АНИСИМОВ Андрей Леонидович
Кандидат экономических наук, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 341-20-28 e-mail: [email protected]
Экономико-математическая модель формирования налоговых доходов бюджета и оптимизации затрат налоговых органов1
Статья посвящена проблеме формирования единой системы оценки деятельности налоговых органов, в том числе системы критериев ее эффективности. Методологической базой исследования являются положения теории финансов в части налогообложения, основными методами - структурно-функциональный и системный анализ, экономико-математическое моделирование. Проведен анализ факторов, влияющих на объем налоговых поступлений, их детализация и ранжирование по степени значимости. На основе авторской классификации факторов, влияющих на уровень налоговых доходов бюджета, сформирована универсальная матрица, отражающая взаимодействие и взаимосвязи факторов эффективности и оптимизации деятельности налоговых органов, факторов, влияющих на объем налоговых поступлений в бюджет, и факторов эффективности формирования налоговых поступлений. Разработанная концептуальная экономико-математическая модель оптимизации затрат налоговых органов позволяет определить вариативность показателей, факторов или критериев и исключить или добавить в нее необходимые элементы в зависимости от требуемого уровня точности.
JEL classification: B16, C12, G18
Ключевые слова: эффективность; налоговые доходы; налоговые органы; факторы эффективности; оптимизация затрат; экономико-математическая модель.
Введение
Проблема оценки эффективности является одной из наиболее сложных и многоаспектных в экономической науке. К основным направлениям исследований в этой области можно отнести дифференциацию разновидностей эффективности и способы их интегрирования, детализацию и комплексность анализа факторов динамики эффективности, увеличение числа объектов и видов деятельности, для которых выполняются расчеты эффективности, а также иерархичность в построении систем показателей эффективности. В совокупности это превращается в достаточно сложную проблему, требующую комплексного, системно-целостного подхода к ее решению. Главная цель статьи - описание и анализ факторов эффективности формирования налоговых доходов бюджета, их систематизация, выявление взаимосвязей между ними. Такой подход дает возможность оценки эффективности деятельности налоговых органов, что влечет за 2 собой необходимость решения следующих задач: описание основных этапов формирования инструментария, критериев и методик; систематизация оценочных показателей ^
и обобщение подходов к оценке эффективности. Комплекс указанных проблем может §
--2
1 Работа выполнена при поддержке Минобрнауки РФ (проект № 16-06-00240 «Экономико- |
математическая модель оптимизации соотношения затрат и результатов деятельности регио- ^
нального налогового органа») ©
быть решен с помощью адекватной экономико-математической модели оценки и повышения эффективности деятельности налоговых органов, которая будет основой для разработки соответствующей методики - оптимизации соотношения затрат и результатов деятельности налоговых органов. Промежуточным этапом исследования является разработка матрицы повышения эффективности деятельности налоговых органов.
Вопросы формирования налоговых доходов бюджета и оптимизации затрат налоговых органов нашли отражение в ряде научных публикаций современных российских и зарубежных ученых. Внимание уделялось факторам эффективности формирования налоговых доходов [4], методикам оценки эффективности деятельности налоговых органов [5], совершенствованию оценки эффективности деятельности налоговых органов [1; 3], факторам роста налоговых поступлений с позиций макроэкономического подхода [7]. Из зарубежных отметим исследования в области эффективности налогового администрирования [4; 19; 20]. Ряд российских и зарубежных работ посвящен общему анализу факторов, влияющих на величину налогового потенциала территории [9, 18], а также анализу отдельных факторов формирования объема налоговых поступлений, таким как поведение налогоплательщиков [11, 15, 16], соблюдение налогового законодательства [10], налоговая эластичность [12]. Рассматривались также проблемы оптимизации затрат налоговых органов [8], аналитического прогнозирования [13]. Следует отметить современные исследования в области наглядных моделей с позиции теории моделирования контрольной деятельности [6], алгебраического представления исследовательской стратегии в деятельности налоговых органов [17], а также формирования концептуальной модели оптимизации затрат налоговых органов с позиции экономико-математического моделирования [2].
При подготовке статьи использовались материалы представленных в списке литературы научных исследований российских и зарубежных ученых, а также комплекс соответствующих методов. Так, при изучении проблемы эффективности формирования налоговых доходов бюджета был проведен анализ широкого круга факторов с последующей их детализацей с целью адекватного их ранжирования по степени значимости. Представлена авторская, основанная на методе синтеза классификация факторов, влияющих на уровень формирования налоговых доходов бюджета, в том числе их группы, подгруппы и отдельные виды. Дальнейший анализ, детализация и выявление взаимосвязи факторов эффективности формирования налоговых доходов бюджета позволили сформировать матрицу повышения эффективности деятельности налоговых органов. Анализ матрицы показывает взаимодействие и взаимосвязи факторов эффективности деятельности налоговых органов, факторов оптимизации их деятельности, факторов, влияющих на объем налоговых поступлений в бюджет, и факторов эффективности формирования налоговых поступлений. С помощью метода экономико-математического моделирования, предполагающего использование функций, отражающих в математической форме зависимость одного набора переменных от другого, а также графиков или таблиц, отражающих зависимость между двумя и более переменными, сформирована концептуальная экономико-математическая модель оптимизации затрат налоговых органов.
Факторы эффективности формирования налоговых доходов бюджета
Эффективность работы налоговых органов [3, с. 46] может быть оценена с учетом взаимосвязи между объемом поступлений от уплаты налогов и сборов (далее - налоговые поступления) в бюджетную систему государства и затратами на их получение. В качестве критерия такой эффективности можно рассматривать отношение объема налоговых поступлений в бюджет к затратам на функционирование налоговых органов [2, с. 41]. Основными факторами, оказывающими воздействие на объем налоговых поступлений в бюджет, являются:
• состав налогоплательщиков (количественный и качественный);
• уровень и динамика социально-экономического развития государства;
• состояние нормативно-правовой базы;
• качество работы сотрудников налоговых органов.
Наиболее значимыми из перечисленных факторов представляются уровень, а также динамика социально-экономического развития государства [4, с. 244]. Именно эти показатели, в основном, определяют динамику налоговых платежей, их структуру по каждой отдельной территории. Так, увеличение объема продаж в той или иной отрасли влечет за собой рост поступлений от уплаты налога на добавленную стоимость, повышение уровня рентабельности к росту платежей по налогу на прибыль организаций, а снижение уровня безработицы приводит к росту налоговых поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц. Что касается такого фактора, как изменение законодательной базы, то на объем и структуру налоговых платежей влияют изменения, которые вносятся в налоговое законодательство. Данный фактор может оказывать как негативное воздействие на динамику налоговых поступлений в бюджетную систему государства, так и позитивное, выражающееся в росте налоговых поступлений в соответствии с запланированными объемами [15, р. 2245]. Динамика налоговых поступлений зависит также от изменений бюджетного, валютного и финансового законодательства. Например, изменение нормативов распределения налогов между уровнями бюджетной системы напрямую определяет объем налоговых поступлений в региональные бюджеты [9, с. 112].
К значимым фактором влияния на объем налоговых поступлений можно отнести качество работы налоговых органов всех уровней. Заметим, что для анализа и оценки эффективности деятельности, например, регионального налогового органа используются такие показатели, как сумма платежей, дополнительно начисленных по результатам проверок; удельный вес доначисленных платежей в общей сумме налоговых поступлений; удельный вес налогоплательщиков плательщиков, у которых выявлены нарушения налогового законодательства, к общему числу налогоплательщиков [10, р. 141]; удельный вес взысканных доначислений в общей сумме доначисленных платежей [5, с. 69].
По мнению автора, разница между объемом налоговых поступлений в бюджетную систему и затратами на их получение является одним из базовых показателей эффективности работы налоговых органов и основанием оптимизации затрат на их функционирование. Отметим, что под оптимизацией затрат на функционирование налоговых органов автор понимает определение такого размера указанных затрат, при котором разность между налоговыми поступлениями и затратами на их получение становится максимально возможной в сложившейся экономической ситуации.
Эффективность формирования доходной части бюджета является характеристикой качества налоговой системы государства в целом с точки зрения оптимизации затрат на функционирование налоговых органов [8]. Факторы эффективности формирования налоговых доходов - это одновременно факторы, влияющие на объем налоговых поступлений. В зависимости оттого, какие затраты и какие результаты учитываются, определяется вид эффективности в сфере формирования налоговых доходов: экономическая, социальная, социально-экономическая, организационная или иная. Под факторами эффективности формирования налоговых доходов автор понимает конкретные условия или воздействия (в которых и при которых такие доходы формируются), оказывающие главное влияние на достижение поставленной цели, а именно на формирование налоговых доходов.
Соотношение затрат и результатов функционирования налоговой системы государства зависит как от от простого множества из указанных выше и иных факторов, так и от их комбинаций. Исходя из того, что к основному результату эффективности
функционирования налоговой системы относится объем налоговых поступлений в бюджет, можно утверждать, что факторы эффективности формирования налоговых доходов становятся также факторами, влияющими на объем налоговых поступлений. Совокупность указанных факторов подразделяется на группы: внешние и внутренние, объективные и субъективные, управляемые и неуправляемые, прямые и косвенные.
Представленный подход влечет за собой дальнейшую детализацию: в подгруппы выделяются экономические, социальные, организационные, правовые, политические, информационные факторы. Заметим, что практически не существует не зависимых и не зависящих друг от друга факторов. Фактор может быть одновременно: а) внешним; б) неуправляемым; в) объективным; г) экономическим и т. д.; либо: а) внутренним; б) управляемым; в) субъективным; г) организационным; или: а) внешним; б) управляемым (частично управляемым); в) субъективным; г) социальным.
Таким образом, в группе управляемых факторов можно выделить следующие основные подгруппы: организационные и правовые. Далее, к числу управляемых организационных факторов следует отнести: частоту проведения выездных и(или) камеральных налоговых проверок; уровень собираемости тех или иных налогов и сборов; индивидуальную работу с налогоплательщиками [11, р. 506]; мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса. К числу управляемых правовых факторов относятся: возможность предоставления налоговых льгот; варьирование налоговых ставок (по региональным и местным налогам); возможность передачи собственных налоговых доходов в нижестоящий бюджет. Группа неуправляемых факторов состоит из подгруппы экономических и подгруппы федеральных правовых факторов. В число неуправляемых (частично управляемых) экономических факторов входят: промышленная специализация территории; налоговый потенциал территории; уровень инфляции; состояние банковской системы и ряд других. К неуправляемым федеральным правовым факторам мы относим, в частности, перечень региональных или местных налогов (для уровня региона или муниципального образования); нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджет субъекта РФ; предельный размер ставок по региональным налогам и местным налогам [19, р. 37].
Ранее отмечалось, что основными факторами воздействия на объем налоговых поступлений в бюджет являются: количественный и качественный состав налогоплательщиков и плательщиков сборов; уровень и динамика социально-экономического развития государства; законодательная база; качество работы налоговых органов. Перечисленные факторы - это одновременно факторы, определяющие эффективность формирования налоговых доходов бюджета. При этом некоторые компоненты эффективности могут быть инвариантны относительно отдельных факторов. Если фактор не влияет ни на одну компоненту, то это означает лишь неполноту системы показателей эффективности. Так, в качестве основных факторов, оказывающих воздействие на объем налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ, можно выделить: изменение количественного и качественного состава налогоплательщиков; отраслевой состав налогоплательщиков; специализацию и уровень промышленного развития региона; динамику социально-экономического развития региона; региональную законодательную базу; качество контрольной работы регионального налогового органа. Понятно, что объем налоговых поступлений напрямую зависит и от других факторов, в том числе влияющих на величину налогового потенциала региона. Детализируя группу факторов влияния на величину регионального налогового потенциала, можно выделить группу внешних и внутренних факторов. К внешним отнесем: инфляционный; природно-климатический; географический; федеральный законодательный, политический и макроэкономический факторы; систему государственного устройства. В состав внутренних следует включить: региональный законодательный; социально-демографический; ресурсно-сырьевой; инфраструктурный, инвестиционный, инновационный, экологический,
культурный (налоговая культура), административный (налоговое администрирование [20, р. 2324]) факторы; объем теневой экономики. Условием более эффективного (полного) формирования налоговых доходов бюджета является учет всех перечисленных факторов, а их ранжирование зависит, в первую очередь, от экономического состояния территории.
Классификация факторов формирования налоговых доходов бюджета
Эффективность деятельности налоговых органов определяется:
• поступлением в бюджет налоговых платежей, сумма которых максимально приближена к той, которую способен обеспечить налоговый потенциал данной территории (государства, региона, муниципального образования);
• отсутствием нарушений (как умышленных, так и неумышленных) налогового законодательства.
Таким образом, связь факторов, влияющих на объем налоговых поступлений, с факторами эффективности деятельности налоговых органов очевидна [12, р. 23].
Авторская классификация факторов воздействия на уровень формирования налоговых доходов бюджета представлена в таблице. Отметим, что классификация является концептуальной, так как не существует неких «абсолютных факторов» - абсолютно статических и динамических, абсолютно управляемых и неуправляемых. В определенной ситуации внешние факторы становятся внутренними, динамические - статическими, и наоборот; прямые - косвенными. Соответственно любое из указанных разделений факторов не может быть абсолютно точным, ибо всегда есть или могут быть соответствующие промежуточные или переходные варианты (ситуации).
Концептуальная классификация факторов, влияющих на уровень формирования налоговых доходов бюджета
Факторы
Группа Подгруппа Виды
Статические (постоянные) Территориальные • Географическое расположение (государства, региона, муниципального образования). • Площадь (государства, региона, муниципального образования). • Другие
Другие статические • Форма государственного устройства. • Другие
Динамические (переменные) Административные • Налоговое администрирование (государственное, региональное, муниципальное). • Другие
Другие динамические • Межрегиональная производственная кооперация. • Международная производственная кооперация. • Другие
Внешние Внешнеполитические • Внешняя политическая ситуация. • Внешняя государственная политика. • Другие
Внешние Внешнеэкономические • Внешняя экономическая ситуация. • Международная экономическая политика. • Другие
Другие внешние • Государственная налоговая политика. • Другие
Окончание таблицы
Факторы
Группа Подгруппа Виды
Внутренние Внутриполитические • Налоговая политика (государственная, региональная, муниципальная). • Региональная инвестиционная политика. • Другие
Внутриэкономические • Региональная экономическая политика. • Состояние теневой экономики (на уровне государства, региона, муниципального образования). • Другие
Другие внутренние • Экологическая ситуация (государства, региона, муниципального образования). • Региональная налоговая база. • Другие
Управляемые Организационные • Частота налоговых проверок. • Организация работы с налогоплательщиками. • Уровень собираемости налогов. • Другие
Правовые (региональные и муниципальные) • Предоставление налоговых льгот. • Установление ставок по региональным и местным налогам. • Другие
Другие управляемые • Инвестиционная и инновационная политика. • Налоговый потенциал (государства, региона, муниципального образования). • Другие
Неуправляемые Экономические • Промышленная специализация (государства, региона, муниципального образования). • Другие
Правовые (федеральные) • Перечень региональных и местных налогов и сборов. • Предельный размер ставок по региональным налогам и местным налогам и сборам. • Другие
Природно-климатические и другие неуправляемые • Климатические условия (государства, региона, муниципального образования). • Общая политическая ситуация в стране. • Другие
Прямые Ресурсные • Количество налогоплательщиков. • Количество объектов налогообложения. • Другие
Другие прямые • Количество крупных налогоплательщиков. • Другие
Косвенные Политические международные • Международные санкции. • Другие факторы
Другие косвенные • Уровень налоговой культуры. • Другие
Матрица факторов эффективности деятельности налоговых органов
Приведенная классификация факторов, по мнению автора, может быть основой формирования универсальной матрицы повышения эффективности деятельности налоговых органов (рис. 1).
Рис. 1. Матрица повышения эффективности деятельности налоговых органов
Матрица отражает взаимодействие и взаимосвязи факторов эффективности, оптимизации деятельности налоговых органов, влияния на объем налоговых поступлений в бюджет, эффективности формирования налоговых поступлений [18, р. 1622]. Понимание, учет и использование взаимосвязей и взаимодействий факторов является важным инструментом повышения эффективности деятельности налоговых органов. Например, воздействие на факторы оптимизации деятельности налоговых органов может повысить эффективность их деятельности, а воздействие на факторы эффективности деятельности налогового органа повлечет за собой оптимизацию работы налоговых органов. Аналогично этому воздействие на факторы эффективности формирования налоговых поступлений в бюджет обусловливает увеличение объема налоговых поступлений. Таким образом, воздействие на любой из представленных элементов матрицы неизбежно вызывает необходимость воздействия на другие ее элементы, что должно привести к повышению эффективности деятельности налоговых органов в целом.
Возвращаясь к таблице, отметим: статические (С) и динамические (Д), внешние (В) и внутренние (Вн), прямые (П) и косвенные (К), управляемые (У) и неуправляемые (Н) факторы не могут существовать отдельно: они в той или иной степени взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют различные комбинации, например: «С - В - К - У», «Д -Вн - П - У»; «С - Вн - П - У»; «Д - Вн - П - Н»; «С - Вн - П - Н»; «Д - Вн - К - У»; «С - В - П - Н».
Может возникнуть вопрос об адекватности возможных комбинаций факторов, в том числе «В - С - К - У» и «С - В - К - У»; «С - Вн - П - У» и «Вн - С - У - П». Позиция автора: в каждой конкретной ситуации значимость различных факторов, а также их возможных сочетаний (комбинаций) проявляется в большей или меньшей степени. Как указывалось выше, абсолютизировать значение факторов неверно. Таким образом, любое из представленных сочетаний факторов не является абсолютно точным, всегда возможны и имеются иные варианты. Для конкретного случая актуальна комбинация «В - С - К - У», а при изменении ситуации (налоговой среды) акцент должен быть сделан на комбинацию «С - В - К - У». Например, действие статического территориального фактора «площадь региона» весомей для территориально более крупного региона, что скажется на его налоговом потенциале, инвестиционных возможностях и других факторах. Для данного региона (при прочих равных условиях) фактор С, приоритетней, чем для региона со значительно меньшей территорией. Наоборот, для относительно незначительного по площади региона, территория которого является величиной постоянной, большую актуальность (при прочих равных условиях) имеет фактор Д (например, динамический административный фактор «региональное налоговое администрирование»). Аналогичные рассуждения представляются автору справедливыми и в отношении сочетания последовательности других групп факторов - внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых. Если в регионе плохо организована работа
с налогоплательщиками, тем более с крупными, то комбинации факторов (при равенстве прочих условий) могут быть следующими: «У - Вн - П - Д», «У - П - Вн - Д», «У - Д - П - Вн», так как приоритет в расположении групп факторов определяется конкретной проблемной ситуацией административно-территориального образования. Например, фактор «региональная государственная политика» при предоставлении субъектам РФ большей самостоятельности в сфере налогообложения значительно снижает свое внешнее воздействие и становится в большой степени внутренним делом региона. При сокращении «налоговой самостоятельности» субъекта РФ, когда большинство принимаемых решений требует согласования с федеральными органами власти, фактор «государственная налоговая политика» становится в большей степени внешним. В данной ситуации такой динамический административный фактор, как «региональное налоговое администрирование», превращается в статический; при приближении региона к пределу возможного развития управляемый фактор «налоговый потенциал региона» становится неуправляемым или статическим (постоянным). Аналогичные рассуждения справедливы и для других групп, подгрупп и видов отдельных факторов.
Воздействие на группы факторов или на отдельные факторы может улучшить или ухудшить эффективность работы налогового органа, оптимизировать или деоптими-зировать затраты и результаты его деятельности. Управление с помощью воздействия на группы или подгруппы факторов является, конечно, более сложным, чем воздействие на отдельные факторы [7, с. 8]. При этом любое такое воздействие может как улучшить, так и ухудшить эффективность работы налоговых органов, оптимизировать или деоптимизировать затраты и результаты их деятельности, т. е. увеличить или уменьшить разность между объемом налоговых поступлений и затратами на их получение.
Концептуальная экономико-математическая модель оптимизации затрат налоговых органов
Одна из главных целей деятельности налоговых органов - получение максимально возможной разницы между объемом налоговых поступлений и затратами на их получение, исходя из налогового потенциала территории. Необходимость приближения к такой ситуации требует соответствующего воздействия на рассмотренные выше группы, подгруппы и виды отдельных факторов, которые обеспечивают эффективность деятельности налоговых органов и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Следует учитывать, что воздействие на тот или иной фактор (группу факторов) может ухудшить сложившуюся ситуацию, в первую очередь снизить разницу между объемом налоговых поступлений и затратами на их получение. Так, учащение налоговых проверок приведет, по мнению автора, к увеличению налоговых поступлений в бюджет, однако прирост может быть перекрыт (в ряде случаев значительно) затратами на проведение проверок. Аналогичная ситуация может возникнуть при значительном и необоснованном росте затрат на прведение информационных мероприятий, при чрезмерном повышении налоговой нагрузки на бизнес [16, с. 131]. Значительный интерес для решения указанной проблемы представляет экономико-математическое моделирование, т. е. упрощенное отражение экономической, в том числе налоговой, действительности формулами, уравнениями, графиками, с помощью которых можно выразить взаимосвязь и взаимодействие различных групп факторов [18, с. 1355]. Экономическая модель объясняет, как на основные экономические переменные влияют экономические условия. Математическое моделирование предполагает использование функций, отражающих в математической форме зависимость одного набора переменных от другого, а также графиков, показывающих зависимость между двумя и более переменными [6, с. 62]. Состав перечисленных задач, их взаимосвязь представлена автором (рис. 2) в виде концептуальной экономико-математической модели [1, с. 86].
Рис. 2. Концептуальная модель оптимизации затрат налоговых органов на взимание налогов и сборов
Как видно из рис. 2, конечной задачей является расчет-обоснование финансовых результатов применения разработанной экономико-математической модели. При этом необходимо учитывать затраты на более детальную проработку представленной концептуальной модели, уточнение и детализацию факторов, на внедрение модели в организацию работы налоговых органов, т. е. дополнительные расходы, расчет и обоснование которых требует отдельного научного исследования [16, с. 58].
Заключение
Эффективность деятельности налоговых органов в целом и отдельно взятого налогового органа в частности определяется двумя основными критериями:
1) поступлением в бюджет налоговых платежей, сумма которых максимально приближена к той, которую способен обеспечить налоговый потенциал данной территории (государства, региона, муниципального образования);
2) отсутствием нарушений (умышленных и неумышленных) налогового законодательства, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов.
Соответственно «минимизируется» весовое значение таких показателей, как «удельный вес налогоплательщиков, у которых выявлены нарушения при проверке», «сумма доначисленных налогов и штрафных санкций», «сумма доначислений на одного документально проверенного налогоплательщика», и множество других. Это дает возможность более объективно оценивать эффективность деятельности налогового органа.
Проблема оценки эффективности деятельности налоговых органов одна из наиболее сложных. Дифференциация разновидностей эффективности и способы их интегрирования, детализация и комплексность анализа факторов динамики эффективности, увеличение числа объектов и видов деятельности, для которых выполняется расчет эффективности, а также иерархичность построения систем показателей эффективности
являются основными направлениями исследований в этой области. Объективно необходимо построение единой системы оценки деятельности налоговых органов, в том числе единой системы критериев оценки ее эффективности. При этом налоговое администрирование как деятельность налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства организациями и физическими лицами способствует наиболее эффективному функционированию налоговой системы и системы налоговых органов. Следовательно, определение эффективности деятельности налоговых органов включает в себя как проблему оценки эффективности налоговой системы государства, так и проблему оценки эффективности контрольной работы налоговых органов. Эта комплексная проблема может быть решена с помощью разработки соответствующей экономико-математической модели оценки и повышения эффективности деятельности налоговых органов, учитывющей вариативность показателей, факторов или критериев, что позволило бы исключать или добавлять в нее необходимые элементы в зависимости от требуемого уровня точности.
Источники
1. Анисимов А. Л., Мельников Ю. Б. О методологии оценки эффективности деятельности налоговых органов с точки зрения экономико-математического моделирования // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 1 (69). С. 78-90.
2. Анисимов А. Л., Ширпужев С. В. Об оптимизации стоимости взимания налогов и сборов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 5 (67). С. 39-45.
3. Гузаиров М. Б., Аристархова М. К., Кузьмина Е. А. Совершенствование оценки эффективности деятельности налоговых органов // Вестник МГОУ Серия «Экономика». 2011. № 4. С. 46-51.
4. Колесников В. В. Классификация факторов, влияющих на эффективность формирования налоговых доходов бюджета субъекта // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 2-1. C. 244-249.
5. Куницын Д. В., Синицына Е. С., Худяева Л. А. Методики оценки эффективности деятельности налоговых органов: виды, особенности, проблемы использования и пути совершенствования // Сибирская финансовая школа. 2004. № 3. С. 69-74.
6. Мельников Ю. Б. Понятие наглядной модели с позиций теории моделирования контроля // Казанский педагогический журнал. 2016. № 1 (114). С. 62-69.
7. Мишустин М. В. Факторы роста налоговых поступлений: макроэкономический подход // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 5. С. 8-27.
8. Софьин А. А. Учет затрат налоговых инспекций на выполнение функций налогового контроля // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=13589
9. Филатова Е. А. Анализ факторов, влияющих на величину налогового потенциала региона // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 1. С. 112-116.
10. Casal S., Kogler Ch., Mittone L., et al. Tax Compliance Depends on Voice of Taxpayers // Journal of Economic Psychology. 2016. Vol. 56. Р. 141-150.
11. Diller M., Lorenz J. Tax Aggressiveness of Taxpayers With Heterogeneous Income and Uncertainty About Taxable Income // Finanzarchiv. 2016. Vol. 71, no. 4. Р. 506-530.
12. Fack G., Landais C. The Effect of Tax Enforcement on Tax Elasticities: Evidence from Charitable Contributions in France // Journal of Public Economics. 2016. Vol. 133. Р. 23-40.
13. Hashimzade N., Myles G. D., Rablen M. D. Predictive Analytics and the Targeting of Audits // Journal of economic Behavior & Organization. 2016. Vol. 124. Р. 130-145.
14. Karen T. The Impact of Tax Rate on Activity of Small Enterprises: International Experience and Russian Case // Globalization and its Socio-Economic Consequences: Proc. of the 16th Int. Sci. Conf. Rajecke Teplice, Slovakia: University of Zilina, 2016. P. 2245-2251.
15. Kasper M., Kogler Ch., Kirchler E. Tax Policy and the News: An Empirical Analysis of Taxpayers Perceptions of Tax-Related Media Coverage and its Impact on Tax Compliance // Journal of Behavioral and Experimental Economics. 2015. Vol. 54. P. 58-63.
16. Levaggi R., Menoncin F. Dynamic Tax Evasion with Audits Based on Visible Consumption // Journal of Economics. 2016. Vol. 119. No. 2 (SI). P. 131-146.
17. Melnikov Y. B., Onokhina E. A., Shitikov S. A. The Algebraic Presentation of Research Strategy in the Activity of Tax Authorities // Globalization and its Socio-Economic Consequences: Proc. of the 16th Int. Sci. Conf. Rajecke Teplice, Slovakia: University of Zilina. 2016. P. 1355-1362.
18. Morar I. D. Taxation: Effects and Influences // Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 32. P. 1622-1627.
19. Ellul A., Jappelli T., Pagano M., Panunzi F. Transparency, Tax Pressure and Access to Finance // Review of Finance. 2016. Vol. 20. №1. P. 37-76.
20. Vavrova K., Bikar M. Effective Tax Administration as a Factor Affecting the Competitiveness of Slovakia at the Global Level // Globalization and its Socio-Economic Consequences: Proc. of the 16th Int. Sci. Conf. Rajecke Teplice, Slovakia: University of Zilina, 2016. P. 2324-2331.
***
Economic Model of Tax Authorities' Costs Optimisation and Tax Revenue Receipt
by Andrey L. Anisimov
The paper explores the issue of constructing a uniform system for assessing the performance of tax authorities, including a uniform system of their efficiency. The methodological foundations of the research include finance theory in the part of taxation; main methods are system analysis, structural and functional analysis, and economic-mathematical modeling. The author presents a factor economic-mathematical model of tax authorities' cost optimisation. The researcher analyses the factors influencing tax receipts, elaborates on them and ranks them in order of importance; in addition, he designs a matrix of tax authorities' efficiency, which visualises interaction and relationships between factors behind the efficiency of tax authorities' performance, factors behind optimisation of their activities, factors affecting the volume of tax revenues of a budget, and factors affecting the efficiency of tax receipts' formation. The developed conceptual economic-mathematical model of tax authorities' costs optimisation allows determining and taking into account the variety of these or those indicators, factors, and criteria, and provides an opportunity to exclude or include necessary elements into it depending on the degree of accuracy needed.
Keywords: efficiency; tax revenues; tax authorities; efficiency factors; cost optimisation; economic-mathematical model.
References:
1. Anisimov A. L., Melnikov Yu. B. O metodikakh otsenki effektivnosti deyatel'nosti nalogovykh organov s pozitsii ekonomiko-matematicheskogo modelirovaniya [On the methodologies for evaluation of tax authorities' performance from the perspective of economic-mathematical modelling]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2017, no. 1 (69), pp. 78-90.
2. Anisimov A. L., Shirpuzhev S. V. Ob optimizatsii zatrat na vzimanie nalogov i sborov [On optimization of tax administration costs]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2016, no. 5 (67), pp. 39-45.
3. Guzairov M. B., Aristarkhova M. K., Kuzmina Ye. A. Sovershenstvovanie otsenki effektivnosti deyatel'nosti nalogovykh organov [Improving the evaluation of the tax authorities' efficiency]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya "Ekonomika" - Bulletin of the Moscow Oblast State University. Series. "Economics", 2011, no. 4, pp. 46-51.
4. Kolesnikov V. V. Klassifikatsiya faktorov, vliyayushchikh na effektivnost' formirovaniya nalogovykh dokhodov byudzheta subyekta [Classification of factors affecting the efficiency of tax revenues' formation of ta regional budget]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki - News of the Tula State University. Economic and Legal Sciences, 2010, no. 2-1, pp. 244-249.
5. Kunitsyn D. V., Sinitsyna Ye. S., Khudyaeva L. A. Metodiki otsenki effektivnosti deyatel'nosti nalogovykh organov: vidy, osobennosti, problemy ispol'zovaniya i puti sovershenstvovaniya [Methods for assessing the tax authorities' efficiency: Types, features, problems of use and ways to improve]. Sibirskaya finansovaya shkola - Siberian Financial School, 2004, no. 3, pp. 69-74.
6. Melnikov Yu. B. Ponyatie naglyadnoy modeli s pozitsiy teorii modelirovaniya kontrolya [The concept of a visual model from the standpoint ofthe control modeling theory]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal - Kazan Pedagogical Journal, 2016, no. 1 (114), pp. 62-69.
7. Mishustin M. V. Faktory rosta nalogovykh postupleniy: makroekonomicheskiy podkhod [Factors behind the growth of tax revenues: A macroeconomic approach]. Ekonomicheskayapolitika - Economic Policy, 2016, vol. 11, no. 5, pp. 8-27.
8. Sofin A. A. Uchet zatrat nalogovykh inspektsiy na vypolnenie funktsiy nalogovogo kontrolya [Accounting for the costs of tax inspections to perform the functions of tax control]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13589
9. Filatova Ye. A. Analiz faktorov, vliyayushchikh na velichinu nalogovogo potentsiala regiona [Analysis of factors influencing the size of the tax potential of a region]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii - Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2013, no. 1, pp. 112-116.
10. Casal S., Kogler Ch., Mittone L., et al. Tax Compliance Depends on Voice of Taxpayers. Journal of Economic Psychology, 2016, vol. 56, pp. 141-150.
11. Diller M., Lorenz J. Tax Aggressiveness of Taxpayers With Heterogeneous Income and Uncertainty About Taxable Income. Finanzarchiv, 2016, vol. 71, no. 4, pp. 506-530.
12. Fack G., Landais C. The Effect of Tax Enforcement on Tax Elasticities: Evidence from Charitable Contributions in France. Journal of Public Economics, 2016, vol. 133, pp. 23-40.
13. Hashimzade N., Myles G. D., Rablen M. D. Predictive Analytics and the Targeting of Audits. Journal of Economic Behavior & Organization, 2016, vol. 124, pp. 130-145.
14. Karen T. The Impact of Tax Rate on Activity of Small Enterprises: International Experience and Russian Case. Proc. of the 16th Int. Sci. Conf. "Globalization and its Socio-Economic Consequences". Rajecke Teplice, Slovakia: University of Zilina, 2016, pp. 2245-2251.
15. Kasper M., Kogler Ch., Kirchler E. Tax Policy and the News: An Empirical Analysis of Taxpayers Perceptions of Tax-Related Media Coverage and its Impact on Tax Compliance. Journal of Behavioral and Experimental Economics, 2015, vol. 54, pp. 58-63.
16. Levaggi R., Menoncin F. Dynamic Tax Evasion With Audits Based On Visible Consumption. Journal of Economics, 2016, vol. 119, no. 2 (SI), pp. 131-146.
17. Melnikov Y. B., Onokhina E. A., Shitikov S. A. The Algebraic Presentation of Research Strategy in the Activity of Tax Authorities. Proc. of the 16th Int. Sci. Conf. "Globalization and its Socio-Economic Consequences". Rajecke Teplice, Slovakia: University of Zilina, 2016, pp. 1355-1362.
18. Morar I. D. Taxation: Effects and Influences. Procedia Economics and Finance, 2015, vol. 32, pp. 1622-1627.
19. Ellul A., Jappelli T., Pagano M., Panunzi F. Transparency, Tax Pressure and Access to Finance. Review of Finance, 2016, vol. 20, no.l, pp. 37-76.
20. Vavrova K., Bikar M. Effective Tax Administration as a Factor Affecting the Competitiveness of Slovakia at the Global Level. Proc. of the 16th Int. Sci. Conf. "Globalization and its Socio-Economic Consequences". Rajecke Teplice, Slovakia: University of Zilina, 2016, pp. 2324-2331.
Contact Info:
Andrey L. Anisimov, Cand. Sc. (Econ.), Ural State University of Economics
Associate Prof. of Competition Law and Anti- 62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg,
trust Regulation Dept. Russia, 620144
Phone: (343) 341-20-28
e-mail: [email protected]
Ссылка для цитирования: Анисимов А. Л. Экономико-математическая модель формирования налоговых доходов бюджета и оптимизации затрат налоговых органов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19, № 5. С. 59-71. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-5-5
For citation: Anisimov A. L. Ekonomiko-matematicheskaya model' formirovaniya nalogovykh dokhodov byudzheta i optimizatsii zatrat nalogovykh organov [Economic model of tax authorities' costs optimisation and tax revenue receipt]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - Journal of the Ural State University of Economics, 2018, vol. 19, no. 5, pp. 59-71. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-5-5