Научная статья на тему 'Экономико-информационная система мониторинга производственных ресурсов нового поколения'

Экономико-информационная система мониторинга производственных ресурсов нового поколения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ РЕСУРСОВ / СТРОИТЕЛЬСТВО / СТОИМОСТЬ РЕСУРСОВ / ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ / УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / QR-КОД / INFORMATION TECHNOLOGIES / RESOURCE MONITORING / CONSTRUCTION / COST OF RESOURCES / CONSIGNMENT NOTE / COST MANAGEMENT / COST FORMATION IN THE CONSTRUCTION / QR-CODE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силка Дмитрий Николаевич

Мониторинг производственных ресурсов является масштабным и сложным мероприятием, результаты которого необходимы государству и частным предпринимателям. Существует множество подходов осуществления такого мониторинга, которые в первую очередь основываются на запросе информации у поставщиков ресурсов государственными органами. Предлагается новый подход к сбору сведений, учитывающий технические достижения российской экономики, в котором основным инструментарием выступают геоинформационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND INFORMATIONAL SYSTEM OF MONITORING THE PRODUCTION RESOURCES OF THE NEW GENERATION

Monitoring of production resources is a large-scale and complicated measure, the results of which are necessary for the state and for private entrepreneurs. There are many approaches to conducting such a monitoring, which firstly base on the information request from the suppliers of the resources by governmental bodies. The authors offer a new approach to data collection, which takes into account the technical achievements of the Russian economy. The main instrument of this approach is geoinformation technologies.

Текст научной работы на тему «Экономико-информационная система мониторинга производственных ресурсов нового поколения»

УЕБТЫНС

мвви

экономика, управление и организация строительства

удк 33:69

д.Н. силка

НИУМГСУ

экономико-информационная система мониторинга производственных ресурсов нового поколения

Мониторинг производственных ресурсов является масштабным и сложным мероприятием, результаты которого необходимы государству и частным предпринимателям. Существует множество подходов осуществления такого мониторинга, которые в первую очередь основываются на запросе информации у поставщиков ресурсов государственными органами. Предлагается новый подход к сбору сведений, учитывающий технические достижения российской экономики, в котором основным инструментарием выступают геоинформационные технологии.

Ключевые слова: информационные технологии, мониторинг ресурсов, строительство, стоимость ресурсов, товарно-транспортная накладная, управление стоимостью, ценообразование в строительстве, QR-код

высокая динамика развития общества, техники, технологий, стремительное формирование новых рынков и услуг, а также исчезновение существующих требуют от предпринимателей постоянного наблюдения за происходящими изменениями [1—4]. обеспечение производственного процесса происходит в условиях появления различных альтернативных вариантов ресурсного обеспечения [5]. новые возможности могут появляться благодаря выводу на рынок материалов, изделий, комплектующих с новыми параметрами, а также предложению прежнего ассортимента, но с помощью новых технологий. к их числу относятся также вопросы доставки и обслуживания (контракты жизненного цикла как пример), вопросы комплектации, когда изделие может снабжаться дополнительными компонентами, длительность использования приобретенной ценности и др. в рамках единичных сделок процесс поиска таких альтернатив может представляться достаточно посильным мероприятием, а в некоторых случаях даже творческим, не рутинным, а вполне интересным. но для крупных предприятий, где реализуются масштабные проекты, бизнес-процессы и производственные задачи, отслеживание изменений на рынке является достаточно сложным делом [6, 7]. для решения таких задач создаются отдельные департаменты, где требуется не только высокая квалификация специалистов, но и большой их штат, иногда даже приходится обращаться к внешним ресурсам за помощью. имеется в виду приобретение на возмездной основе оперативных сведений рыночной

конъюнктуры, аналитических материалов об имеющейся динамике рынка, заказы на проведение исследований специализированными участниками и др.

таким образом, управление как техническими, так и экономическими системами требует в первую очередь измерения, учета и контроля управляемых объектов и подсистем. Принятие управленческих решений становится тем эффективнее, чем более точная и главное более оперативная информация о происходящих процессах будет иметься в распоряжении. особую актуальность данный вопрос имеет в инвестиционно-строительной сфере. С одной стороны, строительство охватывает практически все сферы экономической жизни общества. С другой стороны, как следствие, в строительстве применяется огромная масса всевозможных ресурсов, материалов, полуфабрикатов, изделий и конструкций, комплектующих и т.д. [8, 9]. Поиски путей улучшения качества информации о движении ресурсов в строительстве среди других отраслей реального сектора экономики ведутся наиболее активно. Это связано с весьма емкой по своему методическому содержанию системой сметного ценообразования, нормами проектирования и др. [10]. для организации строительной деятельности и достижения заданного конечного результата необходимо уметь прогнозировать и планировать движение этих ресурсов, что в условиях их многообразия, а также большого числа поставщиков, территориального рассредоточения деятельности становится крайне трудоемким делом.

данная проблема является весьма актуальной для развитых и развивающихся стран. Принципы рыночной экономики, конкуренция и свободная торговля, глобализация и воздействие мирового рынка на торговые отношения не позволяют все время иметь стабильную и исчерпывающую информацию о наличии и движении тех или иных ресурсов производственной деятельности.

для стран с развитой экономикой благоприятными условиями являются:

• проверенные временем и отлаженные рыночные институты и механизмы;

• устоявшиеся отношения между участниками хозяйственной деятельности, которые с одной стороны системно наблюдают за ресурсным потенциалом, а с другой — являются поставщиками данных ресурсов.

для стран с развитым рынком такое наблюдение является более сложным процессом. например, в США и канаде созданы рыночные институты мониторинга стоимости строительных ресурсов, во главе которых стоят коммерческие предприятия. в сборе и публикации таких сведений заинтересованы и поставщики, и потребители. коммерческие предприятия, регулярно собирающие информацию о рыночных ценах, создают рекламу поставщикам и в целом популяризируют их услуги. При этом для россии механизмы, аналогичные реализуемым в США, канаде и других странах, пусть частично и применяются, но исчерпывающего результата не приносят. Свободные партнерские отношения при нестабильной экономической динамике просто не являются нужными и привлекательными. в свою очередь дифференциа-

ция подходов проявляется не только на практике, но и в науке. многие известные отечественные специалисты активно работают над поиском методов системного управления отраслевыми комплексами и находят достаточно уникальные решения [11—14]. для российской практики нет необходимости слепо копировать зарубежный опыт. во-первых, и там есть свои минусы, во-вторых, и у нас имеют место быть свои уникальные передовые решения, что представлено далее.

Сосредоточившись на отечественном рынке, рассмотрим пути преодоления имеющихся вызовов. По мнению автора, современные проблемы заключаются в попытках решить стоящие задачи системного наблюдения наличия и стоимости ресурсов на рынке с помощью прежних, а порой и устаревших методов. в некоторых случаях проблема обсуждается в плоскости упрощения применяемых методов и требований к наблюдению за ресурсами. но во всех случаях проявляется большая роль человеческого фактора, односторонняя связь представителей структур, занимающихся общением с поставщиками ресурсов с помощью телефонных звонков и запрашивания прайс-листов с ценами и других менее распространенных способов. в свою очередь более широкий взгляд на проблему, выход за отраслевые рамки, применение современных технических средств позволяет выйти на принципиально новый уровень, и что главное — существенно снизить влияние человеческого фактора, субъективных волеизъявлений поставщиков ресурсов на процессы мониторинга данных ресурсов.

По мнению автора, в настоящее время существуют предпосылки и высокая потребность в организации мониторинга ресурсов в рамках перехода к организационно-экономическому укладу более высокого уровня [15—17], а также закрепления в пятом технологическом укладе с предпосылками перехода к шестому. Представляется очевидным, что в рамках существующего уклада становится невозможным принципиальное повышение эффективности наблюдения и мониторинга за ресурсами. Потенциал доступных мер практически исчерпан. По данному вопросу проведем небольшое уточнение. Поставленная Президентом россии задача — создать «умную» экономику — определяет необходимость опережающего развития науки и динамичную реализацию ее достижений [18]. Поскольку эта задача охватывает многие стороны нашей жизни, для оценки успешности ее выполнения требуется особый интегрирующий показатель. на его роль достаточно уверенно претендует понятие «технологический уклад». тенденциями современности является наличие пятого технологического уклада, который заключается в следующем:

• основные отрасли — электроника и микроэлектроника, информационные технологии, генная инженерия, программное обеспечение, телекоммуникации, освоение космического пространства;

• ключевой фактор — микроэлектронные компоненты;

• достижение уклада — индивидуализация производства и потребления;

• гуманитарное преимущество — глобализация, скорость связи и перемещения.

в рамках шестого технологического уклада предусматриваются такие достижения в жизни общества, как индивидуализация производства и потребления, резкое снижение энергоемкости и материалоемкости производства, конструирование материалов и организмов с заранее заданными свойствами. но о шестом технологическом укладе нам говорить рано [18]. доля технологий пятого уклада в россии составляет примерно 10 %, да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50 % технологий относится к четвертому укладу, а почти треть и вовсе к третьему. отсюда понятна вся сложность стоящей перед отечественной наукой и технологиями задачи: для того, чтобы в течение ближайших 10 лет наша страна смогла войти в число государств с шестым технологическим укладом, ей нужно, образно говоря, перепрыгнуть через этап — через пятый уклад.

итак, с учетом изложенного рассмотрим первый блок вопросов для формирования системы мониторинга ресурсов, в рамках которого данная система выходит на принципиально новый уровень организации и эффективности. Первым шагом является повышение соответствия цифровым стандартам и технологиям бухгалтерской документации. для этого предлагается, что федеральная служба государственной статистики утверждает новую форму обязательной к применению товарно-транспортной накладной. в форму данной накладной добавляется QR-код, в котором содержится часть информации из самой накладной. данный код является развитием всем известного штрих-кода, но в отличие от последнего, который нужно сканировать тонким лучом, QR-код определяется специальным сенсором, камерой смартфона, web-камерой на компьютере как двумерное изображение. основное достоинство QR-кода — это легкое распознавание сканирующим оборудованием, что дает возможность использовать его в торговле, производстве, логистике, а также передавать с его помощью существенно больший объем информации (цифры — 7089 знаков, цифры и буквы (латиница) — 4296 знаков).

необходимо введение также принципиально нового параметра — геометки — географических координат предприятия, которое осуществило отгрузку товарно-материальных ценностей. например, министерство экономического развития рф находится по координатам 55.769936, 37.595012. данную координатную информацию можно получить многими способами. как вариант, достаточно открыть карту страны в сервисе «Лндекс. карты», выбрать и приблизить свое местонахождение, далее кликнуть по этой области правой кнопкой мыши, а затем выбрать вопрос: «Что здесь?» (рис. 1, а). После этого, в строке поиска появится координатная информация (рис. 1, б). координатную информацию предприятию, осуществляющему отгрузку товара, достаточно получить единожды и сохранить ее в системе 1С или другой системе, которая применяется бухгалтерскими службами. Сущность представления такой информации показана на рис. 2.

б

Рис. 1. Определение географических координат в сервисе «Яндекс. Карты»: а —

выбор своего положения; б — получение уникальных географических координат (55.769936, 37.595012)

а

Одновременно с действиями Росстата все разработчики программ автоматизированного учета вносят изменения в алгоритмы выгрузки накладной для печати на принтере с учетом включения QR-кода в накладную с указанием соответствующей информации в формате QR-кода. Затем выпускают официальные обновления своих программ (прежде всего для бухучета) с учетом утвержденной государством (Росстат) новой формы накладной. В целом формат привычного применения накладной для бухгалтеров и иных пользователей не

5/2016

меняется. Единственное условие — пользователь бухгалтерской программы не сможет сформировать накладную, пока не сохранит в программе географические координаты.

«

<и н о

0 и

1

я

■о I

Л «

а

13

о

и &

«

о ¡-

I

£

И

ч

03

н

¡г

^

8 о и х

л «

о

Я

13 а

о ь

« « «

13

о

«

12

52 ч о

С

о «

о.

уполномоченный государством (на проведение данных мероприятий и решение других вопросов совершенствования системы наблюдения и мониторинга) орган (рис. 3) также формирует каталог ресурсов, в котором каждому ресурсу присваивается свой уникальный код. данный каталог с учетом его постоянного обновления на регулярной основе передается разработчикам

программ автоматизированного учета (строго установленная периодичность, например раз в неделю). каталог включается в сами программы учета, и при формировании QR-кода на накладной, наименование ресурса выражается именно с помощью цифрового значения.

«

о о а

(D

a

od

I

s a о

u

X

о

<D h О

S о od

a о

13 а

<D

G О

8 о ш

<D

ч g

а н о

■о

h О

43

a s s я

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u

a о

3

Ë

Л

s &

m

о

S рц

вестник 5/2016

Когда любое предприятие осуществляет закупку материальных ценностей, оно получает от грузоотправителя накладную с указанием соответствующих ценностей и фиксацией содержания отдельных позиций накладной в QR-коде. Это действие происходит по умолчанию без всяких административных указаний, так как новая утвержденная форма накладной содержит необходимое, а бухгалтерские программы делают это автоматом.

для практического применения данных новаций, уполномоченный государством орган создает и администрирует интернет-ресурс в едином информационном пространстве с интернет-ресурсом «Открытые данные России» (http://data.gov.ru) при поддержке Минэкономразвития России. Созданный ресурс содержит механизмы размещения данных, полученных по накладным через QR-код. В свою очередь предприятия, фактически закупившие материалы и товары, сканируют QR-код с накладной и загружают сведения на указанный интернет-ресурс. При отсутствии доступа в Интернет они каким-либо образом передают сведения своим партнерам, которые в состоянии сделать загрузку данных на сайт. Получить в цифровом виде сведения с бумажной накладной, сохраненные в QR-коде, можно следующими способами:

• сканирование с использованием специального ручного сканера для считывания линейных и двумерных штрих-кодов 2Б, подключенного к компьютеру;

• фотографирование QR-кода на накладной с помощью цифрового фотоаппарата, смартфона, и последующая обработка фотоснимка на компьютере;

• сканирование кода на накладной с помощью настольного офисного сканера.

Отдельной проблемой в указанных мероприятиях является мотиваци-онный механизм, его содержание представлено на рис. 4. во-первых, предприятия, вовлеченные в работу с системой, не разделяются по отраслевому признаку, порядок работы обязателен для всех. во-вторых, неукоснительное применение системы распространяется на предприятия, участвующие в госзакупках (Федеральная контрактная система, подлежащая в настоящее время непрерывному процессу совершенствования) [18]. На последующих этапах в работу системы вовлекаются госкорпорации, крупные компании страны, в т.ч. естественные монополии (ПАО «РЖД», Газпром и т.д.), далее — саморегулируемые и системообразующие предприятия и т.д. Для этого в ФЗ-44 вносятся необходимые поправки. Когда государственный заказчик осуществляет приемку работ, он в автоматическом режиме сверяет данные по ресурсам, которые применяются подрядчиком, с данными, которые загружены на интернет-ресурс этим подрядчиком. Поскольку каталог ресурсов, которым присвоены коды, постоянно расширяется, заказчик проверяет наличие в системе только тех ресурсов, которые фигурируют в официальном каталоге. Например, можно условно зафиксировать, что, если ресурс еще не занесен в каталог и в общей системе он не известен, то ему при формировании QR-кода присваивается код 00.0000.0000. В последующем такие ресурсы в систему (и на интернет-ресурс) не попадают, пока они не получат некий действительный код (например 12.3 456.7890).

Ключевым моментом работы интернет-ресурса является наличие картографических слоев, куда загружается информация от предприятий. Как было показано выше, специализированный ресурс с картографической информацией интегрируется в портал «Открытые данные России». все сведения по накладным отображаются на карте согласно геометке предприятия, сделавшего отгрузку (геометка, содержащаяся в QR-коде в увязке с другими сведениями по накладной, переносится на интернет-ресурс). в итоге на карте можно увидеть информацию по всей территории страны, при этом говорить о региональной привязке данных не приходится, так как это становится слишком приближенной информацией.

нет необходимости ограничиваться каким-либо фиксированным перечнем наблюдаемых ресурсов, которые сейчас на практике называют ценообразую-щими. Большое количество ресурсов трудно отслеживать в ручном режиме с нужной оперативностью, но в условиях применения компьютерных технологий это становится неактуальным. Учитывая, что в предлагаемой системе мониторинга ресурсов роль человеческого фактора существенно снижается, современные технические возможности позволяют вообще не учитывать фактор количества ресурсов, частоты их загрузки, географической привязки. на карте становятся видны цены на ресурсы, объемы состоявшихся поставок (а не предполагаемых, как это делается сейчас, в т.ч. за рубежом), время осуществления сделок и другая полезная информаций. Схема данных процессов приведена на рис. 5. Оператором картографических сведений и массивов данных являются структуры Роскосмоса, обладающие соответствующими технологиями. в этом отношении у России есть беспрецедентный по мировым масштабам опыт. Роль структур Роскосмоса переоценить нельзя, так как картографические сведения содержат крайне большой объем цифровой информации (гигабайты и терабайты в масштабах страны), поэтому для работы с ней нужны подходящие компетенции и технические средства и наработки.

важным вопросом в организации сбора сведений является создание оператора (администратора) системы (см. рис. 3). Так как мониторинг, анализ и формирование необходимых данных, срезов этих данных не предполагает отраслевых ограничений, то отраслевые министерства в данном случае не подходят. Оператором системы может являться структура, подконтрольная Правительству Рф. но на первоначальном этапе создания данной системы могут быть инициированы пилотные проекты под управлением нижестоящих государственных органов. В процессе выхода системы на полный рабочий цикл отраслевые министерства и другие органы могут получать срезы данных, необходимые для работы в контролируемых ими сферах экономической деятельности. то же министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации может получать сведения о текущем уровне цен на строительные ресурсы в широкой номенклатуре для повышения эффективности применения системы сметного ценообразования. в виде последующего развития предложенной системы можно также представить применение информации по результатам ее сбора для обоснования различных инновационных проектов, контроля их реализации [20, 21] с учетом территориального предложения ресурсной базы и многое другое.

и о

К)

со

о со Со

о (л с

Пользователи системы федерального мониторинга — строительные предприятия и предприятия иных отраслей, в т.ч. поставщики ресурсов и др.

Регистрация е системе с помощью ЭЦП

со т

Г)

—I

Федеральный портал «Открытые данные России»

Реографические проекции местности Ресусное обеспечение Комбинированные сведения

Динамика стоимости ресурсов

Временной разрез Динамика потребности ресурсов

МОТИВАЦИОННЫИ МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОРТАЛОМ

Службы государственных заказников

* -

Загрузка массива данных в электронном виде от поставщиков материалов, товаров, иных грузов*:

1) код товара;

2) ед. измерения (через числовое кодирование);

3) количество;

4) стоимость;

5) дата; +

6) координаты местоположения отгрузки

+ указание реквизитов договора (№, дата)

* могут попучать и передавать сведения по поставкам от субподрядных предприятий, либо поручать им самостоятельно передавать сведения в систему

(Л N О

в)

Заключение государственного контракта

Проверка наличия в портале «Открытые данные России» исполнителей работ по контракту

X

Проверка наличия сведений о материальных и иных ресурсах в отношении конкретных испрлнитепей и контрактов

Подписание актов вы поп не иных работ при наличии сведений о ресурсах на портапе в привязке к конкретному контракту

- АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ

1. Испопнитель контракта передает Заказчику сведения о примененных ресурсах и их кодах при актировании работ

2. Заказчик загружает базу ресурсов и кодов в личный кабинет на портале «Открытые данные России» и сверяет имеющиеся сведения на портале от исполнителя контракта с перечнем ресурсов по полученной базе от исполнителя

Рис. 4. Мотивации работы предприятий с системой

к

s э

л

<D

к

s

о

s о.

Библиографический список

1. Яськова Н.Ю. Перспективы развития строительства в отраслевом формате // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 2 (85). С. 233—236.

2. Калмыкова Т.С. Стратегические подходы к продвижению инвестиционных возможностей региона в развитии промышленного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 35. С. 2—7.

3. Калмыкова Т.С. Многоцелевой характер структурноинвестиционных преобразований экономики // Микроэкономика. 2010. № 1. С. 82—85.

4. Калмыкова Т.С. Организационно-экономический механизм структурных преобразований экономики. Курск, 2010. 200 с.

5. Верстина Н.Г., Таскаева Н.Н., Акимова Е.М. Планирование ресурсного обеспечения инвестиций в объекты городской недвижимости // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12—2 (41—2). С. 285—290.

6. Яськава Н.Ю. Тенденции развития строительных корпораций в новых условиях // Научное обозрение. 2013. № 6. С. 174—178.

7. Канхва В.С. Формирование механизма обеспечения и повышения экономической устойчивости // Вестник МГСУ 2011. № 6. С. 161—166.

8. Дидкавская О.В., Мамаева О.А., Спирина Е.С. Экспертиза, проверка, аудит стоимости строительства: предпосылки, исходные данные и предпроверочный анализ (часть 1) // Сметно-договорная работа в строительстве. 2014. № 11. С. 23—28.

9. Дидкавская О.В., Мамаева О.А., Спирина Е.С. Экспертиза, проверка, аудит стоимости строительства: предпосылки, исходные данные и предпроверочный анализ (часть 2) // Сметно-договорная работа в строительстве. 2014. № 12. С. 23—28.

10. Дидкавская О.В., Ильина М.В., Мамаева О.А., Коновалова М.А. Сметное ценообразование как основа формирования стоимости строительства. Самара : СГАСУ, 2012. 192 с.

11. Алпацкая И.Е. Развитие механизма реализации социальных жилищных программ // Микроэкономика. 2011. № 6. С. 166—168.

12. Алпацкая И.Е. Государственно-частное партнерство и строительство доходных домов : Совершенствование организационно-экономического механизма строительства и реализации доходных домов в московском регионе // российское предпринимательство. 2011. № 11—1. С. 21—26.

13. Яськова Н.Ю. Инновационные метаморфозы инвестиционных циклов // Экономика строительства. 2013. № 3 (21). С. 49—59.

14. KamenetskiiM.I., Yas'kovaN.Y. Administrative resources as a factor in improving the efficiency of the state administration system // Studies on Russian Economic Development. 2015. Vol. 26. No. 2. Pp. 124—131.

15. Силка Д.Н. Методология создания механизма эффективного управления циклом деловой активности в строительстве : автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. М., 2014. 42 с.

16. Silka D.N., Lukmanova I.G., Afanasev А.А., Kasyanov М.А. Synchronization of processes related to economic activity with stages of development of spatially-organized systems // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. Vol. 5. No. 3S. Pp. 121—124.

17. Silka D.N. On priority measures for creating the basis for the development of the russian economy // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. No. 7s. Pp. 310—313.

18. Каблов Е. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. № 4. С. 2—7.

19. Яськова Н.Ю., Соколов В.В. Совершенствование механизма размещения государственного строительного заказа в федеральной контрактной системе // Научное обозрение. 2012. № 6. С. 605—609.

20. Канхва В.С. Методические подходы к оценке стоимости и эффективности инновационных проектов в строительстве // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5—2 (46—2). С. 902—905.

21. Луговая В.П., АбдукадыроваХ.А., Суюнов А.С. Оперативный контроль качества продукции предприятий стройиндустрии // вестник МгСУ. 2015. № 8. С. 161—170.

Поступила в редакцию в феврале 2016 г.

Об авторе: силка дмитрий Николаевич — доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления в строительстве, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НиУ МГсУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, w220@yandex.ru.

Для цитирования: Силка Д.Н. Экономико-информационная система мониторинга производственных ресурсов нового поколения // Вестник МГСУ 2016. № 5.

C. 93—106.

D.N. Silka

ECONOMIC AND INFORMATIONAL SYSTEM OF MONITORING THE PRODUCTION RESOURCES OF THE NEW GENERATION

Monitoring of production resources is a large-scale and complicated measure, the results of which are necessary for the state and for private entrepreneurs. There are many approaches to conducting such a monitoring, which firstly base on the information request from the suppliers of the resources by governmental bodies.

The authors offer a new approach to data collection, which takes into account the technical achievements of the Russian economy. The main instrument of this approach is geoinformation technologies.

Key words: information technologies, resource monitoring, construction, cost of resources, consignment note, cost management, cost formation in the construction, QR-code

References

1. Yas'kova N.Yu. Perspektivy razvitiya stroitel'stva v otraslevom formate [Development Prospects of the Construction Industry in the Branch Form]. Vestnik Irkutskogo gosudarst-vennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Irkutsk State Technical University]. Irkutsk, 2014, no. 2 (85), pp. 233—236. (In Russian)

2. Kolmykova T.S. Strategicheskie podkhody k prodvizheniyu investitsionnykh vozmozh-nostey regiona v razvitii promyshlennogo kompleksa [Strategic Approaches to Promotion of Investment Possibilities of a Region in Industrial Complex Development]. Regional'naya eko-nomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice]. 2013, no. 35, pp. 2—7. (In Russian)

3. Kolmykova T.S. Mnogotselevoy kharakter strukturnoinvestitsionnykh preobrazovaniy ekonomiki [Multipurpose Character of Structure-Investment Changes of the Economy]. Mik-roekonomika [Microeconomy]. 2010, no. 1, pp. 82—85. (In Russian)

4. Kolmykova T.S. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm strukturnykh preobrazovaniy ekonomiki [Organizational and Economical Mechanism of Structural Tansformations in the Economy]. Kursk, 2010, 200 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Verstina N.G., Taskaeva N.N., Akimova E.M. Planirovanie resursnogo obespecheniya investitsiy v ob"ekty gorodskoy nedvizhimosti [Planning of Resource Support of Investment into the City Real Estate Objects]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and Enterpren-ership]. 2013, no. 12—2 (41—2), pp. 285—290. (In Russian)

6. Yas'kova N.Yu. Tendentsii razvitiya stroitel'nykh korporatsiy v novykh usloviyakh [Development Trends of Construction Enterprises in New Conditions]. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review]. 2013, no. 6, pp. 174—178. (In Russian)

7. Kankhva V.S. Formirovanie mekhanizma obespecheniya i povysheniya ekonomiche-skoy ustoychivosti [Forming the Mechanism of Providing and Raising Economical Stability]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2011, no. 6, pp. 161—166. (In Russian)

8. Didkovskaya O.V., Mamaeva O.A., Spirina E.S. Ekspertiza, proverka, audit stoimosti stroitel'stva: predposylki, iskhodnye dannye i predproverochnyy analiz (chast' 1) [Expertise, Eamination, Audit Check of the Construction Cost: Prerequisites, Initial Data and Pretest Analysis (part 1)]. Smetno-dogovornaya rabota v stroitel'stve [Estimate and Contract Work in the Construction]. 2014, no. 11, pp. 23—28. (In Russian)

9. Didkovskaya O.V., Mamaeva O.A., Spirina E.S. Ekspertiza, proverka, audit stoimosti stroitel'stva: predposylki, iskhodnye dannye i predproverochnyy analiz (chast' 2) [Expertise, Eamination, Audit Check of the Construction Cost: Prerequisites, Initial Data and Pretest Analysis (part 2)]. Smetno-dogovornaya rabota v stroitel'stve [Estimate and Contract Work in the Construction]. 2014, no. 12, pp. 23—28. (In Russian)

10. Didkovskaya O.V., Il'ina M.V., Mamaeva O.A., Konovalova M.A. Smetnoe tseno-obrazovanie kak osnova formirovaniya stoimosti stroitel'stva [Estimate Cost Formation as the Basis of Construction Cost Formation]. Samara, SGASU Publ., 2012, 192 p. (In Russian)

11. Alpatskaya I.E. Razvitie mekhanizma realizatsii sotsial'nykh zhilishchnykh programm [Development of the Mechanism of Implementing the Social Housing Programs]. Mikroeko-nomika [Microeconomy]. 2011, no. 6, pp. 166—168. (In Russian)

12. Alpatskaya I.E. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i stroitel'stvo dokhodnykh domov : Sovershenstvovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma stroitel'stva i realizatsii dokhodnykh domov v moskovskom regione [State-Private Partnership and Construction of Guest Houses : Improvement of Organizational and Economic Mechanism of the Construction and Implementation of Guest Houses in the Moscow Region]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Enterprenership]. 2011, no. 11—1, pp. 21—26. (In Russian)

13. Yas'kova N.Yu. Innovatsionnye metamorfozy investitsionnykh tsiklov [Innovative Metamorphoses of Investment Cycles]. Ekonomika stroitel'stva [Construction Economy]. 2013, no. 3 (21), pp. 49—59. (In Russian)

14. Kamenetskii M.I., Yas'kova N.Y. Administrative Resources as a Factor in Improving the Efficiency of the State Administration System. Studies on Russian Economic Development. 2015, vol. 26, no. 2, pp. 124—131. DOI: https://dx.doi.org/10.1134/S1075700715020057.

15. Silka D.N. Metodologiya sozdaniya mekhanizma effektivnogo upravleniya tsiklom delovoy aktivnosti v stroitel'stve : avtoref. diss. ... d-ra ekon. nauk [Methods of Creating the Mechanism of Efficient Business Cycle Control in the Construction : abstract of the dissertation of the Doctor of Economical Sciences]. Moscow, 2014, 42 p. (In Russian)

16. Silka D.N., Lukmanova I.G., Afanasev A.A., Kasyanov M.A. Synchronization of Processes Related to Economic Activity With Stages of Development of Spatially-Organized Systems. International Journal of Economics and Financial Issues. 2015, vol. 5, no. 3S, pp. 121—124.

17. Silka D.N. On Priority Measures for Creating the Basis for the Development of the Russian Economy. Life Science Journal. 2014, vol. 11, no. 7s, pp. 310—313.

18. Kablov E. Shestoy tekhnologicheskiy uklad [Sixth Technological Mode]. Nauka i zhizn' [Science and Life]. 2010, no. 4, pp. 2—7. (In Russian)

19. Yas'kova N.Yu., Sokolov V.V. Sovershenstvovanie mekhanizma razmeshcheniya gosudarstvennogo stroitel'nogo zakaza v federal'noy kontraktnoy sisteme [Improvement of the Mechanism of placing State Construction Order in Federal Contract System]. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review]. 2012, no. 6, pp. 605—609. (In Russian)

20. Kankhva V.S. Metodicheskie podkhody k otsenke stoimosti i effektivnosti in novatsi-onnykh proektov v stroitel'stve [Methodological Approaches to Estimation of the Cost and Efficiency of Innovative Projects in the Construction]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economy and Entrepreneurship]. 2014, no. 5—2 (46—2), pp. 902—905. (In Russian)

21. Lugovaya V.P., Abdukadyrova Kh.A., Suyunov A.S. Operativnyy kontrol' kachestva produktsii predpriyatiy stroyindustrii [Operative Control of Production Quality of Construction Industry Enterprises]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 8, pp. 161—170. (In Russian)

About the author: Silka Dmitriy Nikolaevich — Doctor of Economical Sciences, Associate Professor, chair, Department of Economy and Management in Construction, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; w220@yandex.ru.

For citation: Silka D.N. Ekonomiko-informatsionnaya sistema monitoringa proizvodst-vennykh resursov novogo pokoleniya [Economic and Informational System of Monitoring the Production Resources of the New Generation]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2016, no. 5, pp. 93—106. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.