Научная статья на тему 'Экономико-психологический анализ научного потенциала и инвестиционной привлекательности образовательных учреждений'

Экономико-психологический анализ научного потенциала и инвестиционной привлекательности образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / SCIENTIFIC POTENTIAL / INVESTMENT APPEAL / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириченко И. А., Коксановская Т. В., Спасенников В. В.

В статье изложены результаты проведенного анализа научного потенциала и инвестиционной привлекательности образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириченко И. А., Коксановская Т. В., Спасенников В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS SCIENTIFIC POTENTIAL AND INVESTMENT APPEAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In article results of the spent analysis of scientific potential and investment appeal of educational institutions are stated.

Текст научной работы на тему «Экономико-психологический анализ научного потенциала и инвестиционной привлекательности образовательных учреждений»

УДК 371

Кириченко И. А., Коксановская Т. В., Спасенников В. В.

ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье изложены результаты проведенного анализа научного потенциала и инвестиционной привлекательности образовательных учреждений.

Ключевые слова: научный потенциал, инвестиционная привлекательность, образовательные учреждения.

На сегодняшний день возрастает конкуренция на всех уровнях, в том числе и на региональном. Конкурентоспособность региона определяется ролью и местом в экономическом пространстве России [2]. На конкурентоспособность региона влияют ряд факторов, в числе которых уровень жизни населения, кадровые, научно-технические, производственные, технологические, финансовые организационные, ментальные ресурсы общества.

Конкурентоспособные регионы являются эталонами, ориентирами для других областей.

Оценим научный потенциал Брянской области в сравнении её с другими областями Центрального федерального округа (ЦФО) на основе данных Брянскстата [1] по следующей методике.

1. Выделяются ряд показателей, характеризующих научное развитие области.

2. Вычисляется среднее значение показателя по региону по формуле:

- 2 XI

х =-----L.

п

3. Определяется абсолютное отклонение значения показателя в Брянской области по сравнению со средним значением х — X . В этом

Бр

случае «-» будет означать отставание от среднего уровня, а «+» - превышение среднего уровня показателя.

4. Вычисляется относительное отклонение от среднего уровня показателя:

Откл. = хБр/X -100, %.

5. Для большей наглядности можно вычислить, сколько на процентов значение показателя по Брянской области отстаёт от среднего уровня по ЦФО. Формула для расчета следующая:

Отст. = хБр/X -100 —100, %

Из расчетов были исключены г. Москва и Московская область, т.к. значение показателей по ним резко отличаются от общих по округу.

Так же в 2008 г. в статистическом сборнике отсутствовали данные по Рязанской области, и среднее значение за указанный период было вычислено без учета этой области.

В числе показателей были выбраны следующие:

1. Число организаций, выполнявших исследования и разработки

2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.

3. Выпуск аспирантов, чел.

4. Выпуск аспирантов с защитой диссертаций, чел.

5. Приём в докторантуру, чел.

6. Выпуск из докторантуры, чел.

7. Внутренние затраты на исследования и разработки, млн. руб.

8. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки, млн. руб.

9. Внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования, млн. руб.

10.Внутренние текущие затраты на прикладные исследования, млн. руб.

11.Внутренние текущие затраты на разработки, млн. руб.

Результаты оценки научного потенциала Брянской области следующие (табл. 1). Как видно из приведённых таблиц, научный потенциал Брянской области очень низкий. Ни по одному из показателей область не превысила средней отметки. Это свидетельствует о значительном отставании от других областей.

Для большей наглядности проведенных расчетов изобразим отставание от среднего значения графически (рис. 1).

168

© Кириченко И. А., Коксановская Т. В., Спасенников В. В., 2010

Таблица 1

Результаты оценки научного потенциала Брянской области в 2006-2008 гг.

№ показателя X ХБр X - X Бр хБ /х -100 ,% бр х„ Бр 100 100, % X

2006 год

1 24,9 19 -5,9 76,4 -23,6

2 10284,3 1770 -8514,3 17,2 -82,8

3 222,9 113 -109,9 50,7 -49,3

4 92,7 39 -53,7 42,1 -57,9

5 9,6 4 -5,6 41,8 -58,2

6 8,4 6 -2,4 71,1 -28,9

7 1108,4 299,2 -809,2 27,0 -73,0

8 1078,6 298,8 -779,8 27,7 -72,3

9 94,9 16,8 -78,1 17,7 -82,3

10 148,8 20,3 -128,5 13,6 -86,4

11 835,3 261,7 -573,6 31,3 -68,7

2007 год

1 26,9 20 -6,9 74,2 -25,8

2 4338,7 1950 -2388,7 44,9 -55,1

3 213,5 131 -82,5 61,4 -38,6

4 80,4 34 -46,4 42,3 -57,7

5 10,6 4 -6,6 37,9 -62,1

6 8,0 4 -4,0 50,0 -50,0

7 1466,8 196,1 -1270,7 13,4 -86,6

8 1414,9 195,7 -1219,2 13,8 -86,2

9 212,3 25,5 -186,8 12,0 -88,0

10 156,0 33,3 -122,7 21,4 -78,6

11 1046,6 136,9 -909,7 13,1 -86,9

2008 год

1 25,2 23 -2,2 91,3 -8,7

2 4115,3 2010 -2105,3 48,8 -51,2

3 212,9 136 -76,9 63,9 -36,1

4 72,9 39 -33,9 53,5 -46,5

5 10,9 6 -4,9 54,9 -45,1

6 8,6 6 -2,6 69,8 -30,2

7 1723,6 262,4 -1461,2 15,2 -84,8

8 1665,1 259,2 -1405,9 15,6 -84,4

9 204,8 29,4 -175,4 14,4 -85,6

10 243,3 37,2 -206,1 15,3 -84,7

11 1217,6 192,6 -1025,0 15,8 -84,2

Как видно из графика, наименьшее отставание от среднего значения в области только в отношении числа организаций, выполнявших исследования и разработки, причём, это отставание сокращается.

Наименее результативным по результатам был 2007 г., когда по большинству показателей отставание было максимальным. В настоящее по время по части показателей Брянская область несколько сократила отставание от среднего уровня. Однако, в отношении внутренних текущих

затрат на прикладные исследования этот разрыв увеличился.

Следует отметить, ряд областей по значениям перечисленных показателей значительно превышают средний уровень. Это Воронежская область, которая отстаёт от среднего уровня только в отношении внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования. И это Ярославская область, у которой в 2008 г. не наблюдалось отставания ни по одному из показателей.

Однако следует отметить, что данные показатели отражают исключительно научный потенциал, но не результативность инновационной деятельности. научный потенциал реализуется в инновационной активности. Инновационная активность или продуктивность характеризует меру результативности инновационной деятельности.

Коротко проанализируем состояние инновационной деятельности в Брянской области и попробуем оценить, происходит ли реализация имеющегося инновационного потенциала.

Если анализировать предприятия по видам затрат на инновационную деятельность, то в 2008 г. распределение затрат следующее (рис. 2).

В целом за весь период возросли затраты на исследования и разработки, обучение и подготовку персонала, приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями.

В 2008 г. инновационные промышленные предприятия, оценили степень воздействия результатов инновационной деятельности на развитие их производства. Были получены следующие результаты:

- по продуктовым инновациям (рис. 3);

- по процессным и маркетинговым инновациям (рис. 4).

По всем инновациям в совокупности был получен следующий результат (рис. 5).

Рис. 1. Процент отставания Брянской области от среднего значения по ЦФО

Рис. 2. Распределение затрат на инновационную деятельность в 2008 г.

Число предприятий Число предприятий

высокая средняя низкая степень

воздействия

отсутствует

степень воздействия

расширение ассортимента товаров, работ, услуг

расширение рынков сбыта

—А— улучшение качества товаров, работ, услуг

X увеличение занятости

Рис. 3. Степень воздействия продуктовых инноваций на развитие производства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокая средняя низкая степень

воздействия

отсутствует

степень воздействия

ф повышение гибкости производства

—□—рост

производственных мощностей —¿У- сокращение затрат на заработную плату

X сокращение материальных и энергозатрат Ж расширение рынков сбыта

Рис. 4. Степень воздействия процессных и маркетинговых инноваций на развитие производства

высокая средняя низкая степень

воздействия

отсутствует

степень воздействия

снижение загрязнения окружающей среды

обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам

Рис. 5. Степень воздействия инноваций в целом на развитие производства

Как видно из рисунков 3-5, наибольшее число предприятий оценили степень воздействия инноваций на развитие производства как среднюю или низкую.

Что касается источников финансирования инновационной деятельности (рис. 6), то на 67% она финансируется предприятиями из собственных средств. В целом объёмы финансирования за период с 2003 по 2008 гг. возрасти в 5,17 раза (без учета инфляции).

Число используемых передовых технологий (единиц) в 2008 г. по сравнению с 2003 г. возросло в 1,6 раза. Основная доля приходится на технологии в области производства, обработки и

сборки (47,1%), проектировании и инжиниринга (25,3%) и связи и управления (21,5%).

Что касается научных кадров, то за период с 2003 по 2008 гг. численность аспирантов выросла на 14%, а их выпуск с защитой диссертации вырос всего на 8,3%. В целом, в 2008 г. средний возраст исследователей составлял 43,9 года.

В 2008 г. по сравнению с предыдущим 2007 г. подача заявок на выдачу патентов (табл. 2) сократилась на 35,5%, а за весь период на 7,5%. Число выданных патентов, наоборот, возросло на 9% по сравнению с 2007 г. или на 19,5% по сравнению с 2003 г.

□ собственные средства организации

□ федеральный бюджет

□ бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

□ прочие

Рис. 6. Источники финансирования инновационной деятельности предприятий Брянской области в 2008 г.

Рис. 7. Структура используемых передовых технологий предприятиями Брянской области в 2008 г.

Подача заявок на выдачу полезных моделей возросла на 10,3% к 2007 г. или на 77,8% к 2003 г. А выдача патентов на полезные модели возросла на 34,8% к 2007 г. или на 40,9% к 2003 г.

В наших исследованиях под руководством директора Калужского научного центра д. ф.-м. н., проф., гл.-корр. РАН А.В. Дерягина были получены весовые коэффициенты инвестиционной привлекательности образовательных учреждений областей ЦФО по таким показателям, как:

в1 - весовой коэффициент, учитывающий численность студентов (чел.), обучающихся в ГОУ на бюджетной основе (на 10 тыс. населения);

в2 - весовой коэффициент количества студентов на единицу профессорско-преподавательского состава, имеющего ученую степень кандидата доктора наук (тыс. чел./ на единицу ППС);

в3 - весовой коэффициент количества аспирантов и соискателей к общему контингенту, ППС работающего на штатной основе;

в4 - весовой коэффициент количества неповторяющихся новых специальностей в ГОУ по отношению к другим региональным образовательным учреждениям.

Как показано в таблице 3 показатели в1, в2 и в3 являются традиционными аккредитицион-ными показателями, связанными с современным состоянием структуры высшего образования в России и инвестиционной привлекательностью региональных образовательных учреждений.

Несмотря на незначительную факторную нагрузку показателя в4 в общую оценку научного и инвестиционного потенциала, данный показатель является инновационным и представляет отдельный интерес.

Таблица 2

Сведения о поступлении заявок на выдачу патентов на изобретения и полезные модели и выдаче патентов на них

Изобретения Полезные модели

Год подано заявок на выдачу выдано подано заявок на выдачу выдано

патентов патентов патентов патентов

2003 53 41 18 22

2004 53 52 18 20

2005 85 38 21 10

2006 67 81 19 19

2007 76 45 29 23

2008 49 49 32 31

Та бли ца 3

Весовые коэффициенты значений показателей инвестиционной привлекательности региональных образовательных учреждений в Центральном образовательном округе

№ Область в1 в2 в3 в4

1 Белгородская 0,6896 0,2164 0,0682 0,0096

2 Брянская 0,6304 0,2708 0,0773 0,0090

3 Владимирская 0,6405 0,2184 0,1153 0,0141

4 Ивановская 0,6492 0,2015 0,1227 0,0139

5 Калужская 0,6554 0,2182 0,0990 0,0139

6 Костромская 0,6244 0,2272 0,1261 0,0129

7 Курская 0,6427 0,2182 0,1171 0,0102

8 Липецкая 0,6584 0,2179 0,0958 0,0122

9 Орловская 0,6638 0,2276 0,0813 0,0094

10 Рязанская 0,6082 0,2423 0,1204 0,0144

11 Смоленская 0,5926 0,2454 0,1331 0,0139

12 Тамбовская 0,7251 0,1933 0,0538 0,0077

13 Тверская 0,6757 0,1918 0,1083 0,0129

14 Тульская 0,6780 0,2049 0,0895 0,0117

15 Ярославская 0,6358 0,2064 0,1254 0,0161

В таблице 4 представлены весовые коэффициенты показателя коэффициента неповторяющихся новых специальностей в региональных государственных образовательных учреждений Центрального федерального округа и их ранговые значения.

гв1-4 = - 0,525

Анализ полученного из табл. 4 значения отрицательной ранговой корреляции гв1-4 = -

0,525 свидетельствует о том, что количество студентов обучающихся в различных вузах на бюджетной основе находятся в обратной зависимости от количества новых специальностей на региональных рынках образовательных услуг. Другими словами во всех регионах наблюдаются дублирование одних и тех же специальностей. Особенно ярко эта тенденция прослеживается в Ярославской, Тамбовской, Рязанской и Белгородской областях.

Так например одни и те же гуманитарные специальности по социологии, психологии, политологии, экономике, юриспруденции имеются в Ярославском государственном техническом университете, Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинс-кого, Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова. Аналогичная картина наблюдается и в других областях Центрального федерального округа.

В таблице 5 представлена связь между в2 и в3.

гв2-3= 0,4768

Полученные из табл.5 значения положительной тенденции связи гв2-3= 0,4768 свидетельствует о слабой степени связи между количеством преподавателей имеющих ученую степень, кандидатов и докторов наук и количеством аспирантов и соискателей по отношению к общему контингенту профессорско- преподавательского состава, работающего на штатной основе. Данная тенденция свидетельствует о необходимости расширения сети аспирантур и докторантур в региональных образовательных учреждениях, особенно по новым специальностям.

Помимо выделенных факторов в1, в2, в3 и в4 связанных с инвестиционной привлекательностью вузов на научных потенциал регионов влияют : количество вузов в регионе, число научных организаций, количество диссертационных советов, оснащенность вузов и научных организаций современным оборудованием.

Полученные значения весовых коэффициентов могут быть использованы при прогнозировании научного потенциала в будущем, а также для исследования его влияния на экономическое развитие регионов.

Таким образом, даже имеющийся невысокий научный потенциал в области реализуется лишь частично.

Табли ца 4

Весовые коэффициенты и ранговые значения показателей инвестиционной привлекательности, связанные с неповторяющимися новыми специальностями

№ Область Р1 г1 Р4 г4 4 і— г d2

1 Белгородская 0,6896 2 0,0096 12 10 100

2 Брянская 0,6304 12 0,009 14 2 4

3 Владимирская 0,6405 10 0,0141 4 6 36

4 Ивановская 0,6492 8 0,0139 2 6 36

5 Калужская 0,6554 7 0,0139 5,5 1,5 2,25

6 Костромская 0,6244 13 0,0129 7,5 5,5 30,25

7 Курская 0,6427 9 0,0102 11 2 4

8 Липецкая 0,6584 6 0,0122 9 3 9

9 Орловская 0,6638 5 0,0094 13 8 64

10 Рязанская 0,6082 14 0,0144 3 11 121

11 Смоленская 0,5926 15 0,0139 5,5 9,5 90,25

12 Тамбовская 0,7251 1 0,0077 15 14 196

13 Тверская 0,6757 4 0,0129 7,5 3,5 12,25

14 Тульская 0,678 3 0,0117 10 7 49

15 Ярославская 0,6358 11 0,0161 1 10 100

у2 854

Таблица 5

Весовые коэффициенты и ранговые значения инвестиционной привлекательности, связанные с наличием ученых степеней и количеством аспирантов и соискателей

№ Область в2 г2 в3 г3 гв2 -гв3 d2

1 Белгородская 0,2164 10 0,0682 14 3,5 12,25

2 Брянская 0,2708 1 0,0773 6 5 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Владимирская 0,2184 6 0,1153 8 2 4

4 Ивановская 0,2015 13 0,1227 4 9 81

5 Калужская 0,2182 7,5 0,0990 11 3,5 12,25

6 Костромская 0,2272 5 0,1261 2 3 9

7 Курская 0,2182 7,5 0,1171 7 0,5 0,25

8 Липецкая 0,2179 9 0,0958 10 1 1

9 Орловская 0,2276 4 0,0813 12 8 64

10 Рязанская 0,2423 3 0,1204 5 2 4

11 Смоленская 0,2454 2 0,1331 1 1 1

12 Тамбовская 0,1933 14 0,0538 15 1 1

13 Тверская 0,1918 15 0,1083 9 6 36

14 Тульская 0,2049 12 0,0895 13 1 1

15 Ярославская 0,2064 10,5 0,1254 3 6,5 42,25

293,00

Для улучшения ситуации в области можно наметить следующие пути (рис. 8).

Повышение степени реализации научного потенциала области и повышение самого потенциала позволят улучшить уровень жизни людей и повысить конкурентоспособность области в округе.

Региональный экспертный инвестиционный совет при Брянском научно-образовательном центре необходим для конкурентного отбора инновационных проектов в следующих ситуациях: во-первых в тех направлениях, где имеется наибольшая неопределенность и «фундаментальность» поиска; во-вторых, когда для их реализации требуются большие капитальные и иные вложения; в-третьих, когда освоение нововведений носит «пионерский» характер и связано поэтому с коммерческим риском.

В исследованиях В. И. Аверченкова, А. В. Дерягина, А. Л. Журавлева, И. В. Ильинского, В. М. Львова, В. В. Спасенникова и других ученых определены основные условия конкурснос-ти и содержания конкурентного отбора инновационных проектов.

Условиями конкурсности являются:

1) гласность (пусть даже ограниченная требованиями коммерческой или государственной тайны) задаваемых научно-технических задач;

2) доступность и равные условия участия потенциальных исполнителей работ;

3) компетентная, объективная и заинтересованная в качественном отборе проектов конкурсная комиссия;

4) заранее установленные критерии оценки и отбора проектов;

5) корректно организованная (как правило, анонимная) научно-техническая экспертиза результатов;

6) защищенность членов комиссии и привлеченных экспертов от какого-либо давления извне;

7) сохранность коммерческих и иных тайн научных организаций;

8) защита интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков.

Конкурсный отбор проектов включает в себя экономические оценки, а также вопросы контрактации (заключения договоров) и финансирования. Это вносит новые аспекты в рассмотрение проблемы конкурсности в инновационной сфере. В частности, можно говорить о необходимости формирования специальной этики управленческих конкурсных технологий, оценки проектов, подготовки и принятия решений по финансированию, их оглашению и исполнению и т. д.

В ряде отечественных министерств и ведомств (в частности, в Российском космическом агентстве) и в некоторых крупных университетах имеются определенный практический опыт в организации научно-технических конкурсов. Так, если говорить о применении возвратного

Пути достижения:

Стимулирование создания эффективного функционирования и развития рыночной инфраструк -туры научно-технической и инновационной деятельности в регионе Единство образовательного, научного и производственного процессов и их направленности на экономическое , социальное и духовное развитие Помощь промышленным предприятиям, обеспечива -ющих максимальный вклад в ВВП области, поднятие уровня их развития до общероссийского Стимулирования межрегионального и международного научно -техничес -кого сотрудничества, перенятие опыта передовых областей

Внимание администрации области к исследованиям и разработкам , внедрению ново -введений и технологий, связанных со структурными крупномасштабными измене -ниями промышленной системы, способными повысить конкурентоспособность Брянской области, обеспечить переход к новому технологическому укладу

*

*

Рис. 8. Пути и средства повышения эффективности инновационной деятельности

в Брянской области.

финансирования нововведений, то накоплен позитивный опыт у Департамента науки и промышленной политики Правительства Москвы.

Представляет интерес проведение конкурсов реализованных проектов НИОКР для их коммерческого освоения с финансирование на возвратной основе. По этому принципу стало действовать «Инновационное агентство» при Координационном совете «Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научнотехнической сфере». Ценно то, что по данной схеме стимулируется создание малых наукоемких предприятий (в основном в рамках формирования научных технологических парков - специфических «инкубаторов» наукоемкого бизнеса).

Региональный экспертный инвестиционный совет может быть создан по образцу РГНФ и РФФИ и опираться на имеющийся опыт Российской венчурной компании. Отправными моментами конкурсного отбора инновационных проектов и их финансирования целесообразно использовать следующие принципы:

- выделение финансовых средств строго на конкурсной основе;

- многоэтапный характер научно-технической экспертизы (независимые эксперты - экспертные группы или секции - научный совет;

- приглашение в качестве экспертов признанных научных авторитетов

- выделение средств на безвозвратной основе;

-осуществление процесса экспертной оценки результатов в течение всего срока выполнения проекта;

- использование типовых форм для документации (заявок, рецензий, решений и т.д.);

- проведение экспертизы итоговых отчетов по завершенным проектам, результаты которой учитываются при рассмотрении последующих заявок тех же исполнителей.

В современных конкурсных технологиях задействованы сотни экспертов. Предложенный проект быстро верифицируется и направляется соответствующим экспертам. По каждой группе проектов (научно-технических направлений) отобраны свои критерии оценки проектов. Где-то важна “новизна”, а где-то - “массовость распространения нововведения и т. д. Часто рецензирование облегчается использованием специальных анкет-заключений в виде типовых форм.

Но все это характерно для относительно простых проектов (заявок). Многие сложные инновационные проекты (в том числе и НИОКР) предполагают иную систему экспертизы. Много ценного можно найти, например, в “Положении об организации и проведении экспертизы в Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации” (редакция 1-96), которое ориентировано на экспертизу крупных инновационных проектов, в том числе и с участием иностранного капитала.

Инвесторы венчурного капитала идут на разделение всей ответственности и финансового риска вместе с предпринимателем (принцип “одобренного риска”). Если же предприятие добивается успеха, оно превращается в самостоятельную хозяйственную единицу или переходит в собственность главных вкладчиков капитала. При этом интерес венчурных инвесторов состоит в том, чтобы получить от своих капиталовложений прибыль, которая будет существенно выше, чем при размещении свободных финансовых ресурсов на банковских депозитах или их вложении в государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. Ускорение НТП вызывает заинтересованность в сотрудничестве науки, промышленных предприятий и вузов .

В России в 1999 году образован Венчурный инновационный фонд (ВИФ) с целью формирования организационной структуры венчурного инвестирования. Этот фонд является первым реальным российским фондом, который призван участвовать в создании венчурных инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес.

Наметилась тенденция создания и других юридических венчурных институтов, как при поддержке региональных властей, так и в форме независимых частных образований.

Большим шагом в области государственного признания и включения венчурной индустрии в систему инвестиционных отношений в российской экономике стало постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) от 14 августа 2002 г. № 31/пс «Утверждение положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов». В нем впервые за весь период деятельности инновационных институтов в Российской Федерации в числе

других инвестиционных институтов называются венчурные фонды. При этом, согласно классификации и терминологии, предложенной ФКЦБ, венчурные фонды отнесены к категории закрытых паевых инвестиционных фондов.

Востребованность инновационного пути развития отечественной экономики стала более ясной с наступлением кризиса, когда возникли проблемы на традиционном для России сырьевом рынке. При создании Российской венчурной компании была допущена, принципиальная ошибка: компания создавалась как исключительно финансовый институт. А для института развития, которым РВК призвана быть, на рынке с очень незрелой инфраструктурой этого недостаточно. В венчурном бизнесе продуктом являются не деньги, а то, что называется smart money- “умные деньги”, которые сопровождаются экспертизой, пониманием того, как выстраивать бизнес. Любой хороший венчурный фонд приносит в свои портфельные компании не только финансирование, но и методологическую поддержку

Целевые бюджетные инвестиционные фонды финансируют в первую очередь проекты, которые соответствуют одному или более из следующих приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации :

1. Безопасность и противодействие терроризму.

2. Живые системы (понимаемые для целей настоящих Принципов как биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование).

3. Индустрия наносистем и материалов

4. Информационно-телекоммуникационные системы.

5. Рациональное природопользование.

6. Транспортные, авиационные и космические системы.

7. Энергетика и энергосбережение.

При организации деятельности регионального экспертного инвестиционного совета при Брянском научно-образовательном центре (учредителями которого являются заинтересованные юридические лица: Администрация области, ведущие вузы, предприятия, научные организации, научные фонды и их представительства) следует учесть, что в состав имущества представительства венчурного инвестиционного фонда не могут входить ценные бумаги промышленных предприятий, организаций и учреждений, одним из видов деятельности которых являются:

1)производство и распространение алкогольных напитков, табачных изделий, эротической продукции;

2) организация и проведение азартных игр;

3) добыча, производство и переработка полезных ископаемых и

энергоносителей, производство и распределение электроэнергии, за

исключением разработки и использования технологий экологически

чистого извлечения энергии;

4) розничная торговля, оптовая торговля, и предоставление услуг населению, за исключением использующих публичные сети передачи данных или иные новые информационные и телекоммуникационные технологии в качестве основного способа продажи товаров и оказания услуг;

5) производство товаров народного потребления, за исключением разработки новых продуктов с использованием новых технологий;

6) капитальное строительство, операции с коммерческой, промышленной и жилой недвижимостью, за исключением разработки новых технологий строительства и строительных материалов.

Отсутствие в Брянской области регионального экспертного инвестиционного совета для бюджетного финансирования инновационной деятельности приводит к дальнейшему возрастанию несоответствия экспериментально-производственной базы вузовской науки технологической базе промышленного производства.

Решение о государственном финансировании критических технологий принято с точки зрения их дальнейшего развития для успешной конкуренции на мировом рынке сбыта. Однако у нашего государства имеется жизненно важная потребность в продукции, по которой наши технологии не конкурентоспособны с зарубежными. В то же время в национальных внешнеторговых правилах западных стран продолжает сохраняться ряд ограничений на поставку в Россию современных технологий. Ученые и производственники считают, что по этим технологиям государственная поддержка работ абсолютно необходима. Однако в перечень приоритетных задач страны они не входят (В. И. Аверченков).

Современные технологии, в том числе и региональные, отличаются масштабностью, капиталоемкостью и многоплановостью по научно-

техническим направлениям. Они выходят за рамки возможностей одного предприятия и даже передового вуза. Для их реализации необходимы крупные инвестиции на сравнительно большие инновационные проекты.

В Брянском регионе развиты индустриальные технологии, особенно машиностроение. Их кризисное состояние в ряде работ, особенно в публичных выступлениях, объясняют переходом в постиндустриальное общество с представлением о неперспективности инвестиций в эти отрасли. В связи с этим следует отметить, что постиндустриальный период развития в научном толковании не означает уменьшение роста индустриальной промышленности и перехода на новые технологии. Постиндустриальный этап научно-технического прогресса определяется как новый технологический уклад и характеризуется сменой главных движущих сил научно-технического прогресса - индустриальных технологий - на новые революционно развивающиеся информационные и биотехнологии при обязательно непре-рывающемся относительно экстенсивным, но мощным капиталоемким накопительным развитием механики, машиностроения и других индустриальных направлений. Индустриальные отрасли, в частности машиностроение, кроме своего традиционного назначения становятся инфраструктурой, базой для новых технологий. Любое сокращение индустриальных отраслей скажется гибельно для всего НТП. В настоящее время есть все основания прогнозировать повторный выход в ударные индустриальных направлений: робототехники, безлюдных машинных комплексов, производств, энергоси-

стем, а также микромашин и микросистемой техники. Трактовка постиндустриального этапа как сокращения индустриальных технологий и замены их другими ошибочна. Для реализации постиндустриальных технологий необходима сырьевая, энергетическая и машинная база мощнее существующей.

Инвестиционная составляющая региональной экономической политики Брянской области по экспертным оценкам должна включить более 150 индикативных параметров, взаимосвязанных друг с другом. Отдельной решенной научной задачей является создание экономико-психологической модели формирования имиджа инвестиционного проекта.

Библиографический список

1. Промышленное производство Брянской области: Стат. Сб. /территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области. Брянск, 2009 г. 188 с.

2. Спасенников В.В. Финансовое поведение как одна из базовых категорий экономической психологии: обзор отечественных и зарубежных исследований // Междисциплинарный подход в становлении специалиста-профессионала гуманитарном вузе. Труды Всероссийской научно-практической конференции 14-16 ноября 2005 г. / под ред. М. Н. Заостровцевой, В. З. Юсупова. М. ; Коряжма: Изд-во «Старая Вятка», 2005. С. 30-45.

3. Спасенников В. В. Экономико-психологические проблемы консультативной психологии при переходе на многоступенчатую систему образования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 3. С. 85-91.

4. Усакова Т. В., Барабанов А. С. Проблемы оценки конкурентоспособности регионов // Инновации. 2009. № 1. С. 49-56.

Kirichenko I. A. Koksanovskaj X, V., Spasennikov V. V.

THE ECONOMIC-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS SCIENTIFIC POTENTIAL AND INVESTMENT APPEAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In article results of the spent analysis of scientific potential and investment appeal of educational institutions are stated.

Keywords: scientific potential, investment appeal, educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.