ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010
Анализ инновационного потенциала
Брянской области и пути его повышения
В статье анализируется инновационный потенциал Брянской области. В частности, по данным Брянскстата оценивается состояние научноинновационной деятельности Брянской области в 2006-2008 гг. Также предлагаются пути наращивания инновационного потенциала области.
Ключевые слова: инновационный потенциал региона, инновационная деятельность, социальноэкономический уровень развития региона, поддержка малого предпринимательства.
Е. А. Ларичева,
к. э. н., доцент, кафедра экономики и менеджмента, Брянский государственный технический университет
e-mail: [email protected]
Инновации являются одним из факторов экономического роста. Однако в России наблюдается дисбаланс в отношении инновационного развития регионов, что препятствует наращиванию и реализации потенциала страны.
Инновационный потенциал региона определяется как совокупность региональных инновационных систем, объединенных единой целью (устойчивое развитие страны) и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства [2].
На уровень инновационного потенциала региона влияет ряд факторов, в числе которых уровень жизни населения, кадровые, научно-технические, производственные, технологические, финансовые организационные, ментальные ресурсы общества. Если рассмотреть регионы Центрального федерального округа (ЦФО), то разрыв между регионами-передовиками, и отстающими регионами очень высок.
Проанализируем состояние научно-инновационной деятельности Брянской области по сравнению с другими областями Центрального федерального округа (ЦФО) на основе данных Брянскстата [4] по следующей методике.
1. Выделяется ряд показателей, характеризующих научное развитие области1.
2. Вычисляется среднее значение каждого из показателей по региону по формуле:
хср = 2 х/п>
где х — значения показателя г-й области; п — число исследуемых областей.
1 Показатели выбирались исходя из имеющихся в наличии
данных статистических ежегодников.
3. Определяется абсолютное отклонение значения показателя в Брянской области по сравнению со средним значением хБр - хср. В этом случае «-» будет означать отставание от среднего уровня, а «+» — превышение среднего уровня показателя.
4. Вычисляется относительное отклонение от среднего уровня показателя:
Откл = (хБр/хср) 100, %.
5. Для большей наглядности можно вычислить, на сколько процентов значение показателя по Брянской области отстает от среднего уровня по ЦФО. Формула для расчета следующая:
Отст = (хБр/хср) 100 -100, %.
Из расчетов были исключены Москва и Московская область, так как значение показателей по ним резко отличаются от общих по округу.
Также в статистическом сборнике отсутствовали данные по Рязанской области (за 2008 г.), и среднее значение за указанный период было вычислено без учета этой области.
В числе показателей были выбраны следующие:
1. Число организаций, выполнявших исследования и разработки.
2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел.
3. Выпуск аспирантов с защитой диссертаций, чел.
4. Прием в докторантуру, чел.
5. Выпуск из докторантуры, чел.
6. Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб.
7. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки, млн руб.
8. Внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования, млн руб.
9. Внутренние текущие затраты на прикладные исследования, млн руб.
10. Внутренние текущие затраты на разработки, млн руб.
Выбор показателей обусловлен следующими причинами. Факторы 1, 2 — это количество организаций, занимающихся созданием инноваций и суммарная численность персонала, реально занимающегося исследовательской деятельностью. Именно они способны создать инновационный продукт, который впоследствии может быть коммерциализован. Факторы с 3 по 5 указывают на потенциальное количество лиц, способных развивать науку, создавать нечто новое, используя при этом собственный багаж знаний, полученных в аспирантуре и докторантуре. Факторы с 7 по 10 отражают внутренние затраты на исследовательскую деятельность.
К сожалению, доступные статистические данные Росстата и Брянскстата не отражают по областям следующие данные: число готовых инновационных разработок и их патентную чистоту; число коммерциа-лизованных разработок; источники финансирования инновационной деятельности; доля промышленной продукции, произведенной инновационно активными предприятиями, в общем объеме промышленной продукции региона. Поэтому более подробный сравнительный анализ провести невозможно.
Исходя из вышеперечисленных имеющихся показателей, результаты оценки состояния научноинновационной деятельности Брянской области за 2008 г. следующие (табл. 1). Как видно из табл. 1, научно-инновационная деятельность в Брянской области значительно отстает от других областей. Ни по одному из показателей область не превысила средней отметки.
Наименьшее отставание от среднего значения в области только в отношении числа организаций, выполнявших исследования и разработки, причем, это отставание сокращается. Наименее результативным был 2007 г., когда по большинству показателей отставание было максимальным. В настоящее время Брянская область несколько сократила отставание от среднего уровня по части показателей. Однако, в отношении внутренних текущих затрат на прикладные исследования этот разрыв увеличился.
Следует отметить что, например, в Воронежской области, отставание от среднего уровня зафиксировано только в отношении внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования. А в Ярославской области в 2008 г. не наблюдалось отставания ни по одному из показателей.
Данные показатели отражают исключительно текущее состояние каждого их элементов научноинновационной деятельности, но не их совокупную результативность. Научный потенциал реализуется в инновационной активности. Инновационная активность или продуктивность характеризует меру результативности инновационной деятельности.
Таблица 1
Результаты оценки состояние научно-инновационной деятельности Брянской области в 2008 г.
№ показателя Хср ^р ^Вр/О 100, % ^БрАср) 100 -- 100, %
1 25,2 23 -2,2 91,3 -8,7
2 4115,3 2010 -2105,3 48,8 -51,2
3 72,9 39 -33,9 53,5 -46,5
4 10,9 6 -4,9 54,9 -45,1
5 8,6 6 -2,6 69,8 -30,2
6 1723,6 262,4 -1461,2 15,2 -84,8
7 1665,1 259,2 -1405,9 15,6 -84,4
8 204,8 29,4 -175,4 14,4 -85,6
9 243,3 37,2 -206,1 15,3 -84,7
10 1217,6 192,6 -1025,0 15,8 -84,2
Если проранжировать области ЦФО (без учета Москвы и Московской области, а так же Рязанской области) за 2008 г. по приведенным ранее показателям, то получается, что Брянская область находится на 12-м месте из 15.
Благодаря значениям показателей 1, 4, 5 область не самая последняя с конца рейтинга. Однако данные показатели не влияют на результаты инновационной деятельности, а лишь обозначают возможность наличия этих результатов, т. е. Брянская область не использует имеющийся у нее потенциал в полной мере.
Конечно, одинаковый инновационный потенциал для всех регионов невозможен. В ходе сравнения непременно будут и лидеры, и аутсайдеры, однако, Брянская область далеко не самая малая из имеющихся в ЦФО. По площади она занимает восьмое место, по числу жителей — тоже.
Поскольку уровень инновационной восприимчивости зависит от общего социально-экономического уровня развития региона, то по вышеприведенной методике также было проанализировано социальноэкономическое положение Брянской области. Среди показателей были реальная начисленная заработная плата, среднедушевые денежные доходы в месяц, коэффициент Джини, назначенные пенсии и др. По данной оценке Брянская область находится на 12-м месте из 16 возможных (области ЦФО за исключением Московской области).
Резервы для роста инновационной активности области можно оценить как невысокие, поскольку, при невысоком уровне жизни и развития промышленности сложно ожидать острого интереса к инновациям. Основная масса предприятий будет ориентирована на стратегию выживания, а не инновационного развития. Люди, способные к созданию инновационных разработок так же будут ориентированы на краткосрочную перспективу — получение максимального заработка сейчас для обеспечения выживания собственной семьи.
Основной вклад в развитие Брянской области вносят обрабатывающие производства. Область занимает десятое место в ЦФО по числу предприятий обрабатывающих производств.
Поэтому, можно утверждать, что имеется дисбаланс между занимаемой площадью, численностью
ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010
ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010
Рис. 1. Динамика индексов объемов промышленного производства [7]
населения, предприятий и уровнем инновационного развития.
Следует отметить, что в 2007 и 2008 гг. индекс промышленного производства области рос значительно быстрее, чем ЦФО и РФ (рис. 1). Решающее влияние на рост промышленного производства оказали целлюлозно-бумажное производство, полиграфическая и издательская деятельность — рост в 2,8 раза относительно 2007 г., производство транспортных средств и оборудования — в 1,6 раза [6].
Рост прошлых лет связан с инновационными процессами лишь частично. Так, объем научных исследований и разработок в научно-технических и конструкторских подразделениях предприятий промышленных производств в 2007 г. был наименьшим — 140089,1 млн руб. (за период с 2005 г.), что составило 52,4% к уровню предыдущего года. Если же рассматривать исследования и разработки, выполненные только собственными силами, то они составляют в 2007 г. 36,4% к уровню 2006 г. в 2008 г. наблюдался некоторый рост исследований по сравнению с 2007 г. (на 51,1% в целом и на 98,2% — собственные разработки).
Число используемых передовых технологий (единиц) в 2008 г. по сравнению с 2003 г. возросло в
1,6 раза. Основная доля приходится на технологии в области производства, обработки и сборки (47,1%), проектировании и инжиниринга (25,3%) и связи и управления (21,5%).
По данным сайта Брянской областной администрации, «в 2009 г. индекс промышленного производства составил 81,8%, в частности по обрабатывающим производствам он составил 82,1%, в том числе на предприятиях, производящих транспортные средства и оборудование — 32,6%; в целлюлозно-бумажном производстве — 71,4% (5,3% в структуре); в производстве электрооборудования — 35%.
Вместе с тем, увеличился выпуск продукции в текстильном и швейном производстве в 5,3 раза, на предприятиях по производству кожи, изделий из кожи и обуви — на 34%, на предприятиях по производству пищевых продуктов — на 12,9%».
Таким образом, наиболее нуждаются в инновациях предприятия, производящие транспортные средства и оборудование, электрооборудование.
Однако, на предприятиях, производящих электрооборудование, электронное и оптическое оборудование в 2008 г. были зафиксированы максимальные затраты на технологические инновации — 34,2% от общей суммы затрат. Тогда как на производство транспортных средств и оборудования приходилось
29,8% затрат, и на производство пищевых продуктов, включая напитки, и табак — 25%. На производство машин и оборудования приходилось всего 9,1% затрат. Поэтому, моно надеяться, что падение индексов промышленного производства на этих предприятиях — явление временное.
В целом в структуре затрат на инновационную деятельность на предприятиях Брянской области в 2008 г. числятся затраты на приобретение машин и оборудование, связанных с технологическими инновациями (32,3%); исследования и разработки (20%); производственные проектно-конструкторские работы (18,5%); обучение и подготовку персонала (9,2%); маркетинговые исследования (7,7%); приобретение программных средств (4,6%); другие виды подготовки производства (6,2%); прочие виды инновационной деятельности (1,5%)
В 2008 г. по сравнению с 2007 г. подача заявок на выдачу патентов сократилась на 35,5%. Число выданных патентов, наоборот, возросло на 9% по сравнению с 2007 г. Подача заявок на выдачу полезных моделей возросла на 10,3% к 2007 г. А выдача патентов на полезные модели возросла на 34,8% к 2007 г.
Другими словами, при росте затрат на инновации, степень воздействия инноваций на развитие производства оценивается как средняя или низкая. Основной источник финансирования инноваций — собственные средства, которых у предприятий часто не хватает не только для коммерциализации разработок, но и для доведения инноваций до промышленного образца. Однако наблюдается рост числа используемых передовых технологий и рост числа полученных патентов на изобретения и полезные модели, что вызвано обострением конкуренции на региональных рынках. Предприятия стараются приобрести конкурентные преимущества за счет инноваций.
Что следует делать для улучшения сложившейся ситуации на областном уровне? В области уже на протяжении многих лет действует ведомственная целевая программа государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. А, как известно из мировой практики, основная доля создания и внедрения новых разработок приходится именно на малый бизнес.
Мероприятия по поддержке малого предпринимательства в 2010 г., реализованные на территории Брянской области следующие [3]:
• Оказание грантовой поддержки на создание собственного дела индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, производителям товаров, работ, услуг в размере до 0,3 млн руб. на одного получателя поддержки. Гранты предоставляются после прохождения претендентом краткосрочного обучения при наличии бизнес-проекта, оцениваемого конкурсной комиссией.
• Субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2010 г. в российских кредитных организациях, субъектам малого и среднего предпринимательства. Причем, в числе приоритетных направлений деятельности малых предприятий, которым предоставляются субсидии, указывается разработка, внедрение и реализация инновационной продукции, а также
Промышленные
предприятия
Восстановление финансовой устойчивости и платежеспособности
О
Привлечение
внешних
ресурсов
Итог: ориентация предприятий на производство товаров и услуг конкурентоспособного качества. Появление возможности заниматься инновационной деятельностью
Обновление основных производственных фондов
Снижение энерго-и материалоемкости производства на основе применения наукоемких, энерго-и ресурсосберегающих технологий
Построение эффективной системы маркетинга, начиная с исследования рынка для поиска новых возможностей и идей, и заканчивая продвижением готовых разработок
Применение современных методов управления
Рис. 2. Меры, необходимые для появления инноваций на промышленных предприятиях
осуществление инновационной деятельности (организация и развитие высокотехнологических производств, внедрение новых технологий).
• Развитие микрофинансовых организаций на территории области. При этом в числе приоритетных групп заемщиков, для которых установлена сниженная процентная ставка в размере 13,5%, начисляемая на остаток задолженности по займу, также указаны инновационные предприятия.
• Деятельность ГАУ «Брянский гарантийный фонд», направленная на обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Брянской области к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам малого и среднего предпринимательства Брянской области, а так же развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.
Эти меры, безусловно, необходимы, тем более, что в Брянской области в 2008 г. был зарегистрирован один из самых высоких уровней безработицы — 6,5%, тогда как в целом по Российской Федерации он был равен 6,3%, а в Центральном федеральном округе (ЦФО) всего 3,6%. Опережают Брянскую область в ЦФО только Тамбовская с уровнем безработицы 9,2% и Смоленская область с уровнем безработицы 7,1%. Привлечение безработных граждан к созданию новых предприятий, направленных на разработку и внедрение новых продуктов благотворно скажется на социально-экономическом положении в области.
Поэтому, помимо вышеперечисленных предлагается ввести новые вид субсидий для малого бизнеса, такие как компенсация части затрат на покупку основных средств, возмещение расходов на реализацию инновационного проекта, на выставочную деятельность; компенсация части затрат на оформление и поддержание в силе патентов и на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами
В целом, можно выделить следующие меры, необходимые для появления инноваций на промышленных предприятиях (рис. 2).
На первый взгляд, меры вполне обыденные, однако, без них ни о каких инновациях на разрушенных кризисом предприятиях речи не идет. В связи с кризисом, по данным службы занятости Брянска, на многих предприятиях если и не наблюдалось сокращений работников, то зафиксирован перевод их на неполный рабочий день. Практиковалось предоставление отпусков по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработка, что не могло не сказаться на общей социально-экономической ситуации в регионе.
Предприятия области нуждаются в финансировании. Судя по данным статистики [6], износ основных фондов (в процентах от полной балансовой стоимости на конец года) за период с 2005 по 2008 гг. снизился с
48,6 до 43,5%. Тем не менее, по ряду обрабатывающих производств он по-прежнему превышает барьер в 50% (текстильное и швейное производство (55,6% на конец 2008 г.), производство машин и оборудования (52,2%). Однако в области есть крупные промышленные предприятия, где износ активной части основных фондов превышает 90%.
Что касается структуры основных фондов обрабатывающих производств, то в 2008 г. наибольшую долю занимали машины и оборудование (51%, что на 1,2% больше чем в 2007 г.). Максимальная сумма инвестиций в основной капитал в обрабатывающих производствах зафиксирована в 2007 г. — 2293,2 млн руб. в фактически действовавших ценах. Это на 93,4% больше, чем в 2006 г. и на 18,3% — чем в 2008 г. Однако, 49,7% этих инвестиций приходилось на фонды в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака.
Для их обновления предприятиям требуются собственные или привлеченные средства. Согласно [5] возможности привлечения внешних ресурсов и инвестиций для дальнейшего инновационного развития для таких регионов, как Брянская область (низкий уровень развития, низкий инновационный потенциал, нехватка собственных ресурсов, но ориентация экономики на перерабатывающие производства) во многом связаны с высокой эффективностью проводимой региональной политики, в первую очередь, направленной на развитие инновационного потенциала региона и развитие иных перерабатывающих секторов экономики.
Стоит отметить, что прежде всего инициативы необходимы со стороны властных структур. Главной их целью должно стать создание современной инфраструктуры и помощь в создании и развитии высокотехнологичных производств.
Основной формой государственной поддержки инновационного развития в мировой практике является бюджетное финансирование. В Российской Федерации основным источником финансирования инновационной деятельности служат собственные или заемные средства предприятий [1].
В Брянской области инновационная деятельность на 67% финансируется предприятиями из собственных средств, на 7% — из федерального бюджета, на 8% — из
ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010
ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010
Необходимые
мероприятия
Повышение социального благополучия населения, что способствует повышению инновационного потенциала области
Выявление отраслевых проблем, для решения которых требуется развитие инновационной деятельности
Формирование законодательной базы для обеспечения конкурентоспособной промышленности
Поддержка крупных предприятий, пострадавших от кризиса
Реструктуризация кризисных отраслей(подотраслей)
Поддержка малого инновационного бизнеса
Развитие наукоемких отраслей, разработка стимулирующих программ
Создание транспортнологистических центров
В перспективе — создание системы венчурного финансирования
Повышение инновационной культуры в обществе
Поддержка среднего профессионального и высшего образования, стимулирование сотрудничества предприятий с сузами и вузами
Создание бизнес-инкубаторов на базе вузов (поддержка предпринимательских инициатив студентов и выпускников, информирование предприятий об их идеях, трудоустройство успешных выпускников)
Обеспечение информирования населения области о ходе реализации инновационной политики. Построение системы обратной связи
Предоставление потребителям льготных кредитов на приобретение инновационных технологий
Система конкурсов научнотехнических и инновационных проектов для малых и средних предприятий; других конкурсов, направленных на развитие инфраструктуры и промышленности области и повышение инновационной культуры жителей
Рис. 3. Мероприятия, необходимые для развития инновационного бизнеса в Брянской области
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и на 18% — из прочих источников. В целом объемы финансирования за период с 2003 по 2008 гг. возрос в 5,17 раза (без учета инфляции) [4]. Очевидно, что нынешнего уровня бюджетной поддержки недостаточно.
Поэтому, необходимо наметить мероприятия, способные простимулировать развитие инновационной деятельности в Брянской области (рис. 3). В дальнейшем следует развивать сотрудничество с другими областями (в том числе с областями пограничных Украины и Белоруссии), перенимать их опыт,
а не замыкаться в своих проблемах. Инновационная автаркия — тупиковый путь, ведущий к дальнейшей деградации как отдельной области, так и всей страны. Но первостепенно следует взять курс на повышение конкурентоспособности местных товаров по сравнению с товарами из других областей, используя не только ценовую конкуренцию, но и методы бенчмаркинга, повышения качества продукции и увеличения инновационной составляющей там, где это возможно и целесообразно.
Список использованных источников
1. О. А. Доничев, С. А. Грачев, О. В. Барашкова. Инновационные аспекты активизации социально-эконоимческого развития регионов//Региональная экономика: теория и практика, № 12, 2010.
2. В. Г. Матвейкин, С. И. Дворецкий, Л. В. Минько, В. П. Таров, Л. Н. Чайникова, О. И. Летунова. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2007.
3. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства в 2010 г. http://www.bink32.ru/?p=59&parent=59.
4. Наука Брянской области: Стат. сб. Брянск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области, 2009.
5. И. В. Сеньков, Н. В. Сенькова. Модели регионального развития и структуры региональных инновационных систем^Региональ-ная экономика: теория и практика, № 5, 2010.
6. Промышленное производство Брянской области: Стат. сб. Брянск: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области, 2009.
7. Сайт Брянской областной администрации http://www.bryanskobl.ru.
The analysis of innovative potential of the Bryansk region and way of its increase E. A. Laricheva, Cand. Econ. Sci., associate professor, chair «the Economy and the management», Bryansk State Technical University.
In article the innovative potential of the Bryansk region is analyzed. The place of the Bryansk region among others regions of the Central Federal District is analyzed. Measures on escalating of innovative potential of area are offered.
Keywords: innovative potential of region, innovative activity, a social and economic level of development of region, support of small business.
ЖЭТРША ®S МНМВ&МШКШЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИШШУМ
http://innov.eltech.ru • http://www.mag.innov.ru