© В.А. Овинников, Н.В. Федоров,
О.В. Устинович, 2007
УДК 658.1
В.А. Овинников, Н.В. Федоров, О.В. Устинович
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЦИОНАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ МИНИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ В МЕЖОТРАСЛЕВОМ КОМПЛЕКСЕ
Объединение субъектов федерации в один большой субъект и изменение организационной структуры регионов России прямым образом сказалось на развитие экономического потенциала угольной отрасли Красноярского края двойственно. С одной стороны исчезла государственная структура добычи и потребления угля, с другой стороны государственная собственность, переданная капитал еще не начала работать на необходимом уровне, чтобы покрыть потребности региона в дешевом угле и соответственно в электроэнергии. Прямая взаимосвязь угольной отрасли и теплоэлектростанций (ТЭС) находящихся на территории нового субъекта РФ Красноярского края в конечном итоге сказалось на необоснованном увеличении стоимости электроэнергии для потребителей, росту стоимости жизни населения региона. У новых владельцев разрезов Красноярского края нет пока необходимой экономической концепции развития угольной отрасли, нет четкой ценовой политики на снижении цен на электроэнергию в Регине добычи угля, развитию собственных предприятий угольной отрасли (угольных разрезов, шахт) увеличению прибыли за счет снижения затрат на производство. Необходимо понимать тот факт, что основные фонды, доставшиеся новым владельцам уголь-
ных разрезов и шахт, устарели и износились, что собственно сказалось и на ценовую политику в регионе. Обновление основных фондов является длительным процессом, и может проходить без необходимой поддержки со стороны инвесторов. В России еще не сформировались крупные финансовые институты инвесторов, большой риск иностранных инвесторов вложения своих финансовых ресурсов в развитие ряда стратегических отраслей России, имеющих мощную сырьевую базу, в итоге сдерживает освоение и добычу угля в Красноярском крае. Необходима новая концепция развития угольной отрасли в России в связи с передачей государственной собственности частному капиталу, фактически российской олигархии, не имеющей опыт освоения сырьевой базы и минеральных ресурсов. В связи с тем, что у частных собственников нет поддержки со стороны российских и иностранных инвесторов, единственным способом выхода из создавшейся экономической ситуации является создание межотраслевых комплексов (МОК) России.
В структуру МОК будут входить угольные предприятия, усреднительно-подготовительные комплексы (УПК), железная дорога, тепловые электростанции (ТЭС), линии электропередач (ЁЭП), электроподстанции. Основная задача МОК производство дешевой
электроэнергии для крупных, средних и мелких предприятий и населения России, при условии сохранения ранее получаемой прибыли всеми предприятиями, входящими в структуру МОК. Сохранение и рост прибыли должен осуществляться за счет снижения затрат на производство, исследование внутренних резервов за счет плановой реструктуризации предприятий входящих в структуру МОК. Кроме того, при проведении ряда технико-экономи-ческих мероприятий за счет разработанных новых алгоритмов поддержки принятия управленческих решений будет увеличиваться динамика роста прибыли межотраслевого комплекса, будут решены проблемы загрязнения окружающей среды, социально-экономические проблемы предприятий МОК[1]. Необходимо учесть, то качество поставляемого топлива тепловым электростанциям желает лучшего, так как основные фонды ТЭС также устарели и износились. В итоге жизненный цикл тепловых электростанций напрямую зависит от качества сжигаемой угольной смеси и поэтому ТЭС заинтересованы в качестве поставляемого топлива угольными разрезами и шахтами. Теперь остро стоит вопрос, как объединить угольные предприятия, усред-нительно-подготовительные комплексы, железная дорогу, тепловые электростанции (ТЭС), линии электропередач (ЁЭП), электроподстанции в одну структуру межотраслевой комплекс. Объединение должно происходить на добровольной основе с учетом интересов собственников вышеперечисленных предприятий. Если бы эти предприятия были государственными, то этот вопрос был бы решен за счет административно-командного рычага, через вертикаль власти. Вопрос об объединении владельцев частного капитала может быть решен за
счет экономических рычагов с привлечение представителей науки занимающихся проблемами развития угольной отрасли и энергетики России. Необходимы экономико-математические модели и экономические и технологические расчеты, общий мониторинг, тщательное изучение финансовых ресурсов и основных фондов этих предприятий, чтобы заинтересовать все предприятия в изменении своей инфраструктуры и в скорейшем объединении их в межотраслевой комплекс. Нужно произвести объединение таким образом, чтобы не затронуть интересы владельцев акций и предприятий, не только сохранить прибыль, но и увеличить ее, и, наконец, дать возможность привлечь иностранный капитал в развитие структуры МОК. Существует несколько способов увеличения прибыли предприятиями межотраслевого комплекса, один из них заключается в снижении затрат на производство в комплексе предприятиями угля и электроэнергии, то есть нужна оптимальная экономико-математическая модель, которая рационально будет использовать ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) межотраслевого комплекса. И самое главное выстроится вертикаль производственных и экономических взаимоотношений межотраслевого комплекса, где не будут ущемляться интересы предприятий и самих собственников, капитальные вложения увеличатся, появятся средства для обновления основных фондов предприятий, так как это является самой основной проблемой стратегического развития угольной отрасли и тепловых электростанций. Прежде всего, надо провести анализ поставок электроэнергии за границу с целью выявления количества потребителей за рубежом, потому что электроэнергия является дефицитом в Восточной Ев-
ропе и на Западе, и в тоже время прибыльным ресурсом для развития предприятия МОК. Тем более, иностранные, крупные предприятия в последнее время ищут дешевую электроэнергию на стороне, так как стоимость электроэнергии приобретенной на территории своего государства очень дорогая. То есть для привлечения инвесторов можно варьировать ценой за электроэнергию, а государственным органам России дать возможность напрямую реализовывать по своей или рыночной цене электроэнергию. Необходимо создать все условия для привлечения инвесторов на теплоэнергетический рынок России: во-первых, провести внутренний независимый аудит вначале всех предприятий; во-вторых, представители-эксперты от предприятий поочередно будут проводить внешний аудит каждого предприятия с целью выявления финансовых нарушений и финансового состояния проверяемого предприятия; в-третьих, известить о результатах финансовых проверок в средствах массовой информации в России и за границей; в-четвертых, надо дать понять иностранным инвесторам, что производство в России электроэнергии является прибыльным отраслью и финансовые вложения в эту отрасль очень выгодными; в-пятых, организовать поставку и снизить цену на поставку электроэнергию тем иностранным предприятиям за границей, вложивших свой капитал в развитие МОК. При этом механизм реализации и снижения цены на электроэнергию должен быть пропорционален вложению капитала инвесторами-пред-приятиями в межотраслевой комплекс на взаимовыгодной основе. И только в этом случае появятся прозрачный механизм привлечения финансовых ресурсов со стороны ин-
весторов: во-первых за счет покупки части акций предприятий МОК на фондовом рынке инвесторами; во-вторых, уменьшится риск потери инвесторами своих вложений в связи с контролем над коммерческой деятельностью предприятий МОК; в-третьих, цена акций на основные фонды вырастет, что позволит ускорить процесс обновления основных фондов. Ежегодно доля потребности в угле и в электроэнергии растет, соответственно и растет добыча угля в Красноярском крае и запасы угля в канско-ачинском угольном бассейне на срок 60-70 лет позволяют говорить о перспективах развития межотраслевых комплексов на территории России. При данном механизме, при росте требований к поставляемой электроэнергии со стороны иностранных предприятий, автоматически увеличивается требование к качеству угольной смеси энергетиками для тепловых электростанций с целью стабильности работы котлоагрегатов ТЭС, соответственно при увеличении поставки электроэнергии за границу. В этом смысле получается, что все предприятия входящие в структуру МОК, и иностранные инвесторы заинтересованы в добыче и качестве необходимого объема угольной смеси пригодного для сгорания на ТЭС. В итоге тепловые электростанции будут способны снабжать электроэнергией не только потребности России, но и потребности иностранных предприятий напрямую, вложивших в экономику МОК инвестиции по сниженной цене. Для остальных предприятий, не участвовавших в развитии предприятий МОК, продажа электроэнергии будет осуществляться по рыночной цене и только через государственные органы контроля России. Основная цель созда-
ния МОК-это получение качественного топлива для тепловых электростанций, снижение цены на потребляемую электроэнергию, увеличение количества выпускаемой энергии и увеличении прибыли. Поэтому в структуру МОК необходимо включить усреднительно-подготовительные комплексы, которые необходимы для переработки угольной массы, соответствующей требованиям со стороны ТЭС. Критерии к качеству угля предъявляемые угольщикам со стороны тепловых электростанций, являются: измельчение кусков угля до необходимого размера, влажность, зольность, физико-химические свойства угля и др. Вот для этого и необходимо создавать усреднительно-подго-товительные комплексы в составе межотраслевого комплекса, при этом учитывается расположение угольных разрезов и шахт, тепловых электростанций. Для решения этой задачи соответственно необходима рациональная экономико-математическая модель расположения УПК между предприятиями МОК. Расположение усреднительно-подготовительного комплекса должно быть таким, чтобы снизить затраты на доставку и переработку угля, и время на выполнение технологических операций по переработке угольной массы. Кроме того, необходимо сделать расчет количества требуемых УПК для нужд МОК, исходя из мощности усредни-тельно-подготовительного комплекса, количества требуемого угля, количества тепловых электростанций. Снижение затрат может быть достигнуто за счет включения железной дороги в структуру МОК, при этом ранее цена на уголь и соответственно цена на электроэнергию были высокими из-за больших тарифов на перевозки железнодорожным транспортом. Угольные предприятия и
энергетики часто страдали из-за несвоевременной подачи железнодорожных составов, из-за несогласованности с расчетами за доставку угля. Наличие своей железной дороги в составе МОК снизит потери и затраты угольщиков и энергетиков, оптимизирует транспортные потоки и минимизирует простои железнодорожного транспорта. Нужен комплексный подход и тесное взаимодействие всех предприятий входящих в структуру МОК. При комплексной разработке прогноза развития добычи канско-ачинских углей по месторождениям необходимо выполнить обоснование предельной с экономической и технологической позиции качества канско-ачинских углей, поставляемых для сжигания на тепловых электростанциях МОК. Оптимизирующей функцией является не только суммарные приведенные затраты на добычу (усреднение), транспорт и использование угля с учетом конечной продукции межотраслевого комплекса, но учитываются критерии - ограничений. Основными из них являются: качество поставляемого топлива на нужды энергетики (зольность, соотношение БЮг/СаО); потребность в углях; технические возможности добычи угля; пропускная способность транспорта.
Роль оптимизации сводится к обеспечению потребности тепловой энергетики в канско-ачинских углях (дифференцированно по месторождениям) при минимуме издержек на добычу, усреднение, транспорт и использование углей с учетом принятых ограничений технического, природного и экономического характера.
В общем виде задачу можно представить в следующем экономикоматематическом виде:
К N т
£ =Ш[ (+ Ед )К а|„)х д„+]
у = 11 = 1 ] = 1
+ ( + Еу]КуЦу)хуЦу +
(т + ЕТРТ-- )Т-
1ч^ 1^у "Г !_ 1^у 1/\ 1^у
+ ( + Еи]КиЦу)х
ЧУ +
и
1]у
где |э - целевая функция модели,
определяющая суммарные издержки на добычу, усреднение, транспорт и использование угля в тепловой энергетике, руб.; Сдуу, СТ,]Г, Си уу - себестоимость соответственно добычи, усреднения, транспорта и использования; Ед, Еу, ЕТ, Еи - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений в добычу, усреднение, транспорт и использование;
Кд 1]Г,Куу/,Кт1]Г,Ки - удельные
капитальные вложения соответственно в добычу, транспорт и использование; X у у , X у у , X у у , X у у . - объем соответственно добычи, усреднения, транспорта и использования; 1 = 1,2,...,п - наименование пласта месторождения; ] = 1,2,...,т - транспортная схема; ^=1,2,---,к - наименование электростанции.
При формировании вариантов модели учитывается возможность изменения приведенных затрат в связи с изменением калькуляции себестоимости на добычу, усреднение, транспорт и использование угля. Кроме того, предусмотрено программирование модели для различных случаев по ограничению добычи угля (ШП] с учетом компенсации недовыработки электроэнергии на гидроэлектростанциях, атомных электростанциях за счет ТЭС на канско-ачинских углях и без компенсации.
В качестве ограничений модели служат потребность тепловой энергетики в угле (Ц), технические возможности добычи угля (Ш]), качественная характеристика угля (зависимость между температурой жидкостного состояния шлака и соотношения Б1О2/СаО, пропускная способность транспорта (Т]).
Ограничения в экономикоматематической модели потребности в угле тепловой энергетики (или отдельной ТЭС) должны отвечать следующим требованиям:
ХучГ >=ХичГ* а' >=П]
где а’ - резерв угля на складе.
Пропускная способность транспорта угля должна соответствовать следующим требованиям:
ХТ1] у >=Х д цГ >=Хуч у * а' >=Т д
Технические возможности добычи угля на разрезе определяются на основе скорости подвигания фронта горных работ, которая зависит от производительности экскаваторов, средней мощности полезного ископаемого и протяженности фронта горных работ.
Технически возможная в общем виде по добыче определяется:
О ВЭ * N * Л'
ш= 0 1Уь Ли
Лв
где Би, Би-площадь угольной залежи и
3 и
вскрыши, м ; О э - производительность экскаватора, м3/год; N - количество вскрышных экскаваторов, шт.
Приведенные затраты на железнодорожный транспорт угля (аТу^) определяются на основе удельных транспортных расходов 1 ткм (аТуд), а также расстояния транспортирования угля от разреза (шахты) до усредни-тельного склада УПК и от усредни-тельного склада УПК до угольного склада теплоэлектростанции (Ь).
т _ т * т
а 1] У = а уд ^
Расчет приведенных затрат на создание угольного склада и его усреднения, а также сжигание производится в соответствии с принятыми техническими проектами и требованиями. Отсюда следует вывод, что представленная экономико-математическая модель решает рациональную задачу минимизации затрат для всех пред-
приятий входящих в структуру межотраслевого комплекса без увеличения цены для потребителей электроэнергии, способствует улучшению финансового состояния МОК. Межотраслевые комплексы станут привлекательными для иностранных инвесторов и предприятий России, увеличится доля поставляемого количества электроэнергии зарубеж.
------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Овинников В.А., Еремеев Д.В. Методика планирования высоколиквидных активов при оперативной финансовой деятельности межотраслевого комплекса. Вестник КрасГАУ. Выпуск № 3. Красноярск-2007. - С. 20-23. ШИЗ
— Коротко об авторах
Овинников В.А. - кандидат технических наук, профессор Братского государственного университета,
Федоров Н.В. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Сибирского государственного аэрокосмического университета им. ак. Ре-шетнева,
Устинович О.В. - старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Сибирского государственного аэрокосмического университета им. ак. Решетнева.
Статья представлена Братским государственным университетом.
Рецензент д-р техн. наук, проф. А.В. Минеев
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ
Автор Название работы Специальность Ученая степень
МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.И. НОСОВА
СИМАКОВ Дмитрий Борисович Обоснование рациональной степени дробления в технологических процессах на карьерах 25.00.22 К.Т.Н.