Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ / ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ГРУЗОПОТОКИ / ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Эгамов К.Д.

Железнодорожный транспорт и сеть железных дорог, являются основными элементами территориальной структуры экономико-географических районов. Железнодорожный транспорт играет стратегически важное значение в развитии и формировании экономико-географическими районами, и изучение ее значения изучение является важной географической задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL SIGNIFICANCE OF RAILWAY TRANSPORT IN UZBEKISTAN

Railway transport and the railway network are the main elements of the territorial structure of economic and geographical regions. Rail transport plays a strategic role in the development and formation of economic-geographical regions, and the study of its significance is an important geographical task.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ»

Эгамов К.Д. студент 1 курса магистратуры специальность «География» Ургенчский государственный университет Республика Узбекистан, г. Ургенч

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: Железнодорожный транспорт и сеть железных дорог, являются основными элементами территориальной структуры экономико-географических районов. Железнодорожный транспорт играет стратегически важное значение в развитии и формировании экономико-географическими районами, и изучение ее значения изучение является важной географической задачей.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, экономико-географические районы, транспортно-географическое положение, грузопотоки, транспортные узлы.

Egamov K.D. 1st year master's student specialty "Geography" Urgench State University Republic of Uzbekistan, Urgench

ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL SIGNIFICANCE OF RAILWAY

TRANSPORT IN UZBEKISTAN

Abstract: Railway transport and the railway network are the main elements of the territorial structure of economic and geographical regions. Rail transport plays a strategic role in the development and formation of economic-geographical regions, and the study of its significance is an important geographical task.

Key words: railway transport, economic-geographical regions, transport-geographical position, cargo flows, transport hubs.

По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт характеризуется низкой себестоимостью перевозки, эксплуатацией в любое время года и возможностью перевозки больших объемов грузов. Кроме того, при электрификации железная дорога становится наиболее экологически чистым видом транспорта по сравнению с другими видами транспорта. Эти факторы определяют, что

железнодорожный транспорт и в дальнейшем останется основным видом транспорта в нашей республике.40

Хотя на политической карте мира сегодня около 230 стран, 140 из них имеют железные дороги, а остальные вообще не имеют железных дорог. Согласно данным, США занимают первое место по протяженности железных дорог в мире с 205 000 км. Из развитых стран Канада имеет 93,5 тыс. км, Франция — 34,6 тыс. км, Италия — 25,8 тыс. км, Япония — 23,9 тыс. км, Великобритания — 16,6 тыс. км железных дорог. В целом по протяженности железных дорог в мире выделяются следующие крупные страны - США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина, Франция, Германия и Бразилия.

Сегодня железнодорожный транспорт налажен во всех регионах нашей страны. Во всех областных центрах построены современные железнодорожные вокзалы. Железнодорожный транспорт страны имеет меридиональное и широтное направление. Например, железные дороги Навои-Учкудук-Нукус, Учкудук-Султонувайс и Ташгузар-Бойсун-Кумкурган имеют как меридианальное, так и широтное направления. За использование железных дорог и структурных подразделений, обслуживающих перевозочные процессы, действуют 18 межгосударственных соединительных управлений Узбекской железной дороги и Ташкентского, Кокан1ского, Бухарского, Кунгиротского, Каршинского, Термезского региональных железнодорожных узлов.

Независимость страны потребовала более всестороннего развития железнодорожного транспорта. Для этого решается задача создания единой железнодорожной транспортной системы страны. Это создает возможности для дальнейшего развития производительных сил в регионах страны, более широкого использования природных ресурсов с большими запасами.

Результаты регионализации железнодорожного транспорта в Узбекистане показывают, что железнодорожный транспорт налажен во всех экономико-географических районах (позже МГР). В годы независимости особое значение приобрело открытие в нашей стране железных дорог Навои-Учкудук-Нукус, Учкудук-Султонувайстог и Ташгузар-Байсун-Кумкурган. Потому что, эти железные дороги имеют как меридиональное, так и широтное направления. Завершающим этапом формирования единой транспортной системы Республики Узбекистан можно признать запуск в 2016 году железнодорожной сети Ангрен-Пап протяженностью 124 км, соединяющей Ферганскую долину с другими регионами Узбекистана.41

40 Экономическая реформа на железнодорожном транспорте / К. У. Ульджабаев. - Ташкент,1999. - 304 с.

41 Умаров, Х.К. Математическая модель по прогнозированию грузопотока Китая и Южной Кореи между Центральной и Южной Азией / Х. К. Умаров, Е. С. Свинцов // Вестник. Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2017. - Вып. 2 (66). -69-75 с.

В 2020 году протяженность железных дорог общего пользования в Узбекистане составила 4237,5 километров, а за 1991-2020 годы этот показатель увеличился на 120,0%. Средняя 10000 км2. плотность железных дорог, соответствующая территории, составляет 94,4 км.42 Этот показатель в несколько раз ниже показателя развитых стран мира. В частности, плотность железных дорог в 9 раз меньше, чем в Японии, и в 12,5 раза меньше, чем в Германии.43

Исследования показывают, что существуют различия между протяженностью и плотностью железных дорог по экономико-географическим районам. По протяженности железных дорог лидируют Зеравшанский (24,1%) и Нижнеамударьинский (23,2%) экономические районы (табл. 1).

Таблица 1

Показатели железнодорожного транспорта в Узбекистане и

по экономическим районам (2020 г.)

Экономико-географическ ие районы: Длина железных дорог Плотность железных дорог, на 10000 км2 Перевозка грузов Перевозка пассажиров

Км % Тыс., тн. % Тыс., чел. %

Узбекистан 4237,5 100,0 94,4 67209,9 100,0 20125,5 100,0

Ташкентский 364,4 8,6 23,3 20423,0 30,4 10983,0 54,6

Ферганский 564,7 13,4 30,5 8487,7 12,6 785,0 3,9

Зарафшански й 1022,2 24,1 6,1 23580,1 35,1 830,6 4,1

Южный 861,4 20,3 17,7 7710,5 11,5 1035,1 5,1

Мирзачульск ий 441,6 10,4 17,3 4408,2 6,5 5496,3 27,3

Нижне- Амударьинск ий 983,0 23,2 5,7 2600,4 3,9 995,5 4,9

Таблица «Транспорт и связь в Узбекистане - 2021». Подготовлено автором на основе данных статистического сборника.

Также, относительно высокий показатель имеет Южный ЭГР (20,3%). Протяженность железных дорог в Ферганском и Мирзачульском ЭГР составляет 13,4% и 10,4% соответственно. Его доля в Ташкентском ЭГР составляет менее 10%. За последующие 15 лет протяженность железных дорог увеличилась на 155,5 % в Нижнеамударьинском ЭГР и на 126,5 % в Южном ЭГР. Также протяженность железных дорог в Зеравшанском и Мирзачельском ЭГР увеличилась на 116,1% и 113,4% соответственно. За анализируемый период (2000-2020 гг.) протяженность

42 Транспорт и связь в Узбекистане 2020. Статистический сборник. Ташкент, 2021. 15 стр.

43 world development report 2007 year.

железных дорог Ферганского ЭГР увеличилась всего на 7,7%.

Плотность железных дорог в ЭГР неодинакова, что влияет на социально-экономическое развитие каждого ЭГР. Ферганский ЭГР имеет самую высокую плотность железных дорог по ЭГР, которая составила 30,5 км2/км. Также большой показатель характерен для Ташкентского ЭГР (23,3 км2/км). Напротив, наименьший показатель плотности железных дорог у Заравшанского (6,1 км2/км) и Нижнеамударьинского ЭГР (5,7 км2/км). Плотность железных дорог в Южном и Мирзачульском ЭГР относительно высокая (17,7-17,3 км2/км).

В заключение следует отметить, что наличие таких различий между плотностью обычных железных дорог в ЭГР зависит не только от природных, но и от социально-экономических факторов. В частности, некоторые ЭГР имеют большую площадь, но более развиты с социально -экономической точки зрения. Мы можем узнать это из результатов анализа ниже. Согласно исследованиям, существуют резкие различия между объемом перевозимого груза и количеством пассажиров на ЭГР.

По результатам анализа объема грузов, перевезенных на железнодорожном транспорте по ЭГР, в 2020 г. более трети перевезенных грузов пришлось на Зарафшанский ЭГР (табл. 1). Также на Ташкентский ЭГР пришлось около трети перевезенных грузов, а доли Ферганского и Южного ЭГР составили более 12,6% и 11,5% соответственно. Суммарная доля Мирзачульского и Нижнеамударьинского ЭГР составляет более 10%.

Всего, за 2020 год железнодорожным транспортом перевезено 20125,5 тыс. пассажиров. 54% перевезенных пассажиров приходилось на Ташкентский ЭГР. Мирзачульский ЭГР, также вышел в лидеры и на долю этого ЭГР пришлось 27% от общего количества перевезенных пассажиров. Доля остальных ЭГР в пассажиропотоке очень мала (табл. 1).

За период с 2005 по 2020 годы пассажироперевозки железнодорожным транспортом в Республике Узбекистан увеличились на 133,0 %. В Мирзачульском ЭГР этот показатель увеличился в 3,8 раза. Пассажиропоток Ташкентского и Ферганского ЭГР увеличился на 131,2%-165,8% соответственно. Причиной роста пассажиропотока в этих регионах является совершенствование железнодорожного сообщения, особенно то, что железнодорожный транспорт может составить серьезную конкуренцию автомобильному транспорту по цене.

Использованные источники:

1. Экономическая реформа на железнодорожном транспорте / К. У. Ульджабаев. - Ташкент,1999. - 304 с.

2. Умаров, Х.К. Математическая модель по прогнозированию грузопотока Китая и Южной Кореи между Центральной и Южной Азией / Х. К. Умаров, Е. С. Свинцов // Вестник. Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2017. - Вып. 2 (66). -69-75 с.

3.Транспорт и связь в Узбекистане 2020. Статистический сборник. Ташкент, 2021. 15 стр.

4. world development report 2007 year.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.