Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР'

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2749
526
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТОВАРЫ / ДЕКЛАРАЦИЯ НА ТОВАРЫ / ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Елена Александровна

В статье обоснована необходимость развития инструментария экономико-статистического анализа результатов применения таможенных процедур. Предложен методический подход к проведению такого анализа, включающий статистическую оценку основных характеристик декларируемых товаров и экономический анализ причин полученных результатов. Выявлены общие тенденции применения таможенных процедур в Российской Федерации, позволившие обосновать необходимость проведения более детального анализа показателей применения таможенных процедур. С помощью предложенного методического подхода проведен экономико-статистический анализ результатов применения таможенных процедур в регионе деятельности Центрального таможенного управления. Основные выводы из анализа заключаются в выявлении особенностей и проблемных вопросов применения отдельных видов таможенных процедур. На основе выводов сформулированы предложения по совершенствованию применения таможенных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND STATISTICAL ANALYSIS OF THE RESULTS OF CUSTOMS PROCEDURES

The article substantiates the need to develop tools for economic and statistical analysis of the results of customs procedures. A methodological approach to conducting such an analysis is proposed, including a statistical assessment of the main characteristics of the declared goods and an economic analysis of the reasons for the results obtained. The general trends in the application of customs procedures in the Russian Federation have been identified, which made it possible to justify the need for a more detailed analysis of the indicators of the application of customs procedures. With the help of the proposed methodological approach, an economic and statistical analysis of the results of the application of customs procedures in the region of the Central Customs Administration was carried out. The main conclusions from the analysis are to identify the features and problematic issues of the application of certain types of customs procedures. Based on the conclusions, proposals for improving the application of customs procedures are formulated.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР»

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2021_04_117

экономико-статистический анализ результатов применения таможенных процедур

Е. А. лысенко1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье обоснована необходимость развития инструментария экономико-статистического анализа результатов применения таможенных процедур. Предложен методический подход к проведению такого анализа, включающий статистическую оценку основных характеристик декларируемых товаров и экономический анализ причин полученных результатов. Выявлены общие тенденции применения таможенных процедур в Российской Федерации, позволившие обосновать необходимость проведения более детального анализа показателей применения таможенных процедур. С помощью предложенного методического подхода проведен экономико-статистический анализ результатов применения таможенных процедур в регионе деятельности Центрального таможенного управления. Основные выводы из анализа заключаются в выявлении особенностей и проблемных вопросов применения отдельных видов таможенных процедур. На основе выводов сформулированы предложения по совершенствованию применения таможенных процедур.

Ключевые слова: таможенные процедуры, таможенное регулирование, экспорт, импорт, товары, декларация на товары, экономико-статистический анализ, методический подход.

economic and statistical analysis of the results of customs procedures

Е. А. Lysenko1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article substantiates the need to develop tools for economic and statistical analysis of the results of customs procedures. A methodological approach to conducting such an analysis is proposed, including a statistical assessment of the main characteristics of the declared goods and an economic analysis of the reasons for the results obtained. The general trends in the application of customs procedures in the Russian Federation have been identified, which made it possible to justify the need for a more detailed analysis of the indicators of the application of customs procedures. With the help of the proposed methodological approach, an economic and statistical analysis of the results of the application of customs procedures in the region of the Central Customs Administration was carried out. The main conclusions from the analysis are to identify the features and problematic issues of the application of certain types of customs procedures. Based on the conclusions, proposals for improving the application of customs procedures are formulated.

Keywords: customs procedures, customs regulation, export, import, goods, declaration of goods, economic and statistical analysis, methodological approach.

введение

Исследования процесса перемещения товаров через таможенную границу проводятся, в первую очередь, в рамках таможенной процедуры выпуска для

© Лысенко Е. А., 2021

внутреннего потребления путем анализа особенностей применяемых таможенных платежей, запретов и ограничений, стимулирующих или ограничивающих ввоз той или иной продукции. Меньшее внимание уделяется анализу иных таможенных процедур, научных публикаций по которым в настоящее время незначительное количество. В то же время в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [1, разд. III] в качестве второго целевого ориентира установлено расширение практики применения таможенных процедур, стимулирующих развитие экспортно ориентированных производств, основанных не только на вывозе сырьевых товаров, но и на их переработке и вывозе товаров с высоким уровнем добавленной стоимости [2, с. 8]. Это одна из целей экономического развития государства, благоприятные условия для достижения которой позволяет создать такой инструмент таможенного регулирования, как таможенная процедура.

Законодательно закреплено 17 видов таможенных процедур [3, ст. 127 п. 2]. Одна группа процедур заявляется декларантами на регулярной основе, вторая применяется, чтобы закончить действие ранее заявленной процедуры, третья применяется вынужденно из-за нехватки документов, отсутствия мест хранения и т. п., а четвертая практически не применяется.

Одним из важных вопросов исследуемой тематики является анализ результатов применения таможенных процедур, позволяющий оценить степень достижения экономических целей таможенного регулирования, определить состояние и динамику декларирования отдельных видов таможенных процедур, выявить причины и факторы применения таможенных процедур, обосновать перспективные направления развития таможенного регулирования и конкретные мероприятия по совершенствованию практики применения таможенных процедур. Вместе с тем в теории и практике таможенного регулирования инструменты экономико-статистического анализа применения таможенных процедур не получили должного развития. Используются в основном количественные показатели их выбора (количество зарегистрированных и оформленных деклараций), что не отражает общественно значимые результаты применения таможенных процедур, связанные с целями экономического развития государства. При этом таможенные органы ведут специальную таможенную статистику, соответствующие базы данных и информационные системы, в которых содержится подробная и актуальная информация о количестве, стоимости и других важных экономических показателях применения таможенных процедур.

В связи с вышеизложенным одной из важных задач развития теории и практики таможенного регулирования является формирование инструментария экономико-статистического анализа результатов применения таможенных процедур, основанного на данных статистики и информационных систем таможенных органов.

Представляется, что проведение такого анализа должно опираться на определенный методический подход, в основе которого лежат постулаты экономической теории, методологические принципы ведения таможенной статистики, теоретические и методические положения таможенного регулирования, информационные

ресурсы баз данных деклараций на товары (ДТ). Поэтому начальным этапом формирования инструментария анализа применения таможенных процедур является обоснование методического подхода к анализу.

методический подход к анализу результатов применения таможенных процедур

Экономическая сущность таможенных процедур и их функций в системе таможенного регулирования заключается в их влиянии на выбор мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также на определение порядка совершения таможенных операций и таможенного контроля [2, с. 9], что позволяет ограничивать или стимулировать ввоз/вывоз определенного типа продукции. На основе результатов анализа и обобщения теоретических концепций внешней торговли, полученных автором в монографии [4, с. 96-99], установлено, что государству выгоднее производить продукцию на своей территории для обеспечения своего населения, а также при наличии производственных мощностей для поставки избытков за рубеж. Для любого государства наиболее рентабельно преобладание экспорта над импортом (выпуском для внутреннего потребления), причем экспорта не сырьевых товаров, а готовой высокотехнологичной наукоемкой продукции, так как в этом случае производимая добавленная стоимость внутри страны будет значительно выше.

Следовательно, применение таможенных процедур как инструмента таможенного регулирования должно быть направлено на создание благоприятных условий для производства на территории государства товаров с высокой долей добавленной стоимости, а при наличии соответствующих возможностей - и их экспорта. Достижение подобной цели экономического развития государства позволит увеличить доходы населения и тем самым стимулировать рост потребления как отечественной, так и импортной продукции. Поэтому ожидаемым результатом увеличения производства товаров с высокой долей добавленной стоимости станет устойчивый рост частоты применения таможенных процедур переработки, экспорта и выпуска для внутреннего потребления, а также иных связанных с ними таможенных процедур.

Представленная выше целевая ориентация таможенных процедур позволяет выделить основные общественно значимые эффекты их применения, среди которых:

1) увеличение общего объема экспорта товаров (опережающее по сравнению с ростом общего объема импорта товаров);

2) увеличение экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости (опережающее по сравнению с экспортом сырьевых товаров);

3) увеличение потребления импортных товаров.

Величина, соотношение и динамика соответствующих эффектов могут быть объективно оценены в разрезе позиций единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза с помощью

количественных, стоимостных и физических показателей декларирования товаров в различных таможенных процедурах. При этом следует учитывать, что согласно установленным нормам в одной декларации может быть задекларировано до 999 наименований товаров [5, разд. I п. 3] с любыми стоимостными и весовыми характеристиками. Поэтому при проведении оценки экономических эффектов показатели масштабов декларирования должны дополняться показателем количества наименований декларируемых товаров.

Очевидно, что в аналитических целях потребуется сравнивать абсолютные показатели применения таможенных процедур в различных разрезах (между собой, во времени, по видам процедур, по отношению к общим объемам экспорта и импорта и др.). В связи с этим требуется исследование различных видов относительных показателей, различающихся в зависимости от целей проведения анализа, в первую очередь относительных показателей динамики, структуры, соотношения (сравнения), а также показателей средних величин.

С учетом изложенного в целях анализа результатов применения таможенных процедур предлагается использовать показатели, указанные на рис. 1.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР

Абсолютные показатели результатов применения таможенных процедур

Относительные показатели результатов применения таможенных процедур

Количество деклараций на товары, помещенные под таможенную процедуру

Статистическая стоимость товаров, помещенных под таможенную процедуру

Физический объем товаров, помещенных под таможенную процедуру

Количество наименований товаров, помещенных под таможенную процедуру

Показатели динамики результатов применения таможенных процедур

Показатели структуры результатов применения таможенных процедур

Показатели соотношения результатов применения таможенных процедур

Показатели средних результатов применения таможенных процедур

Источник: составлено автором.

Рис. 1. Показатели результатов применения таможенных процедур

Предложенные показатели можно рассматривать как систему, поскольку в совокупности они дают целостное представление о товарах, помещаемых под таможенную процедуру и заявляемых в ДТ. Благодаря этому свойству рассматриваемые показатели являются взаимодополняющими: отсутствие одного показателя не позволяет правильно интерпретировать значения остальных показателей. С одной стороны, количество ДТ отражает частоту применения определенной таможенной процедуры, однако не позволяет оценить характеристики товаров, помещаемых под таможенную процедуру. С другой стороны, статистическая стоимость как характеристика товаров не учитывает, сколько раз товары декларировались по определенной процедуре.

С учетом смысловых связей указанных выше показателей становится возможным предложить следующую логическую схему (алгоритм) экономико-статистического анализа результатов применения таможенных процедур (рис. 2).

1. Классификация применяемых в исследуемом регионе таможенных процедур

1 1

Г по целевому назначению 1 по частоте применения

2. Статистический анализ результатов применения таможенных процедур

Г на основе абсолютных показателей ^ ^ на основе относительных показателей ^

3. Экономический анализ результатов применения таможенных процедур 1 4. Оценка состояния и проблем применения анализируемых таможенных процедур 1 5. Поиск и определение путей решения выявленных проблем 1 6. Определение перспектив применения таможенных процедур

Источник: составлено автором.

Рис. 2. Логическая схема (алгоритм) экономико-статистического анализа результатов применения таможенных процедур

На первом этапе таможенные процедуры предполагается классифицировать по целевому назначению и частоте применения. Полный перечень таможенных процедур в соответствии с целевым назначением определен в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Однако в конкретном регионе их состав может варьироваться в зависимости от условий внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для обеспечения сопоставимости результатов применения таможенных процедур их предлагается также классифицировать по частоте применения.

На втором этапе проводится статистический анализ результатов применения таможенных процедур, основанный на абсолютных и относительных показателях. Статистический анализ абсолютных показателей позволит оценить масштабы применения отдельных таможенных процедур. Исследование относительных показателей выявит динамику применения таможенных процедур, соотношение отдельных результатов и процедур, долю определенных процедур в общих показателях их применения.

На третьем этапе статистический анализ необходимо дополнить экономическим анализом результатов применения таможенных процедур, направленным на выявление причин достигнутых результатов. Данный этап предполагает обращение ко всей экономической информации, отражающей факторы и условия применения таможенных процедур.

На четвертом этапе осуществляется оценка состояния и проблем применения таможенных процедур. Содержание этапа состоит в обобщении выводов

статистического и экономического анализа результатов применения таможенных процедур и выявлении проблем, препятствующих более эффективному применению таможенных процедур в исследуемом регионе.

На пятом этапе предполагается определять пути решения проблем, выявленных на предыдущем этапе. Данные решения должны соответствовать выводам из анализа результатов применения таможенных процедур в смысле учета сложившихся условий и факторов их реализации. В зависимости от набора охватываемых условий и факторов решения проблем могут формироваться на различных уровнях управления: от регионального таможенного органа до государственного и даже наднационального уровня.

На шестом (заключительном) этапе определяются перспективные результаты применения таможенных процедур с учетом планируемых решений проблем, связанных с их применением. Перспективные результаты должны соответствовать целям экономического развития региона и государства в целом. Поэтому их следует принять в качестве критериев экономико-статистического анализа результатов применения таможенных процедур в последующий период.

общие тенденции применения таможенных процедур в российской федерации

На сегодняшний день в Российской Федерации (РФ) наблюдаются следующие тенденции применения таможенных процедур.

Доля импорта, в первую очередь, готовой продукции, в том числе машин и оборудования, составляет почти 60% от общего количества заявляемых таможенных процедур, а экспорта всего лишь 35% (рис. 3). При этом преимущественно в экспорте преобладают сырьевые товары (нефть и нефтепродукты, газ, древесина и т. п.).

Для определения причин сложившихся тенденций применения таможенных процедур проанализирована доля заявляемых декларантами таможенных процедур в общем декларационном массиве в 2020 г. по количеству зарегистрированных деклараций (см. рис. 3).

На основе диаграммы выделяются две наиболее часто применяемые таможенные процедуры: выпуск для внутреннего потребления, заявляемый для ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и свободного их использования на данной территории, и экспорт, заявляемый для вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС и постоянного нахождения за ее пределами.

Далее по частоте применения следуют такие таможенные процедуры, как свободная таможенная зона, завершающие таможенные процедуры реимпорта и реэкспорта, временный ввоз (допуск), таможенный склад, беспошлинная торговля, временный вывоз и переработка на таможенной территории (см. рис. 3). Редко применяются следующие таможенные процедуры (менее 0,1%): переработка вне таможенной территории, специальная таможенная процедура, уничтожение, отказ в пользу государства и переработка для внутреннего потребления.

Свободная таможенная зона, 2% Реимпорт, 1,23% Реэкспорт, 0,56% Временный вывоз, 0,15% Таможенный склад, 0,16% Беспошлинная торговля, 0,16% Временный ввоз (допуск), 0,28% Переработка на ТТ, 0,13% Иные, менее 0,10%

Источник: построено автором на основе данных [7, с. 6].

Рис. 3. Диаграмма соотношения доли таможенных процедур в общем декларационном массиве в 2020 г.

Таможенная процедура таможенного транзита в данной части не рассматривается, так как она является провозной и промежуточной, ее применение направлено на последующее помещение товаров под иную таможенную процедуру. Не применялась в рассматриваемый период таможенная процедура свободного склада. При этом в настоящее время ведется разработка законодательной базы для ее применения, определяется контрольно-пропускной режим на территории свободного склада, а также устанавливаются условия идентификации иностранных товаров в готовой продукции [6, с. 37-38]. В Реестр свободных складов 16.09.2021 включен единственный на сегодняшний день в России владелец свободного склада ООО «Арктик СПГ 2» в Мурманской области.

Проведение анализа на основе количества зарегистрированных ДТ позволяет сформулировать общие тенденции применения таможенных процедур, выделить проблемные аспекты в данной сфере и предложить пути их решения.

анализ результатов применения таможенных процедур в регионе деятельности центрального таможенного управления

Анализ результатов применения таможенных процедур целесообразно проводить на региональном уровне, поскольку в зависимости от региона будут существенно различаться условия предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, в том числе востребованные таможенные процедуры.

В настоящее время наиболее крупным и значимым регионом ВЭД выступает Центральный федеральный округ, расположенный в регионе деятельности Центрального таможенного управления (ЦТУ). Поэтому анализ результатов применения таможенных процедур проводился на основе данных ЦТУ.

При сопоставлении данных о применении таможенных процедур в общем декларационном массиве (см. рис. 3) и в декларационном массиве ЦТУ (рис. 4) можно обнаружить, что соотношение процедур примерно сохраняется.

2019 г.

Реэкспорт, 0,4%

Переработка на таможенной территории, 0,1% Свободная таможенная зона, 0,2% Переработка вне таможенной территории, 0,0% Временный вывоз, 0,2% Таможенный склад, 0,1% Отказ в пользу государства, 0,0% Реимпорт, 0,1%

Временный ввоз (допуск), 0,1% Беспошлинная торговля, 0,0% Уничтожение, 0,0%

Реэкспорт, 0,7%

Переработка на таможенной территории, 0,1% Свободная таможенная зона, 0,3% Временный вывоз, 0,1% Таможенный склад, 0,1% Реимпорт, 0,1%

Переработка вне таможенной территории, 0,1% Временный ввоз (допуск), 0,1% Беспошлинная торговля, 0,0% Уничтожение, 0,0% Отказ в пользу государства, 0,0%

Источник: составлено на основе данных, предоставленных отделом таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля ЦТУ, на 09.03.2021.

Рис. 4. Применение таможенных процедур в регионе ЦТУ в 2019 г. и 2020 г. (по количеству ДТ)

Классификация таможенных процедур по частоте их применения позволяет выделить: основные заявляемые таможенные процедуры - выпуск для внутреннего потребления (на 5% больше в регионе ЦТУ) и экспорт (на 2% меньше в регионе ЦТУ). При этом более 0,1% в регионе ЦТУ составляют таможенные процедуры реэкспорта (0,74%), свободной таможенной зоны (0,25%) и таможенного склада (0,1%). В 2020 г. в регионе ЦТУ не заявлялись таможенные процедуры отказа в пользу государства, переработки для внутреннего потребления, свободного склада и специальная таможенная процедура.

Данные рис. 5 подтверждают сформулированную гипотезу о том, что показатель количества зарегистрированных ДТ не в полной мере раскрывает реальное соотношение применяемых таможенных процедур. Так, показатель объема нетто

значительно отличается от первого показателя и отражает сложившуюся отрицательную для страны тенденцию вывоза сырьевых товаров с низкой стоимостью (средняя статистическая стоимость - 0,21 долл. за 1 кг) в большом количестве (экспорт - 88,95%) и ввоза готовой продукции с незначительным физическим объемом, но с более высокой стоимостью (средняя статистическая стоимость -2,86 долл. за 1 кг). В отличие от показателя физического объема процентное соотношение статистической стоимости товаров, помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта, не особо отличается от показателя количества зарегистрированных ДТ.

I I Выпуск для внутреннего потребления 88,95%

Кол-во ДТ Статистистическая Объем нетт0 Кол-во товарных

стоимость позиций

Источник: составлено на основе данных, предоставленных отделом таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля ЦТУ, на 09.03.2021.

Рис. 5. Процентное соотношение применения таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления и экспорта в общем декларационном массиве ЦТУ за 2020 г.

Сопоставление данных на рис. 6 представлено в отношении таможенных процедур реэкспорта, свободной таможенной зоны и таможенного склада, следующих по частоте применения после таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления и экспорта.

Соотношение по количеству ДТ и статистической стоимости примерно одинаковое в отличие от сопоставления по показателям физического объема и количества товарных позиций. При рассмотрении таможенной процедуры реэкспорта следует отметить, что количество деклараций увеличилось в 2020 г. по сравнению с 2019 г. в 1,5 раза, стоимость при этом выросла в 3 раза, а физический объем и количество товарных позиций - в 2 раза.

Данные тенденции указывают на возросший в 2020 г. спрос на помещение ранее ввезенных товаров под процедуру реэкспорта для их вывоза с таможенной территории ЕАЭС, что отчасти связано с невозможностью их реализации в связи с пандемией [7, с. 10]. Некоторые поставщики пошли на уступки и готовы были принимать свои товары обратно, но проблемным вопросом в данной ситуации стали законодательно установленные условия реэкспорта, по которым просто

поместить товары под данную процедуру декларант не может. Должно быть документальное обоснование, например несоответствие поставки или товара условиям внешнеторговой сделки.

5 445

360 844,1

1 850

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I | Реэкспорт

И Свободная таможенная зона И Таможенный склад

156 650,93

10 999 8 388 _

12 306

Кол-во ДТ

Статистистическая стоимость

Объем нетто

Кол-во товарных позиций

Источник: составлено на основе данных, предоставленных отделом таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля ЦТУ, на 09.03.2021.

Рис. 6. Соотношение применения таможенных процедур реэкспорта, свободной таможенной зоны и таможенного склада в общем декларационном массиве ЦТУ за 2020 г.

Сложность документального подтверждения данных фактов у декларанта ограничивает возможности заявлять таможенную процедуру реэкспорта [7, с. 9]. Поэтому применяют данную таможенную процедуру только те участники ВЭД, которые прописали в договоре соответствующие условия.

При сравнении использования таможенной процедуры свободной таможенной зоны в 2019 г. и 2020 г., как и процедуры реэкспорта, заметна положительная динамика роста: количество поданных деклараций выросло на 21%, а статистическая стоимость и физический объем - на 100%, т. е. наблюдается увеличение в 2 раза, что свидетельствует о положительной тенденции к использованию особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (по состоянию на 2021 г. на территории России 31 ОЭЗ и 30 ТОСЭР, ФТС России заключено 20 соглашений по вопросам взаимодействия при создании таможенной инфраструктуры на территориях ОЭЗ [8, с. 32]). Проблемные вопросы применения данной таможенной процедуры связаны с обоснованием соответствия товара целям создания определенного типа ОЭЗ и сфере деятельности резидента данной ОЭЗ, выступающего декларантом товара, причем соотнесение не всегда является объективным как со стороны таможенных органов, так и со стороны резидентов [9, с. 39]. В связи с этим необходимо установление характеристик товаров, разрешенных к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в определенных типах ОЭЗ, или перечней групп товаров или товарных позиций, соответствующих сфере деятельности ОЭЗ.

Если сравнить среднюю статистическую стоимость за 1 кг веса (статистическую стоимость разделить на объем нетто), то она будет значительно различаться в анализируемых таможенных процедурах: реэкспорт - 12,76 долл. за 1 кг, свободная таможенная зона - 9,68 долл. за 1 кг и таможенный склад - 7,03 долл. за 1 кг. Несмотря на то, что сопоставление средних показателей не в полной мере отражает характеристики товаров, так как выступает относительным показателем, оно позволяет сделать выводы о том, что в отдельных процедурах декларируются более технологичные и наукоемкие товары, средняя статистическая стоимость которых значительно выше, чем товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления. Наиболее высокий показатель средней статистической стоимости товаров, помещаемых под следующие таможенные процедуры: переработка на таможенной территории - 35,25 долл. за 1 кг, временный ввоз (допуск) - 18,42 долл. за 1 кг и переработка вне таможенной территории - 15,28 долл. за 1 кг. Это может быть связано с перемещением высокотехнологичной продукции и оборудования с целью ремонта, демонстрации, использования в лизинг и т. п. Самый низкий показатель средней статистической стоимости, как уже отмечалось, у товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, - 0,21 долл. за 1 кг. Данную тенденцию необходимо преодолевать путем развития производств по переработке сырьевых товаров.

Группа таможенных процедур, связанных с переработкой товаров, предполагает возможность изменения свойств и характеристик товаров в процессе осуществления установленного перечня разрешенных операций по переработке, причем у каждой из трех таможенных процедур переработки есть свои отличительные особенности, связанные не только с местом совершения операций по переработке, но и с условиями помещения и завершения действия данных процедур. Следует обратить внимание на тот факт, что полученные в результате переработки товары необходимо обязательно поместить под иные таможенные процедуры, что подтверждает тот факт, что часть процедур не являются конечными и одни и те же товары требуется еще раз декларировать и заявлять под другую таможенную процедуру, следовательно, в статистическом анализе данные по их стоимости и объему также будут отражаться повторно.

При рассмотрении таможенных процедур переработки на таможенной территории и вне таможенной территории при примерно равном количестве поданных деклараций (404 и 408 соответственно) статистическая стоимость товаров, ввезенных и помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в 9 раз выше (рис. 7), что свидетельствует о помещении под данную процедуру высокотехнологичной продукции и оборудования с высокой стоимостью.

С одной стороны, это положительная для страны тенденция, так как задействованы рабочая сила и предприятия на территории страны при сборке, монтаже, ремонте и других операциях по переработке товаров, а с другой - отрицательная, поскольку используется зарубежное, а не отечественное оборудование.

998

Кол-во ДТ

220 001 X-

I | Переработка на таможенной территории Переработка вне таможенной территории Временный вывоз ^ Временный ввоз (допуск)

33 274,18 24 433,31 зо 398,96

Статистистическая стоимость

4 293,09 6 241,9 1 598,74 1 65015

Объем нетто

1 412 528

1 584

Кол-во товарных позиций

Источник: составлено на основе данных, предоставленных отделом таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля ЦТУ, на 09.03.2021.

Рис. 7. Соотношение применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и вне таможенной территории, временного вывоза и временного ввоза (допуска) в общем декларационном массиве ЦТУ за 2020 г.

заключение

На основе проведенного экономико-статистического анализа результатов применения таможенных процедур с использованием предложенного методического подхода сформулирован ряд выводов и предложений.

1. При анализе применения таможенных процедур необходимо сопоставлять не только количество зарегистрированных и оформленных ДТ, но и статистический и физический объем декларируемых товаров, так как без их анализа в полной мере не будут отражены тенденции применения той или иной таможенной процедуры.

2. Выявлена отрицательная тенденция преобладания импорта товаров над экспортом, причем при сопоставлении средней статистической стоимости установлено, что товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта, обладают самой низкой средней статистической стоимостью, что свидетельствует о том, что страна вывозит сырьевые товары, практически не подвергая их переработке, хотя для любого государства выгодно вывозить товары высокой степени обработки, с высоким уровнем добавленной стоимости, высокотехнологичные и наукоемкие.

3. При сопоставлении данных по таможенным процедурам, связанным с временным использованием или с переработкой товаров, установлено, что под указанные процедуры помещаются товары с высокой средней статистической стоимостью (более чем в 14 раз выше, чем под таможенную процедуру экспорта, и более чем в 7 раз выше, чем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления), что подтверждает факт использования высокотехнологичной продукции в рамках временного ввоза (допуска) или переработки на таможенной территории

в течение установленного срока с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных платежей без необходимости стимулирования производства их аналогов внутри страны, а при наличии таких производств - их подавления, так как данные процедуры дают преимущества для использования зарубежных станков, оборудования и комплектующих, что отрицательно сказывается на отечественных производителях. Поэтому необходимо установление перечня товаров, которые производятся на территории государства либо предпосылки для производства которых существуют, для ограничения помещения зарубежных аналогов под соответствующие таможенные процедуры без уплаты таможенных платежей, для обеспечения равных условий их использования при производстве внутри страны.

Таким образом, таможенные процедуры выполняют значительную роль в таможенном регулировании. Благодаря нормам и требованиям к помещению под определенную таможенную процедуру законодатель получает возможность регулировать процесс перемещения товаров через таможенную границу, ограничения их ввоза или вывоза путем установления полной, частичной уплаты или освобождения от уплаты таможенных платежей, применения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, установления перечней товаров, разрешенных или запрещенных для помещения под конкретную таможенную процедуру, а также условий помещения и использования товаров декларантами в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

2. Актуальные вопросы деятельности таможенных органов в условиях цифровой экономики: монография / Г. И. Немирова, Ф. Н. Валиев, Т. М. Воротынцева, А. А. Зыков, Е. А. Лысенко, И. Р. Магомедов, С. В. Новиков; под общ. ред. д-ра экон. наук Г. И. Немировой. М.: РИО Российской таможенной академии. 2021. 168 с.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, ред. 29.05.2019).

4. Новиков В. Е., Крайнова М. В., Круглова О. В., Чернышевская Е. А. Теоретические и методологические основы формирования таможенного тарифа: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. 208 с.

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. 23.03.2021) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

6. Итоговый доклад ФТС России за 2020 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ra/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607 (дата обращения: 07.09.2021).

7. Худжатов М. Б., Вахрушев В. Ю., Тарасов В. Ю. Актуальные проблемы применения таможенной процедуры реэкспорта на современном этапе // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021. № 1. С. 4-12.

8. Таможенная служба России в 2020 году: справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 07.09.2021).

9. Березникова А. Г. О проблемах таможенного регулирования в свободном порту Владивосток // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021. № 1. С. 34-39.

REFERENCES

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2020 no. 1388-r "Strategiya razvitiya tamozhennoj sluzh-by Ro.ssij.skoj Federacii do 2030 goda" [Decree of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r "Strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030"]. (In Russ.).

2. Aktual'nye voprosy deyatel'nosti tamozhennyh organov v usloviyah cifrovoj ekonomiki: monogra-fiya [Topical issues of the activities of customs authorities in the digital economy: monograph / G. I. Nemirova, F. N. Valiev, T. M. Vorotyntseva, A. A. Zykov, E. A. Lysenko, I. R. Magomedov, S. V. Novikov; under the general ed. of doctor of economics G. I. Nemirova]. Moscow, Publishing and Editorial Department of the Russian Customs Academy, 2021. 168 р. (In Russ.).

3. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (prilozhenie no. 1 k Dogovoru

0 Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza, red. 29.05.2019) [Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix no. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union)]. (In Russ.).

4. Novikov V. E., Krainova M. V., Kruglova O. V., Chernyshevskaya E. A. Teoreticheskie

1 metodologicheskie osnovy formirovaniya tamozhennogo tarifa: monografiya [Theoretical and methodological foundations of the formation of the customs tariff: monograph]. Moscow, Publishing and Editorial Department of the Russian Customs Academy, 2015. 208 р. (In Russ.).

5. Reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 20.05.2010 no. 257 (red. 23.03.2021) "Ob Instrukciyah po zapolneniyu tamozhennyh deklaracij i formah tamozhennyh deklaracij" [Decision of the Customs Union Commission dated May 20, 2010 no. 257 (ed. dated March 23, 2021) "On Tools for filling out customs declarations and forms of customs declarations"]. (In Russ.).

6. Itogovyj dokladFTSRossiiza 2020god [The final report of the FCS of Russia for 2020] [Electronic resource] // Oficial'nyj sajt FederaVnoj tamozhennoj sluzhby" [Official website of the Federal Customs Service of Russia]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607 (date of access: 07.09.2021). (In Russ.).

7. Khudzhatov M. B., Vakhrushev V. Yu., Tarasov V. Yu. Aktual'nye problemy primeneni-ya tamozhennoj procedury reeksporta na sovremennom etape [Actual problems of the application of the customs procedure of re-export at the present stage]. In: Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyj kontrol' [Customs regulation. Customs control], 2021, no. 1, pp. 4-12. (In Russ.).

8. Tamozhennaya sluzhba Rossii v 2020 godu: spravochnye materialy k rasshirennomu zasedaniyu kol-legii FederaVnoj tamozhennoj sluzhby" [The Customs Service of Russia in 2020: reference materials for the expanded meeting of the Board of the Federal Customs Service of Russia] [Electronic resource] // Oficial'nyj sajt FederaVnoj tamozhennoj sluzhby" [Official website of the Federal Customs Service of Russia]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (date of access: 07.09.2021)]. (In Russ.).

9. Bereznikova A. G. O problemah tamozhennogo regulirovaniya v svobodnom portu Vladivostok [On the problems of customs regulation in the free port of Vladivostok]. In: Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyj kontrol' [Customs regulation. Customs control], 2021, no. 1, pp. 34-39. (In Russ.).

информация об авторе

Лысенко Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, Российская

Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail:

e.lesenko@customs-academy.ru, тел.: 8 (925) 787-07-57.

information about the author

Lysenko Elena A. - candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs operations and customs control, Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, e-mail: e.lysenko@customs-academy. ru, tel.: 8 (925) 787-07-57.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. conflicts of interests

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. для цитирования

Лысенко Е. А. Экономико-статистический анализ результатов применения таможенных процедур // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4. С. 117-131.

For citation

Lysenko E. A. Economic and Statistical Analysis of the Results of Customs Procedures. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 4, pp. 117-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.