Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: НЕДОСТАТОК ИНВЕСТИЦИЙ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ'

ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: НЕДОСТАТОК ИНВЕСТИЦИЙ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ / БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кодзоков Р.Л.

В статье рассматривается актуальная проблема становления инновационных организационных отношений в здравоохранении, связанных с необходимыми изменениями в процессах формирования и использования ограниченных ресурсов в условиях сложившихся в отрасли противоречивых трендов. Раскрыто практическое исчерпание потенциала ресурсного и инвестиционного обеспечения инструментами всех традиционных моделей развития здравоохранения. Основная цель статьи заключается в поиске приоритетной и эффективной в современных условиях формы интеграции всех разнообразных ресурсов. Обосновывается целесообразность использования теоретических принципов безусловного базового дохода по причинам того, что по итогам многолетних реформ не удалось добиться изменения общих и особенно инвестиционных параметров выделяемых средств. Это фактически исключает опережающее развитие здравоохранения при сохранении противоречивой гибридной модели его функционирования. Предлагается интегрировать потоки государственных средств в здравоохранение в форму безусловного базового дохода с последующим целевым распоряжением непосредственно гражданами. Потенциал непосредственного контроля граждан над всеми ресурсными потоками открывает перспективу оптимизации расходов на здравоохранение и повышения эффективности их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кодзоков Р.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH ECONOMICS: LACK OF INVESTMENT AND THE NEED FOR ORGANIZATIONAL INNOVATION

The article deals with the actual problem of the formation of innovative organizational relations in healthcare related to the necessary changes in the processes of formation and use of limited resources in the conditions of contradictory trends in the industry. The practical exhaustion of the potential of resource and investment provision with tools of all traditional models of healthcare development is revealed. The main purpose of the article is to find a priority and effective form of integration of all diverse resources in modern conditions. The expediency of using the theoretical principles of unconditional basic income is justified for the reasons that, following the results of many years of reforms, it was not possible to change the general and especially the investment parameters of the allocated funds. This effectively excludes the advanced development of healthcare while maintaining a contradictory hybrid model of its functioning. It is proposed to integrate the flows of public funds into healthcare in the form of unconditional basic income with subsequent targeted disposal directly by citizens. The potential of direct control of citizens over all resource flows opens up the prospect of optimizing healthcare costs and increasing the efficiency of their use.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: НЕДОСТАТОК ИНВЕСТИЦИЙ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ»

Экономика здравоохранения: недостаток инвестиций и необходимость организационных инноваций

Кодзоков Расул Латифович

старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербе-кова, rasulk@list.ru

В статье рассматривается актуальная проблема становления инновационных организационных отношений в здравоохранении, связанных с необходимыми изменениями в процессах формирования и использования ограниченных ресурсов в условиях сложившихся в отрасли противоречивых трендов. Раскрыто практическое исчерпание потенциала ресурсного и инвестиционного обеспечения инструментами всех традиционных моделей развития здравоохранения. Основная цель статьи заключается в поиске приоритетной и эффективной в современных условиях формы интеграции всех разнообразных ресурсов. Обосновывается целесообразность использования теоретических принципов безусловного базового дохода по причинам того, что по итогам многолетних реформ не удалось добиться изменения общих и особенно инвестиционных параметров выделяемых средств. Это фактически исключает опережающее развитие здравоохранения при сохранении противоречивой гибридной модели его функционирования. Предлагается интегрировать потоки государственных средств в здравоохранение в форму безусловного базового дохода с последующим целевым распоряжением непосредственно гражданами. Потенциал непосредственного контроля граждан над всеми ресурсными потоками открывает перспективу оптимизации расходов на здравоохранение и повышения эффективности их использования. Ключевые слова: экономика здравоохранения, расходы на здравоохранение, реформы здравоохранения, организационные инновации, безусловный базовый доход, новая экономическая реальность.

Российское здравоохранение находится на сложном системном переломе в своем развитии. С одной стороны, ряд ключевых показателей в последние годы демонстрируют положительную динамику, с другой - продолжает сохраняться существенное отставание от параметров развитых стран. При этом отрасль оказывается под усиливающимся воздействием ряда внутренних и внешних факторов. Особо значимым становится хронический фактор недофинансирования как при советской, так и при рыночной системах национального хозяйства. Последствия мировой пандемии, противоречивость становления частной медицины, формирование новой экономической реальности из-за глобальных политических противоречий последних лет в условиях усиливающегося прогресса цифровых технологий становятся системным вызовом для здравоохранения, которое следует рассматривать и как отрасль экономики, и как пространство экономических отношений.

В таких условиях первоочередной становится задача определения ключевых приоритетов, которые обладают необходимым потенциалом для системного изменения воспроизводственного развития здравоохранения.

В качестве исходной причины современных проблем российского здравоохранения следует рассматривать долговременную и перманентную нехватку ограниченных производственных ресурсов. Так, несмотря на определенные успехи советского здравоохранения, партийное и хозяйственное руководство в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия признавало факт нарастающего отставания реального уровня медицинских организаций от имевшихся тогда возможностей самой медицины. Кстати очень интересный критерий оценки и для современного здравоохранения. На основании таких выводов разрабатывались планы по преодолению отмеченных угрожающих тенденций, в которые входили мероприятия по росту численности организаций и укреплению их материальной базы, ускорению развития медицинской промышленности и внедрению передовых технологий лечения в практику. Несмотря на своевременность и обоснованность таких планов, они оказались нереализованными по причинам действовавшего в советской экономике остаточного принципа финансирования социальной сферы, оказавшего особенно негативное влияние на стратегическое развитие отрасли. [19, 173174]

В принципе на преодоление отмеченной ресурсной ограниченности были направлены реформы здравоохранения в постсоветский период. Так, в девяностые годы преобразования были сконцентрированы в четырех целях - введение обязательного медицинского страхования (ОМС), снижение уровня централизации управления отраслью, поиск дополнительных источников ресурсов, фрагментация финансовых потоков и организации оказания медицинской помощи населению. С одной стороны, удалось ранее исключительно бюджетное здравоохранение трансформировать в смешанную систему, в которой до трети источников ресурсов стали рыночными. С другой стороны, количественные ограничения преодолеть не удалось, поскольку совокупные расходы из валового внутреннего продукта (ВВП) оказались меньшими по объемам, чем в дореформенное время. [17]

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

м «

<

GQ

0

1 I

В первое десятилетие текущего столетия наиболее значимыми стали реформы в области реструктуризации отрасли, когда существенное сокращение числа медучреждений сопровождалось повышением их автономности, в том числе финансовой, и созданием системы общей медицинской практики. Но совокупное ресурсное обеспечение улучшилось незначительно. [3]

Следующее десятилетие реформ началось с принятия нового закона об обязательном медицинском страховании в 2010 году, согласно которому через федеральный и территориальные фонды ОМС реализовывался новый порядок страхования со строгой регламентацией прав и ответственности участников, что позволило в дальнейшем улучшить материально-техническое состояние медучреждений, ввести стандарты оказания медпомощи, повысить уровень информатизации и предоставить право оказания платных услуг государственным медицинским организациям.

Итогом стало формирование в нашей стране наиболее распространенной страховой модели развития здравоохранения с приоритетами государственного финансирования. Это, как считалось, расширяло потенциальные возможности ресурсного обеспечения российской медицины. [4] Однако, сравнительные сопоставления с параметрами финансирования здравоохранения в других странах показывало сохраняющуюся недостаточность расходов на здравоохранение в использовании ВВП. [11]

Последующие меры реформирования, прежде всего посредством разработки и начала реализации национального проекта «Здравоохранение», также не внесли существенного изменения в общее ресурсное обеспечение. Как оказалось, реально данный проект по ресурсам был обеспечен значительно меньше чем на 1% ВВП. А когда его исполнение пришлось пролонгировать до 2030 г., то ежегодное значение оказалось примерно в параметрах одной десятой процента ВВП, что никак не решает главную проблему. [7]

/ - /

\ jT _ * — — — » — — »

■ ........

* ^----V-r*-"*.......

........ • • •

^ ** • v / - ^ /

---Х- ^ -

^.. /

200020012002 20032004 2905 2006 200 7 200 S 2009 2010 20112012 2013 2014 2015 20162017 2018 2019 2020

• • • В среднем по странам ВОЗ —■ ■ * Европа

— •" Юго-Восточная Азия

* •' * • Западная часть Тихого Океана

•Северная и Южная Америка

Африка

Восточное Средиземноморье

Рисунок 1. Динамика текущих расходов на здравоохранение в процентах от ВВП по регионам Всемирной организации здравоохранения в 2000-20202гг.

Составлен автором по: World Health Organization. The Global health observatory. Current health expenditure (CHE) as percentage of gross domestic product (GDP) (%). - URL: https://www. who. int/data/gho/data/indicators/indicator-details/GHO/current-health-expenditure-(che)-as-percentage-of-gross-domestic-product-(gdp)-(-) (дата обращения: 06.07.2023)

К настоящему времени в мире по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сложилась следующая общая динамика расходов на здравоохранение (см. рис. 1).

В первые два десятилетия двадцать первого века, как это видно на рис. 1, достаточно выраженной является общая тенденция к росту расходов на здравоохранение по всем регионам мира. При этом более чем полуторакратная разница в уровнях этих расходов по рассмотренным регионам сохранилась.

Более выраженным является разница в уровнях расходов на здравоохранение в наиболее развитой части глобальной экономики - группе стран G-20, в которой оказались объединены более двух третей населения мира, трех четвертей мировой торговли и четыре пятых мирового ВВП (см. рис. 2).

Рисунок 2. Показатели расходов на здравоохранение в процентах к национальным ВВП в странах-членах G-20 к 2020 году Составлен автором по данным: Рейтинг стран мира по уровню расходов на здравоохранение. Всемирная организация здравоохранения: Глобальные расходы на здравоохранение к 2020 году. - URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-health-expenditure (дата обращения: 10.07.2023)

Больше половины рассматриваемых стран и Европейский союз на здравоохранение в целом направляют более 8 процентов национальных ВВП. На этом фоне Россия оказывается в последней группе стран, где расходы на здравоохранение составляют менее шести процентов ВВП, что не укладывается в передовые мировые тренды.

Более того, как отмечалось официально в докладе ВОЗ, совокупные расходы на здравоохранение растут темпами, опережающими темпы мирового экономического роста и вышли на отметку 10 процентов от глобального ВВП. [1]

При таких ресурсах от отрасли требуют все более масштабной и эффективной работы. Прежде всего поставлена задача о потенциально всеобщем охвате услугами здравоохранения (ВОУЗ), в том числе выйти по этому направлению на отметку в 80 % к 2030 году. [2] Хотя даже столь опережающие темпы роста расходов на здравоохранение не обеспечивают отмеченных задач, поскольку к 2020 году удалось выйти только на уровень 67 % по сравнению с 47 % в 2000. [8]

Выделяемые для здравоохранения значительные ресурсы являются объектом формирования важных в системном национальном развитии экономических отношений, во многом определяющих прогресс в области человеческого капитала. В эти отношения вовлечены все участники национального воспроизводства - население, работодатели и государство. Поэтому в настоящее время надо учитывать и растущую сопряженную инвестиционную функцию расходов на здравоохранение.

Непосредственно для условий российской экономики последние аспекты оказываются достаточно противоречивыми,

как по уровню рассматриваемых расходов, так и по их инвестиционному компоненту (см. рис. 3).

следует обратить внимание на рост заболеваемости населения (см. рис. 4).

Таблица 1

Динамика структуры расходов на здравоохранение в Российской

■ Общие расходы на здравоохранение в % ВВП ^ Доля инвестиций в основной капитал в здравоохранении в % к итог)'

Рисунок 3. Динамика доли общих расходов на здравоохранение в процентах к ВВП и доли инвестиций в основной капитал здравоохранения в процентах к совокупному итогу инвестирования в Российской Федерации в 2000-2020 гг.

Составлен автором по данным Госкомстата РФ: Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам экономической деятельности. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab-inv-okved.htm (дата обращения: 22.07.2023); статистического портала «TheGiobaiEconomy»: Health spending as percent of GDP. - URL: hffps://www.theg/oba/economy.com/rankings/Hea/th_spending_as_percen t_of_GDP/Europe/(дата обращения: 24.07.2023)

На наш взгляд, главное даже не столько ограниченность расходов на здравоохранение в использованном ВВП, сколько чрезмерная ограниченность инвестиций в здравоохранение, которая просто сдерживает не только опережающее, но и простое развитие отрасли. Примерно двукратный разрыв в показателях приведенных на рис. 3 в начале рассматриваемого периода вырос до трех-четырехкратного в конце десятых годов.

Разнонаправленные тренды динамики расходов и динамики инвестиций являются результатом многих факторов, как государственного, так и рыночного характера. Рассмотрение каждого из них представляет собой отдельный предмет исследования, поэтому в рамках данной статьи отметим более общие моменты - проблемы формирования ресурсных потоков от государства и населения к производителям и поставщикам медицинских услуг, при которых важно усиливать инвестиционные мотивы. На этом этапе важную роль играет содержание сложившейся модели здравоохранения.

Несмотря на активную роль государства в финансировании здравоохранения и повышение роли взносов на обязательное медицинское страхование (см. табл. 1), как уже отмечалось, принципиально изменить ситуацию с ограниченностью ресурсов не удается.

В такой ситуации наиболее предпочтительной выглядит версия о двойственном характере российской модели здравоохранения, когда в части формирования финансовых источников она является социально страховой, а на этапе оплаты услуг - гибридной с сочетанием элементов бюджетной и страховой систем. [18] По сути дела, в ней практически использованы все известные преимущества основных исторических моделей развития здравоохранения - бисмарковской, семашков-ской и бевериджевской.

Однако функционирование данной системы не решает не только инвестиционных, но и целевых проблем. В частности,

Государствен- Взносы на Собствен- Взносы на Другие

ные транс- социальное ные сред- доброволь- источники

ферты медицинское страхование ства граждан ное медицинское страхование

2000 58,63 0,73 30,21 3,26 7,17

2001 57,33 0,71 30,79 4,72 6,45

2002 57,51 0,79 31,21 4,15 6,34

2003 57,35 0,75 33,28 4,27 4,20

2004 58,03 0,74 33,81 3,58 3,72

2005 58,01 3,13 31,93 3,19 3,73

2006 53,52 8,21 31,13 3,88 3,19

2007 54,66 7,40 31,45 3,62 2,81

2008 51,50 11,13 31,55 3,25 2,52

2009 50,15 11,92 34,58 2,76 0,59

2010 51,04 10,34 35,33 2,69 0,60

2011 43,66 18,99 34,19 2,58 0,57

2012 45,41 18,30 33,40 2,45 0,44

2013 43,85 18,54 34,83 2,42 0,37

2014 43,71 18,07 35,83 2,05 0,33

2015 38,11 20,61 38,65 2,30 0,34

2016 34,92 22,03 40,48 2,25 0,32

2017 34,84 22,24 40,49 2,15 0,27

2018 37,84 21,61 38,31 2,00 0,23

2019 39,71 21,44 36,57 2,03 0,24

2020 54,61 15,94 27,76 1,51 0,18

* таблица составлена автором по данным: World Health Organization. Global Health Expenditure Database. - URL: https://apps.who.int/nha/database/country_profile/lndex/en (дата обращения 10.07.2023)

Рисунок 4. Динамика заболеваемости населения Российской Федерации по всем видам болезней в 2000 - 2021 гг. в расчете на 1000 человек населения

Составлен автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения: 20.07.2023)

Кроме того, в научном сообществе указывается на то, что от 40 до 60 % ресурсов в здравоохранении используются неэффективно. [14] Наряду с этим, необходимо учитывать итоги анализа Счетной палаты РФ, в котором в качестве вывода отмечено о недостаточной эффективности российской системы ОМС. [9]

Преодолеть сложившиеся противоречия в российском здравоохранении в условиях нехватки инвестиционных ресурсов представляется маловероятным. Тем более, что инвестиционные проблемы в новой экономической реальности, возникшей в последние годы, будут решаться гораздо более сложно.

О ГО А П.

СО CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Обобщенная характеристика новой экономической реальности, представленная год назад по итогам Петербургского международного экономического форума, состоит из таких основных компонентов, как крайнее падение уровня доверия в мировой экономике, последовавшие за этим ослабление роли золотого стандарта, ускоренный рост недостаточно обеспеченных долговых обязательств, значительное сужение резервной роли основных мировых валют. На фоне данных процессов стала объективно расширяться роль национальных валют в международных сделках, а также начали формироваться альтернативные деловые центры с соответствующим сосредоточением многосторонних взаимоотношений и обязательств. В итоге мир вступил в эпоху децентрализации финансовых отношений, отличающейся большим разнообразием финансовых инструментов. Эта внешняя новая экономическая реальность неизбежно распространилась и внутрь российской экономики, резко обострив ключевые требования обеспечения технологического суверенитета, укрепления экономической безопасности и достижения социальной справедливости. В различных преломлениях отмеченные требования стали системными составляющими практически во всех отраслях и сферах национальной экономики. Применительно к здравоохранению это выразилось в необходимости ускоренного создания основ суверенной медицины. [12]

Вышеприведенные особенности и противоречия в развитии отечественного здравоохранения, а также дополнительные требования по созданию основ суверенной медицины, в совокупности требующие увеличения ресурсного обеспечения отрасли, особенно в инвестиционной составляющей, являются достаточными основаниями для утверждения о необходимости кардинальных организационных инноваций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, организационные инновации, в отличие от продуктовых, процессных и маркетинговых, представляют собой имплементации новых методов организации и управления в хозяйственные процессы, обеспечивающие как повышение общей эффективности, так и увеличение ресурсного обеспечения, оптимизацию затрат, рост производительности труда и сокращение транзакционных издержек. [13]

На наш взгляд, при определении организационных инноваций необходимо особо выделить изменения в принципах принятия решений по использованию ограниченных производственных и финансовых ресурсов. Это сейчас важно для функционирования системы здравоохранения, в которой потоки ресурсов от государства, работодателей и населения в итоге концентрируются в медицинских учреждениях, которые принимают решения на основе собственных, часто крайне рыночных, мотивах. Собственно говоря, имеющееся ресурсное и инвестиционное обеспечение отрасли - это результат ранее принятых решений на разных организационных и управленческих уровнях.

На основании вышеизложенного, наиболее перспективным вариантом организационных инноваций для российского здравоохранения в настоящее время становятся основные принципы доктрины безусловного базового дохода. При этом необходимо учитывать, что на протяжении нескольких столетий идея базового дохода была во многом неосуществимой по технологическим причинам и только с появлением цифровых технологий она обрела всеобщие реалии, когда все граждане получили непосредственные возможности прямого участия в принятии организационных и управленческих решений. Соответственно сама концепция сейчас уже не сводится к упрощенному пониманию организации простых денежных выплат. Сформировались, с одной стороны, возможности безусловного предоставления гражданам соответствующих средств, а с другой - возможности целевого использования этих средств в децентрализованных финансовых отношениях, в частности

в формах инвестиций в человеческий капитал в рамках создаваемой суверенной медицины.

Вообще принципы безусловного дохода стали активно использоваться в научных разработках, например на их основе предлагается выстроить стратегию социальной политики государства, прежде всего в определяющих перспективы социально-экономического прогресса отраслях - образовании и здравоохранении. [16]

Большое внимание уделяется дополнительным возможностям использования базового дохода, которые открылись благодаря появлению цифровых технологий. Например, при исследовании перспектив развития человеческого капитала, [6] при выявлении приоритетных основ перспективного финансирования системы образования. [15]

В научном сообществе, конечно, есть и противоположные взгляды, согласно которым введение принципов базового дохода противоречит ряду основ современного рыночного развития. Например, в этом усматриваются подрыв в части экономических мотиваций участников производства, [10] возможные противоречия с практикой существующего налогообложения. [5] Однако с позиций организационных инноваций, на наш взгляд, те и другие аргументы обретают новое наполнение.

В контексте данной статьи следует обратить внимание на то, что формирование ресурсных потоков в здравоохранение при их интеграции с принципами безусловного базового дохода коснется более 70 % всех нынешних расходов на здравоохранение в нашей стране (что уже отмечалось в табл. 1), главным распорядителем которых станет гражданское население. В итоге почти 100 % ресурсного обеспечения здравоохранения окажется в сфере принятия решений непосредственно российскими гражданами, а это уже новые экономические отношения и новые организационные основы функционирования отрасли.

В заключение целесообразно подчеркнуть, что существующие ныне принципы ресурсного обеспечения здравоохранения не отвечают перспективным требованиям его развития, особенно в инвестиционной части. Использование инновационного потенциала безусловного базового дохода при его целевом использовании открывает возможности полного и непосредственного контроля со стороны граждан над потоками всех ресурсов, что ведет к формированию новых экономических отношений и оптимизации использования ресурсов по приоритетным критериям населения страны.

Литература

1. Countries are spending more on health, but people are still paying too much out of their own pockets. - URL: https://www.who.int/news/item/20-02-2019-countries-are-spending-more-on-health-but-people-are-still-paying-too-much-out-of-their-own-pockets (дата обращения 15.07.2023).

2. Strategizing national health in the 21st century: a handbook,

2016. - URL: https://www.who.int/publications/i/item/strategizing-national-health-in-the-21st-century-a-handbook (дата обращения: 15.07.2023).

3. Жижин Н.С. Реформы системы здравоохранения РФ: острые проблемы / Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Воронеж. -

2017.- С. 184-189.

4. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Брутова А.С. Финансирование здравоохранения в 2019 году: новые приоритеты и каналы движения средств // Менеджер здравоохранения. - 2019.- № 1.-С. 47-53.

5. Капелюшников Р.И. Универсальный базовый доход: есть ли у него будущее? - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»). - 52 с.

6. Касаева Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала: теория и практика. - Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2010. - 198 с.

7. Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты. Правительство России. - URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhv Q98OOwAt2dzCIAietQih.pdf (дата обращения 26.06.2023).

8. Отслеживание достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения: глобальный доклад о мониторинге 2021 г. Резюме. - Всемирная организация здравоохранения и Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 2022 г. - 11 с. - URL: https://www.who.int/data/monitoring-universal-health-coverage (дата обращения: 15.07.2023).

9. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации". Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 30 марта 2021 года. - М.: Счетная палата Российской Федерации, 2021. - 57 с.

10. Павлов А. Бесплатные деньги в мышеловке надзорного капитализма: базовый доход и социальная теория // Социологическое обозрение. - 2020.- Т.19, № 2. - С. 198-224.

11. Перхов В.И., Люцко В.В. Макроэкономические расходы на здравоохранение в России и за рубежом // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. -2019.- № 2.- С. 334-344.

12. ПМЭФ-2022: Итоговый аналитический доклад. - URL: https://forumspb.com/news/news/pmef-2022-itogovyj-analiticheskij-doklad/ (дата обращения 28.06.2023).

13. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Организационные инновации в сфере государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2021. - № 1. - С. 9-25.

14. Судова Т.Л. Государственные инвестиции в человеческий капитал // Петербургский экономический журнал. - 2017. - № 1. - С. 39-49.

15. Татуев А.А., Лебедев А.В. Экономика знаний - ориентир для реформы системы высшего образования // Финансы и кредит, - 2010. - № 29 (413). - С. 59-63.

16. Татуев А.А., Починок Н.Б. Сфера услуг: грядущие системные вызовы // Социальная политика и социология. - 2021, Т. 20, № 1 (138). - С. 22-34. DOI: 10.17922/2071-3665-2021-201-22-34.

17. Шишкин С. Российская система здравоохранения: трудный путь реформ / НИУ "Высшая школа экономики". -2015. - URL: https://chp.hse.ru/data/2015/03/11/1094671098/15.01.2015.pdf (дата обращения: 25.05.2023).

18. Шишкин С.В. Является ли страховой российская система обязательного медицинского страхования? // Вопросы экономики. - 2022. - № 8. - С. 32-47. - URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-8-32-47.

19. Экономический строй социализма: В 3-х т. Т. 2. Социалистическое расширенное воспроизводство: закономерности, интенсификация, эффективность / Редкол.: Е.И. Капустин (рук. Авт. кол.) и др.- М.: Экономика, 1984. - 624 с.

Health economics: lack of investment and the need for organizational

innovation Kodzokov R.L.

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov JEL classification: D24, D41, D84, D92, O11, O12, O31, O32, O34

the industry. The practical exhaustion of the potential of resource and investment provision with tools of all traditional models of healthcare development is revealed. The main purpose of the article is to find a priority and effective form of integration of all diverse resources in modern conditions. The expediency of using the theoretical principles of unconditional basic income is justified for the reasons that, following the results of many years of reforms, it was not possible to change the general and especially the investment parameters of the allocated funds. This effectively excludes the advanced development of healthcare while maintaining a contradictory hybrid model of its functioning. It is proposed to integrate the flows of public funds into healthcare in the form of unconditional basic income with subsequent targeted disposal directly by citizens. The potential of direct control of citizens over all resource flows opens up the prospect of optimizing healthcare costs and increasing the efficiency of their use. Keywords: healthcare economics, healthcare costs, healthcare reforms,

organizational innovations, unconditional basic income, new economic reality. References

1. Countries are spending more on health, but people are still paying too much out of

their own pockets. - URL: https://www.who.int/news/item/20-02-2019-countries-are-spending-more-on-health-but-people-are-still-paying-too-much-out-of-their-own-pockets (accessed: 15.07.2023).

2. Strategizing national health in the 21st century: a handbook, 2016. - URL:

https://www.who.int/publications/i/item/strategizing-national-health-in-the-21st-century-a-handbook (accessed: 07.15.2023).

3. Zhizhin N.S. Reforms of the healthcare system of the Russian Federation: acute

problems / Legal regulation of modern society: theory, methodology, practice. Materials of the II International Scientific and Practical Conference. - Voronezh. -2017. - P. 184-189.

4. Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Brutova A.S. Financing of healthcare in 2019: new

priorities and channels of funds movement // Health care manager. - 2019. - №

1.- P. 47-53.

5. Kapelyushnikov R.I. Universal basic income: does he have a future? - Moscow:

Publishing House of the Higher School of Economics, 2020. - (WP3 series "Problems of the labor market"). - 52 p.

6. Kasaeva T.V. Health resource in the functioning of human capital: theory and

practice. - Pyatigorsk: GOU VPO PGLU, 2010. - 198 p.

7. National projects: key objectives and expected results. The Government of Russia.

- URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhv

Q98OOwAt2dzCIAietQih.pdf (accessed: 26.06.2023).

8. Tracking the achievement of universal health coverage: global monitoring report

2021 Resume. - World Health Organization and the International Bank for Reconstruction and Development / World Bank, 2022. - 11 p. - URL: https://www.who.int/data/monitoring-universal-health-coverage (accessed: 07.15.2023).

9. Report on the results of the expert-analytical event "Analysis of the effectiveness of

the functioning of the compulsory health insurance system in the Russian Federation". Approved by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation on March 30, 2021. - Moscow: Accounts Chamber of the Russian Federation, 2021. - 57 p.

10. Pavlov A. Free money in the mousetrap of supervisory capitalism: basic income

and social theory // The Sociological Review. - 2020. - Vol.19, № 2. - P. 198-224.

11. Perkhov V.I., Lyutsko V.V. Macroeconomic expenditures on healthcare in Russia

and abroad // Modern problems of healthcare and medical statistics. - 2019. - №

2. - P. 334-344.

12. SPIEF-2022: Final Analytical report. - URL: https://forumspb.com/news/news/pmef-2022-itogovyj-analiticheskij-doklad / (accessed: 28.06.2023).

13. Smotritskaya I.I., Chernykh S.I. Organizational innovations in public administration

// Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. -2021. - № 1. - P. 9-25.

14. Sudova T.L. State investments in human capital // St. Petersburg Economic Journal. - 2017. - № 1. - P. 39-49.

15. Tatuev A.A., Lebedev A.V. Knowledge economy - a reference point for the reform

of the higher education system // Finance and credit. - 2010. - № 29 (413). - P. 59-63.

16. Tatuev A.A., Pochinok N.B. Sphere of services: future systemic challenges // Social policy and sociology. - 2021, Vol. 20, № 1 (138). - P. 22-34. DOI: 10.17922/2071-3665-2021-20-1-22-34.

17. Shishkin S. The Russian healthcare system: a difficult path of reforms / Higher

School of Economics. - 2015. - URL: https://chp.hse.ru/data/2015/03/11/1094671098/15.01.2015.pdf (accessed: 05.25.2023).

18. Shishkin S.V. Is the Russian system of compulsory medical insurance insurance?

// Economic issues. - 2022. - № 8. - P. 32-47. - URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-8-32-47.

19. The economic system of socialism: In 3 vols. 2. Socialist expanded reproduction:

patterns, intensification, efficiency / Editorial board: E.I. Kapustin (Author's col.), etc. - M.: Economics, 1984. - 624 p.

X X О го А С.

X

го m

о

The article deals with the actual problem of the formation of innovative organizational relations in healthcare related to the necessary changes in the processes of formation and use of limited resources in the conditions of contradictory trends in

M О

to

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.