Эгамов К.Д. студент 1 курса магистратуры специальность «География» Ургенчский государственный университет Республика Узбекистан, г. Ургенч
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ
Аннотация: Железнодорожный транспорт и сеть железных дорог, являются основными элементами территориальной структуры экономико-географических районов. Железнодорожный транспорт играет стратегически важное значение в развитии и формировании экономико-географическими районами, и изучение ее значения изучение является важной географической задачей.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, экономико-географические районы, транспортно-географическое положение, грузопотоки, транспортные узлы.
Egamov K.D. 1st year master's student specialty "Geography" Urgench State University Republic of Uzbekistan, Urgench
ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL SIGNIFICANCE OF RAILWAY
TRANSPORT IN UZBEKISTAN
Abstract: Railway transport and the railway network are the main elements of the territorial structure of economic and geographical regions. Rail transport plays a strategic role in the development and formation of economic-geographical regions, and the study of its significance is an important geographical task.
Key words: railway transport, economic-geographical regions, transport-geographical position, cargo flows, transport hubs.
По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт характеризуется низкой себестоимостью перевозки, эксплуатацией в любое время года и возможностью перевозки больших объемов грузов. Кроме того, при электрификации железная дорога становится наиболее экологически чистым видом транспорта по сравнению с другими видами транспорта. Эти факторы определяют, что
железнодорожный транспорт и в дальнейшем останется основным видом транспорта в нашей республике.40
Хотя на политической карте мира сегодня около 230 стран, 140 из них имеют железные дороги, а остальные вообще не имеют железных дорог. Согласно данным, США занимают первое место по протяженности железных дорог в мире с 205 000 км. Из развитых стран Канада имеет 93,5 тыс. км, Франция — 34,6 тыс. км, Италия — 25,8 тыс. км, Япония — 23,9 тыс. км, Великобритания — 16,6 тыс. км железных дорог. В целом по протяженности железных дорог в мире выделяются следующие крупные страны - США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина, Франция, Германия и Бразилия.
Сегодня железнодорожный транспорт налажен во всех регионах нашей страны. Во всех областных центрах построены современные железнодорожные вокзалы. Железнодорожный транспорт страны имеет меридиональное и широтное направление. Например, железные дороги Навои-Учкудук-Нукус, Учкудук-Султонувайс и Ташгузар-Бойсун-Кумкурган имеют как меридианальное, так и широтное направления. За использование железных дорог и структурных подразделений, обслуживающих перевозочные процессы, действуют 18 межгосударственных соединительных управлений Узбекской железной дороги и Ташкентского, Кокан1ского, Бухарского, Кунгиротского, Каршинского, Термезского региональных железнодорожных узлов.
Независимость страны потребовала более всестороннего развития железнодорожного транспорта. Для этого решается задача создания единой железнодорожной транспортной системы страны. Это создает возможности для дальнейшего развития производительных сил в регионах страны, более широкого использования природных ресурсов с большими запасами.
Результаты регионализации железнодорожного транспорта в Узбекистане показывают, что железнодорожный транспорт налажен во всех экономико-географических районах (позже МГР). В годы независимости особое значение приобрело открытие в нашей стране железных дорог Навои-Учкудук-Нукус, Учкудук-Султонувайстог и Ташгузар-Байсун-Кумкурган. Потому что, эти железные дороги имеют как меридиональное, так и широтное направления. Завершающим этапом формирования единой транспортной системы Республики Узбекистан можно признать запуск в 2016 году железнодорожной сети Ангрен-Пап протяженностью 124 км, соединяющей Ферганскую долину с другими регионами Узбекистана.41
40 Экономическая реформа на железнодорожном транспорте / К. У. Ульджабаев. - Ташкент,1999. - 304 с.
41 Умаров, Х.К. Математическая модель по прогнозированию грузопотока Китая и Южной Кореи между Центральной и Южной Азией / Х. К. Умаров, Е. С. Свинцов // Вестник. Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2017. - Вып. 2 (66). -69-75 с.
В 2020 году протяженность железных дорог общего пользования в Узбекистане составила 4237,5 километров, а за 1991-2020 годы этот показатель увеличился на 120,0%. Средняя 10000 км2. плотность железных дорог, соответствующая территории, составляет 94,4 км.42 Этот показатель в несколько раз ниже показателя развитых стран мира. В частности, плотность железных дорог в 9 раз меньше, чем в Японии, и в 12,5 раза меньше, чем в Германии.43
Исследования показывают, что существуют различия между протяженностью и плотностью железных дорог по экономико-географическим районам. По протяженности железных дорог лидируют Зеравшанский (24,1%) и Нижнеамударьинский (23,2%) экономические районы (табл. 1).
Таблица 1
Показатели железнодорожного транспорта в Узбекистане и
по экономическим районам (2020 г.)
Экономико-географическ ие районы: Длина железных дорог Плотность железных дорог, на 10000 км2 Перевозка грузов Перевозка пассажиров
Км % Тыс., тн. % Тыс., чел. %
Узбекистан 4237,5 100,0 94,4 67209,9 100,0 20125,5 100,0
Ташкентский 364,4 8,6 23,3 20423,0 30,4 10983,0 54,6
Ферганский 564,7 13,4 30,5 8487,7 12,6 785,0 3,9
Зарафшански й 1022,2 24,1 6,1 23580,1 35,1 830,6 4,1
Южный 861,4 20,3 17,7 7710,5 11,5 1035,1 5,1
Мирзачульск ий 441,6 10,4 17,3 4408,2 6,5 5496,3 27,3
Нижне- Амударьинск ий 983,0 23,2 5,7 2600,4 3,9 995,5 4,9
Таблица «Транспорт и связь в Узбекистане - 2021». Подготовлено автором на основе данных статистического сборника.
Также, относительно высокий показатель имеет Южный ЭГР (20,3%). Протяженность железных дорог в Ферганском и Мирзачульском ЭГР составляет 13,4% и 10,4% соответственно. Его доля в Ташкентском ЭГР составляет менее 10%. За последующие 15 лет протяженность железных дорог увеличилась на 155,5 % в Нижнеамударьинском ЭГР и на 126,5 % в Южном ЭГР. Также протяженность железных дорог в Зеравшанском и Мирзачельском ЭГР увеличилась на 116,1% и 113,4% соответственно. За анализируемый период (2000-2020 гг.) протяженность
42 Транспорт и связь в Узбекистане 2020. Статистический сборник. Ташкент, 2021. 15 стр.
43 world development report 2007 year.
железных дорог Ферганского ЭГР увеличилась всего на 7,7%.
Плотность железных дорог в ЭГР неодинакова, что влияет на социально-экономическое развитие каждого ЭГР. Ферганский ЭГР имеет самую высокую плотность железных дорог по ЭГР, которая составила 30,5 км2/км. Также большой показатель характерен для Ташкентского ЭГР (23,3 км2/км). Напротив, наименьший показатель плотности железных дорог у Заравшанского (6,1 км2/км) и Нижнеамударьинского ЭГР (5,7 км2/км). Плотность железных дорог в Южном и Мирзачульском ЭГР относительно высокая (17,7-17,3 км2/км).
В заключение следует отметить, что наличие таких различий между плотностью обычных железных дорог в ЭГР зависит не только от природных, но и от социально-экономических факторов. В частности, некоторые ЭГР имеют большую площадь, но более развиты с социально -экономической точки зрения. Мы можем узнать это из результатов анализа ниже. Согласно исследованиям, существуют резкие различия между объемом перевозимого груза и количеством пассажиров на ЭГР.
По результатам анализа объема грузов, перевезенных на железнодорожном транспорте по ЭГР, в 2020 г. более трети перевезенных грузов пришлось на Зарафшанский ЭГР (табл. 1). Также на Ташкентский ЭГР пришлось около трети перевезенных грузов, а доли Ферганского и Южного ЭГР составили более 12,6% и 11,5% соответственно. Суммарная доля Мирзачульского и Нижнеамударьинского ЭГР составляет более 10%.
Всего, за 2020 год железнодорожным транспортом перевезено 20125,5 тыс. пассажиров. 54% перевезенных пассажиров приходилось на Ташкентский ЭГР. Мирзачульский ЭГР, также вышел в лидеры и на долю этого ЭГР пришлось 27% от общего количества перевезенных пассажиров. Доля остальных ЭГР в пассажиропотоке очень мала (табл. 1).
За период с 2005 по 2020 годы пассажироперевозки железнодорожным транспортом в Республике Узбекистан увеличились на 133,0 %. В Мирзачульском ЭГР этот показатель увеличился в 3,8 раза. Пассажиропоток Ташкентского и Ферганского ЭГР увеличился на 131,2%-165,8% соответственно. Причиной роста пассажиропотока в этих регионах является совершенствование железнодорожного сообщения, особенно то, что железнодорожный транспорт может составить серьезную конкуренцию автомобильному транспорту по цене.
Использованные источники:
1. Экономическая реформа на железнодорожном транспорте / К. У. Ульджабаев. - Ташкент,1999. - 304 с.
2. Умаров, Х.К. Математическая модель по прогнозированию грузопотока Китая и Южной Кореи между Центральной и Южной Азией / Х. К. Умаров, Е. С. Свинцов // Вестник. Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2017. - Вып. 2 (66). -69-75 с.
3.Транспорт и связь в Узбекистане 2020. Статистический сборник. Ташкент, 2021. 15 стр.
4. world development report 2007 year.