УДК 330
А.А. Шакуров
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Россия)
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Обосновывается необходимость разработки стратегии социально-экономического прорыва, которая заключается в формировании нового типа экономической системы, основанной на знаниях. Дается определение знаний как экономической категории, предлагается модель единого экономического поля и принцип приоритетного развития духовного производства в условиях формирования экономики знаний. Основным условием эффективного развития экономики знаний является реализация механизма возврата капитала в те производства, в которых создавалось совокупная прибавочная стоимость продукта.
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ; ЗНАНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО; ЗНАНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ; МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛЯ; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
В последние годы мировая, в том числе и российская, экономика подвергаются активному воздействию различных кризисных явлений, обусловленных резким ограничением природных ресурсов, проблемами экологии и демографии. При этом данные явления и связанные с ними процессы имеют системный характер, что несет в себе очевидную угрозу национальной безопасности страны. В связи с этим актуальным на данный момент становится вопрос стратегического планирования и определения вектора развития отечественной экономики с целью обеспечения высоких конкурентоспособных позиций во всех сферах, отраслях и видах деятельности посредством полного осознания и понимания перспектив раскрытия и углубленного развития интеллектуального потенциала человека, способного перейти на новую экономическую формацию и систему экономики (5-ого или 6-ого технологических укладов) для стремления к достижению абсолютной социально-экономической стабильности в стране и мире [1].
Таким образом, находясь в сложной геополитической и экономической ситуации, государственная власть и правительство РФ, опираясь на инновационные исследования и инновации, полученные представителями научного сообщества в лице Российской академии наук (РАН) и Высшей школы, должны четко представлять себе модель той экономической системы, к которой необходимо стремиться. Она должна представлять собой экономику с уже заданными минимальными параметрами гибкости, динамики роста, способная к саморазвитию, позволяющая эффективно использовать все производственные ресурсы, среди которых знания приобретают стратегическое значение.
Мы считаем, что именно экономика с ее инструментарием способна содействовать реализации интеллектуального потенциала страны на основе развития науки и образования с одновременным повышением их качества и дальнейшей востребованности хозяйственной системой с опорой на современные общественные отношения. Следовательно, все усилия и имеющийся инструментарий должны быть направлены на разработку и реализацию социально-экономической стратегии прорыва в условиях формирующегося постиндустриального общества (учитывая при этом, что господствующими технологиями в российской промышленности остаются технологии 3-го и 4-го технологических укладов) и его экономического фундамента, то есть экономики, основанной на знаниях, или экономики знаний. При этом мы понимаем, что современное экономическое развитие характеризуется комбинационным использованием факторов производства, с одновременным смещением акцента от материальных факторов в создании общественного блага к нематериальным активам, то есть знаниям.
В этой связи резко возрастает роль высшей школы в обществе и доступности высшего образования, предопределяя тем самым приоритетность и значимость данной сфере в процессе формирования исключительно тех компетенций, которые востребованы экономикой знания, с целью их приложения как на существующих, так и в осваиваемых, перспективных секторах экономики. Таким образом, экономика знаний возникла в результате возрастания роли знаний в качестве фактора производства и их влияния на процесс обучения, квалификационные требования к сотрудникам, организацию бизнеса и внедрения инновации в условиях усиливающейся конкуренции в сферах, отраслях и секторах экономики, производства и оказания услуг.
Для того чтобы понять сущность нового типа экономической системы, нам необходимо: во-первых, рассмотреть «знание» как экономическую категорию; во-вторых, проанализировать ее социально-экономическое содержание; в третьих, качественно охарактеризовать человеческий капитал с точки зрения его движения и развития в обществе в целом посредством формирования экономики знаний.
Обращаясь к значению категории «знания», мы можем отметить, что сами знания до середины ХХ века не являлись предметом исследования экономической науки. Начиная с античных времен, знания относились к философскому познанию. В дальнейшем все процессы, связанные с получением, обоснованием, проверкой, распространением и реализацией знаний, изучались социологий, психологией, логикой и другими науками, но не экономикой. Это закономерно объяснялось тем, что только философия впервые установила границы «пространства знания» в трудах Сократа, Аристотеля, Платона, Протагора, Бэкона, Канта, Гегеля, Маркса, дав его первые определения и установив классификацию.
Это не случайно, поскольку только философия в качестве своего основного вопроса рассматривает вопрос об отношении сознания к материи (мышления к бытию, духа к природе) и ставит задачу «рационального
разрешения наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира». Именно философы впервые очертили границы «пространства знания», дали его первые определения и классификации. Наибольший вклад в изучение проблемы внесли Сократ, Аристотель, Платон, Протагор, Бэкон, Кант, Гегель.
Знания - это чистый продукт жизнедеятельности человеческого общества, производимый не только в целях решения каких-то практических задач, но и в целях осуществления самой деятельности познания как таковой: «...Знание как таковое», по мнению философов, представляет собой «единую картину мира...» [2].
Существуют и другие общепризнанные философские определения
знания:
- знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека;
- знание - субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего миров в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.
С одной стороны, границы как философского, так и экономического понимания знания одинаковы - это «единая картина мира».
С другой, разница между философским и экономическим пониманиями знания определяется стоящими перед этими науками целями в области изучения знаний. Философия ищет ответ на вопрос о сущности знания, а экономика - о его продуктовом воплощении. Очевидно, что ответы на эти вопросы будут абсолютно разными.
Возвращаясь к термину «экономика знаний», отметим, что он впервые был введен в 1962 году в применении к одному из секторов экономики Фрицем Махлупом. На данный момент этот термин используют для определения и описания типа экономики, в которой на первом месте стоят знания, а их производство является источником экономического роста. С тех пор «знания» перешли в экономический актив и в ряде стран за счет научных знаний и их рационального применения стало создаваться свыше половины ВВП [3].
В свою очередь, знания проходят этапы трансформации:
- создания (поиск, обобщение, фиксация, развитие, осмысливание, представление в новом виде знаний);
- хранения (преобразование, кодировка, накопление и представление знаний на информационном носителе, внесение в информационные базы);
- передача (процесс переноса знаний между информационными базами, техническими средствами, людьми) [4: 87].
Таким образом, знание является социальным феноменом, которое способно приобретать экономическое содержание, в случае трансформации в некое экономическое благо, выраженное в определенных социальных отношениях [5]. В этом случае знание становится экономическим, стратегическим ресурсом, которое выражается в количественных и качественных факторах производства, воплощаясь в общественном продукте.
Следовательно, возникает необходимость иного переосмысления состава системы экономического поля во взаимодействии трех сфер экономической деятельности (информационного, духовного и материального производства) в связи с рассмотрением процесса производства знаний от их создания в голове человека, кодирования на носитель и материализации в продуктах и услугах. Ведь именно в рамках производимого продукта проявляются сущностные отличия между этими сферами производств.
Информационное производство представляет нематериальный, формализованный продукт; духовное - нематериальный и неформализованный; материальное производство - материальный, формализованный продукт.
Поэтому мы предлагаем, перейти к трехсферной модели экономического поля (рис. 1).
Рис. 1. Трехсферная модель экономического поля
Представленная нами цепочка духовного - информационного -материального производства представляет собой единую технологическую цепочку производства блага через использование приобретенных знаний, то есть целью информационного и материального производств является трансформация знаний, полученных в духовном производстве.
Таким образом, мы приходим к двум выводам:
1. Неэффективная работа духовного производства тормозит научно-технический прогресс (НТП), так как лишает информационное и материальное производства предметов и средств труда.
2. Нереализованные личностные человеческие знания становятся потерянными для общества, поэтому фактическая их материализация является условием самого их существования.
Информационное производство является связующей сферой между духовным производством (источником образов и идей) и материальным (овеществлением идей), при этом сочетая в себе их черты.
В предлагаемой модели экономического поля мы обусловливаем следующие положения:
• существование закономерной взаимосвязи трех диалектических видов производств;
• экономическое/общественное благо - это результат взаимодействия трех сфер экономической деятельности в их специфической форме кооперации;
• реализацию механизма возвратного капитала в те производства, в которых создавалось совокупная прибавочная стоимость;
• заинтересованность материального производства в развитии и расширении духовного производства.
Мы полагаем, что данная модель делает очевидным значение экономики знаний на современном этапе развития, а производство знаний -объектом экономической деятельности, что является основой для любого инновационного продукта.
Социально-экономическая сущность «знания» может выражаться в следующем:
1. Знание является качественной основой для новой социализации человека как активного экономического субъекта в процессе восприятия и трансформации поступающей информации.
2. Знание способствует вовлечению всех видов ресурсов в воспроизводственный процесс.
3. Знание является новым источником увеличения стоимости товаров и услуг.
4. Знание существенно повышает эффективность принятия управленческих решенийи инноваций [6].
Возвращаясь к определению «знания», мы помним, что аутентичной формой является персонифицированное знание. Говоря об экономической роли знания и превращении его в фактор производства (человеческий капитал), следует понимать и брать во внимание те потенции, которые заложены в человеке, наделенного соответствующими знаниями и владеющего специальными навыками и методами их результативного использования.
Отмечаем, что именно сейчас в переходный период экономически происходит модификация и реструктуризация всех факторов производства. Человеческий фактор принимает форму человеческого капитала, который в современной организации занимает место генератора, носителя и пользователя знаний, ведь в производственном процессе знание выступает в формах человеческого капитала, доступной технологии и физического капитала. При этом первые два фактора производства занимают доминирующее положение, и именно они определяют специфику современной экономической системы, что в результате выражается в общественном продукте, содержащем знания [7].
Итак, превращение знания в ключевой производственный ресурс и основной продукт общественного воспроизводства дает нам понимание того, что именно знание как экономическое благо становится стратегическим ресурсом и определяет тенденции развития НТП в обществе в современных условиях.
Кроме того, на основе проведенного нами анализа, мы можем
отметить, что знания становясь фундаментальной экономической категорией, отражают отношения, которые возникают между экономическими субъектами в процессе актуализации научного знания в контексте общественного воспроизводственного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Труфанов С.Н. Грамматика разума или система Гегеля в доступном изложении. Самара: Гегель-фонд, 2003.
3. Дракер П. Посткапиталистическое общество//Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 70-100.
4. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний: для подготовки магистров по направлению "Менджмент". - СПб.: Питер, 2003. - 527 с.
5. Филатов С.А., Сухорукова Н.Г. Знание как социальный феномен // Идеи и идеалы. 2012. Том: 1.No 2. С. 92-101.
6. Гапоненко Н.В. Преобразование знаний в новые рыночные возможности: тенденции и проблемы в секторальной инновационной системе России в области нанотехнологий // Микроэкономика. 2012. N 4. С.80-84.
7. Доничев О., Грачев С. Экономика знаний: новый тип воспроизводства // Проблемы теории и практики управления. 2010.N 11. С.20-27.
Шакуров Андрей Алексеевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная филология» Гуманитарного института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Shakurov Andrey A. - Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University; 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
KNOWLEDGE ECONOMY AS THE DETERMINING FACTOR OF SOCIETY
DEVELOPMENT TRENDS
The need for the development of the strategy of social and economic breakthrough, which is based on the formation of a new type of economic system based on knowledge. The authors point out that knowledge defines all features of socio-economic processes in the new economic conditions. The article defines knowledge as an economic category, proposing a model of a single economic field and the principle of priority development of intellectual products in the emerging knowledge economy. The article concludes that the basic condition for the effective development of the knowledge economy is the implementation of the capital return mechanism in the industries creating the aggregate surplus value of the product.
KNOWLEDGE ECONOMY; KNOWLEDGE AS AN ECONOMIC GOOD KNOWLEDGE OF HOW THE CATEGORY MODEL OF ECONOMIC FIELD; THE HUMAN CAPITAL
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016