Научная статья на тему 'Экскурсионный метод как реализация субъектно-личностного подхода при изучении истории психологии'

Экскурсионный метод как реализация субъектно-личностного подхода при изучении истории психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНЫЙ РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ / BIOGRAPHIC METHOD / METHODIC TECHNIQUE / EDUCATIONAL EXCURSION / PROVINCIAL PSYCHOLOGY / VALUE BEHAVIOR REGULATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стоюхина Наталья Юрьевна, Колосов Валентина Викторовна

Показано, что экскурсионный метод является одной из эффективных форм проведения занятий по психологии. Отмечено, что разработанная экскурсионная программа основана на биографическом методе как одном из методов историко-научного исследования: провинциальная психология развивалась как равноправная часть российской психологической науки; на примере Нижнего Новгорода описана типичная картина становления научной психологии в Российской империи. Предложенный подход расширяет знания обучающихся по истории психологии, систематизирует представления о развитии отечественной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Excursion Technique as Implementation of SubjectivePersonal Approach to Studying History of Psychology

The article proves that excursion technique is one of the effective forms of conducting the psychology classes. The authors point out that the developed excursion program is based on biographic method as one of the scientific and historical research methods. The study points out the fact that provincial psychology has been developing as a fullfledged part of the Russian psychological science; typical picture of the Russian Empire scientific psychology development is presented in the article. The suggested approach expands the students’ knowledge on history of psychology, systematizesthe ideas of the Russian psychology development.

Текст научной работы на тему «Экскурсионный метод как реализация субъектно-личностного подхода при изучении истории психологии»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1(13)

значение имеют благоприятные отношения с однокурсниками и преподавателями.

Полученные результаты обосновывают возможность повышения удовлетворенности студентов благодаря не только изменениям в образовательном процессе, но и развитию таких личностных качеств, как жизнестокойкость, гибкость и способность к моделированию в саморегуляции.

Библиографический список

1. Kane D., Williams J., Cappuccini-Ansfield G. Student satisfaction surveys : The value in taking an historical perspective // Quality in Higher Education. 2008. Vol. 14, iss. 2. P. 135-155.

2. Меркулова О. П. Субъективные показатели качества высшего профессионального образования // Психология образования в XXI веке : теория и практика. Волгоград, 2011. С. 446-450.

3. Леонтьев Д. А., РассказоваЕ. И. Тест жизнестойкости. М., 2006. 63 с.

4. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопр. психологии. 2000. № 2. С. 118-127.

Level Satisfaction Students get from Education: Methods of Diagnosis and Inter-Related Factors

Olga P. Merkulova

Volgograd State Sociol-Pedagogical University 27, Lenina ave., Volgograd, 400066, Russia E-mail: Olga.Merkulova@list.ru

The article provides the results of empirical studies on assessment of the consistency and specific diagnostic capabilities of a number of techniques for diagnosing the level of satisfaction of students with the education they receive (sample group size is 266 students). In addition to the author's techniques described in the article the researcher used personality questionnaires: viability tests and method of style self-regulation of behavior. It has been shown that the integral evaluation of satisfaction with education, satisfaction indicators of procedural aspects of education and the proximity of the images of the real and desired education are interrelated. These indicators are also able to complement each other in terms of contents. Also identified links between different aspects of satisfaction and indicators of hardiness, self-regulation of behavior.

Key words: satisfaction; contentment; students; quality of education; subjective indicators of quality.

References

1. Kane D., Williams J., Cappuccini-Ansfield G. Student satisfaction surveys: The value in taking an historical perspective. Quality in Higher Education. 2008, vol. 14, iss. 2, pp. 135-155 (in English).

2. Merkulova O. P. Sub"ektivnye pokazateli kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya (Subjective indicators of quality of higher education). Psikhologiya obrazovaniya vXXI veke: teoriya ipraktika. (Educational psychology in XXI century: theory and practice). Volgograd, 2011, pp. 446-450 (in Russian).

3. Leont'ev D. A., Rasskazova E. I. Testzhiznestoykosti (Test of hardiness). Moscow, 2006. 63 p. (in Russian).

4. Morosanova V. I., Konoz E. M. Stilevaya samoregulyatsiya povedeniya cheloveka (Style self-regulation of human behavior). Voprosy Psikhologii (Voprosy Psychologii), 2000, iss. 2, pp. 118-127 (in Russian).

УДК 159.9

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД КАК РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Н. Ю. Стоюхина, В. В. Колосова

Стоюхина Наталья Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии управления, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Россия E-mail: Natast0@rambler.ru

Колосова Валентина Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии управления, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Россия E-mail: kolosova@uic.nnov.ru

Показано, что экскурсионный метод является одной из эффективных форм проведения занятий по психологии. Отмечено, что разработанная экскурсионная программа основана на биографическом методе как одном из методов историко-научного исследования: провинциальная психология развивалась как равноправная часть российской психологической науки; на при-

мере Нижнего Новгорода описана типичная картина становления научной психологии в Российской империи. Предложенный подход расширяет знания обучающихся по истории психологии, систематизирует представления о развитии отечественной психологии.

Ключевые слова: биографический метод, методические приемы, образовательная экскурсия, провинциальная психология, ценностный регулятор поведения.

Введение

Принимая во внимание рост общественного интереса к проблемам профессиональной и нравственной компетентности выпускников

©2 Стоюхина Н. Ю, Колосова В. В., 2015

Н. Ю. Стоюхина, В. В. Колосова. Экскурсионный метод как реализация подхода

вузов, актуальны исследования по разработке совокупности методов её формирования. В этой связи практически важным представляется изучение истории психологии, формирование исторического сознания, исторической памяти как ценностного регулятора поведения личности в современных условиях [1].

Одним из эффективных методов, стимулирующих познавательную деятельность студентов и расширяющих их кругозор в области научной психологии, является образовательная экскурсия - особый тип взаимодействия преподавателя и студентов, а также особый тип воздействия на обучающихся. Как отмечает историк психологии М. В. Волкова, в начале ХХ в. интенсивно разрабатывалась методика проведения школьной экскурсии [2]. Известные люди, получавшие гимназическое образование в России первой четверти ХХ в., позже отмечали роль экскурсионных и исследовательских поездок в становлении их личности.

Экскурсия в структуре методов образовательного процесса

В современных условиях экскурсия в структуре методов образовательного процесса включает в себя образовательный, познавательный и воспитательный элементы. Каждая экскурсия, независимо от темы и цели её проведения, имеет совокупность признаков, которые определяют её особенность как метода образовательного процесса. Среди основных - показ экскурсионных объектов, целенаправленность осмотра, передвижение по заранее спланированному маршруту. Важно отметить, что речь идёт именно о показе, но не о случайном/произвольном «осмотре» экскурсионного объекта (ЭО), о первичности зрительных впечатлений. При этом методическими приемами показа являются: 1) предварительный осмотр - первоначальный показ ЭО, без чего невозможен рассказ о нем (в этот момент показывается и называется объект); 2) зрительный анализ; 3) зрительная реконструкция и зрительный монтаж предполагают восстановление с помощью рассказа по сохранившимся деталям несохранившегося объекта [3]. Кроме того, речь может идти о зрительном сравнении, зрительной аналогии, ряде наглядных пособий (картах, схемах, графиках, диаграммах), панорамном показе (показе целого населенного пункта, парка, мимо которого пролегает маршрут). Методические приемы рассказа хорошо известны преподавателю, и мы в данной статье не будем останавливаться на них. Структура экскурсии предполагает наличие вступления, основной части и заключения. Разработанная нами экскурсионная программа основана на биографическом методе, входящем в историко-научное исследование био-

графий тех, чей вклад в науку оказал влияние на ее развитие. История науки, показанная через биографию конкретного ученого, позволяет показать её как непрерывно развивающиеся идеи, созданные конкретными людьми.

В последние два десятилетия открыто множество забытых имён отечественных психологов, однако в научном психологическом сообществе отсутствует адекватное представление о роли и месте в истории науки провинциальных психологов, что, по-видимому, связано с тем, что их судьбы остаются не обозначенным и не осмысленным явлением в истории психологии. До сих пор психология, развивавшаяся в провинции, не осознается как равноправная часть российской психологической науки [4].

На примере Нижнего Новгорода можно увидеть типичную картину становления научной психологии в Российской империи. На площади Минина находятся два экскурсионных объекта, являющихся корпусами Педагогического университета: бывшая губернская гимназия и бывшая Нижегородская духовная семинария. В Нижегородской духовной семинарии (пл. Минина, 7) учились многие выдающиеся личности: с 1886-го по 1892 г. после окончания Лысковского духовного училища и перед поступлением в Московскую духовную академию учился Николай Михайлович Боголюбов (1872-1934) - российский и украинский богослов, педагог и психолог, представитель одного из самобытнейших направлений отечественной дореволюционной психологии - религиозно-философского. Здесь же он преподавал логику, психологию, историю философии и дидактики после окончания Московской духовной академии, он также был редактором «Нижегородского церковно-обще-ственного вестника».

Известны его психолого-философские работы: «Понятие о религии», «Алексей Степанович Хомяков (историко-психологический очерк)», «Современный индивидуализм и "интеллигентное мещанство"», «Гоголь (Психологическая характеристика его творчества)», «Творение и искупление», «Философия религии» и др., написанные им в Нижнем Новгороде и в Киеве, где он оказался по воле своего духовного руководства в университете Св. Владимира на кафедре богословия. В 1925 г. он вернулся в Нижний Новгород настоятелем храма Всемилостивейшего Спаса, читал проповеди, лекции по вопросам Священного Писания, богословия и естественных наук. В конце 1928 г. о. Николая арестовали, но благодаря хлопотам старшего сына освободили в 1931 г. Умер Н. М. Боголюбов в 1934 г. [5]. Н. М. Боголюбов мог гордиться своими сыновьями: российский академик Н. Н. Боголюбов (1909-1992) - основатель научных школ нелинейной механики и теоретической физики в СССР, директор

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1(13)

Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) в г. Дубне, академик АН СССР; ему установлен памятник около одного из университетских корпусов (ул. Большая Покровская, 37); член-корреспондент Академии наук Украины А. Н. Боголюбов (1911-2004) - средний сын Н. М. Боголюбова - известный физик и математик; М. Н. Боголюбов (1918-2010) - младший сын - академик РАН, профессор восточного факультета Санкт-Петербургского университета, заведовал кафедрой иранского языка, был деканом восточного факультета.

В Нижегородской духовной семинарии учился и Вениамин Алексеевич Снегирев (18421889) - философ, психолог, тоже представлявший религиозно-философское направление; в 1864 г. по окончании курса семинарии он был послан на казенный счет в Казанскую духовную академию. Окончив академию, В. А. Снегирев остался на кафедре психологии и логики. Он был талантливым ученым и педагогом, стал одним лучших преподавателей и лекторов, ему было присвоено звание профессора. В 1871 г. его пригласили читать психологию и логику в Казанском университете, он читал эти курсы до 1886 г. Курсы психологии и логики в академии и университете были различны, поэтому понятно, как много и с каким напряжением должен был он трудиться.

Автор целого ряда работ, среди которых «Психология» (1893) самая значимая, В. А. Снегирев рассматривает круг вопросов, связанных с понятием души, и обосновывает психологию как науку о душе; он разделяет психологию на субъективную, физиологическую и метафизическую. Основным методом психологического исследования учёный считает интроспекцию, самонаблюдение. Эта книга была полной и обстоятельной, по ней преподавалась психология в духовных академиях, а в Студенческом психологическом обществе при Санкт-Петербургской духовной академии её изучали по главам и отдельным темам. Здесь, думается, дело не только в содержании книги, но в еще большей степени в личности ее автора. «Мистик по природе, он требовал веры в личного Бога, в личное бессмертие и в мир духовный», - писал о Снегиреве его ученик, философ и богослов В. Несмелов. Также известны работы А. В. Снегирева: «Учение о лице Господа Иисуса Христа и трех первых веках христианства», «Спиритизм как религиозно-философская доктрина», «Вера в сны и снотолкование», «Наука о человеке», «Учение о сне и сновидениях», «Субстанциальность человеческой души», «Нравственное чувство (Опыт психологического анализа)» [6].

В здании Нижегородской мужской гимназии № 1, затем там был Горьковский педагогический институт им. М. Горького, а сейчас - Нижегородский педагогический университет им. Козьмы

Минина, произошло зарождение психологии в Нижнем Новгороде. В связи с тем, что мы говорим о гимназии, то упомянем несколько имен рядовых нижегородских интеллигентов, внесших скромную лепту в становление психологии в нашем городе в доинституциональный период науки «психология».

Вначале психология была учебным предметом у старшеклассников, преподавали ее в Нижегородском дворянском институте императора Александра II и в 1-й мужской гимназии. Преподавание психологии велось, чаще всего, учителями словесности. Известный нижегородский литературовед Александр Николаевич Свободов (1884-1950), работавший в Горьков-ском педагогическом институте с его основания, позже - в Горьковском государственном университете, начинал работу с должности штатного учителя русского языка и философской пропедевтики в Нижегородском дворянском институте. Выпускник историко-филологического факультета Московского университета, в 1913 г. он приехал в Нижний Новгород. До его приезда психологию преподавал институтский законоучитель протоиерей Николай Михайлович Архангельский, он же был настоятелем церкви института. В 1-й мужской гимназии с 1905-го по 1912 г. на должности преподавателя русского языка и словесности работал Борис Васильевич Лавров, также бывший выпускник историко-филологического факультета Московского университета, серьезно интересующийся психологией. В результате его интереса и ввиду недостатка учебных пособий для гимназистов по психологии был издан его «Курс психологии» [7]. С осени 1909 г. был назначен директором 1-й мужской гимназии Илья Семенович Баранов, преподаватель русского языка, словесности и философской пропедевтики. С июля 1912 г. там же начал свою учительскую деятельность Владимир Владимирович Бабкин, который также вел курс философской пропедевтики [8].

Не менее, чем ученики, в психологических знаниях нуждались учителя. Им помимо курсов, посещения научных мероприятий (съездов) требовалась учебно-методическая поддержка. Назначенный директором народных училищ Митрофан Семенович Григоревский (1872-?), приехавший в Нижний Новгород из Киева, издал «Лекции по педагогической психологии, читанные народным учителям», внеся свой вклад в психологическое просвещение нижегородского учительства [8].

Заключение

В российских университетах психология преподавалась с 1912 г. на историко-филологических факультетах, а с 1905 г. она как учебный

14

Научный отдел

Н. Ю. Стоюхина, В. В. Колосова. Экскурсионный метод как реализация подхода

предмет велась только в гимназиях. В губернских городах не было университетов, поэтому неизменно очагами психологического просвещения становились гимназии, а носителями - провинциальные учителя. Не менее интересна судьба психологии как учебной дисциплины в педагогических вузах, но это предмет отдельного рассмотрения. Подытоживая, можно сказать, что экскурсионный метод при изучении истории может стать динамично развивающейся образовательной деятельностью для конкретизации уже усвоенных знаний и обогащения новыми, для систематизации впечатлений и размышлений о прошлом или будущем.

Библиографический список

1. Колосова В .В. Парадигма профессионально-личност-

ного развития и задачи модернизации образовательных программ // Науковедение : интернет-журнал. 2013. № 4 (17). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/84pvn413. pdf (дата обращения: 06.05.2014).

2. ВолковаМ. В. Экскурсия как метод обучения студентов-психологов // Психология в вузе. 2009. № 4. С. 5-18.

3. Яковченко Р.Н. Методика проведения экскурсий. Ню-

ансы работы // Мир экскурсий. 2008. № 2. С. 13-18.

4. Стоюхина Н. Ю. Проблемы изучения истории «про-

винциальной психологии» // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 152-157.

5. СтоюхинаН. Ю. Религиозно-философская психология

в творчестве Н. М. Боголюбова // Психологическая наука и образование : электронный журнал. 2014. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/ n1/68064.shtml (дата обращения: 06.05.2014).

6. Стоюхина Н. Ю., Костригин А. А. Методологические

аспекты психологии в работах В. А. Снегирева // APRIORI. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 1-9. URL: http://apriori-journal.ru/seria1/2-2013/Stoyukhina-Kostrigin.pdf (дата обращения: 06.05.2014).

7. СтоюхинаН. Ю. Б. В. Лавров - нижегородский педагог

и психолог // Нижегородское образование. 2009. № 2. С. 194-198.

8. Стоюхина Н. Ю. Психологическое образование в

Нижнем Новгороде в начале XX в. // Нижегородское образование. 2013. № 3. С. 232-238.

Excursion Technique as Implementation of Subjective-Personal Approach to Studying History of Psychology

Nataliya Yu. Stoyukhina

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod 23, Gagarina str., Nizhny Novgorod, 603950, Russia E-mail: Natast0@rambler.ru

Valentina V. Kolosova

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod 23, Gagarina str., Nizhny Novgorod, 603950, Russia E-mail: kolosova@uic.nnov.ru

The article proves that excursion technique is one of the effective forms of conducting the psychology classes. The authors point out that the developed excursion program is based on biographic method as one of the scientific and historical research methods. The study points out the fact that provincial psychology has been developing as a full-fledged part of the Russian psychological science; typical picture of the Russian Empire scientific psychology development is presented in the article. The suggested approach expands the students' knowledge on history of psychology, systematizes the ideas of the Russian psychology development.

Key words: biographic method, methodic technique, educational excursion, provincial psychology, value behavior regulator.

References

1. Kolosova V. V. Paradigmaprofessional'no-lichnostnogo razvitiya i zadachi modernizatsii obrazovatel'nych program (Paradigm of vocational and personal development and modernization of educational programs). Naukove-denie: internet-zhurnal (Naukovedenie: on-line Journal), 2013, no. 4 (17). Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/84pvn413.pdf (accesed 6 May 2014) (in Russian).

2. Volkova M. V. Ekskursiya kak metod obucheniya stu-dentov-psikhologov (Excursion as a method of teaching students-psychologists). Psikhologiya v vuze (Psychology in high school), 2009, no. 4, pp. 5 -18 (in Russian).

3. Jakovchenko R. N. Metodika provedeniya ekskursiy. Nyuansy raboty (Methods of carrying out of excursions. Nuances of working). Mir ekskursiy (World Tour), 2008, no. 2, pp. 13-18 (in Russian).

4. Stoyukhina N. Yu. Problemy izucheniya istorii «pro-vintsial'noy psikhologii» (Problems of studying the history of provincial psychology). Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya (The world of science, culture and education), 2013, no. 1 (38), pp.152-157 (in Russian).

5. Stoyukhina N. Yu. Religiozno-filosofskaya psikhologiya v tvorchestve N. M. Bogolyubova (Religious and philosophical psychology in the work ofN. M. Bogolyubov). Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie: elektronnyy zhurnal (Psychological Science and Education: electronic journal), 2014, no. 1. Available at: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2014/n1/68064.shtml (accessed 6 May 2014) (in Russian).

6. Stoyukhina N. Yu., Kostrigin A. A. Metodologicheskie aspektypsikhologii v rabotah V. A. Snegireva (Methodological aspects of psychology in works of V. A. Snegirev). APRIORI. Ser. Gumanitarnye nauki (APRIORI. Ser. Human Sciences), 2013, no. 2, pp. 1-9. Available at: http:// apriori-journal.ru/seria1/2-2013/Stoyukhina-Kostrigin. pdf) (accessed 6 May 2014) (in Russian).

7. Stoyukhina N. Yu. B. V. Lavrov - nizhegorodskiy pedagog i psikholog (B. V. Lavrov - Nizhny Novgorod pedagogue and psychologist). Nizhegorodskoe obrazovanie (Education in Nizhny Novgorod), 2009, no. 2, pp. 194-198.

8. Stoyukhina N. Yu. Psikhologicheskoe obrazovanie v Nizh-nem Novgorode v nachaleXXv. (Psychological education in Nizhny Novgorod in the early XX century). Nizhegorodskoe obrazovanie (Education in Nizhny Novgorod), 2013, no. 3, pp. 232-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.