Научная статья на тему 'ЭКОСИСТЕМЫ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

ЭКОСИСТЕМЫ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА / СЕТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмыкова Татьяна Сергеевна, Ковалев Петр Петрович

Стремительные процессы цифровизации экономического пространства актуализируют исследования, посвященные реализации современных стратегий инновационного развития высокотехнологичных производств. Научную значимость приобретают работы, касающиеся распространения цифровых экосистем и платформенных решений, которые позволяют получить конкурентные преимущества за счет объединения усилий участников системы вокруг высокотехнологичной компании как ядра организационного взаимодействия. Распространение инновационных сервисов и технологий в экономической среде актуализирует перед компаниями, их применяющими, постановку задачи о выборе бизнес-моделей, которые способствуют укреплению и расширению конкурентных позиций. С этой точки зрения проблематика научных исследований, посвященных созданию и масштабированию цифровых экосистем своевременна и остро актуальна. Детерминирован состав ключевых характеристик цифровой экосистемы (сетизация, специализация, комплементарность, взаимодополняемость, совместное создание стоимости, коэволюция, технологическая взаимозависимость), отличительной особенностью которого является акцент на симбиотическом взаимодействии участников, способствующий развитию каждого из них в направлении поддержания жизнедеятельности экосистемы. Дополнено представление о функционале акторов цифровой среды, реализуемое посредством их аддитивного участия, что поддерживает устойчивость данной экосистемы, обеспечивает прирост производительности и усиливает возможности коллективного создания стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOSYSTEMS AS A GLOBAL TREND IN THE DIGITALIZATION OF THE ECONOMIC SPACE

The rapid processes of digitalization of the economic space actualize research on the implementation of modern strategies for innovative development of high-tech industries. Of scholarly importance are works concerning the spread of digital ecosystems and platform solutions, which allow for competitive advantages by uniting the efforts of system participants around a high-tech company as the nucleus of organizational interaction. The proliferation of innovative services and technologies in the economic environment actualizes the task of choosing business models that contribute to strengthening and expanding the competitive position for companies that use them. From this point of view, the issue of research on the creation and scaling of digital ecosystems is timely and highly relevant. The composition of the key characteristics of the digital ecosystem (networking, specialization, complementarity, complementarianism, joint value creation, co-evolution, technological interdependence) is determined, the distinctive feature of which is the emphasis on the symbiotic interaction of participants, contributing to the development of each of them in the direction of maintaining the viability of the ecosystem. The understanding of the functionality of the actors of the digital environment, implemented through their additive participation, has been supplemented, which supports the stability of this ecosystem, provides productivity gains and enhances the possibilities of collective value creation.

Текст научной работы на тему «ЭКОСИСТЕМЫ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 5. С. 123-128. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 5. P. 123-128.

Научная статья УДК 330.35

https://doi.org/10.24158/pep.2023.5.17

Экосистемы как глобальный тренд цифровизации экономического пространства

Татьяна Сергеевна Колмыкова1, Петр Петрович Ковалев2

1 Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, t_kolmykova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5633-4283 2Независимый исследователь, Москва, Россия, kgtu_fk@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-7016-1913

Аннотация. Стремительные процессы цифровизации экономического пространства актуализируют исследования, посвященные реализации современных стратегий инновационного развития высокотехнологичных производств. Научную значимость приобретают работы, касающиеся распространения цифровых экосистем и платформенных решений, которые позволяют получить конкурентные преимущества за счет объединения усилий участников системы вокруг высокотехнологичной компании как ядра организационного взаимодействия. Распространение инновационных сервисов и технологий в экономической среде актуализирует перед компаниями, их применяющими, постановку задачи о выборе бизнес-моделей, которые способствуют укреплению и расширению конкурентных позиций. С этой точки зрения проблематика научных исследований, посвященных созданию и масштабированию цифровых экосистем своевременна и остро актуальна. Детерминирован состав ключевых характеристик цифровой экосистемы (сетизация, специализация, комплементарность, взаимодополняемость, совместное создание стоимости, коэволюция, технологическая взаимозависимость), отличительной особенностью которого является акцент на симбиотическом взаимодействии участников, способствующий развитию каждого из них в направлении поддержания жизнедеятельности экосистемы. Дополнено представление о функционале акторов цифровой среды, реализуемое посредством их аддитивного участия, что поддерживает устойчивость данной экосистемы, обеспечивает прирост производительности и усиливает возможности коллективного создания стоимости.

Ключевые слова: инновации, управление инновациями, технологические инновации, высокотехнологичные производства, цифровая экосистема, сетизация, цифровая платформа

Для цитирования: Колмыкова Т.С., Ковалев П.П. Экосистемы как глобальный тренд цифровизации экономического пространства // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 5. С. 123-128. https://doi.org/10.24158/pep.2023.5.17.

Original article

Ecosystems as a Global Trend in the Digitalization of the Economic Space

Tatyana S. Kolmykova1, Petr P. Kovalev2

''Southwest State University, Kursk, Russia, t_kolmykova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5633-4283 independent researcher, Moscow, Russia, kgtu_fk@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-7016-1913

Abstract. The rapid processes of digitalization of the economic space actualize research on the implementation of modern strategies for innovative development of high-tech industries. Of scholarly importance are works concerning the spread of digital ecosystems and platform solutions, which allow for competitive advantages by uniting the efforts of system participants around a high-tech company as the nucleus of organizational interaction. The proliferation of innovative services and technologies in the economic environment actualizes the task of choosing business models that contribute to strengthening and expanding the competitive position for companies that use them. From this point of view, the issue of research on the creation and scaling of digital ecosystems is timely and highly relevant. The composition of the key characteristics of the digital ecosystem (networking, specialization, complementarity, complementarianism, joint value creation, co-evolution, technological interdependence) is determined, the distinctive feature of which is the emphasis on the symbiotic interaction of participants, contributing to the development of each of them in the direction of maintaining the viability of the ecosystem. The understanding of the functionality of the actors of the digital environment, implemented through their additive participation, has been supplemented, which supports the stability of this ecosystem, provides productivity gains and enhances the possibilities of collective value creation.

© Колмыкова Т.С., Ковалев П.П., 2023

Keyword: innovation, innovation management, technological innovation, high-tech industries, digital ecosystem, networking, digital platform

For citation: Kolmykova, T.S. & Kovalev, P.P. (2023) Ecosystems as a Global Trend in the Digitalization of the Economic Space. Society: Politics, Economics, Law. (5), 123-128. Available from: doi:10.24158/pep.2023.5.17 (In Russian).

Введение. Быстрые и непрерывные процессы введения инноваций в экономическую жизнь субъектов хозяйствования актуализировали исследования, посвященные реализации различных стратегий экономического развития в условиях цифровизации. В этой связи в современной научной литературе получила распространение теория сетизации экономического пространства, согласно которой вокруг высокотехнологичной компании как ядра организационного взаимодействия для получения конкурентных преимуществ в результате совокупных усилий ряда организаций создаются сети (Jarillo, 1988; Normann, Ramírez, 1993; Dyer, Singh, 1998).

Активность использования инновационных сервисов и технологий в экономической среде обуславливает необходимость выбора бизнес-моделей, которые способствуют укреплению и расширению конкурентных позиций. С этой точки зрения проблематика научных исследований, посвященных созданию и масштабированию цифровых экосистем своевременна и остро актуальна.

Соответствующая теория базируется на изучении взаимозависимых организаций, составляющих сеть, с позиции их эволюционирования и создания коллективной ценности. Исследованию теоретических и прикладных аспектов формирования новых бизнес-моделей, учитывающих условия изменения архитектуры экономического пространства в рамках экосистемного подхода, посвятили свои труды многие отечественные ученые (Глухов и др., 2022; Казаренкова и др., 2022; Карелина, 2020; Колмыкова, Ковалев, 2022; Колмыкова и др., 2021; Миллер, 2020; Шкарупета, Ильина, 2022).

Теория. Цифровая экосистема сродни природной, поэтому может быть рассмотрена с двух позиций. С одной стороны, она существует во взаимодействии с окружающей средой и имеет определённые ограничения по возможностям своего масштабирования и выживания. С другой -цифровую экосистему наполняют ее участники во всем многообразии их функционала, взаимосвязей и взаимозависимостей. Они подобны биологическим организмам, поскольку им присущи все этапы жизненного цикла: от рождения и роста до угасания и выхода из системы. При этом участники активно взаимодействуют друг с другом как внутри экосистемы, так и во внешнем экономическом пространстве.

Данные и методы. Исследование содержания ключевых характеристик цифровой экосистемы позволяет детерминировать их в следующем составе: сетизация, специализация, компле-ментарность, взаимодополняемость, совместное создание стоимости, коэволюция, технологическая взаимозависимость (рис. 1). Отличительной особенностью авторского подхода является акцент на симбиотическом взаимодействии участников, благодаря которому каждый из них эволюционирует и развивается в направлении поддержания жизнедеятельности экосистемы.

Экосистемы представляют собой динамично развивающиеся сети, участники которых совместно создают стоимость (Adner, Kapoor, 2010). Взаимодействие их сплетается в сложные сетевые отношения. Объединяя усилия посредством цифровых технологий, субъекты коллективно создают стоимость, которую в индивидуальном порядке не смог бы реализовать ни один из них.

По мнению К. Виндаля и Н. Лейкмонда, создание коллективной стоимости определяется как меж-, так и внутрифирменными отношениями, при этом активность отдельных организаций влияет на общую создаваемую стоимость (Windahl, Lakemond, 2006). Взаимодействие участников в экосистеме способствует процессам сетевого обмена информацией, ресурсами, инновационными решениями. Каждый из них, встроенный в сеть, эволюционирует и симбиотически взаимодействует с другими агентами инновационной среды.

Некоторые исследователи считают, что симбиоз и совместная эволюция приводят к тому, что каждый участник экосистемы, несмотря на масштабы деятельности, в конечном итоге разделяет судьбу сети в целом (Iyer et al., 2006).

Другие учёные указывают, что возможности, предоставляемые экосистемами, необязательно равномерно распределяются между участниками. Кроме того, наличие экосистемы не обуславливает создание ценности. Реализация возможности зависит от того, как субъекты ведут себя. Таким образом, можно судить о существовании паттерна взаимоотношений, который является неоднородным как по силе, так и по количеству прямых и косвенных связей (Adner, Kapoor, 2010; Li, 2009; Pierce, 2009).

Комплементарность I I Взаимодополняемость

Рисунок 1 - Характеристики инновационной экосистемы

Изучение объектно-субъектного состава. Как правило, сеть создается вокруг мощной высокотехнологичной компании, являющейся ядром экосистемы, наделенной значительными финансовыми ресурсами, технологическими возможностями и выполняющей роль координатора деятельности участников экосистемы посредством цифровой платформы.

М. Кусумано, А. Гавер, М. Янсити, Р. Левиен определяют цифровую платформу как «координирующий артефакт», который связывает высокотехнологичную компанию, выступающую в качестве ядра, с другими агентами экосистемы (Cusumano, Gawer, 2002; Iansiti, Levien, 2004).

Базовые понятия в отношении создания стоимости заложены в теорию управления М. Портера (Porter, 1985).

Развивая теоретические представления, Р. Норманн и Р. Рамирес в своих исследованиях заметили, что стоимость возникает не последовательно, а в результате сложного набора экономических операций и институциональных договоренностей между поставщиками, клиентами, менеджерами, техническими специалистами (Normann, Ramirez, 1993). Категорию «сети ценностей» рассматривали К. Штабелль, О. Фьелдстад, Дж. Томпсон. Согласно их представлениям, благодаря сетевому сотрудничеству создается коллективная стоимость (Stabell, Fjeldstad, 1998; Thompson, 1967).

Поскольку каждый из участников сети имеет определенную специализацию, это порождает синергетический, кумулятивный эффект. С течением времени агенты сети, находясь в состоянии взаимодействия и взаимозависимости, демонстрируют эволюционный рост и развитие в направлении поддержания жизнедеятельности экосистемы. Создавая коллективные ценности, участники сети осознают, что являются частью системы и понимают свою взаимозависимость. Роль управленческого функционала якорной высокотехнологичной компании состоит в том, чтобы контролировать членство с учетом открытости экосистемы и координировать усилия по обеспечению ее работоспособности.

Таким образом, главной характеристикой экосистемы является то, что она состоит из сети участников, каждый из которых обеспечивает свой функционал, реализует свою специализацию. С точки зрения ресурсного подхода последняя обеспечивает прирост производительности, поскольку каждый участник делится с системой своими ключевыми компетенциями.

Важным аспектом симбиоза субъектов экосистемы является их комплементарность, позволяющая достичь эффекта синергии. Поскольку участники неоднородны, создание синергии невозможно без взаимодополняемости (lansiti, Levien, 2004). Этот процесс позволяет обеспечивать прирост коллективной (синергетической) ценности экосистемы. Без взаимодополняемости экосистема не способна к постоянному воспроизведению коллективной ценности. Она гарантирует, что компетенции и способности отдельных участников являются кумулятивными и синергетическими.

Взаимодополняемость должна быть аддитивной, поскольку усилия участников экосистемы являются кумулятивными, а не дублирующими. В качестве примера можно привести исследования, где показано, что существует прямая положительная связь между количеством разработчиков мобильных приложений и разнообразием продуктов их деятельности. В этом случае каждый из участников является аддитивным по отношению к экосистеме, поскольку добавляет в нее функционал, не дублируя усилия других разработчиков (Adner, Kapoor, 2010).

Рассуждая о функционале субъектов цифровой экосистемы, отметим, что аддитивное участие поддерживает устойчивость экосистемы, обеспечивает прирост производительности и усиливает возможности коллективного создания стоимости.

Еще одна существенная характеристика цифровой экосистемы - коэволюция. Развитие участников сети происходит как совместный процесс, чем поддерживает устойчивость экосистемы перед изменениями внешнего окружения. Коэволюция является следствием как специализации, так и взаимодополняемости участников системы. По мере изменения условий внешней среды, обусловленных как конъюнктурными изменениями рынка, так и внедрением технологических новаций, участники системы для сохранения возможности коллективного создания стоимости подстраиваются под эти условия, что трансформирует саму экосистему и переводит ее на новый уровень развития.

Полученные результаты. Эволюция является источником самых разнообразных творческих решений, которые природа воплотила в живых организмах и биологических системах. Следует полагать, что эволюционный механизм может быть полезен и для преодоления барьеров развития технологических систем. В частности, алгоритмы отбора, используемые в эволюции биологических организмов, с успехом адаптированы и применяются в вычислительных алгоритмах компьютеров, при совершенствовании искусственного интеллекта, в робототехнике и прочих цифровых технологиях. Современные алгоритмы, применяемые в технологиях искусственного интеллекта, основаны на фундаментальных принципах биологической эволюции, включая воспроизводство, мутации, рекомбинацию (кроссовер), естественный отбор и выживание наиболее приспособленных.

Разработка цифровых экосистем и платформенных носителей сопряжена с необходимостью решения вопроса в отношении поддержания их стабильности и производительности. Ключевым требованием для динамической адаптации системы к изменению внешних условий является обеспечение ее устойчивого разнообразия. Компромисс между разнообразием системы и поддержанием большого числа плохо адаптированных решений выливается в проблемы с дороговизной обслуживания. Стабильность системы также не является выходом из положения, поскольку неизменная конфигурация цифровой экосистемы утрачивает связь с внешним окружением и не реагирует на происходящие изменения. Это в конечном итоге способно привести к истощению функционала системы, отставанию от текущих лидеров, утрате контроля и потере востребованности со стороны пользователей.

Экосистемы представляют собой сложные динамические структуры, конфигурация которых должна обеспечивать функционал надежности и результативности для всех. Закрепление в качестве якорного элемента высокотехнологичной компании создает в модели паттерн жесткости, усиливающий конструкцию и дополняющий ее ресурсными возможностями. В этой связи расширение представлений о современных характеристиках и условиях обеспечения жизнеспособности цифровых экосистем имеет несомненную практическую значимость.

Заключение. Цифровые экосистемы и платформенные решения являются результатом разработки и внедрения инноваций и технологий в деятельность организаций в различных экономических сегментах. Переход к платформенной экономике выступает закономерным итогом реализации тренда на цифровизацию бизнес-процессов.

Наиболее развитой с точки зрения реализации технологического потенциала бизнес-моделью в настоящее время является цифровая экосистема. Такого рода подход в осуществлении деятельности высокотехнологичных компаний является ключевым трендом.

Цифровая трансформация бизнес-моделей высокотехнологичных компаний представляется необходимым условием обеспечения их операционной и стратегической инновационной деятельности. Активная цифровизация бизнес-процессов позволяет прогнозировать дальнейший вектор развития высокотехнологичных компаний именно по пути построения цифровых экосистем.

Список источников:

Глухов В.В., Бабкин А.В., Шкарупета Е.В. Цифровое стратегирование промышленных систем на основе устойчивых экоинновационных и циркулярных бизнес-моделей в условиях перехода к индустрии 5.0 // Экономика и управление. 2022. Т. 28, № 10. С. 1006-1020. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-10-1006-1020.

Казаренкова Н.П., Колмыкова Т.С., Лобанов И.В. Цифровая трансформация социального бизнеса // Организатор производства. 2022. Т. 30, № 4. С. 108-116. https://doi.org/10.36622/VSTU.2022.30A010.

Карелина Е.А. Возможности формирования эффективных цифровых платформ и экосистем в развивающихся странах // E-Management. 2020. Т. 3, № 1. С. 59-67. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-1-59-67.

Колмыкова Т.С., Ковалев П.П. Цифровая трансформация бизнеса в контексте стратегии непрерывного совершенствования // Управленческий учет. 2022. № 7-2. С. 250-256. https://doi.org/10.25806/uu7-22022250-256.

Колмыкова Т.С., Садоян Д.С., Грибов Р.В. Цифровые технологии в трансформации архитектуры экономического пространства: перспективы и угрозы // Управленческий учет. 2021. № 8-2. С. 266-272.

Миллер Я.В. Создание добавленной стоимости в контексте сложности измерения цифровой экономики // E-Management. 2020. № 1. С. 68-74. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-1-68-74.

Шкарупета Е.В., Ильина Е.А. Цифровая циркулярная экономика: концепция, модель, стратегии, фреймворк, технологии // Организатор производства. 2022. Т. 30, № 4. С. 9-17. https://doi.org/10.36622/VSTU.2022.30.4.001.

Adner R., Kapoor R. Value Creation in Innovation Ecosystems: How the Structure of Technological Interdependence Affects Firm Performance in New Technology Generations // Strategic Management Journal. 2010. Vol. 31, iss. 3. Р. 306-333. https://doi.org/10.1002/smj.821.

Cusumano M.A., Gawer A. The Elements of Platform Leadership // MIT Sloan Management Review. 2002. Vol. 43, iss. 3. Р. 51 -58.

Dyer J.H., Singh H. The Relational View: Cooperative Strategy and Sources of Interorganizational Competitive Advantage // Academy of Management Review. 1998. Vol. 23, iss. 4. Р. 660-679. https://doi.org/10.5465/amr.1998.1255632.

Iansiti M., Levien R. The Keystone Advantage: What the New Dynamics of Business Ecosystems Mean for Strategy, Innovation, and Sustainability. Cambridge, 2004. 272 p.

Iyer B., Lee C.-H., Venkatraman N. Managing in a Small World Ecosystem: Some Lessons from the Software Sector // California Management Review. 2006. Vol. 48, iss. 3. Р. 28-47. https://doi.org/10.2307/41166348.

Jarillo J.C. On Strategic Networks // Strategic Management Journal. 1988. Vol. 9, iss. 1. Р. 31-41. https://doi.org/10.1002/smj.4250090104.

Li Y.-R. The Technological Roadmap of Cisco's Business Ecosystem // Technovation. 2009. Vol. 29, iss. 5. Р. 379-386. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2009.01.007.

Normann R., Ramirez R. From Value Chain to Value Constellation: Designing Interactive Strategy // Harvard Business Review. 1993. Vol. 71, iss. 4. Р. 65-77.

Pierce L. Big Losses in Ecosystem Niches: How Core Firm Decisions Drive Complementary Product Shakeouts // Strategic Management Journal. 2009. Vol. 30, iss. 3. Р. 323-347. https://doi.org/10.1002/smj.736.

Porter M.E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. N. Y., 1985. 580 р.

Stabell C.B., Fjeldstad 0.D. Configuring Value for Competitive Advantage: On Chains, Shops, and Networks // Strategic Management Journal. 1998. Vol. 19, iss. 5. Р. 413-437. https://doi.org/10.1002/(sici)1097-0266(199805)19:5%3C413::aid-smj946%3E3.0.co;2-c.

Thompson J.D. Organizations in Action. N. Y., 1967. 192 р.

Windahl C., Lakemond N. Developing Integrated Solutions: The Importance of Relationships within the Network // Industrial Marketing Management. 2006. Vol. 35, iss. 7. Р. 806-818. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2006.05.010.

References:

Adner, R. & Kapoor, R. (2010) Value Creation in Innovation Ecosystems: How the Structure of Technological Interdependence Affects Firm Performance in New Technology Generations. Strategic Management Journal. 31 (3), 306-333. Available from: doi:10.1002/smj.821.

Cusumano, M. A. & Gawer, A. (2002) The Elements of Platform Leadership. MIT Sloan Management Review. 43 (3), 51-58.

Dyer, J. H. & Singh, H. (1998) The Relational View: Cooperative Strategy and Sources of Interorganizational Competitive Advantage. Academy of Management Review. 23 (4), 660-679. Available from: doi:10.5465/amr.1998.1255632.

Glukhov, V. V., Babkin, A. B. & Shkarupeta E. V. (2022) Digital Strategizing of Industrial Systems Based on Sustainable Eco-Innovation and Circular Business Models in the Context of the Transition to Industry 5.0. Economics and Management. 28 (10), 1006-1020. Available from: doi:10.35854/1998-1627-2022-10-1006-1020. (In Russian).

Iansiti, M. & Levien, R. (2004) The Keystone Advantage: What The New Dynamics Of Business Ecosystems Mean For Strategy, Innovation, And Sustainability. Cambridge. 272 p.

Iyer, B., Lee, C.-H. & Venkatraman, N. (2006) Managing in a Small World Ecosystem: Some Lessons from the Software Sector. California Management Review. 48 (3), 28-47. Available from: doi:10.2307/41166348.

Jarillo, J. C. (1988) On Strategic Networks. Strategic Management Journal. 9 (1), 31-41. Available from: doi:10.1002/smj.4250090104.

Karelina, E. A. (2020) Opportunities for Building Effective Digital Platforms and Ecosystems in Developing Countries. E-Management. 2020. 3 (1), 59-67. Available from: doi:10.26425/2658-3445-2020-1-59-67. (In Russian).

Kazarenkova, N. P., Kolmykova, T. S. & Lobanova, I. V. (2022) Digital Transformation of Social Business. Organizer of Production. 30 (4), 108-116. Available from: doi:10.36622/VSTU.2022.30.4.010. (In Russian).

Kolmykova, T. S. & Kovalev, P. P. (2022) Digital Transformation of Business in the Context of Continuous Improvement Strategy. Management Accounting. (7-2), 250-256. Available from: doi:10.25806/uu7-22022250-256. (In Russian).

Kolmykova, T. S., Sadoyan, D. S. & Gribov, R. V. (2021) Digital Technologies in Transformation of Economic Architecture: Prospects and Threats. Management Accounting. (8-2), 266-272. (In Russian).

Li, Y.-R. (2009) The Technological Roadmap of Cisco's Business Ecosystem. Technovation. 29 (5), 379-386. Available from: doi:10.1016/j.technovation.2009.01.007.

Miller, Ya. V. (2020) Creation of Added Value in the Context of Measurement Complexity of the Digital Economy. E-Management. (1), 68-74. Available from: doi:10.26425/2658-3445-2020-1-68-74. (In Russian).

Normann, R. & Ramirez, R. (1993) From Value Chain to Value Constellation: Designing Interactive Strategy. Harvard Business Review. 71 (4), 65-77.

Pierce, L. (2009) Big Losses in Ecosystem Niches: How Core Firm Decisions Drive Complementary Product Shakeouts. Strategic Management Journal. 30 (3), 323-347. Available from: doi:10.1002/smj.736.

Porter, M. E. (1985) Competitive Advantage: Creating And Sustaining Superior Performance. New York. 580 р. Shkarupeta, E. V. & Ilyina, I. A. (2022) Digital Circular Economy: Concept, Model, Strategies, Framework, Technologies. Organizer of Production. 30 (4), 9-17. Available from: doi:10.36622/VSTU.2022.30.4.001. (In Russian).

Stabell, C. B. & Fjeldstad, 0. D. (1998) Configuring Value for Competitive Advantage: On Chains, Shops, and Networks. Strategic Management Journal. 19 (5), 413-437. Available from: doi:10.1002/(sici)1097-0266(199805)19:5%3C413::aid-smj946%3E3.0.co;2-c.

Thompson, J. D. (1967) Organizations in Action. New York. 192 р.

Windahl, C. & Lakemond, N. (2006) Developing Integrated Solutions: The Importance of Relationships within the Network. Industrial Marketing Management. 35 (7), 806-818. Available from: doi:10.1016/j.indmarman.2006.05.010.

Информация об авторах Т.С. Колмыкова - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита Юго-Западного государственного университета, Курск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=347742

П.П. Ковалев - кандидат экономических наук, исполнительный директор Центрального научно-исследовательского института «Циклон», Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1115516

Information about the author T.S. Kolmykova - D.Phil. in Economics, Professor, Head of the Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=347742

P.P. Kovalev - Ph.D. in Economics, Executive Director of the Central Research Institute "Cyclone", Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1115516

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.