Научная статья на тему 'Экономикотеоретические аспекты эффективного функционирования предприятий в рыночной среде'

Экономикотеоретические аспекты эффективного функционирования предприятий в рыночной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ECONOMICAL AND THEORETICAL ASPECTS / ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / EFFECTIVE FUNCTIONING / СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ / PRODUCT COST / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / PROFITABILITY OF PRODUCTION / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ / PROFITABILITY OF ASSETS / КТР АКТИВОВ / COEFFICIENT (SPEED) OF GROWTH OF ASSETS / КТР ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА / COEFFICIENT (SPEED) OF GROWTH OF COSTS OF PRODUCTION / КТР ПРИБЫЛИ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / COEFFICIENT (SPEED) OF PROFIT MARKUP TO THE TAXATION / КТР ВЫРУЧКИ ОТ ПРОДАЖ / COEFFICIENT (SPEED) OF GROWTH OF PROCEEDS FROM SALES / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE / ИННОВАЦИЯ / AN INNOVATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / INNOVATIVE TECHNOLOGICAL SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиев Жакен Какитаевич, Галиева Надежда Валентиновна, Тупиков Андрей Дмитриевич

Для характеристики финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия рассматриваются показатели рентабельности рентабельность продукции и рентабельность активов. Отмечается, что для ценооборазования на монопольных предприятиях отпускная цена предприятия устанавливается в определенном проценте к полной себестоимости монопольной продукции в зависимости от отраслевой принадлежности (от 20 до 50%). Сохранение конкурентоспособности и эффективное функционирование предприятий в рыночной среде требует выполнения следующих условий: коэффициент (темп) роста (КТР) активов должен опережать КТР издержек производства с уровнем, обеспечивающим достижение нормальной конкурентоспособности предприятия; КТР прибыли до налогообложения должен опережать КТР активов с уровнем, достаточным для нормальной конкурентоспособности предприятия; КТР прибыли от продаж должен опережать КТР издержек производства с уровнем, для функционирования в конкурентной рыночной среде; КТР выручки от продаж должен опережать КТР издержек производства с уровнем, соответствующим для формирования межотраслевой конкурентоспособности предприятия. В экономической деятельности предприятий должно преобладать стремление к внедрению новых технологий, обеспечивающих снижение себестоимости продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галиев Жакен Какитаевич, Галиева Надежда Валентиновна, Тупиков Андрей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL AND THEORETICAL ASPECTS OF EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE ENTERPRISES IN THE MARKET ENVIRONMENT

For the characteristic of financial results and efficiency of activity of the enterprise profitability indicators profitability of production and profitability of assets are considered. It is noted that for a tsenooborazovaniye at the exclusive enterprises selling price of the enterprise is established in a certain percent to full prime cost of exclusive production depending on branch accessory (from 20 to 50%). The exclusive enterprise is characterized: the enterprise treats the large; has considerable control over the prices; the market share of the enterprise is absolute; not price competition isn't widespread; the enterprise doesn't consider reaction of the competitors; extent of differentiation of a product unique. At the enterprises for production of iron ores and production of iron ore concentrates of some dominating enterprises in domestic market of this production define market structure of oligipolistichesky type (5 enterprises provide 69% of volume of production): control of the separate enterprise over the prices is limited to interdependence; the market share of the enterprise is considerable; not price competition is widespread, especially at differentiation of a product; the enterprise considers reactions of the competitors; extent of differentiation of a product standardized or differentiated. Profitability of assets (the standard of profitability, rate of return) has to be the main indicator of efficiency of activity of the commercial organizations (joint-stock companies, the state unitary enterprises). Profitability of assets defines competitiveness of the enterprises (organizations) in market economy. In the economic analysis the size of profitability of assets has to be accepted not less than 0,15. Preservation of competitiveness and effective functioning of the enterprises in the market environment demands performance of the following conditions: the coefficient (speed) of growth of assets has to advance coefficient (speed) of growth of costs of production with the level providing achievement of normal competitiveness of the enterprise; the coefficient (speed) of profit markup to the taxation has to advance coefficient (speed) of growth of assets with the level sufficient for normal competitiveness of the enterprise; the coefficient (speed) of profit markup from sales has to advance coefficient (speed) of growth of costs of production with level, for functioning in the competitive market environment; the coefficient (speed) of growth of proceeds from sales has to advance coefficient (speed) of growth of costs of production with the level corresponding for formation of interindustry competitiveness of the enterprise. In economic activity of the enterprises the aspiration to introduction of the new technologies providing decrease in product cost has to prevail.

Текст научной работы на тему «Экономикотеоретические аспекты эффективного функционирования предприятий в рыночной среде»

УДК 621.3.07

Ж.К. Галиев, Н.В. Галиева, А.Д. Тупиков

ЭКОНОМИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

Для характеристики финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия рассматриваются показатели рентабельности - рентабельность продукции и рентабельность активов. Отмечается, что для ценооборазования на монопольных предприятиях отпускная цена предприятия устанавливается в определенном проценте к полной себестоимости монопольной продукции в зависимости от отраслевой принадлежности (от 20 до 50%). Сохранение конкурентоспособности и эффективное функционирование предприятий в рыночной среде требует выполнения следующих условий: коэффициент (темп) роста (КТР) активов должен опережать КТР издержек производства с уровнем, обеспечивающим достижение нормальной конкурентоспособности предприятия; КТР прибыли до налогообложения должен опережать КТР активов с уровнем, достаточным для нормальной конкурентоспособности предприятия; КТР прибыли от продаж должен опережать КТР издержек производства с уровнем, для функционирования в конкурентной рыночной среде; КТР выручки от продаж должен опережать КТР издержек производства с уровнем, соответствующим для формирования межотраслевой конкурентоспособности предприятия. В экономической деятельности предприятий должно преобладать стремление к внедрению новых технологий, обеспечивающих снижение себестоимости продукции. Ключевые слова: экономико-теоретические аспекты, эффективное функционирование, себестоимость продукции, рентабельность продукции, рентабельность активов, КТР активов, КТР издержек производства, КТР прибыли до налогообложения, КТР выручки от продаж, конкурентоспособность предприятия, инновация, инновационные технологические решения.

Под экономическим ростом предприятия (организации) подразумевается такое его устойчивое развитие, при котором увеличивается реальный доход. Мерой экономического роста служит темп прироста реального дохода в целом.

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2016. № 5. С. 187-194. © 2016. Ж.К. Галиев, Н.В. Галиева, А.Д. Тупиков.

Экономический рост является экстенсивным, если он не изменяет среднюю производительность труда на предприятии. В случае опережающего темпа роста дохода по сравнению с темпом роста используемых ресурсов производства имеет место интенсивный экономический рост [1].

Таким образом, эффективное функционирование предприятий в конкурентной рыночной среде должно обеспечиваться на основе интенсивного экономического роста.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. В свою очередь доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Для формирования соответствующей прибыли (валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения) из величины дохода вычитаются расходы, связанные с производством и реализацией, а также внереализационные расходы, т.е. движение осуществляется в направлении от дохода к прибыли.

Финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия характеризуют показатели рентабельности.

Рентабельность продукции (Я ) может быть определена:

Я = П /С -100, % (1)

пр прж' пр ' 4 '

где Ппрж — прибыль от продаж (строка 2200 «Отчет о финансовых результатах»); Спр — издержки производства (сумма строк 2120 «Себестоимость продаж», 2210 «Коммерческие расходы», 2220 «Управленческие расходы»).

Прибыль от продаж характеризует прибыль от производства и реализации продукции, поэтому рентабельность продукции определяется отношением этой прибыли к сумме расходов на производство и реализацию продукции.

По данным Российского статистического ежегодника в 2013 г. рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых составила 20,8%; рентабельность проданных товаров, продукции по добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических составила 32,7%, в строительстве — 8,3%, в обрабатывающих производствах — 8,8%.

В статье 40 Налогового кодекса РФ отмечается, что рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимо-

действии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При прочих условиях могут быть использованы метод цены последующей реализации, затратный метод. При затратном методе рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. Обычную для данной сферы деятельности прибыль может характеризовать прибыль от продаж. Здесь следует отметить два момента: во-первых, рыночная цена должна компенсировать издержки производства, во-вторых, величина прибыли от продаж должна быть достаточной для нормального функционирования производства. Поэтому величине прибыли от продаж предъявляются определенные требования: обеспечить предприятию чистую прибыль после выплаты текущего налога на прибыль с учетом сальдо прочих доходов и расходов; нормальная прибыль для деятельности предприятия должна быть обеспечена несмотря на возможные условия равенства прочих доходов (внереализационных доходов в соответствии с Главой 25 Налогового кодекса РФ) и прочих расходов (внереализационных расходов).

Так, рентабельность продукции на предприятиях по добыче алмазов в 2012 г. составила 67%, что свидетельствует о производстве монопольной продукции. Как отмечается в [2], для ценообразования на монопольных предприятиях отпускная цена предприятия устанавливается в определенном проценте к полной себестоимости монопольной продукции в зависимости от отраслевой принадлежности (от 20 до 50%). Монопольное предприятие характеризуется: предприятие относится к крупным; имеет значительный контроль над ценами; рыночная доля предприятия является абсолютной; неценовая конкуренция не распространена; предприятие не учитывает реакции своих конкурентов; степень дифференциации продукта — уникальная [3].

Высокая рентабельность продукции (более 50%) имеет место также на предприятиях по добыче железных руд и производству железорудных концентратов. В этой отрасли несколько доминирующих предприятий на внутреннем рынке данной продукции определяют рыночную структуру олигиполистиче-ского типа (5 предприятий обеспечивают 69% объема добычи): контроль отдельного предприятия над ценами ограничен взаимной зависимостью; рыночная доля предприятия является значительной; неценовая конкуренция распространена, особенно при дифференциации продукта; предприятие учитывает

реакции своих конкурентов; степень дифференциации продукта — стандартизированная или дифференцированная.

Рентабельность активов (ЯА) может быть определена:

ЯА = Пдно/А ^ 100, % (2)

где Пдно — прибыль до налогообложения (строка 2200 «Отчет о финансовых результатах»); А — актив баланса (сумма строк 1100 «Итого по разделу I, 1200 «Итого по разделу II»).

Прибыль до налогообложения представляет собой балансовую прибыль или бухгалтерскую прибыль предприятия, поэтому рентабельность активов определяется отношением этой прибыли к величине суммы внеоборотных и оборотных активов предприятия.

Рентабельность активов (норматив рентабельности, норма прибыли) должна являться основным показателем эффективности деятельности коммерческих организаций (акционерные общества, государственные унитарные предприятия). Рентабельность активов определяет конкурентоспособность предприятий (организаций) в рыночной экономике. В экономическом анализе величина рентабельности активов должна приниматься не менее 0,15 (по данным зарубежных институтов).

Величина рентабельнеости активов, обеспечивающая конкурентоспособность предприятия, характеризует величину прибыли до налогообложения, достаточной для нормального функ-циоонирования предприятия в рыночной среде.

По данным Российского статистического ежегодника в 2013 г. рентабельность активов по добыче полезных ископаемых составила 11,3%, из нее рентабельность активов по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых — 11,6%; рентабельность активов в обрабатывающих производствах — 4,5%; рентабельность активов в строительстве — 5,6%.

Рентабельность активов в условиях рассматриваемого монопольного предприятия составила 13%. Наряду с высоким уровнем активов предприятия имеет место превышение коэффициента (темпа) роста прочих расходов (£рпр) величины коэффициента (темпа) роста прочих доходов (^п ).

За отчетный период коэффициент (темп) роста прибыли до налогообложения ^Пдно) составил 1,354 при коэффициенте (темпе) роста активов 1,213. Несмотря на превышение коэффициента (темпа) роста прибыли до налогообложения величины коэффициента (темпа) роста активов ^Пдно > kА), это превышение является не достаточным для обеспечения нормальной конкурентоспособности предприятия.

При определенном соотношении величины активов предприятия (А) и издержек производства (С ) величина рентабельности продукции может быть представлена зависимостью следующего вида:

К _ ^прж _ ^прж _ П ^прж _ п К ^прж (3)

р Спр а пдно пдно

п КА

где п — соотношение величины активов предприятия (А) и издержек производства (С ).

Из формулы (3) следует, что при определенном достигнутом уровне конкурентоспособности предприятия величина рентабельности продукции зависит от темпов изменения величины активов и величины издержек производства.

Сохранение конкурентоспособности и эффективное функционирование предприятий в рыночной среде требует выполнения следующих условий:

• коэффициент (темп) роста активов должен опережать коэффициент (темп) роста издержек производства с уровнем, обеспечивающим достижение нормальной конкурентоспособности предприятия;

• коэффициент (темп) роста прибыли до налогообложения должен опережать коэффициент (темп) роста активов с уровнем, достаточным для нормальной конкурентоспособности предприятия;

• коэффициент (темп) роста прибыли от продаж должен опережать коэффициент (темп) роста издержек производства с уровнем, для функционирования в конкурентной рыночной среде;

• коэффициент (темп) роста выручки от продаж должен опережать коэффициент (темп) роста издержек производства с уровнем, соответствующим для формирования межотраслевой конкурентоспособности предприятия.

Следует отметить, что при уровне рентабельности активов ниже уровня, обеспечивающего конкурентоспособность предприятия, несмотря на высокий уровень рентабельности продукции, рынок имеет тенденцию к «сужению» и непрерывность производственного процесса требует увеличения денежного потока за счет увеличения объема выполняемых работ или за счет роста цен на продукцию. Рост цен на продукцию может привести к снижению объема закупок данной продукции. Увеличение объема выполняемых работ требует поиска новых потребителей продукции. Конфликтная ситуация в этих двух направлениях в

экономической деятельности предприятий должна разрешаться на основе внедрение новых технологий, обеспечивающих снижение себестоимости продукции. Возникает потребность в поисках инновационных решений.

В экономических словарях отмечаются, что слово «инновация» заимствовано в английском языке: innovation нововведение. Латинское innovare — обновлять, изменять, от in в, на- и novare менять, переделывать, от novus — новый, другой. Его активное использование в русском языке начинается со второй половины ХХ века.

Инновация — это осязаемая, то есть «результированная» новизна; инновации делают организацию способной реагировать на изменения рынка и сохранять конкурентоспособность; инновация это процесс внедрения «проблемо-решающей» идеи.

В первом приближении основным условием признания технологических решений инновацией должно являться снижение себестоимости единицы продукции не менее 15%. Для предварительного обоснования этой величины следует отметить, что философия экономии на масштабах производства основана на так называемой кривой опыта. При помощи эмпирического анализа установлено, что расходы на единицу продукции снижаются на 20% с увеличением объема выпуска продукции в два раза [4]. При этом следует предположить, что соотношение переменных и постоянных расходов принимаются на уровне отчетного (без рассмотрения инновации) периода. Можно также предположить, что рассмотрение (реализация) инновационных технологических решений приводят к снижению удельных переменных расходов и поэтому общее снижение себестоимости единицы продукции может находиться в пределах от 20 до 50%. Поэтому инновационными технологическими решениями можно принять нововведения, обеспечивающие снижение себестоимости продукции более 15%.

В настоящее время имеет место тенденция к увеличению предприятиями доли на соответствующем рынке данной продукции [5], в стремлении внедрения новой технологии, обеспечивающей соответствующий рост производительности труда рабочих на основных технологических процессах [6], к обеспечению опережающего коэффициента (темпа) роста производительности труда рабочих по сравнению с коэффициентом (темпом) роста себестоимости единицы продукции при определенном соотношении показателей экстенсивного и интенсивного роста [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика. — М.: Изд-во «Юрайт», 2014.

2. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий. Менеджмент и анализ. - М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков. — М.: Изд-во «Юрайт», 2014.

4. Стратегический менеджмент / Под ред. А. Н. Петрова — СПб.: Питер, 2005.

5. Галиев Ж. К., Галиева Н. В. Экономическе аспекты эффективного развития цементной промышленности // Известия вузов. Горный журнал. — 2015. — № 4.

6. Галиев Ж.К., Галиева Н.В. Теоретические аспекты менеджмента на горнодобывающих предприятиях // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2015. — № 9. — С. 227—231.

7. Галиев Ж.К., Галиева Н.В. Экономико-теоретические аспекты эффективного функционирования горнодобывающих предприятий // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2015. — № 8. — С. 260—267. [ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Галиев Жакен Какитаевич1 — доктор экономических наук, профессор, Галиева Надежда Валентиновна1 — кандидат экономических наук, доцент,

Тупиков Андрей Дмитриевич1 — магистр, 1 НИТУ «МИСиС».

UDC 621.3.07

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016. No. 5, pp. 187-194.

Zh.K. Galiev, N.V. Galieva, A.D. Tupikov

ECONOMICAL AND THEORETICAL ASPECTS

OF EFFECTIVE FUNCTIONING

OF THE ENTERPRISES IN THE MARKET

ENVIRONMENT

For the characteristic of financial results and efficiency of activity of the enterprise profitability indicators - profitability of production and profitability of assets are considered.

It is noted that for a tsenooborazovaniye at the exclusive enterprises selling price of the enterprise is established in a certain percent to full prime cost of exclusive production depending on branch accessory (from 20 to 50%). The exclusive enterprise is characterized: the enterprise treats the large; has considerable control over the prices; the market share of the enterprise is absolute; not price competition isn't widespread; the enterprise doesn't consider reaction of the competitors; extent of differentiation of a product - unique.

At the enterprises for production of iron ores and production of iron ore concentrates of some dominating enterprises in domestic market of this production define market structure of oligipolistichesky type (5 enterprises provide 69% of volume of production): control of the separate enterprise over the prices is limited to interdependence; the market share of the enterprise is considerable; not price competition is widespread, especially at differentiation of

a product; the enterprise considers reactions of the competitors; extent of differentiation of a product - standardized or differentiated.

Profitability of assets (the standard of profitability, rate of return) has to be the main indicator of efficiency of activity of the commercial organizations (joint-stock companies, the state unitary enterprises). Profitability of assets defines competitiveness of the enterprises (organizations) in market economy. In the economic analysis the size of profitability of assets has to be accepted not less than 0,15.

Preservation of competitiveness and effective functioning of the enterprises in the market environment demands performance of the following conditions: the coefficient (speed) of growth of assets has to advance coefficient (speed) of growth of costs of production with the level providing achievement of normal competitiveness of the enterprise; the coefficient (speed) of profit markup to the taxation has to advance coefficient (speed) of growth of assets with the level sufficient for normal competitiveness of the enterprise; the coefficient (speed) of profit markup from sales has to advance coefficient (speed) of growth of costs of production with level, for functioning in the competitive market environment; the coefficient (speed) of growth of proceeds from sales has to advance coefficient (speed) of growth of costs of production with the level corresponding for formation of interindustry competitiveness of the enterprise.

In economic activity of the enterprises the aspiration to introduction of the new technologies providing decrease in product cost has to prevail.

Key words: economical and theoretical aspects, effective functioning, product cost, profitability of production, profitability of assets, coefficient (speed) of growth of assets, coefficient (speed) of growth of costs of production, coefficient (speed) of profit markup to the taxation, coefficient (speed) of growth of proceeds from sales, competitiveness of the enterprise, an innovation, innovative technological solutions.

AUTHORS

Galiev Zh.K.1, Doctor of Economical Sciences, Professor,

Galieva N.V.1, Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor,

Tupikov A.D.1, Magister,

1 National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia, e-mail: [email protected].

REFERENCES

1. Tarasevich L. S., Grebennikov P. I., Leusskiy A. I. Makroekonomika (Macroeconomics), Moscow, Izd-vo «Yurayt», 2014.

2. Sheremet A. D., Ionova A. F. Finansypredpriyatiy. Menedzhment i analiz (Finance of the enterprises. Management and analysis), Moscow, INFRA-M, 2009.

3. Розанова Н. М. Economics of sectoral markets), Moscow, Izd-vo «Yurayt», 2014.

4. Strategicheskiy menedzhment. Pod red. A. N. Petrova (Strategic management. Petrov A. N. (Ed.)), Saint-Petersburg, Piter, 2005.

5. Galiev Zh. K., Galieva N. V. Izvestiya vuzov. Gornyy zhurnal. 2015, no 4.

6. Galiev Zh. K., Galieva N. V. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2015, no 9, pp. 227-231.

7. Galiev Zh. K., Galieva N. V. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2015, no 8, pp. 260-267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.