ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЦЁХЛА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
СИМЧЕНКО НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ПОЛИЩУК ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-02-00150
Статья посвящена экономико-статистическому анализу рынка труда, региональной структуре кадрового обеспечения основных видов экономической деятельности Республики Крым для выявления приоритетных направлений реализации политики занятости с учетом реальных потребностей современного рынка труда для достижения устойчивого социально-экономического развития региона. Основная гипотеза исследования: несоответствие основных параметров трансформации рынка труда крымского региона и системы образования порождает дисфункциональность их взаимодействия, обуславливает противоречие между основными потребностями и требованиями рынка труда в современных условиях развития. Методологической базой исследования является системный подход к изучению рынка труда Республики Крым, использование статистических методов анализа конъюнктуры рынка труда. В ходе проведения исследования проанализирована динамика основных индикаторов (экономически активное население, уровень экономической активности, уровень занятости, уровень безработицы и др.), характеризующих состояние рынка труда, и его конъюнктура (спрос и предложение), что позволило выявить основные причины диспропорций, основанные на снижении экономической активности населения, соответственно уровня экономической активности трудоспособного и количества занятого населения. На основании региональных программ, являющихся одним из инструментов в реализации действий на рынке труда в виде комплекса различного рода мероприятий, направленных на обеспечение государственных гарантий в области повышения занятости населения и снижения социальной напряженности, определены приоритетные направления, реализация которых позволит обеспечить экономическую стабильность, при которой основные социально-экономические показатели региона в новых экономических условиях будут соответствовать уровню среднероссийских.
Ключевые слова: рынок труда, экономическая активность населения, спрос, предложение, рабочая сила
Введение. Традиционно важный вопрос, связанный с формированием квалифицированной рабочей силы в современных условиях развития Республики Крым в качестве субъекта РФ приобретает новые аспекты актуальности, что определено Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [1], Государственной программой содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 гг. [2], Государственной программой обеспечения дополнительных мер по под-
держке рынка труда Республики Крым на 2015 г. [3], одной из основных задач которых является кадровое обеспечение отраслей экономики с учетом реальных потребностей современного рынка труда для достижения устойчивого социально-экономического развития региона.
Целью данной статьи является проведение экономико-статистического анализа рынка труда для выявления основных приоритетов, способных снизить напряжение на рынке труда в современных условиях развития Республики Крым в усло-
S. YU. TSYOKHLA, N. A. SIMCHENKO, E. A. POLISHCHUK
виях интегрирования в экономическое пространство Российской Федерации.
Результаты исследования. Проанализируем состояние Республики Крым на основании индикаторов, характеризующих рынок труда в качестве динамической системы:
- экономически активное население;
- уровень экономической активности по разным признакам сегментирования;
- занятое население, в том числе по видам экономической деятельности;
Экономическая активность насел
- уровень занятости;
- безработное население;
- уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (МОТ)).
Экономическая активность населения представляет собой социально-экономическую составляющую, отображающую способность населения к участию в производстве материальных и нематериальных благ относительно общественных потребностей и обеспечения предложения рабочей силы на рынке труда (табл. 1) [4].
Таблица 1
Республики Крым (2009-2013 гг.)
Экономически активное население,
Год тыс. чел. Экономически неактивное Уровень экономической
всего в том числе население, тыс. чел. активности, %
занятое безработное
2009 972,2 905,7 66,5 537,8 64,4
2010 972,8 913,9 58,9 509,6 65,6
2011 972,8 913,9 58,9 509,6 65,6
2012 970,3 914,2 56,1 501,0 65,9
2013 966,2 911,0 55,2 495,1 66,1
По данным проведенного анализа в 2013 г. численность экономически активного населения Республики Крым составляла 966,2 тыс. чел. (в сравнении с 2012 г. - сократилась на 4,1 тыс. чел., с 2009 г. - на 6 тыс. чел.), из которой занятым числилось 911,0 тыс. чел. (94,3 %), безработным - 55,2 тыс. чел. (5,7 %). Численность экономически неактивного населения, (пенсионеры, ученики, студенты, граждане, выполняющие домашние обязанности, отчаявшиеся найти подхо-
дящую работу и др.) составляла 495 тыс. чел., из которых 247 тысяч (50 %) были пенсионерами.
Уровень экономической активности населения региона в среднем в 2013 г. составлял 66,1 % (самый высокий показатель за анализируемый период), что выше, чем в 2012 г. на 0,2 %, в 2009 г. - на 1,7 %.
Уровень экономической активности населения республики по основным критериальным признакам сегментации (пол и вид поселения) представлен на рисунке 1 [5; 6].
80 70 60 50 % 40 30 20 10 0
□ Женщины □ Мужчины □ Городская местность □ Сельская местность
Рис. 1. Уровень экономической активности населения Республики Крым по полу и виду поселения (2009-2013 гг.), %
Из данных, представленных на диаграмме, следует, что:
- уровень экономической активности у женщин региона в 2013 г. имел самый высокий показатель (58,3 %), однако, рассматривая динамику за анализируемый период, можно сделать вывод о том, что в целом уровень активности у женщин значительно ниже, чем у мужчин (в 2013 г. -на 16,7 %, в 2009 г. - на 16,5 %);
- начиная с 2009 по 2013 гг. наблюдался рост уровня экономической активности жителей сельской местности в сравнении с городской: в 2009 г. - на 5,3 %, в 2013 г. - на 7,3 %.
Динамика уровня экономической активности населения Республики Крым по возрастным группам (2009-2013 гг.) представлена в таблице 2 [4, с. 337; 5].
Таблица 2
Уровень экономической активности населения Республики Крым по возрастным группам (2009-2013 гг.), %
Год Возрастные группы
15-24 25-29 30-34 35-39 40-49 50-59 60-70
2009 41,5 79,4 83,8 85,8 85,1 68,0 24,0
2010 38,3 76,9 83,2 84,3 86,6 70,4 25,3
2011 41,2 80,2 81,1 86,1 87,4 69,7 25,4
2012 44,1 79,7 81,2 86,4 86,1 71,1 22,6
2013 31,9 73,9 82,4 82,4 81,9 71,4 21,1
Согласно данным таблицы, можно сделать вывод о том, что к наиболее многочисленным возрастным группам в структуре экономически активного населения за анализируемый период относились граждане возрасте 30-34 лет, 35-39 лет, 40-49 лет. Наименьший удельный вес в данной структуре занимала молодежь 15-24 лет
(2013 г. - 31,9 %) и пожилое население в возрасте 60-70 лет (в 2013 г. - 21,1 %).
При сравнительном анализе структура уровня занятости и уровня безработицы в Республике Крым за анализируемый период выглядела следующим образом (рис. 2) [4, с. 337; 5, с. 90, 93].
2009
6,2
Ьтг
2010
2011 год
2012
2013
Уровень занятости ■ Уровень безработицы (по методологии МОТ)
Рис. 2. Уровень занятости и безработицы в Республике Крым в 2009-2013 гг., %
Из данных рисунка 2 следует, что уровень занятости в крымском регионе постепенно увеличивался (на 2,3 % в 2013 г. в сравнении с 2009 г.). В свою очередь, уровень безработицы удалось снизить на 1,1 % в 2013 г. в сравнении с 2009 г. Резким увеличением уровня безработицы отметился 2009 г. (6,8 %), что связано с кризисными
явлениями, происходившими в мировой экономике. Однако, благодаря ряду антикризисных мероприятий, проводимых в регионе, уже в 2010 г. данный уровень удалось сократить на 0,6 %.
Рассмотрим уровни занятости и безработицы населения региона по полу и виду поселения (табл. 3) [4, с. 337; 5, с. 90, 93].
8. УИ. Т8УОКНЬА, N. А. 81МСЫЕККО, Е. А. РОЬЮНСНиК
Таблица 3
Уровень занятости и безработицы населения Республики Крым по полу и виду поселения (2009-2013 гг.), %
Год Уровень занятости Уровень безработицы (по методологии МОТ)
женщины мужчины городская местность сельская местность женщины мужчины городская местность сельская местность
2009 53,6 67,4 58,0 63,4 5,5 8,0 7,2 6,3
2010 54,1 67,7 58,2 64,4 6,4 6,1 7,3 4,6
2011 54,4 70,0 58,2 67,4 5,2 6,8 6,1 6,0
2012 54,0 71,4 59,6 66,4 6,5 5,2 6,0 5,5
2013 55,8 69,8 60,0 66,4 4,3 6,9 5,4 6,1
Как видно из таблицы 3, с 2009 по 2013 гг. уровень занятости женщин постепенно увеличивался с 53,6 % в 2009 г. до 55,8 % в 2013 г. Что касается уровня занятости мужчин, то наблюдалась следующая ситуация: с 2009 по 2012 гг. -повышение данного уровня, период с 2012 по 2013 гг. - снижение на 1,6 %.
При этом уровень занятости мужского населения значительно выше женского (на 14 % в 2013 г., на 13,8 % в 2009 г.).
Анализируя уровень занятости по видам поселений республики, можно отметить, что в сельской местности данный показатель за анализируемый период значительно выше, чем в городской местности (на 6,4 % в 2013 г., на 5,4 % в 2009 г.).
Изучая уровень безработицы по данным критериальных признаков сегментации рынка труда, можно сделать вывод о том, что в 2013 г. тенденция к снижению наблюдалась у женщин на 2,2 % в сравнении с 2012 г. и у населения, проживающего в городской местности: на 0,6 % в 2013 г. в сравнении с 2012 г., на 1,9 % в сравнении с 2010 г., на 1,8 % в сравнении с 2009 г. Что касается данного уровня у мужского населения и населения, проживающего в сельской местности, то ситуации выглядела следующим образом: в 2013 г. уровень безработицы мужского населения республики увеличился на 1,7 % в сравнении с 2012 г., а в сельской местности - на 0,6 % в 2013 г. в сравнении с 2012 г.
Структура занятого населения Республики Крым по видам экономической деятельности представлена в таблице 4 [4, с. 336; 7].
Виды экономической деятельности Год
2009 2010 2011 2012 2013
Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбное хозяйство 169,9 154,4 172,8 182,3 183,7
Промышленность 89,8 90,9 84,5 83,3 81,8
Строительство 39,1 36,6 35,6 34,5 34,0
Торговля; ремонт автомобилей, бытовой техники. Деятельность отелей и ресторанов 236,1 258,9 268,6 266,3 280,2
Деятельность транспорта и связи 62,2 63,3 62,2 57,7 48,9
Финансовая деятельность 11,0 11,4 11,2 10,1 9,8
Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг 55,8 53,1 58,0 59,3 57,2
Государственное управление 44,9 53,7 46,6 47,7 48,1
Образование 71,0 63,7 60,4 63,0 63,7
Здравоохранение и социальная помощь 89,7 82,0 78,0 76,5 73,0
Другие виды экономической деятельности 36,2 36,5 36,0 33,2 32,0
Таблица 4
Количество занятого населения Республики Крым по видам экономической деятельности (2009-2013 гг.), тыс. чел.
На основании данных таблицы 4 выявлено, что за 2013 г. в структуре занятого населения республики по видам экономической деятельности не произошло существенных изменений: наибольшая численность населения осуществляла трудовую деятельность в сфере торговли и услуг, деятельности отелей и ресторанов (31 %), а также значительная доля занятых
трудилась в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (20 %). Наименьшее число занятого населения за анализируемый период наблюдалось в финансовой деятельности (1,1 %) и строительстве (3,7 %).
Изучим структуру безработного населения региона по основным причинам незанятости (табл. 5) [4, с. 338].
Таблица 5
Безработные (по методологии МОТ) Республики Крым по причинам незанятости (2009-2013 гг.), %
Причины незанятости Год
2009 2010 2011 2012 2013
высвобождение по экономическим причинам 49,6 29,7 32,6 38,1 19,9
увольнение по собственному желанию 10,3 17,8 16,1 23,5 15,8
не трудоустроены после окончания общеобразовательных и высших образовательных организаций 26,3 26,9 27,8 18,5 30,8
демобилизация с воинской срочной службы - - 4,1 2,9 -
увольнение по состоянию здоровья, в связи с оформлением пенсии по возрасту и инвалидности - - - 0,5 0,9
увольнение в связи с окончанием срока контракта 13,8 21,9 19,4 11,2 21,2
другие причины безработицы - 3,7 - 5,3 11,4
Из данных таблицы следует, что в 2013 г. самая высокая доля безработных (30,8 %), что на 12,3 % больше, чем в 2012 г., приходилась на молодых людей, не трудоустроенных после окончания образовательных и высших образовательных организаций, чаще всего по причине отсутствия опыта работы, 21,2 % составляла группа безработных, увольнение которых связано с окончанием срока контракта, что на 10 % больше, чем в 2012 г. и на 7,4 % больше, чем в 2009 г.
Доля безработных, высвобожденных по экономическим причинам (сокращение штатов, ликвидация организаций и т. п.), в 2013 г. составляла 19,9 %, что на 18,2 % ниже в сравнении с 2012 г. и на 29,7 % ниже, чем в 2009 г. Уволенные граждане по собственному желанию в 2013 г. составляли 15,8 %, что на 7,7 % ниже, чем 2012 г., при этом на 5,5 % выше, чем в 2009 г.
Наименьшая доля безработных в регионе приходилась на уволенных по состоянию здоро-
вья, в связи с оформлением пенсии по возрасту и инвалидности - 0,9 %, что на 0,4 % больше в сравнении с 2012 г.
На формирование рынка труда региона кроме проанализированных индикаторов, влияют также основные элементы: спрос на рабочую силу, представляющий собой основную потребность экономики в определенном количестве работников на данный момент времени, зависящий напрямую от экономического состояния государства (региона, организации), законодательной базы и государственной политики, способствующих поддержанию высокого спроса на рабочую силу; предложение рабочей силы - потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму.
В таблице 6 представлена основная информация по спросу и предложению рабочей силы на зарегистрированном рынке труда крымского региона [4, с. 339; 7, с. 320].
Таблица 6
Спрос и предложение рабочей силы на зарегистрированном рынке труда Республики Крым (2009-2013 гг.)*
Год Численность зарегистрированных безработных Потребность организаций (предприятий) в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) Нагрузка на одно свободное рабочее место (вакантную должность)
2009 17272 2561 7
2010 19400 2800 7
2011 21080 3277 6
2012 19432 3027 6
2013 17280 4771 4
по данным региональных центров занятости
8. УИ. Т8УОКНЬА, N. А. SIMCHENKO, Е. А. РОЬКНСНиК Т ю № 9 2015
Из данных таблицы следует, что в период с 2009 по 2011 гг. наблюдалось увеличение зарегистрированных безработных граждан региона с 17272 чел. до 21080 чел. (на 18 %). Начиная с 2012 г., наблюдалось сокращение численности безработных на 7,8 % (на 1648 чел.), в 2013 г. на 11,1 % соответственно.
Что касается потребности крымских организаций в работниках для замещения вакантных должностей, за анализируемый период наблюда-
лась тенденция к увеличению потребности на 2210 чел. (на 93 %).
В связи с увеличением потребности работодателей в работниках произошли изменения с нагрузкой на одно свободное рабочее место: уменьшение количества человек на 3 позиции (с 7 чел. в 2009 г. на одно рабочее место до 4-х чел. в 2013 г. соответственно).
Произошли изменения с нагрузкой и по категориям работников в регионе (рис. 3).
Законодатели, высшие государственные служащие, руководители, менеджеры
Специалисты
Работники сферы торговли и услуг
Квалифицированные работники с инструментом
Простейшие профессии
□ 2013
□ 2009
0 5 10 15 20 25
Рис. 3. Нагрузка на 1 свободное рабочее место в 2009 и 2013 гг. по категориям работников
(на конец года, чел.) [8; 9]
Согласно данным рисунка 3, с 2009 г. значительно изменилась нагрузка по следующим категориям работников: «простейшие профессии» -увеличение на 12 чел., «работники сферы торговли и услуг» - увеличение на 11 чел., «технические служащие» - увеличение на 9 чел., «квалифицированные работники сельского и лесного хозяй-
ства, рыборазведения и рыболовства» - увеличение на 7 чел.
Незначительные изменения прослеживались по категориям «законодатели, высшие государственные служащие, руководители, менеджеры», «профессионалы», «квалифицированные работники с инструментом» - увеличение на 1 чел.
В процессе изучения динамики основных индикаторов и элементов рынка труда крымского региона было выявлено снижение экономической активности населения, соответственно снижение уровня экономической активности трудоспособного населения, а, начиная с 2012 г., и снижение количества занятого населения. Все это связано со следующими обстоятельствами:
- недостаточным сопряжением между профессиональной структурой, качеством подготовки кадров и основными потребностями рынка труда;
- неустойчивой ситуацией, происходящей на рынке труда отдельных регионов республики;
- неравномерностью (сезонностью) использования трудовых ресурсов по отдельным видам экономической деятельности (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбное хозяйство; деятельность отелей и ресторанов; деятельность отдельных видов транспорта) и др.
Решению перечисленных проблем в современных условиях развития Крымского федерального округа способствуют государственные программы по содействию занятости населения (2015-2017 гг.) и обеспечению дополнительных мер по поддержке рынка труда Республики Крым (2015 г.) [2; 3], представляющие собой комплекс различного рода мероприятий (организационных, экономических, социальных), направленных на обеспечение государственных гарантий в области повышения занятости населения и снижения социальной напряженности на рынке труда.
Реализация данных Программ направлена на решение основных задач [2; 3]:
- рост занятости, эффективность использования и повышение качества рабочей силы;
- повышение гибкости регионального рынка труда;
- обеспечение баланса между спросом и предложением на рынке труда;
- создание условий труда, сохраняющих трудоспособность населения;
- содействие занятости населения региона, нуждающегося в социальной защите по причине неспособности на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- повышение мобильности на рынке труда;
- создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных региональных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования кадров республики и т. п.
Выводы. Таким образом, представленные Программы являются одним из основных инструментов в реализации мероприятий на региональ-
ном рынке труда, элементов механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда Республики Крым на основании программно-целевого подхода, обеспечивающего снятие основных инфраструктурных ограничений в целях обеспечения экономической стабильности, при которой основные социально-экономические показатели региона будут соответствовать уровню среднероссийских.
Литература
1. Об утверждении федеральной целевой программы Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.: постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790. URL: http://government.ru-/media/files/41d4fa3a896280aaa dfa. pdf (дата обращения: 10.09.2014).
2. Государственная программа содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 гг:: утв. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 г. № 541. URL: www.rk.gov.ru (дата обращения: 15.01.2015).
3. Государственная программа обеспечения дополнительных мер по поддержке рынка труда Республики Крым на 2015 г.: утв. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 31.03.2015 г. № 173. URL: www.rk.gov.ru (дата обращения: 24.04.2015).
4. Республика Крым. Статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Крымстат Симферополь, 2014. С. 334.
5. Экономическая активность населения АР Крым в 2012 г.: Стат. сб. / Главное управление статистики в АР Крым. Симферополь, 2013. С. 88.
6. Молодежь в Республике Крым в 2013 г.: Стат. сб. / Крымстат. Симферополь, 2014. С. 103-104.
7. Автономная Республика Крым. Статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. / Главное управление статистики в АР Крым. Симферополь, 2013. С. 312.
8. Труд в Республике Крым в 2013 году: Стат. сб. / Крымстат. Симферополь, 2014. С. 36.
9. Автономная Республика Крым. Статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Главное управление статистики в АР Крым. Симферополь, 2010. С. 336.
References
1. Ob utverzhdenii federal'noj tselevoj programmy «Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye Respubliki Krym i g. Sevastopolya do 2020 g.: postanovleniye Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 11 avgusta 2014 g. № 790 [About the approval of the federal target program «Social and economic development of the Republic of Crimea and Sevastopol till 2020»: the resolution of the government of the Russian Federation from August 11, 2014 № 790]. URL: http://government.ru-/media/files/41d4fa3a896280 aaadfa. pdf (data obrashheniya: 10.09.2014).
2. Gosudarstvennaya programma sodejstviya zanya-tosti naseleniya Respubliki Krym na 2015-2017 gg.: utv. Postanovleniyem Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 23.12.2014 g. № 541 [State program of assistance of em-
S. YU. TSYOKHLA, N. A. SIMCHENKO, E. A. POLISHCHUK
ployment of the population of the Republic of Crimea for 2015-2017: approved by the resolution of Council of ministers of the Republic of Crimea from 23.12.2014 № 541]. URL: www.rk.gov.ru (data obrashcheniya: 15.01.2015).
3. Gosudarstvennaya programma obespecheniya dopolnitel'nykh mer po podderzhke rynka truda Respubliki Krym na 2015 g.: utv. Postanovleniyem Soveta Ministrov Respubliki Krym ot 31.03.2015 g. № 173 [State program of providing additional measures for support of labor market of the Republic of Crimea for 2015: approved by the resolution of Council of ministers of the Republic of Crimea from 31.03.2015 № 173]. URL: www.rk.gov.ru (data obrashheniya: 24.04.2015).
4. Respublika Krym. Statisticheskij ezhegodnik. 2013: Stat. sb. / Krymstat Simferopol', 2014. S. 334.
5. Ekonomicheskaya aktivnost' naseleniya AR Krym v 2012 g.: Stat. sb. [Economic activity of the population of
the AR Crimea in 2012: Stat. col.] / Glavnoye upravleniye statistiki v AR Krym. Simferopol', 2013. S. 88.
6. Molodezh' v Respublike Krym v 2013 g.: Stat. sb. [Youth in the Republic of Crimea in 2013: Stat. col.] / Krymstat. Simferopol', 2014. S. 103-104.
7. Avtonomnaya Respublika Krym. Statisticheskij ezhegodnik. 2012: Stat. sb. [Autonomous Republic of Crimea. Statistical year-book. 2012: Stat. col.] / Glavnoye upravleniye statistiki v AR Krym. Simferopol', 2013. S. 312.
8. Trud v Respublike Krym v 2013 godu: Stat. sb. [Work in the Republic of Crimea in 2013: Stat. col.] / Krymstat. Simferopol', 2014. S. 36.
9. Avtonomnaya Respublika Krym. Statisticheskij ezhegodnik. 2009: Stat. sb. [Autonomous Republic of Crimea. Statistical year-book. 2009: Stat. col.] / Glavnoye upravleniye statistiki v AR Krym. Simferopol', 2010. S. 336.
* * *
ECONOMICAL AND STATISTICAL ANALYSIS OF LABOR MARKET OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
TSYOKHLA SVETLANA YURYEVNA V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, the Republic of Crimea, the Russian Federation, e-mail: svetlana [email protected]
SIMCHENKO NATALIYA ALEKSANDROVNA V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, the Republic of Crimea, the Russian Federation, e-mail: nataly [email protected]
POLISHCHUK ELENA ANATOLYEVNA V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, the Republic of Crimea, the Russian Federation, e-mail: pea [email protected]
The publication is prepared within the scientific project № 15-02-00150 supported by RHSF
Article contains economical statistical analysis of labor market, regional structure of staffing of main types of economic activity of the Republic of Crimea for identification of the priority directions of realization of policy of employment taking into account real requirements of modern labor market for achievement of sustainable social and economic development of the region. Main hypothesis of research: discrepancy of key parameters of transformation of labor market of the Crimean region and an education system generates a disfunctionality of their interaction, causes a contradiction between basic needs and requirements of labor market in modern conditions of development. Methodological base of research is system approach to studying the labor market of the Republic of Crimea, use of statistical methods of the analysis of market condition of work. During research authors dynamics analyzed main indicators (economically active population, level of economic activity, an employment rate, unemployment rate, etc.) characterizing a condition of labor market, and its environment (supply and demand) that allowed to establish the main reasons for disproportions based on decrease in economic activity of the population according to level of economic activity able-bodied and number of the busy population. On the basis of the regional programs which are one of tools in realization of actions at the labor market in the form of different complex of the actions aimed at providing the state guarantees in the field of increase of employment of the population and decrease in social tension authors defined the priority directions which realization will allow to provide economic stability at which the main socio-economic indexes of the region in new economic conditions will correspond to the level of the average Russian.
Key words: labor market, economic activity of the population, demand, offer, labor