Научная статья на тему 'Экономика Западной Европы в период раннего и классического феодализма (v-xiv вв. )'

Экономика Западной Европы в период раннего и классического феодализма (v-xiv вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7419
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕОДАЛ / КРЕСТЬЯНИН / РЕНТА / РЕМЕСЛЕННИКИ / КУПЕЦ / ТОРГОВЛЯ / СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ / КАССА / КАССИР / УЧЕТ / БУХГАЛТЕРИЯ / БУХГАЛТЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муравьева Л. А.

В статье рассмотрены основные направления и особенности экономического развития Европы в V-XIV вв., уделено внимание состоянию земледелия, ремесла, функционированию кредитно-учетной и денежной систем, социальным проблемам и становлению феодального строя как господствующего способа производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика Западной Европы в период раннего и классического феодализма (v-xiv вв. )»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 33:93/94(045) (4-15)

ЭКОНОМИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД РАННЕГО И КЛАССИЧЕСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

(У-Х1У вв.)

Л. А. МУРАВЬЕВА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории и истории экономических учений E-mail:[email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье рассмотрены основные направления и особенности экономического развития Европы в V-XIVвв., уделено внимание состоянию земледелия, ремесла, функционированию кредитно-учет-ной и денежной систем, социальным проблемам и становлению феодального строя как господствующего способа производства.

Ключевые слова: феодал, крестьянин, рента, ремесленники, купец, торговля, система счисления, касса, кассир, учет, бухгалтерия, бухгалтер.

ЗЕМЕЛЬНО-СОБСТВЕННИЧЕСКИЕ

отношения

Период Средневековья занимает промежуточное место между Древним миром и Новым временем. Феодализм развивался в течение минимум 12 веков и прошел в своем развитии три этапа. Первый этап (У-1Х вв.) - генезис феодализма, установление вассально-ленных отношений. Второй этап (Х-ХУ вв.) - классическое Средневековье, расцвет феодализма. Третий этап (ХУ-ХУП вв.) - кризис феодализма, период первоначального накопления.

Если начальный период - 476 г. - падение Рима под натиском варварских германских племен единодушно принят всеми историками, то конечная дата периодизации вызывает ожесточенные споры. Ряд исследователей уже период Ренессанса относят к капиталистическому способу производства. Другие связывают окончательное разложение феодализма с ХУШ в., а иные исследователи - и с серединой XIX в. Однако большинство склонны связывать зарождение нового способа производства с XVII в. и английской буржуазной революцией.

Далеко не все страны и народы пережили период классического рабовладения. В зависимости от региональной специфики можно выделить два пути становления феодализма. Один путь состоял в синтезе античности и эллинизма с ростками феодализма варварских племен. Это Византия, часть южных славян, франкское государство, народы Средиземноморья. Второй путь представлял собой трансформацию родоплеменных отношений первобытнообщинного строя, присущий западным и восточным славянам, народам северо-западной Германии, Скандинавии, Прибалтики.

Феодальный способ производства представляет собой организацию общества, экономической основой которого выступает владение землей. Производственные отношения феодализма базируются на частной собственности феодалов на землю (средство производства) и неполной собственности на крестьянина (производителя материальных благ). На ранней стадии Средневековья крестьянин как владелец индивидуального семейного надела земли внутри общины всем необходимым обеспечивал себя сам. Присвоение части прибавочного продукта, создаваемого крестьянским трудом, могло происходить лишь с позиций силы на основе внеэкономического принуждения. Зависимость ставила производителя в неравноправные отношения вплоть до почти рабского положения законодательно закрепленного крепостного права. Методом насилия феодалы реализовывали различные формы эксплуатации крестьян. К экономической форме относилась поземельная зависимость в виде рент: отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной. По отношению к крестьянам феодал также осуществлял судебные, административные, полицейские и налоговые функции.

Большое влияние на развитие западноевропейской цивилизации оказало христианство. Церковь длительное время оставалась хранительницей достижений античной культуры и монополистом в области духовной жизни общества. В 1054 г. в результате схизмы (раскол) христианская церковь поделилась на католическую и православную. Именно духовенство (молящиеся) ранее других частей общества сформировалось как первое сословие. Вслед за ними сословные черты обрели дворяне (сражающиеся) и крестьяне (трудящиеся).

Наиболее органично и последовательно все стадии вызревания и становления феодального общества лучше всего прослеживаются на истории королевства франков - мощной конфедерации германских племен. Хозяйственную единицу в деревне составляла община - марка, в которой общинное землевладение сочеталось с индивидуальным крестьянским хозяйством. Подавляющую часть населения составляли свободные общинники. С V в. общинное землевладение существовало в рамках соседской или территориальной общины

с распоряжением одной семьей пашней - аллодом, находящемся в частном владении. Одновременно шел процесс образования государства, укрепление границ которого и власти короля осуществлялось с помощью военно-служилой знати. В условиях неразвитости товарно-денежных отношений король за службу расплачивался земельными владениями на правах частной собственности -аллодом. Помимо короля и формирующейся знати, к крупным земельным собственникам относилась церковь, владевшая 1/3 всей земли [13, с. 58]. Все имущественные отношения зафиксированы в судебнике «Салическая правда» древних франков VI в.

Стремление знати поменять ратное дело на хозяйственные занятия привело к аграрной реформе, которую провел Карл Великий (768-814), создавший империю на территории современных Франции, Германии и Италии. По реформе аллод трансформировался в бенефиций - условное земельное владение, полученное за службу. Так было положено начало отношениям вассалитета внутри знати. Сеньор наделял вассала земельным владением. В благодарность вассал при оружии и на коне должен был служить сеньору. Невыполнение вассалом взятых обязательств влекло за собой потерю земельного держания. Институт вассалитета был признан обязательным и оформлен законодательно. В Англии X в. свободный человек, не имеющий покровителя, мог быть признан беглецом и убит. Шло формирование иерархической лестницы элиты. На верхней ступени располагался король, далее следовали феодалы -герцоги, графы, маркизы, бароны. Замыкали лестницу благородные рыцари-воины. Степень зависимости отличалась в разных странах. Так, во Франции действовал принцип «вассал моего вассала не мой вассал». В Англии в «Книге страшного суда» зафиксирован принцип «вассал моего вассала мой вассал».

По мере углубления феодализма и расширения крупной земельной собственности владельцы условных держаний добились перехода пожалованной земли сначала в пожизненное, а затем и наследственное пользование. Так, бенефиций эволюционировал в феод (Франция), лен (Германия) и манор (Англия). В большинстве стран действовал принцип майората. В соответствии с ним 2/3

земельной собственности наследовал старший сын, а 1/3 получали все остальные братья.

Аппетиты знати росли, а земли не хватало. С VIII в. начинается захват феодалами общинной земли. В IX в. массовый характер приобретает наступление на крестьянские наделы. Феодалы всеми средствами стремились разорить крестьянина, завладеть его землей, что автоматически превращало свободного общинника в зависимого от феодала держателя земли. Самой распространенной формой зависимости стало подписание прекарных договоров. Крестьянин-прекарий передавал феодалу право собственности на свой надел, который превращался в условное земельное держание. Взамен крестьянин получал право пожизненно обрабатывать земельное держание и выполнять повинности в пользу феодала. Так крестьянин попадал в поземельную и личную зависимость от феодала, превращаясь из свободного земледельца в крепостного.

Хозяйственная жизнь раннего Средневековья была тесно связана с феодальным поместьем -сеньорией во Франции (манором - в Англии, вотчиной - в России) и характеризовалась господством натурального хозяйства. Земля в поместье делилась на господскую (домен) и надельную. Домен обрабатывался зависимыми крестьянами, а надельная земля находилась в пользовании тех же зависимых крестьян. При этом продолжала сохраняться община, воздействуя на хозяйственную жизнь сеньории при административном господстве последней. Общинные угодья (леса, пастбища, луга, рыбная ловля) находились в пользовании крестьян, что несколько облегчало их существование. Во Франции широко была распространена система баналитетов. Феодал вынуждал крестьян за плату, как правило, натурой пользоваться его средствами производства - мельницами, печами, прессами. По мере роста эксплуатации крестьян увеличивались права и привилегии феодалов. Они добились от короля права иммунитета1, который защищал землевладельца от вмешательства королевских чиновников и судей в дела сеньории. По мере развития феодального способа производства росли роль и богатства феодалов, что приводило к сокращению власти и домена короля. Ослабление

1 Иммунитет - от лат. неприкосновенность, невмешательство.

центральной власти привело к такому явлению в государственном строительстве, как феодальная раздробленно сть.

Основной отраслью Средневековья оставалось сельское хозяйство. На раннем этапе земледельцы сеяли зерновые культуры, применяли двуполье и примитивные орудия труда - мотыги, серпы, косы, лопаты и сохи. Быки и лошади использовались как тягловая сила, получило развитие свиноводство. Изначально сельское хозяйство развивалось экстенсивным путем за счет ввода в севооборот все новых земель, в том числе и неудобных. К Х в. в земледелии наметился прогресс, элементы которого были связаны с переходом к трехполью, применением многократной вспашки с помощью легкого, а местами и тяжелого колесного плуга, использованием минеральных удобрений. Наряду с зерновыми (пшеница, просо, ячмень) начали выращивать бобовые и технические культуры, активно разбивать сады, огороды и виноградники. Нововведения способствовали росту урожая в 2-3 раза, что привело к увеличению народонаселения и стабильности прибавочного продукта. Под влиянием Крестовых походов появилась тяга феодалов к роскоши и импортным товарам. Стремление к обладанию звонкой монетой заставило феодалов переводить крестьян на денежный оброк, который постепенно привел к коммутации ренты.

РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛя

Прогресс в ведении сельского хозяйства ускорил проникновение товарно-денежных отношений в толщу самодостаточных поместий. Аграрная революция, расширение торговли с Востоком и поиски новых источников доходов привели к тому, что с Х в. в Западной Европе начинается процесс возрождения и возникновения новых городов. Сначала оживляются античные центры позднего Рима в Византии, Италии, Испании и юга Франции. Затем возникают новые города вблизи вотчин, замков и монастырей. Удобными местами для появления молодых городов служат места пересечения сухопутных, речных и морских торговых путей. Города различались своими размерами. Их можно разделить на малые (500 чел. - 2 тыс. чел.), средние (3-5 тыс. чел.), круп-

ные (9-10 тыс. чел.), крупнейшие (40 тыс. чел.) и мировые (до 100 тыс. чел.). Средневековый город напоминал большую деревню, имел мало удобств и отличался антисанитарией.

Экономический прогресс городов зависел от их места расположения. В наиболее благоприятном положении оказались города, расположенные на государственной земле (Византия, Русь) и находящиеся под юрисдикцией короля (Англия, Ирландия, Скандинавия). Города, расположенные на земле феодала, попадали в его полную зависимость. Жители облагались постоянно растущими налогами, торговцы платили высокие пошлины. В ХП-ХШ вв. многие города охватили восстания, названные коммунальными революциями. Начатая как борьба с произволом и гнетом феодалов, она переросла в сражение за свободу и самоуправление. Упорная борьба городов увенчалась успехом. На основе Магдебургского права города получили выборность властей, собственное военное ополчение, независимое судопроизводство, самостоятельную финансовую систему. Так появились города-коммуны (Франция, Испания, Нидерланды), вольные имперские города (Германия), города-государства (Италия). Достаточно было крепостному прожить в городе год и 1 день, и человек обретал свободу в соответствии с правилом «городской воздух делает свободным». Самостоятельность и независимость городов превратила их в центры ремесла и торговли.

Первоначально ремесло было побочным делом и носило кустарный характер. Им занимались крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время для обеспечения себя и феодала одеждой, утварью и инвентарем. Постепенно ремесло отделилось от земледелия, возникла специализация, но поместный характер этого вида деятельности остался. Со временем главным прибежищем деревенских ремесленников становятся города. Особенностью ремесленного производства городов стала цеховая система. Цеховые объединения строились по принципу жесткой профессиональной специализации, т. е. включали ремесленников одной специальности. Цехи объединяли ремесленников - пищевиков (булочники, мельники, пивовары, мясники), производителей одежды и обуви (портные, сапожники), мастеров по обработке дерева и металлов

(кузнецы, столяры, плотники). В средневековом городе могли проживать члены социальных или профессиональных корпораций. Свои цехи создавали врачи, преподаватели, нотариусы, актеры и музыканты. Первые упоминания о парижском цехе свечников относятся к началу XI в. Со временем количество ремесленных специальностей резко увеличилось и к XIV в. в Париже насчитывалось 350 ремесленных цехов, в Лондоне - 60, в Кельне - 50 [10, с. 65-66].

Цеховая организация городского ремесла имела не только корпоративную природу, но и жесткую структуру. Во главе цехового объединения стояла фигура выборного магистра (староста). Полноправным членом цеха был мастер. Именно он выступал владельцем ремесленной мастерской как производственной организации и был ее основным работником. Дуализм, базирующийся на совмещении собственника средств производства и работника в одном лице, был основным принципом феодального способа производства. Ремесленное дело передавалось по наследству. Разделения труда ремесленное производство не предполагало. Вместе с мастером трудились подмастерья и ученики. Производственную деятельность и жизнь ремесленников строго очерчивал устав цеха, включавший до 100 статутов (параграфов), строгое соблюдение которого контролировал магистр. Устав жестко регламентировал производственный цикл, количество и качество выполненной продукции, устанавливал квоты и цены реализуемого товара. В начале своего существования цеховая система выполняла прогрессивную роль. Она обеспечивала высокое качество изделий, способствовала росту количества ремесленных специальностей, устраняла конкуренцию между ремесленниками, выпускающими однородную продукцию. Цеховая система поддерживала общественный темперамент работников. Ремесленники были активными участниками городских коммунальных революций в борьбе за свободу и самоуправление городов.

Успехи сельского хозяйства и процесса урбанизации способствовали укреплению связей между городом и деревней, а также активизации внутренней торговли. Продовольствие и товары производственного назначения все шире вовлекались в обменный процесс и приводили к формированию внутренних рынков. Торговали крестьяне,

ремесленники, старосты, приказчики. Внутренняя торговля реализовывалась в форме городских рынков и сельских ярмарок. Ее развитие сдерживало господство натурального хозяйства, отсутствие инфраструктуры и высокие пошлины в условиях феодальной раздробленности. Тем не менее все большее количество людей делали торговлю своей основной и единственной специальностью. Так, с формированием купечества как самостоятельного сословия осуществилось третье общественное разделение труда - выделение торговли в особый род занятий. Изначально купечество было дифференцировано. Одни занимались розничной торговлей, другие были мелкими лавочниками, наконец, богатые «гости» вели оптовую, преимущественно заморскую торговлю.

Подобно ремесленникам купцы создавали свои объединения - гильдии. Гильдейские союзы обеспечивали защиту профессиональных интересов и сословных привилегий купечества. В среде торговцев и перекупщиков были сильны семейные связи. На их основе создавались паевые товарищества (складничество, коменды), купеческие семейные компании (торговые дома), имевшие свои конторы в разных городах. Правовой защитой личности и интересов купцов занимался специально созданный институт торговых консулов.

Все большее значение для стран Западной Европы начала иметь внешняя торговля. С XI в. благодаря Крестовым походам усилилась связь с Востоком. Средиземноморье стало средоточием мировых торговых путей, от чего выиграли итальянские города-государства Венеция и Генуя. Через основанные фактории итальянцы монополизировали торговлю с Востоком предметами роскоши, пряностями, вином, фруктами и лекарствами, получая до 40 % прибыли.

Второе направление морской торговли охватывало бассейн Балтийского и Северного морей. Наибольший размах и известность в названном регионе приобрел Ганзейский союз северогерманских городов с центром в Любеке. Союз просуществовал с 1356 до 1669 г. и включал около 100 городов. Предметами спроса и предложения в северо-западной части Европы выступали рыба, соль, воск, сукна, металлы, пиво.

Активная торговля стимулировала развитие денежного обращения. Каждая страна старалась

наладить и увеличить чеканку серебряных монет. Поскольку развитие товарно-денежных отношений совпало с процессом создания единых централизованных государств, то монета постепенно становилась символом власти короля. С XIII в. в обращении появляются золотые монеты весом более 3 г. Расширение товарного обмена сделало востребованной профессию менялы. Так как Италия играла первую скрипку в средиземноморской торговле, то в обиход вошло слово «банкир» 2. Банкиры занимались обменом монет разных стран по определенному курсу, переводом денежных сумм, кредитными и ростовщическими операциями. Широкий диапазон деятельности менял привел к созданию банкирских домов.

РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРИИ

Римская бухгалтерия с ее достижениями и традициями послужила основой счетоводческой науки в новый период времени. К таким сложившимся и длительное время державшимся традиционным принципам можно отнести наличие большого количества грамматических и арифметических ошибок, приблизительность записей и пристрастие к знакомому, привычному. Прочно утвердившиеся римские цифры были крайне неудобны для совершения многочисленных арифметических действий. Постепенно вводилось понятие дроби, что привело к появлению системы не только целых, но и дробных чисел.

Однако в мире уже существовала другая система счисления. С III в. в Греции и Китае математики начали регулярно работать с отрицательными числами. В Индии с VI в. применялась десятичная позиционная система с применением ноля (ничто) и отрицательных чисел. Затем через торговых людей она попала в страны Ближнего Востока. Новые цифры арабы называли индийскими. При проникновении в Европу они получили название арабские. Впервые в Европе систематически изложил достижения арабской арифметики итальянский математик Леонардо Пизанский3 в начале XIII в. В труде, написанном на латыни и

2 Банкир - от итал. «банко», что значит стол, скамейка, за которыми сидели менялы в северной части Италии - Ломбардии.

3 Леонардо Фибоначчи из Пизы - 1180-1240 гг.

названном «Книга абака», он систематизировал новые сведения. С помощью таблиц Фибоначчи дал примеры арифметических действий с использованием арабских цифр. Приведенные в книге задачи по алгебре и геометрии призваны были доказать преимущества новой десятичной системы и цифр. В. Зомбарт в труде «Современный капитализм» назвал 1202 г. поворотным пунктом в мировой истории. Но введенные Леонардом Пизанским в оборот арабские цифры распространялись в Западной Европе долго и мучительно в течение трех столетий. В конце XIII в. флорентийские городские власти специальным указом предписывали заполнять учетные книги только римскими цифрами. По мнению К. П. Кейля, во Флоренции исходили из того, что арабские цифры были еще не всем известны. К тому же их легче было подделывать. Парижский университет с согласия профессиональных математиков издавал подобные запрещения в середине XIV в. Труд Фибоначчи распространялся в студенческой среде в виде упрощенных и не всегда адекватных переложениях, например Сакробоско. Нередко к ним делались комментарии, по объему в несколько раз превышающие сам труд. С X в. некоторые математики Европы оперировали отрицательными числами, но систематическое их использование началось в начале XIX в.

Первые учетные книги с использованием арабских цифр принадлежали венецианскому купцу Я. Бадоеру середины XV в. С этого времени учетные записи выполняются либо только арабскими, либо римскими с дублированием арабскими цифрами [3, с. 174, 175]. Такое длительное усвоение новых цифр было связано с необходимостью уметь совершать с ними математические действия. Положение осложняла альтернативность арифметических приемов. В одной Италии существовало несколько способов умножения и деления. В каждом городе употреблялась своя арифметика. На построение арифметического алгоритма влияние оказывали инструменты и носители письма - от абака с жетонами до досок, покрытых воском или песком. Распространение бумаги потребовало разработки новых правил. Многие расчеты производились в уме с запоминанием или записываем и зачеркиванием промежуточных результатов. Большие трудности представляли операции с

дробными числами. Но самым сложным считалось деление. Его специально ездили изучать к арабским математикам. О делении писали научные трактаты. Умение делить большие числа церковь приписывала связи с дьяволом. Считалось, что для умения делить нужны не только ум и твердая рука, но и ежедневные многочасовые упражнения [2, с. 225]. Средневековье как время «приблизительности» и оценки «на глаз» не требовало от всех обязательного умения считать. Скрупулезные количественные измерения не были присущи в полной мере даже купеческой среде. Исключение составляли купцы северных итальянских городов, учетные записи и расчеты которых были точны. Не случайно купцы на гравюрах той эпохи изображались с весами - предметом по средневековым меркам весьма экзотическим. Окончательное внедрение с начала XVII в. арабских цифр как более удобных по сравнению с римской системой счисления, появление измерительных приборов и развитие математических знаний обусловили переход человечества к точности [4, с. 110].

Ранее всего регламентация учета начала применяться в сельском хозяйстве, о чем свидетельствуют капитулярии Карла Великого (742-811). До праздника Рождества следовало представлять отчеты о доходах и приходных операциях с выведением остатка в отдельном списке. К XIII в. регламентация учета проникла в торговлю. До наших дней дошли правила, которых должны были придерживаться средиземноморские купцы, ведя свои отчетные записи. В торговле учетные книги регистрировали либо движение товаров, либо учет хозяйственных результатов по товарным партиям.

Длительное время все договоренности заключались в устной форме как более достоверные. В письменных документах до открытия и внедрения двойной бухгалтерии фиксировали только дебиторскую задолженность и пренебрегали кредиторской. Такая система не требовала тщательного совпадения сумм, а допускала определенный уровень порога неточности. Данная методология исходила из принципа рациональности. Ошибка не игнорировалась, а показывала степень погрешности в балансе.

Систему учета денежных средств и кассовых операций можно изучать по книгам понтификата,

в которых указывались дата, сумма, лицо, основание платежа. Книги велись в двух экземплярах кассиром и бухгалтером. Тщательность записей гарантировалась принятием присяги, изменения вносились специальным нотариусом. Кассиры тамплиеров4 вели два отдельных журнала приходных и расходных операций, по которым в конце дня выводили итоги. В Испании кассовая книга, пронумерованная, прошнурованная и подписанная главой муниципалитета, хранилась вместе с деньгами в сундуке с тремя замками, ключи от которых находились у кассира, бухгалтера и посредника. Учет кассовых операций контролировался каждые 6 мес., а касса вскрывалась в присутствии трех лиц.

Отношения плательщика и получателя устанавливались «линейной записью» с помощью разделенных пополам дощечек-бирок с нарезками. Бирки играли роль векселя или чека. Они использовались по всей Европе, но наибольшее и длительное применение с XII до начала XIX в. нашли в Англии. Необходимость контроля за учетными операциями привела к появлению в Англии XIII в. института контролеров - аудиторов5, развернувших активную деятельность. В указе короля об их назначении говорилось, что аудиторы призваны «спрашивать, слушать и брать все счета, которые были ведены и будут ведены..., делать и обозначать все, что аудиторы со счетами делать должны» [8, с. 38-39].

Нередко учетные услуги оказывались специалистами за деньги. Появились бродячие писцы и даже целые артели бухгалтеров, которые составляли отчеты, чем зарабатывали себе на жизнь. Начала появляться специальная литература в виде научных трактатов по учету.

Ранние учетные книги Италии сохранились в основных банковских центрах Европы - Флоренции и Сиене - и относятся к началу XIII в. Книги велись в форме «параграфов». Все денежные операции, независимо от характера (вклад, ссуда, платежи), фиксировались в хронологическом порядке с оставлением свободных мест для дополнительных записей. В конце XIII - начале XIV в.

4 Тамплиеры - духовно-рыцарский орден 1118-1312 гг.

5 Аудитор - от лат. auditor - слушатель. Термин отражал не-

грамотность многих должностных лиц того времени, которые проверяли не столько бумаги, сколько устные показания.

в указанных городах появляются учетные записи, стоящие особняком и не связанные с системой параграфов. К ним относятся учетные книги флорентийских компаний Перуции, Фини, Фаролфи и товарищества по производству сукна дель Бене, а также банковской компании Галлерани из Сиены. Хотя дошедшие до нас документы сохранились фрагментарно, большинство историков убеждены, что составлены они по правилам двойной бухгалтерии. О широком применении бухгалтерии во Флоренции свидетельствует появление в 1299 г. указа властей о запрете использования арабских цифр. Еще более суровые декреты издавала церковь. Взимание ссудного процента превращало любого банкира в изгоя общества. Менее сурово наказывалась жажда наживы со стороны купцов, прибыль которых как плата за труд должна была иметь умеренный процент. Но даже столь суровые меры не смогли остановить распространение счетных знаний за пределы Тосканы6. К XIV в. относятся полностью сохранившиеся бухгалтерские книги городских властей (коммуны) Генуи. Применять принципы двойной бухгалтерии в этом городе начали с 1327 г. Книги крупнейшего генуэзского Банка святого Георга XV в. также являются свидетельством знакомства нотариусов, которые выполняли функции бухгалтеров, с двойной бухгалтерией. Несколько позже она вошла в практику учета городов Милана и Венеции.

Флорентийская модель была более прогрессивна и строилась на использовании итальянского языка, тогда как в других городах Италии на протяжении всего XIV в. и позже прибегали к латыни. Между итальянскими вольными городами как столицами отдельных государств в учете существовали терминологические различия, а также по форме. Например, в Тоскане в XIII в. дебет и кредит располагались в разных частях Главной книги, и лишь в следующем столетии появилась двусторонняя форма счета. Но формальные различия не сказывались на сущностном состоянии бухгалтерских систем, экономическое содержание которых позволяло сводить статьи баланса, правильно учитывая капитал и прибыль.

К. Ю. Цыганков убежден, что сотрудники перечисленных компаний не могли самостоятельно

6 Тоскана - область Италии, в состав которой входила Флоренция с окружающими городами.

«за несколько десятилетий с нуля создать сложную и совершенную систему учета, похожую на современную бухгалтерию», тем более в отсутствие реальной потребности в ней. По-видимому, компании пользовались не собственным изобретением, а заимствовали систему из учебника «с описанием всех форм счетоводства, которые столетия спустя вновь изобретут в Европе» [11, с. 119, 120, 123]. Нужно понимать, что овладевать учетной премудростью приходилось в период становления и экспериментального развития математики. Это было не просто для профессоров университетов. Еще сложнее было практикам. Им приходилось совершать массу вычислений и распределять данные по различным счетам (финансовым, распределительным, амортизации, резервирования) на основе абстрактных методов. При этом все действия совершались добровольно. Ранее других стран регламентацию учета в государственное дело превратила Испания [8, с. 35].

Одной из крупнейших во Флоренции XIV-XV вв. была компания Франческо ди Марко Да-тини по производству и окраске сукна, имевшая конторы в ряде городов Италии, связи почти с 40 городами Европы и Северной Африки, банк во Флоренции. Размеры ее капитала составляли почти 150 тыс. флоринов, а сумма имущества по завещанию - более 100 тыс. флоринов [9, с. 231]. Состояние перешло благотворительной организации с условием поддерживать установленный порядок в хранении документов и ведении учетных книг. Все благотворительные организации Флоренции вели учетные книги по правилам двойной бухгалтерии. Архив Датини дошел в самом полном состоянии и сохранил около 600 единиц хранения учетных записей. Несмотря на хорошую сохранность, историки заинтересовались документами лишь в начале XX в. Составление полной описи завершилось к 1958 г. Тогда же начали выходить первые публикации по изучению источников архива Датини. Счетное дело представлено отчетами отделений разных городов и центральной конторы в Прато. Они имели форму книжечки со статьями по активу и пассиву. Отчеты включали бухгалтерский баланс, а также данные по прибыли и убытках, находящиеся в точном соответствии между собой. Внеоборотные активы баланса отделены от оборотных с начислением амортизации, с

указанием будущих и непредвиденных расходов и резервов. В отчетах можно проследить элементы расчета себестоимости, оценку активов [6, с. 37; 7, с. 69].

Становление учета в компании Датини прошло несколько этапов. Во второй половине XIV в. применялась неудобная простая бухгалтерия. Позже перешли к более совершенной двусторонней форме счетов, а с 1390 г. - к использованию двойной бухгалтерии с применением по-прежнему римских цифр. Указанный переход по времени совпал с переездом Ф. Датини из Авиньона, где началась его карьера купца, в родной город Флоренцию. Сомнительно, что бухгалтеры Датини сумели в короткий срок самостоятельно выработать сложную систему. Они ее заимствовали, попав во Флоренцию, где новая система была известна и успешно применялась.

Высокий уровень итальянской бухгалтерии подтверждается наличием коммерческих школ в городах севера страны. В бухгалтерские книги ряда компаний занесены расходы на обучение счетоводству сыновей и сотрудников фирм. По данным Ф. Броделя, во Флоренции была школа для подготовки купцов, в которой ученики изучали арифметику и счетоводство до 15 лет. Существовали целые династии преподавателей бухгалтерии [1, с. 405]. О высоком уровне обучения свидетельствуют не только учетные книги, но и слава коммерческих школ за пределами Италии, в которые предпочитали поступать ученики других стран Европы.

Главное противоречие долитературного периода счетоводства состоит в том, что методы и принципы были введены в каждодневную практику на два века раньше, чем появился письменный научный Трактат Луки Пачоли. Развитая в культурном и экономическом отношении Флоренция могла гордиться и живой исторической мыслью. Известны средневековые хроники конца XIII в. Самым заметным вкладом в развитии флорентийской историографии стала единственная книга Дж. Виллани «Новая хроника, или история Флоренции», созданная в первой половине XIV в.

Будущий историк родился в семье успешного и влиятельного флорентийского купца, но трудиться на ниве коммерции предпочел не в фирме отца, а по найму в компании Перуцци.

Как торговый агент он много ездил по Италии, и вскоре стал пайщиком компании с вкладом в 2 тыс. лир [11, с. 136]. Посещение Рима пробудило его интерес к истории. Он решил написать историю родной Флоренции. Теперь службу в компаниях Перуцци и Буонакорси он совмещал с занятиями по написанию исторических хроник. После неудачной имущественной тяжбы с компанией Перуцци Виллани трудился в управленческих структурах города. С конца XIII в. городом начали управлять богатые предприниматели, создав приорат - правительство цеховых старшин. Узурпация власти деловыми людьми сочеталась с масштабной помощью бедным через создание благотворительных организаций. Сбор и расход собираемых средств находились под строгим контролем. Учетные книги флорентийских благотворительных организаций и епископата велись по правилам двойной бухгалтерии и регулярно проверялись правительством. Виллани трижды избирался в приорат, занимал должность консула цеха купцов и банкиров, был контролером монетного двора, членом комиссий - налоговой и по закупке зерна, занимался реконструкцией церквей и строительством фортификационных сооружений. Его обвинили в растрате, но он сумел доказать свою невиновность. Сделать это без опоры на данные учетных книг было невозможно.

Закат политической карьеры Виллани активизировал его занятия историей. Вышли первые части «Новой хроники», с большим интересом встреченные жителями Флоренции. Автор обретал признание как историк, но его жизнь оборвала эпидемия чумы 1348 г. Как автор «Новой хроники» Виллани был достаточно критичен и правдиво описывал городские проблемы. Однако в его труде мы не найдем упоминания о банкротстве торгово-банковских компаний Флоренции 1345 г., когда английский король Эдуард III отказался выплачивать им свой колоссальный долг в 1,5 млн флоринов. Нет в книге никаких намеков на использование принципов двойной бухгалтерии флорентийскими компаниями, о чем Виллани знал наверняка [11, с. 136].

Все последующие историки раннего Возрождения писали о Флоренции только в восторженных тонах. Историки других итальянских городов много писали о культуре, оспаривали приоритет

принадлежности городу того или иного писателя, поэта, ученого, например Фибоначчи. Но никто не обмолвился и не назвал автора двойной бухгалтерской записи. В середине XV в. в Неаполе в качестве консула находился Бенедетто Котрульи из Дубровника. Вскоре им была написана книга «О торговле и совершенном купце», состоящая из 50 глав. Основное назначение книги - описать организацию и технологию торговли. Поскольку Б. Котрульи считал, что «.основательное знание правильной бухгалтерии учит заключать сделки, торговать и получать прибыль», то 13-я глава книги «О торговле и совершенном купце» рассматривает вопросы бухгалтерского учета как одного из инструментов ведения хозяйственной деятельности (цит. по: [12, с. 475]). Автор рекомендовал купцам вести три книги - Главную, Мемориал и Журнал. На трех страницах нечетко излагаются правила составления учетных книг, сходные с принципами двойной бухгалтерии. Автор оговаривается, что по письменным руководствам их сложно изучать. Данная фраза составляет единственное письменное упоминание о наличии учебников до появления труда Л. Пачоли, выраженная невнятно и полунамеками. Книга Котрульи, написанная в 1458 г., вышла в свет только в 1573 г. в Венеции, т. е. через 115 лет после написания. Ее сразу же перевели на французский язык и издали в Лионе в 1582 г. На языке оригинала (итальянском) переиздали в 1602 г. Третье издание увидело свет в 1990 г. Поскольку принципы двойной бухгалтерии в книге Котрульи не оговариваются, то остается непонятным факт осведомленности автора о двойной записи. Такое положение может иметь место в двух случаях: либо это рядовое каждодневное дело, либо просто неизвестное. В трудах историков Средневековья мы не найдем упоминания о двойной бухгалтерии. Об использовании принципов счетоводства, близких к современным, станет известно только по учетным книгам, сохранившимся в архивах, не ранее конца XIX в.

К. Ю. Цыганков убедительно относит итальянскую бухгалтерию раннего Возрождения к вершинам средневековой научной мысли, которая превосходила «по сложности и совершенству все остальные вместе взятые нововведения того периода. В отличие от других новшеств Средневековья, более простых, но прививавшихся очень медленно

и сразу попадавших в разряд цеховых секретов, она стремительно распространилась по многим городам Италии, преподавалась в школах, использовалась в коммунах и судах. Она, единственная не была заимствована у соседей... Однако хроники, купеческая переписка и все прочие средневековые источники стерильно чисты от любых сведений о бухгалтерии. И эта стерильность красноречивее всего свидетельствует: молчание было не случайным, имело организованный характер» [11, с. 146].

В этот же период средневековый учет в других европейских странах был приблизительным и неточным. Получается, что вся Европа перешла к сложным формам бухгалтерии в XVII-XIX вв., а Италия применяла и использовала эти достижения с конца XIII в. При этом не известно никаких переходных форм счетоводства и черт постепенности прогресса. Долитературный период развития бухгалтерии в Италии является самым продуктивным и самым загадочным, не дающим точных ответов на возникающие вопросы.

В настоящее время одним из спорных остается вопрос о предпосылках создания двойной бухгалтерии. Гипотеза римского происхождения двойной бухгалтерии имеет мало сторонников. Противники этой гипотезы по-разному видят источники причин. Например, американский историк А. Литтлтон отказывает Древнему Риму в наличии необходимых предпосылок. Он полагает, что для создания двойной бухгалтерской системы нужен определенный уровень социально-экономического (частная собственность, капитал, торговля, деньги, кредит), культурного и научного развития (письменность, математика). Все эти черты имелись в отдельности и только в эпоху Крестовых походов они сошлись воедино в городах Северной Италии как центров торговли между Европой и Ближним Востоком [5, с. 30].

Бельгийский историк Р. де Рувер отстаивает тезис о вероятном возникновении двойной бухгалтерии почти одновременно в нескольких торговых центрах Италии. При этом ученый исходит из того, что такую систему проще изобрести, чем заимствовать. По мнению де Рувера и его сторонников, сделать это в состоянии купец любого развитого торгового центра [6, с. 12, 34].

Перечисленные научные доктрины убедительно опровергает К. Ю. Цыганков. Он обращает

внимание на то, что двойная бухгалтерия начала использоваться в Италии между 1250 и 1350 гг. Анализируя историю развития учетной мысли литературного периода, ученый приходит к мысли, что создать нечто подобное могут профессионалы исключительно высокой квалификации, имеющие возможность столетиями работать под эгидой мощного государства. Обладателем необходимых для этого ресурсов был только Древний Рим. Всесторонне и аргументированно рассматривая гипотезу о римском происхождении, К. Ю. Цыганков приходит к выводу об ошибке А. Литтлтона по поводу возможностей античного Рима. По мнению К. Ю. Цыганкова, для выдающегося развития учетной мысли именно Древний Рим обладал как экономическими, так и культурными предпосылками и имел значительное превосходство в развитии перед средневековой Италией. Именно римская гипотеза позволяет объяснить качественный скачок итальянской бухгалтерии XIII в., которая обогнала потребности своего времени, так как процветающие компании Европы пользовались достижениями простой бухгалтерии до конца XIX в. Как пишет К. Ю. Цыганков, «Столь быстрый прогресс после восьми веков отсутствия даже самых простых форм хозяйственного учета возможен только при заимствовании. учетной технологии, подкрепленной непререкаемым авторитетом передающей стороны. особенно в случае отказа от нелепого (и уничижительного для учетного сообщества) допущения: возможности случайного создания двойной системы в ее почти современном виде купцами и лавочниками в течение нескольких десятилетий» [11, с. 450, 458, 485-504]. Таким авторитетом и опорой могли стать только достижения античности.

Итак, Средневековье, пришедшее на смену эпохи культуры и образованности Древней Греции и Древнего Рима, долгое время воспринималось периодом застоя интеллектуальной жизни, пока романтики XIX в. не осенили его ореолом рыцарства. Не впадая в односторонность, надо признать, что многие научные и культурные достижения были утеряны или надолго забыты. Наука превратилась в служанку богословия, обслуживающую интересы средневековой церкви. Многие выдающиеся достижения того времени европейцы заимствовали у других народов - арабов, индусов и китайцев.

К характерным признакам феодального способа производства относятся следующие: аграрная экономика; крестьянин как главная производительная сила общества; господство натурального хозяйства с постепенно нарастающими признаками товарности. Основные черты феодализма дополняют и подчеркивают его признаки. К ним относятся: наличие крупной земельной собственности (феодалов) и мелкого индивидуального хозяйства крестьян; внеэкономическое принуждение разной степени, доходящее до крепостного права; иерархическая лестница внутри элиты, сословность и корпоративность общества.

Главными проблемами денежного обращения эпохи Средневековья оставались нехватка драгоценных металлов, разнообразие монетных систем, фальшивомонетничество и эксплуатация монетной регалии.

В эпоху Средневековья в Европе преобладала простая бухгалтерия, ведущая линейную запись в хронологическом порядке. Человечество долго и трудно шло к выработке единых оптимальных алгоритмов арифметических действий. Средневековые люди совершили восхождение от конкретного к абстрактному, овладев не только техникой, но и философией вычислений. «Книга абака» Леонардо Пизанского повлияла на развитие бухгалтерии спустя два века после появления. Вместе с тем учетные книги Флоренции XIV в. вполне корреспондируются с современными достижениями в

области бухгалтерии. Секреты флорентийских бухгалтеров не выходили за пределы Италии и были открыты вновь путем проб и ошибок.

Список литературы

1. Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988. С. 405.

2. Депман И. Я. История арифметики. М., 1965. С. 225.

3. Кейль К. П. О некоторых древнейших обработках трактата Луки Пачиоло по бухгалтерии. Могилев, 1910. С. 174,175.

4. Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 110.

5. МэтьюсМ. Р., ПерераМ. Х. Теория бухгалтерского учета. М., 1999. С. 30.

6. Рувер де Р. Как возникла двойная бухгалтерия. М., 1958. С. 37.

7. Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М., 1996. С. 69.

8. Соколов Я. В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета. М., 2003. С. 38-39.

9. Средние века. М., 1965. С 231.

10. Толмачева Р. П. Экономическая история. М., 2013.

11. Цыганков К. Ю. История учетной мысли. М., 2013. С. 119,120,123.

12. Черняк В. З. История предпринимательства. М., 2010. С. 475.

13. Экономическая история зарубежных стран. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.