Научная статья на тему 'Экономика знаний -ориентир для реформы системы высшего образования'

Экономика знаний -ориентир для реформы системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татуев А.А., Лебедев А.В.

В статье рассматриваются основы экономики знаний как воспроизводственного процесса. Анализируются организационно-экономические инструменты формирования новых долговременных издержек применительно к проблемам модернизации системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика знаний -ориентир для реформы системы высшего образования»

Экономика знаний

экономика знаний -

ОРИЕНТИР ДЛЯ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ

ВЫСШЕГО образования

А. А. ТАТУЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы E-mail: tatuev232@mail.ru Южно-Российский государственный университет

экономики и сервиса

А. В. ЛЕБЕДЕВ,

старший преподаватель кафедры менеджмента E-mail: A. Lebedev@h-ecomash.ru Московский институт управления и сервиса

В статье рассматриваются основы экономики знаний как воспроизводственного процесса. Анализируются организационно-экономические инструменты формирования новых долговременных издержек применительно к проблемам модернизации системы высшего образования.

Ключевые слова: экономика знаний, рынок образова-тельныхуслуг, концепция развития высшего образования, модернизация системы высшего образования.

Многолетнее реформирование системы высшего образования пока не показывает требуемой обществом эффективности. В соответствии с этим возникает проблема определения стратегических ориентиров и организационно-экономических инструментов проводимых реформ. Для этого целесообразно проанализировать исторические достижения системы высшего образования и ее явные слагаемые, а также остановиться на перспективах социально-экономического развития страны.

Как известно, наилучший период с точки зрения качества развития российского высшего образования приходился на конец 1950-х — начало 1960-х гг., когда после запуска первых космических спутников Конгресс США признал явные преимущества советской высшей школы. Тогда

средний уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава многократно превышал средний по стране. Если последний был в 1961 г. на уровне 80,6 руб. в месяц, в 1965 — 90,6 руб., в 1970 — 122 руб., то ставки окладов старших преподавателей и доцентов с 1961 г. составляли от 240 до 320 руб., а профессоров — от 450 руб. Таким образом, изначально в оплате профессорско-преподавательского состава было заложено трех-пятикратное превышение уровня средней заработной платы по стране. Кроме того, преподаватели имели ряд существенных льгот по обеспечению жильем, т. е. были не просто социально защищенными, а социально обеспеченными.

Таким образом, финансовая система стимулировала процесс концентрации в высшей школе высокопрофессиональных специалистов на серьезной конкурсной основе, которые своим совокупным трудом создали основы качественного массового высшего образования. Примечательно, что когда в 1980-х гг. средняя заработная плата в стране достигла уровня в 240—280 руб., а уровень оплаты профессорско-преподавательского состава оставался все на том же уровне начала 1960-х гг., то тогда же и начались проблемы с обеспечением кадрового состава высшей школы со всеми на-

ступившими затем негативными последствиями, которые не преодолены и ныне.

С тех пор уровень оплаты труда преподавателей, за исключением отдельных вузов, так и не превышает уровня средней заработной платы.

Современные организационно-экономические инструменты модернизации российского высшего образования в сложившихся условиях пока функционируют неэффективно, а времени на длительное реформирование в соответствии с требованиями перехода к инновационной экономике нет. Поэтому требуется, с одной стороны, кардинальная реконструкция отраслевых организационно-экономических инструментов, с другой стороны, максимальное сохранение имеющегося экономического потенциала высшей школы.

Из анализа бюджета можно сделать вывод, что государство не сможет взять на себя повышенные расходы на высшее образование. Так, по данным Счетной палаты РФ, расходы федерального бюджета по разделу «Образование» в 2006 г. составили 212,4 млрд руб. (0,8 % ВВП), в 2007 г. - 294,6 млрд руб. (0,9 % ВВП) и в 2008 г. - 329,7 млрд руб. (0,9 % ВВП)1.

Для решения основных проблем высшей школы в первую очередь требуется значительное увеличение расходов. Пока оно просто не сопоставимо с зарубежными показателями (если у нас в среднем за год на одного студента тратится немногим более 3 тыс. долл. США, то в Европе этот показатель уже приблизился к 10 тыс. долл., а в США — к 20 тыс. долл.), Этот финансовый разрыв становится фактором неконкурентоспособности не только российского высшего образования, но и всей отечественной экономики.

При таких исходных условиях одним из главных направлений модернизации высшего образования в стране становится поиск и эффективное использование организационно-экономических инструментов предоставления образовательных услуг высшей школы, посредством которых возможно реально улучшить положение дел с финансовым обеспечением отрасли.

Единственный выход из сложившейся ситуации (как показывает и мировая практика) - это активное привлечение средств населения в сферу высшего образования. Таким образом, главным организационно-экономическим инструментом

1 Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2009. № 4.

должен стать тот, который в состоянии эти средства привлекать наиболее эффективно. Дело развития высшего образования становится, по сути дела, делом населения нашей страны, которое принимает на себя проблемы его финансирования. При этом переломить тенденции развития образования, и в особенности финансовую ситуацию, необходимо в ближайшие несколько лет, иначе проигрыш на поле создания инновационной экономики будет неизбежен.

Развитие новых информационных и коммуникационных технологий создало новые условия для возникновения общества знания. Более того, формирующееся глобальное информационное общество обретет свой смысл только в том случае, если станет инструментом для достижения более возвышенной цели - создания в глобальном масштабе общества знания, которое стало бы источником развития для всех стран.

Поэтому для определения целей реформ российской высшей школы необходимо достаточно подробно осветить основные положения общества знаний, так как только тогда станет более понятным вопрос об организационно-экономических инструментах совершенствования отечественной системы высшего образования.

В основе общества знания, как отмечается во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знаний», лежит возможность находить, производить, обрабатывать, преобразовывать, распространять и использовать информацию в целях получения и применения необходимых для человеческого развития знаний. Общество знания опирается на концепцию общества, которое способствует расширению прав и возможностей, что включает в себя понятия множественности, интеграции, солидарности и участия.

Понятие «общество знания» более обширно, чем понятие «технологии, коммуникации и связь», которое часто находится в центре дискуссий информационного общества.

По сути дела, глобальное информационное пространство обретает свой социальный смысл только в том случае, если оно будет способствовать формированию общества знания и будет ориентировано в своем функционировании на развитие прав и возможностей человека. Данная цель имеет еще более важное значение в условиях так называемой третьей промышленной революции, связанной с распространением новых технологий. Соответствующая новая фаза глобализации меняет многие ориентиры и особо выделяет разрывы, существующие между

богатыми и бедными, промышленно развитыми и развивающимися странами, а также разрывы, существующие внутри самих государств. Именно формирование общества знания открывает путь к реальной гуманизации процесса глобализации.

Экономика знаний особо выделяет организационную и технологическую взаимодополняемость, которая существует благодаря новым технологиям между новыми возможностями создания, хранения, передачи информации и человеческим капиталом, способных не только использовать эти технологии, но и модернизировать организационные структуры фирм благодаря так называемому управлению знаниями (knowledge management). Это в совокупности позволяет в максимальной степени задействовать производительный потенциал.

При этом эмпирически наблюдается, что многие виды нематериальной деятельности, связанные с научными исследованиями, образованием и услугами, имеют тенденцию к тому, чтобы занять более значимое место в национальных и мировой экономиках. Доля этих видов деятельности в создании ВВП, особенно наиболее развитых в экономическом отношении стран, постоянно растет.

И здесь необходимо рассмотреть самый сложный вопрос экономики знаний — вопрос осуществляемых издержек. Собственно говоря, в экономической науке от того, как трактуются издержки, в конечном счете, зависит сама идентификация экономической системы. С этих позиций в настоящее время очевиден рост доли расходов при использовании ВВП на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, которая неуклонно увеличивается с середины прошлого столетия. Кроме того, это касается и так называемых невидимых инвестиций (в образование, здравоохранение и т. д.), так как их объем значительно увеличивается по сравнению с видимыми инвестициями (элементы основного капитала, материальные ресурсы и т. д.). А возрастающая роль знаний в экономической деятельности не ограничивается исключительно сферой высоких технологий, она все более распространяется на формы организации производственной деятельности и структуры управления на всех уровнях хозяйства.

В таких условиях невозможным становится определять экономическую целесообразность того или иного вида производственной деятельности только на основе сопоставления доходов и традиционных видов издержек. Как известно, основными видами дохода являются: общий (совокупный) доход как сумма выручки, получаемой от продажи

определенного количества благ; прибыль как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками; средний доход, т. е. доход на единицу проданного блага; предельный доход как приращение дохода за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции.

Совокупность видов издержек, как правило, охватывает: общие (совокупные) издержки как сумму постоянных и переменных издержек; постоянные издержки, не меняющиеся с увеличением или уменьшением объема производства в краткосрочном периоде; средние постоянные издержки, т. е. приходящиеся на единицу выпускаемой продукции; переменные издержки, изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства; средние переменные издержки, т. е. приходящиеся на единицу продукции; средние общие издержки как совокупные издержки на единицу продукции; предельные издержки как приращение издержек, вызванное бесконечно малым увеличением объема производства.

В какой-то мере можно воспользоваться указанными видами издержек, определив их по стоимости осуществляемых затрат для приобретения знаний. Это практически сейчас и делается с определением долей ВВП, приходящегося на эти затраты. Но эффект от таких затрат может проявляться только в долгосрочном периоде, когда меняются все факторы экономического развития. Таким образом, требуемого сопоставления критериев определения рациональности затрат с получаемыми доходами провести невозможно. И тут издержки, связанные с получением и производством знаний, оказываются вне основных рыночных категорий.

Например, согласно так называемому общему принципу теории предельной полезности (при данном уровне знаний и техники) увеличение вложений (в производство какого-либо вида продукта) одного из применяемых ресурсов при неизменном качестве всех остальных ведет к убывающей отдаче от того ресурса, вложения которого увеличиваются. В таких условиях выбор технологии становится экономическим выбором. В частности, это выбор между ценой и заработной платой (стоимость предельного продукта труда должна быть равна уровню заработной платы работника). Но именно неизменность уровня знаний противоречит самой сути экономики знаний, и, следовательно, такой подход уже становится по меньшей мере недостаточным.

Согласно теории альтернативных издержек реальная стоимость какого-либо товара или ус-

луги - это есть неполученная полезность других товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же ресурсов. Это не столько издержки в прямом смысле слова, сколько утраты, но оцениваемые размерами издержек. При таком подходе затраты на производство знаний как будущей категории будут соотноситься с результатами нынешних потребительских предпочтений. А оценивать такое сопоставление невозможно по рыночным критериям.

Также противоречивый результат даст и попытка использовать принципы теории вменения, согласно которой стоимость предельного продукта, полученного благодаря вложению дополнительного количества какого-либо производственного ресурса, должна быть равна рыночной цене этого ресурса.

Функциональные закономерности экономики знаний невозможно будет объяснить и с позиций теории прав собственности, изучающей санкционированные поведенческие отношения, складывающиеся между людьми по поводу использования ими экономических благ. Как известно, эти права собственности, будучи подвержены процессам спецификации (укрепление путем добавления) и размывания (ослабление путем отделения), непосредственно связаны с трансакционными издержками (т. е. издержками в сфере обмена, связанными с передачей прав собственности). При этом углубление общественного разделения труда ведет к росту трансакционных издержек.

Однако, применительно к экономике знаний необходимо рассматривать так называемые общественные блага, которые обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении. В первом случае прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности для остальных, а во втором -распределяется между потребителями по единым для всех правилам, т. е. вне рыночных инструментов. Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

Таким образом, главная особенность экономики знаний (именно как социально-экономической системы) - это новый характер издержек. Эти издержки познания являются комбинированными (социально-рыночными) и представляют собой в условиях информационного общества, с одной стороны, преимущественно индивидуальные затраты труда на протяжении всей жизни и определяют

характер самой жизни, а с другой — совокупные инвестиции общества (частные, корпоративные, государственные и т. п.) в системы образования и науки. Однако в материальные и интеллектуальные результаты они могут трансформироваться только при условии формирования соответствующей общественной кооперации (представляющей собой многоуровневую и разноплановую систему отношений, выходящих далеко за рамки чисто экономических). Таким образом, в основу необходимо положить воспроизводственный подход на длительных горизонтах времени. При этом уже в данное время формируются процессы делокали-зации образовательных услуг и соответствующих издержек.

Эти издержки осуществляются вне рынка, но их совокупный результат оказывается непосредственно на рынке. Долгосрочный характер затрат познания приходит в противоречие с рыночными мотивами в кратко- и среднесрочных периодах. Это проявляется во многих фактах, в частности, в том, что фирмы предпочитают не брать на работу выпускников вузов (так называемая проблема первого найма).

В итоге преимущественно индивидуальные затраты труда на обретение знаний теряют свои мотивировки, что отражается на качестве знаний прежде всего выпускников высшей школы.

Таким образом, общие затраты на высшее образование необходимо сориентировать на опережающий рост индивидуальных затрат труда на обретение знаний (на внутренние мотивы обучающихся). Для этого в основу реформ высшего образования придется ввести новую систему финансирования, в которой необходимо сочетание государственных и частных средств на персональном уровне и для каждого обучающегося. В отечественной практике пока сложилось жесткое разделение бюджетных и платных отделений и вузов.

Как известно, формирование экономики знаний, как одной из наиболее явных тенденций последних десятилетий, сопровождается активным процессом увеличения доли частных пожертвований в высшее образование по всему миру (от студентов, семей, корпораций и др.). По данным ОЭСР (OECD), доля частного финансирования высшего образования возросла на рубеже столетий более чем на 20 %.

Согласно исследованию Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ объем рынка платного высшего образования в 2008 г. составлял

281 млрд руб. В 2010 г. объем этого рынка должен составить 250 млрд руб. Затем на протяжении нескольких лет он будет колебаться на уровне 260—270 млрд руб., но в 2015 г. ожидается его падение до 245 млрд руб.

В 2009 г. число первокурсников, обучающихся за свой счет, сократилось примерно на 35 % по сравнению с прошлым годом. Произошло сжатие рынка и ожидается, что спрос не вернется на прежний уровень в ближайшие несколько лет. При этом количество бюджетных мест для поступающих не сократилось. Таким образом, основное сокращение числа платных мест будет происходить за счет коммерческих вузов, а не платных отделений государственных учебных заведений.

В результате система высшего образования в целом потеряет существенный источник получения финансовых средств для своей модернизации, что будет не вполне рациональным.

Формируемый государством рынок должен быть сориентирован на потребительские предпочтения населения. Как показывают социологические исследования, возможно троекратное увеличение доли расходов населения на услуги высшего образования (в общих расходах на оплату услуг). Именно эти предпочтения населения становятся главной гарантией по реальному увеличению финансирования высшего образования. Население, таким образом, готово принимать на себя материальную ответственность за получение высшего образования, т. е. основная предпосылка для реформы системы высшего образования в современных условиях уже сформировалась. Да-

лее необходимо искать соответствующие формы общественно-государственного взаимодействия на персональном уровне.

Для каждого студента должна быть определена степень государственной финансовой поддержки и созданы условия, поощряющие и стимулирующие дополнительное частное финансирование. Подобное общественно-государственное софи-нансирование на индивидуальном уровне затрат на образование будет наиболее полно соответствовать требованиям формирующейся экономики знаний.

Список литературы

1. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М, Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1.

2. Влияние ЕГЭ на экономическое поведение вузов: доклад директора института развития образования ГУ-ВШЭ И. Абанкиной: материалы семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования» от 10.11.2009. URL: http://www.hse.ru/news/recent/.

3. К обществам знаний: Всемирный доклад ЮНЕСКО / ЮНЕСКО, 2005.

4. Морган Э. В. Диверсификация источников финансирования в системе высшего образования: сравнительный обзор // Университетское управление. 2004. № 2.

5. Экономика, основанная на знаниях / под общ. ред. А. Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС. 2006.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.