Научная статья на тему 'Экономико-политические идеи евразийства в работах Н. С. Трубецкого'

Экономико-политические идеи евразийства в работах Н. С. Трубецкого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
471
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
N.S. TRUBETSKOY / EURASIANISM / THE FOUNDERS OF EURASIANISM / HISTORY OF ECONOMIC THOUGHT / ECONOMY / EURASIAN INTEGRATION / Н.С. ТРУБЕЦКОЙ / ЕВРАЗИЙСТВО / ОСНОВАТЕЛИ ЕВРАЗИЙСТВА / ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / ЭКОНОМИКА / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филиппова Екатерина Сергеевна

Статье рассмотрены экономико-политические идеи российского ученого-эмигранта 20-х годов ХХ века Н. С. Трубецкого, который является одним из основоположников евразийства. Раскрыты основные понятия и принципы евразийства, утверждаемые ученым. Экономические идеи, исследованные в работах Н.С. Трубецкого, рассматриваются автором как основа формирования теории евразийской интеграции и развития экономико-политических отношений стран Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EURASIAN ECONOMIC AND POLITICAL IDEAS IN N.S. TRUBETSKOY''S WORKS

This article considers economic and political ideas of Russian scientist-emigrant of the 1920s N.S. Trubetskoy the one of eurasionism founders. The basic concepts and principles of eurasianism, confirmed by the scientist, are disclosed. The economic ideas, researched in N.S. Trubetskoy's works, are considered by the author as a basis for formation of eurasian integration theory and development of economic and political relations between the countries of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Экономико-политические идеи евразийства в работах Н. С. Трубецкого»

Филиппова Е.С.

ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЕВРАЗИЙСТВА В РАБОТАХ Н.С. ТРУБЕЦКОГО

Аннотация. В статье рассмотрены экономико-политические идеи российского ученого-эмигранта 20-х годов ХХ века Н. С. Трубецкого, который является одним из основоположников евразийства. Раскрыты основные понятия и принципы евразийства, утверждаемые ученым. Экономические идеи, исследованные в работах Н.С. Трубецкого, рассматриваются автором как основа формирования теории евразийской интеграции и развития экономико-политических отношений стран Евразийского экономического союза.

Ключевые слова. Н.С. Трубецкой, евразийство, основатели евразийства, история экономической мысли, экономика, евразийская интеграция.

Filippova E.S.

THE EURASIAN ECONOMIC AND POLITICAL IDEAS IN N.S. TRUBETSKOY'S WORKS

Abstract. This article considers economic and political ideas of Russian scientist-emigrant of the 1920s N.S. Trubetskoy - the one of eurasionism founders. The basic concepts and principles of eurasianism, confirmed by the scientist, are disclosed. The economic ideas, researched in N.S. Trubetskoy's works, are considered by the author as a basis for formation of eurasian integration theory and development of economic and political relations between the countries of the Eurasian Economic Union.

Keywords. N.S. Trubetskoy, eurasianism, the founders of eurasianism, history of economic thought, economy, eurasian integration.

Сложно не заметить, что в последнее время в России при обсуждении экономических и политических проблем на различных уровнях все чаще поднимаются вопросы национального самосознания народа, его единства, звучат речи о необходимости «восстановить» сильную, великую Россию, и при этом вспоминают о неком «третьем» пути ее развития (дирижизм или теория смешанной экономики) - непохожем ни на западный, ни на восточный - о евразийском пути. В достаточно напряженных на сегодняшний день политических и внешнеэкономических условиях все более актуальным становится развитие именно Евразийских взаимоотношений.

Так, например, С.Е. Нарышкин в качестве спикера Госдумы в одном из своих выступлений 2016 года заявил, что «решающий вклад в полицентричное мироустройство может и должна внести именно Евразия ... Евразийские государства и их территориальные союзы должны работать на будущее Евразии как единого пространства мира, социальной справедливости и равных возможностей, прав и свобод для каждого человека» (цит. по интернет-сайту «РИА Новости»). Тема развития евразийских отношений активно поддерживается и главами крупнейших государств, входящих в состав Евразийского экономического союза: В.В. Путиным (Россия), Н.А. Назарбаевым (Казахстан).

ГРНТИ 06.09.41 © Филиппова Е.С., 2017

Екатерина Сергеевна Филиппова - аспирант кафедры национальной экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 751-53-72. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 15.09.2017 г.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

169

Так, на заседании Совета глав государств на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане 9 июня 2017 года президент России отдельно подчеркнул: «Тематика сопряжения интеграционных проектов в Евразии будет предметно обсуждаться на предстоящем в сентябре Восточном экономическом форуме во Владивостоке» (цит. по интернет-сайту «РИА Новости»).

Таким образом, с каждым годом все больше внимания уделяется и вкладывается средств в практическое обеспечение экономико-политической интеграции Евразийского пространства. Однако, стоит отметить, что если на практике реализуются те или иные меры в этом направлении, то что касается теоретической базы - она, к сожалению, остается зачастую «в стороне». Поэтому мы попробуем восполнить этот пробел и обратимся к анализу работ талантливого ученого Николая Сергеевича Трубецкого (1890-1938 гг.), стоявшего у истоков евразийства и ратующего за создание фундаментальной евразийской теоретической базы.

Н.С. Трубецкой являлся выдающимся лингвистом своего времени, он стал одним из основателей евразийского движения в 1920-1930-х гг. Рассмотрим некоторые из его работ евразийской направленности, такие как «Европа и человечество» (1920 г.); «Мы и другие» (1925 г.), вступительное слово «От автора» к сборнику его статей «К проблеме русского самопознания» (1927 г.), «О государственном строе и форме правления» (1927 г.), «Мысли об автаркии» (1933 г.).

Заметим, что после публикации брошюры «Европа и человечество» (1920 г.) Н.С. Трубецкого, евразийство стало формироваться как самостоятельное идейное течение, основателями которого явились П.П. Сувчинский, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский и непосредственно Н.С. Трубецкой. Оно существовало вплоть до «Кламарского раскола» в 1928-1929 гг. После раскола Н.С. Трубецкой на несколько лет порвал со своей деятельностью в евразийском движении. Однако спустя определенное время ученый все же вернулся к публикациям в евразийских изданиях. Итак, подробнее рассмотрим основополагающие экономико-политические идеи евразийских работ Н.С. Трубецкого.

Вышеупомянутая брошюра «Европа и человечество» содержит в себе в большей степени социально-культурологические идеи и размышления автора. Она задумывалась им как призыв читателя к переоценке ценностей, к новому взгляду на российскую действительность. Н.С. Трубецкой пытается понять, почему западные ценности так привлекательны для других народов; так ли неизбежно и необходимо приобщение к западным ценностям и к каким последствиям это приобщение может привести (в том числе в сфере экономики и политики). Однако самым важным моментом для исследования всего наследия Н.С.Трубецкого в этой работе является его трактовка понятия «культура». В это понятие ученый вкладывает все сферы жизни общества, он считает, что именно культурой «пропитана» вся сознательная деятельность человека, и именно поэтому от развития культуры и культурных ценностей зависит в том числе развитие экономики и политики того или иного народа.

К этой идее ученый приходит в другой своей работе «Мы и другие» (1925 г.). Ученый пишет: «Для евразийства самым важным является именно изменение культуры, изменения же политического строя или политических идей без изменения культуры евразийством отметается как несущественное и нецелесообразное» [3, с. 352]. Таким образом, автор настаивает, что, прежде чем реализовывать экономические (политические) изменения, необходимо проанализировать, насколько они окажутся приемлемыми для существующего уровня ведения хозяйства.

Уделяя большое внимание синтезирующему культурному началу во всесторонней деятельности общества, Н.С.Трубецкой провозглашает одной из важнейших ценностей личность. Раскрытию содержания понятия «личность» посвящен небольшой очерк Н.С. Трубецкого «От автора» 1927 года к сборнику под названием «К проблеме русского самопознания». Из него становится понятным, что евразийцы признают не только индивидуальную личность каждого человека, но и «хоровую», «симфоническую» личность всего народа. Ученый уверен, что главной задачей в будущем при осуществлении тех или иных политико-экономических программ должна стать задача создания благоприятных условий для развития всего потенциала индивидуальной и «хоровой» личности одновременно.

В дальнейших своих работах Н.С.Трубецкой, отталкиваясь от центрального понятия личности и одновременно анализируя изменения политико-правового устройства государства, приходит к проблеме формирования элит. В статье «О государственном строе и форме правления» 1927 г. Н.С. Трубецкой формулирует основные ориентиры евразийской «теории элиты». Он считает, что именно от качества правящего слоя, от способов его формирования будет зависеть вся деятельность общества. Государство для него не институт, а «живое органическое единство» людей, народа, где существует

170

Филиппова Е. С.

особенный слой (правящий), направляющий политическую, социальную, экономическую, культурную и проч. жизнь этого общества» [3, с. 441]. Этот слой, согласно идеям Трубецкого, формируются по определенному признаку, и «именно этот признак в большей степени определяет политику, экономику и культуру народа, чем какая-либо форма правления» [там же].

Он предлагает новый тип отбора - «идеократию», где в качестве принципа отбора выступает единое «миросозерцание» каждой личности. Строй такого государства ученый назвал «идеократиче-ским». В таком государстве власть должна быть «чрезвычайно сильной», она должна принимать активное участие в хозяйственной жизни и в развитии культуры; и в то же время она должна являться выборной, чтобы представлять интересы народа. Выстраивая такую концепцию будущего для России-Евразии, Н.С. Трубецкой приходит к главным экономическим размышлениям, изложенным им в статье «Мысли об автаркии».

Под автаркией автор понимает экономический режим государства, для которого характерна экономическая изолированность (отчужденность) и абсолютная независимость от других стран; проще говоря, автаркия - это модель закрытой экономики. Ученый считает, что автаркия экономически и политически выгодна только тем странам, которые являются по сути своей «особым миром». Для других стран она будет вредна и разрушительна: как для них самих, так и для их соседей. Исходя из того, что «Евразия есть географическое, экономическое и историческое целое» [3, с. 437], следует считать стремление всей Евразийской территории (и ее народов) к автаркии естественным и рациональным явлением. Как мы видим, практика создания и активного развития Евразийского союза может являться наглядным подтверждением истинности научных заключений талантливого и многогранного ученого, который заложил основу теоретической базы евразийства.

Тезисно перечислим основные заслуги Н.С.Трубецкого в рамках евразийского течения: рассматривал все сферы жизни народа через призму культуры; утверждал тесную взаимосвязь политических, экономических, исторических событий с географическим и этнографическим факторами, которые проявляются в культуре конкретного народа; являлся сторонником концепции «третьего пути» развития России (дирижизма; или же, как ее называют в наши дни, концепции смешанной экономики); пытался теоретически обосновать необходимость создания новых принципов политического, экономического, культурного устройства государства; рассматривал процесс развития не романо-германских народов в виде чередования фаз «прыжка» и «застоя» (то есть, циклически), с описанием основных характеристик этих фаз и их экономическими, политическими, культурными и научными последствиями; основным предметом исследования называет «многонародную личность, которую вместе с ее физическим окружением (территорией) евразийцы называют Евразией» [2, с. 380]; утверждал идею «личности» в качестве синтезирующего элемента всех известных человечеству сфер жизни; занимался разработкой возможного практического механизма формирования новой правящей элиты.

Конечно, некоторое ученые могли критиковать идеи Н.С.Трубецкого, обвинять его в излишней увлеченности теорией или слишком всеохватывающем подходе. «При всей важности проблем, поставленных Трубецким в его евразийских работах, ему не удалось преодолеть определенного эклектизма и тенденциозности, присущих движению в целом» [1], - такой вердикт выдвинули составители Энциклопедии «Культурология. XX век» евразийскому наследию Н.С. Трубецкого. Однако, своими идеями Трубецкой опередил время, поскольку он стремился к «многогранности» евразийства.

Тенденции к синтезу в науках наметились только к концу ХХ века, все более и более популярными становились междисциплинарные исследования, сформировалась синергетика, которая стала интегрироваться в гуманитарные науки. Поэтому евразийство можно считать (определенные его идеи и методы исследования) предвестником зарождения междисциплинарного изучения общественных процессов. С этой точки зрения, евразийство еще не было рассмотрено и именно в этом ключе необходимо обратить на него должное научное внимание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степанов Б.Е. Трубецкой Николай Сергеевич // Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб.: Университет,

1998. Т. 2, с. 267-269.

2. Трубецкой Н.С. Избранное / Ин-т обществ. мысли. М.: РОССПЭН, 2010. 615 с.

3. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс-Универс, 1995. 799 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.