Научная статья на тему 'Экранная культура в зеркалах визуальной ностальгии'

Экранная культура в зеркалах визуальной ностальгии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экранная культура в зеркалах визуальной ностальгии»

Колонка главного редактора

Сергей Маленко,

Новгородский государственный

университет им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород, Россия).

Sergey Malenko,

Yarosla v- the - Wise No vgorod State University (Veliky Novgorod, Russia).

https://doi.org/10.34680/EISCRT-2024-3(8)-9-20

ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА В ЗЕРКАЛАХ ВИЗУАЛЬНОЙ НОСТАЛЬГИИ

Дорогие читатели!

Редакция научно-практического сетевого издания «Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований / Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies» (EISCRT) представляет Вам третий выпуск в текущем 2024 году. Номер посвящен анализу природы массовой экранной культуры как визуального пространства функционирования ностальгических трендов о советском прошлом в контексте ^ технологии современных индустрий впечатлений.

Номер открывает совместное международное исследование Олега Габриеляна и Ибрагима Сулейменова, констатирующее тот факт, что экранная культура непременно и непрерывно должна приобретать новое качество и способствовать формированию высокого искусства. Подобный подход может быть весьма продуктивным при использовании идей А. Н. Скрябина о влиянии искусства на становление сознания человека. При этом использование технических и электронных возможностей для решения этой задачи становится одним из ключевых средств трансформации самой экранной культуры.

Виталий Познин представляет санкт-петербургскую искусствоведческую школу своей статьей, посвященной изучению особенностей сегментации зрительских аудиторий и создания на этой основе нишевых телеканалов, ориентированных на удовлетворение эстетических и досуговых запросов пользователей. Помимо этого, экранный контент с течением времени становится все более поверхностным, преимущественно ориентируясь на псевдонаучность и сенсационность как в подборе фактов, так и в самой стилистике подачи информационных материалов.

Автор из Великого Новгорода Василий Смирнов рассуждает о потенциале массовой культуры в формировании культурных потребностей индивидов. В то же время, неуклонно трансформируясь в индустрию, и становясь эффективным маркетинговым инструментом, современная культура неизбежно О превращается в рядоположенный экономический институт. Автор

обоснованно настаивает на целесообразности использовании теорий Карла Маркса и Антонио Грамши для исследования сущности и оценки перспектив развития современных культурных индустрий.

Одновременно именно массовая культура становится тем пространством, в котором творческая личность может преодолевать сложившиеся социокультурные и

институциональные границы. Эту тему поднимает наша казанская коллега Елена Яковлева, которая стремится определить природу гения и его творчество как подлинные экзистенциалы бытия человека. Поэтому произведение искусства выступает закономерным результатом созидательной деятельности гения и его воображения, что и позволяет творцу выходить за границы общепринятого, тем самым шокируя и эпатируя обывателей.

Рубрику «Традиция» открывает полемическая статья петербургского писателя и философа Андрея Буровского, который в свойственной ему ироничной манере рефлексирует по поводу жанровой специфики женского романа и его отличий от традиционных «мужских» литературных текстов. Женский роман, по мысли автора, всегда конструируется благодаря образам главных героинь, их преследователей и бескорыстных помощников. При этом мужчина-герой в подобных текстах - всегда обычная, можно даже сказать заурядная личность, материально обеспеченная и возможно даже женатая. Как раз поэтому именно главная героиня демонстративно обращает этот персонаж в объект своего выбора и любви, тем самым способствуя развитию этого литературного

жанра и его превращению в достаточно популярный и доходный сегмент современной индустрии впечатлений.

Николай Кедров рассматривает сценарии трансформации художественного вкуса зрительской аудитории на закате советского общества. Для этого он предпринимает сравнительное исследование экранизаций известных литературных произведений Александра Дюма во Франции и в СССР. Показательно, что по мысли автора французские экранизации начинались с легких, полукомедийных постановок и заканчивались глубоким погружением зрителей в исторический контекст. Тогда как в Советском Союзе сложился особый стиль экранизаций, всецело опирающийся на театральную декоративность. Это было связано со стремлением советских режиссеров обойти существовавшие тогда идеологические запреты. Но, в то же время, автор констатирует, что современные российские телесериалы все-таки ушли от советской модели экранизации классики и стали неотъемлемой частью отечественной культурной индустрии.

Андрей Некита и Сергей Маленко публикуют в текущем номере свою вторую статью, посвященную всестороннему исследованию нашумевшей российской семейной комедии «Чебурашка». Они обращают внимание на то, что необычайная зрительская и коммерческая успешность этого проекта во многом была связана с массовым заимствованием голливудских медийных технологий в отечественной кинематографической практике последних лет. Этот креативный продукт на фоне возрастающей ностальгии по советскому прошлому эффективно внедряет в

отечественную культурную практику западно-ориентированные культурно-идеологические ценности. Поэтому весь фильм «Чебурашка» фактически становится единой «пасхалкой», непрерывно отсылающей массового зрителя к уже известным и хорошо «обкатанным» образам наиболее успешных популярных западных, советских и российских медиапроектов.

Саратовская исследовательница Софья Тихонова также продолжает плодотворно разрабатывать тему советской ностальгии. В этот раз она рассматривает ее в контексте мифологии великих строек коммунизма. Деструктивные социально-политические процессы в послевоенном СССР, по мнению автора, не позволили в полной мере раскрыть потенциал мифологического пафоса великих строек коммунизма, а потому, абсолютно закономерно, не смогли в итоге перейти в дискурс исторической памяти.

Ностальгия по советскому также является объектом рассмотрения и для нашего луганского автора Оксаны Серостановой, которая изучает ее в контексте художественных образов Луганского края в творчестве Михаила Матусовского, а также в кинематографе советской поры. Послевоенная Луганщина позиционируется в подобных художественных произведениях посредством символов возрождения, трудолюбия, веры в будущее, чествования подвигов героев и тружеников. Как раз таким образом у зрителя создается эмоциональное напряжение, максимально передающее динамику непрерывно изменяющихся городских культурных ландшафтов.

В уже традиционной для нашего издания рубрике «Дело вкуса: впечатления коносьера» крымские авторы Олег Шевченко и Анна Дорофеева исследуют мифопоэтический потенциал линеек вин Alma Valley. Они устанавливают, что историко-мифологическая составляющая этого бренда находится в тесной взаимосвязи со вкусовыми особенностями вина, дизайном этикетки и конкретной идеей той или иной серии вин. В итоге философия вин Alma Valley является результатом смелых экспериментов крымских виноделов долины Альмы.

В рубрике «Рецензии» развернуто представлен анализ книги саратовского автора Денис Артамонова «Медиапамять в эпоху цифры». Андрей Некита и Сергей Маленко обращают внимание на необычайную значимость исследований стратегий формирования и трансформации памяти в современных медиасредах. Медиаконтент о прошлом настоятельно требует разработки инновационных исследовательских стратегий для изучения принципов функционирования коллективной памяти. Особенно важно это в условиях повсеместной цифровизации социальной коммуникации.

И, наконец, завершает третий номер новая рубрика «Event-обзор» в которой представлен дайджест культурных событий, социально значимых инициатив и проектов, реализованных региональными отделениями общероссийского общественного движения «Русская Мечта» за первое полугодие 2024 года.

Редакция выражает надежду, что материалы, ^ представленные в выпуске, найдут своего заинтересованного

читателя и станут прекрасным поводом для развития научных дискуссий в сфере культурных индустрий.

Для цитирования статьи:

Маленко, С. А. (2024). Экранная культура в зеркалах визуальной ностальгии. Индустрии впечатлений. Технологии социокультурных исследований (EISCRT), 3(8), 9-20. И«рз://с1о1.огд/10.34680/Е!ЗСРТ-2024-3(8)-9-20

^ ^ _шм

Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies (EISCRT), 2024, 3 (8), 9-20.

ю

Editor-in-Chief's Column

https://doi.org/10.34680/EISCRT-2024-3(8)-9-20

SCREEN CULTURE IN THE MIRRORS OF VISUAL NOSTALGIA

Dear readers!

The editorial board of the scientific and practical online journal "Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies" (EISCRT) presents the third issue in the current 2024. The issue is devoted to the analysis of the nature of mass screen culture as a visual space for the functioning of nostalgic trends about the Soviet past in the context of the technology of modern experience industries.

The issue opens with a joint international study by Oleg Gabrielyan and Ibragim Suleimenov, stating the fact that screen culture must necessarily and continuously acquire a new quality and contribute to the formation of high art. Such an approach can be very productive when using the ideas of A. N. Scriabin about the influence of art on the formation of human consciousness. At the same time, the use of technical and electronic capabilities to solve this problem becomes one of the key means of transforming screen culture itself.

Vitaly Poznin represents the St. Petersburg art history school with his article devoted to the study of the features of segmentation of viewer audiences and the creation of niche TV channels on this basis aimed at satisfying the aesthetic and leisure needs of users. In addition, screen content is becoming increasingly superficial over time, primarily focusing on pseudo-science and sensationalism both in the

selection of facts and in the very style of presentation of information materials.

The author from Veliky Novgorod Vasily Smirnov discusses the potential of mass culture in shaping the cultural needs of individuals. At the same time, modern culture inevitably turns into a coordinate economic institution transforming steadily into an industry and becoming an effective marketing tool. The author insists rightly on the expediency of using the theories of Karl Marx and Antonio Gramsci to study the essence and assess the development prospects of modern cultural industries.

At the same time, it is mass culture that becomes the space in which a creative personality can overcome established socio-cultural and institutional boundaries. This topic is raised by our Kazan colleague Elena Yakovleva, who seeks to define the nature of a genius and their creativity as genuine existentials of human existence. Therefore, a work of art is a natural result of the creative activity of a genius and their imagination, which allows the creator to go beyond the boundaries of the generally accepted, thereby shocking and epatering ordinary people.

The "Tradition" section opens with a polemical article by St. Petersburg writer and philosopher Andrei Burovsky, who, in his characteristic ironic manner, reflects on the genre specificity of the women's novel and its differences from traditional "male" literary texts. According to the author, the women's novel is always constructed thanks to the images of the main characters, their persecutors and selfless assistants. At the same time, the male hero in such texts is

always an ordinary, one might even say mediocre person, financially secure and possibly even married. That is precisely why the main heroine demonstratively turns this character into the object of her choice and love, thereby contributing to the development of this literary genre and its transformation into a fairly popular and profitable segment of the modern experience industry.

Nikolay Kedrov examines scenarios for the transformation of the artistic taste of the viewing audience at the end of Soviet society. He undertakes a comparative study of the film adaptations of famous literary works by Alexandre Dumas in France and the USSR to do this. It is significant that, according to the author, French film adaptations began with light, semi-comedic productions and ended with the deep immersion of viewers in the historical context. Whereas in the Soviet Union a special style of screen adaptations developed, entirely based on theatrical decorativeness. This was due to the desire of Soviet directors to bypass the ideological prohibitions that existed at that time. But, at the same time, the author states that modern Russian TV series have nevertheless moved away from the Soviet model of screen adaptations of classics and have become an integral part of the domestic cultural industry.

Andrey Nekita and Sergey Malenko publish their second article in the current issue, dedicated to a comprehensive study of the sensational Russian family comedy "Cheburashka". They draw attention to the fact that the extraordinary audience and commercial success of this project was largely due to the mass borrowing of Hollywood media technologies in Russian cinematographic practice in

recent years. This creative product, against the backdrop of growing nostalgia for the Soviet past, effectively introduces Western-oriented cultural and ideological values into domestic cultural practice. Therefore, the entire film "Cheburashka" becomes a single "Easter egg", continuously referring the mass viewer to already known and well-tested images of the most successful popular Western, Soviet and Russian media projects.

Saratov researcher Sofia Tikhonova also continues to develop fruitfully the theme of Soviet nostalgia. This time she examines it in the context of the mythology of the great construction projects of communism. According to the author, the destructive socio-political processes in the post-war USSR did not allow the potential of the mythological pathos of the great construction projects of communism to be fully revealed, and therefore, absolutely naturally, could not ultimately move into the discourse of historical memory.

Nostalgia for the Soviet era is also an object of consideration for our Luhansk author Oksana Serostanovaya, who studies it in the context of artistic images of the Luhansk region in the works of Mikhail Matusovsky, as well as in Soviet-era cinema. Post-war Luhansk is positioned in such works of art through symbols of rebirth, hard work, faith in the future, and honoring the exploits of heroes and workers. This is how the viewer creates emotional tension, maximally conveying the dynamics of continuously changing urban cultural landscapes.

In the already traditional for our publication section "A Matter of Taste: Impressions of a Connoisseur" Crimean authors Oleg ^ Shevchenko and Anna Dorofeeva explore the mythopoetic potential

of the Alma Valley wine lines. They establish that the historical and mythological component of this brand is closely related to the taste characteristics of the wine, the design of the label and the specific idea of a particular series of wines. As a result, the philosophy of Alma Valley wines is the result of bold experiments by Crimean winemakers of the Alma Valley.

The "Reviews" section presents a detailed analysis of the book by Saratov author Denis Artamonov "Media Memory in the Digital Age". Andrey Nekita and Sergey Malenko draw attention to the extraordinary importance of research into strategies for the formation and transformation of memory in modern media environments. Media content about the past urgently requires the development of innovative research strategies for studying the principles of functioning of collective memory. This is especially important in the context of the widespread digitalization of social communication.

And finally, the third issue ends with a new section, "Event Review," which presents a digest of cultural events, socially significant initiatives and projects implemented by regional branches of the all-Russian public movement "Russian Dream" in the first half of 2024.

The editors hope that the materials presented in this issue will find their interested readers and will become an excellent opportunity for the development of scientific discussions in the field of cultural industries.

For citation:

Malenko, S. A. (2024). Screen Culture in the Mirrors of Visual Nostalgia.

Q Experience industries. Socio-Cultural Research Technologies (EISCRT), 3(8), 9-20. https://doi.org/10.34680/EISCRT-2024-3(8)-9-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.