Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
продовольственная безопасность / продовольственная независимость / сельское хозяйство / агропромышленный комплекс / продовольственные запасы / food security / food independence / agriculture / agro-industrial complex / food supplies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Егорович Епифанов, Артем Юрьевич Мохов

В связи с реформированием законодательства о сельском хозяйстве и продовольственном обеспечении, а также включением вопросов сельского хозяйства в качестве сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в Конституцию РФ по итогам общенародного голосования 1 июля 2020 г. подробного теоретического рассмотрения требует вопрос об основных целях и задачах агропродовольственной политики современного Российского государства, правового закрепления основных экономических мер в сфере сельского хозяйства и продовольствия. Критерии продовольственной безопасности, обозначаемой как «устойчивое состояние социального и экономического развития страны», представляют собой целевые показатели не только для отечественного аграрного сектора, но и для органов и должностных лиц публичной власти как гаранта прав граждан на достойные условия жизни. В статье рассматривается содержание понятий «продовольственная независимость», «продовольственная обеспеченность» как основных критериев физической доступности продуктов питания. В контексте теории так называемого «продовольственного суверенитета» высказываются предложения о надлежащей реализации признака «верховенства» государственной власти в агропромышленном комплексе и связанных с ним отраслях национальной экономики, распределении полномочий между федеральным центром и органами власти субъектов Российской Федерации в области продовольственного обеспечения и сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic and legal content of the food security of the Russian Federation

In connection with the reform of the legislation on agriculture and food supply, as well as the inclusion of agricultural issues as a sphere of joint jurisdiction of the Russian Federation and its constituent entities in the Constitution based on the results of the popular vote on July 1, 2020, the question of the main goals requires detailed theoretical consideration. and the tasks of the agri-food policy of the modern Russian state. Criteria for food security, referred to as «a stable state of social and economic development of the country», are targets not only for the domestic agricultural sector, but also for public authorities and officials as a guarantor of citizens' rights to decent living conditions. The article examines the content of the concepts «food independence», «food security» as the main criteria for the physical availability of food. In the context of the theory of the so-called. «food sovereignty» proposals are made on the proper implementation of the sign of «supremacy» of state power in the agro-industrial complex and related sectors of the national economy, the distribution of powers between the federal center and the authorities of the constituent entities of the Russian Federation in the field of food supply and agriculture.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

УДК 349.42 + 342.951 ББК 67.407

DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-67-71

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

W W ___

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александр Егорович ЕПИФАНОВ, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации) mvd_djaty@mail.ru

Артем Юрьевич МОХОВ, ассистент кафедры конституционного и административного права Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации) aumohov@mail.ru

Научная специальность: 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право;

экологическое право; аграрное право

Аннотация. В связи с реформированием законодательства о сельском хозяйстве и продовольственном обеспечении, а также включением вопросов сельского хозяйства в качестве сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в Конституцию РФ по итогам общенародного голосования 1 июля 2020 г. подробного теоретического рассмотрения требует вопрос об основных целях и задачах агропродовольственной политики современного Российского государства, правового закрепления основных экономических мер в сфере сельского хозяйства и продовольствия.

Критерии продовольственной безопасности, обозначаемой как «устойчивое состояние социального и экономического развития страны», представляют собой целевые показатели не только для отечественного аграрного сектора, но и для органов и должностных лиц публичной власти как гаранта прав граждан на достойные условия жизни.

В статье рассматривается содержание понятий «продовольственная независимость», «продовольственная обеспеченность» как основных критериев физической доступности продуктов питания. В контексте теории так называемого «продовольственного суверенитета» высказываются предложения о надлежащей реализации признака «верховенства» государственной власти в агропромышленном комплексе и связанных с ним отраслях национальной экономики, распределении полномочий между федеральным центром и органами власти субъектов Российской Федерации в области продовольственного обеспечения и сельского хозяйства.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственная независимость, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, продовольственные запасы.

Annotation. In connection with the reform of the legislation on agriculture and food supply, as well as the inclusion of agricultural issues as a sphere of joint jurisdiction of the Russian Federation and its constituent entities in the Constitution based on the results of the popular vote on July 1, 2020, the question of the main goals requires detailed theoretical consideration. and the tasks of the agri-food policy of the modern Russian state.

Criteria for food security, referred to as «a stable state of social and economic development of the country», are targets not only for the domestic agricultural sector, but also for public authorities and officials

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

as a guarantor of citizens' rights to decent living conditions. The article examines the content of the concepts «food independence», «food security» as the main criteria for the physical availability of food.

In the context of the theory of the so-called. «food sovereignty» proposals are made on the proper implementation of the sign of «supremacy» of state power in the agro-industrial complex and related sectors of the national economy, the distribution of powers between the federal center and the authorities of the constituent entities of the Russian Federation in the field of food supply and agriculture.

Keywords: food security, food independence, agriculture, agro-industrial complex, food supplies.

Вне зависимости от уровня экономического развития доступ к необходимым продуктам питания представляет собой основу для активной и полноценной жизни человека, реализацию базовой потребности каждого в пище. Как указывают современные ученые, «потребляемое человеком питание говорит о качестве и уровне жизни в этом государстве, ввиду чего государства ставят перед собой задачу по защите прав человека на питание» [7, с. 111].

На это указывают и принятые в 2020 г. поправки в Конституцию Российской Федерации, конкретизирующие, в том числе, и социальные обязанности современного государства. «Создание условий для повышения благосостояния граждан» — принципиальная задача деятельности публичной власти, имеющая базовое конституционное значение (ст. 75.1 Конституции РФ).

Продовольственная безопасность — одна из важнейших составляющих общей системы национальной безопасности Российской Федерации. И хотя на первый взгляд кажется, что решение продовольственного вопроса связано исключительно с предотвращением голода, обеспечением населения возможностью приобрести основные продукты питания, а также резервированием основного продовольственного сырья на случай чрезвычайной ситуации, напротив, все вышеуказанные проявления — только «верхушка айсберга», итоговый результат деятельности всего агропромышленного производства страны, непосредственная реализация экономической и социальной политики государства.

Важным законодательным новшеством, на наш взгляд, является обозначение продовольственной безопасности уже не только как явления сугубо экономического (как в Доктрине продовольственной безопасности 2010 г., далее — Доктрина 2010 г.) [1], но как «состояния социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность

для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах, не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» (в соответствии с подп. «а» п. 2 принятой Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. новой Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина 2020 г.) [2].

Отметим, что, в отличие от Доктрины 2010 г. представленное в Доктрине 2020 г. понятие продовольственной безопасности в большей степени соответствует общепринятому международно-правовому определению, предложенному Организацией Объединенных Наций. Всемирным продовольственным саммитом, проводившимся под эгидой ООН в 1996 г., определяется: «Продовольственная безопасность существует тогда, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни» [11].

В теории отмечается, что экономическая составляющая остается наиболее важной для управления продовольственной безопасностью, что объясняется недостаточной макроэкономической эффективностью национального АПК, неравномерным распределением земельных ресурсов внутри страны, неблагоприятной для сельского хозяйства климатической ситуацией во многих регионах Российской Федерации [3, с. 10—11]. Соответственно, повышается и степень государственного участия в регулировании аграрного сектора народного хозяйства.

Одновременно с этим обеспечение продовольственной независимости России также является необходимым критерием уровня безопасности [10, с. 75]. В связи с этим особым приоритетом современной агропродовольственной политики становится не только достижение важных

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

экономических показателей, но и социальное благополучие граждан страны, которое должно быть обеспечено преимущественно за счет национального производства продуктов питания.

Доктринами по-разному устанавливаются показатели продовольственной независимости.

Если для Доктрины 2010 г. основным показателем являлся удельный вес сельскохозяйственной продукции, произведенной отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями, по отношении к общему объему продовольствия, находящегося на территории страны, то в Доктрине 2020 г. критерием фактического доступа к продовольствию выступает показатель самообеспеченности.

Самообеспеченность продовольствием представляет собой долю производимой отечественными субъектами АПК пищевой продукции к количеству необходимого для потребления гражданами Российской Федерации продовольствия.

Необходимое потребление определяется посредством измерения целого ряда показателей, в зависимости от потребностей отдельных групп населения (прежде всего, по возрасту), так называемая «потребительская корзина». Поскольку показатели продовольственной безопасности определяются, согласно действующей Доктрине, не только путем расчета совокупного объема сельскохозяйственного сырья, но и использованием огромного количества статистических показателей, считаем необходимым развитие системы мониторинга состояния продовольствен -ной безопасности на федеральном и региональном уровнях.

Существующий на сегодняшний день перечень индикаторов, используемых при мониторинге состояния продовольственной безопасности, необходимо дополнить не только показателями доступности (уровень цен на основные продукты питания, объемы социальных выплат и т.д.), но и сведениями об использовании земель сельскохозяйственного назначения, объемах кредитования сельхозтоваропроизводителей и возвратности кредитов.

Кроме того, требуется обеспечить сохранение не только экономической самостоятельности, но и правовой идентичности Российской Федерации как независимого государства, участника многих международных организаций и соглашений в области функционирования продовольственного рынка, одного из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции. Опасность экономических ограничений и санкций в отношении нашей страны, могущих пря-

мо навредить нормальному функционированию внутреннего рынка пищевой продукции и продуктов питания, предопределяет необходимость систематизации мер, прежде всего юридического характера, направленных на обеспечение граждан Российской Федерации достаточными объемами продовольствия за счет отечественного производства.

В науке часто отмечается, что такого рода меры должны быть направлены на обеспечение так называемого «продовольственного суверенитета страны» (суверенитета Российской Федерации в сфере производства и сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции). Так как обеспечение продовольственной безопасности страны не в последнюю очередь связано с нормальным функционированием агропромышленного сектора экономики, понятие продовольственного суверенитета можно рассмотреть через содержание категории «экономический суверенитет». В теории он определяется как «способность самостоятельно принимать важнейшие экономические решения в интересах собственного народа, невзирая на препятствующее этому давление со стороны других государств, организаций и лиц» [5, с. 181].

В свою очередь, само понятие суверенитета подразумевает не только независимость от како -го-либо внешнего негативного воздействия.

Суверенитет — это еще и важная правовая характеристика, верховенство государственной власти во внутриполитической сфере.

Суверенитет — это власть, «обладающая универсальным полномочием на управление государством в целом и концентрирующая монопольное право на принятие окончательных решений по всем вопросам общегосударственного значения» [8, с. 9].

Соответственно, и продовольственный суверенитет представляет собой верховенство органов государственной власти в агропродоволь-ственной сфере, сельскохозяйственном производстве, распределении продуктов питания и продовольственного сырья и снабжении ими.

Однако необходимо иметь в виду, что в полной мере государственный контроль за состоянием агропродовольственных рынков обеспечить в принципе невозможно. Полный контроль недопустим в обстановке свободной рыночной экономики; стоит согласиться с учеными, указывающими даже на отсутствие агропромышленного комплекса в «советском» смысле слова — как централизованной единой системы продоволь-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

ственного и сопутствующего ему производства внутри страны [4, с. 18].

Необходимость выстраивания новой модели правового обеспечения продовольственной безопасности и стабильности национального АПК обусловливается также и включением в текст Конституции Российской Федерации сельского хозяйства как сферы совместного ведения РФ и ее субъектов.

На наш взгляд, в современной экономической парадигме совместная деятельность, направленная на обеспечение продовольственного суверенитета, должна осуществляться в следующих направлениях:

1. Резервирование сельскохозяйственного сырья и продуктов питания для поставок нуждающимся в случаях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, военных конфликтов.

2. Развитие системы внутренней продовольственной помощи для социально малозащищен-ных слоев населения. При этом в отдельных субъектах, сообразно их финансовым возможностям, могут оказываться дополнительные меры помощи (например, предоставление талонов на приобретение продуктов питание, обустройство социальных столовых, магазинов и т.д.), однако целая группа средств продовольственной помощи (горячее питание в образовательных учреждениях) должна осуществляться централизованно, в рамках социальных обязательств Российской Федерации.

3. Государственная поддержка внутреннего сельхозтоваропроизводителя, имеющая комплексный характер и заключающаяся не только в прямых финансовых вложениях (субсидии и дотации, льготы при кредитовании и т.д.), но также и в материальной и консультативной помощи со стороны государства. Как представляется, именно с точки зрения функционирования системы продовольственной безопасности государственная поддержка, не связанная с денежными выплатами производителям, должна развиваться сейчас по двум основным направлениям:

■ мониторинг и контроль за ценообразованием на основные продовольственные товары, регулирование спроса и предложения экономическими мерами (например, произведение зерновых интервенций);

■ создание условий для развития отечественного производства семян, удобрений, кормов и премиксов, которые будут исполь-

зоваться внутренними производителями, обеспечение доступности всех этих важных для сельскохозяйственного производства товаров. Эти (и многие другие) действия со стороны федеральной власти образуют общую систему «обязательств государственной поддержки», теория которых активно разрабатывается современными правоведами [9, с. 320—345].

Согласимся с В.А. Власовым, указывающим на недопущение полного совпадения задач продовольственной безопасности на федеральном и региональном уровнях [6, с. 17]; в частности, на уровне субъекта Федерации невозможно закрепление принципа продовольственной независимости, поскольку Конституцией РФ провозглашено единство экономического пространства, в том числе и в сфере движения сельскохозяйственного сырья и продуктов питания.

Таким образом, участие Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности, защита национальных интересов отечественного АПК от внешней экспансии должны осуществляться одновременно с укреплением государственного контроля над базовыми вопросами нормальной работы внутреннего рынка продовольствия, регулированием основных начал ценовой политики, безопасности и качества сырья и продукции, координацией аграрной политики на уровне страны в целом, а также в отдельных субъектах.

Обеспечение независимости от импорта основных продуктов питания, а также верховенства государственной власти в определении направлений и поддержании устойчивости экономических и социальных систем, связанных с сельским хозяйством, экспортной политикой, образуют в целом состояние продовольственной безопасности.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ. 2010. № 5. Ст. 502.

2. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // URL: kremlin.ru (Дата обращения: 31.12.2020)

3. Алексеева С. А. Диверсификация государственной поддержки для обеспечения продо-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

вольственной безопасности: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2014. 23 с.

4. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Теоретические проблемы совершенствования аграрного законодательства // Аграрное и земельное право. 2008. № 4. С. 17—23.

5. Бажан А.И. Экономические суверенитет, безопасность и протекционизм // Защита государственного суверенитета — опыт Евросоюза и европейских стран: Монография. М.: Институт Европы РАН, Изд-во «Весь Мир», 2018. С. 181—196.

6. Власов В.А. Продовольственное обеспечение региона: экономико-правовой анализ категории // Аграрное и земельное право. 2020. № 1. С. 16—19.

7. Гаипова В.Р. Реализация права на питание на муниципальном уровне: теоретико-правовой аспект // Теория государства и права. 2019. № 4. С. 110—114.

8. Грачёв Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Волгоград, 2009. 44 с.

9. Елисеев B.C., Веленто И.И. Теория экономического права: теория отраслей права, обеспечивающих экономические отношения: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2020. 416 с.

10. Епифанов А.Е., Абдрашитов В.М. Государственно-правовая политика в сфере обеспечения национальной безопасности // Всерос. науч.-практ. конф. «Государственно-правовая политика в сфере обеспечения национальной безопасности». 6 декабря 2012 г. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2012.

11. Комитет по всемирной продовольственной безопасности. Термины и терминология // URL: http://www.fao.Org/3/MD776R/MD776R. pdf (Дата обращения: 31.12.2020)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антоняна [Я.Л. Алиев и др.]

ISBN: 978-5-238-03433-1

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, по-дробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.