ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 373.233.4
К.А. Кирюханцев, г.Шадринск
Экскурсия - важная форма организации обучения детей дошкольного возраста в детском саду
В статье рассматриваются основные аспекты патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; формирование познавательных интересов для дошкольников посредством организации и проведения экскурсий; значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы дошкольников; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу.
Экскурсия; экскурсионная деятельность; дошкольный возраст; патриотизм; патриотическое воспитание.
К.А. Kiruhancev, Shadrinsk
Excursion an important form of the organization of training of children of preschool age in kindergarten
In article the main aspects of patriotic education of children of the advanced preschool age are considered; formation of cognitive interests for preschool children by means of the organization and carrying out excursions; value of excursion programs in formation of the emotional sphere ofpreschool children; sense of beauty, feeling of pleasure of knowledge, desire to be useful to society.
Key words: Excursion; excursion activity; preschool age; patriotism; patriotic education.
В настоящее время новые формы, методы и средства обучения и воспитания детей должны обеспечивать условия для эффективного формирования и развития всех навыков и умений, необходимых ребенку в дальнейшей жизни, при этом следует учитывать, что одним из важнейших моментов при организации воспитательно-образовательного процесса является воспитание патриотизма у дошкольников.
Патриотизм (от греч. patridtes — соотечественник, patris — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам (БСЭ).
В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, процессы демократизации и появление многопартийной системы создают определенные трудности в понимании молодым поколением сущности патриотизма, современная молодежь не прошла той школы патриотического воспитания, которая выпала на долю старшего поколения.
Важность исследования вопросов патриотического воспитания определяется и не достаточной теоретической разработанностью проблемы в современных условиях. Как
показывает анализ научно-педагогической литературы и практики работы общеобразовательных школ, детских садов патриотическому воспитаю детей уделяется недостаточно внимания. Кроме того, богатый опыт, накопленный в советский период развития нашего общества по данному направлению воспитательной работы, не может быть использован в полном объеме в новых условиях.
Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освящаются в трудах В.Г.Белинского, К.А.Гельвеция, Н.А.Добролюбова, А.П.Куницына, А.Н.Радищева, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, И.М.Ястребцова и др.
В советской педагогике проблема патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывались такими учеными, как И.А.Каиров, А.С.Макаренко, И.С.Марьенко, М.А.Терентий, В.И.Шахменко и др.
В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Способствовать формированию у детей чувства патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ.
Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, экскурсия как формирование познавательных интересов является довольно значимой для дошкольников.
Обращаясь к истории, оказывается, экскурсии возникли в конце 18 - начале 19 веков; как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у дошкольников, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. Ещё в 18 веке французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дошкольники, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых. На экскурсии используется основной метод - это наблюдение. По мнению психологов, наблюдение - это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Наблюдение формируется на протяжении всей жизни человека и включает в себя полноту восприятия частей, свойств; тонкость анализа, планомерность, осмысливание воспринятого в свете прежнего опыта.
Экскурсия (от лат. ехсигею — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. («Большой толковый словарь современного русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, Альта-Принт, 2007)
Экскурсия - важная форма организации обучения в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать
основной задаче - обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах. Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в системе работы по конкретному разделу знаний. Для экскурсии отбирается небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие наблюдательности, интереса, положительного отношения и т. д.
В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах.
Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности».
Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями. Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. С ранних лет у детей формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей», социальной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, обществом, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.
Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у детей удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей. Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы, рассуждают, рассказывают и описывают элементарные явления природы. Воспоминания о прогулках, экскурсиях, дети передают в рисунках, в подвижных играх, с удовольствием «превращаются» в цветы, деревья, грибы, животных, птиц.
Именно в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и
культурными стереотипами. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной, полезной. Эффективным путем закрепления знаний считается включение эмоциональной сферы ребенка в процессы восприятия. «Ни одна форма поведения, - констатирует Л.С. Выготский, - не является такой крепкой, как та, что связана с эмоциями».
Исследования ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с окружающим - первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.
Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью дошкольной работы.
Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы дошкольников; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.
Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся. И именно экскурсионные мероприятия этому способствуют. Роль экскурсий велика. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глушанок, Ю Т. Практика Экскурсионной деятельности / Ю.Т. Глушанок, Н.М. Хуусконен. -СПб. : Герда, 2006.
2. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. - М. : МарТ, 2005.
3. Должикова, Р.А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. - М. : Школьная пресса, 2008.
4. Кулаев, К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы / К.В. Кулаев. - М. : Турист, 2004.
5. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М. : Владос, 2003.
6. Стеркина, Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения / Р.Б. Стеркина. - М. :Вестник образования, 1996.