ЭКОТОКСИЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОЛИМЕРНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Акуленко М. С.
Тверская государственная медицинская академия, г. Тверь
Полимерные материалы, в семействе которых уже около ста разновидностей, в последние годы получили огромное распространение и широко используются, в том числе, при строительстве и отделке образовательных учреждений. Однако хорошо известно, что полимеры являются источником экологической опасности и в процессе эксплуатации при длительном воздействии могут неблагоприятно влиять на здоровье человека и особенно вредны для детского организма.
Полимерные строительные и отделочные материалы имеют следующие негативные свойства:
A) Способность выделять токсичные субстанции
I. Материалы на основе карбамидных смол (древесностружечные плиты (ДСП) выделяют в воздушную среду помещений формальдегид, обладающий общей токсичностью, подавляющий действие ряда жизненно важных ферментов в организме, приводящий к заболеваниям дыхательной системы и центральной нервной системы.
2. Материалы на основе фенолформальдегидных смол (ФФС: древесноволокнистые (ДВП), древесностружечные (ДСП) и древеснослоистые (ДСП) выделяют фенол и формальдегид. Токсичность выделяющихся веществ во многом зависит от марки смолы.
3. Материалы на основе эпоксидных смол, как и другие виды смол (карбамидные, фенольные, фурановые и полиуретановые), содержат формальдегид, дибутилфтолат, эрихлоргидин.
4. Поливинилхлоридные материалы (ПВХ) выделяют фталаты и бромирующие вещества.
5. Резиновый линолеум (релин) издает неприятный специфический запах. Стиролосодержащие резиновые линолеумы выделяют стирол.
6. Нитролинолеум выделяет дибутилфталат и фенол.
7. Поливинилацетатные покрытия (ПВА) выделяют формальдегид и метанол.
8. Лакокрасочные материалы загрязняют воздушную среду помещений толуолом, ксилолом, бутилметакрилатом.
9. Битумные мастики, изготовленныё на основе синтетических веществ, содержат низкомолекулярные и другие летучие токсичные соединения.
10. Полиуретановые материалы (уплотнители, соединения и др.) выделяют изоцианты, кадмий и антипирены. Вредное воздействие изоциантов, приводящее к астме, аллергии и к другим заболеваниям, усиливается при нагревании полиуретановых материалов солнечными лучами или теплом от отопительных батарей.
II. Лакокрасочные материалы, пластиковые трубы, напольные покрытия содержат кадмий, который, попадая в организм человека, вызывает необратимые изменения скелета, приводит к заболеваниям почек и малокровию.
12. Негорючие пластики содержат противопожарные вещества антипирены, которые провоцируют аллергию и бронхиальную астму.
Выделение этих и других токсичных веществ из полимерных материалов происходит вследствие их деструкции под действием химических и физических факторов (повышения температуры на поверхности материалов, окисления, изменения влажности и др.).
Б) Способность накапливать на поверхности заряды статического электричества Особенно высокой степенью электризации (более 65 В/кв. см.) отличаются поверхности линолеумов на полихлорвиниловой основе и половые покрытия на пластмассовой основе. Электризуемость полимеров оказывает стимулирующее воздействие на развитие патогенной микрофлоры, а также способствует более легкому проникновению токсичных веществ в организм.
B) Возможность расселения на их поверхности микрофлоры (грибков, мха, бактерий)
Установлено, что на поверхности полов из полимерных материалов возбудители дифтерии сохраняются 150 дней, а брюшного тифа и дизентерии - более 120 дней.
Г) Горючесть и пожароопасность Известно, что термическое разложение при горении 1 кг полимера позволяет отравить воздух в помещении объемом 2000 м. Продуктами горения различных полимерных материалов являются формальдегид, хлористый водород, оксид углерода, фосген, цианистый водород, газообразный стирол и др.
Из всего сказанного следует, что по соображениям экологической безопасности в строительстве и в отделке образовательных учреждений должны применяться только те полимерные материалы, которые отвечают требованиям ГОСТ и обладают удовлетворительными санитарно-гигиеническими показателями. Однако в настоящее время выпуск "Перечня полимерных материалов и изделий, допущенных к применению в строительстве" прекращен и на каждый вид новых полимерных строительных материалов и изделий требуется свой ГОСТ и отдельный гигиенический сертификат, что неудобно в пользовательской практике. Абсолютно не регламентировано использование полимерных материалов, находящихся внутри строительных конструкций и сообщающихся с воздушной средой помещений через стыки и трещины, не стандартизировано применение клеевых и других материалов, используемых в небольших количествах. При экспертизе полимерных материалов необходимо учитывать, создают ли они стойкий запах; какие газообразные вещества и в каких концентрациях выделяют; какова напряженность поля статического электричества на их поверхности; стимулируют ли они
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
развитие на своей поверхности микрофлоры; высока ли степень их горючести, каковы условия эксплуатации этих материалов.
Последовательное внедрение здоровьесберегающих технологий, реализацией которых выступает экотоксикологическая оценка современных полимерных материалов, используемых в строительстве и в отделке образовательных учреждений, является действенным проявлением заботы о здоровье подрастающего поколения
и, в конечном итоге, заботой о будущем страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
ECOTOXICOLOGICAL EVALUATION OF POLYMERIC BUILDING MATERIALS USED IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS Akulenko M.S. The Tver State Medical Academy, Sovetskaya street, 4, Tver, Russia, 170642
Polymeric materials have certain negative properties for revealing of which ecotoxicological evaluation is needed, the latter is particularly necessary in using polymers in building and finishing of educational establishments.
Key words: polymeric materials, toxicity, ecotoxicological evaluation.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010