом, результаты первого эмпирического этапа опытноэкспериментальной работы позволяют сделать вывод, что процесс индивидуализации в представлениях студентов определяется положительными по модальности экспектациями. Реализация индивидуальных ожиданий и потенциальных возможностей в представлениях респондентов представлена как полностью самостоятельный, не зависящий от других людей, событий и обстоятельств. На основании эмпирических результатов исследования на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были спроектированы индивидуальные образовательные маршруты подготовки педагогов физической культуры.
Первый маршрут - атрибутивный - направлен на реализацию ожиданий, связанных с процессом индивидуализации, типа «ситуация - результат». Экспектации, в таком случае, определяют аксиологические установки [4] и в «содержании» индивидуализации становятся базовыми конструктами. В качестве методов и технологий реализации ИОМ
первого вида мы выделили интерактивную лекцию, технологии «перевернутого класса», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог.
Второй маршрут - каузальный - направлен на реализацию ожиданий, связанных с процессом индивидуализации, типа «действия - результат». Особенности экспектаций определяют средства осуществления действий, которые связаны технологиями рациональной организации самостоятельной работы. Поэтому экспектации соответствуют представлениям о результате подготовки педагога физической культуры. В качестве методов реализации ИОМ второго вида мы выделили решение трансдисциплинарных кейсов, направленных на расширение педагогического видения, которое проявляется в вариативности и флексибильности способов действий [3].
Таким образом, с позиции экспектационного подхода как методологической основы проектирования ИОМ подготовки педагогов физической культуры ожидания (экспектации) рассматриваются как «смысловое ядро» подготовки будущих педагогов. Экспектации, обусловливая систему ценностного отношения и ценностных установок, реализуются в представлениях об индивидуализации подготовки педагогов физической культуры, определяя направленность процесса обучения в вузе. Поэтому результат реализации экспектационного подхода к проектированию ИОМ заключается в моделировании процесса подготовки педагогов физической культуры на основе «ожидаемой ценности результата» и «ожидаемого процесса достижения результата». Следовательно, практическая значимость исследования заключается в разработке и опытноэкспериментальной проверке диагностического инструментария, позволяющего описать содержание экспектационного подхода и проектировании индивидуальных маршрутов подготовки педагогов физической культуры на основе субъектных представлений о процессе индивидуализации и ожиданий, определяющих модальность этого процесса.
Заключение
Экспектационный подход к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры позволяет трансформировать содержание и методы обучения будущих педагогов [5], что актуализирует требования профессионального стандарта и обеспечивает способность системы обучения в вузе оперативно реагировать на профессиональные дефициты педагогов, нивелировать расхождения между теоретической и практической составляющей программы педагогического бакалавриата [7]. Экспектации как «глубинный ценностный контекст» трансформируют процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов,
однако, особую значимость в разработке содержания ИОМ [8] приобретают не методы оценки эффективности процесса индивидуализации, а экспектационное содержательное наполнение процесса подготовки будущих педагогов. Поэтому реализация экспектационного подхода к проектированию ИОМ педагогов физической культуры «запускает» включенность в процесс, что обеспечивает ориентацию обучения на смысловые лакуны экспектаций. Разработанные нами атрибутивный и каузальный ИОМ не только трансформируют экспектации студентов, но и наполняют процесс педагогов физической культуры новым субъектно-ориентированным содержанием. Поэтому возникает объективная необходимость во внедрении индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры.
Список литературы
1. Абульханова К. А., Воловикова М. И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений. Психологический журнал. 2007; 28: 5-14.
2. Афиногенов О. С. Педагогическое проектирование и его особенности. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019; 2 (1); 4-15.
3. Бахметьев Н. И., Сорокин Н. В. Особенности отношения студентов вуза к будущей педагогической деятельности. Личность в пространстве и времени. 2023; 12: 1523.
4. Гордиенко Е. В. Философско-психологический анализ проблемы экспектаций как механизма индивидуального сознания личности. Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2011; 1: 179-181.
5. Грязнов С. А. Профессиональное становление преподавателей вузов. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023; 2-1(77): 86-88.
6. Жабакова Т. В. Экспектационный подход к проблеме самореализации личности студентов в процессе обучения. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019; 7: 110-124.
7. Кениспаев Ж. К., Чуприянова О.М. Индивидуальный образовательный маршрут молодого педагога как основа профессионального роста. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; 10(90): 82-86.
8. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002; 2 (3) С. 79-90.
9. Тахохов Б. А., Юрловская И.А. Индивидуализация образовательного процесса в современном вузе. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2015; 4: 126-130.
References
1. Abulkhanova K. A., Volovikova M. I. Psychosocial and subjective approaches to personality research in conditions of social change. Psihologicheskij zhurnal. 2007; 28: 5-14 [In Russ.].
2. Afinogenov O. S. Pedagogical design and its features. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra. 2019; 2 (1); 4-15 [In Russ.].
3. Bakhmetyev N. I., Sorokin N. V. Features of the attitude of university students to future teaching activities. Lichnost’ vprostransnve Ivremeni. 2023; 12: 15-23 [In Russ.].
4. Gordienko E. V. Philosophical and psychological analysis of the problem of expectations as a mechanism of individual consciousness of a personality. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri Magister Dixit. 2011; 1: 179-181 [In Russ.].
5. Gryaznov S. A. Professional development of university teachers. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023; 2-1(77): 86-88.
6. Zhabakova T. V. An experimental approach to the problem of self-realization of the personality of students in the learning process. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2019; 7: 110-124 [In Russ.].
7. Kenispaev Zh. K., Chupriyanova O.M. The individual educational route of a young teacher as a basis for professional growth. Obchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; 10(90): 82-86 [In Russ.].
8. Labunskaya N. A. Individual educational route of a student: approaches to the disclosure of the concept. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gertsena. 2002; 2 (3) pp. 79-90 [In Russ.].
9. Takhokhov B. A., Yurlovskaya I.A. Individualization of the educational process in a modern university. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Hetagurova. 2015; 4: 126-130 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 20.08.2024
Жабакова Татьяна Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 454080, Россия, г. Челябинск, проспект Ленина, дом 69, e-mail: [email protected]
Игнаткин Юрий Иванович - старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 454080, Россия, г. Челябинск, проспект Ленина, дом 69, e-mail: [email protected]