Научная статья на тему 'Экономика знаний и инструменты конкурентоспособной экономики'

Экономика знаний и инструменты конкурентоспособной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатхутдинов Р. А.

Конкурентоспособная экономика - это результат нового способа мышления и действий, повышающих точность решения за счет более глубокого исследования внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность объекта и применения современных методов и моделей. В статье рассмотрена концепция применения инструментов повышения точности (уменьшения допуска) управленческих решений в любой сфере деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности объектов и эффективности использования ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE ECONOMY AND THE COMPETITIVE ECONOMY BUILDING TOOLS

Competitive economy is based on the new way of thinking and the new steps made to increase the efficiency of the measures taken by doing in-depth research into the internal and external factors influencing the entity competitiveness level changes and by using modern research patterns and methodology. The article examines the concept of using the tools that increase any managerial decisions' efficiency and ensure the entity competitiveness and the resource use efficiency.

Текст научной работы на тему «Экономика знаний и инструменты конкурентоспособной экономики»

УДК 330

Фатхутдинов Р. А., д-р экон. наук, академик АПК, профессор Московской финансово-промышленной академии, член Комитета ТПП РФ по качеству, г. Москва

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ И ИНСТРУМЕНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЭКОНОМИКИ

Конкурентоспособная экономика — это результат нового способа мышленияидействий, повышающих точность решения за счет более глубокого исследования внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность объекта и применения современных методов и моделей. В статье рассмотрена концепция применения инструментов повышения точности (уменьшения допуска) управленческих решений в любой сфере деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности объектов и эффективности использования ресурсов.

Состояние вопроса

В настоящее время в учебной и деловой литературе встречаются понятия «новая экономика» и «инновационная экономика». Под новой экономикой понимается экономика знаний, новых информационных технологий, обеспечивающих повышение качества управления. В Государственном университете управления функционирует Институт новой экономики. Под инновационной экономикой понимаются отрасли или сферы деятельности, ориентированные на производство наукоемкой инновационной продукции.

Однако как новая, так и инновационная экономика, с одной стороны, охватывают только свои специфические сферы деятельности, а с другой — не ориентированы на решение конечной цели — повышение конкурентоспособности объекта как обязательного условия рентабельной работы. Поэтому автором предлагается новый вид экономики — конкурентоспособ-

ная, нацеленная на формирование стратегических управленческих решений в любой сфере деятельности, обеспечивающих конкурентоспособность управляемого объекта.

Конкурентоспособная экономика — это результат нового способа мышления и действий, повышающих точность решения за счет более глубокого исследования внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность объекта, применения современных методов и моделей. Инструменты конкурентоспособной экономики должны применяться при формировании и реализации, прежде всего, стратегических решений в любой сфере деятельности: политической, законотворческой, воспроизводственной, маркетинговой, технологической, информационной, экономической, экологической, социальной, управленческой и др. Должен быть охвачен комплекс сфер.

В настоящее время во всех сферах деятельности принимаются меры по повыше-

нию качества и точности процессов: глобальных информационных технологий, информационной технологии по сопровождению сложных объектов — CALS, нано- и биотехнологий, ISO 9000 — в области качества, ISO 14000 — в области экологии, ISO 26000 — в области социальной ответственности, в области производства — методика «Шесть сигм» и т. д. Чтобы обеспечить

эффективное внедрение перечисленных технологий, необходимо в управлении применять инструменты конкурентоспособной экономики. К сожалению, в западной и российской учебной и деловой литературе отсутствует описание сущности инструментов конкурентоспособной экономики. Ниже приведено авторское описание их сущности (рис. 1 - 3).

Знания Институты Качество Разработка Инновации

власти процессов новшеств новшеств

Страте- Рыночная Реализо- Эффективность экономики Качество

гическая конкуренция ванная жизни населения

конкурентоспособность конкурентоспособность

Рис. 1. Интеграция звеньев цепочки от «знаний» до «качества жизни»

Рис. 2. Деление конкурентоспособности на стратегическую (СК), потенциальную (ПК) и реализованную (РК), конкуренции — на стратегическую и рыночную

Системно мыслить

Комплексно

Глобально

Стратегически

Инновационно, креативно

Эффективно, ответственно

Конкретно действовать

Рис. 3. Мыслить и действовать

Мыслить системно — это значит стоять не внутри объекта, а над ним, смотреть не снизу вверх, а сверху вниз, анализировать сначала внешнее окружение объекта (например, организации) и только потом — его внутреннюю структуру, уметь строить дерево целей (показателей, функций и т. д.) объекта, сориентировав его на конкурентоспособность. Социально-экономическая система (например, организация, город, страна) — не совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющая целью функционирование и связи с внешней средой, а объ-

ект + связи с внешней средой (первично, взгляд вовнутрь).

Опыт экспертизы проектов федеральных концепций, стратегий, программ, законов, проведенных автором данной статьи, свидетельствует, что эти документы разрабатывались специалистами, которые под системой понимают совокупность взаимосвязанных компонентов. Поэтому анализ внешней среды (стран мирового сообщества и глобальных структур) был выполнен бессистемно, не комплексно, а фрагментарно во всех аспектах. Ни один документ, по мнению автора, не может получить положительной оценки.

Методики Экономика + техника + + управление Конкурентоспособность

Рис. 4. Интеграция экономику, технику и управление в методиках (учебниках), ориентация их на конкурентоспособность

В совокупности представленные компоненты составляют интегрированную систему МЭТУК, которая впервые была опубликована автором данной статьи в 1999 г. В данном случае обобщенное слово «методика» включает нормативные акты и документы международного, национального, регионального, отраслевого и корпоративного уровня (рис. 4).

Экономиче- —► Законы ор- —► Научные — Принципы — Методы —► Цели

ские законы ганизации подходы управления и модели

Рис. 5. Инструменты повышения точности решений

К экономическим законам (закономерностям) относятся закон спроса и предложения, закон масштаба, закон возрастания дополнительных затрат, закон убывающей доходности и др. В учебной и деловой литературе не рассматриваются сформулированные автором механизмы действия закона возвышения потребностей и ускорения обновляемости товаров, закон всеобщей экономии времени (с будущим трудом), закон конкуренции как объективный процесс вытеснения с рынка неконкурентоспособных товаров и других объектов. Закон всеобщей экономии времени впервые

был обоснован автором настоящей статьи в 1978 г., закон конкуренции — в 1995 г. Анализ механизмов действия этих законов позволит повысить эффективность рыночных отношений. Однако ни в одном учебнике, кроме тех, которые были опубликованы автором1 они не рассматриваются (рис. 5).

1 См., в частности: Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. М.: Экономика. 2005; Он же. Управленческие решения: Учебник 6-е изд. М.: ИНФРА-М. 2005; Он же. Управление конкурентоспобностью организации: Учебник. З-е изд. М.: Маркет ДС, 2008 и др.

Наряду с анализом механизмов действия экономических законов важно соблюдать законы организации: композиции, пропорциональности, наименьших, синергии, развития и др.

В вышеуказанных учебниках рассматривается 22 научных подхода к управлению: системный, логический, комплексный, стратегический, маркетинговый, инновационный, функциональный, струк-

турный, кластерный и др. Некоторые из них были сформулированы впервые — воспроизводственный, нормативный, эксклюзивный, либо значительно расширены — системный, структурный, маркетинговый.

Принципы управления различными объектами разработаны автором настоящей статьи с соблюдением вышерассмотрен-ных законов и подходов.

Почему? Как? (методики, стратегии, технологии) Что это даст?

(системный анализ) (эффект)

Рис. 6. Переход обучения с ответов на вопросы исторического характера: что, где, когда, на вопросы организационно-технологического и социально-экономического характера:

почему, как, что это даст?

Как западная, так и отечественная учебная литература по различным аспектам управления (функциональным видам менеджмента) очень слабо ориентирована на методологию ответов на вопросы: почему, как, что это даст (рис. 6)?

Стратегический НИОКР ОТПП Производство Сервис потреби- —> Эксплуатация —► Снятие, утилиза-

маркетинг телей ция

Рис. 7. Интеграция по всем стадиям жизненного цикла сложных объектов, показателей их качества и ресурсоемкости

Стадия «стратегический маркетинг», целями которой являются стратегический анализ рынка и разработка нормативов стратегической конкурентоспособности объектов, также была предложена автором данной статьи. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и ОТПП (организационно-технологическая подготовка производства) должны выполняться по нормативам и заданиям, сформулированным службой стратегического маркетинга.

К сожалению, в учебниках «Управление качеством» допущены, на мой взгляд, три

методологические неточности: 1) в учебниках рассматривается не всеобщее качество, а качество продукции. При этом акцент делается не на обеспечении качества процессов, а на контроль качества изготовленной продукции; 2) в состав показателей качества продукции включены показатели ее ресурсоемкости (второй стороны товара); 3) не показано место «качества продукции» среди факторов конкурентоспособности, и часто рассматривается через «и» — «качество и конкурентоспособность», хотя иерархически эти показатели разного уровня.

Применение трехзвенного маркетингового подхода

1. Служба маркетинга (СМ) — рынок (потребитель). 2. СМ — НИОКР, СМ — ОТПП, СМ — производство, СМ — служба сервиса потребителей. 3. СМ — НИОКР, НИОКР — ОТПП, ОТПП — производство, производство — служба сервиса (цепочка взаимной ответственности за конкурентоспособность).

Введение в учебную литературу категории «всеобщее качество»

Рис. 8. Элементный состав понятия «всеобщее качество»

Деление финансового менеджмента на стратегический и тактический

Целью стратегического финансового менеджмента является прогнозирование стратегической доходности и рентабельности каждого будущего товара на конкретных рынках в перспективные периоды. После синтеза стратегической доходности по товарам выполняются функции тактического и операционного финансового менеджмента. Другими словами: сначала нужно научить прогнозировать стратегическую доходность, а потом — делить этот доход.

Очередность системного анализа

1. Формулирование или уточнение миссии системы, анализ своих возможностей. 2. Системный анализ и прогнозирование параметров рынков потребителей. 3. Анализ и прогнозирование параметров макро-, мезо- и микросреды. 4. Системный анализ и прогнозирование параметров рынков поставщиков. 5. Разработка структур, стратегий, планов и других компонентов функционирования и развития объекта.

Переход на методы управления персоналом

(методы: принуждения, побуждения, убеждения)

со структурой в зависимости от степени свободы личности

Например, в одном случае соотношение этих методов, выраженное количественно, может представлять собой следующее: 5+4+1=10. При этом методы принуждения и побуждения являются преобладающими. Методы убеждения используются в меньшей степени.

Во втором случае ситуация выглядит несколько иначе. Здесь доминируют методы принуждения: 8+2+0=10 (рис. 9).

Методы принуждения

+

Методы побуждения

+

Методы убеждения

= результат

Рис. 9. Переход на методы управления персоналом (методы: принуждения, побуждения, убеждения) со структурой в зависимости от степени свободы личности

Дифференциация методов экономического обоснования мероприятий по развитию объекта (например, организации) на входе, в процессе и на выходе

На входе, в процессе и на выходе объекта разные цели, условия, факторы, параметры пространства и времени (рис. 10). Поэтому методика экономического обоснования инвестиций в развитие организации не может быть унифицированной (как принято в учебной литературе). Дифференцированные методы экономического обоснования инвестиций приведены в учебнике «Управленческие решения»2.

В методике экономического обоснования мероприятий вместо «процентной ставки» рекомендуется пользоваться понятиями «ставка накопления» (приведение затрат вперед) и «ставка дисконта» (назад).

Построение матрицы «функции — производственные процессы» в организации производства

К всеобщим функциям, на мой взгляд, следует отнести следующие:

1) организация разработки управленческих решений по данной общей функции;

2) системный анализ проблемы по данной общей функции;

3) прогнозирование;

4) оптимизация и экономическое обоснование;

5) нормирование;

6) оформление решения по данной общей функции. Общие функции:

1) стратегический маркетинг;

2) планирование;

3) организация процессов;

4) учет и контроль (аудит);

5) стимулирование;

6) координация.

2 Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 6-е изд., М.: ИНФРА-М. 2005.

Рис. 11. Построение матрицы «функции — производственные процессы» в организации производства

Состав специфических функций управления определяется содержанием производственного процесса и структурой производственного подразделения, выполняющего этот процесс. Примерный состав специфических функций управления: правовое, нормативно-методическое, ресурсное, информационное, социальное обеспечение, обеспечение безопасности, управление персоналом, маркетингом, финансами, качеством, инновациями, логистикой, комплексным развитием, технологиями, ресурсами, экологией, взаимоотношениями с потребителями и др. (рис. 11).

Общий вывод

Внедрение в теорию и практику управления конкуренцией и конкурентоспособ-

ностью рассмотренных в настоящей статье инструментов позволит повысить точность стратегических управленческих решений в области обеспечения конкурентоспособности российской экономики и повышения ее эффективности.

Первыми этапами этой работы являются совершенствование законодательной базы в области инновационной деятельности и адаптация учебно-методической литературы к проблемам раскрытия сущности и реализации инструментов конкурентоспособной экономики.

Литература

1. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник. 6-е изд. М.: Маркет ДС, 2007.

Статья поступила в редакцию 18 мая 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R. Fatkhutdinov, Doctor of Economics,

member of the Russian Academy of Quality, Professor of Moscow University of Industry and Finance, member of the RF Chamber of Commerce Committee for Quality Issues

KNOWLEDGE ECONOMY AND THE COMPETITIVE ECONOMY BUILDING TOOLS

Competitive economy is based on the new way of thinking and the new steps made to increase the efficiency of the measures taken by doing in-depth research into the internal and external factors influencing the entity competitiveness level changes and by using modern research patterns and methodology. The article examines the concept of using the tools that increase any managerial decisions' efficiency and ensure the entity competitiveness and the resource use efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.