Научная статья на тему '"ЭКОСИСТЕМА" ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ЭТИКЕТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ'

"ЭКОСИСТЕМА" ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ЭТИКЕТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЭКОСИСТЕМА» / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ЭТИКЕТ / «КРАСИВОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ» / ЭТИКЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овакимян Михаил Амиранович, Савченко Анна Борисовна

В представленной статье авторским коллективом исследуются вопросы этикета принятия управленческих решений в условиях формирования «экосистемы» взаимодействия публичной власти в современной России. К новым условиям, в которых осуществляется реформирование и развитие социально-экономических систем относятся - «хрупкость» современного мира, субъекта и объекта управления, высокая тревожность за судьбы будущего, нелинейность развития и необходимость выбора приоритетов, «неопределенная неопределенность» - мир не много не такой каким кажется». В статье обозначен инструментарий, определяющий возможности роста эффективности принятия «красивых управленческих решений» в выше перечисленных условиях. В заключительной части статьи рассматриваются вопросы формирования «экосистемы» публичной власти, основанной на этикете принятия управленческих решений, гармонии с внешней и внутренней средой и обеспечения условий для принятия «красивых управленческих решений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Овакимян Михаил Амиранович, Савченко Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOSYSTEM" OF INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES: MANAGEMENT DECISION-MAKING ETIQUETTE

In this article, the team of authors examines the issues of etiquette for making managerial decisions in the context of the formation of an "ecosystem" of interaction between public authorities in modern Russia. The new conditions in which the reform and development of socio-economic systems are carried out include the “fragility” of the modern world, the subject and object of management, high anxiety for the fate of the future, non-linearity of development and the need to choose priorities, “uncertain uncertainty” - the world is not much different what it seems." The article outlines the tools that determine the possibility of increasing the efficiency of managerial decision-making in the above conditions. The final part of the article discusses the formation of an "ecosystem" of public authority based on the etiquette of making managerial decisions, harmony with the external and internal environment and providing conditions for making "beautiful managerial decisions".

Текст научной работы на тему «"ЭКОСИСТЕМА" ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ЭТИКЕТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 49-54 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3):49-54

Проблемы управления

Научная статья УДК 352/354

doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-3-49-54

«ЭКОСИСТЕМА» ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ЭТИКЕТ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Михаил Амиранович Овакимян1, Анна Борисовна Савченко2

1 2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия

Автор, ответственный за переписку: Михаил Амиранович Овакимян, ovakimyan-m.a@mail.ru

Аннотация. В представленной статье авторским коллективом исследуются вопросы этикета принятия управленческих решений в условиях формирования «экосистемы» взаимодействия публичной власти в современной России. К новым условиям, в которых осуществляется реформирование и развитие социально-экономических систем относятся - «хрупкость» современного мира, субъекта и объекта управления, высокая тревожность за судьбы будущего, нелинейность развития и необходимость выбора приоритетов, «неопределенная неопределенность» - мир не много не такой каким кажется». В статье обозначен инструментарий, определяющий возможности роста эффективности принятия «красивых управленческих решений» в выше перечисленных условиях. В заключительной части статьи рассматриваются вопросы формирования «экосистемы» публичной власти, основанной на этикете принятия управленческих решений, гармонии с внешней и внутренней средой и обеспечения условий для принятия «красивых управленческих решений».

Ключевые слова: «экосистема», публичная власть, этикет, «красивое управленческое решение», этикет взаимодействия

Для цитирования: Овакимян М. А., Савченко А. Б. «Экосистема» взаимодействия публичной власти: этикет принятия управленческих решений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 3. С. 49-54. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-49-54

Problems of Management

Original article

"ECOSYSTEM" OF INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES: MANAGEMENT DECISION-MAKING ETIQUETTE

Mikhail A. Ovakimyan1, Anna B. Savchenko2

1, 2South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

Corresponding author: Mikhail A. Ovakimyan, ovakimyan-m.a@mail.ru

Abstract. In this article, the team of authors examines the issues of etiquette for making managerial decisions in the context of the formation of an "ecosystem" of interaction between public authorities in modern Russia. The new conditions in which the reform and development of socio-economic systems are carried out include the "fragility" of the modern world, the subject and object of management, high anxiety for the fate of the future, non-linearity of development and the need to choose priorities, "uncertain uncertainty" - the world is not much different what it seems." The article outlines the tools that determine the possibility of increasing the efficiency of managerial decision-making in the above conditions. The final part of the article discusses the formation of an "ecosystem" of public authority based on the etiquette of making managerial decisions, harmony with the external and internal environment and providing conditions for making "beautiful managerial decisions".

Keywords: "ecosystem", public authority, etiquette, "beautiful management decision", interaction etiquette

For citation: Ovakimyan M. A., Savchenko A. B. "Ecosystem" of interaction of public authorities: management decision-making etiquette. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2022;(3):49-54. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-3-49-54

© Овакимян М. А., Савченко А. Б., 2022

В условиях реализации современной модели управления актуальность приобретает не процессный, а проектный подход. Системное, критическое, сервисное и дизайн мышление приходят на смену традиционным и консервативным парадигмам. Решение большинства современных управленческих проблем связано с необходимостью реализации нетривиальных, креативных сценариев. Понимание проблемы в управленческой науке представляется как несоответствие представления субъекта управления об объекте управления или явлении его, характеризующем и то, чем объект является на самом деле. Рассматриваемые выше проблемы научного исследования анализируются в работах российских и зарубежных ученых: Атаманчука Г. В., Волчкова И., Игнатова В. Г., Игнатовой Т. В., Минкевича А., Моги Кено, Кемпкенса О., Киселева В. Д., Радченко А. И. и др.

Современная наука управления «перестала» отвечать на вызовы и предлагать решения в условиях «неопределенной неопределенности» - характеристика «BANb-мира. Как известно, в таких условиях и с такими характеристиками системы построение прогнозов и планов невозможно. Есть ли из этой ситуации выход? Так, ли все однозначно? Именно ответ на данные вопросы и привел к выбору актуальной проблемы формирования «экосистемы» взаимодействия публичной власти чрез формирование правил - этикета принятия управленческих решений.

Авторский коллектив в данной статье продолжает исследовать проблему принятия «красивых управленческих решений» в единой системе публичной власти (государственном и муниципальном управления) и акцентирует внимание на таком инструменте, как этикет и его роль в «экосистеме» публичной власти. Необходимость разработки инструментария и актуализации вопросов совершенствования управленческой науки, раскрытия новых аспектов и направлений анализа в данной сфере.

Исследование - является не только продолжением исследования, но и постановкой актуальной научной проблемы совершенствования моделей принятия решений, в сфере функционирования единой системы публичной власти в современном «хрупком», тревожном, нелинейном мире - «BANb-мире.

Введение

Управленческое знание утрачивает ценность и не дает рецептов преодоления сложных проблем развития социально-экономических систем, кризисов в условиях глобализационных и глокализационных, национальных и мировых процессов.

В связи с выше сказанным авторский коллектив признает перспективной тему проведенного научного анализа, основополагающим вопросом которого будет являться вопрос о роли этикета принятия управленческих решений в формировании «экосистемы» взаимодействия публичной власти, сообществ и хозяйствующих субъектов.

Необходимость данного анализа актуализируют процессы, связанные с потерей интереса к управленческой профессии, образованию и науке. Реформирование системы публичной власти, связанное с централизацией и снижением инновационности, самостоятельности в принятии управленческих решений, формируют в свою очередь негативный образ государственного и муниципального управленца в глазах опытных профессионалов и молодых кадров Результаты работы показывают, что данное обстоятельство обусловлено отсутствием «экосистем» и корпоративной культуры взаимодействия в государственном и муниципальном управлении. В «экосистеме» взаимодействия публичной власти важнейшим элементом являются правила принятия управленческих решений - этикет взаимодействия при осуществлении данного процесса.

Актуальность исследования

В современной управленческой науке уже более двадцати лет выдвигается гипотеза, о том, что вопросы планирования будущего, формирования эмоционально окрашенного результата, сосредоточены в руках управленцев из сферы публичной власти. В условиях мира «новой реальности», исследователи выявили и изучают новые тренды в управленческой практике: человекоцентричность, клиентоцентричность, клиентоориентированность управленческой деятельности, основанные на человекомерности мира. Отметим, что данные тренды сочетаются с цифровизацией и цифровой трансформацией управления, как нового явления и характеристике управленческих систем. Данное явление снижает тренд на человекомерность

мира, что создает ряд сложностей, связанных с вопросами понимания смыслового наполнения управленческой деятельности в целом и может сказаться на результатах очередного этапа административной реформы.

В науке государственного и муниципального управления сформировалось несоответствие представления субъекта управления об объекте - ключевой содержательной стороной категории управления. Как известно управление - это деятельность субъекта управления по воздействию на объект управления в целях его перевода в заданное состояние, соответствующее целям субъекта управления или системы.

Система понимается, как совокупность элементов (частей) взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Управленческая система не является исключением. Как видно из данной «формулы» наиболее важными элементами становятся взаимосвязи и взаимодействие. Повышение их эффективности и обеспечивает эффективное управление, а это и эффективность оценки деятельности руководителей разного уровня, рост доверия населения к власти в целом, репутация, основанная на экспертности в принятии управленческих решений.

Под единством системы публичной власти понимается, прежде всего, функциональное единство, дополняющееся организационным взаимодействием государственной власти и органов местного самоуправления при решении задач на соответствующей территории.

Обеспечение потребностей государства, регионов, муниципалитетов, муниципальных общин, семей, граждан и всего населения - одна из задач власти. Согласованное функционирование и взаимодействие органов является обязательным условием ее эффективности.

В рамках различных этапов реализации административной реформы в России обозначился ее главный вектор - эффективность. Ее основой, по нашему мнению, является этикет принятия управленческих решений в «экосистеме» взаимодействия публичной власти. Цель реформы состояла в том, чтобы на более «веских основаниях» избавить государственный аппарат от «старых» функций, инструментом, технологий, механизмов, взятых из прошлого; четко разграничить функции между федеральными органами исполнительной власти, исключив дублирование, параллелизм и «провисание» [1]. Тем самым предполагалось, что удастся наконец-то «пресечь» бесконечную реорганизацию государственного аппарата, рационально реализовать взаимодействие «трех определений» исполнительного аппарата: «функций, структуры, штатов» - и приступить к осуществлению эффективного государственного управления.

Указанный вектор предопределяет необходимость оптимизационных процессов с целью формирования эффективной модели управления и повышения качества и результативности управленческой деятельности, основанной на внедрении новых подходов в управлении: проектный, процессный, стратегический, управление изменениями и управление в условиях неопределенности и т.д. Но даже в совершенстве прописанные процессы, алгоритмы, регламенты, функции, цели и задачи не смогли обеспечить и тем более гарантировать эффективность и результативность управленческой деятельности и в целом системы управления. Анализ показывает, что проблемы возникают на стадии взаимодействия органов публичной власти друг с другом и сообществами (во внутренней и внешней среде) при принятии управленческих решений. Одиночное лидерство перестает быть трендом и не является эффективным в современном мире. Необходимо и важно наладить систему взаимодействия для достижения значимых целей управления для обеспечения единства правил (этикета) принятия управленческих решений в системе публичной власти.

Однако, взаимодействие связано с рядом сложностей: применение консервативных управленческих подходов, методов и инструментов «из прошлого», отсутствие смысловой нагрузки в понимании совершаемых действий, ее значимости для системы в целом.

Важным направлением административной реформы является реальное повышение эффективности деятельности органов публичной власти. Решение этой задачи диктуется необходимостью обеспечить высокую организованность всех звеньев власти и государственных (муниципальных) служащих, четкость и деловитость в осуществлении их компетенции.

Во взаимодействии в «экосистеме» публичной власти, в целях обеспечения эффективности управления важно выделить следующие компетенции, которыми должен владеть современный управленец, использующий этикет принятия управленческих решений:

- целеполагание и управление основанное на ценностях, смысловое и содержательное наполнение управленческой деятельности;

- лидерство, саморазвитие и мотивация на успех;

- эффективные коммуникации (в том числе цифровые);

- управления основанное на доверии;

- договороспособность;

- «эмоциональный интеллект»;

-человекоцентричность и клиентоцентричность;

- управление, основанное на восприятии (ощущениях) и др.

В современной управленческой науке и практике наметился тренд на создание «экосистем» управления. «Экосистема» управления - это группа взаимосвязанных элементов, которая образовалась из внутреннего и внешнего взаимодействия с целью достижения высокой эффективности (комфортности, результативности) управленческой деятельности.

Современная управленческая «экосистема» включает: внутреннюю и внешнюю среду взаимодействия, поле проблем и задач деятельности, способы контроля и решения по взаимодействию, и чек-листы взаимодействия (табл. 1-2].

Таблица 1 - Поле проблем в использования потенциала управленцев в системе публичной власти

Table 1 - Field of problems in using the potential of managers in the public power system

Поле проблем Оценка проблемы (в процентах)

У кого Плохое Удовлетворительное Хорошее

Наука (фундаментальная и отраслевая)

Образование

Бизнес

Власть формальная (виды: законодательная, исполнительная, судебная и четвертая власть (информационная))

Власть неформальная. Конструктивная (религиозные органы, формальные и неформальные институты гражданского общества, общества, партии, общественные движения, ...)

Власть деструктивная (формы организованной и неорганизованной преступности, ...)

Итого (сейчас):

Таблица 2 - Матрица взаимодействия (акцентуация «красивых управленческих решений»)

Table 2 - Interaction matrix (accentuation of "beautiful management decisions"]

Тип решения (стратегии)

Персонаж или группа Сотрудничество Сотрудничество + Соперничество Соперничество Соперничество + Уклонение Уклонение Растворение + Уклонение Растворение Сотрудничество + Растворение Сотрудничество+ уклонение Соперничество + Растворение Компромисс (Микс) Итого (решений):

Персонаж или группа 1

Персонаж или группа 2

Персонаж или группа п......

Итого (решений):

n - (количество персонажей/групп)

В табл. 2 сегментированы решения по взаимодействию в «экосистеме» управления при соблюдении этикета принятия управленческих решений (особого их вида - названного в предыдущей статье авторов - «красивые управленческие решения»).

Этикет принятия управленческих решений обеспечивает условия для более эффективного контроля взаимодействия в «экосистеме» взаимодействия публичной власти (именно такой инструмент как этикет формирует условия для принятия «красивых управленческих решений») посредством использования следующих измерителей (измеритель - чем будете мерить полученный результат принятия управленческих решений (например: рубли, прибыль, убытки, штуки, время, километры, килограммы и многое другое)).

• Измеритель структурный: оптимизация штатной численности.

• Измеритель финансовый: рост доходов бюджета от привлечения инвесторов и участия в решении проблем.

• Измеритель отношения: повышение лояльности населения к решениям (рост авторитета).

• Измеритель правоотношений: принятие правовых актов. Разработка меморандумов и чек-листов взаимодействия, ситуационные семинары и кейсы [2].

Чек-листы взаимодействия - это документ, который является своего рода планом действий управленца на ближайший отрезок времени, один из важных элементов этикета принятия именно «красивых управленческих решений» в «экосистеме» взаимодействия публичной власти. Если говорить еще проще о том, что такое чек-листы, то можно назвать их своего рода органайзерами. Благодаря таким документам вы не забудете сделать то, что имеет для вас особую важность. Также чек-лист можно обозначить словом «подсказка». Заглянув в него, вы можете получить нужную информацию, которую не всегда удается.

В чем заключаются плюсы такого документа в системе этикета-взаимодействия при принятии «красивых управленческих решений»?

1. Чек-лист - это своего рода пошаговая инструкция, благодаря которой человек может выполнять задачи, начиная с самых важных и заканчивая второстепенными.

2. Возможность анализа эффективности труда. Эти особенности чек-листов широко и успешно используются в сфере бизнеса. Многие руководители составляют планы выполнения определенных работ (графики) для сотрудников. За счет итоговых результатов можно определиться, кто из персонала максимально эффективно справляется с поставленными задачами, а кто менее успешен в этом вопросе.

3. Использование во всех сферах деятельности. Так, существуют четко разработанные планы создания цифровой репутации органа публичной власти, которым необходимо следовать неотступно, чтобы проект был успешным и результативным.

Рассмотрим, как сделать чек-лист принятия «красивых управленческих решений»? Это зависит от целей его написания, а также от сферы применения. Но чтобы сформировать нужный документ, нужно руководствоваться такими простыми подсказками:

- определить разновидность чек-листа;

- разделить документ на 3 графы: номер п/п, название и условия задачи, результат выполнения задания;

- все пункты краткие, лаконичные, но понятные;

- один чек-лист должен иметь от 5 до 20 пунктов (если их больше, то лучше разбить одно задание на несколько этапов, а для каждого из них составить отдельный check list);

- пункты плана должны располагаться в логической последовательности;

- можно добавлять дедлайны (временные ограничения) для повышения эффективности работы.

Однако стоит отметить, что любые инновации представляют потенциальные риски. Внедрение новой парадигмы принятия «красивых управленческих решений», мы можем относить к инновациям. Необходимо понимать, что экономика и управление ориентированы на максимально выгодное затрачивание ресурсов. При этом на второй план уходит духовная и этическая составляющая развития общества. В связи с вышесказанным кажется важным определение границ применения инновационных технологий, разграничение вещественной и ценностной парадигмы современного общества, учет человеческого фактора.

В заключение представленной статьи мы считаем необходимым акцентировать внимание на том, что современный этап административной реформы направлен на использование нетривиальных и нестандартных подходов к решению «старых» задач. Технологии и инструменты науки управления должны способствовать формированию «антихрупкости» систем. Элементом «антихрупкости», по нашему мнению, является пример создания «экосистемы» взаимодействия публичной власти. Ключевым и надежным инструментом такой «экосистемы» является этикет принятия управленческих решений. Современный управленец в единой системе публичной власти должен владеть инструментами управления, обеспечивающего «антихрупкость» системы, ее основой становится парадигма принятия «красивых управленческих решений».

Список источников

1. Краснов Ю. К., Шкатулла В. И. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2022.

2. Киселев В. Д. Технология написания проектного кейса в жанре «кейкис» // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. № 4(13). С. 7-14.

References

1. Krasnov Yu. K., Shkatulla V. I. Scientific and practical commentary on the Federal Law of 21.12.2021 N 414-FZ "On the General Principles of the Organization of Public Power in the Constituent Entities of the Russian Federation" (Article). In: SPS ConsultantPlus. 2022.

2. Kiselev V. D. Technology for writing a project case in the keikis genre. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii = Scientific research and development. Socio-humanitarian research and technology. 2015;4(13):7-14. (In Russ.)

Информация об авторах

М. А. Овакимян - канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС;

А. Б. Савченко - директор программы центра дополнительного образования ЮРИУ РАНХиГС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

M. A. Ovakimyan - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Head of Department of State and Municipal Administration of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA; A. B. Savchenko - Program Director of the Center for Additional Education of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.09.2022; одобрена после рецензирования 11.09.2022; принята к публикации 12.09.2022.

The article was submitted 01.09.2022; approved after reviewing 11.09.2022; accepted for publication 12.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.