Научная статья на тему 'Экономико-маркетинговая система оптимального управления предприятием'

Экономико-маркетинговая система оптимального управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ АКЦИОНЕРНОЕ / УРАВНЕНИЕ СПРОСА / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / МАРКЕТИНГ / ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / БЕНЧМАРКИНГ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ / ЭЛАСТИЧНОСТЬ / ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фёдоров Михаил Васильевич, Канайкина Ольга Викторовна, Леготин Фёдор Яковлевич

Сформулирована экономико-маркетинговая система оптимального управления предприятием, которая относится к системам автоматизированного управления сложными объектами вероятностного типа с обратными связями. Социально-экономическая концепция маркетинга приведена авторами в системе равновесия законов спроса потребителей товаров и услуг и предложений товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фёдоров Михаил Васильевич, Канайкина Ольга Викторовна, Леготин Фёдор Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-маркетинговая система оптимального управления предприятием»

ФЁДОРОВ Михаил Васильевич

Доктор экономических наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор, ректор

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-02-46 e-mail: [email protected]

КАНАйКИНА Ольга Викторовна

Аспирант кафедры ценных бумаг, корпоративных финансов и инвестиций

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-37-06 e-mail: [email protected]

ЛЕГОТИН Фёдор Яковлевич

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятий

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 221-17-88, 218-32-35 e-mail: [email protected]

Экономико-маркетинговая система оптимального управления предприятием1

Ключевые слова: предприятие акционерное; уравнение спроса; обратная связь; маркетинг; оптимальное управление; социально-экономическая концепция; бенчмаркинг; добавленная стоимость; целевая функция; эластичность; закон предложения.

Аннотация. Сформулирована экономико-маркетинговая система оптимального управления предприятием, которая относится к системам автоматизированного управления сложными объектами вероятностного типа с обратными связями. Социально-экономическая концепция маркетинга приведена авторами в системе равновесия законов спроса потребителей товаров и услуг и предложений товаропроизводителей.

Состав и структура парадигмы экономической концепции маркетинга в системе оптимального управления предприятием раскрывается нами через промышленное предприятие-объект как сложную систему вероятностного типа, которая включает следующие подсистемы:

1 Маркетинговая система оптимального управления (МСОУ) относится к единой системе автоматизированного управления (САУ) сложными объектами вероятностного типа с обратными связями и включает: а) операционную производственную подсистему, где обеспечивается прямая связь затрат на «входе» и добавленная стоимость на «выходе» объекта управления предприятием; б) подсистему стратегического маркетинга, которая обеспечивает в САУ отрицательную обратную связь как регулятор МСОУ; в) подсистему научно-технического и производственного развития предприятия «Бенчмаркинг», которая выполняет роль мультипликатора МСОУ: положительная обратная связь обеспечивает достижение целевой функции в рамках единой САУ сложными системами.

© Фёдоров М. В., Канайкина О. В., Леготин Ф. Я., 2009

1) объект управления (предприятие) - операционная производственная подсистема, трансформирующая материальные, трудовые, основные, финансовые и прочие затраты ограниченных ресурсов на «входе» в готовую продукцию, работы и услуги в рамках мониторинга стратегического маркетинга, обеспечивающего организационно-экономический сервис менеджменту для достижения целей на «выходе» [1]. В этом блоке приведена производственная функция постоянных О и переменных трудовых О и материальных О затрат на «входе» /{О , О , О }, передаточная функция производственной подсистемы

С(т о) =

1

п(т о)

ї(т о) = (1— )(1+г )(1+Д)

и ее выходные параметры добавленной стоимости 5 (рис. 1, центральный блок) [4];

2) подсистема управления МСОУ как подсистема мониторинга стратегического маркетинга, отвечающая за оптимальную концепцию «максимизации добавленной стоимости», направленную на выработку сбалансированных показателей и применение стратегических методов принятия решений (рис. 1, верхний блок). Подсистема обеспечивает в системе отрицательную обратную связь на основе стратегических оборотных затрат. Коэффициент отрицательной обратной связи равен:

с {т}=

1

3) определяющая подсистема научно-технического развития «Бенчмаркинг», генерирующая стратегию перспективного инновационного развития, механизмы и методы, направленные на повышение ценности и надежности хозяйственной деятельности предприятия (рис. 1, нижний блок). Подсистема обеспечивает в системе положительную обратную связь на основе амортизационного интегратора как наиболее весомой финансово-стратегической части добавленной стоимости и другие средства Б".

±Д5

П,

а

II. Подсистема МСОУ управления:

«Стратегический маркетинг»

коэффициент отрицательной обратной связи МСОУ

. «М .

і

®{ц} 1-5

№..

2Д..

ю.)

п

I. Производственная подсистема:

«Объект

управления»

передаточная функция МСОУ і

5(ц=) (1-ад+гХІ+А)

®=У+5 Л,

V, % П', П",Н)

III. Подсистема научно-технического развития:

«Бенчмаркинг»

коэффициент положительной обратной связи МСОУ

0(5,)-П’+Й = П'+РхеЧ>7|

___________I

5"

Рис. 1. Синтез экономико-маркетинговой системы оптимального управления предприятием

Соотношение объема продукции как функцию производственных затрат f {О , О , О } и добавленной стоимости S = Q х P - ХО , а также экономико-математи-

J с v т ^г т

ческую модель поэтапного превращения затрат в добавленную стоимость для оценки максимальной целевой функции можно отразить в формуле:

T

S(Qi ) = J f {(Пс,Wv,Wm)х(1 + К)х(1 + Д)-^Пт }dt ® maxS, г = 1,2,..., N.

t=0

Добавленная стоимость как целевая функция универсального типа сочетает в себе интересы государства (налоги), наемных работников и менеджеров (оплата труда), собственников (чистого дохода в виде амортизации и прибыли).

Структура предельной добавленной стоимости представляет собой меру прироста основного капитала - амортизации О , прироста переменного капитала на оплату труда О , прибыли при заданной рентабельности % и налога на добавленную стоимость (НДС) AS.

Экономико-маркетинговая система оптимального управления акционерным предприятием имеет, по нашему мнению, следующую глобальную целевую функцию - максимум добавленной стоимости предприятия S от производства и реализации Q продукции за период времени T

T

S(Q‘ )= J f {(W,Wv,Wm )х(1 + й)х(1 + Д)-^Пт }dt ® maxS, г = 1,2,..., N

t=0

и передаточную функцию системы [4]

W(m о) 1

G(m o)=

S(m o) (l-x )(l+r)(l+Д)

при условиях:

1) подсистема стратегического маркетинга «регулятор МСОУ» - отрицательная обратная связь1.

Маркетинговая целевая функция предприятия с учетом закона потребительского спроса определяет максимально возможный спрос Sd(Q) по формуле:

Ss(Qi) = S(Q0)x-jl + Лp xf + Лх+ ••• + Лх" xД^J® maxSd (Q(),

с передаточной функцией подсистемы [З; 4]

S {m}= 1

G {m}=

Q{m} l- X

Показатели и ограничения МСОУ предприятием:

а) находим эластичность спроса \р добавленной стоимости Б^Р) от N видов продукции предприятия Q., г = 1, 2, ..., N при собственной цене Р по формуле:

1 В САУ термин «управление» не относится к системе повеления, принуждения и насилия. Эту роль в подсистеме МСОУ выполняет регулятор обратной связи - фундаментальный принцип САУ, а именно отрицательная обратная связь (контур, по которому выходной параметр £ возвращается на «вход» МСОУ и вычитается из входного параметра).

Л p =-P xBSb(P) =- P xB(Ao - a x P )

S bp A - ax P bp ’

o

так как производная функция спроса добавленной стоимости Sd(P) по переменной цене P после преобразования равна угловому коэффициенту a (тангенсу угла наклона функции спроса AS от цены P);

B(A - ax P) в в в

--------і = — (A - a x P) = — (A )- —(a xP) = 0 - a xl = -a;

BP BP o BP o BP

то и эластичность спроса \p от цены P составит:

P a xP

Лр =---------------x(-a) =----------.

A - a xP A - a x P

о о

Из уравнения эластичности спроса от цены определяем три состояния спроса: Xp = 1 - уравновешенный спрос; Xp > 1 - ускорение спроса; Хр < 1 - спад;

б) Ao Є Qo - const - неизменный спрос, начальное условие производства и продаж;

л BSe(P) B(Ao - ax P )

в) —в 4 = - производная функция спроса добавленной стоимости

BP BP

Sd(P) по переменной цене товара P;

г) Sd(P) = Ao - a x P - линейная функция спроса добавленной стоимости Sd по цене P (на практике функция спроса носит более сложный характер). Например, кроме собственной цены товара, на спрос влияют цены на идентичные товары конкурентов, однородные, альтернативные, взаимозависимые, взаимозаменяемые и другие товары. Спрос определяется также доходами потребителей и многими другими факторами, которые формируют спрос [1; 2; б; 7];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) определяем эластичность спроса добавленной стоимости Х^' от затрат на рекламу % по формуле:

Лх '= xBSiX0 = X' xB(Ao + a 'xX') = a 'xX'

S(X') BX' Ao + a 'xX' BX' Ao + a 'xX'’

BS (X') B(Ao + a 'xX') где —^—^ = —-— - производная функция спроса добавленной стоимости

BX bx

Sd(%’) по переменной величине затрат на рекламу %';

е) влияние прочих факторов на спрос определяет служба маркетинга также через

показатели эластичности Лх x “гг. Таким образом, интегральная функция спроса добавленной стоимости Sd для нескольких переменных по собственной цене P, по затратам на рекламу %', по прочим факторам (цена товаров конкурента, доход потребителя и др.) принимает общий вид:

Sd (P х', х ")= Ao - a x P + a 'x X + a "x X ",

где a™, a" - угловые коэффициенты эластичности спроса от переменных %', £".

Поскольку эластичность спроса добавленной стоимости Sd(P) от N видов продукции

a x P

предприятия Q , г = 1, 2, ..., N при цене P составляет Лp =---------, то эластичность

Ao - a x P

от собственной цены товара для интегральной линейной функции Sd(P, £'') можно записать Ap {P,X',X''} =----------------------------------------------------------axP , а эластичность от затрат на рекламу

A.o — a XP + a xX + a XX

AX {P,X',X''}=----------axX—------— и т. д.;

Ao — a x P + ax X + a x X

2) подсистема НТР «Бенчмаркинг»: положительная обратная связь - усилитель функции предложений товаропроизводителя1:

Целевую функцию предприятия по максимизации добавленной стоимости с учетом законов и предложения товаропроизводителей Ss(Q.) и спроса потребителей Sd(Q) запишем в виде:

Ss(Q) = S(Q) x jl + Лp x^P- + xf x ^ +... + xs " xj ® max{Ss (Q )< Sd (Q()}, при условиях:

а) спрос опережает предложение: GB (Q. )> Gs (Q.)® maxSs (Q);

б) передаточная функция положительной обратной связи [4]:

р BF

G (S ")°П"+ J—=П"+ F x exp J

Bt

2xT

T +1

где Хр - эластичность предложения добавленной стоимости Б*(Р) через продукцию предприятия Б = fQ., откуда г = 1, 2, ..., N видов продукции от цены Р найдем по формуле:

х, = Р (Р) = Р уд(Во + р х р )

б ар во + р х р ар ’

так как производная функция предложения добавленной стоимости Б (Р) по переменной цене Р после преобразования равна:

дб (р) а (в + р х р ) а а а

-Йт2 = ° =м (Во + р хР) = —(Во) + —(рхР) = 0 + р х1 = р,

др ар ар ар ар

Р 0 хР

то эластичность предложения от цены составит Лр =--------------х 3 = ——------, откуда

Во + р х Р Во + р х Р

Лр = 1 - стабильное предложение добавленной стоимости; Лр <1 - спад производства; Лр > 1 - ускоренное развитие;

ДБ* (Р)

р = tg -д*- = —* - угловой коэффициент, производная функция предложения

добавленной стоимости Б (Р) по переменной собственной цене Р;

В = еот1 - начальное условие объема производства Q и продаж;

Б (Р) = В + в х Р - линейная функция предложения добавленной стоимости Б (Р) по переменной величине Р;

1 Генерирующая подсистема научно-технического и производственного развития МСОУ

действует как положительная обратная связь (контур, по которому выходной параметр Б" возвращается на «вход» системы и складывается с входным параметром), где реализуется парадигма МСОУ предприятия. Целевая функция получает ускорение и переходит на новую ступень экономического развития в режим повышенного гомеостатического уровня добавленной стоимости.

xf - эластичность предложения добавленной стоимости S (P) через продукцию предприятия S = fQ , где i = 1, 2, ..., N видов продукции от амортизационного интегратора F, найдем по формуле:

Xf = F xBS (F) = F xd(C0 + 6 x F) = 6 x F

= S dF = Co + 6 xS dF = Co + 6 x F ’

dS(F) dC + 6 x F)

где —-— = - производная функция предложения добавленной стоимос-

dF dF

ти S (F) по переменной величине амортизационного интегратора F;

G (S>n''+/§ =П''+ F xexp J ||+-j;

Jt dt ^T +1

dS(n'') d(Co + pxn'')

—-—- = - производная функция предложения добавленной стои-

dn'' dn''

мости S (П'') по переменной величине чистой прибыли, направляемой на научно-техническое и производственное развитие предприятия П'';

формула эластичности предложения добавленной стоимости S (П'') по переменной величине чистой прибыли, направляемой на научно-техническое развитие предприятия П'' после дифференцирования, выглядит следующим образом:

,, П'' dS(n'') П'' d(Co + pxn'') p xn''

X = — x—-—- =------------------------------- =-----------,

S dn'' C + p xn'' dn'' C + p xn''

o' o'

Подсистема НТР «Бенчмаркинг» [4; 5] решает в МСОУ следующие концептуальные стратегии: стратегию повышения конкурентных преимуществ в техническом уровне производства за счет расширения и ускорения использования инновационной направленности бизнеса (применение прогрессивной техники и технологии, в том числе нанотехнологий; логистики; механизации, автоматизации и роботизации производственного процесса; модернизации, реконструкции и лизинга при обновлении технологического оборудования; применение компьютерных технологий; применение новых материалов, сырья, топлива, видов энергии, повышающих технический уровень производства); стратегию улучшения организации производства и труда; стратегию изменений структуры, номенклатуры и объема производства продукции; стратегии изменений условий использования природных ресурсов; отраслевые стратегические схемы анализа, планирования концентрации и кооперации, внереализационные и другие стратегии с целью повышения качества продукции (работ, услуг). Устойчивость любой управляемой МСОУ затрат обеспечивается замкнутостью производственных систем с заданной целью. В разомкнутых неуправляемых производственных системах неизбежен кризис, спад, рецессия, так как системе не свойственно целевое функционирование. Так, на рис. 2 приведена модель гомеостатического поведения добавленной стоимости предприятия S (T .

Кривая неизбежной рецессии в неуправляемой, разомкнутой системе - s(T )® min приведена на рис. 2а.

Устойчивый оптимум МСОУ предприятия достигается состоянием S"(T) (рис. 2б). Траектория поступательного расширенного экономического развития заложена не только в чистой прибыли, но и в составе и структуре основного капитала, т. е. в амортизационной и научно-технической политике предприятия, обеспечивающей устойчивое нециклическое развитие всей системы, которая и представляет третий блок в МСОУ предприятия. Именно стратегический бенчмаркинг стабилизирует выходные параметры S(T)= const ® max. Положительная обратная связь играет роль гомеостатического

регулятора, а амортизационный интегратор способен вывести систему на совершенно новую ступень экономического развития и не допустить ожидаемой рецессии.

АУЧТ)

Подсистема развития «Бенчмаркинг» _

стратегических затрат MCOy:+S" S(T) = const —> max

б) бенчмаркинг стратегических затрат / развития S"

а) ..................................

/ ^O-n'.ff^Fxexp/^) /

‘ S(T) —> min

Т, лет

Рис. 2. Модель гомеостатического поведения добавленной стоимости S (T):

а) рецессия в неуправляемой, разомкнутой системе - S (T)® min;

б) МСОУ предприятия с обратными связями S (T)= const ® max

Условие оптимальности основано на применении индекса ускорителя амортизационного капитала [4, 8]. Экспоненциальный амортизационный ускоритель имеет вид:

exp J (Ft) =

2xT

1 +1 T + 1 T

2

ECi '

10~

Е Ci xT

г+-

t G T; t = 1,2,..., T;i = 1, 2, ...,10,

где expJ(Ft) - экспоненциальный амортизационный ускоритель в обороте t G T;

t G T, t = 1, 2,..., T - средневзвешенный оборот амортизируемого капитала, лет;

i = 1, 2, ..., 0 - порядковые номера групп основных средств согласно Закону

«О налоге на прибыль организаций» (гл. 25 Ч. II НК РФ);

C. - среднегодовая стоимость амортизируемых основных средств

i-й группы;

T. - срок жизни техники i-й группы согласно учетной политике

фирмы, лет.

Преобразованный амортизационный интегратор с экспоненциальным ускорителем в развернутом виде принимает вид:

/ ddF=F x expJ (Ft )=F x expJ\T+1

2xE C[

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C+ x tl + C+ x t2 +-----------+ C+о x tlo C x t[a + C2 xt[ +-+ C^ x t[

= exp

Е Ci xT

i=1____________

10

Е Ci

+1

c Or

где I

J r)t

t Є T, t ^ T, i = 1, 2,..., 10,

- амортизационный интегратор, млн р. в год;

=1

=1

=1

t еТ, t = 1, 2,..., Т - средневзвешенный оборот амортизируемого капитала, лет; ехр/(^) > 1,0 - экспоненциальный амортизационный ускоритель в обороте

t еТ.

На рис. 3 показан амортизационный интегратор с экспоненциальным ускорителем при заданных Р1 = 100 млн р. и Т = 2; 3; 4; 5; 10; 20 и 40 лет жизни техники.

250 п

200-

150-

100 -

50-

190

160 .......... х

150

195

181 166

1зз

У*'

100

Экспоненциальный ускоритель: /у = 44,86^п(ж) + 99,909 R2 = 0,9918

10

Рис. 3. Экспоненциальный амортизационный интегратор-ускоритель

T dF r J2XTN

J ~^ = F x exp J| r |, млн р.

T +1

Исследование устойчивости и надежности МСОУ предприятием. «Леверидж-надежность»: критерий оптимальности экономической системы МСОУ. Надежность системы МСОУ можно измерить степенью производственного леверидже Нг Он показывает уровень реакции чистого дохода на изменение прибыли. Введем понятие производственного леверидже, оценивающего финансовую устойчивость Н£, равного отношению

прироста выручки А© к выручке пороговой ©о Е£ = “©©х 100%. В менеджменте считается, что система будет иметь нормальную устойчивость при соблюдении условия:

„ ©-©„

©

: 100 > (25 - 30)%.

Если неравенство переписать в равенство, то нормальной общепризнанной устойчивости в 25% соответствует условие:

„ ©-©„

©

© ©о

: 100 = 25%, откуда = 0,75; ©=—- = 1,33x©0.

© 0,75 о

Чем выше эффект производственного рычага, тем выше риск ЭС попасть в экономический кризис - рецессию. Эффект также можно рассчитать через соотношение доходов и прибылей по формулам:

Y

Пусть доля переменных оборотных затрат У в выручке © равна ?= — тогда © - У =

©’

= П + ^ = 1 - £. Так как Б = © х (1 - £), то, разделив обе части равенства на Б, получим:

1=© >(1

0

4

6

Передаточную функцию системы обозначим как С (ц} = ©(^), где ц - показатель

Б (я)

оценки состояния экономической системы и коэффициент обратной связи от выручки к добавленной стоимости, равный С (я) = ©(Я) = —1—.

Б (я) 1--

Известно, что экономический метод оценки нормативов оборотных затрат основывается на средних остатках предшествующего периода, показателях роста производства в планируемом периоде, учитывается также намечаемое относительное ускорение оборачиваемости

- - Ц + Д« \л Ф2 -Ф1

-2 =-1 х^-------2 х{1------2-1

«1 1 Ф1

где -1, -2 - общий норматив оборотных затрат, установленный в предшествующем (1) и плановом (2) периодах, тыс. р.;

01, П2 - товарная продукция в отчетном периоде (1) и плане (2) в оценке по производственной себестоимости, тыс. р.;

АП2 - прирост товарной продукции в плановом периоде в оценке по производ-

ственной себестоимости, тыс. р.

Ф1, Ф2 - фондоотдача или коэффициент оборачиваемости оборотных средств в отчетном периоде (1) или плановом (2), обороты.

Предложим для более точного определения норматива на плановый период подразделять все нормативы (средние остатки) по отдельным элементам на две группы:

1) статьи затрат, находящиеся в прямой зависимости от объема производства продукции (работ, услуг). Например, сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция, тара, упаковка и пр. - - . В свою очередь, норматив -п по прямым затратам следует откорректировать на величину изменения незавершенного производства как управлю-щее воздействие ±Д-;

2) косвенные статьи затрат, размер которых не находится в прямой зависимости от объема производства. Например, запасные части, приборы, инструменты и прочее обозначим как условно-постоянную часть оборотных средств - -к. Для второй группы планирования нормативов следует учитывать действующий недостаток оборотных средств за ряд последних периодов. Исходя из предложенного деления на две группы

-1 = -п +-к, плановый норматив -2 находим по формуле:

I Ф

1 УV 1

1 —

тыс. р.,

где Ф2 - прирост оборотов в плановом периоде против базисного.

Оценка планового норматива оборотных средств модернизированным способом с учетом прироста товарной продукции, ускорения (замедления) оборачиваемости оборотных средств, а также с учетом коэффициента-дефлятора принимает следующий вид:

-2 = {(-п + Д-) х ^1 + Д^) + -к } х ^ 1 - ДФ^^ х 1п ,

где 1п - базисный интегральный индекс инфляции за период (месяц, квартал, год), отражающий отношение среднего уровня цен в конце п-го периода к среднему уровню цен в начале периода t0 = 1, определяется произведением цепных дефляторов по периодам 1п = 10 х 11 х... х 1п;

Влияние уровня инфляции на реальные нормативы оборотных средств может быть отражено в самих нормативах несколькими способами [5].

Заменяя выручку выражением © = Qx (1 + r )x (1 + A), получим:

Q(1 + r)(1 + A) = - 1

Б 1 --

откуда находим передаточную функцию всей производственной системы, где «входом» является себестоимость продукции О к выходной величине добавленной стоимости Б, т. е. функция

С (я ">=«ТТ ■

Б (я °)

где ц ° - показатель оценки состояния экономической системы от нулевого состояния производственной подсистемы.

Тогда коэффициент обратной связи всей производственной системы от себестоимости к добавленной стоимости будет равен:

С (ц °) = «(я^ _-------1--------;

Б (ц°) (1 --)(1 +0С1 + Д)

а Б = © х (1 - 9, то степень производственного леверидже можно оценить по формулам:

а) при норме устойчивости Н£ = 25%:

„ _©-У_ ©-У = Т+П = ©х(1 --) = Б =

^ П ©-Y-Т ©-Y-T ©-©xI^ x(1 -I) S-S0

_ 1,33x©о x(1 -I) _ 1,33x©о x(14)^4,04,

1,33 x©0 x (1 -|) -0o x (1 -|) 0,33 x©0 x (1 -|)

где АП, A© - изменение прибыли и выручки соответственно, %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Y, ^ - прямые и накладные затраты соответственно;

б) при увеличении устойчивости до 30% SL снижается до HL ~ 3,333;

в) при снижении устойчивости до 20% HL = 5,0 и т. д.

Достаточно устойчивое финансовое состояние находится при HL < 4,04.

Отклонение от нормы приведет к большему риску падения прибыли и скорейшему банкротству при снижении реализации товаров и услуг.

Степень финансового леверидже Нр можно измерить экономической добавленной стоимостью EVA1, которая может находиться по экспертной оценке в соотношении 2 : 3, т. е. расходы по обслуживанию долга Д не должны превышать 0,6 доли после налоговой прибыли, откуда:

П-Н П-0,2 xn 0,8 xn

“ p _----------_-----------------------------_----------------= 2,5,

p (П-Н)-Д (П-0,2 xn)-0,6 x (П-0,2 xn) 0,8 xn-0,48 xn

где Д = 0,6 x (П - 0,2 x П) - долг ЭС;

0,2 - ставка налога в доле прибыли.

Интегральный критерий «леверидж-надежность» HLxp определим формулой:

„ „ _ S x (П-Н)

(S - ^ )x (П-H-Д )

:4,04 x 2,5 «10,01.

L

P

1 EVA (Economic Value Added, ЭДС) - показатель рентабельности, измеряется разностью между чистой после вычета налогов прибылью и средневзвешенными затратами на капитал. Не учитывает амортизационную политику, отложенные налоги, сомнительные резервы на погашение безнадежных долгов и пр.

Вывод: экономическая система имеет статус партнера с высокой ценностью и надежностью при интегральной оценке HL xp = 10,01. Представляет интерес сравнение показателей интегрального леверидже в МСОУ, равного 10,01 ед., с показателем 10 ед. для оценки процветающей ЭС, используемой олимпийской моделью для оценки финансовой устойчивости акционерной компании.

Показатель Olympic Model ОМ (сумма темпов роста выручки и прибыли минус разность темпов выручки и прибыли) оценивается формулой ОМ = (А© + АП) - (А© - АП).

Если Ом < 10, то отмечается высокое качество акций компании; если Ом приближается к 1,0, то это плохой знак для инвестора [6]. Совпадающие параметры оценки устойчивости, определенные двумя способами, следует считать не случайными, а оптимальными.

Источники

1. Годин А. М. Маркетинг : учебник. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К°, 2009.

2. Лагоша Б. А. Оптимальное управление в экономике : учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2003.

3. Левинсон Дж. К. Партизанский маркетинг: простые способы получения больших прибылей при малых затратах / пер. с англ. О. А. Ивановой, А. И. Мороза. М. : ЭКСМО, 2009.

4. Леготин Ф. Я. Стратегический бенчмаркинг добавленной стоимости в экономико-кибернетической системе затрат // Организатор производства. Экономика и финансы. 2007. № 3.

5. Леготин Ф. Я. Экономико-кибернетическая природа затрат. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008.

6. Патрушева Е. Г. Методические основы формирования системы показателей инвестиционной привлекательности компаний // Экономический вестник. 1999. № 1.

7. Просветов Г. И. Экономика предприятия: Задачи и решения : учеб.-практ. пособие. М. : Альфа-Пресс, 2009.

8. Ширенбек Х. Экономика предприятия / пер. с нем. под ред. И. П. Бойко, С. В. Вал-дайцева, К. Рихтера. СПб. : Питер, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.