Научная статья на тему 'Экопсихотип личности подростка Севера'

Экопсихотип личности подростка Севера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / МНОГОМЕРНОСТЬ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТОК СЕВЕРА / ЭКОПСИХОТИП / DEVELOPMENT / FORMATION / REGIONAL ENVIRONMENT / MULTIDIMENSIONALITY PHENOMENOLOGY OF THE PERSON / TEENAGER OF NORTH / ECOLOGY-PSYCHOLOGICAL TYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быстров А. Н.

Представлены результаты исследования личности подростка Севера, предпринимается попытка доказать зависимость жизни человека от средовых условий. Основные положения исследования выстраиваются на фундаменте существующих подходов в психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecology-psychological type of the Northern adolescent personality

n this article there are presented the results of research on personality of the northern adolescent. In this work an attempt is made to prove the dependence of human life upon environmental conditions. The major principles of research are formed on the basis of approaches available in the field of psychology.

Текст научной работы на тему «Экопсихотип личности подростка Севера»

ЭКОПСИХОТИП ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА СЕВЕРА

Быстров А.Н.

Известно, что человек рождается, растет, развивается и формируется как личность в определенных условиях и среде. Существует большой спектр работ, в которых предпринимаются попытки доказать зависимость жизни человека от средовых условий.

Подросток, как и любой человек, взаимодействует с окружающей средой, подразделяющейся на биотическую (воздух, вода, почва, растительность и прочее), абиотическую, включающую в себя климатические и гидрографические факторы (температура, атмосферные проявления, суточные, месячные, годовые ритмы воздействия Солнца и Луны) и антропогенную (загрязнение, эрозия почв, уничтожение лесов). Взаимодействуя, компоненты среды образуют определенные функциональные системы, где живой организм и среда становятся единым целым организмом и рассматриваются как целостная система [12].

Совокупность компонентов, представляющих среду обитания человека, воспринимается организмом подростка посредством экологических факторов, оказывающих специфическое воздействие на его организм. О зависимости характера народа от географических, климатических, социально-экономических, историко-культурных особенностей говорили еще Аристотель [12], Гиппократ [18], Ч. Дарвин [13; 20], М.В. Ломоносов и его ученик В.В. Крести-нин [5]. Такая зависимость нашла подтверждение в современных эмпирических исследованиях [7; 21].

В условиях Севера на организм человека действуют две группы неблагоприятных экологических факторов: климатические и техногенные. Высокие широты характеризуются целой совокупностью условий, неадекватных для организма: фотопериодизм, холод, гипоксия, особенности воздушных и водных систем с дефицитом или избытком минеральных компонентов, по© Быстров А.Н., 2008

вышенная геомагнитная активность. Север относится к экстремальным районам Земли с дискомфортными условиями для проживания, накладывающим на биологические процессы свою специфику, неповторимость и уникальность [6, с. 31 - 33].

В.И. Вернадский отмечал: “Человечество, взятое в целом, становится мощной ге-лиобиологической силой, дающей новое направление в науке перехода биосферы в ноосферу”, “человек неразрывно и закономерно связан с местом, где он проживает на планете, мыслить и действовать он должен в планетарном аспекте”, “человек также неразрывно связан с материальноэнергетической структурой планеты, при помощи силы мысли перестраивает в своих интересах окружающую действительность, превращая биосферу в ноосферу” [8; с. 263, 480]. Подобных взглядов придерживались Н.И. Вавилов [17], А.Л. Чижевский [16], Л.Н. Гумилев [10], К.Э. Циолковский [11].

В исследованиях личности подростка перекликаются различные проявления на междисциплинарном уровне такой проблемы, как необходимое условие поиска системных закономерностей развития подростка в биогенезе, социогенезе и онтогенезе. Следуя системному историкоэволюционному подходу А.Г. Асмолова [2] в изучении специфики личности подростка Севера, за основу мы приняли схему детерминации развития личности, раскрывающую взаимоотношения между природой, обществом и личностью.

В настоящее время рассмотрение феноменологии личности подростка в диад-ном варианте “человек - среда обитания” [19] уже не отвечает требованиям современного научного подхода. Рассматривая многомерность личности подростка как системный объект для полноты его описания и изучения, а также полноценного интегрирования его в среду обитания, мы отталкивались от созданных четырехкомпо-

нентных и более сложных систем существующих в науке.

Многомерность феноменологии личности, междисциплинарный статус проблемы привели к мысли о необходимости ее изучения в системе координат, задаваемых подходами Б.Г. Ананьева [1], Н.Ф. Реймер-са [13], У. Бронфенбреннера [3], Т.С. Буториной [4], Г.М. Андреевой, Т.М. Дридзе, Е.А. Климова, Р. Конина и Д. Клэка, Ю. Кру-усвалла [15].

В теории Б.Г. Ананьева [1] позиция основных уровней становления личности представлена в положении “индивид - личность - субъект - индивидуальность”. В концепции Н.Ф. Реймерса [14] окружающая среда подразделяется на четыре компонента: собственно природную среду, квазиприродную, искусственную и социальную среду.

Значительным вкладом в психологию является разработка У. Бронфенбренне-ром междисциплинарного подхода к процессам социализации, названной им экологией человека. Согласно разработанной экологической модели, развитие человека рассматривается как динамический процесс, идущий в двух направлениях: воздействия со стороны различных элементов окружающей его среды и реструктуризации своей многоуровневой жизненной среды.

Н.Ф. Реймерс, У. Бронфенбреннер и Т.С. Буторина в своих моделях ведущую роль отводят региональной среде, элементы которой способны воздействовать на структурные компоненты личности человека.

Целью настоящего исследования явилось изучение специфики личностных свойств подростка Севера.

При проведении исследования мы руководствовались следующей гипотезой: специфика личностных свойств подростка обусловлена влиянием регионального фактора; структурные компоненты личности подростка, проживающего в условиях Севера, своеобразны, специфичны и отличаются различной мерой выраженности.

В качестве объекта исследования в работе выступили 1727 подростков из северной, средней и южной частей России в возрасте 14 - 17 лет. Этническая принадлежность респондентов - русские.

Предметом исследования явились индивидные и психологические свойства подростка.

На основании сравнительного анализа теоретических подходов и эмпирического исследования подростков юга и центральной части России предпринята попытка выявить тип личности подростка Севера.

Для получения эмпирического материала, согласно задачам исследования, использованы следующие методики: “Методика определения самооценки” С.А. Бу-дасси, “Личностный опросник” Леонгарда-Шмишека, “Факторный личностный опросник” (16-РР) Р. Кеттелла, “Структура темперамента” В.М. Русалова, “Тип темперамента” Майерс-Бриггс, “Опросник профессиональных предпочтений”Д. Голланда, “Тест умственных способностей” Р. Амтхауэра, академические знания на основе анализа итоговых оценок из журналов успеваемости, “Самооценка психических состояний” Г. Айзенка, “Шкала фемин-ности-маскулинности Фрайбургского личностного опросника”.

В результате было выявлено, что и особенность феномена личности подростка Севера заключается в совокупности специфических свойств, детерминирующих типичность, которая выражается в эргич-ности, высокой пластичности нервной системы, невысоком потенциале здоровья и крепости телосложения. Самооценка положительно коррелирует с пластичностью нервной системы, потребностью общения, интернапьным локусом контроля, общим интеллектом, агрессивностью и половой идентичностью. Направленность личности отражается в ценности наличия счастливой семейной жизни, здоровья и наличия надежных и верных друзей. Испытываемая потребность в общении, социально ориентированный профессиональный план, экс-травертированность, сангвинистичность темперамента, проявляющаяся в социальной эргичности, характеризуют направленность подростка на активную адаптацию к окружающей среде, указывают на стремление занять достойное место в обществе.

Подросток Севера особо чувствителен к угрозе и подвержен внешним стрессам, отличается достоверно выраженной ин-траиндивидуальной особенностью таких специфических черт, как беспечность, доброта, терпимость, открытость, доверчивость, эмоциональность, жизнерадостность, энергичность, практичность, за-

стенчивость, робость, зависимость от группы. Это подчеркивает особенность психического феномена подростка.

В ходе эмпирической верификации теоретической модели на репрезентативной выборке подростков была разработана модель личности подростка Севера, состоящая из девяти базальных блоков:

• индивидные свойства - органические предпосылки развития личности: возрастно-половые и индивидуально-типические свойства;

• самосознание - совокупность представлений личности о себе, выражающаяся в концепции “Я”, и оценка личностью этих представлений посредством самооценки;

• качества личности - обобщенные динамические свойства личности с двумя основными подструктурами темперамент и характер;

• мотивационная сфера - совокупность динамических тенденций, направленных на выполнение поведенческого акта;

• идентичность - особое психическое состояние индивида, сопровождаемое устойчивым переживанием тождественности и целостности;

• эмоционально-волевая сфера - совокупность эмоций, чувств и волевых качеств, посредством которых человек осуществляет целенаправленную деятельность;

• способности и одаренность - психологические свойства личности, определяющие успешность выполнения деятельности и совершенствование в ней;

• личностный опыт - совокупность компонентов, состоящих из знаний, умений и навыков, сформированных в процессе деятельности, обучения и воспитания;

• деятельность - совокупность действий и поступков личности, направленных на определенную цель.

Несмотря на общую закономерность развития, у северян имеются несовпадения с подобными структурами подростков, живущих в южных и средних широтах России. Отличительная особенность подростка Севера от сверстников иных регионов заключается в том, что центральным структурным новообразованием и системообразующим фактором является развитие самосознания. У подростков Юга таким фактором стала деятельность,

средней полосы России - личностные качества.

В итоге можно констатировать, что Север богат своим содержанием, многообразием и силою эмоционального воздействия на формирующуюся личность подростка, представляющую из себя совокупность компонентов, влияющих на его специфику и несущую в себе особый психологический потенциал.

Таким образом, давая содержательную характеристику подростка, необходимо учитывать как механизмы интериори-зации средовых условий, в которых развивается и формируется личность подростка, так и экстериоризации, при помощи которых происходит инструментальное проявление личности как субъекта, принадлежащего к разным системам, взаимодействуя с которыми он приобретает и проявляет разные качества. Специфика Севера является детерминантой психологических эффектов взаимодействия подростка с условиями окружающей среды и сопряжена с личностными структурными компонентами подростка. Вместе с тем, региональный фактор, включающий в себя целый ряд компонентов среды, оказывает особое воздействие на адаптацию, развитие и формирование подростка Севера, обусловливая формирование экопсихотипа его личности.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет по-знания.СПб., 2001.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования М., 1984.

3. Бронфенбреннер У.Два мира - два детства / №р://т^ег1п$^о.ги/тос1и!е=аг11 с!еэ&;с1=236.

4. Буторина Т.С. Педагогическая регио-нология. Архангельск, 2004.

5. Буторина Т.С., Смягликова Е.А. Гражданская направленность просветительских идей В.В. Крестинина // Высшее образование сегодня. 2007. № 6 . С. 89 - 92.

6. Быстров А.Н. Психологическая модель личности подростка из северных районов Европейской части России // Высшее образование сегодня. 2006. № 11.

С. 31 - 33.

7. Быстров А.Н. Исследование структуры личности подростка Севера. Архангельск, 2007.

8. Вернардский В.И. Биосфера и ноосфера земли. М., 2007.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

10. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 2004.

11. Демин В.Н. Циолковский. М., 2005.

12. КоробкинВ.И., ПредельскийЛ.В. Экология: Учебник для вузов. Ростов н/Д, 2006.

13. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2006.

14. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) //Россия молодая. М., 1994.

15. Смолова Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. СПб., 2008.

16. Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца. М., 2004.

17. Шайкин В.Г. Николай Вавилов. М., 2006.

18. Ширяева О.С. Влияние природноклиматических и географических условий на личность // Высшее образование сегодня. 2007. № 8. С. 74 - 79.

19. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности М., 2004.

20. Ферьера Э. Дарвинизм // Новости. СПб,1891.

21. Ролло Мэй (Rollo May). Проблема тревоги / Пер. с англ. А.Г. Гладкова. М., 2001.

ПСИХОЛОГИЯ УСПЕШНОСТИ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА

Гогиберидзе Г.М., Егизарьянц А.А.

Качественные изменения, произошедшие за последние два десятилетия в культурно-исторической и национально-политической структуре российского общества, выдвинули этнонацио-нальные отношения в разряд факторов угрозы целостности страны. Отыскать способы развития межнационального диалога невозможно без понимания психологии восприятия инонациональных элементов культуры. Безусловно, успешность коммуникации в ситуации этнокультурного контраста зависит от многих условий. Важнейшим из них является соблюдение принципа равноправия сторон. Реализация этого принципа на уровне межнациональных отношений означает, что каждая из сторон должна обладать той мерой свободы, которая исключает возможность диктата и признает право на равноценность инонациональной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок; на уровне межличностных отношений - такую форму взаимодействия, которая требует взаимопонимания, то есть достаточных усилий со стороны одного участника, чтобы понять позиции другого и осоз-

нать ценность элементов инонациональной культуры, мотивировать предрасположенность к общению, антиципацию целей и последствий, вступление в коммуникацию, выбор наиболее оптимальной стратегии и тактики поведения.

Исходным моментом мотивации является тот факт, что в основе человеческой жизнедеятельности лежит аксиологическая дифференциация познаваемой ино-культуры по шкале опасно/безопасно, полезно/вредно, свое/чужое, поэтому в условиях межкультурной коммуникации действуют, в первую очередь, оценочные стереотипы. Эти стереотипы определяют пресуппозиции, которые весьма характерны для “наивных коммуникантов”, которые в процессе межэтнического общения постоянно спрашивают себя, какой язык легче, какие обычаи и традиции лучше, какой фольклор богаче. Подобное восприятие элементов инонациональной культуры в определенном смысле является прототипом современной массовой культуры, стремящейся везде и всюду проставить свои оценки. Впрочем, склонность к разграничению предметов окру-

© Гогиберидзе Г.М., Егизарьянц А.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.