Научная статья на тему 'Экспансионизм во внешней политике ФРГ: миф или реальность?'

Экспансионизм во внешней политике ФРГ: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
627
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ФРГ / ЕС / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКСПАНСИОНИЗМ / ЭКСПАНСИЯ / ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Павлов Николай Валентинович, Хохлов Владимир Юрьевич

Рассмотрены формы современного национального экспансионизма на примере Федеративной Республики Германии. Отражены его основные направления на современном этапе: борьба за внешние рынки, расширение внешнеполитического влияния благодаря внешней культурной политике и институционализация роли ФРГ на мировой арене как одного из гарантов международного мира и безопасности. Основной тезис авторов о “мирной экспансииФРГ сводится к тому, что расширение влияния происходит не за счет военно-силовой политики страны, а благодаря мощной экономике, межкультурной коммуникации и международной репутации Германии как надёжного партнёра. Отдельно отмечается роль коллективного Запада как фактора, способствующего германскому экспансионизму (“двухуровневый экспансионизм”).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспансионизм во внешней политике ФРГ: миф или реальность?»

УДК 327.2.339 Николай ПАВЛОВ, Владимир ХОХЛОВ

ЭКСПАНСИОНИЗМ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ФРГ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Аннотация. Рассмотрены формы современного национального экспансионизма на примере Федеративной Республики Германии. Отражены его основные направления на современном этапе: борьба за внешние рынки, расширение внешнеполитического влияния благодаря внешней культурной политике и институционализация роли ФРГ на мировой арене как одного из гарантов международного мира и безопасности. Основной тезис авторов о "мирной экспансии" ФРГ сводится к тому, что расширение влияния происходит не за счет военно-силовой политики страны, а благодаря мощной экономике, межкультурной коммуникации и международной репутации Германии как надёжного партнёра. Отдельно отмечается роль коллективного Запада как фактора, способствующего германскому экспансионизму ("двухуровневый экспансионизм").

Ключевые слова: Германия, ФРГ, ЕС, внешняя политика, международные отношения, экспансионизм, экспансия, экономика, культурная политика, экспорт.

Современная международная обстановка не внушает оснований для оптимизма уже хотя бы потому, что мы являемся свидетелями серьёзных трансформационных процессов, затрагивающих саму суть межгосударственного общения. С появлением на этом поле новых формально не признанных, но реально оперирующих в глобальном масштабе игроков в лице влиятельнейших международных террористических организаций, стран-изгоев, производящих или пытающихся получить в свои руки оружие массового уничтожения и претендующих на "место под солнцем", так называемых "новых экономик", борющихся за передел рынков, "ещё не состоявшихся государств" - осколков бывших царств и империй, превратившихся в источник потенциальных или уже разгоревшихся конфликтов и дестабилизирующих таким образом мир и угрожающих всеобщей безопасности, на передний план, как в биполярный период и до него, выдвигаются вопросы ответственности и соблюдения норм международного права. При этом зачастую возникает вопрос, а какого права, и как его трактовать?

© Павлов Николай Валентинович - д.ист.н., профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России. Адрес: Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76; E-mail: kotjaico@mail.ru © Хохлов Владимир Юрьевич - студент первого курса магистратуры (направление "Международные отношения", программа "Дипломатия и дипломатическая служба"), МГИМО (У) МИД России. Адрес: Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76; E-mail: WLKH@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420156980

Проблема применения силы ("жёсткой", "мягкой" или "умной" - как их сбалансированного соотношения), её легитимности, т.е. действий государства или группы государств по продвижению своих интересов, актуальна как никогда. Естественно, ни одна страна не откажется от расширения сферы своего влияния (контроля) или как минимум её сохранения, что обеспечивает ей необходимые условия нормального воспроизводства экономики и людского потенциала. Малые страны, исходя из своей роли и места на мировой шахматной доске, довольствуются малым; большие стремятся отхватить себе кусок побольше, неважно, как, с опорой на силу или задушив в объятьях любви. Другими словами, речь идёт об экспансионизме или, если хотите, о "неоэкспансионизме" в условиях глобализации в XXI веке. Разумеется, для России далеко не безразлично, как будут вести себя под этим углом зрения важнейшие партнёры Москвы - ведущие игроки на мировой арене. А в эту когорту давно входит Федеративная Республика Германия, с которой нас на протяжении десятилетий связывают отношения "особого рода" в силу известных геополитических, экономических, исторических и даже ментальных причин.

Отказ от военной силы: "мягкий гегемон "

Традиционно понятие "экспансионизм" увязывается с агрессивной силовой политикой за пределами национальных государственных границ: развязыванием войны, оккупацией и аннексией территорий. В советской историографии экспансия и экспансионизм рассматривались как негативные явления, присущие капитализму, как синонимы агрессии, территориальных захватов и экономической эксплуатации. В результате оба слова обрели ярко выраженную негативную окраску. Однако экспансия - объективный многогранный процесс, который можно наблюдать в разных сферах жизни: культуре, экономике, идеологии. Сегодня, когда в условиях глобализации стираются физические границы между странами, когда размер подконтрольной государству территории перестал быть однозначным критерием его политической и экономической мощи, а боевые операции за рубежом чреваты неприемлемыми последствиями, видимая, надводная часть этого айсберга под названием "экспансионизм" исчезает с горизонта и перемещается туда, где его трудно распознать, оценить степень угроз и, соответственно, если потребуется, оказать адекватное противодействие. Наглядный пример перевода экспансионизма на мирные рельсы, из "жёсткой" (hard) в "мягкую" (soft) форму демонстрирует Германия -страна, многократно осужденная и наказанная за военно-силовые попытки расширить свое "жизненное пространство" и в конечном счёте отказавшаяся от былых великодержавных амбиций.

Тема германского экспансионизма XIX - первой половины XX вв., да и ранее, была досконально исследована и у нас в стране, и за рубежом. При этом историки, как правило, концентрировали своё внимание либо на мировых войнах, либо на колониальной политике Германской империи [Аветян, 1966. Ерусалимский, 1974]. С 1945 г. этот вопрос утратил свою актуальность: третий рейх был стерт с лица земли, его идеология запрещена, вермахт и его генеральный штаб ликвидированы, военные преступники наказаны, а немецкая территория разделена державами-победительницами на оккупационные зоны. Победители во Второй мировой войне сделали всё, чтобы не дать Германии снова вступить на путь военной экспансии. После оформления германской двугосударственности в 1949 г. ФРГ сформулировала принципиально новые внешнеполитические приоритеты, которые были встроены в логику биполярного мира и поэтому кардинально отличались от установок Германской империи и Третьего рейха. Стратегическими целями Федератив-

ной Республики стали обеспечение безопасности для себя и союзников в рамках западных военно-политических структур при равнении на США, западноевропейская интеграция с опорой на Францию и в отдалённой перспективе национальное воссоединение.

Кардинальные изменения произошли после объединения двух германских государств в 1990 г., развала социалистического лагеря и последовавшего за этим распада СССР. За счёт поглощения ГДР ФРГ увеличилась в размерах, прибавила в населении, решила проблему разделённой немецкой нации и оказалась в принципиально новой геополитической ситуации. Исчезла угроза полномасштабной войны, бывшие страны социалистического блока из противников превратились поначалу в потенциальных, а потом уже и реальных партнёров и союзников. "Холодная война" была выиграна, биполярный мир перестал существовать, и Германия приступила к поиску новых подходов для решения внешнеполитических задач и конструированию новых моделей для продвижения своих национальных интересов в далёкой от стабильности международной обстановке. Но насколько новыми были эти подходы, при том что положение ФРГ в современной системе международных координат не соответствует её экономической мощи?

Действительно, страна входит в пятёрку мировых лидеров по объёму ВВП, занимает второе место по объёму экспорта, является третьим по величине вкладчиком в бюджет ООН, членом всех ведущих международных финансовых организаций и локомотивом европейской интеграции. Вместе с тем "экономический гигант", хотя и избавился давно от уничижительного клейма "политического карлика" и был инициатором создания "группы семи" и "большой двадцатки", всё ещё не достиг желанной статусной планки на мировом политическом Олимпе. Германия до сих пор не имеет ни места постоянного члена в Совете Безопасности ООН, ни юридически закреплённых за собой особых прав и привилегий в рамках ЕС. С другой стороны, а так ли уж важен этот статус, если к голосу ФРГ прислушиваются все государства, если глава немецкого правительства почти каждый год признаётся самой влиятельной особой в мире, а в рейтинге самых популярных стран в 2014 г. Германия оказалась на первом месте, потеснив США? [Deutschland ist das beliebteste Land. Германия, 2014].

Изменение геополитических координат после окончания "холодной войны" не затронуло рамочные условия мирового порядка образца Ялты и Потсдама. Иными словами, кардинальное изменение соотношения сил в мире не сопровождалось масштабной перестройкой фундаментальных принципов и институтов международных отношений времён блокового противостояния; реалии постбиполярного мира так и не были закреплены в международно-правовом плане. В этой ситуации окрепшая Германия сразу заявила о своём желании и готовности стать постоянным членом Совета Безопасности ООН, мотивируя это своей "возросшей международной ответственностью". Эта цель проходит красной нитью во всех коалиционных договорах с момента объединения страны. Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе она недостижима, поскольку, во-первых, у ФРГ предостаточно авторитетных конкурентов (Бразилия, Индия, Саудовская Аравия, Япония и др.), во-вторых, пересмотр состава Совета Безопасности, по мнению многих "тяжеловесов", должен сопровождаться крупномасштабной реформой всей Организации Объединённых Наций, в-третьих, этому препятствует общая инерционность системы международных отношений.

Немцы компенсируют своё нечленство в Совете Безопасности, роль которого в последние годы заметно падает, прежде всего принадлежностью к "коллективному

Западу", а также членством в "семёрке" и "двадцатке", перехвативших у ослабевшей ООН ряд функций по координации глобальных отношений. Будучи тесно интегрированной в западные структуры и позиционируя себя в качестве одного из ведущих партнеров США, Франции и Великобритании, Германия есть неотъемлемая часть Запада и полностью разделяет ценности евроатлантического сообщества, что, собственно, и стало "рецептом успеха германской внешней политики" [Wachstum. Bildung. Zusammenhalt, 2009]. В этой связи стоит заметить, что Берлин, с одной стороны, принимает участие в коллективной экспансии Запада, с другой -выстраивает стратегию расширения зоны собственного влияния. Другими словами, мы имеем дело с двухуровневой экспансией Германии на современном этапе.

Наднациональная "физическая" экспансия Запада возникла задолго до окончания Второй мировой войны - её самыми яркими проявлениями в мировой истории были крестовые походы, великие географические открытия и сопутствующая им колонизация новых земель. На сегодняшний день можно выделить три главных направления коллективной западной экспансии. Во-первых, это придание западным ценностям универсального общемирового характера и продвижение их в глобальном масштабе. Во-вторых, содействие в построении рыночного и правового государства, поощрение развития либерально-демократических институтов и поддержка ориентированных на это политических сил. В-третьих, защита прав человека и практическая помощь в их реализации. Суть всех трёх направлений сводится к одной цели - трансформации окружающего мира по западным лекалам. Каждый шаг на пути к этой цели укрепляет позиции Запада, расширяет ареал его фактического влияния на общемировые процессы.

Что касается национальной (индивидуальной) экспансии, то предшественники современной Германии - Пруссия, Германская империя и Третий рейх - утверждали свое право на место под солнцем военным путём. Для Федеративной Республики такой путь исключен, т.к. он не отвечает ни международным реалиям, ни экономическим потребностям (для современной национальной экономики гораздо важнее развитая инфраструктура, инвестиционный климат и трудовая этика, чем территориальные приращения и природные богатства), ни взятым на себя международным обязательствам, ни самой сути этого государства. Напомним, что утверждению на международной арене и постепенному вхождению в круг серьезных игроков стране помогала благоприятная экономическая конъюнктура под названием "немецкое экономическое чудо", политическая стабильность и прогнозируемость действий правительства во внешней политике. ФРГ была практически застрахована от серьёзных социально-экономических кризисов. Таким образом, внутренняя политика успешно дополняла и развивала политику внешнюю, что в итоге ввело страну в клуб ведущих промышленно развитых стран. И если с момента создания в 1871 г. единого национального государства Германия рассматривалась большинством ее ближних и дальних соседей как дестабилизирующий фактор, подрывающий основы сложившегося баланса сил, то со второй половины XX столетия Федеративная Республика превратилась в очаг стабильности и благополучия в Европе, чьи максимы во внутренней и внешней политике не изменились и с национальным воссоединением в 1990 г.

Главное состоит в том, что в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии ФРГ официально отказалась от территориальных требований к другим государствам. Более того, в статье 2-й договора было заявлено, что "с немецкой земли будет исходить только мир", и особо подчеркнуто, что "действия, могущие и преследующие цель нарушить мир между народами, в особенности под-

готовка к ведению наступательной войны, являются антиконституционными и наказуемыми". Представители Германии также заявили, что их страна никогда не применит оружие, которым она располагает, иначе как "в соответствии с ее конституцией и Уставом Организации Объединённых Наций".

Что касается военного потенциала, то, во-первых, Германия отказалась от оружия массового уничтожения, прежде всего ядерного, которым обладают все постоянные члены Совета Безопасности ООН, во-вторых, её армия - бундесвер - имеет устойчивую тенденцию к сокращению с перспективой доведения до уровня 160180 тыс. человек, поскольку бюджет страны в условиях перманентного глобального финансово-экономического кризиса и социальных обязательств перед населением не выдерживает значительных оборонных нагрузок. Расходы министерства обороны ФРГ в 2015 г. составят 32,97 млрд евро, то есть приблизительно 1,1% ВВП Германии [Neue Panzer für die Bundeswehr]. Этот показатель почти в два раза ниже поставленной задачи по увеличению оборонных расходов, которую ФРГ приняла на себя как страна-член Североатлантического союза.

Тем не менее, несмотря на снижение роли военного фактора, экономический потенциал, моральный авторитет и готовность выступать в качестве посредника в урегулировании сложных кризисных ситуаций привели к тому, что к мнению ФРГ прислушиваются во всех уголках мира. В определённом смысле Германия стала глобально оперирующей державой и уж точно "мягким гегемоном" в Европе.

Торговая держава

Федеративная Республика, как никогда ранее, воплощает тип торгового государства в отличие от державы образца XIX - первой половины XX вв. А данному типу в особой мере отвечают многосторонние рамочные условия её международной деятельности. С этой точки зрения возвращение к германской великодержавной политике в том виде, в каком она проводилась до 1945 г., и чего сегодня многие опасаются, практически исключено.

Правящие круги ФРГ вне зависимости от партийного состава правительства последовательно боролись и борются за отмену всех ограничений в передвижении товаров, капиталов и услуг, за либерализацию торговли, которая создаёт преимущества для конкурентоспособных немецких предприятий. После крушения социалистического лагеря западные индустриально развитые страны приступили к форсированной ликвидации существовавших ранее экономических барьеров. Завершение уругвайского раунда переговоров по ГАТТ (Генеральное соглашение по торговле и тарифов) в 1993 г. и создание по его итогами в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) стало важным шагом в широкомасштабном наступлении Германии и на многостороннем уровне, и на треке двусторонней межгосударственной кооперации.

С началом нового тысячелетия дальнейшая либерализация торговли в рамках ВТО, однако, затормозилась ввиду разногласий между промышленно развитыми и развивающимися, прежде всего "пороговыми", странами. Негативные последствия имел и разразившийся в 2008 г. мировой финансово-экономический кризис. Тем не менее благодаря решительным и своевременным государственным мерам в области экономической и фискальной политики Германии удалось без особых потерь не только остаться на плаву, демонстрируя устойчивый рост ВВП на уровне около 23% годовых, но и сохранить еврозону путем создания совместно с Францией Европейского стабилизационного фонда.

В настоящее время ФРГ занимает второе место в мире по экспорту после Китая. С 1993 года экспортная квота Германии (отношение объема экспорта к общему объёму производства товаров и услуг) постоянно росла и составила в 2013 г. 38,9% [Zusammenfassende Übersichten für den Außenhandel].

По данным Федерального статистического ведомства, в 2014 г. Германия установила новый рекорд в сфере экспорта: за границу было продано товаров на 1133,6 млрд евро - на 3,7% больше, чем годом ранее [Export, Import, Globalisierung, 2011]. Второе полугодие 2015 г. немецкие экспортёры начали с рекордных показателей за всю историю немецкой внешней торговли: поставки продукции made in Germany на внешние рынки выросли в июле по сравнению с июлем 2014 г. на 6,2% до 107,1 млрд евро [Deutsche Exporte so hoch wie nie Available]. Таким образом, существенно возросли шансы на то, что рекордным окажется и весь 2015 г.

На сегодняшний день европейский рынок продолжает играть определяющую роль для Федеративной Республики: 59% немецкого экспорта приходится на страны Евросоюза [Available at: http://www.dw.com/ru/немецкие-экспортёры], а из двенадцати ведущих торговых партнеров ФРГ по размеру товарооборота девять являются членами Европейского союза. Наиболее важные торговые партнеры Берлина -Франция, Великобритания и Нидерланды. Но окружающий мир не ограничивается европейским континентом, и Федеративная Республика оперативно реагирует на глобальные изменения. С возникновением понятия "новые индустриальные страны", Германия стала обращать всё большее внимание на перспективные экономики: Китай, Индию, Бразилию, Мексику, ЮАР, "азиатских тигров". Новые рынки весьма привлекательны для германских предприятий, но они менее доступны, чем общее европейской пространство; сказываются такие дополнительные издержки, как логистика, пошлины, национальные требования к качеству продукции, которые отличаются от стандартов ЕС. Подобные проблемы решаются путем вывода промышленного производства в развивающиеся страны, где впоследствии и будет реа-лизовываться произведенная продукция. Это позволяет не только более чутко реагировать на требования местных рынков, но и заметно сократить расходы на рабочую силу. Особенно характерен такой подход для автомобилестроительной отрасли Германии: в 2010 г. количество немецких автомобилей, сошедших с конвейера за пределами страны, превысило их внутреннее производство [Available at: http : //www. dw.com/ru/немецкие -экспортёры].

Такой подход не лишен недостатков: ориентация на дешевую рабочую силу за рубежом и низкие издержки могут привести к "вымыванию" производственных мощностей из страны. Вместе с тем немецкий бизнес не может замыкаться на внутреннем производстве, которое априори дороже и ведет к ослаблению позиций в конкурентной борьбе. Поэтому Германия вынуждена комбинировать внутреннее и внешнее производство, экспорт на европейский рынок и рынки развивающихся стран, что позволяет ей и дальше сохранять лидерство в системе мировых экспортно-импортных координат.

Культурная экспансия

Как самостоятельное направление германская внешняя культурная политика (ВКП) получила свое развитие в конце XIX столетия, хотя сам термин впервые был введен в научный оборот лишь в 1912 г. немецким историком-экономистом Карлом Лампрехтом. Он считал, что политика Германии как молодой мировой державы должна базироваться на этических принципах и всеобъемлющем немецком культурно-политическом наследии. Примером для него служил опыт "культурного им-

периализма" Великобритании, Франции и в некоторой степени США. Поначалу под "внешней политикой в области культуры" понимался не столько диалог и "мена мыслей", сколько экспорт немецкого языка. Создание немецких школ за рубежом стало, таким образом, одной из первых мер "культурной дипломатии", получившей необходимую институциализацию во внешнеполитическом ведомстве Германии.

Задаче по распространению за рубежом знаний о немецком языке и немецкой культуре традиционно уделялось много внимания при всех исторических формациях и режимах. Не стала исключением и молодая Федеративная Республика Германия, руководство которой возвело внешнюю культурную политику наряду с собственно политикой и экономикой в ранг "третьего измерения" внешней политики. В 1970 г. в Бундестаге была создана специальная комиссия по внешней культурной политике. Перед ней была поставлена задача разработать рекомендации по улучшению культурного имиджа Федеративной Республики за рубежом. В 1975 г. комиссия представила доклад [Außenhandel Rangfolge der Handelspartner im Außenhandel], который вместе с заключением правительства стал первой официальной концепцией внешней культурной политики Боннской республики.

В 70-80-е годы XX века германская ВКП развивалась в контексте общеевропейских и трансатлантических процессов; она должна была способствовать европейским интеграционным процессам, укреплению позиций ФРГ в западных структурах, политике разрядки, а также диалогу "Север - Юг". Тем не менее уже в тот период ясно прослеживается и преследование чисто национальных интересов, которые предполагали улучшение имиджа страны, подорванного двумя мировыми войнами, общемировое признание ФРГ в качестве цивилизованного государства, а также продвижение идеи о культурном единстве Германии в условиях немецкой двугосударственности. Можно констатировать, что эти цели были достигнуты: сегодня объединенная Германия стала одним из самых уважаемых европейских государств на мировой арене, а немецкая нация предстает перед нами как прошедший через искупление народ, который не только вынес исторические уроки из ХХ-го столетия, но и глубоко их прочувствовал.

После объединения страны в 1990 г. внешняя политика Германии в области культуры характеризовалась, с одной стороны, своей последовательностью и стабильностью, а с другой - чутким реагированием на стремительно менявшуюся обстановку в мире. Динамику её развития стоит рассматривать в двух плоскостях: расширение географии немецкого присутствия за рубежом и диверсификацией задач, сформулированных в правительственных документах.

На излете существования Советского Союза ФРГ получила доступ к культурному пространству бывших социалистических стран Восточной Европы. В течение трех лет, с 1989 по 1992 г., к числу уже существовавших филиалов Института им. Гёте в Бухаресте, Белграде и Загребе прибавились новые отделения - в Москве, Праге, Варшаве, Кракове, Братиславе и Риге. С 1992 по 1995 г. были открыты представительства в Киеве, Минске, Санкт-Петербурге и Тбилиси. Выбор стран для расширения сети был неслучаен - на том этапе первоочередной задачей ВКП была поддержка немецких меньшинств за рубежом, прежде всего в странах Центральной и Восточной Европы. Германия придавала большое значение поддержанию немецких диаспор как в бывшем СССР, так и в других постсоциалистических странах, поскольку считала это своим моральным долгом, не выполненным в силу объективных обстоятельств в условиях блокового противостояния. Была и другая причина -две трети изучавших немецкий язык по всему миру проживали на тот момент на территории бывшего социалистического лагеря. Политика по поддержке немецких ди-

аспор органично дополнялась линией на политические преобразования в возникшем идеологическом вакууме в Центральной и Восточной Европе, которые имели своей целью трансформацию общества в соответствии с западной шкалой ценностей и перевод бывших социалистических стран на рельсы рыночной экономики.

Наряду с уделением возросшего внимания молодым странам на постсоветском пространстве и бывшим членам Организации Варшавского Договора германская внешняя политика в области культуры традиционно не обходила стороной и союзников ФРГ по НАТО, и развивающиеся страны. Что касается последних, то ВКП была либо подчинена экономическим интересам, как это демонстрировали примеры Китая, Индия, Индонезии и др., либо диктовалась необходимостью стабилизации внутриполитической обстановки, как это было в Судане. При этом постепенно все более выразительным становился курс на поддержку демократических в западном понимании реформ в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой [Bericht der Enquete-Kommission Auswärtige Kulturpolitik].

При правительстве "красно-зеленой" коалиции (1998-2005 гг.), которое констатировало "возрастание роли внешней культурной политики в век глобализации и растущей необходимости всемирного культурного диалога", была одобрена внешнеполитическая "Концепция-2000", где были изложены актуальные задачи германского государства в сфере продвижения немецкого культурного наследия за рубежом. Отныне она стала именоваться "внешней политикой в области культуры и образования" (ВПКО). Но главным в ней осталось снабжение окружающего мира информацией о Германии и обо всем, что там происходит. В новой концепции ставка была сделана на поддержку долгосрочных "устойчивых" программ, в том числе в сфере образования, в ущерб разовым мероприятиям с краткосрочным эффектом. При этом рекомендовалось перейти к смешанной форме участия в культурных проектах - государственной и частной, учитывая, что и на этом направлении германской внешней политики в тот период происходила экономия средств.

С приходом к власти в 2005 г. правительства "большой коалиции" и благодаря усилиям министра иностранных дел Ф.-В. Штайнмайера (СДПГ) внешняя культурная политика была поднята на должную высоту. Прежде всего кардинально изменилась ее стратегия. Если ещё совсем недавно она рассматривалась исключительно как информационно-пропагандистская подпорка внешней политики, то теперь с легкой руки министра её девизом стало "знания и творчество - это основы роста" государства. Ф.-В. Штайнмайеру удалось убедить кабинет министров в том, что "активная внешняя культурная политика соответствует самосознанию Германии как нации, имеющей богатые культурные корни", что "прочные международные отношения нуждаются также в культурном фундаменте", что кропотливая работа на этом направлении помогает преодолевать барьеры между разнородными культурами, налаживать межкультурный диалог, что она должна вносить весомый вклад в предотвращение и разрешение конфликтов путём взаимного общения и сотрудничества. Именно поэтому внешняя культурная политика была возведена в ранг "инвестиции в будущее, которая содействует позитивному образу Германии за рубежом".

Внешняя политика Германии в области культуры стала образцовым примером "мягкой силы", позволяющей стране добиваться решения конкретных задач. Ее основные направления отныне заданы во всех коалиционных договорах, заключаемых при формировании каждого нового правительства ФРГ. При этом над выполнением поставленных задач работает не только внешнеполитическое ведомство ФРГ, под патронатом которого осуществляет свою деятельность Институт им. Гёте, но и целый ряд организаций: Институт зарубежных связей, медиакомпания "Не-

мецкая волна", Фонд им. Гумбольдта, Германская служба академических обменов, а также различные околопартийные и благотворительные фонды [Павлов, 2012]. Большинство из этих структур в той или иной степени финансируются государством, но обладают при этом определённой автономностью, что повышает их оперативность и в конечном итоге позволяет им действовать более эффективно.

Основной центр тяжести пропагандистской работы за рубежом в рамках внешней культурной политики падает на Институт им. Гёте по преподаванию немецкого языка за рубежом и содействию международному культурному сотрудничеству. Институт, который ещё называют "фирменным знаком и лицом Германии за границей", отвечает прежде всего за популяризацию немецкого языка за рубежом. Более 60 лет работы института приносят свои плоды - немецкий язык считается сегодня одним из самых изучаемых языков; около 80 млн человек владеют немецким языком, не являясь его носителями. Ещё одно направление - культурный обмен с другими странами. Его цель - дать представление о Германии и немецком образе жизни иностранцам. Годовой бюджет организации составляет 351 млн евро, из них 208 - средства, выделяемые МИД ФРГ [Павлов, 2009]. На сегодняшний день сеть отделений Гёте-института насчитывает порядка 160 филиалов в 94 странах. Немногим меньше половины филиалов находится в Европе, остальные охватывают ещё четыре континента. Это позволяет говорить о "глобальном" характере работы организации.

Околопартийные фонды им. К. Аденауэра (ХДС), Х. Зайделя (ХСС), Ф. Эберта (СДПГ), Г. Бёлля (Союз 90/"Зелёные") и Р. Люксемург (Левая партия) неформально подчинены той или иной партии ФРГ, но финансируются во многом за счёт государственного бюджета. Их главная задача - выявить наиболее способных и политически активных молодых людей и создать у них позитивное восприятие о Германии благодаря оплачиваемым стажировкам и именным стипендиям. Как правило, политические фонды при выборе стипендиатов обращают особое внимание на политические взгляды претендентов и их участие в общественной жизни.

Практической задачей всех перечисленных выше организаций является создание сети бывших участников стипендиальных и премиальных программ (Alumni), с которыми поддерживается связь на протяжении многих лет. Таким образом, за рубежом создается прослойка людей, симпатизирующих или, по меньшей мере, лояльных Германии. Такой метод налаживания межкультурной коммуникации выгодно отличается тем, что подразумевает систематическую работу с перспективой на долгосрочный эффект. В конечном итоге это позволило создать, а сейчас уже поддерживать положительный образ ФРГ во всём мире.

Перед немецкими культурными организациями, ведущими свою деятельность за рубежом, стоит ещё одна важная задача - преодолеть "утечку мозгов" из Германии, ведь современные условия для научно-исследовательской деятельности в стране не самые оптимальные по сравнению с отдельными членами ОЭСР. Согласно докладу Экспертной комиссии в области науки и инноваций, с 2006 по 2011 г. Германию покинули 23460 регулярно публикующихся учёных, прибыло же из других стран всего 19521 исследователей [Goethe-Institut Jahrbuch, 2014/2015]. При этом в докладе отмечается, что уровень квалификации прибывших в ФРГ исследователей заметно ниже, чем у немецких эмигрантов. Внешняя политика Германии в области культуры если не решает, то в некоторой степени купирует эту проблему.

ВПКО Германии наглядно свидетельствует, что вопросы культуры, науки и образования могут быть таким же полем для борьбы и экспансии, как и войны прошлых столетий или политические игры держав на международной арене. Экспансия всегда представляет собой расширение зоны контроля, что подразумевает пре-

жде всего борьбу за ресурсы, в том числе человеческие. Полезные ископаемые всё также важны для функционирования экономики, но для современного постиндустриального общества, которым Германия и является, гораздо важнее ресурсы более высокого порядка - человеческий капитал и положительный имидж. Первый ресурс способствует общему развитию науки, экономики и общества, в то время как второй помогает добиваться поставленных внешнеполитических целей. Германская культурная экспансия - не попытка превратить окружающий мир в образ и подобие ФРГ, а конкурентная борьба с другими развитыми странами (Великобританией, Францией, США) за привлечение в свою страну наиболее способных и полезных

для нужд германской экономики специалистов.

* * *

Экспансия - неотъемлемая часть международных отношений, так как она является естественной частью жизненного цикла большинства государств. Это явление может принимать разные формы, необязательно связанные с военно-политическими структурами страны. Пример Германии наглядно доказывает это: не имея ни малейшей возможности для военной экспансии или колониализма, ФРГ нашла другой способ наращивать своё международное влияние - через культурную политику, экспорт товаров, политическую интеграцию. Эти три направления германского "мягкого экспансионизма" тесно взаимосвязаны и переплетаются друг с другом. Европейская интеграция создала предпосылки для исключительно выгодных условий на европейском рынке для Германии. Немецкий экспорт позволил государству вкладывать серьёзные средства во внешнюю культурную политику и создать развитую сеть влияния за рубежом, которая работает на имидж страны и приносит практическую отдачу.

Ставка ФРГ на "мирный" и "двухуровневый" экспансионизм оправдала себя - на сегодняшний день Германия играет одну из ведущих ролей в мировой политике и экономике. Однако современная ситуация глобальной экономической стагнации и политической нестабильности не только создаёт внешнеполитические проблемы для Германии, но также готовит оптимальные условия для того, чтобы она взяла на себя ещё большие обязательства по отношению к мировому сообществу. Такое усиление роли Германии создаёт условия для нового импульса германского экспансионизма, и не исключено, что он начнет принимать новые, более острые и менее "мирные" черты.

Уже сейчас слышны голоса сторонников отказа от былой "культуры сдержанности" во внешней политике [Gutachten zu Forschung, Innovation und Technologischer Leistungsfähigkeit Deutschlands. Gauck auf der Sicherheitskonferenz], т. е. перехода к более жёсткому силовому позиционированию с опорой на НАТО и ЕС. И по мере того как будет нарастать неопределённость в вопросах военно-политической безопасности Германии, их позиции будут только крепнуть. Сегодня, когда Европейский Союз столкнулся с беспрецедентным потоком беженцев, сравнимым разве что с Великим переселением народов, ФРГ будет вкладывать средства в решение социальных, адаптационных и интеграционных задач, связанных с вынужденными переселенцами. Но завтра, когда попытки отгородиться от кризисных регионов и залить деньгами проблему мигрантов не увенчаются успехов, а стремительно нарастающее количество кризисных зон вокруг Евросоюза начнёт создавать качественно новую геополитическую ситуацию, Германии как флагману Европы придётся всерьёз пересмотреть свою роль в мировой политике и для сохранения своего с таким трудом завоеванного ареала политического, торгово-экономического и культурного влияния предпринять меры, которые одной "мягкой силой" явно не ограничатся.

Первый, пока ещё негромкий звонок уже прозвучал: 16 сентября правительство ФРГ решило расширить участие бундесвера в операциях против перевозчиков нелегалов из Африки, а немецким боевым кораблям в составе контингента ЕС - разрешить останавливать, конфисковывать и даже топить суда, принадлежащие контрабандистам.

Список литературы

Аветян А.С. (1966) Германский империализм на Ближнем Востоке. Колониальная политика германского империализма и миссия Лимана фон Сандерса [The German Imperialism in the Middle East. The colonial policy of the German imperialism and Liman von Sanders's mission] М.: Междунар. отношения. - 152 с.

Белов В.Б. (2014) ФРГ: восточный вектор внешней политики // Современная Европа. - № 4. - С. 97-110.

Ерусалимский А.С. (1974) Колониальная экспансия капиталистических держав и освободительное движение народов Южной Африки и Китая в XVII-XIX вв. [The colonial expansion of the capitalist states and the liberation movement of the South-African and Chinese peoples in XVII-XIX centuries] М.: Наука. - 359 с.

Германия. 2014. (2015) Часть II. Политика. Доклад ИЕ РАН / Под ред. В.Б. Белова / М.: ДИЕ РАН, № 313. - C. 102.

Павлов Н.В. (2012) История внешней политики Германии от Бисмарка до Меркель. - М.: Меж-дунар. отношения. - C. 765.

Павлов Н.В. (2009) ФРГ и третий мир // Германия. Вызовы XXI века. / Под ред. В.Б. Белова. М.: Весь мир. - С. 288.

Современная Германия. Экономика и политика (2015) / Под общ. ред. В.Б. Белова; Рос. Акад. Наук. Ин-т Европы. - М.: Издательство "Весь Мир". - 720 с.

References

Avetjan A.S. (1966) Germanskij imperializm na Blizhnem Vostoke. Kolonial'naja politika ger-manskogo imperializma i missija Limana fon Sandersa [The German Imperialism in the Middle East. The colonial policy of the German imperialism and Liman von Sanders's mission] M.: Mezhdunar. otnoshenija. - 152 s.

Belov V.B. (2014) FRG: vostochnyj vektor vneshnej politiki // Sovremennaja Evropa. - № 4. - S. 97-110.

Erusalimskij A.S. (1974) Kolonial'naja jekspansija kapitalisticheskih derzhav i osvoboditel'-noe dvizhenie narodov Juzhnoj Afriki i Kitaja v XVII-XIX vv. [The colonial expansion of the capitalist states and the liberation movement of the South-African and Chinese peoples in XVII-XIX centuries] M.: Nauka. - 359 s.

Germanija. 2014. (2015) Chast' II. Politika. Doklad IE RAN / Pod red. V.B. Belova / M.: DIE RAN, № 313. - C. 102.

Pavlov N.V. (2012) Istorija vneshnej politiki Germanii ot Bismarka do Merkel'. - M.: Mezh-dunar. otnoshenija. - C. 765.

Pavlov N.V. (2009) FRG i tretij mir // Germanija. Vyzovy XXI veka. / Pod red. V.B. Belova. M.: Ves' mir. - S. 288.

Sovremennaja Germanija. Jekonomika i politika (2015) / Pod obshh. red. V.B. Belova; Ros. Akad. Nauk. In-t Evropy. - M.: Izdatel'stvo "Ves' Mir". - 720 s.

Außenhandel Rangfolge der Handelspartner im Außenhandel der Bundesrepublik Deutschland [The ranking of German foreign trade partners] Available at:

https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/Aussenhandel/Handelspartner/ Tabellen/RangfolgeHandelspartner.pdf?_blob=publicationFile (accessed at 10.03.2015).

Available at: http://www.dw.com/rUнемецкие-экспортеры-бьк>т-рекорды-с-помощьк>-америки-18701525 (accessed 10.09.2015).

Bericht der Enquete-Kommission Auswärtige Kulturpolitik der Deutschen Bundestags, Drucksache 7/4121 vom 7.10.1975 [The report of the Study Commission on the foreign cultural policy of the German Bundestag] Available at: http://dipbt.bundestag.de/doc/btd/07/041/ 0704121.pdf (accessed 10.03.2015).

Deutsche Exporte so hoch wie nie Available at: http://www.zeit.de/wirtschaft/2015-02/ export-import-deutschland-statisches-bundesamt (accessed at 10.03.2015).

Deutschland ist das beliebteste Land [Germany is the Most Attractive Country] Available at: http://www.faz.net/aktuell/gesellschaft/deutschland-laut-gfk-umfrage-das-beliebteste-land-13262024.html (accessed 10.03.2015).

Export, Import, Globalisierung 2011 Deutscher Außenhandel [Export, Import, Globalization 2011 German foreign trade] Available at: https://www.destatis.de/ DE/Publikationen/Thematisch/Aussenhandel/Gesamtentwicklung/

AussenhandelWelthandel5510006127004.pdfjsessionid=0481BF90294DF79030EF9933C4D15EFA.cae2?__ blob=publicationFile (accessed at 10.03.2015).

Gauck auf der Sicherheitskonferenz: Deutschland soll sich in der Welt mehr einmischen [Gauck at the Munich Security Conference: Germany Has to be More Engaged in the Global Issues] Available at: http://www. spiegel.de/politik/deutschland/gauck-will-neue-deutsche-aussenpolitik -a-950441 .html (accessed 10.03.2015).

Goethe-Institut Jahrbuch 2014/2015 [Goethe-Institut Yearbook 2013/2014] Available at: https://www.goethe.de/resources/files/pdf39/GI_Jahrbuch_Stand_31Juli2015.pdf (accessed at 10.09.2015).

Gutachten zu Forschung, Innovation und Technologischer Leistungsfähigkeit Deutschlands, Expertenkommission Forschung und Innovation [The report on the German researches, innovations and technology capacity] Available at: http://www.e-fi.de/fileadmin/Gutachten_2014/EFI_ Gutachten_2014.pdf (accessed at 10.03.2015).

Neue Panzer für die Bundeswehr: Von der Leyen rechnet sich ihren Haushalt schön [New Tanks for Bundeswehr: Von der Leyen Already Considers her Budget] Available at: http://www.bmvg.de/ por-tal/a/bmvg/!ut/p/c4/NYuxDsIwDET_yE5ggLBRdYC1Cy1b2kaRUZNUrtMufDzJwJ30hns6fGNptDt5K5SiX bDHYaLbeMAYdg-flLmsECjSJo4pB3zVz-xgStFJpbgoVOjZSmJYE8tSTWYuBmjGQem2UVr9o7-muz7Oxpwu7bPpcA3h_gPPrJrt/ (accessed 10.03.2015).

Von der Leyen will Bundeswehr verstärkt im Ausland einsetzen [Von der Leyen: Bundeswehr should be more active used abroad] Available at: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/von-der-leyen-fuer-staerkeres-engagement-der-bundeswehr -im-ausland-a-945568.html (accessed 10.03.2015).

Wachstum. Bildung. Zusammenhalt. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und FDP, 2009 [Growth. Education. Cohesion. The coalition agreement between the CDU/CSU and FDP parties, 2009] Available at: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/DE/Ministerium/ koalitionsvertrag.pdf?_blob=publicationFile (accessed at 10.03.2015).

Zusammenfassende Übersichten für den Außenhandel (Endgültige Ergebnisse) [Summary overview of the German foreign trade (final results)] Available at: https://www.destatis.de/ DE/Publikationen/Thematisch/Aussenhandel/Gesamtentwicklung/ZusammenfassendeUebersichtenJendguelti g2070100137004.pdf?_blob=publicationFile (accessed at 10.03.2015).

Expansionism in the German Foreign Policy: Myth or Reality?

Authors. Pavlov N.V., researcher, PhD in History, MGIMO University, Department of history and politics of European and American countries. Address: 76, prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454. E-mail: kotjaico@mail.ru

Khokhlov V.Yu., student, MGIMO University. Address: 76, prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454. E-mail: WLKH@yandex.ru

Abstract: The article deals with the modern German expansionism which is embodied in economic, cultural and political terms. The authors consider three tracks of the modern German expansionism: cultural policy abroad, bid for international markets, and binding the German role on the global stages. The authors determine it by two definitions: the "peaceful expansionism" as it is not implemented in military terms (unlike the way Germany acted when it was recognized as the German Empire or the Third Reich); and the "two-level expansionism," which means strong connection between the German national interest and the common Western ends.

Keywords: Germany, foreign policy, international relations, expansionism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.