УДК 547.281.1:613,155
Л.А. Дедкова, Л.Г. Лисецкая
ЭМИССИЯ ФОРМАЛЬДЕГИДА В ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Ангарский филиал Восточно-Сибирского научного центра экологии человека СО РАМН - Научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека (Ангарск)
Проведено санитарно-гигиеническое обследование воздуха закрытых учебных помещений и атмосферного воздуха на содержание формальдегида. Показана зависимость концентрации формальдегида в воздухе закрытых помещений от насыщенности последних полимерными материалами.
Ключевые слова: атмосфера, закрытые помещения, формальдегид, полимерные материалы
FORMALDEHYDE EMISSION INTO INDOORS AIR
L.A. Dedkova, L.G. Lisetskaya
Angarsk Branch of East Siberian Scientific Center of Human Ecology SB RAMS - Scientific Institute
of Occupational Medicine and Human Ecology, Angarsk
The sanitary and hygienic study of the educational indoors air as well as of the atmospheric air for the formaldehyde content has been performed. The concentration dependence of formaldehyde in the indoors air on the saturation of the Latters with the polymeric materials has been indicated. Key words: atmosphere, indoors, formaldehyde, polymeric materials
В условиях закрытых помещений человек подвергается постоянному воздействию факторов физической, химической, биологической природы.
Химический состав воздуха закрытых помещений определяется газовым составом атмосферного воздуха и веществами — загрязнителями, выделяющимися внутри помещений. Вклад атмосферного воздуха в суммарную химическую нагрузку составляет 20 — 36 %. Остальные 80 — 64 % приходятся на внутренние источники. Специалистами установлено, что загрязнение воздуха внутри помещений может во много раз превосходить на-
Одним из самых мощных источников загрязнения воздушной среды помещений жилых и общественных зданий являются строительные и отделочные материалы, изготовленные из полимеров. Человеку свойственно стремление к более комфортным условиям проживания и сохранению энергии, что вполне обеспечивает современный «евроремонт», который предполагает и комфортность, и высокую степень изоляции помещения от внешней среды. Такая изоляция помещения может привести к накоплению вредных веществ в воздухе, что зачастую приводит к возникновению новой нередко негативной нагрузки, которая не соответствует природной первичной среде [9].
Результаты многочисленных исследований показывают, что практически все полимерные материалы являются источником миграции в воздушную среду формальдегида и многих других химических токсичных веществ, оказывающих вредное влияние на здоровье людей. Так, стеклопластики на основе различных смесей выделяют в воздушную среду помещений значительные количества ацетона, толуола, бутанола, формальдегида,
фенола, стирола [3]. Линолеумы, применяемые для покрытия полов и пенопласты, применяемые для отделочных работ внутри помещений, выделяют формальдегид, фенол, стирол и другие летучие вещества. Мебель, изготовленная из древесностружечных плит на фенолформальдегидной и мочеви-ноформальдегидной основе, загрязняет воздушную среду жилых и общественных зданий фенолом, формальдегидом, аммиаком и др. [7].
В атмосферный воздух формальдегид выделяется при сжигании топлива автомобильным, железнодорожным, морским, речным, авиационным транспортом, а также при различных производствах, например, при производстве целлюлозы и бумаги.
Как известно, формальдегид оказывает общетоксическое, раздражающее, аллергенное, канцерогенное и мутагенное действие и относится к высокоопасным веществам (2 класс) [2, 5].
Цель данного исследования — показать изменение концентрации формальдегида в воздухе закрытых помещений в зависимости от насыщенности последних полимерными материалами.
МЕТОДИКА
Формальдегид определяли в помещениях школ № 7 и № 14 г. Ангарска, а также в помещениях Ангарской государственной технической Академии (АГТА) согласно Руководству по контролю загрязнения атмосферы, параллельно проводили аналогичные замеры содержания формальдегида
Силу связи между содержанием формальдегида в воздухе закрытых учебных помещений и атмосферным воздухом определяли с помощью коэффициента парной корреляции (г) [4]. В об-
следованных закрытых учебных помещениях отмечалось наличие полимерных материалов, а также учитывалось время, прошедшее после последнего ремонта. Насыщенность помещений полимерными материалами определяли как частное от деления суммарной поверхности всех полимерных покрытий на объем помещения.
Объем исследований составил 86 проб в учебных помещениях школ и АГТА и 39 проб в атмосферном воздухе.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В школах г. Ангарска был обследован воздух на содержание формальдегида в учебных классах, компьютерных классах и спортзалах. Результаты обследования воздуха учебных помещений школ на содержание в них формальдегида представлены в таблице 1.
Анализ полученных данных показал, что в учебных помещениях обследованных школ не наблюдалось превышений нормативных значений
анализа содержания формальдегида в атмосферном воздухе и воздухе учебных и компьютерных классов показали прямую связь средней силы (г = 0,40 и г = 0,63 соответственно). Это значит, что в обследованных классах загрязнение воздуха формальдегидом имеет как внутренние, так и внешние источники. При осмотре учебных и компьютерных классов было отмечено наличие линолеума, пенопластовой потолочной плитки, мебели из ДСП. В компьютерных классах находятся 8 столов и компьютеров. Обследованные учебные
помещения хорошо проветриваются. После ремонта помещений прошло 5 — 6 лет.
Результаты сравнительного анализа содержания формальдегида в атмосферном воздухе и воздухе спортзалов школ показали сильную прямую связь (г = 0,78). При осмотре спортзалов источников формальдегида выявлено не было. Следовательно, формальдегид в спортзалы поступает из атмосферного воздуха.
В учебных корпусах АГТА были обследованы две лекционные аудитории и два компьютерных класса. Результаты обследования воздуха на содержание формальдегида представлены в
Анализ полученных данных показал, что в обследованных учебных помещениях корпуса I наблюдалось превышение нормативных значений по формальдегиду в компьютерных классах в 65 % случаев, а в амфитеатре — в 80 % случаев. Результаты сравнительного анализа содержания формальдегида в атмосферном воздухе и воздухе амфитеатра показали слабую прямую связь (г = 0,30). При осмотре амфитеатра были выделены следующие источники формальдегида: изоляционные материалы, потолочная гипсово-локнистая плитка, линолеум, две пластиковые двери. Надо отметить, что учебное помещение не имеет окон, а значит, проветривание отсутствует. После последнего ремонта амфитеатра прошло
Результаты сравнительного анализа содержания формальдегида в атмосферном воздухе и воздухе компьютерных классов показали слабую
Таблица 1
Содержание формальдегида в воздухе учебных помещений школ г. Ангарска
Учебные помещения Количество проб Концентрация формальдегида, мг/мл (ПДКм.р. = 0,035 мг/м3), X ± Ах
Учебные классы 28 0,02 ± 0,003*
Компьютерные классы 10 0,014 ±0,005*
Спортзалы 8 0,01 ±0,008*
Атмосферный воздух 19 0,003 ± 0,003
Примечание: * - различия статистически достоверны по сравнению с данными атмосферного воздуха при Р < 0,05 (1>критерий).
Содержание формальдегида в воздухе учебных помещений АГТА
Таблица 2
Учебные помещения Количество проб Концентрация формальдегида, мг/м" (ПДК м.р. = 0,035 мг/м3), X ± Дх
Корпус I
Лекционная аудитория (амфитеатр) 10 0,036 ± 0,003
Компьютерные классы 20 0,040 ±0,017
Атмосферный воздух 10 0,006 ± 0,006
Корпус II
Лекционная аудитория 10 0,019 ±0,008**
Атмосферный воздух 10 0,012 ±0,005
Примечание: ** - результаты статистически достоверны по сравнению с данными атмосферного воздуха при Р < 0,01 (1>критерий).
обратную связь (г = —0,17). При осмотре компьютерных классов было отмечено наличие подвесных потолков, пластиковых окон, стены отделаны стеновыми панелям из ДВП, на полу постелен линолеум, в классах стоят компьютерные столы из ДСП в количестве 21 штуки, и 17 компьютеров. После последнего ремонта компьютерных классов
Результаты сравнительного анализа содержания формальдегида в атмосферном воздухе и воздухе лекционной аудитории корпуса II показали сильную прямую связь (г = 0,8). При осмотре лекционной аудитории не было выявлено источников формальдегида. Потолок в аудитории был побелен, стены, полы, столы окрашены, окна и двери деревянные, окрашенные. Ремонт в обследованной аудитории не делали 10 и более лет. Следовательно, основным источником формальдегида в данной аудитории является атмосферный воздух.
По результатам проведенных натурных исследований все обследованные учебные помещения были условно разделены на три группы:
1-я группа. Внутри учебных помещений отсутствуют источники формальдегида. Концентрация формальдегида в воздухе помещений не превышает нормативные значения. Ремонт в учебных помещениях не делали около 10 лет.
К первой группе отнесены спортзалы школ и лекционная аудитория корпуса II Ангарской государственной технической Академии.
ствуют источники формальдегида. Концентрация формальдегида в воздухе помещений не превышает нормативные значения. После последнего ремонта учебных помещений прошло 5 — 6 лет.
Ко второй группе были отнесены учебные и компьютерные классы школ.
3-я группа. Внутри учебных помещений присутствуют источники формальдегида. Содержание формальдегида в воздухе помещений превышает нормативные значения. После последнего ремонта учебных помещений прошло 1—2 года.
К третьей группе были отнесены компьютерные классы и лекционная аудитория (амфитеатр) корпуса I Ангарской государственной технической Академии.
С целью установления влияния количества полимерных материалов, находящихся в закрытых учебных помещениях, на количество выделяемого в воздух помещений формальдегида была определена насыщенность помещений полимерными материалами. Насыщенность полимерными материалами учебных помещений 1 группы составила 0 м2/м3. Насыщенность полимерными материалами учебных помещений 2 группы колебалась от 0,48 до 0,68 м2/м3. В учебных помещениях третьей группы насыщенность полимерными материалами в компьютерных классах составила 1,4 м2/м3, в
В результате проведенных натурных исследований обнаружено, что повышение общей насы-
щенности полимерными материалами закрытых учебных помещений и недавно сделанный ремонт изменяет количество формальдегида в воздухе в сторону увеличения. Так, в компьютерных классах АГТА самая высокая насыщенность полимерными материалами. После ремонта классов
обнаруженная в воздухе компьютерных классов АГТА, в 2 раза превышает концентрацию формальдегида, найденную в воздухе учебных помещений школ, относящихся ко второй группе и в 3 раза концентрацию формальдегида, найденную в воздухе учебных помещений, относящихся к первой группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании полученных нами данных установлены следующие закономерности: если насыщенность закрытых помещений полимерными материалами ниже 1,0 м2/м3, то превышение гигиенического норматива по формальдегиду в воздухе помещений не наблюдается, при насыщенности закрытых помещений полимерными материалами выше 1,0 м2/м3 наблюдается превышение гигиенического норматива по формальдегиду в воздухе закрытых помещений.
В свою очередь, скопление источников формальдегида в закрытых помещениях зависит от человеческого фактора, от понимания влияния поллютанта на собственное здоровье и здоровье подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
ринг воздушной среды жилых и общественных
2. Дорогова В.Б., Тараненко H.A., Рычаго-ва O.A. Формальдегид в окружающей среде и его влияние на организм (обзор) // Бюллетень ВСНЦ
3. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору
бования к полимерным и к полимерсодержащим строительным материалам и мебели». Глава 2 «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам. Показатели безопасности полимерных и полимерсодержа-
С. 706.
4. Лакин Г. Ф. Биометрия. — М.: Высшая школа,
5. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест: ГН 2.1.6.1338-03. — Екатеринбург:
6. Руководство по контролю загрязнения ат-
7. Санитарно-гигиеническая оценка стройматериалов с добавлением промотходов: метод.
8. Тараненко H.A., Ефимова Н.В., Рычаго-ва O.A. К вопросу изучения химического загрязнения воздушной среды закрытых помещений
детских учреждений городов Иркутской области загрязнений по международным стандартам. Спра-
Сведения об авторах
Дедкова Лариса Александровна - кандидат биологических наук, младший научный сотрудник лаборатории физико-химических методов исследования Ангарского филиала ВСНЦ экологии человека СО РАМН - НИИ медицины труда и экологии человека
Лисецкая Людмила Гавриловна - кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории физико-химических методов исследования Ангарского филиала ВСНЦ экологии человека СО РАМН - НИИ медицины труда и экологии человека (665827, г. Ангарск, а/я 1170; тел.: 8 (3955) 55-40-88; e-mail: [email protected])