думать не о том, «как лучше выполнить свою работу», а «какая работа более правильная». Понять, какую работу надо делать дальше, станет важнее, чем продолжать хорошо выполнять прежнюю работу. Наша способность решать социальные и экономические проблемы будет ограничиваться в первую очередь недостатком воображения в оценке возможностей. Задача стоит не в решение проблем, а в поиске новых возможностей (Закон неэффективности - не решайте проблем!).
ЛИТЕРАТУРА
ФОМИЧЕВ М.И.
1. Келли К. Новые правила для новой экономики // Знание - Сила. 1998. № 4.
2. КуперманВ.Г. Бизнес в Интернет. Курс лекций. Часть 1. Как это получается. П. 1.2. Сетевая экономика // http://www.tula.net/tgpu/resources/ebusiness/chapter1_2.htm
3. Колб А.С чего начать или девять основных способов заработать в Интернете // http://neg. by/publication/2003_03_25_2057.html ¡г,
л
I- о
(□ X
СП
а
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ 2
СИСТЕМА РОССИИ Ш
о
- ь
Формирование реальной национальной стратегии экономики знаний зависит от реализа- □
ции потенциала и осознании места России в мире, её дальнейших действий. При этом осно- О вой роста выступает когнитивная экономика, или экономика знаний третьего тысячелетия.
Однако реальные экономические показатели, характеризующие состояние экономики ^
России, далеки от желаемых: по уровню наукоемких технологий в мировом сообществе наша о
страна находится в третьем десятке стран. В свою очередь, выбор национальной концепции ш
инновационного развития и экономической стратегии заключается в подборе параметров ^
развития экономики не только на ближайшие 5-10 лет, но и охватывает более далекий го- ^
ризонт: 25-30 лет, в течение которых и может произойти кардинальный перелом. На сегод- §
няшний день актуальна задача «мягкого» вхождения России в мировой рынок, но могут быть > и «твёрдые» варианты.
В контексте вступления России в ВТО, необходимо отметить, что неоднородность сопос
0
1
тавляемых параметров стран мира, как членов ОЭСР, так и остальных, показывает неблаго- ф
приятную картину, не отражающую потенциала России в мировом сообществе (по индексу о человеческого развития Россия находится на 71 месте; по объёму ВВП - во втором десятке,
ВВП на душу населения - соответственно, попадает в 6-7 десяток стран). Неоднозначна и ^
инновационная концепция развития России: отметим лишь, что в официальных программах о
речь идёт о среднесрочном прогнозе на ближайшие 5-10 лет, а также о возможных тенден- о
циях общего роста и удвоения ВВП. о
Значит ли это, что возможности прорывного развития России утеряны или исчерпаны, а о новая парадигма развития отсутствует?
Согласно концепциям ООН, ВТО и ОЭСР, в том числе идее устойчивого развития, в подхо- о
дах к данной проблеме выделяются два уровня: национальный и глобальный [1]. В структу- ^
ре экономики знаний финансы и управление становятся ключевыми факторами, приобретая х
многоцелевой и сетевой характер - не в последнюю очередь благодаря глобализации. Одна- о
ко нефтяной разогрев экономики ведёт к излишнему расширению масштабов финансовой т экономики, а не инновационных инструментов развития.
Серьёзной проблемой является то, что «голландская болезнь» российской экономики су- о
щественно ограничила темпы экономического роста в противовес эндогенному экономичес- | кому росту, связанному с научно-техническим перевооружением. Интеграцию различных
решений, связанных с глобальными трансформациями в Европе и новых индустриальных ^
странах, возможно реализовать в рамках кластерной экономики, или экономики знаний. ^
Информационные технологии радикальным образом изменили технологическую картину современной экономики. Еще Йозеф Шумпетер определил инновации как существенный и базовый признак экономической динамики общества. Сегодня без осуществления инновационного рывка Россия отстанет от развитых стран навсегда.
Каковы возможности инновационного роста на данный момент?
Эволюция экономики на фоне волны Кондратьева - Элиотта позволяет оптимистически оценивать перспективы России, возможности её стратегического роста и перспективы экономической политики и качественных изменений в экономике.
Согласно базовым определениям инновационной деятельности, инновации и инновационные технологии являются качественными инструментами экономической динамики.
В категорию «инновация» мы вкладываем следующие понятия: изготовление нового продукта; внедрение новых технологий; освоение нового рынка сбыта; получение нового источника сырья; проведение существенной реорганизации [2, с. 159]. Р) Перечень Федеральных целевых программ включает в себя прорывные направления по .о развитию высоких технологий. Анализируя процессы инновационного развития за рубежом, о отметим, что качественный рост начинается с роста технологического потенциала. ® Критерием инновационной деятельности является качественная трансформация субъекта экономической деятельности, механизмом инновационного развития прежде всего высту-? пает реструктуризация инвестиционного процесса - увеличение доли прямых и портфель-^ ных инвестиций. Производным процессом является реинвестирование в ключевые отрасли, Ш активизирующее рентные и воспроизводственные процессы.
| Инструментом приоритетного развития отраслей является субсидиарная поддержка. I- Рост затрат на НИОКР (который сегодня составляет 0,3% ВВП) - ключевой фактор развития ^ отраслей-локомотивов. Стимулирование НИОКР зависит, в свою очередь, от равновесия пре-□ ференций и возможностей.
^ Инновационный комплекс может быть создан при достаточно высоком уровне развития технологий и мобильности трудовых ресурсов. Актуальна также проблема создания системных трансформеров на уровне экономики знаний. При этом ситуация во многом зависит
0 от организационных форм собственности. Фонды поддержки малого предпринимательства | венчурных центров действуют пока неэффективно - доля инновационных разработок нео высокая. В свою очередь, коэффициент наполнения инвестиционных программ по основным ш министерствам по соотношению внебюджетных и бюджетных трансфертов сопоставим по
1 показателю непроцентных расходов ВВП - что указывает на низкую транспарентность пла-о тежей и невысокую долю накопления ВВП.
о Для решения задачи инновационного развития России необходимо взаимодействие ^ участников инновационного процесса и выработка общих механизмов регламентации
инновационной экономической политики и экономики знаний. £1 На региональном уровне необходимо взаимодействие субъектов инновационной де-< ятельности, в число которых входят инновационные фирмы, банки, инвестиционные комо пании, связанные с конъюнктурой и механизмами рынка. Налоговое администрирование ф и межбюджетные отношения требуют новых подходов на региональном и государственном о уровне - макро, микро и мезо решений.
о Стратификация некоторых национальных проектов и финансовых кластеров в управляющие ¡2 потоки нивелируют точки входа и порог входа на рынок на достаточно высоком уровне - совре-
0 менные средства обслуживания (фасилитис) и технолого-инвестиционные переделы экономики ^ (альтернативное топливо) не обеспечивают благоприятных тенденций и разбалансированы.
| Разогрев экономики ведёт к стратегии эмпирического оценивания агентом рынка агре-^ гатов управления с точки зрения сценария множественной регрессии (распределению остатков устойчивых функциональных зависимостей) своих стратегий - или как устойчивая
1 независимая вертикаль как функция управления и прогнозирования моделей рынка при ф неопределенных условиях предпочтений и ожиданий портфельного инвестора и общего | состояния рынка.
о В глобальной экономике и экономике ТНК возможности линейного прогресса уже ис-9 черпаны. Мобильность капитала достаточно эффективна, однако эластичность ожидаемого ^ эффекта (эффект производительности денег) и возможных тенденций потребления капита-
ла - путём подбора вариантов равновесия ^^М (множественная регрессия факторов ВВП) определяется общим спросом на деньги. В условиях дефицита капитала и низкого мультипликатора возникает эффект низкой капитализации - низкой инновационной чувствительности капитала в смешанной экономике. Этот момент, на наш взгляд, объясняет возможность структурных сдвигов в экономике в рамках нейтральных сценариев.
Такова долгосрочная тенденция российского фондового рынка по темпам обменных процессов и транпарентности платежей.
К числу ключевых параметров инновационного комплекса относятся следующие группы факторов:
1. Валовые накопления.
2. Структура, накопление и потребление ВВП.
3. Эффективность финансового сегмента.
4. Амортизация.
5. Инвестиционные ожидания. р] Нехватка инвестиций оправдывает низкий уровень качества современных инвестицион- ц
ных инструментов. о
Эффективность инноваций определяется соотношением масштаба проектов с элемен- ® тами их возможной капитализированной оценки, что невозможно без методов финансового инжиниринга и новых технологий инвестирования - топологии, нейронные алгоритмы, ? фрактальные методы. ^
Элементы регулирования связаны с заданными параметрами эффективности знаний и Ш технологий как правило индикативно - система венчурных фондов, например. В основном ^ оценка последствий происходит на уровне экономического роста дефляции апостериори, а I-инфляции - ex апЪо. ^
В российской экономике выделяются региональные, макроэкономические и инвестици- □ онные аспекты инноваций. Особенно значим институциональный фактор инноваций, свя- ^ занный с индивидизацией и агрегированием потребительских предпочтений и спроса, появлением нового класса собственников.
Термин «регионализация» в данном контексте обозначает процесс выведения инновацион- о ных отраслей в места потенциального спроса методом подключения финансовых механизмов и | формирования целевых трансфертов на формирование инновационной инфраструктуры. о Инвестиционные процессы надо систематизировать там, где системный эффект экономи- ш ки знаний значительно выше. Отметим, прежде всего, область экономических приоритетов ^ и оценки текущей волатильности фондового рынка, транспарентности прямых инвестиций д в экономику и любого другого параметра инновационных инвестиций, что значимо для эф- о фективного роста реальной экономики. ^
В неоклассических моделях соотношение между доходом и капиталом, как и прирост производительности труда, задаются эндогенно. Однако подобное допущение незначительно а влияет на вид модели. Экономический рост в этих моделях объясняется научно-техническим с прогрессом, задаваемым экзогенно (как отмечает Солоу, только при независимом изменении о темпов научно-технического развития возможен рост подушевого дохода). ^
В моделях экономического роста третьей волны также используется целый ряд допуще- о ний, которые требуют специального обоснования. Наиболее известные из них (например, о модель Мэнкью, Ромера и Вейля) представляют собой, по сути дела, модификации традиционных производственных функций путём включения третьего фактора - накопленного челове- о ческого капитала; используются также и модели для относительных переменных (например, ^ Барро - для капиталоёмкости). |
Кроме того, в макромоделях, включающих относящиеся к научно-техническому разви- ^ тию показатели, необходимо учитывать особенности сбора соответствующей статистической информации, которая не всегда точно характеризует процессы, протекающие в экономичес- § кой системе. Например, данные о численности учёных и инженеров могут относиться к за- ф нятым в пересчёте на полную занятость, либо ко всем работающим; очевидно, в этом случае | возможны ошибки в расчетах и выводах. По-видимому, можно ожидать, что переход к эконо- о мике знаний потребует изменения системы статистического учёта и уточнения ряда сущест- 9 вующих либо ввода новых показателей (например, сейчас ясно, что традиционный подход к ^
расчёту ВВП требует корректировки, так как с ростом доли инвестиций в науку, образование, здравоохранение и другие отрасли, способствующие повышению человеческого капитала, увеличивается доля учитываемых в ВВП затрат и, соответственно, объём добавленной валовой стоимости).
Очевидно, при исследовании экономической динамики необходимо дополнительно привлекать другие методы, в частности, используемые в системах управления. При этом целесообразно учитывать всю условность предположений о сбалансированности спроса и предложения, необходимости обеспечения бездефицитности бюджета и целого ряда других, в том числе и отмеченных выше. По-видимому, следует исходить из возможности включения в модель национальной экономики специфических для рассматриваемой страны факторов (для Китая, например, это нехватка природных ресурсов и избыток населения, для России - размер территории, избыток природных и дефицит трудовых ресурсов и т.п.). Наконец, при спецификации блоков макроэкономической модели следует учитывать влияние выбранного Р) вида уравнения на динамику выходных переменных. Особое внимание необходимо уделять .о отысканию взаимосвязей между переменными блоков, описывающих динамику показателей о сферы НИОКР и наукоёмкого сектора экономики. Кроме того, для России характерно долгому срочное действие последствий экономического спада, которое необходимо учитывать при спецификации модели.
? В качестве базисной стратегии принимается модель интенсивного роста экономики с раз-^ витием основных экономических, социальных и технологических компонентов развития. Ш Основной тренд оценивается с точки зрения устойчивости и экстраполирует результаты | качественных факторов роста, в том числе темпов прироста основных инвестиций. I- Очень важно показать реальную связь динамики процентных ставок, инфляции, струк-^ турных показателей экономического роста.
□ Государственная финансовая поддержка инновационной и научной деятельности осу-^ ществляется несколькими организациями, созданными при участии государства. К ним относятся:
- Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ); о - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ); | - Российский фонд технологического развития (РФТР);
0 - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере ш (Фонд содействия);
1 - Венчурный инновационный фонд (ВИФ).
о Следует особо отметить, что финансовые возможности государственных фондов весьма
0 ограничены. Так, бюджеты Фонда содействия и РФТР в совокупности составляют около 3% от
1
ф
Что касается расходования средств федерального бюджета на науку, то в соответствии £1 с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» на фи-< нансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назна-о чения из федерального бюджета должны выделяться средства в размере не менее 4% от всей ф расходной части федерального бюджета. В реальности, указанная сумма никогда не выделясь лась, т.е. имело место прямое нарушение действующего законодательства. о Более того, Счётной палатой РФ было выявлено, что уровень расходов был установлен ¡2 без достаточной научной проработки. Но даже с учётом выполнения требований действую-
0 щего законодательства, финансирование науки в России по сравнению с другими развитыми ^ странами находится на низком уровне.
| Отсутствие необходимого финансирования привело к негативным последствиям. Так, по ^ данным РАН, только по 95 научным учреждениям первоочередная потребность на обновление научного оборудования составляла 300 млн. долларов США. В 2004 году на эти цели РАН
1 выделено 788 млн. рублей, а в 2005 году - 1295 млн. рублей, что несопоставимо с реальными ф потребностями. При рассмотрении «Основ политики Российской Федерации в области разви-| тия науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», на совместном о заседании Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета 9 Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким ^ технологиям было принято решение об увеличении бюджетного финансирования развития
всех расходов государственного бюджета на гражданскую науку.
науки. При этом увеличение финансирования ориентировано на норму, определенную в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» о котором уже говорилось выше.
Вместе с тем, перечисленные выше элементы созданной финансовой инфраструктуры (за исключением венчурных фондов) оказались успешными и поэтому целесообразно увеличить размеры финансирования фондов из средств государственного бюджета.
Следует отметить, что это первая в своем роде динамическая модель большой размерности, рассматривающая секторы «экономики знаний» (или новой экономики) в отдельности и учитывающая их взаимосвязь с остальной экономической системой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Черной Л.С. Прошлое или будущее? М., 2003.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1989. ^
3. Johansen L. A multi-sectoral study of economic growth. North-Holland, Amsterdam, 1960. _o
(J
to
--J
ЧЕШЕВ А.С., АЛЕКСАНДРОВ С.А. ?
ФАКТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ ПРИ ФОРМИ- 1Л
РОВАНИИ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГОРОДА jä
(НА ПРИМЕРЕ ЗЕМЕЛЬ ПОД ДОМАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЛОЙ ЗА- I-
СТРОЙКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ) N
□
□
-CU
В настоящее время с введением в действие нового Земельного кодекса РФ происходит все
более интенсивное вовлечение земельных ресурсов в сферу товарно-денежных отношений, ö
а в системе городского землепользования все более значимыми становятся рыночные меха- |
низмы управления с учетом складывающегося уровня цен на земельные участки в городе. о
Особым экономическим инструментом управления в системе городского землепользования ®
является институт земельного рынка, посредством которого происходит перераспределение ^
прав на земельные участки на основе конкурентного спроса и предложения. Земельный ры- q
нок имеет сложную и многогранную структуру. Во многом это обусловлено особой ролью, о
которую играет земля в жизни и деятельности проживающего на ней населения. Наиболее ^
выразительно это проявляется в условиях крупных городов, концентрирующих на ограни- £
ченной территории значительную часть трудовых ресурсов, а также всей социально-эконо- а
мической инфраструктуры. <
Формирование городского земельного рынка тесным образом связано с развитием всего о
города. Расширение объема и видов производства, рост числа его жителей объективно вы- ^
зывают потребность в новых территориях, что увеличивает величину спроса на земельные о
участки и, как следствие, приводит к удорожанию всей земельной недвижимости. Вместе с о
тем рост промышленного производства и населения не может не сказываться на состоянии £
окружающей природной среды. Усиливающееся антропогенное воздействие на городскую о
территорию, как правило, приводит к ухудшению ее экологического состояния, а, следова- ^
тельно, к созданию неблагоприятных условий для жизни и здоровья горожан. Постепенно |
среди прочих факторов образования цен на земельные участки все большее значение стало ^ приобретать состояние окружающей природной среды в данной местности.
В пределах города отмечается четкая пространственная дифференциация уровней за- §
грязнения и степени изменения природных компонентов, что предопределено, с одной сто- ф
роны, особенностями размещения источников загрязнения среды, объемом и характером |
загрязняющих веществ, а с другой - свойствами природных компонентов. Загрязнение окру- о
жающей среды весьма серьезно влияет на сам город, убыстряя разрушение его зданий, соору- 9
жений, промышленного оборудования, коммуникаций и практически всех материально-тех- ^