Научная статья на тему 'Экономико-математическое моделирование организационной структуры российского авиационно-промышленного предприятия'

Экономико-математическое моделирование организационной структуры российского авиационно-промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демченко О. Ф.

Рассматривается концептуальное и реализационное исполнение математической модели организационной структуры современного российского авиационно-промыишенного предприятия, а также процедура ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic-mathematical modelling of organizational structure of russian aviation-industrial enterprise

Conceptual and execution image of mathematical model of organizational structure of the modern Russian aviation-industrial enterprise, and also procedure of its application are considered.

Текст научной работы на тему «Экономико-математическое моделирование организационной структуры российского авиационно-промышленного предприятия»

Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева УДК 338:252

О. Ф. Демченко

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО АВИАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ1

Рассматривается концептуальное и реализационное исполнение математической модели организационной структуры современного российского авиационно-промыгшленного предприятия, а также процедура ее применения.

Ныне предприятия авиационно-промышленного комплекса Российской Федерации находятся в существенно усложненном техническом и финансово-экономическом состоянии, а также действуют в возмущенных и типично недостаточно благоприятных внешних условиях. Одним из наиболее существенных воздействующих на предприятия отрасли факторов является резкое усиление конкуренции на внешнем и внутреннем рынках и соответственно возникновение новых условий и способов обеспечения конкурентного доминирования или, по крайней мере, субпаритетности.

В обозримой перспективе предприятия российского авиационно-промышленного комплекса либо утратят производственный потенциал, либо вынуждены будут оперировать на рынках с высоким уровнем конкуренции, на которых их конкуренты практически не будут под-верженны патерналистскому воздействию российских государственных органов и российских предприятий.

Современное состояние предприятий отрасли является неприемлемым и усматриваются объективные признаки его существенного ухудшения вплоть до реальной потери потенциала производителей не только конкурентоспособной, но даже физически применимой продукции, причем сразу по нескольким стратегически важным направлениям.

Несомненно, что такая ситуация и перспективы ее усугубления являются принципиально недопустимыми и необходимо обеспечить достижение приемлемого состояния соответствующей отраслевой группировки предприятий.

Такая стратегическая установка для сложившейся управленческой ситуации обусловлена следующим:

- наличие потенциала производства авиационной продукции военного и двойного назначения с учетом геостратегических условий России является обязательным условием обеспечения достаточного уровня ее национальной безопасности как в части материально-технического снабжения отечественных «силовых» ведомств, так и обеспечения геополитического статуса нашей страны;

- наличие потенциала производства авиационной продукции гражданского назначения обеспечивает национальную авиатранспортную независимость и транспортный потенциал обеспечения антикризисных мер для России;

- доходы от реализации авиационной продукции и ее технической эксплуатации существенно улучшают внешнеторговое сальдо нашей страны и улучшают продуктовую структуру российского экспорта, а также обеспечи-

вают значительные поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации;

- значительную занятость квалифицированного персонала на предприятиях российского авиационно-промышленного комплекса, на предприятиях-смежниках и на предприятиях-заказчиках.

Следует подчеркнуть, что перечисленные предпосылки целесообразности поддержания российского авиационно-промышленного комплекса в рациональном состоянии и его обоснованного развития, скорее всего, сохранятся на обозримую перспективу.

Одним из наиболее критически важных условий обеспечения конкурентоспособности авиационной продукции российского производства и, соответственно, ее производителей является достижение достаточного качества управления, в том числе - качества внутрифирменного управления, т. е. управления на уровне научно-исследовательских институтов (НИИ), особых конструкторских бюро (ОКБ) и серийных предприятий. Это обусловлено тем, что товарное предложение на рынке со стороны управленчески недостаточно развитых товаропроизводителей не может быть объективно и субъективно приемлемым для потенциальных заказчиков авиационной товарной продукции, а деградация управленческого потенциала может даже инициировать расторжение или приостановку выполнения уже заключенных и начавшихся выполняться договоров с состоявшимися производственными заказчиками и смежниками. Кроме того, условия кредитования, страхования и гарантирования для управленчески неразвитых предприятий являются заведомо невыигрышными, а их инвестиционная привлекательность - ничтожной.

Отмеченное касается всех аспектов управления, включая организационное проектирование и организационное перепроектирование систем управления предприятиями - систем внутрифирменного управления НИИ, ОКБ и серийных предприятий авиационно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Действующие ныне на предприятиях российского авиационно-промышленного комплекса системы управления представляют собой результаты реализации эмпирических проектов различных поколений, значительная часть которых была реализована десятилетия тому назад для принципиально отличающих от современных условий осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Они концептуально и реализационно являются несистемными продуктами и принципиально не

1 Работа подготовлена на материалах исследования, поддерживаемого РГНФ (проект № 05-02-02012).

могут обеспечить приемлемого уровня эффективности функционирования и развития предприятий, в том числе в части внутрифирменной организации производства. Соответственно необходимо научно обоснованное, повсеместное и неотложное привнесение во внутрифирменное управление существующих предприятий контура организационной адаптации предприятий и тем самым, их организационного проектирования, а для вновь создаваемых в отрасли предприятий - креативного контура организационного проектирования.

Ныне научно обоснованных систем внутрифирменной организационной адаптации на предприятиях российского авиационно-промышленного комплекса не действует и даже не предпринимается серьезных попыток их развертывания. Новые предприятия, даже если и создаются, то без научно спроектированной управляющей системы.

Несомненно, что рациональная организационная трансформация предприятий российского авиационнопромышленного комплекса может осуществляться только на базе концептуальной схемы технико-экономического обоснования организационно-структурных управленческих решений, что с неизбежностью порождает потребность в моделировании (разумеется, математическом) системы внутрифирменного управления и, в том числе, моделирования организационной структуры предприятия современного российского авиационно-промышленного комплекса. Любое же моделирование как процедуру и процесс создания и применения формализованного (модельного) описания целесообразно технологировать, что обусловливает потребность в технологии соответствующего моделирования.

Исследования в области разработки и применения методологий, методов и технологий моделирования организационных структур предприятий, отраслей и корпоративных комплексов были начаты достаточно давно и привели к достижению весьма важных в прикладном и научном аспектах результатов.

К числу отечественных специалистов, наиболее активно и успешно действующих в области организационного проектирования, относятся В. В. Авилова, Т. Н. Агапова, М. П. Алексеев, Н. И. Архипова, А. А. Афиногенов, Н. Г. Базадзе, Л. А. Базилевич, Л. А. Базиличев, Ю. М. Богомолов, М. А. Вологин, В. Н. Вяткин, В. М. Глушков, В. М. Гончаров, С. П. Гржибовский,

A. И. Дергунов, О. Н. Дмитриев, С. X. Екшембиев,

B. Б. Закорюкин, Ю. В. Иванов, А. И. Канащенков, В. Д. Калачанов, Н. И. Квасникова, В. В. Кобзев, Ю. А. Ко-вальков, Е. Д. Коршунова, Н. В. Кочкина, В. И. Кочетков, В. К. Крышталев, Е. Н. Куличков, Г. А. Лавринов, Ю. Н. Лазинцев, Н. М. Лазников, Э. С. Минаев, Ф. И. Парамонов, В. Н. Петров, А. А. Полозков, Л. С. Пузыревс-кий, Б. Е. Садаков, С. А. Саркисян, О. С. Сироткин, В. И. Скурихин, Г. Э. Слезингер, Д. В. Соколов, В. В. Степанов, В. Г. Подколзин, И. В. Трайнев, Т. П. Фокина,

Э. М. Чуркин, С. П. Яковлев.

Из числа зарубежных исследований следует выделить разработки, которые выполняли С. Даби, Р. Дафт, Г. Дес-слер, Дж. Джонс, К. Клаусен, Ж. Коул, К. Магнусен, К. Маккензи, Д. Мако, Н. Маргулис, М. Месарович, Р. Мердиа, М. Мэлори, Дж. Преффер, Т. Сакайя, Т. Стю-

арт, И. Такахара, С. Тусон, А. Йорк, Дж. Хакмакс, Дж. Ллойд, Л. Эдвинсон.

Однако в профильных исследованиях основной акцент делался на концептуальное типологирование организационных структур (линейная, функциональная, дивизиональная и т. д.) и выявление их общих, качественных управленческих особенностей, а также неформализованную в части строгого описания структуры оптимизацию организационных управленческих решений. Кроме того, в основном исследовались организационные аспекты по отношению к управленческим подразделениям и службам, а производственные обособления считались априорно заданными и неизменными. Из математического инструментария применялась в основном теория графов и реже - описания на основе базовых понятий теории множеств. Методы структурной оптимизации организаций развивались в совершенно недостаточной степени.

Таким образом, с одной стороны, имеется объективная и, возможно, в несколько меньшей степени - субъективная востребованность разработок в области моделирования организационных структур предприятий российского авиационно-промышленного комплекса; с другой стороны, отсутствует профильное предложение как со стороны отечественных, так и зарубежных исследователей. Несомненно, что управленческая практика не может явить примеры математического моделирования организационной структуры вне рамок внедренных результатов теоретических исследований и разработок. Соответственно правомерным является утверждение относительно безусловной актуальности данного исследования.

Организационное структурное проектирование должно в обязательном порядке осуществляться в отношении вновь создаваемых (учреждаемых) предприятий российского авиационно-промышленного комплекса.

Качество внутрифирменного управления на предприятиях современного российского авиационно-промышленного комплекса не соответствует современным требованиям, причем отклонение имеется в худшую сторону.

Была продекларирована гипотеза, имеющая характер допущения, относительно соотнесения технологии моделирования организационной структуры предприятия с его организационным структурным проектированием.

В контексте привлечения модели предприятия для оптимизации внутрифирменных организационных структурных управленческих решений была показана обязательность построения и использования МОСТП, а также системотехнически позиционировано ее место в управляющей системе, поддерживающей внутрифирменное организационное структурное управление.

Этапирование разработанной технологии показано на рис. 1, предложенная концептуальная декомпозиция объекта управления - на рис. 2.

В достаточной мере согласующейся с распространенными представлениями является следующая трактовка информационного облика модели любого объекта, в том числе рассматриваемого, предусматривающая выделение трех разрезов:

- состав выходных переменных МОСТП;

- состав входных переменных МОСТП;

- модельное представление начального состояния объекта моделирования.

Описание текущего и будущего организационно-структурного представлений были типизированы (рис. 3).

Функционирование МОСТП осуществляется по схеме функционирования аналитической модели с организацией двух вложенных циклов:

- по организационно-структурным трансформациям;

- по базисным организационно-структурным трансформациям.

Размеры ожидаемого экономического эффекта и эффективностей для предприятия-заказчика и потребителя разработанной технологии моделирования организационной структуры типизированного предприятия российского авиационно-промышленного комплекса были оценены следующим образом.

Согласно полученным экспертным оценкам внедрение разработанной технологии моделирования: а) в части доходов от реализации товарной продукции увеличивает их не менее, чем на 2,0 %; б) в части издержек производства уменьшает их не менее чем на 2,5 %. Соответственно результирующий уровень доходов от реализации товарной продукции в случае реализации этого организационного структурного управленческого решения составит 102,0 %, а уровень издержек ее производства -97,5 %. Проведенные оценки показали, что приобретение типизированным предприятием российского авиационно-промышленного комплекса может обойтись в сочетании с пуско-наладочными работами и обучением персонала в сумму не более 5 млн руб. Из этих результатов усматривается экономическая целесообразность разработки вследствие того, что: а) размер среднегодового

п

с

ВАРИАНТЫ МАКРОЭТАПОВ

]

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

НЕТ

1 ЦПеЕ

ПРОВЕДЕНИЕ МОДЕЛЬНЫХ (КОМПЬЮТЕРНЫХ) ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Рис. 1. Этапирование технологии моделирования 233

экономического эффекта разнится в зависимости от выбранного показателя состояния и составляет для предприятия 20-25 млн руб. в год; б) сроки окупаемости инновационного проекта на предприятии составят не более календарного года.

Выполненное исследование и полученные в ходе его проведения промежуточные и конечные результаты являются информационной основой для следующих констатаций, выводов и рекомендаций.

1. Предприятия отечественного авиационно-промышленного комплекса нуждаются в эффективном приспособлении к новым внешним и внутренним условиям осуществления ими своей производственно-хозяйственной деятельности, причем, в значительной мере, к экономическим условиям. Создавшиеся условия обусловили ком-

плекс предпосылок как благоприятствующих, так и препятствующих успешному функционированию и развитию отечественного авиационно-промышленного комплекса. Эти предприятия типизируемы в аспекте рассмотрения их финансово-экономического и управленческого состояния, прежде всего, в части общих оценок, феноменов, тенденций и закономерностей функционирования и развития.

2. Сфера внутрифирменного управления наряду с другими областями управления является критически важной для сектора российской экономики, связанного с производством товарной авиационной продукции военного, гражданского и двойного назначения. Сложившаяся практика современного внутрифирменного управления в российском авиационно-промышленном комплек-

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ /-ОГО ИЕРАРХИЧЕСКОГО УРОВНЯ

Рис. 2. Концептуальная декомпозиция объекта управления 234

се принципиально не может обеспечить приемлемой конечной экономической результативности и эффективности, в том числе, вследствие отсутствия научно спроектированных и компетентно применяемых управляющих систем, осуществляющих организационное проектирование и перепроектирование систем внутрифирменного управления. Необходимо в обязательном порядке и в возможно сжатые сроки осуществить переход к перманентному внутрифирменному организационному управлению соответствующими предприятиями на базе концептуальной схемы технико-экономического обоснования организационных управленческих решений. Указанное в полной мере распространяется на сферу внутрифирменного организационного структурного управления.

3. Обязательно введение технологии доказательства необходимости повышения качества выработки внутрифирменных управленческих решений посредством оценки критической важности (критичности) качества внутрифирменного управления. Эта технология должна быть эконо-

мико-математической. Для оценки критичности качества внутрифирменного управления следует прогнозировать по крайней мере на среднесрочную перспективу уровни чувствительности показателей состояния предприятий (прежде всего, их финансово-экономических результатов) и их производные и оценивать их превышение некоторого предельно допустимого уровня. В рамках разработки технологии получения этой прогнозной оценки было показано, для чего подлежит формированию план полного многоуровневого прогнозного эксперимента, оценка выбранных показателей, оценка их чувствительностей и производных с последующей проверкой сложной гипотезы относительно превышения хотя бы одним из полученных значений порогового уровня. Для прогнозирования значений показателей состояния предприятия подлежит применению экономико-математическая модель его финансово-экономического потенциала. Проведенная оценка критичности качества внутрифирменного управления выявила наличие этой критичности.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

БЛОК ОРГАНИЗАЦИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА

БЛОК АВТОРИЗАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И

ПРОТОКОЛИРОВАНА ЕГО ДЕЙСТВИЙ

БЛОК

САНЦИОНИРОВАНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ

БЛОК

САНЦИОНИРОВАНИЯ ДОСТУПА К ПРОВЕДЕНИЮ К МОДЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

БЛОК

ПОДГОТОВКИ

МОДЕЛЬНОГО

ЭКСПЕРИ-

МЕНТА

БЛОК ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЬНЫХ НАЧАЛЬНЫ Х УСЛОВИЙ

БЛОК ПРЕДРАСЧЕТНОЙ ОЦЕНКИ КОРРЕКТНОСТИ ОПИСАНИЯ НАЧАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

БЛОК

ПРЕДРАСЧЕТНОЙ

ОЦЕНКИ

КОРРЕКТНОСТИ

ОПИСАНИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЙ

БЛОК ОСУЩ ЕСТ-ВЛ ЕНИЯ МОДЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

БЛОК ОРГАНИЗАЦИИ ТИПОВОГО КОРТЕЖА БАЗИСНЫ Х ТРАНСФОРМАЦИЙ

БЛОК

РЕАЛИЗАЦИИ

БАЗИСНЫХ

ТРАНСФОРМАЦИЙ

Л О ДУЛЬ РЕАЛИЗАЦИ БАЗИСНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ТгЬа!'с,

[МОДУЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ БАЗИСНОЙ

ТР«НСтф°.Р“«ЦИИ

(МОДУЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ БАЗИСНОЙ

ТрАнСтФ„рм/'цИИ

МОДУЛЬ РЕАЛИЗАЦИ БАЗИСНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

МОДУЛЬ РЕАЛИЗАЦИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БАЗИСНОЙ

1 О Д У Л Ь РЕАЛИЗАЦИИ БАЗИСНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

МОДУЛЬ РЕАЛИЗАЦИ

БАЗИСНОЙ

МОДУЛЬ РЕАЛИЗАЦИ БАЗИСНОЙ

БЛОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Р Е ЗУЛ ЬТАТО В МОДЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

БЛОК ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ОЦЕНОК

БЛОК ЗЫ БОРА ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИТМЕНТА

БЛОК

АРХИВАЦИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ

МОДЕЛЬНОГО

ЭКСПЕРИМЕНТА

БЛОК

ПРЕЗЕНТАЦИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ

МОДЕЛЬНОГО

ЭКСПЕРИМЕНТА

Рис. 3. Блочно-модульная структура МОСТП 235

4. Внутрифирменное организационное структурное управление на предприятиях отечественного авиационнопромышленного комплекса должно состоять в выполнении содержательных постановок, формализаций и в решении комплекса общей и частных управленческих задач.

Имеется безальтернативное соотнесение соответствующей технологии моделирования с организационным структурным проектированием, представляющем собой выработку управленческих решений в рамках внутрифирменного организационного структурного управления. Формализованно общая и частные задачи оптимального внутрифирменного организационного структурного управления представляют собой задачи условной оптимизации описательных операторов организационно-структурной трансформации подразделений предприятия. В некотором смысле полное множество типовых управленческих задач внутрифирменного организационного структурного управления, сформированное на базе логического анализа состава показателей состояния, управленческих и внешних воздействий, позволяет определить мерности пространства входных и пространства выходных переменных моделей предприятия, являющегося объектом управления. Эти модели допускают интегративное обобщение и сведение в конечном счете к многоцелевой математической модели предприятия, трансформируемой в случаях целесообразности в частные версии. В обобщенной экономико-математической модели предприятия в обязательном порядке выделяется такая подмодель, как экономико-математическая модель его организационной структуры (модель предприятия в аспекте его организационной структуризованности).

5. Целями внутрифирменного организационного структурного управления следует признать для некоторого периода управления:

- максимизацию размеров суммарной мажорированной по календарным периодам (например календарным годам) чистой прибыли предприятия;

- максимизацию размеров налоговых отчислений предприятия в консолидированный бюджет;

- сохранение финансовой состоятельности предприятия;

- исключение превышения размеров первоначального капитала предприятия над величиной стоимости его чистых активов.

6. Технология моделирования организационной структуры типизированного предприятия российского авиационно-промышленного комплекса включает:

- технологию разработки модели организационной структуры типизированного предприятия авиационнопромышленного комплекса;

- технологию применения этой модели.

Технологию моделирования организационной структуры предприятия рассматриваемого вида целесообразно типизировать.

7. Модель организационной структуры типизированного предприятия российского авиационно-промышленного комплекса должна иметь характер экономико-математической модели.

8. Процесс моделирования организационной структуры типизированного предприятия технологически этапируем и в нем выделяются типовые макроэтапы и эта-

пы, процедура прохождения которых также типизируема. Процедурное содержание этих этапов установлено.

9. Типизированное предприятие российского авиационно-промышленного комплекса представляется в виде иерархической системы внутриподразделенческого управления (подразделение нулевого иерархического уровня - это само предприятие), причем каждая из этих систем может быть рассмотрена как управленчески стереотипная. Поэтому имеется принципиальная возможность совместить концептуальную структуризацию объекта управления с выделением, по крайней мере, базового модуля, соответствующего некоторому абстрактному структурному подразделению предприятия.

10. Организационная структура предприятия рассматриваемой категории представима в виде прямоугольной матрицы организационно-структурного состояния предприятия булево-десятичного характера в разрезах подразделений предприятия и группы ссылочных множеств определенного смыслового элементного наполнения. Тем самым реализуется межмножественное упорядочение в виде межмножественного соотнесения.

11. Имеется замкнутое категориальное множество из 12 типовых организационно-структурных трансформаций подразделений типизированного предприятия -специализированных управленческих воздействий, включающее внутрифирменные институциональные операции, изменение сферы управленческой компетенции подразделения (компетентностное преобразование подразделения), изменение административной подчиненности подразделения. Эти трансформации порождают кортеж. Операторы типовых организационноструктурных трансформаций представимы через введенное базисное множество из 10 базисных организационно-структурных трансформаций.

12. Структура экономико-математической модели организационной структуры рассматриваемого предприятия соответствует этапированию модельного эксперимента, а именно: получению регламентированного доступа к математическому инструментарию и комплекси-рованной с ним модельной инфосферой; предмодель-ной подготовке вычислительных экспериментов (техническое задание, вернее, внесение или занесение исходных данных); проведению вычислительного эксперимента; послеэкспериментальному препарированию результатов вычислительного эксперимента, их представление экспериментатору и архивирование. При этом в собственно модельном аспекте организуется двойной (вложенный) цикл, где перебор во внешнем цикле производится по определенным в качестве исходных данных типовым трансформациям, помещенным в кортеже, а перебор во внутреннем цикле - по базисным трансформациям, которые интерпретируют фиксированную внешним циклом типовую трансформацию. Соответственно построение модели в прогностическом аспекте сводится к реализации восьми модулей, воплощающих базисные организационно-структурные трансформации позиционированных подразделений предприятия.

13. Технология идентификации организационной структуры предприятия российского авиационно-промышленного комплекса допускает применение для оп-

тимизации управленческих решений как обособленно, ного вычислительного эксперимента с программной ре-так и в комплексе. Решения по трансформации организа- ализацией модели.

ционной структуры предприятия, как правило, не явля- 14. Внедрение разработанной технологии оценивает-

ются тривиальными и требуют проведения экстремаль- ся как экономически целесообразное.

O. F. Demchenko

ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELLING OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF RUSSIAN AVIATION-INDUSTRIAL ENTERPRISE

Conceptual and execution image of mathematical model of organizational structure of the modern Russian aviationindustrial enterprise, and also procedure of its application are considered.

УДК 338:286

Т. А. Гилева

ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Обосновывается целесообразность использования в качестве методологической основы разработки инструментов стратегического контроллинга развития предприятий в условиях основанной на знаниях экономики современных концепций стратегического менеджмента: сбалансированной системы показателей и ключевых компетенций предприятия. Предложены пути формирования таких инструментов.

В последние годы концепция контроллинга находит все большее признание как эффективный подход к управлению предприятиями в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Это в значительной степени обуславливается тем, что основой контроллинга является интеграция различных функций менеджмента (планирования, контроля, анализа и регулирования), на базе которой формируется информационно-аналитическая система, позволяющая обеспечить более быструю адаптацию предприятия к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

В зависимости от координируемых функций, целей, решаемых задач, используемых для этого методов и инструментов, выделяют стратегический и оперативный контроллинг. Анализ исследований в данной области [2; 9; 10; 11] показал, что большая часть работ посвящена организации оперативного контроллинга. Понятие стратегического контроллинга находится в стадии формирования, большинство определений имеет излишне обобщенный характер. Так, С. Б. Сулоева определяет стратегический контроллинг как концепцию стратегического управления, обеспечивающую осуществление целей организации за счет создания ее конкурентного преимущества через механизмы координации и интеграции всех управленческих процессов и контроля за достижением поставленных целей [10. С. 7].

На наш взгляд, более конкретная характеристика стратегического контроллинга может быть дана посредством перечня его основных задач, к которым могут быть отнесены:

- анализ потенциала (сильных сторон) и «узких мест» предприятия по сравнению с конкурентами;

- формирование предпочтительного (с точки зрения долгосрочных конкурентных преимуществ) портфеля основных направлений деятельности предприятия;

- обеспечение конкурентного преимущества за счет анализа способов сокращения затрат и (или) оптимизации затрат на основе цепочки ценностей предприятия;

- получение информации об отклонениях, возникающих в процессе достижения стратегических целей предприятия, анализ причин отклонений и формирование корректирующих воздействий.

Для решения этих задач в стратегическом контроллинге используются: сценарное прогнозирование; портфельный анализ и стратегическое позиционирование; анализ цепочки ценностей и затратообразующих факторов; финансовая оценка стратегических альтернатив; функционально-стоимостной анализ и др. Перечисленные направления анализа и соответствующие им методы могут быть отнесены к области традиционного стратегического управления.

Однако в последнее десятилетие с активным развитием «новой экономики» или экономики, основанной на знаниях, особое значение в обеспечении конкурентных преимуществ предприятия приобретают его нематериальные ресурсы. Эти изменения нашли отражение в разработке новых концепций и технологий стратегического менеджмента, которые, по нашему мнению, необходимо использовать в качестве методологической основы для формирования инструментов стратегического контроллинга в условиях экономики знаний. Такими концепциями, прежде всего, являются сбалансированная система показателей (ССП) и ключевые компетенции предприятия [6; 8; 10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.